Белый ангел

Евгений Медиокритский
               
Внучке Ульяше посвящаю
               
               
               
14 февраля – день рождения великой интернациональной певицы Анны Виктории Герман. К сожалению, найти более менее обширную информацию о ней не получалось и не представлялось возможным. И вот на днях удалось в Интернете на сайте «Яндекса» ознакомиться с рядом статей о великой певице.
Наиболее обширной, достоверной и точной информацией об Анне Герман, на наш взгляд, располагает сайт Федерального информационно - аналитического журнала «СЕНАТОР» (www.senat.org/Anna German). Особенно раздел «Биография» певицы. Надо сразу отметить внимание и любовь к этому человеку со стороны составителей.
Мы привыкли считать Анну Герман польской певицей, родившейся  и прожившей детство в Советском Союзе. Всё это так, но одновременно не так. «И вдруг выясняется...» Оказывается, Анна урождённая немка. Отец Ойген (Евгений) Герман 1910 г. р. из немецкой многодетной семьи Германов (предок которой прапрадед Анны, ещё в 1819 году, переселившись из Германии, основал село Нойхоффунг (ныне Ольгино под Бердянском на Азовском море), вынужден был спасаться от репрессий в связи с тем, что отца его Фридриха (деда Анны) арестовали в 1929 г., осудили «тройкой» и сослали под Плесецк Архангельской области, где через полтора года он умер от голода и каторжных работ. Старшему брату Ойгена Вилли удалось перебраться через Польшу в Германию и уйти от преследования советских властей. А Ойген, тайно покинув первую семью (жену и сына Руди), уехал на Восток. Там, в узбекском городе Ургенч, он повстречал Ирму Мартенс представительницу германских меннонитов, переселившихся в Россию ещё в середине 18 века, которая работала в школе учительницей немецкого языка. Красавец, силач Ойген писал стихи, сочинял музыку и, конечно, сумел увлечь Ирму. В 1936 году у них родилась дочь Анна, а через год сын Фридрих. Но 26 сентября Ойгена всё- таки арестовали и в 1938 году в Ташкенте по постановлению «тройки» расстреляли «как немецкого шпиона и долголетнего вредителя» (реабилитирован посмертно в 1957 г.). Всё это с большим трудом удалось узнать младшему брату Ойгена Артуру Герману, уехавшему в Германию вслед за старшим братом в «горбачёвские времена». Очевидно, Ирма, испугавшись дальнейших преследований, решила податься «в бега»  после болезни и смерти годовалого сына. Вместе с матерью и Анной они начали «затяжное бегство» по просторам Советского Союза: Ташкент, Новосибирск, Осинники Кемеровской области, Красноярск, снова Средняя Азия – Джамбул, где Аня пошла в первый класс, а в 1942 году Ирма выходит замуж за офицера Войска Польского поляка Германа Бернера, что послужило основанием переехать на его родину, в Польшу (в Новую Рудзь) в 1946 году. Сам Герман Бернер не дожил до Победы – погиб в битве под Ленино. Надо подчеркнуть, что необходимость скрывать свою национальность для Ирмы Мартенс-Герман-Бернер превратилось очевидно в привычку – защитную и обязательную реакцию. Да, иначе и не могло быть. Привычка эта была обусловлена страхом, культивировавшимся с двадцатых годов в СССР, а затем началом сталинских репрессий, усилившихся с началом войны в отношении «русских немцев» в 1941году, вплоть до 1953 г.– года смерти «вождя всех народов». В 1949 г. семья Ирмы переезжает во Вроцлав, где она устраивается на работу поденщицей и получает небольшую комнату на троих в коммунальной квартире. Аня продолжает учиться в польской школе на одни пятёрки. Здесь обнаруживается её дар к рисованию, но мать советует всё-таки «выбрать более практичную профессию, чтобы прокормить себя и семью». После окончания учёбы в поставовой (начальной) школе, а затем общеобразовательной гимназии для работающих учеников (ей пришлось одновременно работать, чтобы помогать маме прокормить семью) она поступает на геологический факультет Вроцлавского университета, который успешно заканчивает в 1961 году. Именно здесь по совету друзей  она дебютирует на сцене студенческого театра «Каламбур», что стало началом её профессиональной карьеры. Неудивительно, что карьера геолога для Анны так и не состоялась.
После окончания университета Анна Виктория Герман выбирает профессию эстрадной певицы, тем более к этому моменту она блестяще сдала государственный экзамен тарификационной (аттестационной) комиссии Министерства культуры и искусства Польской Народной Республики и получила разрешение на профессиональную певческую
деятельность на эстраде. Два последующих года ей пришлось много ездить по городам и весям Польши с концертами, чтобы поддержать семью своими заработками и получить определённую известность среди людей.
Обладая уникальным голосом, дарованным Богом, мягким, спокойным характером, умом и, вероятно всего, осознанием своего предназначения, она за два года после окончания университета достигла того, чего многим и многим певцам и певицам «даже не снилось» - большой известности и популярности в самой Польше. Как следствие последовало признание:
1963 год – 3-е место на Третьем Международном Фестивале в Сопоте среди польских певцов за исполнение песни «Так мне с этим плохо», 1-е место среди солистов в Ольштыне на Всепольском Фестивале эстрадных коллективов за исполнение песни «Ave Maria no morro».
1964 год -- Министерство культуры и искусства посылает свою стипендиатку на два месяца в Италию на стажировку; после Анна занимает 2-е место на Фестивале польской песни в Ополе за исполнение песни «Танцующие Эвридики», в Сопоте также 2-е место и 3-е – в международном туре; а на Международном фестивале песни там же
в Сопоте 1-е место с песней «Зацвету розой», и с этой же песней в Остенде получает «Бронзовый парус». Этот год ознаменовался первой поездкой по городам СССР в составе посланцев зарубежной эстрады и записью долгоиграющей пластинки «Танцующие Эвридики» на фирме «Мелодия».
1965 год -- 1-е место с песней «Зацвету розой» на Всепольском Фестивале песни в Ополе и опять 1-е место на Международном Фестивале в Сопоте с песней «Бал у Посейдона».
1966 год – заключает контракт на три года с Итальянской студией звукозаписи – C. D. I. (Compania Discografica Italiana) на записи пластинок. В Варшаве осуществлен выпуск второго диска-гиганта. Принимает участие в Международной ярмарке грампластинок в Каннах и награждается там «Мраморной пластинкой». В Италии записывает пластинку с ариями из оперы Д. Скарлатти «Тетида на острове Скирос».
1967 год - первые гастроли в США и Канаде. Популярность и известность певицы ширятся и углубляются. Она признаётся «самой популярной певицей среди польской диаспоры Америки». Перед ней открываются сцены знаменитых концертных залов мира: парижского «Олимпия», итальянских в Сан-Ремо, в Сорренто. Там же в Италии выходит её пластинка с 12 неаполитанскими песнями.
За четыре неполных года Анна Герман становится всемирно известной -- и н т е р н а ц и о н а л ь н о й певицей, и, в первую очередь, польской, русско-советской, итальянской. В настоящее время -- более тридцати лет после её смерти, когда в Германии образовалась большая прослойка населения из «русских немцев», переселившихся из России, очевидно, можно утверждать и немецкой.
Можно с уверенностью констатировать, что если бы не автокатострофа в Италии в 1967 году, исключившая «Нашу Анечку» из активной певческой деятельности на три года с последующими болезненными проявлениями в течение следующих двенадцати лет и приведшая к смерти в возрасте 46 лет, то трудно, очень трудно, сказать до каких высот популярности достиг бы уровень певицы.
1970 год. Возможно этот год считается годом второго рождения Анны Герман. В этом году она возвращается на сцену. Со Збигневым Тухольским празднуют свадьбу в Закопане, подводящую итог их десятилетней редкостной любви с перспективами полнокровной семейной жизни. Ибо в 1975 году Анна рожает сына – второго Збигнева.
Публикует книгу–дневник «Вернись в Сорренто?», написанная (начитанная) за период трёхлетней болезни. Выходит в свет новая пластинка «Человеческая судьба» с собственными музыкальными композициями. Возобновляются концерты и фестивали в Ополе, Советской песни в Зелёной Гуре, Солдатской – в Колобжеге и в других
городах Польши. Ей вручают «Золотой диск» за долгоиграющую пластинку «Человеческая судьба» и грамота «Анна Герман – самая популярная варшавянка».
1972 год. Весной этого года Анна Герман приезжает в Москву, первой исполняет и записывает одну из лучших песен на русском языке двадцатого века «Надежда», которая послужила паролем, как сейчас говорят, брэндом певицы, спасая людей от тоски и одиночества, вселяя в людей веру, надежду, любовь.
Наряду с этой песней в её репертуаре неизменно исполняются «Эхо любви», «А мне нравится», «Когда цвели сады», «Гори, гори, моя звезда», «Аве, Мария» и много других, которые «переросли», обогнали время и оказались шлягерами уже в третьем
тысячелетии.
2010 год. Весна, идёт очередная передача «Достояние Республики» по
Первому каналу Российского телевидения, и вдруг на огромном экране
возникает поющая Анна Герман и ей вторит живой Александр Маршал. Они вместе исполняют «Эхо любви». Потрясающе...За последующие (и последние) десять лет жизни «Наша Анечка» ещё побывала с концертами в Соединённых Штатах, СССР, Канаде, Австралии. Но любовь к Родине, к её людям она пронесла по жизни несмотря ни на что.
По данным федерального информационно-аналитического журнала «Сенатор» в 2006 году по числу интернетовских страниц с именами певцов Анна Герман заняла вторую позицию после Аллы Пугачёвой, за ней оказались София Ротару, Николай Басков, Иосиф Кобзон и др. И с большим отрывом...
Вечером 25 августа 1982 года Анна Герман скончалась от рака в своём любимом доме на Жолибоже в Варшаве.
30. 08. 1982 г. её похоронили на Варшавском Евангелистско - реформаторском кладбище.                Сентябрь 2010 г.

                Дополнение.
Как говорят: «страх страхом, а надо что-то делать». Читая «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына (см. Малое собр. Соч. Том 5, с.19) я нашёл, кажется, ответ на вопрос: «Почему Ирма Герман ударилась в бега?» после ареста и расстрела своего мужа Ойгена в 1938 году в Ташкенте.
«Существует три вида розыска (возможно и сейчас): всесоюзный, республиканский и областной, и почти по половине арестованных в те
эпидемии репрессий не стали бы объявлять розыск выше областного....
люди, случайно попавшие под облаву или на квартиру с засадой и имевшие смелость в те же часы бежать, ещё до первого допроса, -- никогда не ловились и не привлекались; а те, кто оставались дожидаться справедливости, -- получали срок.» И ещё. Ойген, безусловно, передал свой опыт уходить от преследователей своей Ирме. Ведь ему удалось, уехав далеко на восток (убежать), продлить свою жизнь почти на 8 лет (!).
 Вот почему мать Анны тщательно скрывала национальность свою и своей семьи. Поэтому мы должны низко поклониться Ирме Мартенс- Герман-Бернер за смелость, решительность и спасение великой певицы и человека Анны Герман -- Белого Ангела.               
 Май  2010 г.
               

P.S. Неожиданно в начале сентября 2012 года в России началась «вспышка Германизации» или новая эпоха Анны Герман. Прошёл сериал из 10 телефильмов по Первому каналу российского телевидения «Анна Герман», а 16 сентября сразу две передачи: «Кумиры. Анна Герман» и «ДОстояние РЕспублики. Анна Герман». Всего более 3-х часов.
На дворе середина весны -- май 2013 года. «Вспышка Германизации» продолжает разрастаться. Начиная работать над этим эссе задолго до 30-летия смерти певицы, рассчитывал, что может быть, вдруг, русскоязычный журнал в Варшаве «Европа. РУ», уже опубликовавший ранее два моих эссе, впредверии этой даты возьмёт и опубликует этот материал. Нет, не взяли, не опубликовали – время «не подошло»... А сейчас ситуация быстро меняется. На глазах меняется. Это уже походит не на вспышку, на «бум Германизации» в Польше. Маятник метронома «Польша ЗА Анну Герман» отсчитывает своё время всё увереннее и чётче после демонстрации в апреле 2013 года этого же сериала по Первому канала Польского телевидения.
Примечателен факт – язык. Впечатление такое, что фильм в России – это российский фильм, а сериал, показанный в Польше – польский сериал. Замечательно. Мне кажется, что «пламень души» Анны Герман сделал значительно больше, чем жалкие усилия дипломатов, правительств и президентов государств в сближении двух народов. Наконец-то польская молодёжь услышала и узнала об Анне Герман. Наш сосед Адам Ольшевски будучи меломаном приобрёл за два последних месяца 6 (шесть) дисков песен Анны Герман – где-то 150 шедевров. Каждую серию кинофильма в Польше просматривало свыше 6 (шести) миллионов зрителей. Ничего подобного мы не наблюдали за весь 15-летний период проживания в Польше. Можно ожидать, что главные исполнители сериала: Иоанна Моро (Анна Герман) и Шимон Сендровски (Збышек Тухольский) станут лучшими киноактёрами Польши 2013 года.
Большинство СМИ пестрят восторженными отзывами, рецензиями, характеристиками на этот сериал. Эпохальное событие. Из открытых окон домов, в магазинах и маркетах слышатся песни Анны Герман. К примеру, красочно иллюстрированный польский журнал «Кобета и жизнь» №5 (55), май 2013 берёт пространное интервью у И.Моро: «я иначе смотрю на жизнь», «я благодарна судьбе (лосу) и Богу, что узнала о жизни и самой
Анны Герман», «я счастлива, что похожа на свою героиню (по словам многих зрителей)»...Да, на самом деле, она похожа на Анну Герман. Всем: образом, ростом, улыбкой, обаянием, наверное, частицей души.
            Из сериала и накопленной информации можно утверждать, что и
другой великий человек был и жил рядом с Великой певицей – это её муж Збышек Тухольский, у которых случилась и получилась Великая любовь- милость.
            Подводя итог, можно утверждать -- мистика не обошла стороной всё сказанное о «нашей Анечке», а время уже подтвердило -- мы очевидцы и  свидетели жизни и творчества гениальной интернациональной певицы
Анны Герман -- Белого Ангела.                Май  2013 г.