Бернини. Гробница Папы Римского Александра VII

Алина Алексеева-Маркезин
        Лоренцо Бернини.Гробница Папы Римского Александра VII.1671-78.Собор Святого Петра в Риме.

    Если вы были в Соборе Святого Петра в Риме,то не могли не обратить внимание на Потрясающаю скульптурную композицию, производящую неизгладимое впечатление.

       Работа над ней была завершена в 1678 году. Она выделяется на фоне общей пышности отделки собора своей масштабностью. Учениками мастера были изготовлены статуи СПРАВЕДЛИВОСТИ, БЛАГОРАЗУМИЯ, ПРАВДЫ и МИЛОСЕРДИЯ.
 Это совершенное ,одно из последних творений Бернини, в котором каждая фигура прекрасна и наполнена глубоким смыслом.

       Надгробие было заказано самим папой Александром VII,но выполнено оно было через 11 лет после смерти папы. Бернини к этому времени было уже 80 лет.Проект памятника разработал Бернини,но помогали ему другие талантливые скульпторы,они выполнили большую часть работы под пристальным наблюдением Бернини. Это скульпторы: Г. Маццуоли, Л. Морелли, Г. Картари, М. Маглиа и Л. Балестри.  Сам Бернини, скорее всего, работал над статуей Папы Римского. Известный своими портретными скульптурами, он, вероятно, положил последние штрихи на лицо Александра.

    На памятнике  шесть значимых фигур. На вершине Александр стоит на коленях в молитве.Он встревожен внезапным появлением Смерти.Она поднимает песочные часы, символизирующие  время. Песочные часы также являются художественным символом "memento mori ", который переводится с латыни " помните, что вы умрете ".

    Добавление Бернини бронзового скелета к гробнице Папы не так удивительно в свое время, как  сегодня, поскольку скелеты обычно добавлялись к погребальным памятникам. Обычно они не были изображениями Смерти, а скорее скелетной версией умершего. Для Могилы Александра VII ученые вполне уверены, что скелет представляет Смерть, потому что у Папы Александра VII была жизнь, чреватая встречами со смертью.

   Еще один необычный аспект Папы Александра VII состоит в том, что он держал свой гроб в своей спальне рядом с черепом, вырезанным Бернини на его письменном столе. Александра VII осознавал, что когда-нибудь он умрет, скорее всего это вдохновило Бернини на включение скелета Смерти, размахивающего зловещим клепсидром (песочные часы )на памятнике его патрона.

 Под ним четыре женские статуи, представляющие добродетели понтифика.
 На переднем плане - Милосердие с ребенком на руках. Справа Истина стоит одной ногой на карте мира, удерживая символ солнца. Кстати, нога Истины стоит конкретно в Англии, где Папа Александр VII тщетно пытался подавить продолжающийся рост англиканства. Символ солнца, удерживаемый Истиной, намекает, что когда-то пройдет достаточно времени, истина откроется всем.
 
 На втором плане - СПРАВЕДЛИВОСТЬ И БЛАГОРАЗУМИЕ. Эти статуи были изготовлены в белом мраморе.

 Плинтус черный, как знак траура по папе. Экспансивная вздымающаяся драпировка темной сицилийской яшмы резко контрастирует с фигурами белого мрамора.

     В ситуациях, когда Бернини требовалась большая масса материала, он не мог зависеть только от мрамора, восстановленного из старинных зданий, и решил работать с более современным мрамором. Таким образом, он выбрал сицилийскую красную яшму, насыщенную красными тонами, с зеленым потоком.

     Гробница была почти закончена, но  Папа Иннокентий XI  возражал против  наготы Истины и обнаженной груди Милосердия. Таким образом, Бернини был вынужден одевать фигуры.

 Настоящая гробница является одним из величайших совместных предприятий студии Бернини. Сам Бернини сделал рисунки и небольшую модель всей гробницы. 7 октября 1672 года он получил 1000 scudi за дизайн и модель. Предварительный проект, сделанный в студии, включающий главные особенности гробницы, сохранился в Королевской библиотеке в Виндзоре.