2. Веня Житомирский

Сергей Юрьевич Ворон
Второй очерк из моей новой работы о мошенниках и аферистах СССР.
ВЕНЯ ЖИТОМИРСКИЙ. ДВАЖДЫ ВОР СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

В марте 1946 года в Москве на пороге министра Речного флота появился мужчина в потертом пиджаке, опирающийся на костыли. Над орденскими колодками пиджака красовались две Звезды Героя Советского Союза. Мужчина представился. Сказал, что он капитан, танкист, штурмовавший Рейхстаг и получивший там ранение. До войны работал мотористом на Амурской флотилии и сейчас попал в крайне затруднительное положение. Документы мужчины не вызывали никаких сомнений, так же как и сияющие на груди звезды вместе с костылями и изувеченной рукой. Министр, не задумываясь, сам лично выписал героическому танкисту 4500 рублей материальной помощи, а также выдал ордер на пошив нового костюма и продукты.

Чуть позже капитан Кузнецов появился в кабинете министра пищевой промышленности, рассказал историю про танки и ранение, и сообщил, что проработал 5 лет в одном из совхозов Подмосковья зоотехником. Расчувствовавшийся министр выдал ему 9500 рублей.

А "танкист-герой" стал появляться в других министерствах. За год он обошел 27 (!) министерств. Везде он рассказывал свою историю и везде ему помогали. Правда места работы он сообщал разные. Все зависело от министерства, куда он приходил. То он был рабочим мясокомбината, то шофером Госбанка, то шахтером, то мотористом лесхоза.

Кузнецов дошел даже до Председателя Академии Наук СССР Вавилова, где получил материальную помощь 12500 рублей.

Побывал Кузнецов и в министерстве кинематографии, где ему тоже выдали деньги и даже собирались снять фильм о судьбе героя.

Наконец, в 1947 году, Кузнецов дошел до отдела кадров ВЦИК КПСС и выбил себе квартиру в городе Киеве вместе с дорогостоящими протезами. После этого Кузнецов исчез, а министры остались счастливы после встречи с таким великим человеком, которому они сумели помочь.

Засомневался только министр тяжелой промышленности, выдавший Кузнецову 2000 рублей, и то, только тогда, когда он второй раз появился у дверей его кабинета. Он вызвал оперативников и те аккуратно задержали "дважды героя".

Документы Кузнецова не вызывали никаких сомнений. При инвалиде был наградной пистолет с так же оформленными документами, паспорт и орденские книжки. Вопросы вызывала только личность "капитана Кузнецова". Оперативники МУРа слишком хорошо знали того, кто стоял перед ними, опираясь на костыли...

Веня Житомирский, он же Трахтенберг, он же Рабинович, он же Ослон, он же Зильберштейн, он же Кузнецов, а в миру Вениамин Борисович ВАЙСМАН, вор в законе, осужденный еще до войны.

На "геройском" счету ВЕНИ было 10 судимостей и 9 побегов. Во время последнего побега из Печорского ИТЛ он отморозил себе ноги и левую руку, которую удалось спасти. Ноги пришлось ампутировать. Было это зимой 1944 года.

А в 1946 году в Москве появился "герой-танкист".

Не ожидая получить ответа на вопрос "Зачем?", оперативники все-таки его задали. И были очень удивлены, получив емкий ответ, что инвалиду вору это государство никогда не поможет, а вот инвалиду герою - это да! Это другое дело!

Помимо прочего Вениамин затаил обиду на какого-то чиновника, который отказался помочь ему оформить пенсию по инвалидности, вытолкав из кабинета.

ВЕНЯ обратился к друзьям фальшивомонетчикам, которые из чистого золота отлили ему звезды и изготовили документы "героя", и начал "потрошить" партийных чиновников.

Выяснилось, что за год он обошел 27 министерств, где ему в общей сложности щедро подарили 56 000 рублей деньгами и более чем на 100 000 оказали посильную помощь вещами, продуктами, жилплощадью и прочими привилегиями.

Судили ВАЙСМАНА по-тихому, чтобы не придавать такому позорному делу огласки. Получил он 10 лет. Отсидев срок полностью, он сдержал данное на суде слово больше не воровать и пришел в МУР только в 1961 году без наград и орденов, и попросил знакомых ему оперативников устроить его в дом инвалидов, так, чисто по-человечески.

Во время последнего срока ВЕНЯ заболел туберкулезом. Оперативники пошли ему навстречу и определили в Оренбургский дом инвалидов, где и скончался "дважды вор" Советского Союза в 1969 году...