Письма из прошлого

Прасковья Соколова
Письма из прошлого

Однажды, перебирая старые вещи, я обнаружила небольшую папку, перевязанную зеленой ленточкой. Старые письма, пожелтевшие от времени листки. Люди, которые меня тогда окружали. Это было так давно.
  Вначале лета с подругой Таней поехала я на озеро Андреевское. Предстояла защита дипломов, а нам хотелось сменить обстановку душной рабочей комнаты на песчаные пляжи. Таня дремала, а я открыла роман Гончарова И. А. «Обломов». Позже он скажет, что его привлекла девушка с книгой в руках. Худощавый высокий мужчина с редким именем «Валентин», но себя он называл Валерой. Так произошло наше знакомство. Небрежно играя связкой ключей, он предложил подвезти нас до студенческого общежития. Не знаю, почему он выбрал меня. Таня сидела рядом с водителем и вела умные разговоры. А я прилегла на заднем сидении, разморенная июньским солнцем.
   На другой день мы встретились. Валера был прекрасным водителем, уже работал. Мы ездили за город, купались в небольших речках. То лето было удивительно теплым, асфальт плавился от жары. Он тоже закончил наш Индустриальный, мы без конца говорили. По направлению на работу я поехала в город Барнаул. Общение в то время происходило через письма. Вот они.


Тюмень. Воскресение.

Как обычно, у меня рабочий день. Закончил возиться с бумагами и решил тебе написать. Завтра с утра уезжаю в Упорово, видимо, до конца уборочной. Какое-то странное настроение. Не хотел ехать, и в тоже время здесь не могу остаться. Но настроение настроением, а ехать нужно.
Ты очень долго ехала на поезде. И у тебя была масса времени подумать обо всем. Может и обо мне немного. Интересно мы с тобой расстались. Как в современном детективе – без лишних эмоций. Но, пусть пока будет так. Я считаю, что нежность приятна, когда она скромна.
Но это не главное. Главное, как ты живешь в своем Барнауле? Я прошу тебя – не будь настолько занятой, чтобы не написать мне письмо.
Целую, Валентин. 1975 г

      
Село Упорово. Тюменская область.
 Месяц и десять дней, как получил от тебя письмо. Не раз пытался ответить, но получалось не так, как надо. А потому рвал и выбрасывал испорченную бумагу.
 Вновь передо мной чистый лист, на котором как смогу, так и опишу свое состояние, свои чувства и свои надежды.
 Могу только догадываться, как изменило твое отношение и настроение ко мне, мое молчание чуть ли не в полтора месяца длиной.
 Полтора месяца. Много это или мало? Много ли значат полтора месяца в году или в жизни, хотя ей всего 26 лет. А если подумать, то уже полтора месяца тянется уборка, которой отдано столько нервов и сил – это будет уже много. Как ни надоела уборка, раньше пятого октября дома быть не придется.
 С работой забываю даже о том, что пришла осень. Очень красивый здешний лес стал еще прекрасней и интересней. Но, в полной мере наслаждаться этим зрелищем не хватает времени.  За всю уборку лишь один раз был с природой наедине. Остается с дороги заглядываться как на проезжающих красавиц, на березы, охваченные золотом, или на осины, горящие с каждым днем все сильнее и ярче.
  Да! Действительно, пора прекрасная. А, в общем-то на душе моей тоскливо и грустно.
  Живу я один.
 Если бы не работа. Она одна меня затягивает и ногами, не дает скучать. А когда и задумаешься, то это ненадолго. А потому, наверно, и не так больно. Был человек, с которым можно было говорить обо всем. Который мог меня понять, да и того я проводил в Барнаул.
 Если ты сейчас не в партии (полевой), если письмо тебя найдет, то напиши мне. Как ты смотришь на то, чтобы на седьмое ноября приехать ко мне в гости. Я буду ждать тебя с нетерпением. Просто я соскучился по тебе. Очень давно тебя не видел. Не хочу, чтобы так кончалась сказка. Пусть она будет всегда.
                Жду ответа. Валера. Не думай обо мне плохо. 20 сентября 1975г.



                Минская область.
 Да, Людочка, я за любовь. Это чувство можно сравнить с редким талантом. Так как любить по-настоящему, чисто и глубоко могут далеко не все.
   Любить человека другого – могут люди лишь честные и чистые душой, одаренные природой умом и добрым, чутким, отзывчивым сердцем. И очень я сожалею, что многие люди не ценят этого самого высокого и прекрасного из всех чувств человеческих.
Людочка! Я не знаю твоего Валеру, но я желаю, чтобы он оказался человеком честным и добрым. Чтобы он оказался мужчиной, способным понять и оценить тебя, твою душу.
И, если ты видишь, что он тот, за кого можно и стоит бороться. Если вы понимаете друг друга. Если он дорожит тобой как человеком и как женщиной. Если он чуток к твоему настроению и внимателен к тебе, и добр, то тогда никого и ничего не бойся, иди с ним смело куда угодно. Если это так. Если он честен и порядочный человек.  А если нет?
Вот это так трудно и порой почти невозможно разглядеть.
Наверно, это и есть счастье, если в жизни встретится настоящий человек без изъянов и ржавчин в душе.
                Твоя Тома




Тюмень

« Наконец-то я нашла ту, которая сбивает моего мужа. В- первых, Лукьянов Валентин Иванович женат, уже три года. И у нас, т.е. в сентябре месяце родился сын. Понять не могу: неужели можно поверить человеку в таком возрасте, что он холост. Тем более, я даже знаю, когда он проводил с тобой время. Меня  не было дома всего двадцать дней, а так, все проведенные дни – это наши совместные. Ну, а если тебе хватало всего одного часа, тогда понятно, какая ты «девушка».
Я сообщила обо всем этом твоим родителям в Ханты-Мансийск. Вот слушай.
Если ты перейдешь мне еще дорогу, значит,  учиться не будешь. Если работаешь, наделаю тебе неприятности. Муж меня очень любит
Ну, а если у вас что-то и было, ты просто вульгарная девушка. Пойми одно, когда – нибудь и ты выйдешь замуж и, какая - то  грубо выразится, проститутка, перебивает тебе жизнь, это больно. Да тем более на руках крошка, вылитый Валентин (ты поймешь).
Я никому и никогда не позволю забрать отца у ребенка. Высылаю тебе письмо, и не вздумай больше писать. А то будет хуже. Он сам сказал, чтобы письмо тебе отправила.

6 октября 1975 года




Ханты-Мансийск

«Люда, ты пишешь, что поехать к Валере. Вот, я как мысль сказала бы так: нечего делать к нему ездить. Да, как- то получается не совсем удобно: девушка едет к парню – всегда парень ездил к девушке. Людочка, ты за него не переживай, что бросит. Если любит – никогда не бросит и приедет.
А что ты поедешь к нему мотаться. У него, наверно, побольше денег, чем у тебя.
Мой совет такой: нечего делать. Да ты только что начинаешь работать. И вдруг куда - то снова поедешь. Надо у начальства отпрашиваться. А, собственно, зачем ехать? Мучится, пусть напишет письмо и все. Люда, ты сильно ему не верь.
Люда, послушай и пойми правильно, что нечего у него делать. Он парень грамотный. Я тебя от него не отниму.
Сама себе судьбу  найдешь, чтобы на меня не обижалась. Вот так, Людочка, мой тебе совет. Хоть немного оперись. У тебя ведь ничего нет, совсем голая. А бедных девушек нынче обегают – выбирают богатых.
              Пойми меня правильно. Мама.



Тюмень

« Ты не представляешь, как я ждал от тебя это письмо. Почти каждый день заглядывал на главпочтамт и все зря. А позавчера, когда вновь заехал, было уже поздно. У моего окошка никого не было. Женщина, дежурившая в этот день, привычно стала перебирать почту и, вдруг, неожиданно переспросила мои инициалы. У меня радостно екнуло сердце, и я получил долгожданное письмо.
Не стал его распечатывать сразу, а только лишь дома прочел. Мне стало легче, а на душе светлее, от той мысли, что ты есть на свете.
Сегодня воскресенье. Первый раз за все время, как вернулся с уборочной, решил отдохнуть на природе. Собственно, природа совсем рядом с моим домом. Если ты помнишь, от дороги начинается березовая роща. Переходит в сосновый бор, за которым находится то озеро, куда  ходили мы пешком с тобой  в первые дни знакомства. Это отличный лес, совсем рядом и, достаточно пустынный, что позволяет полностью отдаться ему и ни о чем не думать.
По – своему прекрасный лес поздней осенью. Он словно замер в предчувствии зимы. До озера я пробежался по лугу. А обратно шел через лес. Кладбищенский бор показался угрюмым, но он скоро кончился. И, неожиданно, для моих хмурых мыслей, сосны перешли в ослепительно белую березовую рощу. И, вместе с этим, настроение мое и мысли просветлели. Я был рад чудесному превращению. И сердце мое клокотало от прекрасного  чувства просветления. Мне хотелось жить. Но роща скоро кончилась и, передо мной открылась дорога. А бегущие по ней автомобили напомнили мне о городе, в котором я живу.
Мне кажется, что я всю жизнь стремлюсь к просветлению, а оно так нечасто посещает меня. Да и так, наверно каждый, просто в этой зависимости люди делятся на счастливых и несчастных. Извини за многословие. Хотел лишь о воскресении тебе рассказать. А  залез в философию. Скажу тебе Люда одно: счастье я не считаю объективным понятием а напротив, больше в нем субъективного. И зависит в полной мере от того, как  мы распорядимся  данной нам жизнью и, насколько в этом будем к себе требовательны.. Если в первом письме лишь предчувствие, то в этом ты уже столкнулась впрямую с первыми проблемами и противоречиями, возникающими, наверно, у каждого порядочного человека. Не подумай, что я не хочу внять твоим строкам. Просто, разговор этот долгий. Больше того, я считаю, это политика  своего рода. Вот видишь, какое большое и нескладное письмо написал тебе. Пора бы и кончать.
Люда, милая! Приезжай на праздник. Я буду ждать тебя. Обязательно тебя встречу. Дай телеграмму. А так как я на работе нахожусь больше, чем дома, то телеграмму направляй на рабочий адрес: Тюмень. Щербакова 117 автоколонна 1228 Лукьянову В. И.
Вот и все. До встречи Валера.
                19 октября 1975г.



 г. Ханты-Мансийск
« Людочка, что это за письмо, что это значит? Все я пережила. Только не хватало еще мне таких писем, чтобы слали на мой адрес. Людочка, вот, выясняется, кто такой Валера.
А ты еще хотела ехать к нему. Прочим, выясняй сама все. Но, чтобы на мой адрес такие письма не ходили. Люда, неужели тебе не находится парня. Я никогда не поверю, чтобы не найти парня. А с этим  Валерой, я думаю, кончать пора. Все они неженатые, когда надо девушку. А ты совсем простая.
В тебе нисколько нет хитрости. Прочим. Мне это все не по нутру. И какой матери будет хорошо. Я очень, очень переживаю. Ты об этом знаешь. Я не переношу таких гадостей. Чтобы говорили и писали про моих девочек. Жду ответа.  Мама.


               Здравствуйте родные Люды Коневой!
Ваша дочь связалась с женатым человеком. И пишет ему письма из командировки. А у него скоро будет ребенок. Если он провел с ней одну ночь – это говорит, какая она «девушка». Примите к ней меры. Иначе я сообщу, куда следует. Я знаю, где она работает, и разберу ее на местном комитете. Если это будет продолжаться, я сообщу на ваше производство.
Как не стыдно себя вести в таком возрасте: ей ведь пятнадцатого ноября всего будет двадцать два года. А если же он был с ней - понятно, что нужно мужчине, если у него жена в положении. До свидания. Тюмень.
               


поселок Октябрьское, Тюменская область. Нина (сестра)
«Да, вот ты действительно удивила, так удивила меня. Мама пишет, что получила письмо из города Тюмени от какой-то женщины. В общем, она это письмо послала тебе.
Но, по-моему, одними иллюзиями жить нельзя. Никак не пойму, неужели ты хочешь  на чужом несчастье построить свое?
Короче говоря, напиши мне все подробно, что это за Валера. Тебе, наверно, мало того, что я уже была в таких обстоятельствах, так хочешь испытать на собственной шкуре. Пусть это сказано грубо, но зато правильно. Заранее могу сказать, что ты потом будешь каяться.
Я как-то, тебе уже пыталась объяснить, что любовь «твоя» - это еще  ничего в жизни не значит. В себе всегда можно найти силы, чтобы покончить с этой ерундой. Я пишу тебе, даже не спросив: правда ли это? Только не надо никаких отговорок: что мол «это мое дело», «нет, у меня все нормально».
Что меня успокаивать! Честно говоря. что если это правда, то твою затею не одобряю.
…..У меня даже нет желания о чем-либо расписывать тебе. Когда получу ответ от тебя, то тогда все подробно. Сделай  Люда вывод себе. Это не нотация, а просто, я знаю, что за этим последует. Срочно отвечай как дела. Нина. Витя 23 ноября 1975г.




г. Тюмень.
.
 Извини за долгое молчание. Но я очень обиделась, что ты не зашла ко мне. Правда, у меня это прошло скоро, но, инерция проклятая. Люда, а ты даже не намекнула ни в одном письме, что у тебя та история с «машиной» имела довольно серьезное продолжение после твоего отъезда из любимого города Тюмени. Прости, если напоминаю о чем-то неприятном, но мне бы хотелось, чтобы часть своей тяжести разделила со мной.
Хотя, сколько помнится, в таких вопросах ты редко кому доверялась из нас….
 Тома Шахтарина.


         Минская область
 Люда! Родная моя!
Что с тобой? Прочла твое письмо: все поняла, все представила. Настроение твое понятно до глубины души.
Людочка! Милая! Ведь жизнь очень сложна (старая – престарая истина) со всеми ее горестями, испытаниями тяжестью.
Людочка! Не отчаивайся. Не надо. Я не согласна с тобой – ради бога не надо делать из своей души сильную и жестокую. Она у тебя сильная, а жестокой никогда не будет.
Поверь, несмотря ни на что. Если ты способна страдать, чувствовать глубоко и нежно, сильно и страстно, то, такая душа не будет жестокой. А это, «ты маленькая»- мог сказать человек поверхностный, глубоко и серьезно не испытавший всю глубину и значимость человеческих взаимоотношений. Он не может оценить хорошего к себе отношения.
    А людей, неценящих любящих женщин, преданных и настоящих друзей, которые не притворяются, а сердцем и душой преданы, - я таких людей, Людочка, презираю. Они не достойны даже слов о них, не только мыслей. И не делай трагедии, чтобы у тебя не произошло. Если бог нам даст с тобою свидеться, то я тебе расскажу, через какие пришлось мне пройти унижения и горести. Жить не хотелось нисколько.
 Людочка! Милая!
Мне тоже говорили, что я «маленькая» и «наивная». У, сволочи… . Говорили те, которые меня не стоили ни грамма. Ох, и не было человека мне вовремя подсказавшего ситуацию.
   Людочка! А разве можно рассказать? Разве можно успокоить? А может надо самой пройти через все, чтобы потом отделить « руду дорогую от породы пустой?» А?
Может надо помучиться, пострадать,  и предостеречь здесь никто не в силах. Особенно натуру богатую и сильную, глубоко чувствующую Людочка! Ведь в жизни очень много интересного и замечательного. Она многогранна. И не заключай себя в одной встрече, в одном знакомстве. Старайся понять окружающих, и поменьше грусти, побольше юмора. Ради бога, никогда не показывай, что ты обижена и оскорблена, говори, что тебя невозможно обидеть и оскорбить словом. Что ты выше этого. Что ты сильная и за себя постоишь, и посылай всех подальше. Иди напролом. Бери то, что тебе надо. И думай о себе больше, потом о нем. Пойми это.
Это очень сложно понять, но я написать тебе много не смогу. Хочу страшно поговорить с тобой. И если у тебя будет какая-то возможность (у меня, к сожалению, она  отсутствует из-за ряда многих причин), то я безумно буду рада ответить тебе на многие вопросы.
Не думай, я тебя не стараюсь утешить. Знаю, это невозможно. Все уляжется и утрясется само. Хочу сказать, что людям с честной и глубокой душой очень трудно жить. И я тебе смогу тысячи примеров привести. Но я не хочу, чтобы ты страдала. Мы с тобой   (и не только мы) слишком идеализируем жизнь  людей и все в жизни.
Люда! Родная моя!
Мне так хочется видеть тебя счастливой! Хочу, чтобы судьба тебя столкнула с умным и добрым мужчиной, который бы оказался  тебе другом преданным, и, который был бы чуток и к твоему настроению и берег тебя и любил…
Ради бога, не огорчайся, что Валера тебя встретил, но не проводил. Не нужно переживать. Поверь.
Значит, тебе нужен другой человек, значит, это не твой. Старайся почувствовать, чтобы нужна была ты, именно ты. Знаю, что все-таки у тебя будет все хорошо. Не может быть у хороших, таких славных людей, как ты,  все плохо. Только не отчаивайся, не надо.
  Первое разочарование, первая неудача в любви – это не последнее. Еще много будет всякого. У меня после Широкова была такая сильная, угнетающая меня сила страсти к человеку, который не стоил вообще ничего, а я тратила для него столько сердечного тепла и души…
А потом, прошлась по себе… и, научилась ценить себя, отношение к себе и женщин и  мужчин. Людям, относившимся ко мне с добром, я платила тоже добром, а если  кто хотел мне зла (желающие были и есть), я тоже в долгу не оставалась. Надо, прежде всего, жалеть и уважать себя. Ты меня поймешь, что я хочу сказать. Уважать себя – не значит, других не уважать, нет. Просто беречь свои силы и не думать, что ты  недостойна чего-то большего.
Ты достойна счастья, уважения и любви. Это я знаю. Потому, что ты честная и добрая. А это самые умные, и самые высокие качества в человеке. И, ради бога, не убивайся, что у тебя  не вышло взаимопонимания с Валерием.  Значит, он ищет не настоящего, а как мотылек, порхает и мечется и, сам не знает, что ему надо.
Ты меня, Людочка, прости, что я так пишу. Я не знаю Валерия и не имею права судить о нем, но, я знаю тебя. И, если у тебя такое настроение, то виноват он. А, если он мог обидеть такую девушку, как ты, то он для меня уже ничто. Он просто не разбирается в людях, и не ценит истинного. А, значит, он не стоит ничего.
Я, в своей жизни, никогда ни над кем не смеялась, не играла на чувствах людей и на нервах, т. к. по себе знаю, как это тяжело. И, если было мне очень плохо, то я никому не желала зла. А, если было мне очень хорошо, то я хотела, чтобы все вокруг были веселые и счастливые.
Люда, милая! Очень хочу, чтобы тебе стало легче. Чтобы ты шла на лыжах среди сказочных елей и сосен  в зимнем снежном наряде, и, чтобы было яркое небо и чистый день и, чтобы душа твоя стала ясная, чтобы ты улыбалась счастливой улыбкой и не страдала. Это мне так хочется. Но, к сожалению, мы уже взрослые и жизнь испытывает нас и проверяет на каждом шагу. Только не споткнись, только не стони, стисни зубы. Но не стони. Если что-то не сложилось, не надо переживать. Значит, впереди что-то другое,  наверно, более настоящее и серьезное. Люда, милая,  пишу, не останавливаясь, ты уже и читать устала, а я пишу. Очень хочется поговорить с тобой. И не держи в себе, не уходи в себя. Сядь и напиши мне.
Может смогу помочь тебе хотя бы советом. Ведь я прекрасно понимаю тебя т. к. сама была в подобном состоянии, а может, и хуже.
Но потом имела возможность отплатить по заслугам всем, кто меня не уважал.
                Твоя подруга Томочка Рощинская год 1975.
 .