Сверчки Две миниатюры

Нина Климович 3
 
Первая миниатюра. СВЕРЧОК - ДРУЖОК ЗАЖИГАЛОЧКА

 Мы живем в старом доме. Много лет назад, когда дочери были студентками, а муж работал посменно, я слушала часто ночное пенье сверчка, живущего, как мне казалось, в  нашем  доме.   Своим пением он отвлекал меня от тревожных мыслей  и переживаний за дочерей. Старшая  училась в Харькове, а младшая в Пятигорске.  Пение сверчка успокаивало меня и я засыпала , а во сне видела своих девочек.  За заботами и  житейскими хлопотами я со временем забыла о том  пении сверчка.
 Прошли годы.    У дочерей хорошие семьи. Малышами  внуки всё лето проводили у нас.  Отпуск ведь у меня был большой и летом. Сейчас они уже взрослые. Приезжают часто, но всего на день или два.
А вот в начале июля этого 2018 года ночью, за два дня до запланированной поездки на  Чёрное море, я услышала под моим окном  стрекотанье сверчка.  На этот раз он не давал мне уснуть. Почему? В мыслях я вернулась во времена детства и студенчества моих дочерей. Пошли, поехали мысли - воспоминания  о наших совместных поездках и походах.
Воспоминания были прекрасными, но перед отъездом  нужно было доделать неотложные дела. За эти сутки я спала не более трёх  часов. В молодости такое случалось со мной часто. Только  тогда не  лежала я с воспоминаниями в голове. Нет. Я   вставала и с удовольствием делала, назло своей бессоннице, дела. Какие? Меняла воротнички на школьной форме у девочек, гладила, готовила завтраки и  обеды. Сделав это, я спокойно засыпала  на несколько часов, которых мне хватало, чтобы отдохнувшей, в хорошем настроении прийти на работу. Возможно, и тогда  сверчок пел, а я не слышала его пения.
 Сейчас же, когда дочери со всеми делами справляются сами и подчёркивают, что пора начать жить нам с папой для себя любимых.
Я отдохнула  уже   от переживаний за результаты ЕГЭ моих учеников. Поэтому, наверно, сегодня слышу, как сверчок стрекочет под моим окошком.  Здорово, мой сверчок- верный дружок!
В ночь перед  отъездом сверчок не пел.  Решили, что отправимся в путешествие в 5 часов утра.      . За час успеем позавтракать и загрузить  в машину продукты. Остальное Коля уже загрузил вечером.
Я, конечно, поднялась раньше, чтобы приготовить завтрак и сварить кофе. Ведь мужу предстоит быть за рулём несколько часов, да может и нервничать из-за пробок на пути к морю.  И хотя он не показывает , что его это утомляет, но я чувствую, что он устаёт.
Сделав дела, я прилегла на диван, чтобы расслабиться. Вдруг услышала! Что я услышала?  Услышала пенье сверчка. Было  3 часа 50 минут. Верный дружок напомнил мне, что пора подниматься.
В 4 часа из спальни вышел муж. Сверчок замолчал. Ну и сверчок - зажигалочка, он зажёг во мне огонёк желания узнать о жизни его собратьев.  Чем я обязательно займусь в ближайшее время. ХОЧУ УЗНАТЬ!
 
Вторая миниатюра.  ДОМОВОЙ И ПОЛЕВОЙ СВЕРЧКИ

 Мне  хочется    узнать о жизни сверчков   сверчках. Узнала, что в  России обетает  сверчков около пятидесяти видов. Самые известные из них -  полевой и домовый Значит, в студенческие годы моих дочерей, я успокаивалась и засыпала  благодаря стрекотанию домового сверчка? Если это так, то я могу дополнить существующее мнение о  звучании песенки в деревянном доме, словами,  что домовые сверчки поют и в кирпичных  домах. Утверждать, конечно, не могу,  думаю,  что это мог быть и полевой сверчок. Почему? Поле, лес и река вблизи нашего дома. Мог же заглянуть в наш дом и квартировать некоторое время такой сверчок, чтобы успокаивать меня.
  А вот в том, что  в июле этого года не давал мне спать полевой сверчок, я уверена. Почему?   Звук лился  из раскрытого окна.  Спасибо, полевой дружок, что ты зажёг во мне огонёк желания узнать  о тебе и твоих собратьях!
Основной причиной, по которой можно услышать стрекот сверчков, являются особенности размножения: половозрелый самец старается стрекотанием привлечь самку.  Стрекот может продолжаться от зари до зари, пока крик не будет услышан.   Чем стрекот энергичнее, мелодичние и звонче, тем больше шансов у самца привлечь самку.
Познакомлю и вас, уважаемые желающие,  с этими  двумя видами сверчков.               

ДОМОВОЙ сверчок - насекомые около 3 см, серовато-желтого цвета с коричневыми пятнышками.  Оно любит тепло и часто находится около камина, где прячется в трещинах между камнями или половицами.

ПОЛЕВОЙ сверчок больше и почти черного цвета. Насекомое ведет обособленный образ жизни.  Сверчок делает маленькое углубление в земле — это его жилище на участке, занимающим несколько квадратных сантиметров.  Участок бережно охраняется его   хозяином. 
Сверчок стрекочет. Стрекотание сверчка звучит не только для приглашения в гости самки, а ещё оно призвано   отпугивать незваных гостей,  предупреждать  их о воинственном настрое хозяина участка. Он по несколько раз в день обходит свои владения и проверяет целостность территории.
Во время ухаживания самец садится у входа в своё жилище и пиликает. Многое зависит от издаваемого звука. Ему не так просто привлечь самку. Чем стрекот энергичнее, мелодичнее и звонче, тем больше шансов привлечь её. Но услышать, как поет сверчок можно не только при его желании привлечь подружку.
 Заставить замолчать прямокрылого очень просто. Он прекращает петь сразу же, как почувствует опасность. Поэтому при малейшем приближении к нему самец прячется в норку. Такое поведение сверчка объясняет, почему он ночью стрекочет. Ведь именно в это время он может спокойно зазывать самку и не бояться быть замеченным человеком или животным.
Сверчок- особая привязанность человека.  Во многих странах существуют суеверия, связанные с ним. Например, считается, если в доме завёлся сверчок - это хорошая примета. Он - символ семейного счастья, материального процветания, спокойствия и уюта. Он - хранитель домашнего очага и привлекает удачу.
Убить сверчка – значит навлечь беду. 
Если сверчок исчезает, то считается, что скоро этот дом может посетить беда.
  А ещё  некоторые  люди верят, что если человек просыпается среди ночи и слышит стрекотание сверчка, то это к болезни и несчастью. Может это  в этом и есть доля правды, но не на 100%. Я благодарна тому сверчку за успокоительные  звучания. Он удалился, но беды на нашу семью не навлёк. Трудности были, но мы их преодолели
В Восточной Индии со сверчком связана история об опасном странствии души, покидающей тело во время сна в облике сверчка, выползающего из носа спящего.
Человеку приятно слушать, когда сверчки сверчат, независимо от причины этих звучаний. Певцы могут стрекотать не только ночью, но и днем. Их трель также мелодична, как и пение птиц, поэтому некоторые народы предпочитают даже разводить представителей прямокрылых в домашних условиях.
В Италии, Северной Африке и Японии любят пение сверчков в любое время суток.  Их держат в садке, чтобы слушать их мелодии!   Почему?   Любят народы льющиеся  звуки из  скрипки в этих странах. Поделюсь с вами тайной : сверчок не поет.  Он скрипач!  Где же его скрипка? В крылышках его. Он издает звуки, потирая острой стороной одного предкрылья о поверхность другого.  Наверно, у тех самцов, которые играют сутками свои мелодии  для самок, появляются мозоли трудовые . (Шутка)

 А знаете ли вы, что китайские сверчки разводятся для сражения друг с другом в сверчковых боях? Люди, наблюдающие за ними, держат пари на того, кто победит?  Как это происходит?
Выпускают самку и двух самцов. Самец, который после схватки уползает, побеждён. Оставшийся на поле боя- победитель.