Творческая личность. Глава 3. Часть 17

Александр Иванович Алтунин
Упрощенность
Большинство обычных людей, в отличие от творческих, стремится к максимальной упрощенности своей внутренней и внешней жизни. Ибо, это требует во много раз меньше усилий ума и души, духа и тела. Собственно, сносное существование может иметь место быть и при самых минимальным усилиях. Что, собственно, мы и видим буквально на каждом шагу. Главное – это быть не хуже других. В отдельных случаях, быть может, и лучше, но чисто внешне, а не внутренне. Ибо, во внутренний мир человека может мало кто заглянуть и увидеть там реальное положение вещей. Которое, в большинстве случаев, оставляет желать лучшего. Мягко говоря.

Упрощенность заключается в том, что человек живет на нижней грани качества. С формальной точки зрения, это еще не патология. Но жизнь стремительно движется вперед. И поэтому, чтобы хотя бы оставаться на прежнем месте, нужно достаточно активно двигаться вперед. Иначе окажешься в полных аутсайдерах.

Проблема, собственно, в том, что у всех людей есть подсознательная потребность в чувстве собственной значимости. Что обуславливает наличие во многих обостренного самолюбия, амбициозности, спеси, чванства, высокомерия и пренебрежения к окружающим. Не зависимо от реального положения дел с их конкретной личностью. Иначе говоря, быть значительными и авторитетными хочется почти всем. Но при этом прикладывать мало-мальски серьезные и основательные усилия для этого хочется очень мало кому. Вроде того, что «вы должны почитать нас уже в силу особой нашей специфичности». Правда, эту специфичность такой человек, как правило, сам себе нафантазировал, чтобы хоть как–то компенсировать свою глобальную и фундаментальную несостоятельность. Признаться в которой ему страшно даже наедине с самим собой. Точнее сказать, в первую очередь, наедине с собой.

Упрощенность – это далеко не такое простое явление жизни, как многим хотелось бы думать. В лучшем случае, дело начинается с третьестепенных моментов жизни. Потом переходит постепенно на второстепенные. А с них и на главные. Первоначально затрагивая лишь единичные моменты, но в последующем может переходить на группу моментов (например, свойств личности, принципов и убеждений, правил и законов). На следующем этапе это уже несколько групп моментов. А потом и вся личность и жизнь в целом. Человеку вообще свойственно идти по пути наименьшего сопротивления. Особенно, с точки зрения банального рационализма.

Истинную гармонию ума, души, духа невозможно, условно говоря, пощупать. И потому для большинства людей, отличающихся повышенным рационализмом, это предельно туманные и абстрактные категории. Следовательно, имеющие для них предельно символический смысл, важность и ценность. Не говоря уже о том, что мировоззрение, построенное на рационализме, как правило, отличается значительной упрощенностью, местами примитивностью, явной деструктивностью и дисгармоничностью (но явной только сточки зрения мудрого, а не обычного человека).

Допуск упрощенности в творчество даже на тридцать процентов (не говоря уже о большей величине), как правило, приводит к значительному обесцениванию этого творчества. С точки зрения системы классических ценностей бытия. И с точки зрения гармонии не только человечества, но и всей Вселенной.

Упрямство и сговорчивость
Среди представителей стандартного менталитета очень распространена такая черта характера, как упрямство. Чертой характера оно выглядит с чисто психологической точки зрения. А если смотреть на него с духовной точки зрения, то окажется, что это элементарная одержимость обычным злым духом упрямства. Когда человек, сам того не ведая, как правило, выполняет роль банальной марионетки в руках этого злого духа. Ведь, если разобраться чисто логически в сути упрямства, то выявится, что в его основе лежит целый ряд отрицательных моментов.

В частности, это подчинение целой серии других злых духов. В том числе, самоуверенности и самовлюбленности. Своенравности и сумасбродства, капризности и привередливости, амбициозности и стервозности, эгоизма и эгоцентризма, отсутствия самокритичности, упрощенности и примитивности, деструктивности и дисгармоничности, вредности и прихотливости, стереотипности мышления, прозаичности и приземленности, неуживчивости и конфликтности, неумения строить прочные и перспективные отношения, болезненного самолюбия, отсутствия честолюбия, мелочности и посредственности, неумения правильно любить и уважать себя (девяносто-девяносто пять процентов людей), низкой одухотворенности, душевной и умственной лени, как фонового состояния личности, принципиального нежелания заниматься мало-мальски серьезным самовоспитанием и самосовершенствованием, отсутствия серьезного самоконтроля, отсутствия интеллигентности, неумения мыслить категориями средней и высокой степени сложности, отсутствия философского отношения к себе, к жизни, к своему месту в жизни; отсутствия чувства интеллектуальной и психологической эстетики, отсутствие интуиции и проницательности интеллектуального и психологического плана, принципиальной несостоятельности личности человека в целом по важнейшим духовным, интеллектуальным и психологическим аспектам, примитивности мировоззрения, претензии на обладание истинной в последней инстанции, отсутствие серьезной заботы о гармонии себя, своей жизни и жизни вообще, пренебрежения главным духовным законами Бытия, отсутствия смысла жизни (по большому счету), отсутствия чувства психологической изящности, в ряде случаев – глупости и невежества.

Собственно, кроме перечисленных шестидесяти злых духов, к этому списку можно добавить еще сотню-другую участников этого «замечательного» состояния. А их подробное перечисление могло бы вызвать вполне определенную скуку. Хотя, предполагается, что об этом будет сказано более подробно в отдельной работе.
Упрямство – это уже не просто небольшой недостаток, это уже большой порок. Ибо, его присутствие, как правило, не только принципиально мощно тормозит положительную эволюцию личности человека в целом, но и способствует возникновению и интенсивному развитию психологической и духовной деградации. И тому множество конкретных примеров по наблюдению за людьми в течение тридцати-сорока-пятидесяти лет.

Упрямство лежит в основе возникновения неблагоприятного психологического климата в любом коллективе – учебном, производственном, в семье, в быту, в любом произвольном общении.

Человек может в значительной степени контролировать влияние злого духа упрямства на себя. Но для этого необходимо громадное мужество и очень развитая сила воли. Да и заботливый и мудрый наставник, по отношению к которому человек проявляет абсолютно полное послушание всегда и во всем. Без каких-либо частичных и косвенных компромиссов. Собственно, это актуально в равной степени и по отношению к любым другим злым духам.

Сговорчивость вовсе не является проявлением слабости характера, отсутствием чувства собственного достоинства или высокого интеллекта, отсутствием самодостаточности или зрелости, гармонии личности в целом или мудрости. Во-первых, практически девяносто процентов вопросов, с которыми повседневно сталкиваются люди, это вопросы второстепенного и третьестепенного характера. И поиск взаимоприемлемых компромиссов не только возможен, но и реально необходим. Нельзя всем, всегда и во всем навязывать свое мнение, своею волю, свое желание. В конце-концов, никто не обязан ублажать капризы и прихоти любого другого человека. Хотя, по большому счету, и свои собственные капризы и прихоти далеко не всегда стоит ублажать. Ибо, они часто навеяны не нашим разумом, а духом капризности или прихотливости.

Во-вторых, нужно четко и конкретно разделять вопросы психологического и интеллектуального характера от вопросов духовного плана. Потому как в первых двух случаях компромисс необходим, а в последнем случае часто категорически противопоказан. Теоретически он, быть может, в отдельных особенных случаях, и возможен. Но для его адекватного моделирования необходим такой уровень духовной мудрости (кстати, достаточно небольшой с точки зрения иерархии духовных ценностей вечного и классического типа), который встречается, в лучшем случае, у одного человека из тысячи. И это из числа интеллигенции.

Среди рабочего класса и крестьянства этот момент обстоит еще более проблемно.
Сговорчивость – это несомненный элемент коммуникабельности и интеллигентности, психологической гибкости и дипломатичности. Конечно, в отдельных случаях, когда мы сталкиваемся с авантюристами и интриганами, психологическими манипуляторами, подлецами и сволочами, наглецами и стервами, грубиянами и хамами, жестокими и агрессивными личностями, компромисс, возможно, представляется мало целесообразным.

Хотя, каждая конкретная ситуация требует индивидуального подхода. Ибо, можно выиграть, условно говоря, копейки, а проиграть десятки или сотни рублей.
С одной стороны, каждый человек должен предварительно взвесить свои силы и возможности в борьбе с такого рода «замечательными» людьми. И если не чувствуешь себя достаточно сильным и умным, то, что называется, не ввязывайся в драку. А с другой стороны, «все самые большие несправедливости мира совершаются с молчаливого согласия окружающих». В большинстве случаев, достаточно четко и конкретно одернуть того или иного конкретного человека, чтобы ограничить его деструктивное влияние на что-либо или кого-либо. Не говоря уже о том, что негативное общественное мнение еще не потеряло своего принципиального влияния на внешнюю активность психологических и духовных отщепенцев, прохиндеев и проходимцев. Только оно должно быть четко организованным и коллективным. Кстати говоря, если вы лично не будете защищать интересы других людей в сложных и проблемных ситуациях, то, скорее всего, никто не будет защищать и ваши личные интересы тогда, когда это будет для вас особенно важным и ценным. Не говоря уже о том, что в этом случае будет запускаться процесс интенсивного очерствения и ожесточения вашей души. В подавляющем большинстве случаев, необратимый.

Есть и еще один важный момент: Высшие силы, видя ваше демонстративное пренебрежение психологическими и духовными законами жизни, не будут делать вам в последующем больших подарков. Особенно из числа особенно ценных и важных для вас. Это для начала. А потом будут вас жестоко и конкретно наказывать, посылая вам громадную (в ряде случаев, бесконечную) череду очень больших проблем и неприятностей, драм и трагедий. Вплоть до полного физического уничтожения.

Могут, конечно, послать и тяжелый инсульт в назидание остальным окружающим и в качестве наказаниям тем, кто старательно потакал вашим капризам и прихотям, сумасбродству и своенравности, самовлюбленности и эгоизму. И прочим вашим «особенностям» такого рода. Злокачественная шизофрения и злокачественная онкология, по наблюдениям автора за последние тридцать лет, тоже не редкость в системе наказаний Высших сил.

Сговорчивость – это очень важное и очень ценное качество. Без него невозможно даже самое элементарное общение. Умение услышать и понять мнение другого человека заслуживает не только симпатии, но и большого уважения. Иногда мнение другого человека открывает нам совершенно новые аспекты относительно уже совершенно привычного для нас явления или дает новый ракурс его восприятия, обнаруживает его более значительную сложность, многогранность и многослойность, возможные подводные камни в реализации задуманного нами, открывает новые грани понимания серьезной заботы об интересах окружающих и т.д. В отдельных случаях, другое мнение может даже принципиально изменить наше собственное, возникшее на предварительном этапе планирования или реализации задуманного.

В этом плане весьма наглядной является ситуация, когда родители, имеющие вполне определенный жизненный опыт, наставляют в чем-то своих детей.
Сговорчивость делает человека открытым для положительного влияния на его ум, характер, мировоззрение со стороны других людей или самой жизни. Конечно, сговорчивость не должна быть слепой и механической, упрощенной и формальной, а максимально осмысленной. Предполагающей определённую интеллектуальную и психологическую тонкость. В отдельных случаях, быть может, даже изящность.

Вообще, мы в повседневной жизни очень мало говорим об изящности мысли и чувства, желания и стремления, любого действия и поступка, форме и сути отношений человека и с окружающим, и с самим собой. О том, насколько это важно и ценно. О том, что это придает совершенно особенную изюминку любому делу, явлению, действию. Создает предпосылку для возникновения впечатления у наиболее достойных и умных окружающих о том, что это действительно необычно и непривычно, нестандартно и оригинально. И, в силу этого, заслуживает особенной симпатии и уважения. И в отдельных, редких случаях, даже восхищения и восторга. Но это только в том случае, когда то, что мы делаем, и то, как мы это делаем, относится к иерархии вечных классических ценностей интеллектуального и  психологического, духовного и эстетического плана.

Уравновешенность
Полезное качество для всех людей. Правда, для творческой личности в чисто психологическом плане важна, в первую очередь, чисто внешняя уравновешенность. Ибо, без существенных положительных эмоциональных всплесков часто очень затруднительно заниматься полноценным творчеством, ощущать яркое и продолжительное вдохновение. Другой вопрос, что должно быть еще и интеллектуальная и духовная уравновешенность. Своего рода стабильность. Когда человек сознательно устанавливает для себя достаточно высокую планку качества (а, в ряде случаев, и количества) применительно к своим интеллектуальным и духовным процессам. Собственно, практически все, что происходит и внутри человека, и вне его, предполагает определенную осмысленность и некоторую духовную составляющую. В частности, мировоззренческого характера.
Можно сказать, что человек устанавливает для себя определенный качественный диапазон, в котором он будет стремиться жить и творить.

Другой вопрос, что некоторые люди из личного удобства, например, устанавливают этот диапазон предельно низко, чтобы не проявлять особой старательности во всех наиболее важных сферах деятельности.
Сиюминутное удобство и комфорт, в конечном счете, оборачиваются принципиально низким качеством жизни такого человека вообще. Существенным упрощением процессов его жизни. Что исключает возникновение полноценного и стабильного чувства собственного внутреннего удовлетворения. Не говоря уже о счастье.

Такой человек руководствуется, к сожалению, преимущественно своими иллюзиями и заблуждениями. Но от того, что они распространены и общеприняты, их истинная, предельно символическая, суть и ценность никак принципиально не меняется. Поэтому для истинной творческой личности особенно важно иметь самостоятельность и независимость в формировании своей точки зрения во всем и всегда. Не зависимо от того, что думает ее непосредственное окружение. Или вообще кто бы то ни был. Кроме, разве что, классиков психологии и философии, святых и мудрецов, истинных аристократов ума и души.

Понятно, что верхняя качественная планка в жизни конкретного человека – это вещь весьма условная. Ибо, как бы особенно сильно талантлив не был человек, он прекрасно отдает себе отчет в том, что абсолютный идеал столь далек от него, что ближайшие сто лет самой активной жизнедеятельности вряд ли существенно приблизят его к нему. Для утешения самолюбия величину этой планки можно установить на уровне семидесяти– восьмидесяти процентов. С житейской точки зрения. А с духовной точки зрения это будет соответствовать тридцати–сорокам процентам. Что даже чисто теоретически достижимо лишь для одного–пяти процентов людей. Остальным остается только об этом мечтать. Ибо, прибавка к сорока процентам еще хотя бы двадцати возможна, в лучшем случае, только для одного человека из тысячи. Семьдесят процентов возможны для одного из миллиона. Восемьдесят процентов – для одного из ста миллионов. Девяносто и больше процентов это вообще штучный товар в масштабах всего человечества. Причем, не только в отдельный момент времени, но и в рамках всей истории. За последние две с половиной тысячи лет.

Усердие
Усердие – это одно из самых больших человеческих достоинств, одна из главных добродетелей. Усердие проявляется в том, что человек стремится выполнить определенное задание не только в срок, но и на хорошем качественном уровне. При этом, он стремится к тому, чтобы этот уровень был наиболее высоким, соответствовал его личным способностям и возможностям. В оптимальном варианте, усердие - это естественная внутренняя потребность человека. Иногда усердие бывает навязано человеку вполне определенными жизненными обстоятельствами. И при этом есть некоторая (часто весьма значительная) вероятность того, что после выполнения определенного дела человек вновь вернется к своим прежним привычкам, которые не предполагают проявления особого усердия.

Усердие, как и любое человеческое свойство, имеет три степени развития: слабую, среднюю и высокую. Большинство людей склонно впадать в крайности – бывает или не особо усердными даже в действительно важных и ценных жизненных моментах или слишком усердными, в том числе, и в мелочах. Конечно, усердие требует от человека достаточно значительных усилий умственного, душевного, волевого и физического плана.

Для творческой личности усердие является особенно важным качеством. Можно сказать, что в несколько раз важнее, чем для любого другого простого человека. Усердие помогает решать сложные задачи с продолжительным и насыщенным предварительным и подготовительным этапом. В том числе, задачи многогранного плана и с большим количеством промежуточных этапов в своей реализации. Особенно важно усердие и в дополнительной шлифовке итога долгой и сложной работы. Когда большинство людей может уже в полной мере удовлетвориться уровнем качества своей работы. Если оценивать качество по школьной пятибалльной системе, то это будет оценка «4» или «хорошо». Истинный мастер своего дела стремится к тому, чтобы он сам, в первую очередь, мог поставить себе оценку «5» или «отлично». И не ради банального тщеславия, а ради верного служения гармонии. Профессионал, если он действительно профессионал, стремится к оценке «пять с плюсом». Другой вопрос, что это далеко не всегда получается (да и в принципе может получиться), но важен, по большому счету, сам факт наличия такого стремления. Ибо, именно оно способствует наиболее интенсивному и полноценному развитию всех достоинств и добродетелей личности. И особенно, его творческих способностей и талантов. Усердие касается, в первую очередь, качественных параметров творчества. Но, в отдельных случаях, и чисто количественных моментов. Например, числа страниц, написанных за день, за неделю, месяц.

Конечно, каждому человеку, и в том числе, самому талантливому важно знать и понимать свои реальные возможности в выполнении дел средней и высокой степени сложности вообще по жизни и в творчестве, в частности. Чтобы не переусердствовать и не вызвать чрезмерное умственное переутомление, психический срыв и что-либо им подобное. Чувство меры важно всегда, но в решении больших и сложных задач оно важно вдвойне. Это как бег на длинную дистанцию (5, 10, 40 км). Если сразу же взять очень высокий темп движения, то энергетические ресурсы организма могут достаточно быстро израсходоваться. Что вынудит бегуна сойти с дистанции, как минимум, на продолжительное время. А иногда и навсегда, породив при этом массу серьезных проблем, последствия которых человеку придется расхлебывать всю оставшуюся жизнь.

Конечно, когда возник этап особого вдохновения, то, безусловно, важно в максимальной степени воплотить свое вдохновение на практике. Но, как только возникло хотя бы умеренное утомление, следует сделать паузу. Достаточную для существенного восстановления сил. Это, так сказать, элемент научной организации труда, в том числе и творчества. С учетом определенных элементов психогигиены и психопрофолактики. Если же утомление уже возникло сильное, то наиболее целесообразным представляется доведение своей работы до очередного промежуточного завершения. Например, два-три абзаца текста для большей полноты той или иной конкретной мысли. После чего должна быть достаточно продолжительная пауза. Ибо, работать на пределе своих сил длительно, в большинстве случаев, небезопасно для умственного и психического здоровья человека. Что называется, овчинка не стоит выделки. В подавляющем большинстве случаев. Переутомление некоторых студентов во время сессии приводило к срыву нервной системы и к возникновению тяжелой формы шизофрении.

Усердие творческой личности касается не только большинства глобальных вопросов творчества, но и многих тонкостей и нюансов, имеющих нередко главное индивидуальное значение и ценность, персональную специфику, отличие не только от большинства окружающих, но и от многих других коллег по творческому цеху. И в этом большую роль играет проявление особенного и дополнительного внимания ко многим оттенкам и полутонам своей мысли и чувства, интуитивного ощущения, озарения, вдохновения.

По большому счету, в истинном творчестве нет мелочей, как таковых. Вспомним, например, Дюма, основу его романов ему нередко писали его помощники. Но они писали лишь предельно посредственное произведение. А вот за счет отдельных интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических тонкостей Дюма превращал их посредственные труды в несомненные шедевры. Без Дюма эти труды могли иметь лишь третьесортную ценность. А с ним они стали произведениями классики мировой литературы.Истинная гармония и совершенство невозможны без особого внимания к тонкостям и нюансам, оттенкам и полутонам.

Усердие очень тесно связано с таким понятием как добросовестность. Добросовестность ума и души, духа и тела. Обычная житейская и особенная творческая. Социальная и профессиональная. Усердие может проявляться и в отдельных конкретных делах, и в глобальных вопросах психологии и философии жизни. В том, как человек относится к развитию своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Как строит отношения с окружающими, с жизнью, с Высшими силами, с самим собой. В том, как он выполняет свои обязанности мужа или жены, брата или сестры, начальника или подчиненного, друга или приятеля, хорошего человека или замечательного, гражданина и т.д.

Усердие особенно необходимо в сохранении и укреплении своего здоровья: умственного и психологического, душевного и духовного. И чтобы даже относительно полноценно решать эту группу задач человеку необходимо очень много знать, понимать, уметь. И в регулярном пополнение информации, при ее тщательном, глубоком и многогранном осмыслении, эффективном практическом применении тоже необходимо вполне определенное усердие.

Усердие - это очень энергозатратное качество. Но без него, чаще всего, невозможно истинное и глубокое чувство собственного удовлетворения собой и своей жизнью. Из тысяч мелочей складывается суть менталитета человека, его истинные достоинства и добродетели, его зрелость и мудрость, одухотворенность и гармония, самодостаточность, душевный комфорт и равновесие. Да и, по большому счету, само ощущение счастья.

Человек, привыкший проявлять усердие постоянно и основательно, со временем перестает ощущать его, как особенную тягость для своего ума и души. Оно становится для него естественным и закономерным, правильным, хорошим, нормальным. Другой вопрос, что многие грани усердия, его степени, аспекты проявления, элементы реального и потенциального влияния на многие моменты и явления жизни открываются (если открываются) человеку очень медленно и постепенно. По мере постижения правил и законов психологии и философии бытия.

Конечно, это в значительной степени зависит от уровня интеллекта человека, способов познания мира (логический, интуитивный и т.д.). Так, например, у некоторых людей интуитивный стиль познания позволяет более быстро и более глубоко погружаться в смысл особенно сложных явлений Бытия вообще, и человеческого, в частности.

Усердие, без сомнения, необходимо и в формировании адекватной любви и уважения к себе. В выстраивании правил и законов психологии и философии отношений с самим собой. И в этом есть один из секретов успешности людей вообще, и творческих, в частности. Для творческих людей этот момент, как и большинство других, особенно важных и ценных явлений жизни, актуален в два-три раза больше, чем для всех остальных. Ибо, энергия, предназначенная в больших количествах для интенсивного и продолжительного творчества, должна иметь свой выход. Желательно разумный и максимально осмысленный. В противном случае, это может из эволюции личности перейти в ее стремительную и необратимую деградацию. В первую очередь, психологическую и духовную. А уже потом – в интеллектуальную и эстетическую.

Усердие любого человека должно касаться добросовестного выполнения своей миссии хорошего человека, как посланца Высших сил. У творческой личности к этому добавляется еще и выполнение миссии творческого человека. Для этого ему даются многие редкие и особенно ценные задатки многих качеств ума и души. Но и спрос с него, как правило, значительно выше, чем с обычного человека. И вот тут-то усердие, по возможности, должно быть максимальным. Конечно, разумным и приемлемым для того или иного конкретного человека. Что называется, удобоваримым. По большому счету. С одной стороны, человек должен чувствовать себя вполне определенной частичкой этого мира. А с другой стороны, прекрасно понимать то, что, не смотря на ряд моментов превосходства над окружающими, его значение в глазах Высших сил весьма символично. Мягко говоря.

Утонченность души
Для творческого человека утонченность души – это один из важных моментов. Потому, как она является решающим моментом в восприятии различных жизненных явлений. В одной стороны, это повышенная впечатлительность и от хороших, и от плохих моментов жизни, с другой стороны, это повышенная ранимость от столкновения с дрянными людьми и сложными проблемными ситуациями. Именно поэтому Высшие силы посылают особую миссию людям из ближайшего окружения творческого человека о постоянной и основательной, серьезной и многогранной заботе о нем. И каждый помогает, в чем может и в той степени, в какой для этого имеет возможность. Хотя, в отдельных случаях, достаточно бывает просто доброго слова, небольшой искренней поддержки. Ибо, путь развития даже самых больших творческих способностей и талантов достаточно сложен и весьма продолжителен. С обязательным присутствием многочисленных и разнообразных ошибок и неудач, проблем и поражений, сомнений и колебаний, изнурительного поиска источника вдохновения, проявления достаточно изощренной самоотверженности человека ради своего творчества на благо окружающих, своего общества, народа.

Утонченность души позволяет человеку создавать в жизни и творчестве более тонкие и более изящные с интеллектуальной и психологической, эстетической точки зрения явления. И, чем тоньше душевная организация, тем выше вероятность создания чего-либо изящного.  Конечно, и для обычного человека, и для творческого, в особенности, важно присутствие не только утонченности души, но еще и изящности. Не говоря уже о хотя бы некоторых элементах изысканности. Как у Цветаевой, Ахматовой и других женщин из мировой культуры.
Утонченность души предполагает высокую подвижность эмоциональных процессов, несколько более облегченный вариант вхождения в состояние вдохновения.

Особенно яркие результаты получаются при сочетании утонченности души с трепетностью. Как у крыльев красивой тропической бабочки. Утонченность души облегчает в определенной степени контакт с Высшими силами, с банком космической информации. Хотя, конечно, не гарантирует регулярности и стабильности, полноценности и гармоничности этого контакта. Это, так сказать, необходимое, но не достаточное условие. Большую роль при этом играет и зрелость личности творческого человека, уровень ее гармонии, степень одухотворенности, мудрости.

Конечно, в подростковом и юношеском возрасте, как правило, о каких-либо особенно значительных достижениях в этих моментах речь вести трудно, но в зрелом возрасте все эти моменты вступают в свою принципиальную роль и во всех особенно важных жизненных явлениях вообще, и в творчестве, в частности.
Очень важно, чтобы утонченность души не переходила в банальную экзальтированность, сумасбродство и своенравность, импульсивность, экстравагантность, демонстративность, истероидность, максимализм, категоричность, тенденциозность, претензию на особую уникальность и неповторимость, на элитарность и избранность, не зависимо от прочих ведущих достоинств и добродетелей, способностей и талантов.

Безусловно, у человека с утонченной душой должна быть своя особенная психогигиена и психопрофилактика, по возможности наиболее благоприятная психологическая обстановка для жизни вообще и для творчества, в частности. Это, собственно, накладывает особенную дополнительную ответственность на общество и на государство по созданию своей интеллектуальной и психологической элиты. Без которой они – пустое место. По большому счету, с духовной точки зрения. Или банальная свалка для многочисленных и разнообразных фундаментальных недостатков и пороков. Как источник психологической и нравственной заразы для всего человечества.

Изящная фантазия и воображение
На самом деле, это не такая простая вещь, как это может представляться на первый взгляд. Мы уже привыкли к тому, что фантазирование, как основной процесс человеческой психики, в наибольшей степени присущ ребенку. И поэтому относимся к нему, как к чему-либо не особенно важному и серьезному. Но, видимо, от того, насколько часто и продолжительно человек фантазировал в детстве, зависит степень развития его воображения во взрослом состоянии. Конечно, есть фантазии простые, сложные и изящные. И между ними есть не просто некоторая небольшая разница, а часто - принципиальное различие качественного характера.

Несомненно, что большую роль в развитии ребенка играет то, как часто и сколь основательно его родители обращали внимание ребенка на то или иное действительно изящное явления жизни. С подробными и адекватными комментариями по этому поводу. В частности, и поводу того, что видимый образ мысли и чувства большинства окружающих – это не есть элемент для подражания для гармоничной личности. Ибо, он, в лучшем случае, в большинстве своем, весьма упрощен. И действительно достойному человеку все же желательно не просто чуть-чуть лучше мыслить и  чувствовать, а принципиально лучше. Как минимум, на одну ступень выше на качественной лестнице иерархии классических ценностей.

Человек с творческими задатками, как правило, мыслит и банальными житейскими элементами. Но, в отличие от всех прочих, не только ими. Если у человека утонченная душевная организация, хотя бы с отдельными элементами изящности, то он будет стараться к этим стандартным элементам добавить что-либо от себя. Сделать интеллектуальную и психологическую палитру своих мыслей и чувств более яркой и более разнообразной, содержащей существенно больше оттенков и полутонов. С добавлением ряда гармоничных узоров и органичных конструкций, несущих в себе порой едва уловимые, но, тем не менее, вполне реальные элементы смысловой и эмоциональной симметрии, логичности, пластичности, утонченности и изящности.

Со временем человек привыкает оперировать все более и более сложными смысловыми категориями. Преимущественно утонченного характера. И поэтому, даже самые абстрактные его фантазии приобретают все более изящный характер. И когда ему что-либо рассказывают, то его воображение рисует ему не только обычные и стандартные картины, но и нечто более красивое и прекрасное. Спустя определенное время, человек привыкает жить в двух мирах – в повседневном мире мелкой суеты и в возвышенном мире, принципиально более красивом и изящном, совершенном и гармоничном. Что может в значительной степени определить многие основные направления развития его личности, многие  параметры его жизни, его творчества, его судьбы.

Такой человек получает мощный толчок к повышению уровня гармонии и в самом себе, и в окружающем мире. И поэтому он имеет достаточно высокую ценность и для общества, и для государства. Ибо, и то, и другое только и держится на личностях творческого типа, творческого менталитета. Игнорирование, как и совершенно неадекватное отношение к творческим индивидам создает в обществе интеллектуальный и психологический, духовный и эстетический хаос в политике и идеологии, психологии и философии, культуре и эстетике общества не только в тот или иной конкретный момент времени, но и на достаточно продолжительный период времени (десятилетия и даже столетия).

Все четко и жестко взаимосвязано. Не может быть гармоничным общество, состоящее из дисгармоничных людей, сознательно пренебрегающими элементами гармонии всех четырех сфер человеческого бытия. И поэтому отношение общества и государства к тем, кто сознательно и целенаправленно стремится повысить уровень гармонии мира должно быть совершенно особенным, принципиально иным, нежели ко всем остальным. Иначе будет застой, провоцирующий психологическую и духовную деградацию не только того или иного общества, но и человечества в целом.

На Востоке культ личности, в хорошем смысле этого слова, существует уже давно. Он стал уже своего рода нормой. Другой вопрос, что руководители многих стран предпочитают не особенно заботиться о полноценном духовном развитии своих граждан. Слишком много сил уходит на политическую и экономическую борьбу с некоторыми европейскими странами. Не говоря уже о многочисленных конфликтах со своими соседями. Национальную амбицию, которых регулярно и интенсивно подогревают американцы в своих эгоистических интересах. Еще со времен римской империи пошел лозунг: «разделяй и властвуй». Но история, к сожалению, мало кого и чему учит. И потом: деньги в своем личном кармане представляются гораздо привлекательнее, чем национальные или государственные интересы. Особенно тем, кто с духовностью не дружит. И страдает банальной алчностью и властностью, тенденциями псевдоаристократичности. А в результате предел мечтаний многих людей заключается лишь в дополнительном куске хлеба и колбасы. Их воображение подобно птице в клетке, которая не в состоянии полноценно расправить крылья в свободном и радостном полете.