Маргинальный пояс. 9

Ник Пичугин
информационные аспекты власти

Тень, знай свое место.

Е. Шварц

1. Феноменология власти
http://www.proza.ru/2018/06/21/815
2. Творческая элита
http://www.proza.ru/2018/06/27/768
3. Ордозная монада
http://www.proza.ru/2018/07/05/922
4. Замыкание в цепи
http://www.proza.ru/2018/07/12/693
5. Инерция исполнения
http://www.proza.ru/2018/07/19/1025
6. OS Голем
http://www.proza.ru/2018/07/26/954
7. Сумерки власти
http://www.proza.ru/2018/08/02/905
8. Классовый апартеид
http://www.proza.ru/2018/08/09/867

9. Цикл Соляриса

    Хотелось бы вдаваться в детали. Без них «Маргинальный пояс» выглядит заумно академично и… недостаточно пафосно. Но, по сути, по самой общей сути вопроса, это все; тема раскрыта. Требования жанра предписывают автору на этой точке и остановиться. Однако, есть две-три детали, которые требуют немедленного внимания. Но мы, разумеется, поступим наоборот: сначала итоги.

     Наиболее существенным фактом информационного метаболизма человечества является революционный характер прогресса: мы умнеем рывками. И каждый такой рывок связан с историей отдельной системы власти, которая решает отдельную духовную задачу: установить в обществе новый образ жизни, новую нравственность и, как следствие, новое мировоззрение. Каждая Система создается этой задачей и умирает в ее решении. Власть, – по крайней мере, в сегодняшнем понимании – это сугубо информационный феномен, в котором важно выделить два аспекта: аппаратную технологию власти и ее идеологию. Различают три вида идеологической деятельности Системы: программирование, идеология и миф. Им соответствуют три фазы развития: установка, исполнение и стагнация. Цветение, созревание и плодоношение Системы.
     Программирование можно назвать «мифом о будущем». Активизируется подсознание человека толпы. Формулируется, провозглашается и пропагандируется «социальный запрос» массы – те желания, мечты и устремления, которые обыватель сам по себе не в состоянии выразить. То, что считалось мечтой, объявляется целью. То, что считалось обязательным условием, объявляется препятствием. Это и создает поле мотивации в обществе, оно всегда основано на кредите доверия.
    Культурный процесс можно считать скрытой, «нулевой» стадией развития Системы власти – еще без системы и без власти как таковых. Когда «поле мотивации», установленное действующей – уже бездействующей – старой властью, расползается лоскутами, и в актуальной сфере общества образуется вакуум, в этот вакуум и вторгается, как уже сформировавшийся циклон, поток новаторских культурных установок, входя в первую фазу трансформаций – фазу установки.
     Мощность информационного обмена растет на порядки, он усложняется;  нисходящий сигнал («культурные установки»), идущий от элиты к массам, приобретает конструктивный, практический характер. Формируется «первый посредник» между массой и элитой: прототип аппарата власти. Он частично перемыкает на себя «социальный запрос», направляет его к исполнению – но это только стимулирует информационные процессы. Социальный запрос стремится к полноте выражения, и обретает ее уже в интерактивном режиме, в ходе исполнения первичных требований конформной массы. Таким образом в обществе формируется новое поле мотивации. Массы еще не всегда видят прямую связь между своими запросами и командами новой власти, но это вопрос пропаганды. Надо ясно понимать, что на стадии установки программируется все общество, а не только система власти, которая, собственно, «устанавливается»..
    Ее функцией является пока что – увязать социальный запрос с общими установками творческой элиты, придать им актуальный, творческий характер; продуктом этого синтеза является конкретная команда на исполнение. Так образуется замыкание в цепи «культурологического цикла» – одновременно и вместе с исполнением социального запроса, которое, собственно, и закрепляет поле мотивации: доверие массы должно оправдываться! В этом замыкании образуется первичная, грубая внутренняя структура Системы: ее (первоначально доминирующая) идеологическая ветвь – и аппаратная, первоначально зависимая и слабая, но быстро растущая.
      На этой стадии уже образуются встречные информационные потоки весьма специфического характера: потоки отказов. Впоследствии они, усилившись сверх всяких пределов, разрушат Систему; но на стадии программирования играют, скорее, конструктивную роль – формируя структуры Системы в форсированном режиме и отбирая кадры для этих структур. В информационном отношении «поток отказов» качественно отличается от человеческого общения, механизм которого мы обсуждали в предыдущих публикациях. Есть такое понятие: «поток событий»; сюда же следует отнести и «несобытия» – отказы исполнить то или иное предписание. Такого рода обратная связь существует в Системе всегда – с условного момента ее рождения. Это явление нормальное и необходимое – до тех пор, пока отказ принимается.
    Выделяются два потока. «Отказ исполнения» испытывает на себе аппаратная ветвь: невозможно выполнить невозможный приказ. («А я говорю – любой ценой!») А «отказ понимания» идеологическая ветвь Системы сама адресует элите. План «нового общества» опирается на новые гуманитарные идеи, выдвинутые элитой социума, но они доходят до сознания обывателя только потому, что в фазе установки адаптируются, приобретают конкретные и практические формы. И упрощаются. Толпа мыслит действием. Кадровая мобильность, характерная для стадии установки, снимает проблему исполнения, но вечная проблема понимания не имеет решения и приводит к блокаде «культурных установок», поступающих в Систему: элита отключается от участия в управлении. Образуется первый блок и первая лакуна в поле мотивации: скудеют, а позднее истощаются социальные ниши, ответственные за связь власти с творческой элитой. 
   
     Адаптация и вульгаризация основополагающих идей продолжается далее на стадии исполнения; этот процесс и принято называть «идеологией». Действия власти попрежнему зависят от элитарных установок – но не от элиты. Идеология – интерактивная идея; это миф о сегодняшнем дне. Да, она формирует события, но в то же время и сама формируется событиями. Индивидуальные цели обывателя смещаются из сферы личной жизни в область совместного материального творчества. Происходит массовая социализация, анимация и редукция персональной психики. Человек становится винтиком колоссального механизма преобразований – материальных и духовных. Человек… формализуется.
    И сначала кажется, что это хорошо. Зрелые, законченные, стабильные формы управления позволяют обществу набрать крейсерскую скорость в своем развитии и материальном строительстве. Общественная жизнь протекает в рамках регламента и ритуала – пока еще широких, но уже жестких. Смысл жизни становится не просто личным делом каждого, но личной тайной человека, тщательно скрываемой от общества. Поскольку, по официальной идеологии, смыслом обладает только общество. Так возникает (или обнаруживается) противоречие между формальными и смысловыми мотивами  общественной жизни; которое, в конечном счете, и порождает конфликт культуры и власти. Система отключается от стратегического планирования и ничего нового не предлагает человеку – только то, что формально предусмотрено законами, правилами и инструкциями. «Ступай, бабка, тебе не положено.»
    Полдень Системы, остановленное мгновение.
    Во всяком случае, формализация социума хороша для анализа. Наиболее формализованным и стабильным является информационный «цикл власти»: сам по себе процесс исполнения властных обязанностей. Он состоит из ветви «общественного требования» (масса – власть), проходящей через эмоциональную область инфосферы, – и ветви «управления» (власть – масса), которая проходит через рациональную область. Функционально это информационный дубликат исполнения той задачи, которая была поставлена перед Системой власти; точнее, сформировалась ею.
    Но желания и… да, запросы массового человека гораздо шире его возможностей – того, что он имеет прямо сейчас, с помощью власти или без нее. Эти запросы Система оставляет без удовлетворения и ответа. Но их воспринимает общество, они живут в инфосфере – никем не учтенные смыслы; живут за пределами потока событий. На этой почве – разделения на возможное и невозможное – образуется разрыв между властью и элитой: формируется новый «культурологический цикл», который состоит из ветви «социального запроса» (масса – элита, через эмоциональную сферу социума) и ветви «культурных установок» (элита – масса, через рациональную сферу). Это информационная модель культурного процесса, который все больше дистанцируется от власти (и ее «цикла») и все больше наполняется  – той информацией, от которой отказалась Система, формализуя свою работу и блокируя смыслы социального запроса. Элита находится вне общества, на периферии инфосферы, за пределами потока событий. Здесь и происходит информационный обмен между массой и элитой; здесь формируются общественные идеи будущего. Здесь, в общественном подсознании, вытесненный «социальный запрос» обывательской массы формирует «культурологический цикл» – уже новый. Этот процесс проходит вяло и не влияет на порядок вещей, на события. До поры.

    Под давлением отказов в социуме образуются еще два информационных цикла, идущих в обратном направлении – потому что их источником является власть: это поток сознания Голема в обществе. На поток «элитарной критики» (элита – Голем, через рациональную сферу) Система реагирует угнетением культурного процесса. «Поток репеллента» (Голем – элита, через эмоциональную сферу) – вот что было воспитателем поколения кочегаров и дворников. Этот «цензурный цикл» образуется на стадии исполнения как требование интеллектуального «одобрямса». Стимулы (аттрактанты и репелленты) формируют структуру социальных ниш, которая гарантирует благосостояние и успех только той части творческой элиты, которая выполняет социальный заказ (Системы) – так возникает корпус «ренегатов элиты», обслуживающих власть. Все остальные имеют прекрасную возможность осваивать рабочие профессии, и по социальному статусу ничем не выделяются из массы тружеников.
    Гораздо более изученным представляется другой цикл Голема  – «медийный»; поэтому здесь мы не будем вдаваться в детали. Он состоит из потока «общественного отказа» исполнителей (масса – Голем, через рациональную инфосферу) и «потока кривологики» (Голем – масса, через эмоциональную). Функционально этот поток служит для подавления социального запроса (который не был исполнен) путем медийного угнетения и анестезии подсознательных желаний и устремлений массы; в том числе и тех, которые создали действующую власть, ее задачу и ее идеологию.

     Персональный миф обывателя  формировался веками; господствующая идеология вносит в него только поправки. Любая власть может существовать только на фоне этого коллективного бессознательного и в согласии с ним. В фазе стагнации происходит интегрирование сегодняшней идеологии в вековой миф. Это необходимая составляющая прогресса.
     Так что же такое миф? О, по этому вопросу создана целая библиотека ответов! Ну допустим, это иллюзорная картина окружающего мира, общая для всех. Все в этой картине ясно и понятно, и не вызывает сомнений; потому что миф – это ответ на все вопросы. Однако миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность. Он не знает категории времени, жизнь в мифе – вечное повторение. Восприятие погруженного в миф человека искажается «комплексом Экклезиаста»: настоящее воспринимается как единственная объективная реальность; причем она распадается на совокупность статических состояний. Обывателю представляется, что увиденное им было таким всегда, и всегда все находилось, находится и будет находиться на своем неизменном месте. Это еще не «конец истории», однако тенденция отчетливая. Прогресс культуры атакует этот миф: ложные опережающие ответы вытесняются конструктивными вопросами. Неполная ложь – тоже ложь; она противостоит прогрессу. И история цивилизации – это история конфликта между культурой и мифом. Этот конфликт и является предметом изучения социальной информатики; которая, собственно, и возникла на почве этого конфликта.
    В фазе стагнации «поток управления» только поддерживает существующий порядок. Этого уже недостаточно. (Perpetuum mobile-II невозможен!) Чтобы скомпенсировать энтропические потери, и задействован «поток кривологики». Он-то и искажает «персональный миф», вытесняя подсознательные устремления массы на периферию общества. Вытесняет – но не уничтожает…
    Понимая смерть системы как кризис, мы имеем в виду, что всякий кризис характеризуется декомпенсированной обратной связью. Медийный цикл «кривологики» и «цензурный цикл» – это рефлекторная реакция Системы на ослабление поля формальной мотивации. Но, поддерживая это поле, «циклы Голема» стимулируют и питают силы разрушения. Одним из побочных эффектов идеологической пропаганды является активизация «сослагательного» сегмента инфосферы. Информационный террор вполне успешно подавляет протестные импульсы конформиста, «но ложь! ложь!» – это вызов каждому мыслящему человеку. Конечным результатом этой обратной связи является непроизвольный саботаж тружеников и «сопротивление вкуса» тех, кто сказал «нет». Общественный отказ и элитарная критика – в расширенном воспроизводстве. Трудящаяся масса отвергает мифы Системы и включается в культурологический процесс, управляющие центры которого организуются  и структурируются под давлением цензуры. Труженики и элита находят друг друга. По отдельности они – толпа, и только вместе – народ. Складывается режим «классового апартеида», в котором Система власти оказывается изолированной морально и функционально. Вовлекаемая все глубже в событийную (актуальную) сферу общества, элита, в конце концов, оказывается перед выбором: поддерживать смысловое поле мотивации и дальше – или создавать новое, с обновленными смыслами? Ответом оказывается неизбежный исход корабельных крыс. Цикл замкнулся.

    Ну а теперь – бонификация для тех, кому текст этого раздела показался тривиальным повторением ранее сказанного. Самое время предложить им вопрос действительно нетривиальный. (Все остальные могут пропустить следующие разделы и переходить сразу к эпилогу.)
    Информационный террор, осуществляемый властью в формате современных технологий, с полным основанием можно считать вызовом эпохи. Знание его сути – не просто какая-то наука или литература, но – средство защиты; единственно эффективное  на сегодняшний день. Но только тогда, когда это знание эмоционально. Когда его…  прочувствуешь. Одна или две публикации не могут исчерпать тему ИТ, но способны раскрыть тему власти с эмоциональной стороны; наполнить чувством текст – и это касается не только «Маргинального пояса», но и «Глоссария ИТ», который давно ждет комментария.

Литература:

Ст. Лем. «Солярис»
А.Ф. Лосев «Диалектика мифа».
Лев Гумилев. «Тысячелетие вокруг Каспия»

10. Кривологика Голема
http://www.proza.ru/2018/08/21/963
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.proza.ru/2018/08/30/684
12. Ренегаты элиты
http://www.proza.ru/2018/09/06/954
Эпилог. Прыжки над пропастью
http://www.proza.ru/2018/09/13/564