I-8-6. От ассимиляции народа-изгоя до сионизма

Екатерина Истоомина 2
 
Юлиан Гжесик. Главы четвертая и пятая:
 
                «В XIX в. возникла новая угроза еврейскому традиционному религиозному мировоззрению – Гаскала (Просвещение). Это еврейское идейное, просветительское, культурное, литературное и общественное течение, возникшее во второй половине 18 в.  Как удалось евреям преодолеть изоляцию и включиться в ход перемен, происходящих в мире, стать носителями передовых идей в науке, искусстве, политике?

Несомненно, что главную роль здесь сыграли перемены в христианском мире. Тем не менее и в сознании самих евреев должны были произойти глубокие изменения. Для преодоления антисемитизма в немецкоязычной среде очень много сделал идеолог Гаскалы Моисей Мендельсон (1729–1786) со своими единомышленниками. По его инициативе прусский юрист и историк Христиан-Вильгельм Дом (1751–1820) написал и издал «Апологию еврейства», сыгравшую значительную роль в деле эмансипации евреев. Лазарь Бендавид (1762–1832), знаменитый математик и философ, был ярым противником традиционного еврейства и религиозного фанатизма. Отцом Гаскалы считают Исаака Бера Левинсона (1780–1860).

Ее ведущий представитель, Иехуда-Лейб Гордон (1831–1892), выдвинул лозунг: «Будь человеком на улице и евреем дома». Он выступал против поселения евреев в Палестине, видел спасение для евреев России в их эмиграции в Западную Европу. Гордон считал, что спасение может наступить лишь после духовного освобождения. Под влиянием просветительских идей многие стали принимать крещение, особенно быстро ассимилировались богатые евреи.

Французская революция (1789) и наполеоновские войны принесли с собой равные права для евреев, и они стали активно участвовать в либерализации экономической и духовной жизни Франции. Цари Николай I и Александр II стремились русифицировать евреев. Для этого было создано общество по распространению образования среди евреев. На Западе путем ассимиляции пошла большая часть диаспоры. Еврейская молодежь тянулась к светским наукам. Многие связывали свои надежды с международным социалистическим движением. Возникают многочисленные периодические издания на еврейском языке, пропагандирующие идеи Гаскалы – просвещение и равноправие.

Но XX век показал, какой обманчивой была державшаяся 150 лет вера в ассимиляцию. Раввины, видя происходящие перемены, пытались спасти религиозную традицию. С этой целью были проведены реформы, в результате которых образовались существующие по настоящее время разновидности иудаизма.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ иудаизм требует неукоснительного следования правилам Библии и Талмуда. Он распространен в Западной и Восточной Европе, в Израиле, а также в Америке. Он включает в себя и хасидизм - «учение благочестия» - религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Отчасти хасидизм напоминает аналогичные процессы в протестантизме (пиетизм, ривайвелизм): акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров. После 1772 года хасидизм распался на ряд ветвей.

КОНСЕРВАТИВНЫЙ иудаизм стремится приспособить ортодоксальный иудаизм к современным условиям посредством выработки нового Шульхан Аруха (свода законов и правил религиозной жизни), приспособленного к современным условиям, но сохраняющего важнейшие традиции и обряды иудаизма. Он распространен в Западной Европе, а в Израиле существует как бы на правах полупризнанного ответвления иудейской религии.

РЕФОРМИРОВАННЫЙ иудаизм, популярный в Северной Америке, имеет свои корни в Гаскале XVIII–XIX вв. Принципы этого движения были сформулированы в 1885 г. на конгрессе раввинов в Питтсбурге. Согласно решениям конгресса, реформированный иудаизм признает исключительно Библию (Ветхий Завет) и отвергает все наслоения (Талмуд и поздние кодексы), как противоречащие духу времени, а также идею Мессии, а евреев диаспоры он считает религиозным сообществом, а не отдельной нацией.

Изучая жизнь выдающихся сыновей еврейского народа XIX столетия, можно увидеть, какую внутреннюю эволюцию пришлось им совершить, чтобы от ассимилянтских воззрений перейти к активной сионистской деятельности».

                СИОНИЗМ - это что? Я не могла бы ответить на этот вопрос до чтения этой книги. В сознании осело одно:  «заговор сионских мудрецов», но, понимая смысл создания идеологических ярлыков и не имея негатива по отношению к еврейскому народу, не углублялась в  «еврейский вопрос» современности.  Но сразу  заинтересовалась глубоким анализом этого явления в книге Юлиана Гжесика:

                «Идея национально-государственной независимости для всех народов – самый сильный и глубинный мотив действий. Сионизм утверждает: евреи, раньше или позже, по соглашению или силой, создадут государство именно в Палестине, где смогут жить самостоятельной национальной жизнью. Там же им следует реализовать автоэмансипацию – самоосвобождение.

Решающую  роль в становлении сионистской идеи Израиля сыграл Теодор Герцль. Его общественно-политическая деятельность продолжалась недолго – с 1894 по 1904 г.  Он умер в возрасте 44 лет, похоронен в Вене. Герцль не получил еврейского образования, что создавало известные трудности в его будущей деятельности. В 1884 г. он стал доктором юриспруденции и в течение года занимался юридической практикой в Зальцбурге. Герцль был парижским корреспондентом самой читаемой венской газеты Naua fraia Prassa.
 
Герцль не получил еврейского образования, что создавало известные трудности в его будущей деятельности. 1884 г. он стал доктором юриспруденции и в течение года занимался юридической практикой в Зальцбурге. Герцль был парижским корреспондентом самой читаемой венской газеты Naua fraia Prassa.

В это время в Вене усилились антисемитские настроения (особенно в студенческой среде). Иудаизм в Европе переживал упадок, что выразилось в многочисленных случаях крещения евреев. Даже преданный делу сионизма председатель парижского Alliance Адольф Кремье крестил своих детей. Трагедия Дрейфуса (французского еврея, офицера, клеветнически обвиняемого в шпионаже) потрясла Герцля и превратила его в сиониста.

По мнению Герцля, еврейский вопрос – не только социальная или религиозная, но и национальная проблема. «Наш вопрос лишь тогда будет решен, когда он станет предметом мировой политики, в контексте которой, перед советом цивилизованных наций, он найдет свою развязку. Мы – народ, единый, целостный народ», – писал он.

Герцль решил сделать еврейство политической силой. В феврале 1896 г. он издал свой программный труд «Еврейское государство», в котором писал: «Формальное равноправие не имеет для евреев реального значения до тех пор, пока простой народ настроен в антиеврейском духе. Даже там, где нет открытого антисемитизма, в душе народа дремлет антиеврейский инстинкт. И чем дольше антисемитизм заставляет себя ждать, тем сильнее будет его взрывная сила…

Мы уже всюду пытались ассимилироваться, хотели быть бОльшими патриотами, чем наши христианские сограждане. Но все это не решило до сих пор еврейского вопроса. странах, где мы живем веками, нас считают чужими… Тот, кто может, хочет и вынужден погибнуть, пускай гибнет. Но национальная сущность евреев не хочет и не должна погибнуть. Высохшие ветви с еврейского дерева опадают, но дерево продолжает жить». В этой эпохальной книге Герцль разрабатывал план продажи имущества в «галуте» изгнании, рассеянии) и организации исхода евреев в еврейское государство".

                Итак, мы узнали, что такое сионизм. Но Дух Божий и мой
                здравый смысл не видят  в нем связи с пророчествами их же
                «еврейского Бога". Моё убеждение: все  «ИЗМЫ», придуманные
                умами человеческими, скрывают коварные замыслы  «князя мира
                сего» «волка в овечьей шкуре». Поэтому не могла просто, без
                комментария, скопировать цитату Ю.Г. из описания зарождения
                сионизма:
               
«Как показало время, это был правильный путь, воскресивший в еврейском народе чувство национальной общности, стремление к возврату в Палестину, к построению еврейского государства. Бог вдохновил их и побудил к действиям, и они убеждали еврейский народ «снова ожить» по пророчеству:

«И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев <…> вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву <…>. И вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, – и узнаете, что Я – Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь.
(Иез.37:11–12,14)».
                Сама история возникновения движения сионистов, о
                которой так интересно и подробно рассказывает Юлиан Гжесик,
                показывает, что это не похоже на исполнение Божьего
                пророчества  для евреев на последнее время.

                Но очень похоже на обычное жестоковыйное поведение  во
                всей их ветхозаветной жизни. Эта мысль возникала во мне при
                изучении Слова Божьего и при просмотре видеодисков, о которых
                я уже говорила. Но и  при чтении даже первых глав книги Ю.
                Гжесика я только укрепляюсь в этой мысли: сионисты
                поторопились, как и Авраам в свое время.

                И последствия этого нетерпения - трагичны.  Об этом очень подробно Юлианн Гжесик пишет в последующих главах своей книги. За эту информацию, изложенную в доступной форме и вызывающую доверие, я и ценю эту книгу. Вижу в ней подтверждение библейской истины: Бог верен Слову Своему, сказанному евреям в Новом Завете. Считаю, что «слепые вожди ведут за собой только слепых». Кому Господь открыл глаза, те идут только за Христом. И среди них нет н «и иудеев, ни эллинов - все одно во Христе».

P.S. Полностью разделяю понимание библейской истины проповедником: "Должны ли евреи уезжать в Израиль? Вопросы и ответы. Александр Шевченко". 08.02.20