Хll глава пропущенные штрихи

Федоров Мистик
Хll глава Пропущенные штрихи
Фрагменты
 
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПРОФЕССОРА ЛИТЕРАТУРНОГО ИНСТИТУТА им. ГОРЬКОГО НИКОЛАЕВОЙ О.А. (за 2016 год)
****
С.Ф.
***
Сергей Федоров

Тихое оцепенение охватывает от этого списка свершений, словно сам плывешь в утлой лодочке по морю и вдруг появляется королевский фрегат  под всеми парусами. И от восхищения и благовения, замерев от такого видения, оставляешь весла, осознаешь свою ничтожность.
Непонятно, как человек мог столь много и столь качественных произведения написать. Это же превосходит человеческие возможности.
Я знаю одного члена Союза писателей, стихотворный пулеметчик и стахановец прозы, но качества никакого.
А здесь высший пилотаж!
Этого не может быть! Даже если есть!
Безмолвие!
***
Олеся
- Спасибо, дорогой Сергей!
***
Татьяна Годовальникова
Гений. Просто , гений, вот и все.
;;;;;;

Сергей Федоров
Просто самый обыкновенный, самый классический гений. Стандартный, ничем не отличающийся от других гениев. Все как и полагается для гениев. Правда, очень красива!

Олеся -
Да ну, это за счет приготовления борщей, котлет, пирожков... За счет минимализма в еде, в уборке и мытье полов, за счет ставшего редким приема гостей (дети не считается!), встреч с подругами,  за счет отказа от каких-либо "выходов в свет": в театр, в кино, на телевидение, на радио, в гости (раз-два и обчёлся!), на литературные и поэтические вечера,  если я сама не являюсь на них непосредственным участником...

Сергей Федоров
Если все это исполнить, то станешь гением?

Олеся
 - Сергей, Вы же умный человек, а пишете глупости. Простите!

Сергей Федоров
Простите, Олеся! То, что Вы делаете это непосильный подвиг до крови, это очень серьёзно. И наверное в этом случае некоторая шутливость неуместна. Как неуместны никакие шутки о Кресте.
***

Из-за поломки ноутбука, мне пришлось для сохранения рабочего материала  книги ''Слово об Олесе'' разместить на Проза. ру. Каким-то образом народ вышел на эту публикацию, читают и неизвестные читатели, и именные. Наверное Ваше имя светит и притягивает. Это только материал. Но смешно было читать как я, принимая Вас за ''Девушку с клироса'' давал Вам советы как писать стихи. Наверное много в тексте будет отсекаться. Но народ читает.
Если Вы захотите взглянуть
Материал книги ''Слово об Олесе''
http://www.proza.ru/2016/12/25/1074

Олеся  - Спасибо, дорогой Сергей, за Ваш самоотверженный труд и за Вашу эстетическую тонкость, которой я иной раз поражаюсь!

С. - Я Вами живу.
***
На стихи "Невозможность"

Сергей Федоров-Мистик

Ваши стихи наверное хорошие, но не на что спотыкнуться, слишком правильные, потому мне их трудно читать. Ритм какой-то упрощенный. Все правильно, и почти знаешь заранее какая будет рифма. Рафинированность и ''воспитанность'', оттого немножко скучновато. В Вас чувствуется преподаватель, Вы не можете позволить себе ''хулигантских вещей'' как Пушкин, писать с распущенными волосами. Это только мои ощущения. И рассказ Ваш мне показался назидательно благополучным. Вы учите студентов, публику. Планка у Вас получается на уровне Ваших учеников, не Ваша. Наверное очень невежливо с моей стороны наводить такую критику, но значит есть что-то чем Вы затрагиваете душу, иначе бы не стал ничего писать.
Представляю как Вы приходите в тихую ярость, или как Вас охватывает ледяное презрение. ''О, если бы ты был холоден или горяч!,, Напишите в мой адрес рассерженные строчки, может быть они станут живыми. С поклоном и пожеланиями успехов.

14 июня



14 июня



Людмила Горбачева

Просто вы совсем не романтик, а жизнь без романтики никуда не годиться. Что значит мистик?  Бред какойто...

 14 июня

Сергей Федоров-Мистик

Ответ Людмиле Горбачёвой

Я не романтик, потому что работал в трёх театрах, в их числе и такой романтический , как оперы и балета. Фантастической была работа церковным сторожем, но она тоже отшибает всякую романтику. Хотя может сделать мистическим реалистом. У меня остались от этого периода ''Записки церковного сторожа'' http://www.proza.ru/2009/01/06/118 Они дважды издавались по частям в ''Волшебном фонаре''
Я ни в коей мере не смею себя сравнивать, но Федор Михайлович Достоевский не был романтиком. Хотя когда женщина - романтик- это замечательно. Опять вопрос об Анне Андреевне Ахматовой. Трагедии ее жизни не дали ей быть мечтателем романтиком, пожалуй она мистик реалист. По правде говоря "Мистика'' я взял для интернета, когда один из друзей режиссёр Михаил Фейгин в шутку назвал меня '''старым мистиком''

***

На " Осенний псалом"


Сергей Федоров-Мистик

''Иней уж с утра'' - Пушкинский уровень.. '' и бедность может играть на скрипке'' философский образ, еврейско-Шагаловский или еврейско-Чеховский. Дух в стихах есть, и ''знание псалмов'', а вот эти две строчки - поэзия. И может быть вокруг них должно было бы строиться все стихотворение. ''Иней уже с утра'' - как просто и как емко. ''Мороз и солнце'''
***

Сергей Федоров-Мистик

Я думал, что Вы ''женщина, поэтесса'', а Вы оказывается умный человек. Улыбка. Просто начитавшись святых, лез на небо ( откуда благополучно упал, столкнули как грешника), отрицал существование светского мира, и просто по невежеству не знал о существовании Поэта Олеси Николаевой. Я долго не хотел Вас признавать, полагая, что это ''женская поэтесса'', а вот теперь признаю и серьёзно. Не ожидал!
***

На стихи "Немощь"
Сергей Федоров-Мистик

Былины отражаются в Ваших стихах. При том, что Вы не ставите целью стилизацию под них, потому так хорошо и жизненно былинно и получается, как дыхание. Впечатление , что эта былинность у Вас с детства. Как будто их Вам читали вместо сказок.
Запомнилась ''стеариновая свеча''. Как просто, почти как у Пушкина, и какая тайна. Кажется о картинах Шагала сказали, что у него быт перерастает в бытие. У Маковского констатация быта, все мельтешит. До ''бытия стеариновой свечи'' не добирается. А уж тем более до Библейского бытия..
Какая-то Вы странная матушка однако, как-то непривычно. Пишите стихи, и хорошие стихи. А это совсем поразительно. Казалось, что это, матушка и хорошие стихи, две вещи несовместные. Вы Поэтесса, и ей и останетесь навсегда. Хотя я ничего против матушек не имею, как правило это люди подвига. Но у Вас другой подвиг.

Почтительно склоняю главу.
***

На стихи "Переписка Грозного с Курбским"


Сергей Федоров-Мистик

Как будто побывал на церковной службе , посвященной святым. Служба Благовещенью тоже строится на диалоге Марии и Ангела. Церковный ладан у Вас в крови, откуда наверное и былинность. Но Вы не эпигон, у Вас нет елейноумилительной мимикрии, Вы человек верующий и Личность.
На меня произвело впечатление сообщение, что Вы профессор литературного института, лучше бы этого не знать.
А я только могу сказать, что был дворником в Союзе писателей на участке Андрея Платонова, но заниматься литературой совсем не собирался. А стал печататься. Узнал, что и Кублановский был дворником, но на соседнем участке я его не видел, рядом был диссидент Михаил Осадчев, могодетный отец, его приняли по моей рекомендации.
Первый раз Вы меня сразили тем, что Ваш муж - отец Владимир Вигилянский, второй сейчас. Лучше было бы быть в романтическом неведении.Что Вам глаголю? Я Вас воспринимал как романтическую девушку с клироса, но пишущую хорошие стихи, что казалось необычным, а Вы оказались метром литературы, но в этом нет Вашей вины.
Не смею восхититься Вами, тем более поучать.
Но образ остался.

Олеся Николаева

Уважаемый Сергей! К моменту написания этого стихотворения, у меня было уже две книги стихов, трое детей, а до священства мужа оставалось восемь лет (он тогда работал младщим научным сотрудником Института Искусствознания). В каком-то смысле я и была "романтическая девушка с клироса", потому что как раз в это время пела и читала Часы на ранней в переделкинской церкви Преображения Господня, преподавала монахам-иконописцам Псково-Печорского монастыря основы древне-греческого, чтобы они могли читать на нем Евангелие и служить литургию. А лишь года через два стала преподавать в Литературном институте. Так что Вы правы в своих первоначальных интуициях.

Сергей Федоров

Вы меня вынудите писать стихи о ''романтической девушке с клироса''. Конечно, Вы большой, светлый поэт, явление, дороги людям. И как Пушкин ''свой'' каждому читателю, так ,думаю, и Вы ''своя'' читателям, нет стены, Вы не Памятник, а все-таки ''романтическая девушка с клироса'', и пока Вы ею остаетесь (даже в глубине души) Ваша поэзия будет ударять в сердце.  Пока это не искусственно.
Вспоминаю Дульсинею Тобосскую. Может быть Вы и войдете в историю как '' Романтическая девушка с клироса'' Фотографии Ваши хороши. Душа видна. Благодарю Вас,что Вы не оскорбились, а продолжили общение. Пребываю в ожидании новых стихов.

Сергий.

***
На стихи "Песнопения"

Сергей Федоров-Мистик
Можно подумать, что это Ваш перевод Псалмов Давида, по крайней мере первая часть. Так же непонятно и так же потрясает. Странно - вспоминается почему- то '''Песнь песней'' и ''Откровение Иоанна Богослова'', оно тоже непонятно для ''земных'' умов, но является Откровением от Бога, и ''автору'' Апостолу Иоанну понятно. Я понял так, что Вы питаетесь Богослужебными текстами и Пушкиным, и создаёте свои шедевры.
А ''тучные замерзшие тетки, - уже с веслом'' это просто ''шедевр с Малой Грузинской'', но это Ваш шедевр.*
Очень сильно - ''Я с ладоней Твоих глотала Твой виноград ...''
Вообще дух пронизывает все стихотворение, прямо Боговдохновенные стихи. Вы подбираетесь к созданию своих Псалмов? '' Дух дышит, где хочет'' и ''Девушка с клироса'' станет Пророчицей?

*) В семидесятые - начале восьмидесятых на Малой Грузинской улице проходили выставки художников авангардистов, тогда - гениальные.


 Александрина Вигилянская
Мамочка, ураган еще ладно, но чуму не напоминаешь точно! :)

Олеся Николаева
Когда как, дорогая!


Сергей Федоров Мистик
Но люди Вами болеют. По крайней мере Вашими стихами.
***

На текст ''Так жили поэты''
 
 Прочитав Ваши воспоминания, удивляешся, как Вы не свихнулись в таком обществе. Жаль Андрюшу ''венгра'', но смешно как он умер. Смешно  изложено, без смешливости. Гениальная блестка из жизни. Я уже не помню о чем  Ваша заметочка, а смерть Андрюши - поужинал, посмотрел телевизор и умер ( а до этого прыгал с седьмого этажа) - уже не забуду. Так мог написать человек, не боящийся смерти. Не забуду о студентах почитателей Есенина, потом ''квасящих'' как и он.
Что-то ничего не задело в отрывке из ''Испанских писем'' о птицах, там у Вас белый павлин в иллюстрации. Но, кажется, Вы его и не включили в последний цикл.
А нет ли у Вас что-нибудь томного, Борисов-Мусатовского, в духе ''Зелёного ожерелья'', но не приторно-декадансного, табачного, в круглой дамской шляпе? Или это Вам, при Вашем трезвении , совершенно чуждо? Господь не позволяет мечтать Своему пророку, предаваться миражам?
Целую край Вашей одежды, и пытаюсь Вас понять. Не получается. Благодать не даёт, Вас защищает.

24 ноября 2015

***
На стихи "Против злопамятности"


Сергей Федоров

Какое-то издевательское очарование Ваших стихов и умиротворение.  Повторюсь  - С Вами умирать не страшно. ( Пока так кажется.) Возникает какой-то спортивный азарт занять и свою строчку в перечислении бед в Ваших стихах, шагнуть в вечность. А из-за Вас случайно не прыгали с седьмого этажа?
 Особенная доверительность пленяет.

''Опьяненная жизнь за моей спиной
порвалась, как ртуть, раскатилась.''
Строчки вроде бы не эффектные, тихие. А какое поэтическое мастерство, тихая глубина.
 Хорошо, что Вы как Есенин в молодости не покончили с собой. За Вами ушла бы толпа народу, поклонников.
Побудь-те ещё с нами. Без Вас мы осиротеем. Думаю, что выражаю мнение народа.
А правда, что Ваш муж ''чуть не ушёл в монахи'', или это для образа? Как мне это близко. И что пережили Вы!
Стихотворение ''неказистое'' на первый взгляд, но очень сильное. Опять же ''песенка Офелии'' Впечатление, что Вы постоянно резонируете то на Пушкина, то на Шекскспира.
Кажется начинаю понимать- Вы обращаетесь к читателю, как обращались бы к своему реальному Возлюбленному, и эта доверительность  пленяет. Читатель чувствует себя Вашим Возлюбленным, а Вы  становитесь для него его Возлюбленной. Хорошо, что Вы не умерли в молодости.
Когда-то я тоже чуть не ушёл в монахи из-за дамы.. В точку попадаете Олеся,  в самый нерв. Может быть  Вы действительно Пророчица и сии глаголы не совсем от Вас? Народ  волнуете.
''Кончаю, страшно перечесть,'' Ещё!
Поклон от того самого читателя.  ''Ах!"

Олеся

Нет, Сергей, я, слава Богу, никогда не то что не пыталась, а даже и мысли не допускала о самоубийстве! Мало того, я не могла побороть какое-то неприязненное чувство, если не отвращение, когда это пытался кто-то сделать из моих знакомых, но, по милости Божьей, все у них обошлось больницей и дурдомом: всё это было действительно у них по дурости и гордости.

Сергей Федоров

 Прошу прощения. Это гиперболические поэтические образы. У меня тоже и мысли не возникало такой о Вас. Но знаете, сам текст так диктует.
Мне очень нравятся стихи какого-то Восточного поэта, он пишет, что в нем такой огонь любви, что он боится вздохнуть, чтобы не загорелся небосклон.

25 ноября 2015
***
На стихи "Виктору Гофману"
27 ноября 2015г.

 Chik Heznachitelnosti Ivan Ivanov
Сергей Фёдоров - Мистик! Не того Вы бойтесь, что Вам нельзя, а того, чтобы о Вас не было ничего написано Олесей Александровной...ха,ха,ха..!


Сергей Федоров-Мистик

Не искушайте меня. Может я буду рад умереть, ради того, чтобы написала обо мне. Но похоже, уже написала и совсем не лестно.


Chik Heznachitelnosti Ivan Ivanov

Вы готовы умереть ,Сергей Фёдоров Мистик?


Сергей Федоров-Мистик

'''Сказано - Не искушай Господа Бога твоего.'' Так ответил Христос диавлу, когда тот предложил Ему броситься с вершины храма, чтобы Бог явил чудо, Ангелы бы поддержали Его.

Olesia Nikolaeva

Сергей, живите долго, спаси Вас Господи и сохрани! А я что-нибудь про Вас и напишу. Может быть...


Chik Heznachitelnosti Ivan Ivanov

Пишите про него, пожалуйста, скорее, он совершенно готов, и художник прекрасный и человек...

Olesia Nikolaeva

Скорее - это я так не могу, не от меня зависит. Я - по старинке: жду, когда Муза посетит...


Сергей Федоров-Мистик

Что же Вы хотите обо мне написать?


Chik Heznachitelnosti Ivan Ivanov
Внезапно бывает всегда, Сергей...


Olesia Nikolaeva

Так это самое интересное - садиться писать, ничего не ведая и не предполагая, а потом из того, что пишется, узнать это самой. Но в этом случае обязательно необходим Подсказчик. А он что-то пока помалкивает...


Chik Heznachitelnosti Ivan Ivanov
Слов, может быть, нет?


Сергей Федоров-Мистик
Лучше его не будить. Потом можно горько пожалеть.


Chik Heznachitelnosti Ivan Ivanov
Да.И помалкивайте-ка,причём оба!

Сергей Федоров-Мистик

Олеся, Вы возвращаете меня к жизни. Придётся жить ради Вас, чтобы не огорчать Вас. Слово Ваше живительно.
Я всегда предполагал, что Вы не просто поэт и женщина, а праведная жена Псалмопевица,
Но все таки воздвигать словом духовных мертвецов, наподобие Лазаря, это нечто. Не всякая святая жена на это способна.
Надо оказать послушание - жить дальше.
***
[(Олеся Александровна написала маленькую повесть-водевиль.)]
***


Из отзыва на "Слово и безмолвие"

В общем Вы создали новый молитвенно-поэтический чин ко Причащению. И красноречиво, взахлеб молчите.
В этом чувствуется порыв молодости, а что делать старым хрычам и сушеным петрушкам? Я только вспоминаю те молодые годы, когда я лез на небеса. Не было ли Вас на соседней лестнице? Но я попал в то облако страстей , которые Вы перечисляте ''унылое высокомерие гордыни'' и прч. и пал под их тяжестью.
Мне теперь нужен Плач Адама. Может напишите в стихах как Пушкин? Буду премного благодарен.
Дай Бог Вам здоровье Псалмопевица Вы наша. .... ...

Olesia Nikolaeva

Дорогой Федор! С удовольствием читаю Ваши комментарии, но даже не в части "похвал", которых не заслуживаю, а вот тут: "Не было ли вас на соседней лестнице?" То есть, получаю радость от самой Вашей стилистики, от рисунка риторической фигуры, от словца. "Сушеные петрушки"...


Сергей Федоров-Мистик

Очень тронут, Вы меня вдохновляете. Но у меня нет тайного монашеского имени, я пока Сергий. Может быть Вы прозреваете моё монашеское будущее с именем Федор? Приводите меня в оцепенение.

Оlesia Nikolaeva

Сергий! Ну, конечно! Простите! Все перепутала - день и ночь, имя с фамилией, правую руку с левой...

1 декабря 2015г.

***
На стихи " Путешествие"

С.Ф.
Миллионы ''возлюбленных сь'емщиков квартирных, дачных жильцов'' вздрогнут прочитав эти строчки, это же про них!!!
Как просто, как гениально, как реально, все на поверхности и никто этого ''не видел''.
Просто как ''Мороз и солнце'' Пушкина.

Ответ Олеси

 О френд мой вдохновенный Мистик! / Он - и художник, и схоластик:/ в одной руке он держит хлыстик, / в другой руке сжимает ластик.// Но нынче, властный, как наместник,/ надев постиранный подрясник, / пришел сюда, как добрый вестник,/ устроил фейерверк и праздник.
***
Отзыв на рассказ ''ВОСХОЖДЕНИЕ''

Мы можем уже и не ездить на Афон. Благодаря Вашему рассказу, живому и убедительному, там уже побывали. Часто рассказы паломников это перечисление святынь, старцев, и вздохи авторов о своём окаянстве и милости Свыше. Сто таких рассказов как один похожи друг на друга, и знаешь, что произойдёт, и каким будет повествование со многими '' ахами''.
А у Вас убедительный, очень интересный рассказ со слов о.Владимира. Я словно побывал на Афоне вживую, хотя я слышал много рассказов от своих знакомых побывавших на Афоне, но такой реальности духовной жизни редко, кто передавал. Один штришок в описании, может сильнее передать эту реальность, чем ''карнавальные костюмы'' бесов.
Кажется, это был принцип Хичкока в режиссуре.
Спасибо за путешествие по Афону.
Ещё!!!

2 отзыв позднее

После таких рассказов народ может побежать в монахи! И те, кого благословляют, и те, кого не благословляют.  После нескольких монастырей, я разочаровался в себе, меня ''не благословляли'' и послали в монастыри, чтобы иллюзии развелись, они и развеялись, но прочитав сей рассказ опять вдохновился. Даже немного ''опасный'' рассказ.

О. - Да Вы и так живете подвижнической жизнью - зачем Вам монастырь?

С. - Видимость.
Но Правило вопреки грехам преображает.
***

На "Полёт шмеля"


Я думаю люди, которые по Вашему слову попали в мир иной, игумен Даниил, Шурка, смутные сомнения о Викторе Гофмане, пьяницы и молодые люди, все попали в рай. И возносят о Вас благодарственные молитвы.
У меня к Вам просьба, если я вдруг окажусь прообразом  в Вашем произведении, удостоюсь такой чести, в стихах ли, или упомянете в прозе, не могли бы Вы предупредить, чтобы я мог подготовиться месяца за два. Надо квартиру  родственникам завещать, архивы сжечь, примириться с нелюбящими меня, попрощаться с любящими.
Но я желаю Вам успехов в написании, и готов послужить искусству. Но чтобы на могильном камне были Ваши строки. Склоняю главу перед вершительницей судеб. Поклон батюшке.


О. -  Фу, какое магическое мышление Вы демонстрируете! Я же говорю не о реальности, а о собственных ощущениях...

С. - А Вы бы не могли написать стихи, чтобы мне удачно обменять квартиру?

О. -  На виллу под Афинами?

С. - Я был бы не прочь в Переделкино.
***


XIl a Пропущенные штрихи 2
Фрагменты

БЫЛЬ

Рядом со мной жили два писателя – старый и молодой.
Старый был одинокий, а молодой – семейный.
Старый писатель и говорит молодому (а тот был большой начальник в писательских высоких кругах):
– Как умру я, похорони меня на Переделкинском кладбище около Пастернака. А я тебе завещаю библиотеку.
Молодой с лёгкостью согласился.
Но пожил он ещё, пожил немного и – умер.
И его как начальника похоронили неподалеку от Пастернака.
А старый на него очень за это обиделся.
– Как же так, – восклицал он. – Я же ему всё готов был завещать: целую библиотеку. Там и классика, там и современность.
Так и стоял возле его могилы, головой качал, языком цокал.

                ***


Глубины мудрости Евангелия, они преломляются в творчестве каждого великого писателя. В их числе и Олеся.

''душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?''

Произведение, в котором отражается Евангелие имеют в себе коэффициент вечности.

Интересно, а если бы молодой писатель не согласился, то не помер бы?
А старый предлагал ли ещё кому-нибудь ''завещать библиотеку'' ?
Может быть будет продолжение?


Елена Степанян  - мне нравится Ваше замечание о "коэффициенте вечности". Спасибо


Это не моё выражение, так говорил прт. Всеволод Шпиллер, который, я не сомневаюсь, будет канонизирован, как и известная особа.


Олеся, думаю придёт время, когда около Вашей могилы люди захотят захораниваться.


Елена Степанян - простите, что встреваю в Ваш диалог с О. Н., но ведь он публичный... Можно ли такое говорить человеку, не завершившему свой путь? Признанные святые резко возражали против этого. Помните, как ап. Павел запретил пророчествующей девице говорить о нем, как о человеке Божием? А ведь она говорила сущую правду. Только не обижайтесь - я вообще не могу никого поучать. Я и не поучаю. Просто делюсь непосредственным впечатлением.

Олеся  -
Елена Степанян - Аленка, спасибо, дорогая, что ты за меня заступилась! Сергей очень часто меня провоцирует и поднимает на смех.

Е.С. -
ну, если на смех...


Олеся -
Конечно, это он все в обратном смысле...

Е.С. - видишь, до чего простодушие доводит. У моей бабушки было словцо, не очень благозвучное: простодЫра. Всему верю, что мне говорят. Ну, почти.


Михаил Павлов - ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
«Бороться с пошлостью – пошлейшее занятье.
И значит, это утвержденье – тоже пошлость...»


С.Ф. - В данном случае я не имел в виду святость Олеси Александровны (каждый понимает в меру своей испорчености - это я поклоннице), просто в ''Были'' фигурирует могила Пастернака, и я имел в виду писательскую ипостась Олеси.
Но Ваше замечание Елена заставляет задуматься.

При жизни императрицы Александры в голову никому не могло придти, и прежде всего ей самой, что она будет канонизирована.



Е.С. - именно

С.Ф. - Именно!

Николай Омельченко

 - к этому времени Олесю Александровну необыкновенно сильно будет занимать вопрос: хотят ли люди быть захороненными рядом с ее могилой...

***
На стихи "Злая ночь"
12 декабря 2016


Вы прямо как Пушкин с ''Бесами''

''Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...''

Ничто человеческое Вам не чуждо. Собственно и подвижники были людьми, а не героями с картинок.

Вы -''И болит, теснит и тянет,
ломит, ноет, тяготит,
заунывный звук пристанет,
чёрный призрак пролетит.''

Пушкин - ''
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;''

Наверное будет православно навязчиво говорить, что в ''Бесах''Пушкина отражено не только состояние природы, но и состояние его души. Так,или иначе, оба автора конкретно пишут о виновниках такого душевного состояния - треваги, бури и мрака, - бесах. И оба автора избавляются от  их власти через слово. Этакий ''бесовский психоанализ'' На радость читателям, которые, читая подобные стихи, начинают видеть, и стало быть частично избавляться от причин своих страхов и тоски. Слово авторов как луч света высвечивает грех, обман, лукавство, корни помрачения. Авторы-то пишут о себе, но читающие восклицают - И со мною это произошло! Это обо мне написанно!
Потому авторы и классики.

''Словно враг подкрался с тыла,
ворог загасил свечу.
Словно что-то я забыла,
только что? Не отыщу.''

В этих строках отражено ''Добротолюбие''  Святые отцы пишут, что бесы, враг не идет в лобовую атаку, а заходит с тыла, нашептывает человеку мысли, которые он принимает за свои, но которые оскверняют его, подталкивают к страстям, гасят светильник души.

''А когда пойдёт, польётся
музыка, плетя сюжет,
сердце тут же отзовётся:
это – да, а это – нет!''

Эта музыка от Бога камертон для авторов. Психоанализ Фрейда не исцеляет душу, не рассеивает мрак, а только успокаивает, примиряет душу с этим состоянием жизни во мраке. Как и произведения Набокова не окрыляют душу, что уж говорить о Чехове. Изощренная безысходность. А от того, что мастерски выписаны малейшие детали, знаки, от этого  наступает безысходность еще большая. Безысходность неверуещего человека, каковыми и были и Фрейд, и Набоков, и Чехов. И описание бесов и у Олеси, и у Пушкина даже как-то веселее. Это описание тьмы под светильником, таково знание авторов. Это несомненно лучше чем описание беспросветной тьмы. Тем более автор, Олеся, ставит правильный диагноз, исцеляя себя, помогает исцеляться другим.
''Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячии'' -  говорил ''Убогий Серафим'' Саровский. Таково действие стихов ''Убогой сочинительницы'' Олеси.
***

Олеся  - Сергей, Вы меня пугаете...

С.- Вот что делают с человеком Ваши стихи!


Марина Авидзба - Почему-то параллельно пошли "Бесы" Пушкина. Хотела написать, но воздержалась. Причем, с первого куплета. Музыка та...  А сейчас вижу, что неспроста - не у меня одной такие ассоциации.


О.Владимир Вигилянский - А мне кажется, что, помимо того, о чем написал Сергей Федоров-Мистик, здесь есть дерзновенная мысль автора -

Олеся - Ой, какая "дерзновенная", отец Владимир?

О. Владимир - (продолжение) именно творчество может расставить все на свои места: "это - да, а это - нет".

Сергей Фёдоров - О.Владимиру. Я очень сожалел, что на вечере поэзии, уже за чашкой кофе не мог услышать Вашу беседу почему Вы считаете систему Станиславского в искусстве бесовской. Надо было общаться с людьми, с которыми мы не встречались и у которых были ко мне вопросы.
Но, очевидно, это похоже на пример ''живоподобия'', который я приводил в какой -то статье. Когда на стенах деревенских храмов символ евангелиста Луки Тельца изображали в стиле народного реализма передвижников , настоящей, с лоснящейся кожей коровой, только слепни не садились и не пахло навозом. Это и есть система Станиславского?.

Олеся - Да, Сергей! Молодец! Точно ухватили с пол-оборота то, о чем лишь походя намекнул отец Владимир... Но только слово "бесовский",  может быть, слишком сильное... А так - тонкий Вы человек все-таки! Правда, здорово!


Сергей Федоров - Слово ''от бесов'' зафиксировал планшет, а потом оно звучало за чашкой кофе, почему и вызвало такой жгучий интерес,  в это время мы пили кофе с Вашей почитательницей пушкинисткой за соседним столиком

С.Ф. - Олеся, а ведь это тема стихов, о тельце и корове.

О. - Я-то поняла, о чем Вы, а другим не очень понятно.

С.ф. - Я наверное не смогу ясно сформулировать ''о чем я'', как это Вы делаете в стихах, в своём ессе о безмолвии. Что безмолвие это не механическое отсутствие звука. Добавлю -И что Чёрный квадрат Малевича это не  чёрный протвинь из кухонной плиты, а это может быть и ''чёрный'' внутренний мир слепого человека. ( это для наглядности). Голландцы, глядя на иконы, удивлялись ''плохописанию русских'' ,  изображения духовных откровений, на духовном языке живописи, они измеряли мерками ''живоподобия'', техникой, выписанностью. Та же корова и Телец. Духовный мир качественно иное бытие. Как нельзя сравнивать осязание и мысль. Людям не понятно, что каждая вещь имеет свою силу.
Что-то подумалось о проклятии бесплодной смоковницы, получается, что и деревья имеют свою душу, своего ангела как идею. Отец Всеволод Шпиллер говорил, что все имеет своих Ангелов и лес, и озеро, и города. Но это какая-то бесконечная тема.

Галина Карпусь - Сергей Федоров-Мистик Ну Вы круто мыслите! Прямо по спирали взвинчиваетесь в суть!
***
На стихи "Слепой"

Когда я пришел к Церкви, старушки стали главными персонажами, светочами в моей жизни, после духоносных отцов.

Олеся. - Наверное, никто не станет отрицать, что в нашем обществе практически утрачено чувство солидарности - национальной, религиозной, родственной, семейной, какой угодно - водительской, корпоративной, соседской... Как ни странно, но именно блат, существовавший в былые времена, был формой именно такой солидарности. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"!

С. - Коммунальной соборности!

С. - Сегодня для журнала Фома я полтора часа давал интервью о жизни Церковных сторожей, это уже стало дефиницией, смутно понимаю значение этого слова. Приходили бывший семинарист корреспондент, с фотографом. Я даже предположил, что может быть их Ваш отец Владимир   направил. Говорят, что сами вышли на меня в поисках Церковного сторожа.

О. - Да на Вас надо "выходить" как на главного церковного литературоведа!

С. - Жестокие шутки! Что я Вам сделал?

14 декабря 2016

ХХХ
На стихи "Свобода"


И так каждый год.  Каждый год люди делятся на ''козлищ'' и  ''овец'', каждый год оказываются одесную или ошую. Каждый год выбор и подвиг.

Получается, что сии  стихи могут быть конспектом построения исповеди.
Творения матушки Ольги, Олеси возможно войдут в сокровищницу Церковную, подобно текстам инокини Кассии, написавшей Пасхальные стихиры ''Волною морскою''
Дальше не буду простираться мыслью, иначе она опять приведёт к 2076 году, к прославлению. А Божиих людей искушать опасно!

22 декабря 2016 г.
*****