Торговля Древнерусского государства

Димитрий Крылов
Скажу сразу и прямо. Я не хочу тут в свете последних веяний, разбираться кто кому и какой родственник. Современные государства они сегодня. А Древнерусское было давно. И я рассматриваю именно тот далекий период.

Внутренняя  торговля  Древней  Руси

Достаточно  высокий  уровень  развития  земледелия, скотоводства  и  ремесла  на  Руси, оживленное  строительство  городов  привело  к  становлению  торговых  отношений. Однако  следует  сразу  же  отметить – народное  хозяйство  Древнерусского  государства  оставалось  глубоко  натуральным,  и  торговля  не  смогла  сразу  занять  заметное  место  в  отраслевой  структуре  хозяйства  страны. Ведь  даже  городские  ремесленники, работая  на  заказ, участвовали  лишь  в  натуральном  обмене  продуктами  труда, получая  от  заказчика  также  какую  либо  необходимую  им  продукцию.
Тем  не  менее  Русь  в  рассматриваемый  период  истории  уже  имела  определенные  сложившиеся  внутренние  торговые  связи  между  весьма  отдаленными  друг  от  друга  древнерусскими  городами, где  формировались  местные  рынки.
Традиционно  торговля  называлась «гостьба», сами  торговцы  или  купцы – гости, а  места  торговли – погосты. Позже, после  принятия  христианства, при  погостах  стали  строить  храмы, около  которых  обычно  устраивались  и  кладбища. Кстати, в  каменных  подвалах  церквей  купцы  в  целях  безопасности  достаточно  часто  хранили  свои  товары, а  также  различные  торговые  договоры  и  документы, за  что  церковь  получала  с  них  определенную  часть  прибыли, торгового  прибытка. Вообще,  по  мнению  исследователей,  церковь  внесла  в  торговый  бизнес  Руси  некоторую  стабилизацию. Она  брала  на  себя  главный  контроль  за  честностью  торговцев: проверяла  меры, весы, преследовала  ростовщичество. В  меновой  торговле  активно  участвовали  князья  и  бояре, которые  продавали  избытки  своих  доходов, поступающие  натурой. Даже  великий  киевский  князь, установивший  для  подвластных  ему  племенных  союзов  дань – «полюдье»  или  «повоз»  взимал  их  в  натуральной  форме – мехами, воском, медом  и  прочими  продуктами, характерными  для  данной  территории. Поскольку  народное  хозяйство  страны  было  натуральным  и  развивалось  слабо, то  неудивительно, что  весь  внутренний  торг  делали  крестьяне  и  ремесленники. Формирующееся  русское  купечество («торговые  гости») занималось  преимущественно  торговлей  международной, но  с  течением  времени  купцы  все  чаще  участвовали  и  во  внутренней  торговле.

Главным  торговым  центром  по  праву  считался  стольный  град  Киев. Западные  летописцы X – XI  вв., описывая  красоту  и  богатства  столицы  Древнерусского  государства, особо  отмечали  ее  бойкую  торговлю. Действительно, «соперник  скипетра  Царьградского», замыкая  собой  цепь  русских  городов  по  великому  водному  пути («из  варяг  в  греки»), был  центром  экономической  жизни  страны  и  в  короткое  время  достиг  удивительного  процветания. В  Киеве, где  находилось  8   торговых  рынков,  можно  было  встретить  торговых  гостей  из  самых  разных  областей  и  государств, как  ближних, так  и  дальних. Именно  из  Киева  расходились  по  Руси  главные  торговые  пути. Днепр  как  естественная  торговая  дорога  обеспечивал    восточным  славянам  не  только  выход  на  юг, к  греческим  колониям, но  и  на  север – к  Балтийскому  морю. Помимо  речных  путей  к  Киеву  вели  проторенные  сухопутные  тракты – из  Курска, Чернигова, Галича, с  берегов  Дона. Частыми  гостями  в  столицы  были  купцы  из  далекого  Суздаля.

Из  других  древнерусских  городов, игравших  в  этот  период  истории  серьезную  роль  в  отечественной  внутренней  торговле,  следует  назвать  Смоленск, Великий  Новгород  и  Псков. Причем  анализ  источников  показывает, что  города  Древней  Руси  имели  прочные  торговые  связи  не  только  с  соседними, ближними, городами, но  и  с  городами  отдаленными, активно  участвовали  в  международном  товарообмене.  Анализ  такого  ценного  источника  отечественного  права  как  «Русская  правда»  показывает – в  рассматриваемый  период  Древнерусское  государство  организуя  торговлю  не  забывало  попутно  формировать  и  соответствующее  законодательство, коммерческое  право. Так  в  тексте  «Русской  Правды»  мы  найдем  систему  штрафов  за  убийство  купца, статьи  посвященные  налогообложению  русских  земель, финансам  и  кредиту, санкциям  за  кражу  товаров. «Убьет  муж  мужа, то  мстит  брат  за  брата, или  сын  за  отца, или  двоюродный  брат, или  племянник; если  не  будет  никто  мстить, то  80 гривен  за  убитого, если  будет  княжеский  муж  или  княжеский  управитель; если  будет  русин, или  гридь, или  купец, или  боярский  управитель, или  мечник, или  изгой, или  словенин, то  40  гривен  за  убитого» . А  за  убитого  «смерда»  «Правда»  требует  выплаты  только  5  гривен. Если  перевести  эти  цифры  на  современный  язык, то  за  убийство  крестьянина  полагалось  выплатить  около  1 кг. серебра, а  за  убийство  купца – около  8  кг. А,  учитывая  цены  того  времени,  мы  можем  понять  насколько  государство, княжеская  власть, ценило  жизнь  торгового  человека. На  40 гривен  в  те  времена  можно  было  купить  небольшой  табун  в  20 лошадей.  Лошади  в  то  время  на  Руси  являлись  не  только  основным  средством  транспорта, но  и  основной  силой  любого  крестьянского  хозяйства  и  ценились  очень  дорого. Отсюда  вывод – 40  гривен  это  значительная  сумма. Однако  Татьяна  Михайловна  Тимошина  в  своем  серьезном  исследовании  экономического  развития  русского  государства  указывает  несколько  иную  цифру. «В  XI – XII веках  за  убийство  купца  полагалось  выплатить  штраф  в  12 гривен  серебра, то  есть  в  два  раза  больше, чем  за  простого  смерда»  Но  такие  разночтения  говорят  только  о  том, что  правовое  законодательство  Руси  постоянно  изменялось, а  купцы  были  выделены  позднее  в  отдельную  категорию  граждан. Тогда  как  в  приведенной  цитате  из  «Русской  Правды»  убийство  купца  оценено  наравне  с  убийствами  ряда  других  категорий  людей – боярских  управителей, мечников, изгоев  и  прочих.               

Денежная  система  Древней  Руси

В  раннефеодальном  русском  государстве  первым  всеобщим  эквивалентом  в  торговом  обороте  был  скот, заменяющий  деньги. В  Древней  Руси  княжеская  казна  называлась «скотница», а  казначей – «скотник». Одновременно  в  обороте  использовалось  и  другое  понятие  денег – куны, ценные  меха, которые  в  XI веке  полностью  заменили  скот. А  в  результате  развития  торговли  в  XII  веке  на  Руси  появилось  и  новое  слово – «деньги». Реальный  процесс  общественного  развития  показал, что  к  выполнению  денежных  функций  по  своим  качествам  наиболее  приспособленными  являются  благородные  металлы – золото  и  серебро. В  исследуемый  исторический  период  Древнерусское  государство  не  располагало  собственными  источниками  этих  драгоценных  металлов. Поэтому  в  торговом  обороте  Руси  активно  использовались  иностранные  монеты – как  восточные, так  и  европейские. В  IX – X вв. по  нашим  просторам  ходили  монеты  арабского  халифата – дирхемы, европейские  серебряные  денарии, византийские  серебряные милиарисии.
Таким  образом, все  потребности  внутреннего  денежного  обращения  русского  раннефеодального  государства  удовлетворялись  за  счет  зарубежной  монеты. Но  по  мнению  исследователей  на  внутреннем  рынке  для  расчетов  за  товары  и  услуги  наши  предки  предпочитали  использовать  серебряные  и  золотые  слитки, которые  при  необходимости  можно  было  поделить  на  отдельные  части. Так  с  XI века  известна  такая  денежная  единица  Древнерусского  государства  как  «гривна» – слиток  серебра  весом  в  один  фунт, или  примерно 400 г. . Одна  гривна  равнялась  50  кунам  или  150-ти  веверицам .  С  XI же  века  на  слитках  ставилось  княжеское  клеймо  с  указанием  веса, они  приобрели  стандартную  форму. Гривну  рубили  пополам  и  каждая  половинка  гривны  называлась  «рубль», или  «рублевая  гривенка». Далее  рубль  делили  на  две  части – полтины, и  их  в  свою  очередь  еще  пополам – на  четвертаки. В  названиях  мелких  металлических  денег  еще  долго  слышались  отголоски  «меховых  денег»: резана, бела, ушки, мордки и т.д. При  этом  следует  отметить, что  как  старейшая  счетно-весовая  единица  Древней  Руси  гривна  в  качестве  весовой  единицы  обозначала  количество  серебра, в  качестве  счетной  единицы – число  монет, соответствующих  по  весу  этому  серебру. Профессор  Александр  Васильевич  Манько  в  своем  исследовании  приводит  довольно  интересный  исторический  факт. «Так, в  Киеве  слитки – гривны  шестиугольной  формы  имели  вес  160 г. серебра; в  Новгороде  прямоугольные  слитки – гривны  весили  около  200 г. Именно  от  этих  новгородских  слитков, от  которых  отрубали  куски, и  берет  с XIII в. Свое  начало  наш  рубль – основная  единица  русской  денежной  системы» . Некоторая  разноголосица  в  рядах  специалистов  объясняется,  на  мой  взгляд,  разным  объемом  переработанного  исторического  материала.
В  конце  X века, когда  приток  иностранных  монет  на  Русь  значительно  сократился, великий  киевский  князь  Владимир  Святославович (980 – 1015) предпринял  попытку  создать  собственную  монету  из  металла, накопленного  в  стране  за  предыдущие  годы. Были  отчеканены  золотые  монеты («златники») с  надписью «Владимир, а  се  его  злато»  и  серебряные («сребреники») с  надписью «Владимир, а  се  его  сребро». Из-за  отсутствия  мастеров  и  должного  опыта  чеканка  была  довольно  некачественной, но  сам  факт  выпуска  отечественной  монеты  имел  тогда  большое  политическое  значение, усиливал  международный  авторитет  Древнерусского  государства. Но  поскольку  своего  сырья  для  чеканки  металлических  денег  у  киевских  князей  не  было, то  уже  в  начале XI века  они  были  вынуждены  прекратить  чеканку  собственной  монеты. Именно  использование  привозного  сырья  во  многом  предопределило  начало  кризиса  денежного  хозяйства  Древней  Руси, а  многочисленные  внутренние  и  внешние  факторы, их  влияние, привели  к  тому, в  XII веке  в  условиях  феодальной  раздробленности  кризис  усугубился, но  затянулся  до  середины XIII века – только  приход  в  русские  пределы  морголо-татарских  завоевателей  окончательно  развалил  систему  денежного  хозяйства  Руси. Но  это  уже  тема  для  отдельного  исследования.
Отдельно  следует  сказать  о  системе  налогообложения, которую  применяли  великие  киевские  князья  и  которая  органически  вписывалась  как  в  общую  систему  товарооборота  Древнерусского  государства, так  и  в  существующую  в  то  время  денежную  систему  Руси. Вообще  налоги  на  Руси, в  том  числе  и  торговые, составляли  весьма  изрядную  статью  доходов  великого  киевского  князя. В  рассматриваемый  нами  период  русской  истории  косвенными  налогами  были  таможенные  и  питейные (кабацкие)  сборы. Термин  «пошлина», так  часто  применяемый  к  различным  сборам  в  пользу  государства  происходит  от  слова «пошлый», т.е.  давний  древний, что  исстари  ведется. Русское  слово  пошлина  равнозначно  по  значению  латинскому  термину «consuetudo» - обычай («по  старине, по  пошлине»), от  которого  в  свою  очередь  происходит  английское «costom» (таможня), также  обозначающее  таможенные  сборы.

В  условиях  раннефеодального  государства  на  Руси  существовали  пошлины  с  перевозки  и  продажи  товаров: проезжие  и  торговые. Из  проезжих  пошлин  рассматриваемого  исторического  периода  главной  был  «мыт», взимаемый  за  провоз  товаров  по  дорогам  и  рекам, за  ввоз  их  в  город, складирование  в  амбарах  и  гостиных  дворах. Для  сбора  мыта  на  торгах, ярмарках, базарах, по  проезжим  дорогам, чаще  всего  в  местах  переправ  через  водные  преграды  и  на  мостах  строили  специальные  внутренние  заставы – мытницы. С  товаров, провозимых  по  дороге,  брали  сухое  мыто, на  судах – водяное  мыто. Сборщики  этой  подати  на  Руси  назывались  «мытниками».

Наряду  с  мытом  существовала  целая  система  различных  пошлин: головщина, задние  колачи, мостовщина, перевозы, костка  и  прочие. Так  костка  взималась  за  право  ехать  по  большой  дороге, а  задние  колачи  платили  на  обратном  пути  с  каждого  человека. Мостовщина  и  перевозы – это  вообще  особый  вид  проезжих  пошлин: от  их  уплаты  князья  освобождали  специальными  жалованными  грамотами.
Следует  сразу  заметить, что  пошлины  платили  далеко  не  все. Служилые  люди, дети  боярские, государственные  гонцы  и  иноземцы  при  передвижении  по  стране  пошлин  не  платили. Однако  провозить    торгового  человека  с  товарами  им  строго  запрещалось, а  за  нарушение  русские  законы  того  времени  предусматривали  телесные  наказания. Сбор  пошлин  являлся,  по  сути,  монополией  государства, однако  князья  иногда  выдавали  жалованные  грамоты  на  сбор  отдельных  видов  пошлин  частным  лицам  и  духовенству. Кстати, сегодня  в  нашей  стране  президент  активно  борется  с  коррупцией  во  всех  эшелонах  власти. Однако  уже  в  период  возникновения  и  существования  Древнерусского  государства  при  сборе  пошлин  было  много  нарушений  и  с  торговых  людей  зачастую  брали  гораздо  больше  положенного.

В  отличие  от  проезжих  пошлин  пошлины  торговые  взимались  в  городах  или  торжках  с  товара, привезенного  на  продажу, и  с  денег  на  покупку  товара (с цены  товара). На  Руси  существовали  самые  различные  формы  торговых  пошлин: замыт, явка, гостиная  дань, амбарное  и  полавочное, дворовая  пошлина, весчее, свальное, контарное  и  проч. Особо  следует  отметить  замыт. Если  мыт  взимался  за  право  проехать  с  товаром, то  замыт – за  проезд  с  правом  торговать. Все  торговые  люди  приехав  в  город  должны  были  явиться  в  таможню, без  этого  они  не  могли  начать  торговлю. Здесь  их  заносили  в  специальную  книгу  и  взимали  личную  пошлину – явку. Кроме  этого  в  ведении  таможенников  в  то  время  находились  и  все  меры (бочка, четверть, осьмина, полуосьмина)  и  таможня  брала  с  торговых  людей  еще  и  померные  пошлины.
Сборы  с  продаж  не  платились  только  с  самых  необходимых  продуктов  потребления. При  этом  местные  жители  либо  совсем  освобождались  от  уплаты  таких  сборов  или  имели  значительные  льготы. И  наоборот, торговцы,  прибывшие  из  отдаленной  местности  и  иностранные  купцы  платили  такие  сборы  в  наибольшем  размере. Так  уже  в  то  время  князь  пытался  оберегать  местного  производителя  и  местный  рынок.

Следует  также  отметить, что  «Русская  Правда»  как  исторический  источник  подтверждает – денежная  система  Древнерусского  государства  была  настолько  развитой, что  наши  предки  не  остановились  на  чеканке  собственной  монеты, на  Руси  уже  в  XI в. широкое  распространение  получили  кредитные  отношения. В  тексте «Правды»  мы  найдем  такие  понятия  как «одолжение  по  дружбе», «отдача  денег  в  рост», «процент», «барыш» (прибыль), «кредит». Также  этот  памятник  русского  права  регламентировал  порядок  взыскания  долгов, определял  степень  несостоятельности  должника: злостная  или  в  результате  несчастного  случая. Христианство  как  религиозное  течение  всегда  осуждало  тех, кто  берет  большие  проценты  за  пользование  кредитом. Поэтому  когда  в  начале  XII века  ростовщики  стали  до  50 % годовых, то  население  Киева  выступило  против  таких  хищнических, грабительских  условий. И  князь  Владимир  Мономах  был  вынужден  ввести  в  действие  «Устав  о  резах» (процентах), в  котором  было  прямо  указано  снизить  долговые  проценты  до  20 % . Этот  же  Устав  запретил  обращать  в  полное  рабство  полузависимых  людей, отрабатывающих  свой  долг. Поэтому  с  полной  уверенностью  можно  сказать  о  том, что  именно  Устав  Владимира  Мономаха  законодательно  завершил  создание  феодальной  системы  Древнерусского  государства.
          
Внешняя  торговля  Древней  Руси

Внешняя  торговля  для  существования  и  развития  раннефеодального  Древнерусского  государства  по  свидетельству  многих  отечественных  историков  имела  решающее  значение.   
Конотопов  и  Сметанин  в  своем  вузовском  учебнике  так  объясняют  значение  международной  транзитной  торговли  для  Древней  Руси  следующими  обстоятельствами:
«1) Восточные  славяне, исконные  земледельцы, двигались  из  южных  степей  на  север, в  леса  и  болота, туда, где  условия  для  земледелия  были  гораздо  хуже. Почему? Потому  что  туда, к  Балтийскому  морю,  уходили  транзитные  речные  пути. И  славяне  строят  Новгород, перевалочную  базу  на  подступах  к  Балтике…
2) Чтобы  участвовать  в  этой  торговле  надо  иметь  свой  товар.…Но  в  то  время  хлеб  не  являлся  товаром  международного  обмена. А  вот  продукты  лесных  промыслов – меха, мед, воск, – высоко  ценились  и  на  Западе. Как  известно  и  дань  киевские  князья  собирали  не  хлебом, мехами, медом, воском – товарами  на  экспорт» .

Крупнейший  историк  дореволюционной  России  Василий  Осипович  Ключевский  даже  само  зарождение  русской  государственности  выводил  из  внешней  торговли. По  его  мнению,  государство  может  быть  создано  при  наличии  двух  факторов: вооруженной  силы  и  общего  интереса. «Общий  интерес  состоял  в  том, все  торговые  города  Руси  с  появлением  наводнивших  степь  печенегов  почувствовали  потребность  в  вооруженной  силе, способной  оградить  пределы  и  ее  степные  торговые  дороги  от  внешних  нападений. Главным  исходным  пунктом, из  которого  выходили  русские  торговые  караваны  к  черноморским  и  каспийским  рынкам  по  степным  рекам, был  Киев. Коль  скоро  здесь  появилась  вооруженная  сила, доказавшая  свою  способность  удовлетворять  указанным  потребностям  страны, этой  силе  добровольно  подчинились  все  торговые  города  Руси  с  их  областями. Этой  силой  был  варяжский  князь  с  дружиной. Став  носителем  и  охранителем  общего  интереса … этот  князь … из  вооруженной  силы  превращается  в  политическую  власть» .

Торговля  Древней  Руси  с  Византией

Если  обратиться  к  истории  международной  торговли, то  можно  заметить – наиболее  интенсивно  торговые  связи  развиваются  в  пунктах  соприкосновения  межплеменных  союзов, княжеств  и  государств. И  Киев  доудельного  периода  русской  истории  являлся  одним  из  таких  пунктов. Именно  через  Киев  шла  активная  торговля  Востока  и  Запада.

Русские  купцы  везли  меха (белок  и  черно-бурых  лисиц)  и  мечи  из  крайних  пределов  славянства (Полоцка  и  Новгорода) до  Черного  моря, до  столицы  Хазарии  Итиля  и  даже  до  арабского  Багдада. Отечественные  купцы  со  своими  товарами  проникали  в  Балтию, западноевропейские  страны, их  корабли  посещали  порты  Египта, Италии, Византии, государств  Африки. Один  из  первых  российских  историков  Николай  Карамзин  в  своем  известном  труде «История  государства  Российского»  отмечал, что  в X в. русские  коммерсанты  не  только  подолгу  жили  в  Константинополе, но  и  возили  свои  товары  в  Болгарию, Грецию  и  даже  добирались  до  Сирии .

Для  Древнерусского  государства  в  рассматриваемый  нами  период  истории  наиболее  важными  являлись  торговые  отношения  с  Византией, которые  закреплялись  дипломатическими  актами. Содержание  первых  русско-византийских  договоров  свидетельствует, что  господствующий  класс, русское  раннефеодальное  государство  придавали  особое  значение, с  одной  стороны, зарубежному  сбыту  излишков  собираемой  дани, ремесленных  изделий  натурального  хозяйства; с  другой  стороны, были  заинтересованы  в  получении  золота, серебра, а  также  продуктов, которые  не  производились  на  Руси.

Поэтому  неудивительно, что  первые  великие  киевские  князья  уже  со  второй  половины   IX века  начали  вести  активную  политику  за  достижение  преимуществ  в  торговле  с  Царьградом (Константинополем). С  X века  экономические  связи  Древней  Руси  с  Византийской  империей  становятся  все  более  постоянными  и  оформляются  договорами. Причем  нередко  мы  видим  такую  картину: дружина  князя  подступает  под  стены  столицы  империи, а  князь  вынуждает  императора  подписать  более  выгодный  для  Руси  торговый  договор. И  из  летописей  видно: армии  киевских  князей  часто  ходили  на  Византию (Аскольд  и  Дир в  866 г., Олег  в  907 г., Игорь  в  941,  944 гг.,  Святослав  в  970-971 гг., Владимир  в  989 г., Ярослав в 1043 г.). А  договора 907 г., 911 г.  и  944 г. значительно  усилили  торговые  связи  древнего  Киева  не  только  с  Византией, но  и  вообще  с  южнославянскими  странами (например  с  Болгарией). Ведь  путешествие  по  Черному  морю  в  то  время  было  достаточно  длительным. И  русские  купцы  делали  кратковременные  остановки  для  отдыха, ремонта  судов  и  пополнения  запасов  воды  и  продовольствия  в  портах  Болгарии. При  этих  контактах  наши  предки  не  упускали  возможности  обменяться  с  болгарскими  купцами  товарами, заключить  выгодную  сделку. Причем  кроме  торговли  в  болгарских  портах  на  побережье  Черного  моря  русские  купцы  торговали  с  болгарскими  коммерсантами  и  на  территории  Византии – как  в  самом  Царьграде, так  и  в  Фессалонике, на  ежегодной  ярмарке, проходящей  в  этом  втором  по  значению  городе  империи  в  день  Св. Дмитрия. А  в  XI веке  отечественные  купцы  наладили  тесные  торговые  контакты  с  южнославянскими  купцами  в  Афоне.

Великий  киевский  князь  всю  внешнюю  торговлю  старался  держать  в  своих  руках. Так  в  русско-византийских  договорах  907 и 944 годов  было  специально  указано, что  русские  купцы  имели  право  торговать  в  Константинополе  только  в  том  случае, если  они  имели  специальную  грамоту  от  киевского  князя.
Вообще  торговля  с  Византией  требовала  от  правителей  и  купцов  Древнерусского  государства  требовала  значительных  затрат  и  большого  напряжения  духовных  сил. Ежегодно, в  начале  зимы, киевский  князь  с  дружиной  выезжал  из  Киева  для  сбора  «полюдья»  с  покоренных  племенных  союзов.

В  апреле  князь  возвращался  в  столицу  и  начинал  готовить  торговый  караван. Днепр  вскрывался  и  из  Витичева  вниз  по  великой  реке  выходил  княжеский  караван  из  ладей, груженных  излишками  дани. К  княжескому  каравану  присоединялись  и  купцы  из  других  русских  торговых  городов. Флот  двигался  до  знаменитых  днепровских  порогов. Через  некоторые из  них  лодки  проходили  спокойно, в  других  местах  лодки  волокли  по  берегу, а  груз  переносили  невольники. Выйдя  в  Черное  море,  купцы  и  дружинники  ставили  мачты  и  под  парусами  шли  к  устью  Дуная, а  затем  к  Царьграду.
По  свидетельству  В.О. Ключевского  «ежегодно  летом  русские  торговцы  являлись  в  Царьград  на  торговый  сезон, продолжавшийся  6 месяцев; по  договору  Игоря  никто  из  них  не   имел  права  оставаться  там  на  зиму. Русские  купцы  останавливались  в  предместье  Константинополя  у св. Мамы, где  находился  некогда  монастырь св. Маманта. Со  времени  того  же  договора  императорские  чиновники  отбирали  у  прибывших  купцов  княжескую  грамоту  с  обозначением  числа  посланных  из  Киева  кораблей  и  переписывали  имена  прибывших  княжеских  послов  и  простых  купцов,…Русские  послы  и  гости  во  все  время  своего  пребывания  в  Константинополе  пользовались  от  местного  правительства  даровым  кормом  и  даровой  баней – знак, что  на  эти  торговые  поездки  Руси  в  Константинополе  смотрели  не  как  на  частные  промышленные  предприятия, а  как  на  торговые  посольства  союзного  киевского  двора» . Несколькими  строками  ниже  тот  же  Ключевский  ссылается  на  свидетельство  византийского  историка  Льва  Диакона  о  том, что  в  договоре  Цимисхия  с  князем  Святославом  перечисленные  русским  историком  преимущества  русских  коммерсантов  были  прямо  оговорены.  Однако  следует  сразу  отметить – в  торговле  были  и  некоторые  ограничения. Так  хотя  наши  предки  не  платили  торговых  пошлин  в  казну  императора  Византии, но  они  не  могли  также  и  покупать  шелковые  ткани  высших  сортов. А  доступ  в  стольный  город  русским  купцам  был  также  несколько  ограничен – не  более  50 человек  разом, без  оружия  и  в  сопровождении  императорского  чиновника.

Когда  русские  купцы  отправлялись  из  Константинополя  домой, то  получали  в  дальнюю  дорогу  еду, якоря  и  прочее  необходимое  снаряжение. Из  византийских  пределов  они  везли  вино, оливковое  масло, ткани  и  дорогую  одежду, ремесленные  металлические  изделия, металлическую  монету, пряности, овощи  и  драгоценные  камни. Из  этого  перечня  видно, что  большинство  иностранных  товаров  предназначались  для  удовлетворения  нужд  феодалов  и  богатых  горожан.
После  принятия  нашими  предками  в  988 году  христианства  в  Киеве  все  чаще  стали  появляться  греческие  купцы. Путь  в  Киев  был  неспокоен  и  для  встречи  греческих  купцов  и  защиты  их  караванов  от  кочевников  киевский  князь  вместе  с  дружиной  нередко  выходил  навстречу  каравану. Однако  с  середины XI века  в  южные  степи  пришли  воинственные  половцы. И  постепенно, к  середине  XII века, все  торговые  южные  пути  к  черноморскому  побережью  оказались  в  полной  власти  степных  кочевников. В  результате  этого  торговля  с  Византией  сначала  пришла  в  некоторый  упадок, а  позднее  совсем  прекратилась. С  ослаблением  же  Киева  политический  и  торговый  центр  русской  жизни  перемещается  на  северо-восток, во  Владимиро-Суздальское  княжество.

Торговля  Руси  с  Западом

Древнерусское  государство  вело  кроме  торговли  с  Византией  и  активную  торговлю  со  странами  Запада – Польшей, Венгрией, странами  скандинавского  региона, немецкими  городами. И  главным  центром  морской  торговли  Руси  с  Европой  становится  Господин  Великий  Новгород – северное  русское  княжество – республика. Новгород  находился  в  самом  начале  пути  «из  варяг  в  греки», имел  выход  к  побережью  Балтики.

Коммерческое  значение  Великого  Новгорода  обнаружилось  еще  в  период  образования  раннефеодального  русского  государства. Крестовые  походы  дали  толчок  в  развитии  промышленности  и  торговли  в  Западной  Европе. И  Новгород  активно  включился  в  этот  процесс. Его  торговля  приобрела  более  развитый  характер, купечество  выделилось  в  особый  слой  городского  населения  и  заняли  в  обществе  важное  социальное  положение. Новгородское  купечество  объединялось  в  общины  со  своим  самоуправлением  и  капиталами.
В  рассматриваемый  нами  период  истории  и  несколько  позднее, в XII – XIII веках, торговые  связи  Великого  Новгорода  с  Европой  налаживались  при  посредничестве  Ганзейского  союза  немецких  городов  во  главе  с  Любеком. В  результате  коммерсанты  Ганзы  смогли  занять  в  Новгороде  несколько  привилегированное  положение: их  подворье  в  городе – двор  святого  Петра – являлся  самоуправляемой  общиной, живущей  по  своим  законам, подпадая  под  юрисдикцию  властей  Новгорода  только  в  случае  прямого  столкновения  с  жителями  города. Немецкие  купцы  практически  не  платили  в  русскую  казну  пошлин. Лишь  при  проезде  через  новгородские  владения  они  платили  проезжую  пошлину, а  из  торговых – только  за  вес  продаваемых  и  покупаемых  товаров.
Купцы  из  Европы  приезжали  в  Великий  Новгород  каждый  год, весной  и  осенью. На  Русь  они  везли  вино, фландрские  полотна  и  сукна, металлические  и  стеклянные  изделия, соль  и  сельдь. Из  русских  пределов  в  Европу  немецкие «гости»  вывозили  строевой  лес, лен, пеньку, смолу, меха, кожи, воск, мед, изделия  русских  ремесленников. При  этом  следует  отметить, что  при  заключении  коммерческих  сделок  с  новгородскими  купцами  коммерсанты  Ганзейского  союза  имели  серьезное  преимущество. Они  имели  право  проверять  качество  русских  товаров, тогда  как  наши  предки  должны  были  покупать  у  иноземцев  товары  по  образцам, без  осмотра.

Исторические  документы, доступные  нам  сегодня,  свидетельствуют  о  том, что  такое  положение  дел  отечественных  коммерсантов  никак  не  устраивало,  и  они  активно  боролись  за  изменение  правил  торговли. Новгородское  правительство  стремилось  хоть  как-то  ограничить  деятельность  ганзейских  купцов  и  защитить  интересы  отечественного  купечества. Так  немецкие  купцы  не  имели  права  вести  в  Новгороде  розничный  торг, также  им  категорически  запрещалось  торговать  с  купцами  из  других  русских  и  нерусских  земель.
Необходимо  также  отметить, что  именно  с  торговли  новгородцев  с  ганзейцами  начинается  период  русской «купеческой»  торговли, т.е. в  Древнерусском  государстве  на  базе  внешней  торговли  начинает  формироваться  купеческий  капитал. В  новгородской  торговле  отечественный  торговый  человек  выступал  посредником  между  Русью  и  Западом.

Господин  Великий  Новгород  был  одним  из  тех  древнерусских  торговых «градов», где  возникли  первые  купеческие  корпорации. Летописи  русские  свидетельствуют: в XI – XII веках  употребляются  только  два  термина. «Купец – горожанин», который  занимается  внутренним  торгом  в  отдельно  взятом  городе. И  «гость – купец», ведущий  торговлю  с  другими  городами  и  странами. В XIII веке  в  обиход  входит  третий  термин – «торговец». Однако  следует  сразу  отметить  тот  факт, что  элиту  купечества  Древней  Руси  составляли  именно  «гости», делавшие  барыши  на  внешней  торговле, именно  они  занимали  важнейшие  торговые  и  финансовые  должности.

Несмотря  на  по  сути  кабальные  торговые  отношения  с  Ганзейским  союзом  новгородское  купечество  смогло  получить  выгоду  и  из  такого  положения  дел. Новгородские  коммерсанты  вели  активную  торговлю  со  всеми  русскими  городами. Например  в  стольном  Киеве  они  даже  имели  свою  церковь – храм  Св. Михаила. В  Киев  и  другие  русские  города  новгородцы  везли  меха, а  закупали  преимущественно  зерно  и  товары  из  Византии. Когда  же  Южная  Русь  ослабла,  и  экономическое  значение  Киева  пошатнулось, то  новгородцы  стали  активно  торговать  в  Суздали  и  Владимире  на  Клязьме. Сюда  они  везли  иноземные, европейские  товары, а  основным  предметом  торга  и  вывоза  в  Суздальском  княжестве  для  новгородского  купца  всегда  был    хлеб. Новгородцы  всегда  отличались  практической  сметкой  и  предприимчивостью. Владения  Великого  Новгорода  простирались  на  большой  территории. И  они  активно  торговали  и  вели  промысел  на  всей  территории  княжества. И  с  финскими  племенами  Балтики  у  новгородских  торговых  людей  шел  бойкий  торг  и  к  Белому  морю  новгородцы  ходили, вели  там  рыбный  промысел.
Из  других  торговых  городов  Древнерусского  государства  в  торговле  с  Европой  наиболее  активно  и  значительно  участвовали  Смоленск  и  Псков. Так, Смоленск, находясь  возле  верхнего  течения  Днепра, занимал  достаточно  выгодное  географическое  положение: находясь  на  торговом  пути «из  варяг  в  греки»  он  одновременно  имел  выход  в  Балтику  благодаря  близости  Западной  Двины. Поэтому  жители  Смоленска  издавна  вели  бойкий  и  выгодный  торг  в  Киеве, а  с XIII века – с  немецкими  прибалтийскими  городами  и  жителями  острова  Готланд. Так  смоленский  князь  Мстислав  Владимирович (годы правления 1125 – 1132) заключил  в  1129 году  торговый  договор  с  Ригой. Этот  акт  предусматривал  для  двух  сторон  свободную  торговлю (для  русских  купцов – в  немецких  городах, для  немецких  купцов – в  Смоленске), свободное  плавание  по  Западной  Двине, защиту  иностранных  купцов, оперативное  рассмотрение  долговых  претензий. Немецкие  коммерсанты  везли  в  Смоленск  преимущественно  продукты  обрабатывающей  промышленности, а  закупали  в  основном  сырье. Для  смоленских  купцов  основными  торговыми  рынками  являлись  города  Рига  и  Висби. Так  уже  в  конце XIII века в  Риге  постоянно  проживало  около  80 русских  семейств, они  занимали  целую  улицу  и  имели  в  городе  свой  православный  храм. Немецкие  купцы  в  Смоленске  тоже  имели  свой  торговый  двор  и  католический  храм – церковь Св. Марии.

Древний  Псков  с XII века  был  одним  из  основных  пригородов  Великого  Новгорода  и  постоянным  посредником  в  его  торговых  сношениях  с  немецкими  торговыми  городами. При  этом  Псков  также  выполнял  роль  укрепленного  форпоста  на  северо-западном  рубеже  Древнерусского  государства  и  в  течение  нескольких  столетий  он  оберегал  Русь  от  захватчиков. Вместе  с  развитием  новгородской  торговли  Псков  становился  все  более  независимым  и  в  1348 году  был  признан «младшим  братом»  Великого  Новгорода. Поэтому  неудивительно, что  после  подчинения  себе  Великого  Новгорода  Москва  добилась  в  1510 году  и  подчинения  Пскова. Многие  торговые  семьи  были  переселены  в  столицу  Московского  княжества, а  вместо  свободной  торговли  в  Пскове  были  введены  многочисленные  таможенные  строгости  и  ограничения.


Торговля  Древней  Руси  с  Востоком


Торговля  с  Востоком  в  экономической  жизни  Древнерусского  государства  играла  очень  существенную  роль. Первые  сведения  о  развитии  такой  торговли  мы  встречаем  в  летописях  и  прочих  свидетельствах  относящихся  к IX веку. Ближайшей  соседкой  Руси  в  Ир  время  была  Хазария, чье  выгодное  географическое  положение  привело  к  бурному  расцвету  торговли. Хазарский  каганат  был  очень  важным  связующим  звеном  на  великом  пути  из  Европы  в  Индию. Поэтому  столица  каганата  Сарашен  была  по  сути  огромным  караван – сараем, а  сам  каганат – транзитной  областью  для  товаров  почти  всех  государств  тогдашнего  цивилизованного  мира. Арабский  путешественник  Ибн Хаукаль  пишет: «Русы  приезжают  торговать  в  Хазар  и  Рум. Болгар  Великий  граничит  с  русами  на  севере . Скорее  всего  арабский  путешественник  и  географ  перепутал  камских  и  дунайских  болгар, но  факт  остается  фактом – труд  Ибн  Хаукаля «Книга  путей  и  стран»  описывает  реалии  IX века               
После  падения  Хазарского  каганата  во  второй  половине  X века  камские  болгары  стали  главными  торговыми  посредниками  между  Русью  и  азиатскими  народами. Русские  купцы  стали  частыми  гостями  в  их  столице  Булгар, размещавшейся  возле  слияния  Камы  и  Волги. Именно  там  и  встречались  русские  торговые  люди  с  восточными  купцами. Наши  предки  везли  к  берегам  Волги  и  Камы  свои  товары,  а  обменивали  их  на  серебро  и  золото, драгоценные  камни, монеты, ткани  из  шерсти  и  хлопка.

Следует  также  отметить, что  Древнерусское  государство  с  давних  времен  вело  торговлю  с  Востоком  используя  также  бассейны  Каспийского  Азовского  и  Черного  морей. Вообще  весь  причерноморский  регион  следует  выделить  особо. В  период  античности  и  всего  средневековья  этот  регион  являлся  одним  из  перекрестков  мировых  цивилизаций  и  центром  оживленной  международной  торговли. Сложившаяся  веками  система  обмена  товарами  и  культурными  ценностями  часто  нарушалась  войнами  и  разрушениями, а  также  политической  и  экономической  нестабильностью.
Это  было  связано  с  тем, что  вплоть  до XII века  Византийская  империя  пыталась  превратить  Черное  море  в  свое  внутреннее  море, взяв  под  контроль  проливы  и  опорные  пункты  в  Крыму  и  на  Кавказе. Наши  же  предки  этому  активно  сопротивлялись. Отдельно  от  всех  русских  земель  на  морском  побережье  стояло  Тмутараканское  княжество, а  киевские  князья  часто  организовывали  не  только  торговые, но  и  военные  походы  к  стенам  греческих  городов-государств  в  Причерноморье – Херсонеса, Ольвии  и  прочих.