Быть патриотом Отечества

Анатолий Шушарин
Наблюдая за сегодняшними детьми, заметил я, что в их воспитании отсутствует множество мероприятий и традиций, которые были присущи моему детству и юношеству. Их с молодого возраста не направляют в патриотическое русло, им не указывают путь в будущее, из них не готовят строителей своего государства.
Для каждого молодого человека моего поколения была уготована, как сейчас говорят,  «дорожная карта» - некая последовательная программа социального, общественного и политического взросления. Проходя по этой лестнице от начала школьной скамьи  до вступления во взрослую жизнь, я ощущал добрую заботу со стороны более старших товарищей и наставников, их ненавязчивый контроль и советы. Школа, ВУЗ, производство мотивировали и целенаправленно ориентировали нас по жизни. Чувствовалось влияние и участие государства во всех этапах жизни молодого поколения, а затем и старшего. Оглядываясь назад, понимаю, что все воспитательные процессы были с неким политическим оттенком, где-то едва заметным, а временами явным.Конечно, были и вольнодумцы, отступающие от общих правил, но с ними работали другие органы.
В больших городах и столицах, возможно, это было более регламентировано, более бюрократично, может быть, даже постановочно. У нас же в сельской провинции, в деревенской глубинке все мероприятия строились на доверительной основе, по-семейному просто.
Мое детство началось в деревне Турово. Здесь я закончил первые четыре класса в начальной школе, которая располагалась в двухэтажном красивом особняке купца Цаплева. Посвящение в октябрята было обязательно для всех школьников начальных классов. Это произошло на торжественной школьной линейке в 43-ю годовщину Октябрьской революции. Андрей Александрович Разживин – наш школьный учитель, приколол каждому из 6 первоклассников на школьную форму алую рубиновую пятиконечную звездочку с портретом юного Володи Ульянова. Нас поздравляли родители, а мы были горды первым в своей жизни званием. Главная задача октябрят заключалась в успешной учебе и прилежном поведении. На обратной стороне школьных тетрадей были напечатаны заповеди юного ленинца, которые надо было знать и им следовать. Как сейчас помню: «Октябрята дружные ребята». У меня с учебой, особенно с чистописанием, было плохо – непоседа, вольница.  В прочем, у других было не лучше. Лучше получались коллективные занятия: сбор макулатуры и металлолома, прополка школьного огорода и цветника, уборка урожая яблок. Бумага и металл собирались по всей округе: старательные школьники изымали из домашних библиотек, в их понимании, ненужные книги и журналы. Однажды кто-то принес громадную гильзу от пушки, попадались и бабушкины подсвечники. Конечно, мы разумом не понимали, почему мы октябрята, но знали что так надо, что если мы будем прилежными и трудолюбивыми детьми, после четвертого класса нас примут в пионеры.
В пионеры меня приняли в 5-м классе Некрасовской средней школы. Наш 5А помещался на первом этаже в деревянном двухэтажном здании  под громадными липами. Школы теперь нет, она сгорела. Классным руководителем все годы обучения была учитель немецкого языка Земская Варвара Георгиевна. Уж не знаю всех процедур отбора в кандидаты на звание пионера, но их я видимо прошел. В один из праздничных дней (осенью) во дворе школы под вековыми липами на общем построении старших и младших классов был поднят флаг, играла музыка. Будущие пионеры торжественно обещали любить свою Родину, жить и учиться по ленински, выполнять пионерские законы. Я был самым маленьким в классе, поэтому на построениях всегда стоял в конце линейки. Да и в классном журнале моя фамилия была последней. Поэтому и в пионеры меня приняли в этот день последним. Комсомольцы  повязывали нам красные галстуки, вручали пионерские значки. На призыв «Будь готов!», каждый поднимал руку к голове и отвечал «Всегда готовов!». Слова Торжественного обещания и пионерские законы можно было посмотреть на обложке тетрадей, как напоминание и перспективу на будущее. Перед пионерами ставились более серьезные задачи и дела у них были более важные: помогать октябрятам, шефствовать над ветеранами войны и труда, трудиться на приусадебном участке школы, осваивать азы военного дела в игре «Зарница», ходить в походы по родному краю, участвовать в кружках и конечно учиться. Знание – великая сила в борьбе за коммунизм, пионер всем ребятам пример. Так нас наставляли комсомол и коммунистическая партия. Так мы старались и жить. Хорошей школой воспитания были летние пионерские лагеря. Получить путевку в пионерский лагерь было счастьем: почти целый месяц под присмотром пионервожатых  из комсомольцев дети проводили время на природе, купались, закалялись, отдыхали, сплачивались, набирались опыта неформального общения. Мне посчастливилось побывать в пионерских лагерях под Шимороновом и возле Туношны. Пионерские костры, песни под гитару или баян, всяческие детские проказы. Но мы взрослели и уже осознанно двигались дальше по лестнице «строителя коммунизма».
Комсомольцем я стал в 16 лет. Написал заявление и получил рекомендации от Комитета комсомола школы. Что бы стать комсомольцем надо было пройти своеобразный экзамен. Хорошо помню этот майский день 1969 года. Райком комсомола на набережной Солоницы. Двухэтажный белый особняк. Каменные ступени. Небольшой кабинет. Волнение перед комиссией. Каверзные вопросы по Уставу и истории ВЛКСМ, о руководителях партии и правительства. Кроме всего этого, надо было обосновать свое желание вступления в комсомол. А желание было одно – быть полезным Родине. Через какое-то время выдали красный комсомольский билет с фотографией и комсомольский значок с профилем Ленина на фоне знамени. Комсомольский билет являлся документом, а членство в комсомоле давало возможность дальнейшего обучения после школы в ВУЗах страны. Участие в субботниках и демонстрациях, митинги в поддержку международной демократии, работа с пионерами – вот чем занимались рядовые комсомольцы. Я был комсомольцем не очень активным, хотя все поручения выполнял с желанием и в срок. Моя комсомольская юность продолжилась и в период обучения в Московском лестехе и на начальных этапах работы в «Севлеспроекте» в плоть до 1979 года. В этот год лесоустроительная экспедиция организовала социалистическое соревнование на звание победителя среди комсомольско-молодежных бригад таксаторов. Руководимая мной бригада заняла первое место, после чего я был назначен начальником лесоустроительной партии. Исправно платил членские взносы. В школьные годы они составляли 2 копейки в месяц, в институте 10 копеек, на работе 1% от заработка – соответственно 1,2 рубля. До сих пор у меня хранится эта красная книжечка с портретом Ленина на обложке.
В целом можно сказать, что мои детство и юность были целенаправленными, организованными и вполне счастливыми, во многом благодаря неустанному вниманию со стороны молодежных организаций и государства. Я патриот своего Отечества и в этом несомненная заслуга комсомола.
Партийцем я так и не стал, потому что убежден – хорошим человеком может быть и беспартийный. Много раз убеждался и в обратном.