I-8-5. Сущность еврейского вероисповедания

Екатерина Истоомина 2
                Глава третья: 1. Библейский и талмудический иудаизм. 2. Еврейские мистики. 3. Мессианские движения.

                После прочтения этой главы, я наконец-то поняла, что и история духовного становления современного иудаизма мне известна лишь в общих чертах. Всего несколько страничек текста Юлиана Гжесика, талантливого аналитика исторической информации, - и этот пробел вполне закрылся для меня. Я всегда ценила Некрасовское правило - "Чтоб словам было тесно, а мыслям просторно".

                Сформулирую для себя тезисно мое понимание темы.

* Исток еврейского вероисповедания - Завет Бога с Авраамом.
 
* Следующая маркерная точка - 10 заповедей Бога, высеченных Им на скрижалях.

* Левитское богослужение в скинии.

* Закон Моисея, записанный в Пятикнижии/Торе.

* Ежедневное священническое богослужение в Храме с различными жертвоприношениями как средством благодати к воссоединению человека с Богом
 
* Книга Ездры о восстановлении богослужения в восстановленном храме Зоровавеля и о нравах евреев. "Сын Аарона первосвященника, Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и УЧИТЬ  в Израиле ЗАКОНУ и правде". Езд. 7:6.

* С разрушением Храма римлянами  богослужение проходило в синагогах небольшими собраниями евреев, где основное внимание уделялось прилежному исследованию Священного Писания:
" Закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу". Деян. 15:21.

                А дальше начинается то, что случается во всех  религиях мира (да и во всех добрых начинаниях): чем дальше по времени отходит начальная идея от истока, тем больше в неё вносится различных "человеческих учений и заповедей" (Мф.15:9). У евреев библейский иудаизм трансформируется в талмудический иудаизм. А библейское учение подхватывает христианская религия.

                Талмуд содержит в себе правовые нормы, религиозные предписания, законы, касающиеся судопроизводства уголовных и гражданских дел, богословские рассуждения по культу и догматике, этические нормы, примитивные сведения по математике, астрономии, естествознанию, медицине, истории, сказки и легенды, притчи, пословицы, басни, мифы. "Этот огромный сборник сложился в III в. и считается Библией новейшего еврейства". Э. Нюстрем, автор библейского словаря.

                А вот что пишет о современном иудаизме Юлиан Гжесик:

"Иудаизм – монотеистическая религия, исповедуемая евреями и основанная на учении Торы (Пятикнижия Моисеева). Большую роль в формировании еврейского монотеизма сыграло Пророческое движение (профетизм), особенно во время Вавилонского пленения и после него. Кодификация книг Ветхого Завета в IV в. до н. э. завершила развитие библейского иудаизма.

Говоря о последствиях еврейско-римской войны, мы упоминали, что в Явне (Ямнии) с разрешения императора Веспасиана еврейские ученые создали новую религиозную школу и научный центр. А  над редактированием Вавилонского Талмуда работало две тысячи ученых. Талмуд стал основным религиозно-правовым кодексом (сводом законов), которому была подчинена каждодневная жизнь евреев.
 
Талмудический иудаизм – это отличная от библейской религиозная система, придающая евреям тесную религиозно-национальную общность. Дополненная впоследствии комментариями, опирающимися на греческую и (в средневековье) арабскую философию, она приобрела характер философской системы, которая должна была дать нации шанс выжить в чрезвычайно неблагоприятных условиях. Самобытность обычаев и религии евреев, а также враждебное окружение стали причиной того, что они искали выход в мистике (Каббала) и разных мессианских движениях. Еврейское учение совершенствовалось и в дальнейшем, в XVI столетии его развивали знаменитые польские раввины.

С VIII столетия Талмуд уже подвергался атакам со стороны еврейских мудрецов.  Барух Спиноза, предвидевший возможность восстановления еврейского государства, за критику Талмуда был отлучен от синагоги. Оппозиция образованных еврейских кругов заставила раввинов провести ряд реформ, в результате которых сложился образ современного иудаизма. 

Параллельно с развитием «открытой науки», как называли Талмуд, развивалась и «тайная наука» – Каббала («предание»). Сторонники этого учения  усматривали в мистическом действии средство усовершенствования мира, подчеркивая роль человека, прежде всего – цадика («праведника»), в спасении мира от зла.

Мистическое учение вдохновило и окрылило массы восточноевропейского еврейства, указав им «вертикальный выход» (путь к радостному духовному самосовершенствованию) из труднопереносимых условий жизни в диаспоре. В последствии учения Каббалы послужили основой для развития хасидизма.

Религиозные движения возникают в специфических, побуждающих к духовным переменам условиях. Поэтому мессианские движения пышно расцвели в особо трудный период жизни европейских евреев, когда они были изгнаны почти из всех стран Западной Европы и перебрались в Польшу. В Германии в то время шла Тридцатилетняя война (1618–1648). Страна обезлюдела, в ней осталось мало мужчин.

В Польше 12 лет длилась война со шведами, русскими, турками, а в 1648 г. вспыхнуло украинское восстание Хмельницкого. Страшным был удел евреев, встречавшихся с отрядами Хмельницкого: солдаты вырезали евреев поголовно. Еврейское население центральной Польши с тревогой ждало дальнейшего развития событий.

Единственным своим спасителем они видели Мессию.  И мессии появлялись. Саббатианство пустило в Польше глубокие корни. Апологеты и пропагандисты саббатианства основывались на догмате: «Бог Един, а Саббатай – Его пророк».

Евреи за свою долгую историю принимали и признавали истинными многих лжемессий, однако до сего дня они не могут признать настоящего, так как «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми <…>. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53, 2–3).

Конец XVIII в. был последней фазой еврейского Средневековья, начавшегося Миланским эдиктом 313 года. Еврейского вопроса в современном значении тогда еще не было. Еврей для европейца был человеком смешным, помыкаемым, парией. Но постепенно в еврейской среде стали появляться личности, которые смогли преодолеть предвзятость, хотя бы в среде интеллигенции, и завоевать уважение к евреям".