Творческая личность. Глава 3. Часть 3

Александр Иванович Алтунин
Великодушие творческого человека
Творческий человек, как никто другой, знает и понимает то, что творческие способности даны мало кому. И человек, каким бы замечательным он ни был, не может решить сам вопрос о том, быть ему простым или творческим. Это находится в компетенции Высших сил. И поэтому любой человек не виноват в том, что в нем нет творческих способностей высокого уровня. Какие-то способности, безусловно, обязательно имеются. Творческому человеку легче понять и принять то, что в мире существует много людей, принципиально более талантливых, чем он сам. Это, однако, не обесценивает его собственные способности, а служит мощным мотивом для интенсивной и добросовестной работы над этими способностями. Это с одной стороны.

А с другой, дает конкретную логическую основу для человека относиться максимально снисходительно к тем, кто лишен и аналогичных творческих способностей и способностей вообще (на уровне большого таланта). Хотя, при этом, не отменяет естественное и закономерное чувство собственной элитарности и избранности посланника Высших сил по повышению уровня гармонии в человечестве. Только статус избранности предполагает, в первую очередь, особенно высокий уровень требовательности к себе и в жизни, и в творчестве. А уже потом, может быть, небольшие внутренние привилегии. О которых совершенно не обязательно рассказывать кому бы то ни было вообще. Творческий человек обязан относиться к себе принципиально более строго, чем большинство окружающих. Тогда он имеет шанс для даже хотя бы относительно полноценной реализации своих способностей и личности в целом.

Другой вопрос в том, что пассивное отношение других людей к развитию своих способностей и талантов, пренебрежение духовными правилами и законами жизни, лень ума и души совершенно не обязательно заслуживает большого снисходительного отношения со стороны творческого человека. Как, собственно, и любого другого. Как и чрезмерно лояльное отношение других людей к большим недостаткам и порокам. И своим, и чужим.

Снисходительность наиболее уместна в том случае, когда человек очень хочет чего-то добиться, но не добивается в силу принципиальной ограниченности его задатков свойств ума и души. А вот сознательное халтурное отношение к своим основным жизненным обязанностям человеческого и личностного плана не предполагает какой-либо снисходительности вообще.

У каждого человека имеется свой личный жизненный путь. Человек глупый не может прожить жизнь человека умного. И умный человек должен это четко понимать. И не ставить в вину глупому то, что он не может быть умным. Неодобрения заслуживает лишь принципиальное нежелание человека серьезно и основательно заниматься развитием своей личности. В том числе, и интеллектуального плана. Ибо, даже гений становится гением лишь после большого и тяжелого труда над собой. Пушкин об этом говорил, что «гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда». Является естественным и закономерным то, что даже небольшие усилия талантливого человека могут создавать нечто, что является принципиально недоступным для большинства обычных людей. И специальная и целенаправленная конкуренция в этом смысле абсолютно бессмысленна. Конкуренция имеет смысл между талантливыми людьми. Хотя и тут далеко не все так однозначно, как многим того хотелось бы.

Крепкий внутренний стержень
Одним из важнейших моментов в жизни человека является наличие или отсутствие крепкого внутреннего стержня личности. Это то, что дает реальную точку опоры для человека в его построении отношений с окружающими, с жизнью, с самим собой. Внутренний стержень помогает более оптимально развивать адекватное уважение и любовь к себе, преодолевать сложные и проблемные ситуации, неприятности и конфликты, проявлять трудолюбие и усердие, добросовестность и терпение, великодушие и снисходительность, фоновую доброжелательность ко всем окружающим, не зависимо от их уровня интеллекта и степени добродетельности, одухотворенности и порядочности.

Внутренний стержень складывается из вполне определенных свойств ума и души, характера и мировоззрения. Он не имеет ничего общего с эгоизмом и эгоцентризмом, своенравностью и сумасбродством, упрямством, самоуверенностью и самовлюбленностью, житейской или патологической манией величия, наглостью и грубостью, категоричностью и прямолинейностью.

Внутренний стержень предполагает вполне определенный уровень интеллекта. В оптимальном варианте, в диапазоне между средним и высоким. Ибо, при низком интеллекте говорить о гармоничном внутреннем стержне не приходится. Просто-напросто не хватает сил ума для его формирования и даже относительно оптимального функционирования. Никто, конечно, не запрещает иметь многочисленные и разнообразные иллюзии по этому поводу. Но первая же реально сложная ситуация выявит принципиальную несостоятельность этого стержня. И человек или вообще не сможет решить сложный вопрос, или выйдет из проблемной ситуации с большими психологическими, нравственными, иногда и материальными потерями.

Внутренний стержень – это во многом субъективное ощущение. Но основан на вполне объективных вещах, связанных с вполне конкретными качествами личности человека. Например, с честностью и порядочностью, добротой, альтруизмом, терпением, трудолюбием, терпимостью, самоконтролем и самокритичностью, зрелостью личности, уровнем гармонии и одухотворенности, добродетельности, с определенным уровнем интенсивности (желательно хотя бы средним, ибо, у большинства он либо вообще отсутствует или имеет самый минимальный уровень) процессов самовоспитания и самосовершенствования. Напрямую внутренний стержень связан с тем, насколько хорошо человек знает и понимает, а главное  –  адекватно и эффективно учитывает основные психологические и духовные законы жизни. Это дает несомненное и вполне конкретное ощущение созвучности внутренних (в первую очередь) процессов личности истинной гармонии Вселенной. Которая помогает человеку идти по его сложному и напряженному пути обретения личностной гармонии. При его изначальном должном старании и трудолюбии, добросовестности умственных и душевных, а также духовных процессов.

Внутренний стержень – это итоговый результат суммирования всех качеств личности, но не простого и чисто механического, а итог сложной эволюции личности в целом. С массой взаимосвязанных элементов с их мощным взаимным влиянием друг на друга. Внутренний стержень, как явление, имеющее хотя бы средний (а с житейской точки зрения, для большинства людей – максимальный) уровень зрелости (с духовной точки зрения) не является чем-то однажды созданным и автоматически полноценно функционирующим. Правда, у зрелых и весьма одухотворенных людей этот процесс в большей степени  может идти и в режиме автопилота. Но это отдельная песня. В большинстве же случаев, внутренний стержень требует вполне определенного внимания, осознанной и целенаправленной заботы. В функционировании внутреннего стержня большую роль играет чувство собственного внутреннего удовлетворения тем, как человек мыслит и чувствует, тем, что именно он делает, как именно и зачем. А это зависит от того, в какой степени все эти внешние и внутренние процессы соответствуют его внутренним убеждениям и принципам, правилам и законам. А последние, в свою очередь, насколько соответствуют духовным законам Вселенной.

Логически, вроде бы, очень простая цепочка. Но как трудно ее реализовать практически. Настолько трудно, что для представителей стандартного менталитета почти невозможно. Или возможно, но лишь с очень низкими качественными параметрами. И это совершенно не удивительно, ибо, злые духи ста пороков и трехсот недостатков (это только основных) человеческой натуры никогда не спят и не устают. И очень тонко и изощренно сбивают большинство людей с пути истинного. Умело играя на их умственной и душевной лени, амбиции и гордыне, потребности в чувстве собственной значимости (которая, в отличие от предыдущих моментов, является хорошей и правильной, естественной и закономерной по своей сути, но весьма проблемной по средствам и способам ее удовлетворения). Иногда достаточно всего одному особенно злобному и хитрому духу пробраться в разум человека, что бы его глобальная эволюция личности превратилась в психологическую и духовную деградацию. Иногда весьма интенсивную и, чаще всего, необратимую. Ибо, злой дух, как правило, не любит расставаться со своими жертвами-марионетками.
Внутренний стержень не возникает сам по себе, произвольно. Он является результатом интенсивных и продолжительных усилий ума и души по самовоспитанию и самосовершенствованию. Но, что называется овчинка, стоит выделки. Ибо, те преимущества, которые он дает человеку, стоят этих усилий. И тот, кто уже имеет этот стержень, никогда от него не откажется. Ибо, прекрасно понимает тот момент, что без него смысл жизни, как таковой, в значительной степени утрачивается. Как и комфортное (хотя бы в относительной степени) восприятие самого себя и своей жизни. Не смотря на все ее проблемы и неприятности, невзгоды и лишения, неожиданности и парадоксы.

Внутренний стержень позволяет человеку сохранять уверенность в себе и в свои силы в странных и необычных, противоречивых и парадоксальных, своеобразных и конфликтных ситуациях. А также тогда, когда большинство окружающих не разделяет мыслей и чувств конкретного человека, его желаний и стремлений, тех или иных особенностей его жизни и творчества (ибо, они нередко им принципиально чужды, в силу их глобальной и фундаментальной лени ума и души, общей упрощенности или примитивности, деструктивности или дисгармоничности, низкого уровня интеллекта и одухотворенности и многих других моментов, свойственных большинству представителей стандартного менталитета.

Практически девяносто девять процентов талантливых людей достигли большого общественного признания не благодаря мнению большинства окружающих, а принципиально вопреки ему. Ибо, нетворческий человек никогда не поймет психологии и философии творческого, не говоря уже об его индивидуальных особенностях и закономерностях внешних и внутренних процессов бытия.
Внутренний стержень помогает справиться с чрезмерно навязчивыми сомнениями и колебаниями относительно полноценности жизни и творчества.

Восприятие более одухотворенных
Каждый человек считает, что в нем имеется определенный, достаточно существенный уровень одухотворенности. То, насколько это соответствует реальной действительности, - это уже другая сторона медали. В данном случае, важен тот момент, что, с одной стороны, всем хочется выглядеть благопристойно и в своих глазах, и в глазах окружающих. В том числе, и с точки одухотворенности. Вы скажите: а что же тут плохого. На первый взгляд, быть может, это и так. Но, при более глубоком погружении, выявляются вполне определённые особенности ситуации и далеко не самого положительного плана. В частности: большинству людей так сильно хочется думать о большом совершенстве своей личности, что они сознательно, и мягко говоря, притормаживают проявление чувства самокритичности в себе. И стремятся преимущественно тешить себя приятными иллюзиями.

И все было бы не так плохо, если бы иллюзия о своей большой одухотворенности не мешала адекватному восприятию людей из своего ближайшего и отдаленного окружения. С одной стороны, идет очень завышенный уровень требовательности к окружающим, когда на них буквально обрушивается жесточайшая критика (и по сути, и по форме) относительно даже каких–либо второстепенных и третьестепенных недостатков и слабостей, ошибок и неудач, иллюзий и заблуждений, особенностей и странностей, проявления самых минимальных шероховатостей с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Словно они сами уже представляют из себя нечто, во всех этих четырех моментах абсолютно совершенное. Что, совершенно, мягко говоря, в ста процентах случаев принципиально не соответствует реальному положению вещей. И претензия на совершенство не просто не совсем корректно, а совершенно неадекватна. Ибо, как показывают многочисленные исследования классиков психологии и философии, работы мудрецов и святых, большинство людей не только не имеют высокой степени совершенства, но даже умеренной степени. К величайшему сожалению и их самих, и автора этих строк. Но это только одна сторона проблемы.

Другая сторона заключается в том, что иллюзия о своей высокой одухотворенности естественно и закономерно порождает четкую и конкретную мысль о том, что если моя одухотворенность уже высокого уровня, то у других людей в принципе не может быть одухотворенности в значительно большей степени, чем у меня самого. А раз таких людей не существует в принципе, то, следовательно, нет никакого смысла искать таких людей среди окружающих. И даже предполагать их существование вообще, где бы то ни было. В этом случае, как ни странно, возникает ситуация, когда человек сознательно и целенаправленно отсекает для себя мысль о возможных авторитетах для себя вообще и в духовном плане, в частности. В результате чего, духовное развитие такого человека идет преимущественно произвольным и хаотичным порядком. Он принципиально не желает учитывать мощный опыт мудрецов прошлого. И вообще стремится в значительной степени игнорировать чье–либо экспертное мнение для себя.

Для него категорически неприемлема ситуация, когда кто–то, причем, независимо кто, может быть принципиально или хотя бы существенно более компетентным в духовных вопросах, чем он сам. В связи с чем, такой человек сознательно тормозит свое духовное развитие. И тормозит в очень значительной степени, что реальный коэффициент полезного действия в этом вопросе получается самый минимальный. Можно сказать, что предельно символический. В человеке возникает такое явление, как негативный консерватизм, когда человек весьма фанатично держится за свои многочисленные и разнообразные иллюзии и заблуждения, искаженные принципы и убеждения, правила и законы для внутреннего пользования (хотя и не только для внутреннего).

Творческая личность, ощущающая на своей коже то, как медленно и очень постепенно увеличивается ее творческий потенциал, как медленно развиваются ее творческие способности, в первую очередь, а также прочие качества личности, способствующие эффектному и полноценному проявления творческих способностей, понимает то, что и в плане одухотворенности имеется похожая закономерность.  И поэтому, как правило, не стремится тешить себя иллюзиями о своем значительном совершенстве вообще и применительно к одухотворенности, в частности. И в этом имеется значительное и несомненное (одно из многих) преимущество творческой личности над обычной. Но не только над обычной, но и над личностью имеющей вполне определенные творческие задатки, но, тем не менее, не занимающейся серьезно и основательно ими, их интенсивным и целенаправленным развитием.

И в этом плане, конечно, далеко не всем дано стать настоящей творческой личностью. Но, тем не менее, можно абсолютно всем четко и конкретно рекомендовать стремиться стать творческой личностью. Описанию которой и посвящена как раз данная работа. Ибо, в данном случае, важен сам процесс развития, эволюции личности, стремление, осмысленное и постоянное, к совершенствованию. Это существенно повышает вероятность того, что человек когда–либо сможет достигнуть того потолка совершенства в том или ином конкретном моменте, что заложен в нем от рождения принципиальными особенностями души, что помещена в его тело. И прыгнуть выше этого уровня не дано никому и никогда. Разве что только встреча с истинным святым может сотворить реальное конкретное чудо. Когда в личность человека может быть внесено то, что там, что называется, отродясь не было и не предполагалось вообще когда–либо. Но это, в лучшем случае, лишь один случай на миллион.
      
И поэтому большой погоды для общества в целом, с точки зрения социальной психологии, сделать не может. Хотя, быть может, и может оставить, в отдельных редких случаях, определенный след в истории того или иного конкретного общества. Хотя, подавляющее большинство таких случаев связано с тем, что кто–то духовно просветленный смог пробудить те или иные качества личности человека, которые на тот момент времени в нем уже находились, но были, условно говоря, в спящем состоянии.

Возможность творческой личности увидеть в другом человеке того, кто обладает существенно большей, не говоря уже, принципиально более высокой духовностью, дает ему дополнительный шанс получить весьма достойный ориентир в своем духовном развитии. Хотя бы на самый ближайший период своего развития. Во многих случаях, это оказывается необыкновенно важным моментом для эволюции личности вообще, и духовной, в частности. Не говоря уже о том, что творческая личность получает реальную возможность сравнить свои принципы и убеждения, взгляды и представления с теми, что имеются у более развитого и более совершенного человека. И вынести из этого много интересного и полезного для себя. В ряде случаев, осознать новые направления и аспекты своего развития, скорректировать вообще всю программу своего духовного развития (а иногда и не только духовного), придать ей новый импульс, создать более прочную точку опоры для ее реализации.

Восприятие более развитых людей
Тут есть два основных аспекта: психологический и мировоззренческий. Психологический аспект заключается в том, что человек творческого типа способен существенно больше, чем обычный человек, видеть в окружающих их реальные и потенциальные достоинства и добродетели, способности и таланты. В том числе, в той области, где сам имеет вполне определенные развитые качества. Иначе говоря, он потенциально способен что-то ценное и важное увидеть. Ибо, имеет определенную неординарность восприятия, мышления. В отдельных случаях, еще и способность успешно систематизировать полученные выводы из своего анализа. Неплохая скорость мышления позволяет обрабатывать больше информации в единицу времени. Несколько большая сообразительность и изобретательность помогают более удачно и оптимально складывать сложную мозаику структуры личности другого человека.

Видеть в нем большее количество граней. Более отчетливо и конкретно, более объемно и ярко. И в этом помогает более развитая фантазия и воображение, способность более тонко и дифференцированно воспринимать не только простые, но и сложные явления жизни. В том числе, другие творческие личности и даже людей с некоторыми задатками творческих способностей. В отдельных случаях (при наличии определенного интеллекта и некоторой степени мудрости, как минимум) творческий человек бывает, способен оценить степень талантливости другого человека. И не только с помощью формальной логики, но и по своим внутренним субъективным и интуитивным ощущениям.

Мировоззренческий момент ситуации заключается в том, что истинно творческая личность не только может, но и желает видеть в другом человеке творческое начало. И не только на своем собственном уровне одаренности и развития, но и на принципиально большем. Для чего от человека нередко требуется особенная самокритичность, адекватная любовь к себе, понимание своего реального места в жизни, осознание хотя бы основных правил и законов психологии и философии бытия.
Истинно творческая личность способна признать в другом человеке талант, существенно больший, чем в ней самой. И не только внутренне, но и публично. И этим, кроме всего прочего, принципиально отличается от большинства обычных людей.

Творческая личность способна восхищаться и восторгаться личностью, жизнью, творчеством другого человека. Имеющего и меньшую степень талантливости, и равную, и большую. Причем, искренно и бескорыстно. И не только когда у нее есть хорошее настроение. Творческая личность способна в существенной степени отстраниться от собственной антипатии к чисто человеческой сущности другого талантливого человека при оценке качества его творчества. И потому не будет проявлять демонстративное предубеждение, пренебрежительность и  высокомерие, доминирование стремления найти недостатки и не заметить реальные достоинства. Есть при этом достаточно четкое понимание ситуации: суп отдельно, мухи отдельно.

Более того, увидев человека, более развитого, творческая личность постарается узнать и понять его многочисленные и разнообразные секреты моделирования процессов самовоспитания и самосовершенствования, особенности и закономерности интеллектуальных и психологических, духовных процессов, способствующие получению столь значительных положительных результатов, творческая личность, как правило, не испытывает банальной ревности и засвисти к чужим успехам, хотя и не исключает определенное чувство творческой конкуренции.

Восприятие более талантливых
Для большинства обычных людей это весьма проблемный момент. Они могут формально согласиться с тем, что жизнь или деятельность творческого характера того или иного человека уже получили определенное общественное признание. Но, в большинстве случаев, видят в этом не факт наличия существенно большого таланта, чем в них самих, а произвольное стечение обстоятельств особенно благоприятного характера. Которое, по их твердому убеждению, абсолютно не зависело от достоинств и добродетелей, величины и качества усилий этого человека. Что, естественно, в корне не соответствует действительности. Анализ биографий более пятисот аристократов ума и души, а также жизни более пятидесяти тысяч людей, встретившихся в моей профессиональной практике, четко и однозначно показал тот момент, что даже самые благоприятные обстоятельства ничего не меняют по большому счету, в жизни человека, от рождения лишенного большой одаренности, что называется, на генетическом уровне. Дело, конечно, не только в генах. Но это уже большой отдельный разговор, который будет продолжен в других разделах данной работы.

Конечно, благоприятная обстановка, в частности, в родительской семье человека, существенно способствует развитию творческих способностей. Если таковые имеют место быть. Но даже в семье аристократов наряду с талантливыми детьми росли и совершенно обычные. И наоборот: в семье обычных людей рождались очень талантливые. Даже гениальные. И о том, как правильно их воспитывать обычные родители не имели ни малейшего понятия. А посоветоваться, собственно, было не с кем. Ибо, в ближайшем окружении этих людей особо талантливых или мудрых (не с точки зрения житейской, а с точки зрения духовной) людей, как правило, не было.
      
Это у Ломоносова периодически попадались особенные люди, выполнившие в той или иной степени роль благодетелей для него. Похожая история была и с Андерсоном. Сейчас, правда, хотя бы в некоторых крупных городах есть с кем посоветоваться. Но пока это еще не стало распространённым стереотипом поведения. И объясняется это значительной интеллектуальной, психологической и духовной неадекватностью большинства людей, так или иначе сталкивающихся с явлениями одаренности.
Как правило, люди впадают в крайности. Видят большой талант тем, где есть лишь небольшие способности. Или видят лишь небольшие способности там, где есть большой талант. Это, к сожалению, многим очень удобно (второй вариант). Ибо, это позволяет им в дальнейшем находиться в состоянии значительной расслабленности, глобальной и фундаментальной лени ума и души. Занимать пассивную позицию в жизни вообще, мечтать о чудесах, которые должны произойти сами по себе, не зависимо от их личной активности, трудолюбия и добросовестности, энтузиазма и целеустремленности. Находящихся на уровне, близком к нулю.

Среди большинства обычных людей весьма распространен устойчивый стереотип о том, что «в моем окружении не может быть людей, значительно более талантливых, чем я сам». Это весьма тешит их самолюбие и амбицию. Ибо, хотя бы интуитивно они ощущают тот факт, что, на самом деле, в них самих особого таланта нет. И не будет. Но признаться себе в этом у них не хватает элементарного мужества. Не говоря уже о весьма низкой духовности, не позволяющей им понять момент диалектики жизни. Заключающийся в том, что истинный талант – это большая редкость (по данным европейских комплексных исследований – один из пяти тысяч) и он дается человеку не просто так, случайно, произвольно, а по воле Высших сил. Которые видели уже десяток прежних воплощений этого человека на достаточно достойном и добродетельном уровне, позволившим ему накопить в себе вполне определенный уровень гармонии личности, одухотворенности, зрелости, конструктивности, созидательности и многих других ведущих параметров с точки зрения иерархии классических ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Это как деревце, достигнув определенного возраста, начинает плодоносить. А раньше это исключено даже чисто теоретически.

Истинная творческая личность, в силу вполне определенного уровня одухотворенности, старается от таких деструктивных и дисгармоничных стереотипов избавиться как можно раньше. И поэтому стремится максимально адекватно относиться к самому факту того, что кто–то принципиально более талантлив. Это только у гениев это сложно представить. Хотя, по сравнению с одаренностью и совершенством Высших сил, мудрецов и святых даже самый большой гений смотрится, мягко говоря, весьма скромно. Творческая личность радуется наличию большого таланта в другом человеке. Не ревнует и не завидует. Ибо, ощущает определенное смирение перед Высшими силами, определившими уровень талантливости каждого человека. Его потенциальный потолок. Выше которого подняться не дано никому и никогда. И потому четко понимает, что к чужому таланту, особенно существенно большому, необходимо относится с должным пиететом, уважением и симпатией.

Другой вопрос, что очень талантливый человек может быть непорядочным, лживым и лицемерным, авантюристом и интриганом (в отдельных случаях). Что, безусловно, не может встретить со стороны любого человека и творческой личности, в особенности, ни одобрения, ни поощрения, ни симпатии, ни уважения. Не говоря уже о восхищении. Хотя, адекватное восприятие чисто человеческой сущности талантливой личности  – это еще не повод для категоричного отрицания самого факта наличия в ней задатков таланта.

В конце–концов, должна иметь место элементарная логика и интеллектуальная адекватность. Хотя, можно сделать определенные оговорки. Ибо, истинный большой талант невозможен без хорошего уровня одухотворенности. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Высшие силы, в подавляющем большинстве случаев просто–напросто не позволят в полной мере развиться таланту у дрянного человека (с духовной точки зрения). Редчайшие исключения из этого правила не опровергают это правило, а лишь доказывают его фундаментальную истинность. И это положение вещей не дано изменить никому и никогда. Как впрочем, и все остальные правила и законы бытия вообще и человеческого, в частности. Можно сказать, что безнравственные таланты, сознательно пренебрегающие духовными ценностями жизни, регулярно получают очень серьезные наказания от Высших сил. Другой вопрос, что о них они стараются особенно не распространяться. В связи, с чем информированность общества об этом минимальная. Если не нулевая. И это способствует существованию и распространению многих деструктивных и дисгармоничных стереотипов мышления и поведения.

Выявление закономерностей
Все жизненные явления имеют в своей логической основе определенные особенности и закономерности. В данном случае хотелось бы остановиться на процессе выявления закономерностей. Собственно, между ними есть вполне определенная связь. Понимая отдельные особенности различных ситуаций и явлений, мы можем находить между ними нечто общее. И на этой основе определять закономерности. Например, несколько раз прикоснувшись к горячему предмету, мы понимаем то, что любой предмет в любой ситуации может вызвать ожог, если он очень горячий. Если стукнуть чем-то тяжелым по руке или ноге, то будет больно. Не зависимо от того, каким именно предметом был сделан удар. И не зависимо от того, специально был сделан удар или случайно. Это наиболее простые примеры из обычной повседневной мирской суеты.

Закономерности можно выявить в четырех основных сферах жизнедеятельности: интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Например, решение сложной задачи требует, как правило, большего количества и времени, и сил. Но и удовольствие, и удовлетворение от ее решения могут быть существенно большими, чем при решении простой задачи. И это не только применительно к школьным задачам, но и к различного рода жизненным ситуациям. Написать качественную кандидатскую диссертацию гораздо сложнее, чем закончить институт. Написать докторскую сложнее, чем кандидатскую. Стать профессором сложнее, чем доктором наук.

Изучение биографий, например, ученых, может помочь выявить хотя бы основные общие закономерности эволюции их личности, развития их творческой деятельности, развития их способностей и талантов. Изучение биографий художников, писателей, композиторов может помочь понять определенные закономерности организации творческого процесса вообще и у них в частности.

Интересные выводы нередко получаются и из своей собственной жизни. Так, многие дети и подростки понимают закономерность жизни в том, что если проявить больше трудолюбия и усердия, добросовестности и энтузиазма, то результат, как правило, будет гораздо более качественный, чем при средней степени старательности. И это будет реальный кирпичик в кладку большой и прочной стены уважения и любви к себе. Что в последующем может помочь в решении очень сложных жизненных вопросов.
Если мы несколько раз доверяемся не особо порядочным людям, то впоследствии об этом сильно раскаиваемся. И делаем вывод о необходимости проявления дополнительной осмотрительности и осторожности, психологической аккуратности и бдительности, внимательности и наблюдательности.

Очень важный момент заключается в том, что большинство обычных людей очень трудно находит закономерности появления и развития многих особенно важных жизненных явлений. Так, многие склонны во многих своих неудачах и поражениях, проблемах и неприятностях видеть лишь случайное стечение обстоятельств неблагоприятного характера. А не свои слабости и недостатки, ошибки и заблуждения, неправильный подход к решению задачи, выбор заведомо неудачных задач и целей, а также способов и методов, средств и возможностей для их решения и достижения. Если в человеке слабо развита самокритичность, то выявить истинные закономерности процессов своей жизни (да и жизни других людей, в том числе, и близких, и далеких) ему, скорее всего, не удастся. А, следовательно, и внести своевременные и адекватные коррективы в свои взгляды и представления, принципы и убеждения, правила и законы. Причем, как для внутреннего пользования, так и для внешней жизни индивида.

Выявление закономерностей применительно к разным явлениям жизни способно помочь понять истинные причины возникновения и успешных, и неудачных ситуаций. Странных и своеобразных, противоречивых и необычных, трепетных и щепетильных, проблемных и неприятных, сложных и изощренных, многогранных и многослойных, непонятных и недоступных.
Познание мира вообще не возможно без постоянного анализа по выявлению наиболее вероятных и достоверных закономерностей, как и изменение и себя, и окружающего мира.

Выработка критериев оценки различных явлений жизни невозможна без выявления закономерностей и своего личного мышления, и всего, что происходит вокруг. У творческой личности вероятность выявления реальных закономерностей жизни в несколько раз выше, чем у большинства обычных людей. Не говоря уже о том, что у нее со временем возникает вполне определенный практический навык по анализу действительности и выявлению закономерностей.

Конечно, это просто только на словах. А в реальной жизни все гораздо сложнее. Требует, как минимум, самостоятельного и независимого, творческого мышления, навыка оперирования категориями средней и высокой степени сложности, больших знаний по психологии и философии бытия.

Творческой личности умение выявлять закономерности помогает понимать то, какие факторы жизни действуют на творчество благоприятно, а какие негативно. И, в соответствии с этим, строить свое творчество наиболее оптимальным образом. Для получения значительных и качественных результатов.
При сравнении реакции основной части публики и истинных экспертов на свое творчество творческая личность может выявить закономерное сходство и отличие. И в последующем гораздо более адекватно построить творчество, расставив должным образом основные акценты интеллектуального и психологического плана. В отдельных случаях, духовного и эстетического характера.

Анализ произвольного возникновения вдохновения в различных ситуациях дает возможность выявить закономерности и в этом процессе. И в дальнейшем, по возможности, постепенно повышать уровень организованности творчества вообще. И элемент вдохновения, в частности.

Анализ различных ситуаций, связанных с применением молитвы, помогает выявить закономерности влияния духовных аспектов и на жизнь творческой личности (и не только творческой) и на творчество. Применительно, и к количественным, и к качественным аспектам. Осмысливать жизнь и нужно, и полезно.