Памяти Курта Герштейна. Аминь

Виктория Блиндер
 В 1963 году, всего через 18 лет после  разгрома и капитуляции Германии,  когда память о прошедших событиях была ещё свежа, на  сцене Берлинского театра "Фольксбюне" (Berliner Freie Volksbhne)  состоялась премьера пьесы Рольфа Хоххута  «Наместник». Скандал  разразился  сразу же после премьеры. Ватикан не принял обвинения в пособничестве  массового истребления евреев. Более того, Ватикан  был  вообще категорически против широкого обсуждения этой темы.
Спектакль был изъят из репертуара театра через 2 недели. Канцлер  ФРГ  Конрад Аденауэр принёс извинения  Ватикану за постановку.  И несмотря на запрет, драма Хоххута была переведена на многие языки.
В 2002 году, французский режиссёр греческого происхождения  Коста –Гаврас (Константи;н Гаврас), снял по драме Хоххута  фильм «Аминь».
Как и спектакль, фильм вызвал весьма разноречивые отзывы. Несмотря на использование исторически достоверных сведений, были попытки обвинить создателей фильма в  фальсификации образов и событий.
В центре повествования два героя:
Курт Герштейн – немецкий инженер , специалист по синильной кислоте , происходивший из буржуазной семьи, и  связанный  с христианскими антинацистскими кругами.  Исторически существовавший человек.
Риккардо Фонтана –   иезуит,  образ вымышленный. Скорее всего,  он был создан в память тех священнослужителей, которые вопреки позиции Ватикана , боролись с чёрной  чумой фашизма.
Фильм начинается с исторически существовавшего события.  4 июля 1936 года,  на заседании Лиги Наций в Женеве, выйдя на сцену, застрелился венгерский журналист Стефан Люкс. Таким образом он пытался обратить внимание Лиги на преследование евреев в Германии.
 Инцидент был замят и не получил широкой огласки, его всячески пытались замять и менее чем через 2 месяца, мир рукоплескал Адольфу Гитлеру и его своре на открытии Олимпийских игр в Берлине.  Ни одна страна не отказалась от участия,  несмотря на Нюрнбергские законы и концлагеря, которые находились на расстоянии получасовой езды от  стадионов.
Еще один эпизод показан зрителю сразу же после самоубийства Стефана Люкса. Он переносит нас в 1941 год,  в программу «Эфтаназия» -  программу уничтожения  инвалидов и умственно отсталых. В фильме показан резонанс, который был реакцией на массовые убийства. Встала общественность и Церковь. Эту борьбу возглавил  католический епископ Мюнстерский Клеменс Август Граф фон Гален.   Справка  - граф Клеменс Август фон Гален  -(1878 – 1946) был известен открытой критикой нацистской политики «бесполезных» убийств. Протест Церкви сыграл свою роль –  в конце августа 1941 года он вынудил  Адольфа Гитлера подписать приказ о прекращении программы.
 Режиссёр акцентировал  внимание на этой победе Церкви.
Все последующие далее события в фильме были сфокусированны  на уничтожении евреев в газовых камерах и попытках Курта Герштейна остановить это преступление.
Курт Герштейн – инженер, специалист по применению синильной кислоты, который  служил в  санитарном  отряде  дезинфекционного отдела войск СС был  глубоко  религиозным  – это неоднократно подчёркивается в фильме. Как бы ненароком рассказывается, что  в прошлом  он был уволен с госслужбы, несколько раз сидел за свои убеждения. И под нажимом отца он подал просьбу о реабилитации и в 1941 году был вновь зачислен на работу в войска СС.
 В 1942 году Герштейн был послан в один из концлагерей экспертом  по дезинфекционному применению газа циклон-Б. Он был уверен, что газ применяется для борьбы с эпидемиями инфекционных заболеваний, в частности брюшного тифа. Увиденное в концлагере привело его в шоковое состояние.
Газом циклон-Б предназначенным для дезинфекции, в газовых камерах концлагеря умертвляли людей.
В фильме не указывается название концлагеря. Однако достоверно известно, что Курт Герштейн побывал в  лагерях  смерти Белжец и Треблинка.
Увиденные массовые убийства евреев настолько поразили Герштейна, что он стал предпринимать попытки остановить этот процесс. Ему удалось уничтожить несколько партий Циклона-Б,  признав их бракованными.
Согласно фильму и  историческим данным, Курт Герштейн обратился к религиозным организациям и к  епископу Клеменсу  фон Галену, которым в своё время удалось остановить  программу «Эфтаназия» ,
но те категорически отказались заниматься евреями.
Далее Курт Герштейн сделал попытки передать данные о происходящем в концлагерях,  шведским и швейцарским дипломатам, которые также отказались вмешиваться.
Тогда Герштейн попытался передать достоверные данные Папе Римскому Пию XII.
Единственный человек, который откликнулся и подключился к борьбе,  был иезуит Риккардо Фонтана, потомок аристократической семьи.
Рикардо стал в картине символом священнослужителей, которые рискуя своей жизнью спасали евреев. Именно поэтому в фильме показано, что жизнь иезуита закончилась в газовой камере.
 Представители Ватикана  во главе с Папой Римским, так же как епископ фон Гален, отказались  от любого содействия в помощи евреям. Более того, в фильме ясно показана помощь нацистским преступникам, которую оказывало   главенство католической церкви  после падения Третьего Рейха. Показано, как бережно к ним относились , как их укрывали на территории Ватикана, как их переправляли в страны Латинской Америки.
Может быть именно поэтому пьеса Рольфа Хоххута вызвала гнев у Ватикана.
Конец фильма весьма символичен – черная сутана, с нашитой на неё желтой звездой, лежащая поверх груды одежды, говорит нам о гибели Рикардо в газовой камере концлагеря.
Практически одновременно, показаны -  заключённый в тюрьму Курт Герштейн, пишущий показания об использовании циклона-Б и   нашедшего убежище  в Ватикане врача концлагеря.
Курта Гернштейна нашли повешенным в парижской тюрьме Шерше-Миди. Кому и как удалось сделать это, осталось тайной.


P.S.
Записи  Курта Герштейна о применении циклона-Б  и массовых убийствах в газовых камерах, которые он вопреки всему успел передать,  были использованы как свидетельские показания на Нюрнбергском процессе.