Змееборцы

Владислава Ли-Бин
ЗМЕЕБОРЦЫ

О ТОМ, КАК ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ, АЛЁША ПОПОВИЧ И ИВАН ВСЕСЛАВСКИЙ НА ЗМИЯ ПОШЛИ.


1

 Как-то раз на лесной перекрёстной дороге встретились Добрыня Никитич и Алёша Попович.

- Приветствую тебя, мой названый брат!  – сказал Добрыня Алёше, спрыгнув с коня и протянув ему руку.

Тот, хитро улыбнувшись и не спешившись притом, отвечал:

- А я знал, что мы встретимся. Куда ты путь держишь?
- По велению Князя нашего великого на Змия иду. А ты?
- И я за ним, - говорит Алёша.
- Вместе пойдём народ от Змия защищать!
- Зачем вместе? Мы в Сказке Русской, а здесь лишь один герой надобен.

Расстроился Добрыня, покачал головой сердито и прыгнул на коня.

- Погоди, Добрыня! Не сердись! – Алёша взял его за руку. – Предлагаю уговор.
- Что ещё за уговор?
- Поскачем дорогами разными. Ты направо, а я налево поверну. И так и этак путь неблизкий и по времени одинаково длинён. Кто Змия победит, тот из Сказки Русской в Русь Несказочную уйдёт и там геройствовать станет.
- Да как же такое в голову тебе пришло, брат? – возмутился Добрыня. – Мы молодцы русские, былинные, нам тут место. Никто ещё не уходил в Русь Несказочную и никому неведомо, существует ли она в самом деле.
- Существует! Ты меня, брат Добрыня, не дури. О Руси Несказочной Соловей Илье Муромцу сказывал. Да и тебе о том говаривала не одна птица. Не ты ли птичьим языком ведаешь?

- Ведаю. Вижу не остановить тебя в безумстве твоём, Алёша. Силы у нас равные. Я в бою силён, а твоя хитрость и ум острее любого копья. Кто победит Змия, тот героем былинным останется, но уйдёт Русь Несказочную покорять. А второй в Сказке Русской героем будет.
- Идёт! По рукам!
Богатыри пожали друг другу руки и двинулись в путь. Алёша Попович влево коня повернул, а Добрыня в правую сторону поскакал.

2

Иван Всеславский сиротой рос с 12-летнего возрасту. К работе приучен, старым мельником вскормлен. С князьями дружбу не водил и девиц чужих не очаровывал, да и своих не имел. Высокий, но неплечистый рыжий паренёк годков девятнадцати окромя коровы да осла в жизни никого не видывал. Образован не был, языками не владел, на гуслях не играл, птичьих разговоров  не знал, а в боях  замечен не был. Что до ловкости, так и тут особо не похвастался бы Иван, поскольку в природе его наблюдалась некая неуклюжесть. И, пожалуй, никогда не узнали б мы о нём, коли в час заветный Добрыня Никитич мимо его деревеньки не проезжал. А было это так.

Два дня Добрыня следовал к логову Змия. В засаду попал, от разбойников отбивался, но не был ранен ими, а, напротив, одним ударом их головы вражьи сложил. Не было равных Добрыне в бою. Выносливости его позавидовал бы любой молодец, но коня своего он вымотал изрядно. Решился тогда Добрыня сделать отдых себе и товарищу боевому. Пришёл в деревню, где Иван Всеславский со старым мельником Семёном жил. Добрался до мельницы, видит, неподалёку изба стоит. Постучал Добрыня в двери, отворил ему Семён. Поклонился богатырь.

- Доброго здоровья, старец! Добрыней Никитичем звать меня. Держу путь долгий. Позволь напиться мне и коню моему, товарищу боевому. Благодарен буду, добра не забуду.
- Проходи, славный молодец, - отвечал мельник. – Семёном меня зовут. За мельника я тут. Пей сколько надобно. Наслышан о твоих подвигах, богатырь земли русской.
Семён проводил Добрыню в дом, дал напиться.
- А коня твоего мой сын напоит, - говорил мельник. – Иван! Поди сюда! Гость к нам пожаловал. Великий богатырь земли русской Добрыня Никитич.

Вошёл Иван, поздоровался, Добрыне поклонился. Тот величаво по плечу его хлопнул. Иван вышел из избы, напоил коня.

Пробыл Добрыня у мельника с час и дальше в путь собрался.

- Спасибо тебе, старец Семён, что в доме своём принял, напоил, накормил меня и боевого товарища моего.  Сил я набрался и готов дальше путь держать. Проси, что хочешь. Буду просить за тебя у Князя нашего великого.
- Ох,  благодарствую, Добрыня Никитич, только мне-то что старому надо? Ты вот возьми с собой сынка моего Ивана. Не родной он мне, сиротой заделался с двенадцати годков. Я его в дом к себе взял. А вот чую, помру скоро, а он кроме труда рабочего ничего и не умеет. Людей не знает, пропадёт. А с таким славным молодцом, как ты, глядишь,  и уму научится. Возьми его, сделай милость.

Задумался Добрыня.

- Что ж, будь по-твоему, старец. Коли обещал отблагодарить, слово сдержу. Со мной пойдёт твой Иван. Мне спутник надёжный не помешает, но помни: дорога моя опасная. На Змия иду, землю нашу от врага спасать.
Семён низко поклонился Добрыне и радостно вытолкнул Ивана из избы. Не сказать, что Иван был особливо обрадован  такому решению, но молча собрался и пошёл с богатырём земли русской.

3

Алёша Попович не зря славился острым умом и изворотливостью. Будучи хитрым малым и отчасти коварным, он всё же умудрился обмануть Добрыню. Выбрав левую дорогу, столь же длинную, как и правую, он, тем не менее, пошёл лёгким путём, где разбойников и супостатов встретить не пришлось.

В деревнях Алёшу радостно встречали молодые крестьянки. Он умел правильно улыбнуться и сказать нужные слова и всегда получал то, что надобно. Везде его ждал добрый и ласковый приём. А коли встречались ему старцы и здоровые крепкие мужики, то показывал хворь свою, тут же делаясь хроменьким. Крестьяне жалели Алёшу, потому как помнили о подвигах его, хотя жён при этом своих прятали за ставнями. Красивые хитрые глаза русского богатыря обезоружили не одно девичье сердце, и об том тоже многие ведали.

Так Алёша добрался до логова Змия прежде брата своего названного. И решился он вступить со Змием в разговор и хитростью вызнать, как в Русь Несказочную попасть.
 
Змий обитал под горным склоном, в пещере. Чтобы добраться до него, нужно было пройти самое длинное ущелье. Алёша знал дорогу и довольно скоро оказался на месте. Змий о трёх головах встретил Алёшу бесстрастно, будто знал о приходе его, не удивился и заговорил первым.

- Ну, здравствуй, Алёша Попович. С чем пожаловал, хитрец? Уж не сразиться ли со мною?  Я тебя как муху прихлопну и даже не замечу.
Алёша держал в руках гусли, которые не раз выручали его в делах ратных.
- Я тебе здравствовать не желаю, но и головы твои сложить не тороплюсь. Видишь гусли мои? Сила в них особая: как заиграю, так и уснёшь крепким сном, а там и Добрыня Никитич подоспеет, срубит головы твои одним махом, вот и разговоры все закончатся вмиг. Навсегда будет освобождена Сказка Русская от Змия проклятого.
Встряхнул Змий тремя головами, глазищами жёлтыми зыркнул и сказал:
- Что ж ты мне всё это глаголишь? Никак дело ко мне имеешь? Знаю я тебя, Алёша. Не сунулся бы ты в моё логово, коли выгоды не имел. Говори, что тебе надобно от меня?

- Да, прав ты, Змий проклятый, дело у меня к тебе. Знать желаю, как в Русь Несказочную попасть? Если скажешь, я твоего места не выдам, будешь дальше обитать в своём логове поганом.
Рассмеялся Змий.
- Дурака нашёл! Если место моё только ты знаешь, что ж грозишься, что Добрыня мне головы срубит?
- Добрыня пока  не знает сюда ходу, но отвага и сердце его любящее землю родную приведут однажды к тебе, и тогда уж ничто тебя не спасёт, будь уверен.

Снова рассмеялся Змий о трёх головах.

- Я скажу тебе, как в Русь Несказочную дорогу открыть, только никогда тебе там не бывать, Алёша Попович.
Ударил Алёша по струнам, притих Змий.
- Ладно, не надо, скажу как есть.
- Говори! А то гуслям моим уж больно охота в пляс удариться.
- Только кровь моя змеиная может дорогу открыть, но как умру, кровь в пену жёлтую оборотится и навсегда закрыт станет путь в Русь Несказочную. Нет Руси без Змия, а двум смертям не бывать. Глупый ты, Алёша, коли спор такой затеял. Без меня не может Русь для всех открытой быть. Лишь в одном месте со мною воевать богатырям, а где нет меня, там не с кем сразиться, и герои в такой стороне не нужны. Как сразят меня, так омертвеет та сторона. Знаешь ты теперь истину. Что делать станешь?

Сел Алёша на камень, и, не выпуская гуслей из рук,  призадумался. Нелёгким оказалось раздумие сиё. Как же Змия победить, в Русь Несказочную попасть и земле своей не навредить, но и героем былинным сохраниться? И тут в голову его пришла мысль.

4

Много дней провели в пути Добрыня Никитич и его спутник Иван Всеславский. Полюбился за то время Добрыне Иван. Разглядел он в нём паренька бесхитростного,  стариков уважающего, труд любящего. Заметил Добрыня и то, что умом Иван не особо далёк, а потому учил его добро людское от зла отличать, а восхищение истинное от притворства и лести. Хотел  было и языкам других народностей обучить и птичьему языку в том числе, но не пошла у Ивана эта наука. Тогда Добрыня стал Ивана копья метать учить. Кое-как стало у Ивана получаться, но до мастерства богатыря русского ему было далече. Иван Всеславский также полюбил Добрыню и был благодарен ему, что тот столь терпеливо пытался научить его жизни.

Неспешно следовали  путники к заветному месту. Помогали в пути героям люди добрые, звери лесные и птицы небесные. И вот однажды, когда устроили Добрыня с Иваном привал, подлетела к богатырю птичка, села на плечо и стала ему напевать что-то.

- Что хочет от тебя птичка небесная? – спрашивает Иван.
- Поведать о чём-то собирается. Скажи мне, птица, странствующая по небесам, видящая землю нашу со всех сторон и краёв, как логово Змия найти? В какую сторону нам податься?

Отвечала ему птица.

- Что говорит она тебе? О чём поёт? – опять спрашивает Иван.
- Говорит, будто недолго нам с тобой идти до логова Змия, что осталось полдня пути, и будем на месте.

Снова птичка запела.

- А теперь что говорит?

Вскочил резко Добрыня с земли и молвил:

- А теперь говорит, будто брат мой названный Алёша Попович со Змием в сговор вступил и головы рубить не станет злодею, а мою ему на блюде принесёт.
- Как же так? – испугался Иван. – Что ж мы делать теперь станем?
- Как и должно, пойдём в логово врага, - гордо отвечал Добрыня, - и вступлю я в бой со Змием и будут головы его на копьях моих красоваться.
Сели на коней Добрыня с Иваном и поскакали в путь. Птица дорогу Добрыне указала, и добрались они к вечеру в нужное место.

5

Из-за скал вышел Алёша Попович, встретил брата словами:

- Здравствуй, Добрыня! Прежде тебя добрался я до логова, но не осмелился идти к Змию, тебя не дождавшись. Прав ты был, вместе нужно с врагом земли русской сразиться.
 
Не выдал знания своего Добрыня и встретил Алёшу по-братски. Обнялись они, руки пожали.

- А это что за молодец с тобой? – спросил Алёша, показывая на Ивана.
- Это мой спутник и новый товарищ Иван Всеславский – сын старца Семёна.
- Старца Семёна? – ухмыльнулся Алёша. – Мельника?
- Да, отец мой мельник. Всё верно глаголишь, Алёша Попович, - отвечал Иван.
- Но значит и то верно, что не было никогда у мельника Семёна сыновей родных?

Нахмурился Иван, а Добрыня пригрозил Алёше:

- Полно, брат, ехидствовать! Я твой нрав знаю, и шутки твои тебе простить могу, но над сиротой смеяться не дозволю.
- Ладно-ладно, с миром я, с миром, - сказал Алёша. – Как на Змия идти собираешься? И что малец? С нами в пещеру двинется, али тут на карауле останется?
Снова вспыхнул огонь в глазах Добрыни. Но не успел он молвить своё слово, как Иван ответил сам:

- Я пойду в логово вместе с вами, а караулить тут нечего. Нет при нас ни злата, ни серебра, а всё сокровище наше  – кони удалые и сердце храброе великого богатыря земли русской Добрыни Никитича.

Потупил взор Алёша, устыдился, а Добрыня тронут был такими речами и обнял мальца.

 - Други мои, - произнёс он, - я прошу вас не ходить в логово. Знаю, не выдержишь боя ни ты, Алёша, так как хром, ни ты, Иван, потому как юн ещё и не опытен в бою, манёвров вражеских не знаешь.
Хотел было Иван сказать что-то, но Алёша его остановил.
- Прав ты, брат, и мудрость твоя, как и храбрость, не знает равных. Только ты способен сразить Змия.

Посмотрел строго на него Добрыня и молвил:

- Знай, Алёша Попович, я твой брат названный и всё простить смогу, кроме предательства земли нашей русской. Коли есть что за душой, говори сейчас, ибо после никого не пожалею.
- Мне секрет один деревенцы открыли, пока я странствовал, - начал Алёша. – Не казни Змия до той поры, пока я на гуслях сонную не сыграю.
- Что ж ты прежде его не усыпил?
- Сила особая у гуслей моих, только вечером в этот час могу я сонную завести. В другое время только резвые песни.

Проникся Добрыня словом богатыря русского, но наказы птицы небесной не забыл.

- Я пойду к Змию, начну с ним беседу вести, а ты сразу песнь свою и заводи.

Так и договорились. Только как Добрыня направился к пещере, Алёша и говорит Ивану:

- Послушай, Иван Всеславский, любишь ты землю русскую?
- Люблю.
- И Добрыня Никитич дорог тебе?
- Дорог.
- Так знай: нельзя Змия убивать. Его кровь нашу Русь бережёт.
- Как это? Он же враг наш. Нам так всегда сказывали.
- Сказывать-то оно сказывали, да только растолковать не удосужились, что со смертию Змия Сказка Русская наша падёт. Нельзя, чтоб Змий все головы сложил. Жить он должен, чтоб нам было с кем бороться, чем славиться, отчего героями слыть. А если убить Змия, то и Добрыня тотчас исчезнет с земли.

- Ох, не понимаю я, Алёша, чего тебе надобно от меня? Ты воин, а я - сын мельника, неведомо мне то, что ты говоришь.
- Иди в пещеру и как только я песню сонную заведу, Добрыня головы рубить станет, а ты возьми мой меч и скажи, что тоже хочешь голову срубить. А сам не руби, но сделай вид, будто рубишь. А мне кровь Змия принеси.
- А зачем кровь тебе его?
- Чтобы богатырям русским раны лечить. Кровь Змия целебная, мне волхвы сказывали.
Пошёл Иван Всеславский следом за Добрыней Никитичем, а за ним и Алёша с гуслями.

6

Ужаснулся Змий, увидев богатыря земли русской.

- А, Добрыня Никитич, сын воеводы рязанского, убить меня пожаловал?
- Вступи со мной в бой или оставь навсегда землю русскую и народ наш честный.
Вынул меч свой из ножен Добрыня и в ту минуту гусли Алёши Поповича запели. Видит Добрыня, что Змий головы складывает на землю и засыпает сном крепким. Смотрит, стоят Попович с Иваном.

- Что ж, раз вместе мы врага победили, так пусть каждый из нас и голову его с собой заберёт. И срубил одну голову Добрыня. А затем Алёша срубил вторую, повернулся к Ивану и знак ему подал. Помнил Иван об уговоре, замахнулся Алёшиным мечом, но рубить не стал, упал меч рядом с головой Змия, но не попал по нему.
В тот же миг поднялся Змий, будто и не спал вовсе, отросли все головы его,  и впился он когтями в ноги Ивана Всеславского. Кровь брызнула и изрыгнул Змий пламя своё бесовское на Добрыню и Алёшу, а вместе с тем исчез, словно провалился под землю.

Оглянулись богатыри, нет никого. Схватил одной рукою резко Добрыня Поповича:

-  Ты что же, предатель, не усыпил его?

Алёша упал на землю в ужасе и дрожащим голосом заговорил:

- Уговор у меня с ним был.
- С кем?
- Со Змием. Не убивать его, чтоб Сказка Русская не исчезла. Нельзя попасть в Русь Несказочную без крови Змия, только обманул меня он, оказался хитрее. Нужна ему была кровь не воина, а души невинной, такой как у Ивана, чтоб освободиться от Сказки нашей Русской. Не знал я этого, клянусь родной нашей землёю.
- Что тебе родная земля, когда ты честь богатырскую подлостию запятнал?
- В одном прав был Змий, и тут ты со мной не поспоришь, брат. Чтобы русским богатырям дело было, нужен им враг сильный.

- Видать, ушло наше время, - Добрыня склонил голову. – Теперь другим богатырям воевать со Змием. Только как же Русь Несказочную Иван Всеславский защитит?
- А теперь уж не наша это забота. Да и нет нас теперь. Мы оба в былинах останемся, и если однажды Иван Всеславский победит, то вернётся наше время славное, где героям и богатырям место есть.
- Ну, прощай Алёша, не скоро теперь свидимся.
- Прощай, брат!
Так расстались великие богатыри, а что с ними дальше сталось, никто не знает.

7

Очнулся Иван Всеславский на спине у Змия. Летит Змий над Русью Несказочной и смеётся над всеми.

- Вот уж богатыри русские везде дураки. Буду теперь я здесь главенствовать в новой земле, а ты, Иван, за мной гоняться и бороться со мной. Только никогда тебе меня не победить. Дух у тебя слабый, не воинственный и ума маленько. Долго мне тут обитать. Нескоро меня узнаешь, я теперь в кого угодно оборотиться могу.

Скинул Змий Ивана со спины и дальше полетел.

Оказался Иван Всеславский на дороге то ли каменной, то ли какой другой. Видит, всё кругом незнакомое: ни мельниц прежних, ни колодцев, ни деревянных изб. Вспомнил Добрыню и уроки его. Подумал, что зря послушал Алёшу Поповича, но так и не понял, что делать ему и что от него требуется. При этом чувствовал силу в себе особую, но для чего она нужна и как применить её не знал. Так и пошёл он по дороге вперёд в надежде узнать когда-нибудь, что всем от него надобно.

И летает Змий о трёх головах с глазищами жёлтыми до сих пор над Русью Несказочной, зло творит  да радуется, что Иван Всеславский всей правды не знает, как со Змием совладать, и нет того, кто ему поведал бы о том.

13.08.2018