Щит

Галя Тарадайко
Человек с телом ребенка и с лицом мужчины вышел из вагона. Я шел за ним. В руке у него был увесистый портфель - центр тяжести всей фигуры. Щуплое туловище было надежно спрятано за бесчисленными складками одежды. Походка человечка была невесомой и как бы подпрыгивающей, как будто он хотел выскочить из собственной оболочки.

Когда мы вышли на улицу, он затормозил и стал озираться по сторонам - в поисках автобуса. Не увидев нужного номера, он встал и стал ждать - в стороне от людной остановки. Поза маленького человека была гордой. Он стоял неподвижно и смотрел – не на что-то конкретно, а просто прямо, в одну точку. Такой взгляд бывает у людей, когда они крепко думают, или напротив – когда стараются не думать о чем-то.

Спустя десять минут мы оказались в одном автобусе сидящими друг напротив друга. Я увидел его лицо. О, это лицо – на нем читалось владение ситуацией. Это лицо противоречило всему его образу. Глядя на него, я почувствовал себя ребенком. Я – здоровый мужик, почувствовал себя сосунком рядом с этим мужичонкой, ростом в полтора метра.

Человечку было лет 45-50. Говорят, людей в людях притягивает то, чего у них нет. Своего попутчика мне хотелось спросить о жизни. Не о его жизни, вообще о жизни. Потому что казалось, он Знал.

Когда я дошел до этих нехитрых выводов, он уже достал книгу из своего большого кожаного портфеля и читал. Книга, не менее внушительная, чем портфель, лежала на едва заметных коленях. Взгляд погружен в страницы. Я уставился на его руки, одна из которых плавно перемещалась по бумаге, охотясь за словами. По размеру это были руки восьмиклассника. Но кожа с выступающими венами, как и лицо, говорили о возрасте. И еще – о Знании. Руки тоже вызвали во мне трепет. Руки – это второе лицо человека.

Автобус подъехал к нужной мне остановке. Знающий что-то человек тоже заспешил и обогнал меня у дверей. В ту секунду эти двери отделяли меня от презабавного эпизода. Когда они открылись, человечек подался вперед, но запнулся и полетел наружу. Все произошло мгновенно. Через секунду небольшое туловище растянулось на дороге, а у моих ног оказался внушительных размеров портфель. Он расстегнулся – и из него торчала толстая книга в красном переплете. Золотое тиснение на обложке поблескивало на солнце.

Человечек замер на какое-то время, лежа на асфальте. Потом вскочил на ноги, обернулся, ошеломленный, и вцепился в меня глазами. Казалось, он только что узнал о моем существовании. Лицо утратило всякий намек на самоуверенность.

Следующей жертвой его цепких глаз стал портфель. И тут я понял, куда делось самообладание человечка и где оно хранилось. Он смотрел на свое неожиданно утраченное имущество жалостливо, все его тело скукожилось, горделивая осанка испарилась. Я медленно наклонился, поднял портфель и молча протянул его владельцу. Он с опаской посмотрел на мою руку, как будто была хоть одна причина сомневаться в моих добрых намерениях. Но уже в следующий момент он схватил портфель и прижал его к груди обеими руками. Он заслонился им от меня. И, я клянусь, одновременно с этим - выражение полной власти над ситуацией вернулось на его лицо. Самоуверенность расползлась от лица по всему телу человечка. Он выпрямил спину, отряхнулся и зашагал прочь. Очень скоро он потерялся в улице.

У всех своя защита от большого неизвестного мира. То была защита маленького человечка.