Рецепт

Евгений Брахман
И Спаситель ответил: «Спокойно, Андрей,
Никакого секрета здесь нет»*

Жизнь это вешалка. Всю дорогу мы вешаем на нее всякие вещи. Нужные и не очень. Но больше всего подвешено ярлыков, и не всегда мы вешаем их сами. За нас это делают политики, артисты, маркетологи и прочие социальные архитекторы. У каждого из них своя цель. Однажды вешалка становится перегруженной. Нужна ревизия. С вещами просто – не нужное в мусор, а с ярлыками … С ярлыками полный бардак. Нужно бы их все, к черту сжечь, но не получается. Например, ярлык: «Одиночество – плохо. Одиночество  – депрессия, неполноценность и бесполезность. Одиночество – сука. Социопат!». Зачем и кто вешает этот ярлык понятно – толпа есть толпа, стадо есть стадо, стая есть стая. А ведь внутреннюю ревизию, возможно, провести только в полном одиночестве, или точнее уединении.   

… Черный ворон кружит над крестом.

Обожаю кошек. Никаких лишних движении. Никакой суеты. Даже в играх все размеренно и просчитано. Грациозно, мягко и точно.

В любой толпе рано или поздно появляется лидер. Бывает это достойный, ответственный человек, а бывает и нет. Какой бы он не был, с его появлением находятся люди, которые усердно потакают своему вожаку. Кто искренне, кто не очень, но точно из корысти. Подхалимы называют себя гордо – элита. А толпа признает их превосходство. Социальные скотинки.
В выпускном классе у нас была новая историчка. Только с пединститута. С полымя да в пламя. Маленького роста, худюща. Ее угловатая фигурка не тянула даже на старшеклассницу. По виду, отличить ее от нас было трудновато. Наивная и пугливая. С тихим, писклявым, совсем не учительским голосочком. Да еще с мягким характером и очень добрым сердцем.
Она искренне делилась теми знаниями, которыми обладала. С юношеским энтузиазмом пыталась нам дать то, чего мы не хотели. А главное, как истинный, хоть и молодой педагог, старалась заставить нас думать, но, как оказалась, с излишним рвением. Мне нравились ее уроки.
- … война в Европе привела к непредсказуемым последствиям. В свою очередь события февраля 1917 года стали продолжением …. Оксана, пересядь, пожалуйста, на первую парту – прервала урок училка – социально-политических волнений конца 19 –го ….
- Зачем? Мне и отсюда вас слышно. И иногда видно – дерзко ответила одноклассница.
- Ты сама не слушаешь, и других отвлекаешь. Пересядь  – настаивала учительница. – … и начала 20-го веков. Итак, как вы думайте, какие действия мог предпринять царь, чтобы предотвратить февральскую революцию? … Ну, ребята, активнее. Ну? Не вижу рук. Какие версии? Смелее …  Оксана, перестань шептаться. Я тебя попросила: пересядь на первую парту.
- Для особо одаренных повторяю - не пересяду – упрямствовала ученица.
- Пересядь. Я по-хорошему прошу. Ну, ребята, у кого какие идеи? Я хочу узнать ваше мнение … Оксана, давай пересаживайся.
- Нет. Мне тут хорошо.
- Оксана, если не пересядешь, мне придется … - настаивала учительница.
- Что придется?  Подпрыгнуть и дернуть меня за косичку – подшутила Оксана.
С задних парт послышались смешки.
- Оксана, я не хочу терять время. Заметьте, ваше время. Ну так что с действиями царя? Какие идеи? Виталий говори!
- Виталий молчи – чуть ли не рявкнула непослушная Оксана.
- Что значит молчи? – удивилась преподаватель – У Виталия есть свое мнение, и он его может сказать. Правда, Виталий! Ну, давай говори.
Но Виталий молчал. Он испуганно смотрел на одноклассницу, которая одними губами сказала «Молчать!».
- Ладно. Кто-то другой? Ну?
- Вам никто ничего не скажет – самоуверенно сказала Оксана.
- Оксана, не тебе решать за всех. Ребят ну, давайте, активнее. Давайте рассуждать. Что в тех обстоятельствах мог себе позволить царь? А? Ну?
Все молчали. Каждый молчал по своему, кто из страха, кто из солидарности, кто от удивления. Я никогда не забуду выражение глаз учительницы. Такое же выражение бывало у преданных и разоблаченных подпольщиков, перед расстрелом. Это взгляд человека, у которого отобрали самое сокровенное, веру в людей. И это надо пережить, чтобы стать сильнее. Или умереть. Как пережила это учительница, я не знаю. Прозвенел звонок. Весь класс, гулкой толпой покинул помещение, а учительница продолжала стоять у доски, смотря нам молча в след.

Онемел тут Спаситель и топнул в сердцах
По водной глади ногой.

У кошки уникальная способность внимательно разглядывать пустоту. Она видит в пустоте все, что нужно видеть. Ненужное остается по эту сторону. 

Через неделю случилось 8 марта, с традиционными поздравлениями преподавателей. Накануне, после уроков, ученики собрались это обсудить.
- Так все тихо – орал Виталик – слушайте сюда. Завтра историчку никто не поздравляет. Никаких цветы, там, открыток. Никто. Поняли? Если кто поздравит, тому по -жизни не повезет. Отвечаю!
- Че ты разорался – возмутился кто-то – дело личное кто как хочет.
- Ничего не личное. Так решил коллектив. Поняли? – настаивал старшеклассник.
«Ага, угу, да-да» слышалось с разных парт класса.
- Да вы что тупые? – почувствовав неубедительность выступления Виталия, подключилась Оксана. – Это овца снизила нам всем оценки. Что, забыли дурацкую контрольную на замене? А домашки на 5 страниц. Вам больше делать не хрен как эту историю учить?
- Угу. Капец. Она думает, только историю в школе учат.
- Да молодая она. Мы для нее как подопытные кролики. Экспериментальные.
- Молодая, молодая, а одевается как пенсионерка. Никакого вкуса. Еще и без косметики. Могла бы хоть губы иногда подкрашивать.
- Ой что ты говоришь, на ее рожу нужно вагон пудры. Да и то не поможет.
- Она хоть замужем? Мужика ей надо.
-Ой кто о чем, а озабоченный о своем. Ты Миша, только об этом думаешь.
- А что? Может проблема у человека. Хотя для меня она мелковата, могу разорвать.
- Да кто ее такую возьмет.
- Короче!  – остановила галдеж Оксана – Всем все понятно? Приходим с букетами все, но никто ничего ей не дарит. Пусть поймет, что мы тоже люди.
- Если кто-то подарит, я с ним лично разберусь – опять встрял Виталик.
На этом и разошлись.

… И Андрей доставал из воды пескарей
А Спаситель погибших людей.

Когда кошка хочет есть – ест, хочет вздремнуть – спит, хочет пить – идет и пьет. В этом и есть смысл ее существования, и не надо ничего усложнять.

На следующий день история была первым уроком. Ученики сидели на своих местах. Перед каждым лежал букет цветов. В основном тюльпаны, но были и гвоздики, гладиолусы и даже розы. Прозвенел звонок. Историчка вошла в класс. Она дружелюбно улыбалась но, скрыть свои переживания не могла. Не хватала опыта. Перовое 8 марта в роли учителя.
- Здравствуйте дети! Все такие нарядные, с цветами. Молодцы! – пауза – Ну, что у нас на сегодня? – продолжая улыбаться, спросила учительница.
- Сегодня у нас поздравления с 8-ым мартом. Всех нормальных женщин – с последней парты сказала Оксана.
- Да? – продолжая улыбаться, сказала учительница. Из-за переполняющих эмоции она не уловила в жестокой реплике ни издевки, ни сарказма. Но, понемногу она начала понимать, что именно ей приготовили в подарок. Медленно улыбка улетучивалась, а в глазах начинало проявляться недоумение, а потом совсем еще детский ужас.
В предгрозовой тишине хлопнула дверь. В класс влетел опоздавший Юра, в расстегнутой куртке, с огромной сумкой и с букетом тюльпанов.
- Извините за опоздания. Вот это вам, Татьяна Николаевна! С праздником – протянул ей букет и прошел на свое место.
Глаза учительницы вновь загорелись. Она заулыбалась и смущенно сказала: «Спасибо. Не стоило»
- Урод! – заорала Оксана – Ты все испортил, имбецил!

… «Ты и верно дурак», и Андрей весь в слезах
Побрел с пескарями домой.

Любопытно наблюдать за кошкой. И это взаимно. Она удивляется  людской суете, бессмысленности усилий, вредности желаний, глупости слов, бесплодности мыслей и напыщенности собственного «я». «Нет – думает кошка – Человек совсем не покоритель природы. Природа его просто отхаркнула из своего чрева как клубок шерсти. И эта самовлюбленная отрыжка бездумно мстить своей матери»

Юра удивленно смотрел на класс. Его вид был одним сплошным вопросом: В чем дело? Демарш стал для него полной неожиданностью. Вчера он прогулял последние два урока и о коварных планах ему никто не сообщил. Как позже выяснилось, букет он подарил на первом уроке, чтобы не таскать по школе. В том, что это оказалась историчка, его вины не было. Но оправдывающее обстоятельство не спасло его от сурового наказания подростков. Байкот. Полный, всеобщий, безоговорочный. Никакого общения. Пустое место. Ноль. Вакуум. За партой –один, в столовой – один, на перекуре – один. Попытки завязать разговор закачивались плохо: освистывание, плевки, пинки. Одиночество и горесть. Его изгнали, унизили и забыли. Со временем обида прошла, и привыкнув к уединению, он понял, как же ему нравятся уроки истории.

P.S. Учительница истории на следующий год вышла замуж и вскоре ушла в декретный отпуск. А непослушная Оксана руководит отделом в каком-то огромном немецком концерне. Там у нее дом, семья, друзья. И вряд ли вспоминает 8 Марта в выпускном классе.

‘* - Nautilus Pompilius «Прогулки по воде»