До боли знакомый образ

Игорь Савченко
     Сегодня мне хочется поговорить о том, что такое образ Божий. Сразу хотелось бы уточнить, почему мне захотелось поговорить об этом. Совсем недавно довелось мне вести беседу с одним ньюэйджером по этому поводу. И вот что он заявил: раз «элоким» - бог на иврите, стоит во множественном числе, значит наш создатель был не одинок, но в компании иных, неких «элохов», участвовал в нашем сотворении.
     Подобное мусорное мнение сегодня активно распространяется в Интернете. Почему я называю такую точку зрения мусорной? Потому, что она основана на различного рода сомнительных постах и троллинговых текстах людей, не знакомых с основами библейского вероучения и Священных текстов, но пытающихся иметь своё мнение по этому поводу.
     Зачастую, бывает так, что люди, активно исповедующие открытое неверие в агрессивной форме, начинают делать то, что они обычно и делают - критиковать библейские тексты. Одним из таких излюбленных ими текстов является Книга Бытия, а конкретнее первая глава, двадцать седьмой стих (Быт.1:27). Полагаю, что правильнее будет привести это место в контексте.
     Итак: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
     И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26,27).
     Итак, мой собеседник, о котором я упомянул в начале, взялся спорить со мной по поводу того, что Бог, оказывается, имеет такой же вид, как и мы. И вообще, элохи - раса высокоразумных рептилоидов. А Ягве - их предводитель. И вывели они нас для эксперимента. Ну, в общем, типичный ньюэйджерский бред (извините), больше похожий на некое подобие научной фантастики.
     В общем, не желаю никого обидеть, поэтому если для кого-то из тех, кто это прочитает, это не бред - простите. Ну, а я начну рассуждать по теме.
     Начнём с того, что в библейском иврите вообще нет слова «бог». Слово «эль» вернее переводится, как «сила», а «им» - обозначение множественного числа, т.е. «от двух до больше», т.е. «один, обладающий такой силой, как многие», так что библейский элоким – это не «боги», а «всесильный».  Эту особенность заметил ещё Мартин Лютер, когда переводил Библию на немецкий язик, столкнувшись с трудностями перевода.
      Кстати, иудейский перевод Торы издательства «Шамир» от 2005 г. на русский язык так и переводит это слово – Всесильный, как эквивалент общеупотребительного Всевышний. Там первые строки Бытия так и звучат: «Вначале сотворения Всесильным неба и земли».
     А вот как звучит этот же перевод вышеприведённого отрывка из Быт.1:26,27: «И сказал Всесильный: «Создадим человека по образу нашему, по подобию нашему, и да владычествуют они над рыбою морскою и над птицами небесными и над скотом и над всею землёю и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». И сотворил Всесильный человека по образу своему, по образу Всесильного сотворил его, мужчину и женщину сотворил их».       
     Еврейское выражение «бе-тселам», или «по образу», имеет ещё значение «тень» и зачастую приводится в переносном значении. В Ветхом Завете оно применяется пятнадцать раз, в основном для обозначения идолов, а в Пс.72:20 оно используется для обозначения мечтаний человека, которые уводят его от Бога.
    Таким образом, не считая вышеприведённого места Книги Бытия, в основном это слово обозначает кумиров, которым служили идолопоклонники и имеет преимущественно негативный смысл. Они часто наделяли своих богов человекоподобными чертами, особенно это заметно в эллинской религиозной мифологии. Богам-олимпийцам действительно ничего человеческого небыло чуждо, они ссорились друг с другом, плели интриги, ревновали и завидовали, вступали в безпорядочные сексуальные связи и вообще, вели себя, как люди, будучи их подобием (бе-тселам).
     Однако Всесильный описан в Библии, как Дух, не имеющий ни плоти, ни костей, поэтому богоподобие человека в данном случае никак не может быть отнесено к телесному сходству. В чём же должен был проявляться образ Божий в человеке, Его бе-тселам?
     Руководствуясь апофатикой, или отрицанием того, чем Бог не является, вновь рассмотрим представления язычников о богах, которым они поклонялись, поскольку Библия часто утверждает о том, что Бог не такой, как языческие божества – идолы. Итак, вновь обращаясь к древнегреческой мифологии, мы видим, что античные боги были рождены, обладали телесностью и часто не уступали людям в том, что Библия называет грехом - они были развратны.
     Следовательно, Бог никогда небыл рождён, будучи вечным Существом, не обладает телесностью, будучи нематериальным Духом и строго отделён от греха, будучи абсолютно свят. Кстати, еврейское ветхозаветное слово «кадош» переведённое как «святой», дословно обозначает «отделённый». Так же переводится новозаветное слово «хагиос» - отделённый, от зла, неправды, неистины.
     Как же это всё может быть отнесено к человеку? Совершенно понятно, что люди были сотворены, а впоследствии и рождены, но, для того, чтобы стать безсмертными, ибо этого хотел Бог. Вот что говорит по этому поводу Писание: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».   (Быт.2:7)
     Таким образом, Бог вдохнул в человека часть Самого Себя, чего не делал никому другому. Человек – единственное существо, внутри которого была помещена частичка Божества и это – Его образ в человеке.
     Характерно, что словосочетание «нишмат хайим», переведённое тут, как «душа живая», дословно может иметь следующее значение – «душа жизней», поскольку жизнь – «хая», тут приведено во множественном числе – «хайим», как бы подчёркивая, что земной жизнью не ограничится.
     В еврейском библейском языке есть несколько слов, переведённых на русский, как душа: «нефеш» (просто биологическая жизнь), «руах» (дух), часто в отрицательном значении, как синоним запретных страстей и «нешама» - духовная сущность, живущая после смерти тела. Тут как раз и применяется последнее, бессмертное значение души – жизнь после смерти.
     Итак, человек наделён бессмертием и в отличие от прочих представителей биологической жизни имеет самую настоящую бессмертную душу, продолжающую жить после смерти тела. Это – элемент Божьего образа и подобия в человеке.
     Отделённость от зла, или святость. Вот что Библия говорит об этом: «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы». (Еккл.7:29)
     О чём этот стих? О том, что человек изначально был сотворён правым перед Богом, т.е. не имеющим греха, но, впоследствии потерял это состояние. О том, как это произошло, описывается в третьей главе Книги Бытия.
     Итак, бессмертие и безгрешность. Но, что мы имеем сейчас? Увы, наше пристрастие ко злу, являясь результатом падения прародителей, вошло в нас первородным грехом, не давая предстать перед Богом в вечности, поселившись в Его святом присутствии на века.
     Но, даже в таком вот, гипертрофированном, искажённом гримасой зла состоянии, хоть и с трудом, но угадывается образ Сотворившего по образу Своему.