Бояре, а мы к вам пришли...

Клавдия Наумкина
 
                Рассказ

     В середине пятидесятых в Грозном на окраине, где находились наши улицы, почти в каждом доме были дети. Кто-то гулял на улице весь день до темноты. Лишь поздним вечером, когда комары начинали жалить немилосердно, и взрослые, вышедшие на улицу немного отдохнуть, заходили в дома, самые неугомонные малолетки отправлялись спать. При этом кое-кто отбивался от настойчивого требования матерей отмыться от дневной грязи, а кто-то тихонько молча юркал в свои кровати...

     Это было время необыкновенных открытий и познания жизни во всём её разнообразии. Детворы было много. Среди неё постоянно возникали какие-то коалиции и заговоры. Трудно было сразу разобраться, с кем сегодня можно дружить, а кто попал в опалу к заправилам улицы.

     Возможно, и я когда-то чем-то могла не угодить негласным руководителям уличного братства. Вот только для меня  всё это осталось за гранью непознанного. Потому что очень рано самыми лучшими друзьями для меня стали книги...


   А вот основным рефреном событий предшкольной поры стали слова песни, припев которой начинался так: "Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли..."
Суть игры заключалась в организации двух шеренг. Взяв соседей под локти, одна шеренга мелким шагом надвигалась на стоящую напротив, напевая эту самую песню.

    Слов я полностью не запомнила. Что-то про сватовство. Потом вторая шеренга наступала на первую, отвечая той на вопрос своим куплетом. После этого начинали меряться силами. Один из шеренги должен был с разбегу разорвать своим телом строй противника... В сложную игру я вникнуть так и не смогла. Ведь мне было в ту пору лет пять, а моими подругами по улице были девочки лет на пять-шесть старше... Но слова припева прочно вошли в память. И стоит только прочитать или услышать их, как перед внутренним взором возникает улица моего детства.

    Вдоль домов строй могучих стволов акаций, выбеленных известью метра на полтора вверх.

     Наш дом второй от края. Вначале он, как и остальные, по традиции тех мест, имел парадный вход и ступеньки, ведущие к дверям. Но очень скоро мой дед, который и купил этот дом, дверь заложил, а вместо неё вставил окно. Посчитал, что неразумно иметь парадный вход, если рядом, в метре от него в заборе сделана калитка. И все домочадцы пользуются ею. Так и удобнее, и в доме места больше: вместо прихожей получается хоть и небольшая, но жилая комната.


    В крайнем угловом доме проживала довольно пожилая женщина. Она была намного старше моей бабушки Оли. И звали её баба Надя. На лето к ней приезжала внучка Нина. А за углом, на Спокойной, в следующем доме жили её другие внуки Таня, Миша и Валя. Девочки были старше года на три-четыре, а может и больше. С ними я в первые годы осознанной жизни в летнее время и проводила свой досуг. С ними играла в "Бояр", потом в разбойников, вся суть игры в которых заключалась в умении вовремя убежать от нападающих. Большой скоростью в беге я по малости лет не обладала, сразу попадала в число пленных, а потому старалась в столь подвижные игры не включаться.

    Из подвижных были ещё "ловитки". Это когда один водит, а остальные разбегаются в стороны. И тот, кто водит, должен обязательно поймать себе замену. Но мне больше нравились "прятки". Кто-то начинает считать, закрыв глаза и отвернувшись к стене, а остальные участники игры прячутся на улице, благо, тогда было где укрыться... Были и более спокойные игры...

    Мальчишки с нами играли, если уж никого больше из сверстников не было на улице. А так они предпочитали играть в войнушку, разбившись на две команды. Причём часто и одна и другая команда были нашими или красными, и никто не соглашался быть за белых или фашистов...

   В домишке слева от нашего дома обитала семья с четырьмя детьми. Правда, к тому времени, когда я подросла, старшие сыновья уже создали свои семьи. В домишке жила только дочь Антонина, да частенько приходил её брат Витя, мой ровесник. На улице их почему-то недолюбливали. Соседки, собираясь на посиделки после трудового дня, не упускали случая позлословить на их счёт. К слову, из-за того, что  кожа у всех членов семьи была обсыпана веснушками, а волосы  отдавали краснотой, на улице звали их Рыжими. Думаю, в ту пору всем соседям давались своего рода прозвища. Но нелюбовь соседей заключалась в том, что и мать и старшие дети имели тягу к спиртному. За это их и осуждали...

    Тоня замуж вышла в восемнадцать. И пока её муж служил срочную в армии, родила первую девочку Марину. А мне запомнилось, как она перед самыми родами азартно играла со сверстниками ребятами в волейбол, проворно и высоко подпрыгивая, чтобы отбить мяч...

     На противоположной стороне в угловом доме жили Грузиновы. Я долго считала, что это их настоящая фамилия. Отец работал на заводе "Красный молот", мать -- в столовой. Дочь Таня была лет на семь-восемь старше меня, и когда я пошла в школу, она её заканчивала. Потому я её почти не помню. Её брат Коля был ровесником девочек из дома напротив, часто играл с ними, а значит, и со мной...

    Но мне больше помнится соседка Грузиновых Света. Она больше возилась с малышами. И мне запомнилась тем, что устраивала с нами, малолетками, игры в "дочки-матери". Помогала в строительстве кукольных квартир под сенью акаций, придумывала, чем можно обставить комнаты, находя какие-то щепки, камешки, кусочки тряпок. С ней было интересно и весело. Она могла организовать игру спокойную, без беготни и обид, но познавательную и поучительную. Могла почитать нам книжку сказок или что-то рассказать, я подозреваю, выдуманное ею самой... Одно было плохо. У неё был брат Лёва чуть старше меня, который любил бить девочек.
 
     Быстро пролетели времена беззаботного детства. Многие мои подружки выросли, им стало неинтересно возиться с маленькими. Появились другие развлечения.

     Наступала школьная пора, а вместе с ней появились новые друзья, подруги. Появились другие интересы...

     Вот только едва вспомню слова "Бояре, а мы к вам пришли..." и перед глазами наша улица на закате, потемневшие кроны акаций, вышедшие со скамеечками люди, чтобы отдохнуть от трудовых забот долгого дня, поскрипывающие на ветерке тарелки отражателей уличных фонарей, тучи мошкары вокруг горящих лампочек... Негромкие беседы женщин у калиток, азартные выкрики мужчин, устроившихся под светом фонаря для игры в лото, и детвора, играющая в "Бояр" или "ручеёк"...

    Юхнов, август 2018г.