Шестнадцать задержанных телеграмм

Анатолий Денисенко
     Этот рассказ – произведение мемуарного характера из сборника «Офицерские будни». Всё, действительно, так и было…
..................................................

     Гостиница для офицеров отдельного полка связи в городе Куйбышеве находилась на территории полка, что было очень удобно для проживающих в ней лейтенантов и старлеев. Это было логично и целесообразно с точки зрения обеспечения высокой боеготовности войсковой части.  При необходимости, офицеров очень быстро оповещали. Было хорошо и жильцам в повседневной службе; когда проживающим в гостинице командирам требовалось ночью пойти в подразделение или в автопарк для проверки службы своим подразделением, а это было очень часто, не нужно было ходить по уснувшему городу или добираться случайным транспортом. Все ночные маршруты в этих случаях были совсем короткими. Да и потом, дорога на службу и со службы занимала совсем мало времени.
 
     Лейтенант Алексей Докучаев тоже обитал в этой гостинице. Шел тысяча девятьсот семидесятый год, второй год службы Алексея после окончания военного училища связи. Не совсем такой он представлял свою офицерскую работу.  Уж очень мало проводилось занятий с личным составом подразделения. Много разных дел, не связанных с боевой подготовкой, было и у офицеров, и у военнослужащих срочной службы их батальона (полк размещался в зданиях-казармах побатальонно). Это наряды, караулы, патрулирование в гарнизоне, проведение занятий на предприятиях с приписанными к части людьми, отработка мобилизационных документов, занятия с «партизанами» и студентами, доподготовка водителей, изучение и оборудование запасных районов, мероприятия патриотического характера в городе, тушение пожаров в течение недель и даже месяцев, которые случались в торфяниках. Вот неполный перечень того, куда периодически привлекались офицеры и все другие военнослужащие их батальона и всего полка.

     На качестве службы сказывались особенности тылового округа. На вооружении стояла уже устаревшая техника. Например, использовались самодельные аппаратные – обычный кузов КУНГ-1 со смонтированными в нём блоками питания, служебной связи, коммутации цепей и каналов. Такими были аппаратная "Экспедиция", "Кабельная" и даже до недавнего времени - "Телеграфный кросс".

     На должностях командиров нескольких взводов служили лейтенанты-двухгодичники. Это были выпускники институтов, как правило, высокообразованные, добросовестные и дисциплинированные молодые люди. Но у них не было стимулов для усердия в службе и карьерного роста. Хотя те, кто остался после переподготовки служить в кадрах, стали прекрасными офицерами. Правда, их было всего два-три процента от общего числа студентов-выпускников, прошедших военные сборы после окончания института.

Также в это время переходили с трёхлетнего срока срочной службы на двухлетний.  И надо же было, как раз в это время пришло распоряжение сократить штаты. Из штатного расписания роты убрали должность зампотеха, сократили численность специалистов в экипажах аппаратных. Возникли сложности в преемственности специалистов в спецаппаратных. Пока ещё не аукнулось.
 
     Была субботняя ночь начала марта. Снег ещё не таял, днём держался небольшой мороз, ночью он иногда ещё «прижимал».  В комнате номер два офицерской гостиницы было довольно светло. Недалеко от окна светил уличный фонарь, освещая дорогу в автопарк полка, штор на окнах не было. Да и ночь была за счёт ещё лежащего на газонах снега не «выколи глаз», а довольно светлой.

     Алексей спал «как убитый». За двое последних суток ему удалось поспать лишь один час. Накануне он вернулся из двухсуточной командировки, куда ездил на автомобиле Зил-157 и привёз мощную электропитающую установку на прицепе. По приезду он передал станцию в радиороту.  Затем Алексею пришлось ремонтировать аппаратную, в кроссе случились неполадки, надо было срочно устранять. Лечь спать ему удалось только около полуночи. Он думал, что на следующее утро, в воскресенье, будет спать сколько ему захочется.
   
Но около половины четвёртого прибежали посыльные, полк подняли по тревоге. Алексей поднялся с постели с большим трудом и минуту сидел в кровати, приходя в себя и вспоминая, что надо делать и куда бежать. Было удивительно, что подняли в воскресенье, отобрали, можно сказать, единственный выходной у офицеров полка. "Штабисты округа, наверное, сами завтра поедут",- подумал Алексей.

     Почти на автомате и без каких-либо эмоций рота Алексея вышла из автопарка и заняла своё место в колонне Узла связи КП. Уложились по времени выхода из городка в норматив на «отлично», оценил Алексей действия своего подразделения. Молодцы. Все были в сборе и на своих местах.

     По тревоге полк всегда выходил побатальоно, так как каждый батальон имел свою задачу и шли батальоны в связи с этим, как правило, в разные пункты назначения. Их батальон пошёл на марш без промедления. Но почему-то колонна повернула не в сторону окраины города, как обычно, когда шли в запасный район, а в сторону центра мегаполиса. То есть, имел место необычный выход. Старшие командиры о цели мероприятия пока молчали. Между офицерами прошел слух, что поедут на погрузку на железнодорожную станцию, а в район учений пойдут эшелоном. Колонна до центральных кварталов города не дошла, спустились на набережную Волги и двинулись в сторону железнодорожной товарной станции.
 
     На спуске к набережной и повороте Алексею, который находился почти в хвосте колонны, было видно, что колонна шла красиво, чётко соблюдались дистанции и скорость движения, не было «гармошек». Все офицеры полка знали, что военный комендант гарнизона полковник Гурьев Виктор Сергеевич всегда в таких случаях прохождение военных колонн организовывал на высшем уровне. Алексей был наслышан о «зелёных волнах», военных регулировщиках, работающих как на парадах и жестком контроле военного коменданта за работой всей этой системы.

     Алексей хорошо знал полковника Гурьева, так как тот был его первым комбатом в полку связи. В своей дальнейшей службе Алексей периодически вспоминал этого офицера, его некоторые качества. Будучи чуть полноватым по фигуре, тогда ещё подполковник Гурьев всегда имел идеальный внешний вид, его китель, брюки, обувь, рубашка и галстук всегда были как будто только что получены из швейной мастерской или куплены в военторге. Правда, на учениях Виктор Сергеевич был в видавшем виды полевом бушлате, но выстиранном и тщательно отутюженном, с новыми пришитыми погонами, с новой амуницией и полевой сумкой. Комбат был всегда бодр, энергичен и сосредоточен в своих управленческих  действиях на самом главном и важном в конкретный момент времени. Эти качества резко выделяли его среди всех других офицеров полка.

     Виктор Сергеевич был особенным командиром, всегда действовал очень целенаправленно и конкретно. Своим примером он показывал всем офицерам батальона как надо добиваться желаемых результатов. Например, в начале учебного периода комбат всю свою энергию сосредотачивал на качественной подготовке офицеров и сержантов  к занятиям, к проведению их на высоком уровне. Он организовывал постоянный контроль и анализ проведения учебных занятий штабом батальона.

     На учениях начальник Узла связи КП подполковник Гурьев со своим штабом добивался быстрого и качественного развёртывания аппаратных и радиостанций и установления основных связей в первые минуты после развёртывания. Каждый грамотный военный связист скажет, что дать при развёртывании полевого узла как можно быстрее основные связи - это главнейшая задача на этом временном отрезке функционирования системы связи.

     Ещё одним "коньком" комбата Гурьева была красивая конфигурация и размещение развёрнутого Узла связи КП и его элементов. Как это выглядело? Прежде всего, в батальоне было законом обязательное соблюдение всех технических и оперативных требований к узлам связи, а также:
• размещение аппаратных и станций в центрах и группах строго на одной линии, с точностью до сантиметра (выравнивались по плоскостям и линии задних бортов);
• чётко организованная внутренняя служба и охрана узла связи;
• оформление территории УС и прилегающей территории с учётом маскировки;
• качественное  оборудование всех необходимых бытовых мест.

     На маршах Виктор Сергеевич требовал равномерного движения автомобилей в колонне, высокой дисциплины, чёткого соблюдения дистанции и скорости движения. Его батальон, как правило, совершал образцовые и безаварийные марши.

      Виктор Сергеевич был очень требовательным, но справедливым командиром. Он умело использовал своё служебное положение для воспитательного воздействия на офицеров батальона, которым командовал. Мог отчитать за недостатки в работе, иногда даже на повышенных тонах, если это происходило в его кабинете или с иронией не зло пошутить на сборе офицеров над нерадивым служивым. Иногда офицеры надолго запоминали его острые юмористические высказывания и характеристики. Но он никогда не переходил границ, не опускался до оскорблений и унижений, и поэтому его высокая требовательность всегда была на пользу службе.   

     Через несколько месяцев после прибытия Алексея в полк подполковник Гурьев был назначен начальником штаба полка. Их полк – это было огромное хозяйство: военный городок, огромные склады НЗ ещё не на одну такую часть, несколько складов текущего довольствия, два оборудованных запасных района с полноценными узлами связи.
     Склады НЗ постоянно обслуживало большое подразделение, человек пятьдесят личного состава; красили, смазывали, герметизировали, снимали, меняли, устанавливали новые блоки, колёса, аккумуляторы и многое другое.

     Однажды Алексей стал невольным свидетелем интересного события. Он был в отпуске. В этот день зашёл в штаб полка по служебному делу и вот, что он увидел и услышал. Виктор Сергеевич,  будучи уже полтора года начштаба, купил свой первый автомобиль. Новенькое авто стояло на площадке за углом  здания штаба полка. Видимо, его только что пригнали с автомагазина. Здесь же был Виктор Сергеевич и курили несколько штабных офицеров, видно, вышли посмотреть покупку начальника штаба. Цвет автомобиля всем понравился – «антилопа-люкс" - серебристо бежевый. Никаких дефектов во внешнем виде никто не обнаружил. Один из офицеров высказался: «Виктор Сергеевич, покупали бы сразу «Жигули», а то «Запорожец» вам не очень подходит по статусу». На что начальник штаба ответил: «Да где же столько денег взять, чтобы сразу Жигули купить?». Автомобиль Жигули «ВАЗ 2101» стоил тогда пять тысяч пятьсот рублей. 

     Улицы города были пустынны, часы показывали чуть больше пяти часов утра. Город ещё спал.  Алексей понял, почему «подняли» полк в воскресенье и не ночью, а под утро. Чтобы можно было колонной пройти город ранним утром в светлое время, не мешать городскому транспорту и предприятиям города работать в обычном режиме.
 
Вышли к площадке для погрузки автомобильной техники на железнодорожные платформы. Колонну уже ждали зампотех батальона и его помощники. Там же стоял грузовик с деревянными колодками и проволокой-катанкой. Зампотех провёл инструктаж, показав, как надо закреплять автомобили на платформах и работа закипела.

    Погрузились быстро. Ничего сложного не было в том, чтобы прибить две-три пары деревянных колодок к полу платформы гвоздями и привязать автомобиль за полуоси к бортам платформы проволокой, используя монтировку или лом. Главное в этом деле – заехать на платформу, не свалиться на рельсы и поставить автомобиль по центру площадки вагона, чтобы все колёса были примерно на одинаковом удалении от её края. Опыт майора- зампотеха и прапорщиков-автотехников помог справиться с этим делом довольно быстро и без происшествий.

     Весь состав эшелона состоял из нескольких десятков вагонов, наверное, их было около семидесяти. Из них около десяти вагонов - это товарняки а остальные – открытые платформы с автомобилями. Офицеры разместились в двух товарных вагонах в середине состава, в одном вагоне – комбат, его замы и командиры рот, во втором – все остальные офицеры батальона.

Ещё в одном вагоне разместился дежурный по эшелону с караулом и своими службами.
В вагоне, где ехал Алексей, были деревянные нары и сено. Соорудили места для сна, положив на нары сено и укрыв его брезентом. В другой стороне вагона устроили стол из ящиков, поставили лавки вокруг него.

     По завершению погрузки было построение личного состава узла связи КП, объявили приказ о марше, проверили наличие штатного состава и последовала команда «По вагонам!». Наконец-то, в привычном ритме застучали колёса, состав двинулся в путь. С чувством удовлетворения от успешно проделанной работы офицеры молча сидели у открытой двери вагона, наблюдая сменяющиеся картины ранней весны. Воскресный день начинался хмурым и неласковым, того и гляди пойдёт снег, солнце даже не пыталось пробиться сквозь тёмносерые тучи.
 
     Уже можно было подумать и о пополнении своих организмов калориями. Перед отъездом в вагон принесли два больших походных термоса с кашей и чаем, а также доппаёк в виде приличного куска сала и нескольких луковиц. Офицерская братия расселась вокруг стола. Во главе стола сидел старший по вагону комвзвода из шестой роты старлей Виталий Заботкин. У его ног стояла двадцатилитровая канистра с чистым медицинским спиртом. Тогда ещё в спирт не добавляли разные добавки, чтобы его нельзя было пить. Спирт выдавали в подразделения для чистки спецаппаратуры, но расходовали его, по понятным причинам, очень экономно.

     Ещё утром во время построения выяснилось, что ехать в эшелоне предстоит до следующего утра. Поэтому всем, кроме тех, кто пойдёт в наряд по эшелону, разрешалось понемногу выпить. Особых буйных в этом плане не было, желающие выпили по полкружки, разведённого наполовину чистой водой спирта. С удовольствием, не торопясь, поели пахнущей дымком костра солдатской каши, сало с луком, кое-кто достал ещё и свои запасы из тревожных чемоданов.

     Доехали в пункт назначения без происшествий, как и планировалось, ранним утром. Сразу по прибытию быстро выгрузились и поставили автомобили в колонну. Марш по нормальной дороге при небольшом морозе днём не предполагал особых сложностей, но Алексей уже взял себе за правило всегда быть начеку, особенно когда он действовал со своим подразделением. У него в голове в таких случаях была шутливая поговорка «Если всё идёт хорошо, значит вы чего-то не понимаете».

     На этом марше Алексей ехал в аппаратной ЗАС вместе с опытным водителем Рафаэлем Гатауллиным. В колонне случались «гармошки». Во время одной такой «гармошки» они чуть было не врезались в остановившийся впереди автомобиль. Алексей успел в последнюю секунду разбудить водителя, задремавшего от монотонности прежнего движения. Казалось, что не было причин для происшествий, но как потом выяснил Алексей, водитель последние три ночи очень мало отдыхал. Остановились, пропуская других, умылись снегом и поехали дальше. Алексей распорядился, чтобы водитель открыл боковое окно и ехал с открытым окном до конца марша. Благо, ехать так пришлось совсем недолго. К полудню колонна прибыла к месту развёртывания узла связи КП. Комбат Шорохов провёл рекогносцировку и батальон приступил к развёртыванию Узла связи Командного пункта фронта.

     Взвод Алексея работал слаженно. Прошло всего несколько минут после расстановки аппаратных и старшина Мартьянов доложил о подаче электропитания. Алексей распорядился, чтобы Павел Мартьянов и сержант Томилин периодически, не реже, чем через час, проверяли соблюдение мер электробезопасности на узле связи. Напомнил им случай с офицером в соседней части, когда тот, будучи на подобных учениях, решил отлить, и почему-то на заземление. Ослабленный усталостью организм, дождливая погода, сырая обувь и неисправность в аппаратной наложились как по заказу. Спасти человека не удалось.

     Начальник экспедиции сержант Чумаков уже снял кроки местности и составил маршруты доставки корреспонденции в штаб Фронта. Все экипажи подразделения Алексея были готовы к обеспечению передачи и приёма информации.

     Лейтенант Алексей Докучаев на этих учениях выполнял обязанности офицера по контролю за прохождением информации на узле связи. Быстрое прохождение информации, телеграмм, радиограмм и кодограмм, обеспечение телефонной связи, её кодирование и засекречивание - это и есть те задачи, ради которых создаётся Узел связи. Каждую телеграмму необходимо принять от отправителя в штабе Фронта, доставить её в аппаратный зал на телеграфную станцию или радиостанцию, там её должны передать по каналу связи на другой узел связи и вручить адресату. При приёме телеграммы экспедитор получает принятую с другого узла связи телеграмму в аппаратном зале и относит её в штаб Фронта адресату. Все эти процедуры фиксируются в документации экспедиции, соответствующих журналах и разносных книгах.

     Для полноты уяснения задач экспедиции, как элемента Узла Связи и офицера по контролю за прохождением информации достаточно понять, что экипаж экспедиции не организует каналы связи, не передаёт информацию по ним. Он только обеспечивает доставку телеграмм и радиограмм в аппаратные залы для передачи и обратно принятые телеграммы доставляет адресатам в Штаб. Поэтому успех работы экспедиции полностью зависит от успешной работы различных элементов Узла связи.

     Для того, чтобы руководить этим процессом необходимо знать схему всех действующих и планируемых связей,  хорошо себе представлять структуру Узла связи, его элементов, а также состав Штаба фронта и последовательность его работы.
Алексей хорошо знал не только элементы Узла связи, но и каждую аппаратную, прохождение всех цепей и каналов на узле связи и в каждой аппаратной. Он ведь закончил училище с отличием и занесением на доску почёта училища. Учителя у него были хорошие и учили превосходно. Да и они, курсанты, старались постичь военную науку на отлично. Алексей также хорошо знал последовательность работы основных управлений Штаба фронта. Ведь каждый грамотный связист понимает, что система связи как бы «накладывается» своей структурой на систему управления и поэтому необходимо знать последовательность и содержание работы этой системы управления, а также чувствовать и понимать ритм её работы, чтобы предвидеть когда и куда пойдут потоки информации, на каких конкретных направлениях они по времени будут наиболее объёмными и важными.

     Вечером пришла колонна Штаба фронта и развернулись штабные автобусы «Бабочки».

     После развёртывания Узла связи возникли проблемы с передачей и доставкой оперативной корреспонденции. Погода испортилась, пошёл мелкий снег, небо по-прежнему было затянуто тёмными тучами. Основных каналов связи, хотя бы самых нужных для предачи телеграмм, просто не было. Четвёртая рота никак не могла установить основные радиосвязи. А командир взвода дальней связи Андрей Дубровин со своей группой ещё не подключился проводной линией к ОУПу - обслуживаемому усилительному пункту кабельной магистрали. На этот раз батальон уехал далеко от цивилизации в оренбургскую степь. И похоже было, что аукнулось сокращение штатов.

     В экспедиции скопилось несколько непереданных телеграмм. Алексей, не видя улучшения ситуации с каналами связи, обратился к Начальнику узла связи подполковнику Шорохову, предложил принять срочные и действенные меры по доставке телеграмм.

     Комбат ответил, что узел фельдъегерско-почтовой связи округа на эти учения не привлекался, поэтому есть только один выход: попытаться на автомобиле по круговому маршруту доставить корреспонденцию на пункты управления армий.
«Берите мой автомобиль ГАЗ-69, корреспонденцию и отправляйтесь в путь», - приказал он Алексею.

     Алексей быстро собрался, уточнил места КП армий и вскоре был готов выполнять задачу. Ему предстояло проехать километров, эдак, сто двадцать. Выехали вдвоём с водителем. Радиостанции в машине комбата не было.
 
Проехали километров двадцать. Всё время шел мелкий, как крупа, снег. Его под колёсами становилось всё больше и больше. Началась метель. Видимость была не более пяти-шести метров. На дороге - никаких автомобилей и никаких населённых пунктов. Ехали, видимо, по просёлочной дороге. Автомобиль шел всё медленнее и медленнее.

     Алексей понял, что, скорее всего, доехать до КП армий по такой погоде и в незнакомой местности не удастся. Если не развернуться обратно, то можно остаться в степи очень надолго. Он приказал водителю развернуться и стараться ехать по своей колее.
С трудом выбрались на дорогу с твёрдым покрытием и вскоре приехали на свой КП. Лейтенант доложил о неудаче с доставкой телеграмм Начальнику Узла связи, который находился возле экспедиции.
 
     Как раз в это время к экспедиции подошла группа офицеров управления связи во главе с начальником войск связи округа генерал-майором Дорошевым. С ними был и командир полка полковник Равикович.  Видимо, уже пошли жалобы от штабников о невозможности передать информацию по каналам узла связи.

     Генерал обратился к Начальнику Узла связи в своей обычной манере:
- Шорохов, доложите, сколько сейчас у вас задержанных телеграмм?
Подполковник Шорохов ответил:
- Товарищ генерал, на этот момент у нас шестнадцать задержанных телеграмм. Экспедиция плохо сработала. Принимаем меры.
«Ну да, связей нет, а экспедиция виновата?», - подумал Алексей «Да всё они прекрасно понимают. Но нельзя говорить так, как оно есть. Иначе надо признать, что узел связи на этом положении не выполнил свою задачу, со всеми вытекающими отсюда последствиями».

     Все ждали, что скажет генерал. Но генерала ни в чём не надо было убеждать. Он чётко «видел ситуацию насквозь». В прошлом, до Великой Отечественной войны – успешный математик, преподаватель ВУЗа, после призыва в действующую армию он волею судьбы стал кадровым офицером и продвинулся по карьерной лестнице до генерала, Начальника войск связи фронта. Генерал обратился к полковнику Равиковичу:

     - Командир полка, чтобы это было последний раз. Если завалили работу, сразу, без промедлений обращайтесь ко мне. Нельзя оставлять Командующего и Штаб без связи. В боевой обстановке мы с вами уже серьёзно поплатись бы за такую передачу и доставку информации. Обратились бы ко мне сегодня днём, я бы вам вертолёт выделил.
       И немного подумав, добавил,-
     - разберитесь, почему так получилось и мне доложите.

- Есть разобраться и доложить, товарищ генерал, - ответил командир полка.
 
     Под утро погода улучшилась. Появилась радиосвязь.

     Ещё около полуночи группа Андрея Дубровина наконец-то вышла к ОУПу и подключилась к кабельной магистрали. После этого "дальники"* были на высоте. Под руководством зама Андрея старшего прапорщика Миши Буланкина они быстро установили многоканальную телефонную связь со стационарным узлом связи штаба фронта «Брегет».

     Далее всё было «делом техники»: вторичное уплотнение телефонных каналов аппаратурой тонального телеграфирования, минутный разговор дежурного по связи с дежурным по связи "Брегета", команда начальнику своего кросса, умелые действия механиков кросса по составлению, испытанию и сдаче каналов в эксплуатацию в спецаппаратные, затем в аппаратные-телеграфные залы, а также телефонные станции и получите прямые засекреченные телеграфные каналы на узлы связи Командных пунктов армий и телефонные засекреченные и открытые каналы с узлом связи "Брегет".

     Проводные каналы практически не подвержены помехам, не зависят от состояния атмосферы, не то, что радиоканалы. Поэтому они работают более устойчиво. А ещё они обеспечивают большую, чем радио, скрытность передачи информации. Поэтому проводные каналы всегда используются для передачи информации в первую очередь.
 
     Быстро «закрылись» аппаратурой ЗАС (засекречивания) и вот уже можно предоставлять штабистам закрытую телефонную связь, а также передавать телеграммы по засекреченным телеграфным каналам. 
     До рассвета все телеграммы были переданы, а принятая корреспонденция доставлена адресатам в Штабе фронта.

     Начальник войск связи со своей стороны принял меры для улучшения состояния связи. Утром на Узел связи приехала группа специалистов стационарного узла связи округа. В основном, это были офицеры-инженеры радиоцентров во главе с известным на весь военный округ специалистом подполкоником Валерием Седлецким. С ними была также девушка Руслана. Она не была военнослужащей, работала экспедитором стационарного узла связи и училась на вечернем отделении в политехе. Чуть выше среднего роста, стройная, тёмнорусые волосы, красивое лицо. Вот она и пришла в экспедицию «помогать» и «показывать, как надо правильно работать».

     Понятно, что её помощь не требовалась. Экипаж всё прекрасно знал и имел опыт работы с корреспонденцией. Посидела она в аппаратной, поговорила с экспедиторами о «погоде» и часов через пять, группа узловиков-стационарников, в том числе и Руслана, уехала.

     Алексей вышел из аппаратной проводить её. Прощаясь, Руслана сказала ему свой номер квартирного телефона, хотя он её об этом не просил. Он не записал этот номер, не было желания, возможно из-за большой усталости, хотя всегда телефонные номера записывал в свою записную книжку.
Как-то так получилось, что этот номер остался в его памяти надолго, без преувеличений, на всю оставшуюся жизнь. Он и сейчас его помнит. Но пройдёт всего несколько месяцев и Алексей будет очень сожалеть о том, что тогда невольно запомнил то, что не хотел запоминать.

     Учение продолжалось, но режим работы связистов был несколько облегчённым. Больше не было перемещений узла связи на новое место, нагрузка на каналы связи была сравнительно низкой. В течение нескольких последующих дней узел связи работал без замечаний, связи были установлены и вся информация на КП фронта передавалась и доставлялась своевременно.

     Со временем Алексей понял, что основными отрабатываемыми вопросами тогда были погрузка на железнодорожные платформы и перемещение узлов связи железной дорогой. Через несколько недель, летом того же года, их полевой узел связи снова был переброшен по железной дороге, но уже значительно дальше, под Одессу. Тогда также отрабатывался вопрос только переброски, так как обеспечение связью штабов летом уже совсем не было, штабы не выходили. Систему связи развёртывали, но в ней циркулировала только служебная и маскировочная информация. Что за этими учениями стояло, можно только предполагать. Никаких официальных заявлений офицеры не услышали.

     А тогда, в начале марта, узел связи КП фронта свернулся и прибыл в свой военный городок ночью с шестого на седьмое. Как и предполагали офицеры батальона, командование военного округа решило предоставить им возможность подготовиться к важному для всех советских людей празднику – Международному Женскому дню 8 Марта. 

     Вскоре после приезда на зимние квартиры, командир полка, как обычно, провёл подведение итогов учений. На этом «разборе полётов» лейтенант Алексей Докучаев за недостаточную работу по обеспечению своевременного прохождения информации на узле связи Командного пункта фронта получил строгий выговор. Самое плохое в этом было то, что это незаслуженное взыскание могло стать препятствием в будущем при отборе кандидатов на поступление в Академию связи.

     Прошло около двух месяцев. По итогам весенней итоговой проверки состояния боевой и политической подготовки за высокие результаты, показанные подразделением Алексея, взыскание было снято, а ему предложили принять должность командира роты, в которой он служил.  Помня известный всем офицерам совет никогда не отказываться от повышения в должности, Алексей принял это предложение. По его мнению, эта должность, если её исполнять добросовестно, есть самая сложная и трудная в армии. А обязательным тостом Алексея во время вечеринок и застолий на многие годы стала фраза из известной песни: «Выпьем за тех, кто командовал ротами».

....................

*дальники - специалисты дальней связи; более подробно - в рассказе "Мы - дальники".