Готлиб Маурицы - еврейский Рембрандт

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Рассказ пойдет о крупнейшем еврейском художнике - Маурицы Готлибе (1856, Дрогобыч – 1879, Краков), показавшем собственный народ под углом зрения, ранее неизвестным - как бы изнутри, глазами самого еврея.
Его при жизни называли еврейским Рембрандтом.
Маурици родился 21 или 28 февраля 1856 г. в богатой семье одного из первых дрогобычских нефтепромышленников Ицхака Готлиба и Фани Тигерман. В шумной и дружной семье Готлибов было одиннадцать детей, которые рано проявили свои художественные таланты.
Кроме Мауриция, художниками стали еще четверо его младших братьев – Филипп (род. 1870), Мар¬сель, Марчин (1867-1936) и Леопольд (1879-1934).
Живописи Маурици Готлиб обучался в художественной школе во Львове (1869–72), в Венской академии художеств (1872–75) и в Школе изящных искусств в Кракове (1875), где его учителем был знаменитый Ян Матейко, оказавший решающее влияние на творческое формирование молодого художника. Неоднократные антисемитские выходки соучеников в Кракове заставили Готлиба переехать для учебы в Мюнхен (1876).
Автопортрет этого периода Готлиб демонстративно назвал «Агасфер» (1876, Национальный музей, Краков), отождествив этим себя с героем легенды о Вечном Жиде.
За картину «Шейлок и Джессика» (1876) Готлиб получил приз Академии художеств.
В 1878 г. он провел около пяти месяцев в Риме.
В 1876 г. в Мюнхене из-под кисти Готлиба вышла одна из выдающихся его работ – «Шейлок и Джессика» – иллюстрация к драме Шекспира «Венецианский купец».
С этой картиной в жизнь Мауриция вошла Любовь. Джессику художник написал с Лауры Розенфельд, дочери преуспевающего венского банкира (а по некоторым сведениям – торговца), в которую влюбился, как пишут в романах, «с первого взгляда».
Она была на год младше Мауриция.
Трагически воспринятый Готлибом отказ родственников любимой разрешить ей выйти замуж за художника и туберкулез легких вскоре свели его в могилу в возрасте 23-х лет. Творческая деятельность Готлиба длилась всего около пяти лет.
Наиболее значительные его произведения: «Уриэль Акоста и Юдифь» (Эрмитаж); Мауриций видел в Лауре свою Музу, ее он изобразил на множестве картин, например, на известной иллюстрации к трагедии Карла Гуцкова «Уриэль Акоста». Художник написал самого Акосту, философа и романтика, с которым, вероятно, ассоциировал себя, рядом с его возлюбленной Юдифью, образ которой и был списан с Лауры.
«Христос, проповедующий в Капернауме» (1879, Национальный музей, Варшава); В Кракове в 1879 он начал рисовать картину «Проповедующий Христос» (Варшава), которую не закончил.
Капернау;м, Кафарнаум, Кфар Нахум (букв. «град Наумов»). В прошлом — город в Галилее на берегу Тивериадского моря (сейчас — озеро Кинерет), библейское место.
В Капернауме в синагоге проповедовал Иисус Христос.
«Женщина с веером», «Рахель»; Волна очарования окутывает портрет «Рахель» (ок. 1876) - тонкий и нежный образ, от которого трудно оторвать взгляд. Аристократичный профиль, пристальный взгляд черных, как маслины, глаз, струящийся мягкий волос, нежная, матово - белая кожа женщины, горделивая осанка делают ее невероятно привлекательной и недоступной.
В Ветхом Завете Рахиль - любимая жена патриарха Иакова, мать Иосифа и Вениамина. Рахиль умерла при родах Вениамина, и в иудео-христианской традиции она считается символом матери, жертвующей жизнью ради своих детей.
Картина Готлиба «Синагога в Иом-Киппур» (1878, Музей искусств, Тель-Авив), в которую он включил автопортрет и надпись на иврите (на мантии Торы): «Это дар в поминовение души покойного М. Г., да благословится память его».
Еврейская пресса признала эту картину национальным шедевром, а художника — лучшим еврейским живописцем XIX века.
В 1878 году в Мюнхене Готлиб написал свою «главную» картину – «Синагога
в Йом-Кипур», которая находится сейчас в Музее искусств Тель-Авива, дорогую и какую-то интимно личную для любого еврейского сердца, наш национальный шедевр. Это полотно – и своеобразное подведение итогов, и предчувствие скорой смерти, и дань любви и уважения близким людям.
Из двадцати фигур на картине пятнадцать знакомы художнику лично. Мауриций изобразил своих родителей, нашлось место на холсте бывшей невесте Лауре и ее семье, причем девушку он изобразил дважды: слева с закрытым молитвенником в руках – на возвышении в женской части синагоги, и справа – что-то шепчущей матери, тут в её волосах, под краем серебристого кокетливого чепца – алая роза… На этой картине не забыл он и о себе, написав автопортреты в трех разных возрастах. В центре художник изобразил себя 22-летний (именно столько ему исполнилось в 1878 г.), с медальоном в виде звезды Давида и своими инициалами на ней.
Слева стоит маленький Готтлиб с таким же медальоном на шее, а справа он же – подросток, усердно читающий молитвенник. Надпись на картине: «…в память о покойном Моше Готлибе».
Художник словно прощался с собой, с той жизнью, в которой была Лаура…
Весь еврейский мир в этих образах – глазах и фигурах стариков, юношей, женщин, детей – с его прошлым, с его Книгой Книг, с его духовным величием, с его печалью, терпением, надеждой….
Картина сменила пятерых владельцев, пока в 1955 году Сидни Лемон (Нью-Йорк) не подарил её Израилю.
Глубиной психологических характеристик выделяются портреты: Лоры Геншель-Розенфельд (Музей искусств, Тель-Авив), «Портрет еврейской невесты» (Израильский музей, Иерусалим), написанные Готлибом в 1876 - 1877 годах.
Как же сложилась жизнь Лауры Розенфельд? Она счастливо прожила в браке с банкиром Хеншелем тридцать лет, родив ему четырех дочерей.
В 1930-х гг., спасаясь от нацистов, семья переехала из Австрии в Голландию. Почти девяностолетняя
Лаура Хеншель погибла в апреле 1944 г. в Освенциме.
«Портрет сестры» и «Женский портрет» были написаны Готлибом в 1878 - 1879 годах.
Талантливый художник умер на самом взлете. Ему было 23 года! Всего за пять лет творческой жизни он успел написать почти триста картин, часть которых является украшением многих музейных коллекций. На сегодняшний день найдено меньше половины работ, указанных в едином каталоге художника. Видимо, большая часть картин была уничтожена в вихре революционных событий начала ХХ века и во время Второй мировой войны, поскольку многие еврейские семьи считали за честь заказать у Готлиба портрет или купить его готовую работу для своей коллекции.

Картины художника можно посмотреть на сайтах 
http://art.lviv-online.com/maurycy-gottlieb/
https://www.wikiart.org/ru/mauritsiy-gottlib