Экономика Древнерусского государства

Димитрий Крылов
Интересы автора - экономическая история и не более.

В  Древнем мире коммерция  охватывала  в  основном морские акватории у берегов Италии, Греции, Северной Африки и Малой Азии. Поэтому наиболее процветающими державами были Египет, Финикия и Карфаген. Торговля со странами Востока шла через Константинополь и греческие колонии на Чёрном море. Позднее коммерческие пути сместились ближе к Востоку. Византия практически  сразу  воспользовалась  моментом  истории  и,  по  сути, монополизировала торговлю с Востоком. Окрепли  итальянские города-республики – Генуя и Венеция. Крестовые походы в Палестину дали новый мощный толчок к оживлению международного обмена товарами. В то время Древняя  Русь  по  праву  считалась  одним  из  крупнейших  государств  Европы  в  период  средневековья.

Русь  в  этот период (VIII – XIII век) представляла  собой  некое «связующее» звено  между  Востоком  и  Западом. В  столице  Руси – Киеве – сходились  торговые  пути  из  северных  и  западных  стран  с  торговыми  караванными  путями  с  Востока. Торговцы  из  Индии, Персии, Китая, Византии, Волжской  Булгарии везли  свои редкие товары  в  стольный  град  Киев. А  в  глазах  западных  купцов  Киев  являлся ярчайшей  жемчужиной  Востока. По  свидетельству  Василия  Осиповича  Ключевского  сама  природа  территории  занятой  племенами  восточных  славян  располагала  к  развитию  оживленной  торговли  по  многочисленным  рекам.
Поэтому  наша основная задача   – дать  общую  характеристику  состояния  экономики  Древнерусского  государства  и  определить, какое  значение  для  Древней  Руси  имели  торговля  и  предпринимательство  и  в  каких  формах  они  в  то  время  существовали.

Общая характеристика экономики Древнерусского  государства

В  IX – XIII  веках  экономику  Древнерусского  государства  можно  охарактеризовать  как  период  раннего  феодализма. В  это  время  еще  только  закладываются  основы  прочной  системы  отношений  между  государством, феодалами  и  сельским  населением  по  поводу  производства  продукции, сбора  налогов, военной  службы. 

Земледелие  Древней  Руси

Первоначально  предки  славян  заселяли  степи  между  Днепром  и  Одером. Затем  часть  славян  ушла  на  юг, на  Балканы; другая  часть  мигрировала  на  северо-запад. Третья  часть  славянских  племен  двинулась  на  северо-восток  и  именно  там  образовалась  группа  восточных  славян,  в  которую  вошли  русские, белорусы  и  украинцы.
В  те  далекие  времена  большую  часть  территории  современной  России  занимали  леса. Система  земледелия  была  подсечно-огневой, пахотные  земли  приходилось  отвоевывать  у  лесной  чащи. Постепенно  славяне  все  глубже  внедрялись  в  лесистые  и  болотистые  местности, уходя  из  южных  степей. Только  к  VIII веку  происходит  постепенный  переход  к  переложной  и  двухпольной  системам  земледелия.

Возникшая  на  юге  в  глубочайшей  древности  земледельческая  культура  постепенно  распространилась  вплоть  до  таежной  зоны  русского  Севера. При  этом  следует  отметить, что  земледелие  играло  столь  важную  роль  в  жизни  восточных  славян, что  это  нашло  яркое  отражение  даже  в  языке  наших  далеких  предков. Засеянные  нивы  назывались  «жизнью», а  основной  злак  для  каждой  местности – «житом» (от  глагола «жить»). Древние  языческие  обряды  и  весь  годовой  цикл  языческих  праздников  бесспорно  свидетельствуют  о  глубоко  укоренившейся  у  славян  традиции  считать  возделывание  земли  источником  существования.
      
Кстати  именно  принятая  у  славян  система  обработки  пахотных  земель  на  многие  века  предопределила  социальную  политику  возникающих  обществ  и  цивилизаций. Подсечно-огневая  форма  земледелия  требовала  использования  коллективного  труда  и  таким  образом  родовая  патриархальная  община  стала  у  славян  главной  движущей  силой. Она  представляла  собой  одну  большую  семью, отдельную  хозяйственную  единицу с  коллективной  собственностью  на  землю, орудия  и  предметы  труда. Как  производство  так  и  потребление  внутри  общины  были  совместными, общими. Однако  с  течением  времени  факторы  производства  стали  развиваться  более  успешно. От  мотыжного  земледелия  славяне  перешли  к  пашенному, повсеместно  стал  применяться  плуг. И  развитие  факторов  производства  обусловило  разложение  кровно-родовой  общины  и  постепенно  община  из  родовой  переросла  в  соседскую, но  окончательно  в  русской  деревне  общинные  отношения  отмерли  только  к  концу  XIX столетия. На  юге  славянских  земель  соседская  община  называлась  «вервь», на  севере – «мир». Этот  переход  означал, что  основной  хозяйственной  единицей  стала  отдельная  семья. Община  составляла  небольшой  поселок  из  деревянных  жилищ, обнесенный  частоколом  из  заостренных  и  вкопанных  вертикально  в  землю  бревен. Такие  поселки  славяне  обычно  называли «городищами».

И  хотя  в  соседской  общине  основные  сельскохозяйственные  земли  еще  долго  оставались  в  совместной  собственности, они  уже  делились  на  участки – наделы, которые  передавались  общинникам  в  пользование  на  определенное  время. А  лесные  угодья, сенокосы, водоемы  и  пастбища  оставались  в  совместной  собственности. Еще  долго  сохранялись  различные  виды  работ, выполнение  которых  требовало  объединенного  труда: прокладывание  дорог, корчевание  леса  и т.д. Члены  соседской  общины  были  связаны  между  собой  круговой  порукой (взаимной  ответственностью  за  уплату  дани, за  преступления). Жители  соседних  миров  экономически  были  слабо  связаны  друг  с  другом, хотя  культурные  связи  между  ними  существовали. Например,  для  заключения  браков  устраивались, по  словам  летописца, «игрища  между  селами». Следует  также  отметить, что  в  какой-то  мере  соседская  община  восточных  славян  напоминала  марку  королевства  франков.

Земельные  наделы  обрабатывались  членами  одной  семьи  своими  собственными  орудиями, урожай  также  принадлежал  данной  семье. Таким  образом, эта  хозяйственная  единица  уже  не  должна  была  участвовать  в  принудительном  равенстве  при  производстве  и  распределении  продуктов. И  это  привело  к  имущественному  неравенству, расслоению  внутри  соседской  общины, появлению  старейшин, племенной  знати, патриархальных  фамилий, будущих  крупных  земельных  собственников – феодалов. И  именно  община  стала  тем  орудием, которое  долгое  время  тормозило  полное  закабаление  свободного  населения.

Если  же  сравнивать  пути  развития  феодальных  отношений  в  Европе  и  на  Руси, то  можно  выявить  некоторые  интересные  особенности. Численность  народностей, оседавших  на  территории  прежней  Римской  империи, была  велика, а  свободных  пространств  мало. Поэтому  процесс  феодализации  шел  посредством  передела, отнятия, частично  или  полностью, земли  у  прежних  крупных  владельцев, а  также  и  у  мелких  землевладельцев. В  тех  же  условиях,  в  которых  жили  славяне  Древнерусского  государства, этот  процесс  несколько  видоизменился.

В  Древней  Руси  не  было  такого  массового  процесса  насильственной  экспроприации  земли  завоевателями. Даже  и  в  более  поздние  периоды  российской  истории  хозяйственное  освоение  земли  князем  и  его  дружинами  часто  шло  за  счет  захвата  громадных  пространств  свободной, незаселенной  и  хозяйственно  не  освоенной  земли.

Однако  с  течением  времени  захват  свободной  и  годной  для  обработки  земли  быстро  прогрессировал, а  «свободному», но  нищему  крестьянину, «смерду», не  имевшему  часто  ни  скота, ни  орудий  производства, было  не  под  силу  ни  обработать  новую  незанятую  землю, ни  отправиться  на  поиски  новых, не  зависимых  от  феодала  земель.

Как  уже  было  сказано  выше, крестьянские  общины  просуществовали  в  России  до  перехода  хозяйства  страны  на  капиталистический  лад. В  рассматриваемый  период  истории  большинство  общин  жили  на  государственных, княжеских  землях. С  течением  времени  земли  переходили  в  частную  собственность  отдельных  феодалов, хотя «вервь» сохранялась  и  при  феодальном  землевладении.               
Таким  образом,  экономическую  основу  Древнерусского  государства  составляли  земледелие  и  примитивная  добывающая  промышленность. Добыча  пушнины, меда  и  воска, рыболовство  на  многочисленных  реках  также  приносили  немалую  часть  доходов  русичам. Так  русские  меха  славились  на  весь  мир  и  во  многих  языках  прижились  русские  названия  мехов. С  принятием  христианства  и  соблюдением  многочисленных  постов  значительно  оживился  внутренний торг  рыбой.  Из  отраслей  перерабатывающей промышленности в IX – XIII веках  на  Руси  активно  развивалось кожевенное и кузнечное производство .


Ремесло  Древней  Руси


Как  известно  города  в  средневековой  Европе  возникли  в  результате  отделения  ремесла  от  земледелия. Не  случайно  многие  исследователи  истории  мировых  цивилизаций  рассматривают  выделение  ремесла  в  отдельную  отрасль  народного  хозяйства  как  явный  признак  перехода  общества  от  первобытности  к  строительству  какой-либо  цивилизации.

Во  времена  организации  Древнерусского  государства  в  королевстве  франков, колыбели  европейского  феодализма,  городов  как  таковых  еще  не  было. А  в  Киевской  Руси  города  были. Если  быть  исторически  точным, то  города  у  восточных  славян  появились  гораздо  раньше, чем  образовалось  Древнерусское  государство. Города  на  Руси  возникали  чаще  всего  на  торговых  перекрестках  и  водных  транспортных  путях. Так, на  пути  «из  варяг  в  греки», т.е.  из  Северной  Европы  в  Византию  были  расположены  такие  древние  города  как  Новгород  Великий, Псков, Смоленск, Чернигов, Полоцк, Витебск, Любеч, Киев. Позже  великие  киевские  князья  стали  возводить  на  новых  землях  города – крепости, как  в  целях  защиты  этих  земель  от  внешних  врагов, так  и  для  организации  торгового  обмена  с  покоренными  народами. Так  возникли  Ярославль, Муром, Рязань, Суздаль, Владимир, Ростов  Великий. С  развитием  на  Руси  христианства  города  стали  возникать  и  около  крупных  монастырей, а  с  развитием  феодальных  отношений – и  около  крупных  вотчинных  усадеб. Однако  ради  исторической  справедливости  следует  также  отметить, что  города  на  Руси  возникали  также  на  месте  старых  племенных  градов  и  центров  языческого  поклонения – капищ  славянских  и  прочих  богов.

Города  постепенно  становились  административными, ремесленными, торговыми  центрами  Древнерусского  государства, в  них  предпочитали  селиться  князья  и  бояре. Поэтому  города  также  постепенно  подчиняли  себе  окрестные  земли, что  в  итоге  и  привело  к  первому  административному  делению  государственных  земель  на  городовые  области, волости. Так  в  Чернигово-Северскую  волость  входили  северяне, радимичи, вятичи  и  некоторые  другие  племенные  союзы. И  таким  образом  племенное  деление  восточных  славян  отходило  как  бы  на  второй  план, уступая  место  общегосударственному  устройству  страны.            
Центром  древнерусского  города  был «детинец», или  «кремль» – резиденция   князя  или  его  представителя  с  дружиной («детские» – рядовые  воины  княжеской  дружины, отсюда  и  детинец). Снаружи  у  стен  детинца  располагался «посад» – торгово-ремесленное  поселение. На  посаде  находился «торг» – торговая  площадь. Посад,  как  и  кремль,  обносился  крепостной  стеной, а  снаружи  обрастал  неукрепленным  поселением.

Центром  общественной  жизни  любого  древнерусского  города  был  торг, торговая  площадь. Здесь  не  только  торговали, но  и  выслушивали  княжеские  распоряжения, решения  суда; здесь  объявлялось  об  украденном  имуществе  и  бежавших  холопах.
   
Правда, не  каждый  «граж», упоминаемый  в  летописи, являлся  центром  ремесла  и  торговли: источники  того  времени  называли «градами»  укрепленные  поселения  вообще. Важно  совсем  другое: на  территории  Древней  Руси  ремесло  оказалось  вполне  самостоятельной  отраслью  производства  и  развивалось  оно  на  Руси  не  только  в городах, но  и  в  пригородах – ремесленных посадах  и  слободах, жителям которых русские князья обычно давали некоторые льготы – свободы. А  один  из  византийских  писателей  Х века  даже  утверждал, что  по  развитию  ремесла  в  его  время  первые  места  среди  известных  ему  стран  следует  отдать  Греции  и  Киевской  Руси.
   
В  русских городах очень высокого уровня достигло мастерство многих  ремесленников – кузнецов, оружейников, кольчужников, стекловаров, золотых и серебряных дел мастеров, гончаров, каменщиков и многих других специалистов. Современным историкам известно более 60 ремесленных специальностей . Однако, поскольку  Русь  того  времени – страна  преимущественно  лесная, то  первенство  следует  отдать  мастерам  по  обработке  дерева. Дома, крепостные  стены, мостовые – все  делалось  на  Руси  из  дерева. И  Великий  Новгород  тех  времен – бесспорно  памятник  древнерусского  деревянного  зодчества. И  русский  фольклор  отразил  в  себе  эту  особенность – жители  Киева  вполне  заслуженно  дразнили  новгородцев  «плотниками». Совершенно  особое  место  среди  русских  мастеров  по  дереву  занимали  городники (строители  городских  стен  и  башен)  и  мостники (укладчики  деревянных  мостовых). В  древнейшем  русском, славянском  правовом  документе – «Русской  Правде» – мы  наблюдаем  целый  раздел  древнерусского  права – «Устав  о  мостниках». И  в  XXI веке  русские  мастера  до  сих  пор  обладают  некоторыми  секретами  деревянного  зодчества. Недаром  жители  соседней  Норвегии, давно  утратившие  эти  секреты,  приезжают  сегодня  в  Россию, чтобы  учиться  строить  дома  из  дерева.
Немалого  расцвета  достигло  и  искусство  гончарное. В  городах  Руси  гончары  нередко  жили  на  отдельных  улицах, а  в  Господине  Великом  Новгороде  Гончарным  назван  один  из  «концов», т.е. кварталов  города. А  в  стольном  Киеве  целый  квартал  носил  название  Кожемяки, что  прямо  указывает  на  основное  занятие  его  жителей.

Следует  также  отметить, что  и  в  каждой  сельской  общине  на  Руси  жили  свои  ремесленники: кузнецы, гончары, серебряных  дел  мастера. Но  они  работали  главным  образом  на  заказ, причем  район  сбыта  их  продукции  был  крайне  узок (до 10 км. в  радиусе).
На  Руси  в  рассматриваемый  период  стали  возникать  и  принципиально  новые  формы  ремесленного  производства – артели  и  подряды. Причем  следует  отметить, что  ремесленное  производство  в  таких  формах  оказалось  характерно  для  отечественной  экономики  и  сохранялось  достаточно  долго, даже  после  перехода  к  капиталистическим  отношениям  в  народном  хозяйстве  страны. Для  некоторых  работ  требовалось  объединение  большого  количества  людей. Так, большими  коллективами  работали  городники, мостники, порочные  мастера (специалисты  по  изготовлению  стенобитных  орудий). Эти  работы  выполнялись «артелями», во  главе  которых, естественно, оказались  предприимчивые  люди, старейшины. И  таким  образом  старейшина  перед  миром, городом  или  князем  выступал  в  качестве  подрядчика, а  для  этого  он  должен  был  обладать  достаточно  значительным  капиталом.

Одной  из  самых  трудоемких  и  одновременно  прибыльных  отраслей  ремесленного  производства  отечественные  историки, основываясь  на  многочисленных  источниках, по  праву  называют  солеварение. Из-под  земли  по  скважинам  выкачивали  соляной  раствор, который  затем  выпаривали  на  огне  в  специальных  «пренах». Такое  производство  требует  значительных  затрат. Поэтому  в  исторических  источниках  можно, к  примеру, найти  информацию  о  предприимчивых  людях, которые  уже  тогда  пытались  вкладывать  капитал  в  реальное  производство. Так, новгородец  Климята  получал соляные  куны – доход  с  соляных  варниц, в  которые  он  вложил  часть  своих  денег.               
О развитии  ремесла  на  Руси  свидетельствуют  не  только  маститые  византийские  авторы, но  и  сама  Русская  Правда, выделявшая  ремесленников  в  отдельную  группу  городского  населения, и  материалы  археологических  исследований.

Именно  археологические  раскопки  на  местах  древних  русских  городищ  позволили  историкам  сделать  следующий  вывод: «в X – XII вв. ремесло  начинает  переходить  на  стадию  товарного  производства: ремесленник  уже  работает  по  заказу  потребителей, а  продает  изделия  торговому  человеку, который  везет  их  в  отдаленные  районы» . И  действительно, к  примеру  изделия  новгородских  ремесленников  везли  в  южные  районы, где  обменивали  на  что-то  нужное, и  прежде  всего  на  хлеб, поскольку  своего  хлеба  на  русском  севере  постоянно  не  хватало. Из  раскопок  в  Новгороде  ученые  также  выяснили  достаточно  много  и  других  интересных  фактов. Новгородские  мастера  резали  гребни  из  самшита, который  там  не  рос, его  возили  из  Грузии. А  янтарь  для  украшений  доставляли  в  Новгород  из  Прибалтики. Конечно  же,  сами  ремесленники  за  этими  материалами  не  ездили, за  ними  ездили  купцы, «гости». А  это  уже  действительно  свидетельствует  о  развитом  обмене  товарами  не  только  между  областями  Древней  Руси, но  и  между  Русью  и  соседними  странами.