Творческая личность. Глава 3. Часть 1

Александр Иванович Алтунин
Аккуратность
В данном случае мне хотелось бы несколько подробнее остановиться не на физической, бытовой аккуратности, а на психологической и интеллектуальной. Эти два аспекта деятельности человека достаточно тесно связаны с добросовестностью ума и души. О которых большинство обычных людей, не то что не знает, но даже и не подозревает. Но для творческой личности все эти понятия особенно важны и актуальны. Ибо, без них невозможно и развитие личности в более или менее полноценном варианте, и реализация настоящего творчества в любом виде деятельности. Необходимо сразу отметить, что интеллектуальная и психологическая аккуратность в равной степени важны и во внутреннем мире человека, и в том, что он воспроизводит во внешний мир. И в обычной жизни, и в творческой деятельности.

Что, несомненно, предполагает достаточно существенное присутствие самокритичности и постоянного самоконтроля. В первую очередь, строгость к себе обусловлена необходимостью присутствия в жизни любого человека и творческого, в особенности, уважения и адекватной любви к себе. Основанных на вполне конкретных моментах мировоззренческого характера, подходах к своей интеллектуальной и психологической деятельности.

Аккуратность предполагает проявление серьезности и ответственности, основательности и внимательности, осторожности и бдительности, тщательности и кропотливости, особого внимания не только к важнейшим аспектам того, что человек делает, как делает, зачем и почему, но и ко многим тонкостям и нюансам. Так сказать, оттенкам и полутонам. Это предполагает достаточно высокий (существенно выше среднего) уровень интенсивности умственной деятельности, обусловленный высокой требовательностью человека к самому себе. Не зависимо от мнения окружающих. Которые могут быть в полном восторге и от самых минимальных (с точки зрения и количества, и качества) усилий творческого человека. Но эта внешняя сторона дела не может служить большим и серьезным основанием для возникновения истинного и полноценного чувства собственного внутреннего удовлетворения у действительно творческой личности. А не у того, кто только тешит себя иллюзией того, что является таковой. В угоду своей банальной амбиции и тщеславия.

Творческая личность, как правило, довольна, в первую очередь, сама тем, что она делает и тем, как она это делает. Мнение окружающих, по большому счету, ей безразлично. А вот мнение своих личных экспертов по жизни и в творчестве необыкновенно важно и ценно.

Аккуратность, как правило, стремится исключить из сознания человека откровенно глупые и примитивные, даже просто очень упрощенные мысли и чувства, желания и стремления, мечты и фантазии, стремления и поступки. Причем, это даже при условии того, что все окружающие считают таковые правильными и необходимыми, полноценными и естественными, умными и совершенными.

Собственно, аккуратность может иметь ещё и третий аспект своего проявления – духовный. Но о нем хотя бы частично задумывается, мало-мальски серьезно и основательно, осмысленно и целенаправленно лишь истинная интеллектуальная и психологическая элита человеческого общества. Иначе говоря, лишь единицы среди многих тысяч людей. Мягко говоря. Как правило, это представители аристократии. К сожалению, это не те, кто стоит у власти или имеет много денег. В нашей стране, к сожалению, истинные творческие личности, за редчайшим исключением, не имеют особого отношения ни к власти, ни к деньгам.

Психологическая и интеллектуальная аккуратность предполагает присутствие у человека достаточно тонкой душевной организации и хорошего интеллектуального уровня. Который, кстати говоря, не имеет ничего общего с общераспространенным, а является существенно выше такового.

Собственно, истинная творческая личность старается вообще не ориентироваться на распространённые и принятые в обществе стандарты и стереотипы. В силу достаточно значительной их упрощенности и удобоваримости для самых простых и незатейливых людей, имеющих в своем распоряжении лишь обычное стереотипное мышление, комплект минимально совершенных правил и законов. Которые, в большинстве случаев, приходят в принципиальное противоречие с основными и фундаментальными моментами истинного творчества. Ибо, они создавались, как правило, людьми. Чуждыми истинного творчества. А потому и не предназначались для творческих людей.

Творческая личность, особенно серьезно осознающая специфику и ценность своей персональной миссии на Земле, вынуждена создавать свои правила и законы, свои личные принципы и убеждения, свою систему координат восприятия и себя, и жизненных явлений. Которая, с одной стороны, имеет мало общего с распространённой. А с другой стороны, по большому счету, стремится соответствовать в наибольшей степени иерархии вечных классических ценностей в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Творческой личности особенно важно жить в гармонии с Высшими силами Вселенной. А потом, может быть, по возможности, в соответствии со своим окружением. Которое, как правило, имеет многочисленные и разнообразные иллюзии и заблуждения, искажения и извращения, деструктивные и дисгармоничные моменты, принципиальное пренебрежение к истинным духовным ценностям бытия, к высокой эстетике мыслей и чувств, к какому–либо полноценному творчеству, к служению Высшим силам, к правильному уважению и любви к самим себе.

Аккуратность, предполагает исключение какой-либо сознательной небрежности. Пусть даже формально второстепенного характера. Творческая личность хотя бы интуитивно чувствует то, что за одной небрежностью, как правило, следует вторая, потом пятая и десятая.
В результате чего и сама жизнь и творчество теряют даже самую минимальную организованность, превращаются в хаотичное броуновское движение. По большому счету. Их качественные и количественные параметры при этом существенно уменьшаются. И к чему-либо совершенному и жизнь, и творчество начинают иметь весьма косвенное и отдаленное отношение.

Творческая личность должна уважать саму себя. Иначе говоря, жить так, чтобы быть в значительной степени довольной тем, что она делает и тем, как она это делает. Не зависимо от мнения окружающих. Ибо, уровень требовательности к себе (в первую очередь, внутри себя и наедине с собой) у нее, как минимум, на голову выше. Чем у окружающих. Ибо, ей важно, в первую очередь, одобрение Высших сил, а потом, быть может, своего окружения.

Аккуратность, психологическая и интеллектуальная, помогает творческой личности (собственно, и всем остальным тоже) добросовестно и полноценно выполнять свою миссию посланца Высших сил на Земле. Дополненная духовной аккуратностью, она представляет возможность творческой личности стать реальной элитой не только своего народа, но и человечества в целом. Но это просто–таки гигантская ответственность. Когда говорят, что «взялся за гуж, так не говори, что не дюж».

Большинство людей почему–то не желает понимать (чаще всего, в силу фундаментального психологического и духовного невежества) то, что претензия на звание интеллигенции, не говоря уже о звании аристократии, предполагает столь высокий уровень многогранной и изощренной ответственности перед Высшими силами, что подавляющему большинству таких претендентов он принципиально не по плечу. Причем, не только в этом воплощении, но и в последующем, как правило. Это все равно, что подниматься на высокую гору без специального снаряжения. Можно, как минимум, серьезно заболеть. А как максимум, просто погибнуть.

Жизнь – это очень серьезная вещь, строгая и жестокая, конкретная и принципиальная, существующая по своим правилам и законам. Которые, при желании, можно узнать, понять и учесть. Но, изменить их не дано никому и никогда. Можно изменить к себе отношение Высших сил на конкретный момент времени своим предельно добросовестным и добродетельным образом внутренней и внешней жизни. Сделки и компромиссы с Высшими силами невозможны никому и никогда. Если конкретный человек или народ не служат делу повышения гармонии человечества и Вселенной, то они становятся банальным мусором в глазах Высших сил. Своего рода соринкой в глазу, от которой всем сознательным существам хочется избавиться как можно быстрее. А что будет с этой соринкой, как правило, никого не волнует.

И потому у всех людей есть право выбора – или быть кирпичиком в гигантской стене гармонии Вселенной, или быть банальным мусором, к которому может быть только вполне конкретное и однозначное отношение со стороны Высших сил. Конечно, первый вариант очень сложен и труден, но он и полезен, и интересен, имеет вполне реальную и положительную перспективу своего существования и развития.
Психологическая аккуратность заключается в том, чтобы по возможности, не создавать и внутри себя, и вне себя чего–либо, имеющего оттенок деструктивности и дисгармоничности. В частности, не создавать даже частичный психологический дискомфорт для кого бы то ни было даже на одну секунду. По крайней мере, без особой и реальной, большой и объективной необходимости для этого. Желательно во всех наших социальных ролях: ребенок, родитель, супруг, друг, руководитель, подчиненный, коллега, сосед, случайный спутник или прохожий.
Если же такого рода ситуация помимо вашей воли и желания все же возникла, то следует ее в максимальной степени компенсировать своим дополнительным вниманием к тому, в ком мы вызвали физический или психологический, духовный или эстетический дискомфорт.

Конечно, аккуратность такого рода требует от человека больших знаний и умений, постоянной интенсивной работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, гармонизации своей личности в соответствии с системой классических духовных ценностей. Это и большое трудолюбие ума и души, духа и тела, как и их максимальная добросовестность. Это и высокий уровень организованности и самодисциплины, определенной самоотверженности, осмысленности всех внутренних и внешних процессов, стремления быть всегда и во всем действительно достойным и хорошим человеком. Быть может, местами даже с элементами замечательности из числа моментов истинной аристократичности.
Безусловно, психологическая и интеллектуальная (не говоря уже о духовной) аккуратность – это весьма затратный процесс с энергетической точки зрения. Но, как правило, человек, живущий по принципам и законам Вселенной, регулярно получает мощную энергетическую подпитку от нее на все свои добрые и изящные дела.

Активатор резервов
Эта способность относится к числу элементов, условно говоря, высшего психологического пилотажа. С одной стороны, человек должен знать о том, что такая функция человека не только возможна, но и необходима, важна и полезна. В данном случае, речь будет идти об активации резервов другого человека. Ибо, отношения человека с самим собой – это тема для большого и отдельного разговора. Что выходит за рамки данной работы.

Чтобы уметь активировать резервы личности другого человека, необходимо обладать целым комплексом вполне определённых свойств. Во-первых, желательно иметь хотя бы среднюю эрудицию в области психологии личности. Во-вторых, иметь хорошо развитую интуицию и проницательность, чтобы хорошо чувствовать индивидуально-специфические особенности личности того человека, резервы которого мы собираемся активировать. Необходим хороший уровень одухотворенности. В том числе, достаточно стройное  мировоззрение с духовной точки зрения относительно основных процессов бытия (с философской точки зрения). Весьма полезно и достаточно четкое представление хотя бы об основных достоинствах и добродетелях того, кого предполагается активировать. Причем с четким пониманием степени развития каждого из них. Что требует вполне определенной виртуозности мыслительных процессов. В том числе, глубины и ширины, скорости и неординарности, творческого подхода. Данные параметры встречаются преимущественно у людей творческого типа. Или хотя бы с минимальными творческими способностями. Которые являются принципиальным отличительным моментом от всех обычных людей.

Эффективная активация резервов другого человека требует от активатора достаточно основательного погружения в его основные психологические и интеллектуальные процессы. Причем, не только фонового характера, но и в той или иной конкретной ситуации. Тактичность и деликатность, великодушие и снисходительность, сообразительность и изобретательность, богатая фантазия и воображение, небольшой элемент (хотя бы небольшой) артистичности, психологическая гибкость и дипломатичность, хорошо развитое чувство обратной связи, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, внимательность и психологическая аккуратность, осторожность и бдительность, добросовестность ума и души, самокритичность и альтруизм, упорство и честолюбие, абстрактное и ассоциативное мышление, умение проводить длительные и многоэтапные исследования и наблюдения (в том числе психологические), оптимизм и уравновешенность, доброжелательность и увлеченность, коммуникабельность, стремление ощущать как можно чаще и как можно сильнее чувство внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, умение решать задачи хотя бы (мягко говоря, ибо, это доступно мало кому) средней степени сложности, умение мыслить хотя бы категориями средней степени сложности, умение проводить полноценный анализ проблемных ситуаций, трудолюбие ума и души, привычка к систематизации имеющейся информации, умение проводить серьезный анализ своих ошибок и заблуждений, способность быть полноценным партнером по общению действительно умному и достойному человеку, умение тонко и дифференцированно воспринимать сложные явления жизни, способность хорошо чувствовать и понимать оттенки и полутона интеллектуального и психологического характера, уверенность в себе и своих силах, стремление и умение строить адекватные и конструктивные отношения с самим собой, способность адекватно воспринимать более развитых, более талантливых, более одухотворенных и строить с ними перспективные отношения, способность строить жизнь в конструктивном ключе, стремление и умение контролировать в себе основные пороки и недостатки (в том числе, упрощенность и прозаичность, банальный рационализм), умение регулярно хорошо моделировать многогранные жизненные явления средней степени сложности и хотя бы иногда - высокой, обладание системой критериев для адекватной оценки других людей (интеллектуального и психологического, нравственного и духовного характера).

Вот тот относительно небольшой список параметров для полноценного осуществления функции активатора резервов другого человека. Хотя, думается, что и для самого активатора они могут во многих смыслах достаточно полезными. Конечно, хорошо, когда у активатора и другого человека в общении имеется хотя бы небольшой элемент сокровенности. Когда уровень доверительности отношений достаточно высокий. Но это почти идеальный вариант.

Активация резервов (интеллектуальных, психологических, духовных, физических) в значительно степени связана с эффективной мотивацией. Иногда бывают ситуации, когда двух-трех удачно подобранных слов бывает достаточно, чтобы так мощно замотивировать того или иного конкретного человека, что он невольно включит свои мощные резервы и доведет начатое дело до конца, решит сложную задачу, успешно выйдет из проблемной ситуации.

Творческому человек особенно важно уметь активировать и свои собственные резервы всех четырех основных видов. Ибо, без этого сложно осуществлять продуктивное и полноценное творчество в любой сфере деятельности. Как и развивать в себе, как минимум, все выше перечисленные способности и умения. Сознательно и целенаправленно, интенсивно и добросовестно.
Но всегда нужно помнить о том, что активируя и мотивируя другого человека, нельзя исходить из эгоистических намерений. В том числе, намерений того, кого стараются активировать и мотивировать. Эгоизм – это зло. И таковым оно всегда было и всегда будет. И потакание эгоизму, активация его – это сотворение зла. За что абсолютно все люди (и мотиватор и объект его мотивации) будут строго и обязательно наказаны Высшими силами.

Умение активировать резервы другого человека имеет не только индивидуальную ценность, но и, в отдельных случаях, общественную и государственную. Как, собственно, и все классические достоинства и добродетели, способности и таланты, сама личность творческого человека, его творчество на благо общества и государства, его стремление вполне определенным образом повысить уровень гармонии и внутри себя, и вне себя. Если человек умеет активировать резервы одного человека полноценным образом, то у него есть шанс делать это и с группой людей. В отдельных случаях, достаточно большой. Особенно во время каких-либо стихийных бедствий.

При активации резервов необходимо четко себе представлять тип личности того, кого мы пытаемся активировать. Простой, средней степени сложности или сложный. Глупый, неглупый, умный, очень умный, примитивный, средней степени гармоничности, высокой степени. Низкий уровень одухотворенности, средний, высокий. И еще, как минимум, десяток основных фундаментальных параметров личности. Одним словом, это очень сложный процесс. И если в самых простых явлениях он доступен практически каждому, то уже в явлениях средней степени сложности, максимум, одному из десяти. А в сложных явлениях – лишь одному из тысячи. Это к выводу о том, что большинство людей считает себя очень эффективными мотиваторами и активаторами всегда и во всем.

Активатор способностей
Для того чтобы быть полноценным активатором чьих-либо способностей, необходимо, как минимум, знать их названия, их смысл, их иерархию по степени ценности, наличие особенных задатков в конкретном человеке, способ активации и развития этих задатков, иметь вполне определенный объем знаний по психологии. Способность быть активатором способностей особенно важна у родителей, учителей, наставников, супругов, руководителей, друзей, родственников и просто хороших людей. Ведь, как необыкновенно важно вовремя сказать человеку о том, что у него есть к чему-либо конкретному особенные способности, которые необходимо интенсивно и добросовестно развивать. Ибо, распыляя силы на четыреста качеств человеческой личности сразу, явно невозможно достичь существенных успехов в развитии их всех. Конечно, по возможности, следует уделять внимание всем достоинствам и добродетелям. Но, тем не менее, следует выбрать для себя примерно десяток из них первостепенной важности вообще и применительно к конкретному человеку, в частности.

Человеку необходимо подсказать перечень ситуаций, где его способности могу проявляться наиболее ярко и выразительно. Можно даже наметить определенную программу развития той или иной способности с постепенным, но регулярным повышением степени сложности выполняемых дел. И тут важно не впадать в крайности: не проявлять чрезмерной похвалы по каждому пустяковому поводу. Но и не впадать в скупость в похвале. И, чем больше задатки конкретной способности в человеке, тем выше должно быть его чувство ответственности за развитие этой способности.

Активатор способностей – это особенно важная и ценная роль с точки зрения не только индивидуальной, но общественной и государственной. Не говоря уже том, что за такими людьми очень внимательно наблюдают Высшие силы. За тем, чему учит активатор, как учит, зачем учит. Насколько искренно и бескорыстно, добросовестно и полноценно. Насколько это повышает уровень гармонии личности того человека, чьи способности активируются. И, соответственно, уровень гармонии общества, в котором конкретный человек находится. Что, несомненно, прямо или косвенно влияет и на уровень гармонии Вселенной в целом. Все четко и жестко взаимосвязано. Поэтому речь активатора имеет вполне конкретное содержание не только с интеллектуальной и психологической, но и с духовной точки зрения. Косвенно участвую  в формировании идеологии и политики общества и государства. Ибо, один в поле, чаще всего, не воин. Но десять или сто человек с активированными и развитыми особенными способностями могут сделать необыкновенно много. Другой вопрос, что, как показывает история человечества, такие люди делают большие вещи (с точки зрения общества и государства), как правило, не благодаря последним, а вопреки им.

Преодолевая мощнейшее сопротивление не только людей из своего непосредственного окружения, но и многих других. В том числе, нередко представителей власти.
Человек – это существо крайне субъективное. И ему сложно  в начале своего жизненного пути объективно оценивать самого себя, свои достоинства и добродетели, способности и таланты. И в этом роль окружающих, особенно наиболее умных и достойных, весьма велика.

Активация чужих способностей требует от человека вполне определенных умственных усилий. Хорошо, когда такое же качество есть у того, кто выступает в роли активатора. Особенно ценен следующий комплект качеств: способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, гибкость, внимательность, тактичность и деликатность, чувство интеллектуальной и психологической изящности, бережность, психологическая аккуратность, творческое мышление, богатая фантазия и воображение, развитая интуиция и проницательность, сообразительность и изобретательность, душевная утонченность, чувство долга и ответственности, трудолюбие и усердие, добросовестность, самокритичность, любознательность, одухотворенность, альтруизм, целеустремленность, честолюбие, абстрактное и ассоциативное мышление, организованность и самодисциплина, самостоятельность и независимость, честность и оптимизм, уравновешенность и доброжелательность, увлеченность и надежность, коммуникабельность, способность ощущать собственное внутренне чувство удовлетворения от того, что делаешь и как делаешь.
Безусловно, что ведущим моментом в активации способностей должен быть элемент одухотворенности. Без нее любые способности и таланты теряют всякую существенную ценность и важность. Каждый должен четко и ясно понимать тот момент, что все его способности и таланты – это всего лишь  аванс со стороны Высших сил. Который необходимо отрабатывать максимально добросовестно всю свою жизнь. Имея главную цель – повышение уровня гармонии в себе, в обществе, в государстве. Как минимум. А, как максимум, в человечестве и во Вселенной.

Конечно, все не могут отменно разбираться во всех четырехстах качествах человеческой личности. Это, собственно, и не требуется. Достаточно найти человека, который в том или ином свойстве и способности хорошо разбирается. И попросить его составить программу развития конкретной способности. И в последующем помочь воплотить эту программу в жизнь тому человеку, чьи способности вы пытаетесь активировать.

Дело это, несомненно, сложное и трудное. Но весьма достойное. Выполняя его, вы обязательно заслужите вполне определенное благоволение Высших сил. И в результате можете получить со временем большой подарок в своей жизни. А если вы стараетесь активировать способности целого ряда людей или большую группу способностей одного человека и делаете это постоянно и регулярно, то и подарки будут приходить к вам с вполне определенной регулярностью. Только необходимо напомнить о некоторых моментах: играет роль не только количество ваших усилий, но и их качество. Не говоря уже о степени реального совершенства этих усилий (один-пять процентов людей и усилий). Поэтому, если вы делаете лишь кое-что, иногда, относительно добросовестно, то рассчитывать на большую награду не получится. Каждое дело требует своего уровня качества и совершенства усилий. Задачу по алгебре нельзя решать лишь с помощью арифметики. А задачу по высшей математики нельзя решать лишь методами алгебры.

Некоторые способности имеют определенный уровень сложности. И поэтому являются естественными и закономерными производными от целого комплекта качеств (от пяти до пятидесяти). И потому сложность их развития может быть весьма различной – от минимальной до максимальной. В конце концов, активация способностей другого человека  требует от активатора вполне определенной самоотверженности.

Альтруизм
Придирчивый читать может спросить: "А причем тут альтруизм, если мы говорим о творческой личности? Ведь способности – они или есть, или их нет. Не зависимо от того, присутствует в голове альтруизм или нет".

На первый взгляд, это действительно так. Задатки определенных способностей, в том числе, большого таланта, присутствуют в человеке не зависимо от степени его альтруистичности. Но вот то, что с ними происходит в дальнейшем – это совершенно отдельный разговор. Дело в том, что альтруизм – это классическая добродетель не только человечества, но и вообще всех сознательных существ Вселенной. Которая, как кирпичик в стене, определяет степень гармоничности личности в целом. Ибо, чем больше добродетелей в конкретном человеке, чем интенсивнее и целенаправленнее они развиваются (но ненасильственным путем – это особый и отдельный вариант, о котором следует вести отдельный разговор, специфика которого выходит за рамки данной работы), тем совершеннее становится человек. Тем больше у него появляется возможность настраиваться на волну гармонии космического банка информации. И получать из него большие порции совершенно новых идей. Принципиально более высокого качества, нежели те, что рождаются в его разуме самостоятельно. Ибо, мудрость и совершенство Высших сил, Абсолюта, Святого Духа тысячекратно превосходит таковую даже у человека–гения. Правда, и у темных сил имеется громадное преимущество перед обычным человеком, но об этом будет сказано в отдельном специальном разделе.

Если человек добродетелен и гармоничен, то Высшие силы дополнительно помогают ему развить свои достоинства и добродетели, способности и таланты. Конечно, они не будут трудиться вместо него, но их периодические подсказки помогут ему пройти путь самовоспитания и самосовершенствования чуть быстрее. В отдельных случаях, особенно быстро.

Энергетический вектор творческой личности, отличающийся существенным (а не символическим) альтруизмом, как правило, направлен во внешний мир. При такой постановке вопроса творческая личность стремится посвящать свое творчество, да и всю свою жизнь, делу служения гармонии Вселенной. А это уже совершенно другая система собственной внутренней мотивации. Это иной энергетический уровень, который в этом случае еще имеет и дополнительную энергетическую подпитку от Высших сил. Постоянную, регулярную, неиссякаемую. Это иной уровень организованности и дисциплинированности, чувства долга и ответственности, усердия и трудолюбия, упорства и целеустремленности, самоотверженности и самокритичности, энтузиазма и оптимизма, решительности и настойчивости. Моментов вдохновения и озарения возникает во много раз больше. И их качество значительно выше, чем у банального эгоиста.

Не говоря уже о том, что вероятность получения качественной помощи от некоторых окружающих у альтруиста в несколько раз выше, чем у эгоиста. Это, конечно, не значит того, что такого рода помощь льется на него со всех сторон, как из рога изобилия. Но, тем не менее. Мудрецы говорят о том, что вероятность встретить мудрого и достойного наставника у альтруиста гораздо выше, чем у эгоиста. Это применительно к хорошим и добрым делам. Ибо, в дрянных делах специального наставника, как правило, человеку не требуется. Ибо, внешние и внутренние злые духи, заинтересованные в порабощении человеческой души, как правило, отличаются фантастической сообразительностью и изобретательностью, высочайшей интеллектуальностью и психологической изощренностью, невиданным коварством и неутомимой ненавистью ко всему доброму, светлому, хорошему, гармоничному, прекрасному и совершенному.

Конечно, желательно, чтобы альтруизм, если он действительно истинный альтруизм, а не его имитация, распространялся, по возможности и степени разумности, на все сферы жизнедеятельности человека. Другой вопрос, что имеется достаточно обширная категория эгоистов и потребителей, стремящихся в максимальной степени поработить наибольшее число альтруистов в своих собственных эгоистических целях. Да и просто из вредности. Ибо, им чужда большая чужая добродетельность и гармоничность, талантливость и одаренность. Их раздражает чья –то успешность, организованность, осмысленность, увлеченность, самоотверженность, разумная целеустремленность. И поэтому они любыми путями стараются внести элементы деструктивности и дисгармоничности в жизнь действительно хорошего и достойного человека, особенно имеющего несомненные большие способности и таланты.

К такой категории людей необходимо иметь вполне определенное и конкретно отношение. Местами очень четкое и жесткое. Что называется, принципиальное. Ибо, рассчитывать на их, даже самую минимальную совесть или сознательность, в данном случае, совсем не приходится. Ибо, это не только полностью бессмысленно, но и очень вредно и опасно. Никаких иллюзий по этому поводу не должно быть. Таких людей нужно ставить на их место. Четко и конкретно. По возможности, по форме доброжелательно, но нередко весьма жестко по сути. Ибо, другого подхода, как показывает практика, они не понимают. И понимать не хотят.

У творческой личности формы проявления ее альтруизма могут иметь и свои специфические особенности. По возможности, они не должны основательно касаться практического житейского аспекта занятием творческой деятельностью. Ибо, суета, как таковая, имеет особенность поглощать любое количество времени и сил, какое только может быть у человека. В результате чего ни времени, ни сил на конкретное творчество может не оставаться вообще никогда. В этом случае, особую роль играет элемент разумного рационализма под названием целесообразность. Можно даже сказать, что небольшой элемент разумного эгоизма, с точки зрения формальной логики.

Творческому человеку в несколько большей степени приходится говорить окружающим, в том числе своим родным и близким, слово «нет». Исходя не из личных капризов и прихотей, а из осмысленной необходимости организации своего творческого процесса. Конечно, бывают и отдельные экстраординарные ситуации, когда действительно достойный человек должен отодвинуть свое творчество на тот или иной конкретный период времени в сторону и заняться решением тех или иных жизненно важных вопросов. Но, даже в этой группе вопросов есть такие, что нуждаются в регулярном внимании на протяжении всей жизни. И тут особенно важно правильно расставить акценты. Чтобы по возможности избежать вполне определенных перегибов и перекосов.

У человека не может быть два вида одухотворенности: один для себя, а другой – для окружающих. Одухотворенность может быть только единая. Другой вопрос, что достаточно серьезно и основательно осмысленная, в отдельных случаях, творчески примененная. Но это уже вопрос из моментов высокой степени сложности диалектики жизни, требующий отдельного и большого специального разговора, что по большему счету, принципиально выходит за рамки данной работы. Которая, собственно, из соображений разумности, в силу своей многоплановости, может отразить большинство анализируемых моментов лишь очень схематично. Объять необъятное невозможно. Восприятие многотомной энциклопедии весьма проблематично для большинства людей. Поэтому лучше, когда каждая работа воспринимается отдельно.