Поём своим голосом

Михаил Иванович Лапшин
С сентября месяца 2016 года на первом канале российского телевидения уже в пятый раз наше внимание занимает замечательная программа «Голос», собирающая певцов из нескольких стран, прошедших горнило отбора из тысяч претендентов. «Голос» – отработанный и принятый во многих странах проект, в котором продумано всё: от оформления сцены и зала до вида стульев, в которых располагаются члены жюри – известные артисты российской эстрады, выступающие на лучших площадках страны и пользующиеся заслуженным авторитетом. И надо сказать, что оформление проекта выше всяких похвал.
Сегодня рейтинг вокального проекта почти такой же, как у Президента страны. В то время, когда по ТВ идёт «Голос», улицы городов пустеют, как во время первых выпусков мультиков «Ну, погоди!» или выдающегося сериала «Место встречи изменить нельзя».
«Голос» знакомит нас с большим числом интересных артистов, прежде всего, молодежи. Многие исполнители впервые получают возможность заявить о себе, о своём таланте многомиллионной аудитории ценителей и почитателей современной эстрады. Очень часто, открывая яркие таланты, зал взрывается овациями.
Этот проект демонстрирует, что музыкальная составляющая нашего телевидения многие годы захвачена, оккупирована набившими оскомину одними и теми же лицами, так называемых певцов, поющих исключительно «под фанеру», а их настоящих голосов не слышал никто и никогда, что наводит на подозрение об отсутствии у них музыкальных голосов. Но зато в части пиара и рекламы они недосягаемы, присваивая сами себе громкие титулы принцесс, императриц, примадонн, золотых голосов российской эстрады. Программа «Голос» показала, что в нашей стране огромное число замечательных голосов, которым десятилетиями не «дают ходу» на нашу эстраду. На их фоне смешными выглядят безголосые пугачёвы, леонтьевы, сюткины, королёвы, распутины. Имя им легион. Для такой ситуации уже давно выработана формула: «А король то голый!».
И проект показывает огромную дистанцию между конкурсантами, поющими замечательными голосами в живую и фанерщиками, голоса которых созданы синтезаторами или вообще поющими за них артистами. Эта проблема известна давно, но только теперь она высветилась на экранах телевизионных ящиков, стоящих в каждом доме нашей большой страны.
Удивительно, как Министерство культуры, стоящее на страже «фанеры» и прикрывающее всенародный обман, за который в других странах полагается уголовное преследование, пропустило этот проект? Или оно и существует для прикрытия афер в разных сферах отечественной культуры?
Ведь только чиновники от культуры безнаказанно, вместо того, чтобы развивать отечественное вокальное искусство, побуждая композиторов создавать новые национальные вокальные шедевры, делать новые аранжировки нашей великой песенной классики, в том числе, через проект «Голос» пропагандируют англоязычный вокал, слова в котором для многих слушателей звучат, как китайская грамота. Да и многие конкурсанты запоминают тексты, не умея их перевести, в итоге получается то, что в нашем великом русском языке А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского называется «тарабарщина». Не идёт речь об отказе от песен на других языках, кроме русского, но может быть ощутимая и решающая квота на песни на языках многонациональной России.
Интересно, чтобы сказали англичане, если бы у них по всем каналам с утра до вечера звучала русская музыка и русские песни? Вам не кажется, что вопрос намного глубже, чем любовь к убогому английскому языку (в котором у глагола do четыреста значений). Кому-то очень хочется, чтобы русский язык, наши песни звучали как можно меньше на нашем радио и телевидении?
Отдельного разговора требует работа жюри. С одной стороны, восприятие вокального исполнения очень индивидуально. Но в жюри сидят не дилетанты, а артисты с большим певческим и сценическим опытом. Мнение зрителей не всегда должно совпадать с оценкой жюри, и это неудивительно, но отчего порой за бортом оказываются исполнители с удивительными голосами, а те, кто им зримо уступает, проходят в конкурсе далее, к огорчению миллионов зрителей. У зрителей возникает подозрение о необъективности жюри.
Из очень достоверного источника мне известно, что результаты выступлений конкурсантов до полуфиналов проплачены. Может быть, поэтому члены жюри порой с глубокой думой на лице изображают отрешенность от происходящего на сцене? Но это на их совести.
И все-таки, при имеющихся минусах, проект выполняет главную задачу – открывает новые таланты, а это нужно во все времена. Пожелаем успехов новым дарованиям долгой творческой жизни, чтобы не пропали они в паутине российской эстрады, а год от года росли в мастерстве, радуя нас, их преданных почитателей.
        Хорошего вам голоса!