Творческая личность. Глава 3. Часть 15

Александр Иванович Алтунин
Требовательность к себе
Это еще одно качество, в котором творческий менталитет отличается от стандартного. Представитель творческого менталитета, как правило, имеет высокий уровень требовательности к себе и умеренный уровень требований к окружающим. В то время, как представитель стандартного менталитета, в большинстве своем, проявляет к себе, в лучшем случае, умеренную требовательность, а к другим – повышенную. И видит в этом единственно правильное положение вещей. Хороший уровень требовательности к себе лежит в основе потребности в самовоспитании и самосовершенствовании. Без него невозможно достижение даже минимального уровня гармонии личности. Не говоря уже о чем-то большем.

Творческий человек стремится вполне сознательно проявлять к себе принципиальное более высокий уровень требовательности, чем большинство окружающих. И в этом ему важно не мнение тех или иных окружающих, а свое собственное. Ему важно ощущать чувство собственного удовлетворения от того, что он делает и как. Конечно, творческий человек стремится к тому, чтоб иметь два-три эксперта относительно своей личности и жизни, к мнению которых он старается прислушиваться особенно чутко и внимательно. Ибо, он, в той или иной степени осознает факт значительной субъективности своего непосредственного окружения среди его большинства. Иначе это грозит массой проблем и недоразумений. А, в ряде случаев, даже серий драм и трагедий. Что тысячекратно наблюдал автор в своей обычной жизни и в профессиональной практике психиатра и психолога.

Без требовательности развитие личности невозможно ни в психологическом, ни в интеллектуальном, ни в духовном, ни в эстетическом плане. Требовательность к себе – это яркий показатель степени адекватности человека по жизни вообще. Например, истинные аристократы ума, души и духа всегда проявляют повышенную требовательность к себе. По крайней мере, во многих важнейших моментах бытия. Во всех, быть может, это и невозможно. Но желательно. Ибо, чем больший круг аспектов своей личности и бытия человек держит под постоянным и серьезным контролем, тем выше шанс получения действительно больших и ценных достижений и внутри себя, и вне себя.

Без высокой требовательности к себе невозможно возникновение правильной любви к себе, самоуважения. Именно поэтому ежедневно мы все сталкиваемся с разнообразными и многочисленными искажениями и извращениями в этом плане.  Ибо, правильная любовь к себе – это удел очень узкой части людей, своего рода избранной публики.

Требовательность к себе – это не каприз и не прихоть. Это осознанное понимание того, что для достойного выполнения своей персональной миссии в качестве посланника Высших сил, человек должен постоянно и пожизненно развиваться и совершенствоваться самым интенсивным и добросовестным образом. И это миссия любого типа и характера: хороший человек, муж или жена, отец или мать, руководитель или подчиненный, друг или приятель, близкий человек или родственник, профессионал высокого класса и т.д. Без требовательности невозможно осуществления полноценного творчества, развитие любых способностей и талантов, переход от любительского уровня к профессиональному в любой сфере деятельности. Минимальная требовательность к себе ведет, как минимум, к застою. А, как максимум, к психологической и духовной деградации личности.

Трудолюбие души
Для большинства людей это словосочетание представляется совершенно необычным и непривычным. Собственно, по большому счету, это собственный термин автора, созданный им на основе анализа более пятидесяти тысяч человеческих жизней и личностей в ходе целенаправленных комплексных исследований и наблюдений по жизни вообще и в профессиональной практике психолога и психотерапевта за более чем тридцать лет. Трудолюбие души актуально в равной степени и для внутреннего мира человека. И для его внешней жизни. Для достижения даже среднего уровня успешности и благополучия человеку требуется, как минимум, средний уровень активности душевных процессов. Причем, с их сознательном и целенаправленном контролем за количественными и качественными параметрами. Это в оптимальном варианте.

На уровень трудолюбия души влияет уровень внутренней и внешней организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности, одухотворенности, самокритичности, зрелости и гармоничности личности в целом, степень стремления быть приятным партнером по общению на приятельском, дружеском или родственном уровне, в семье, в производственном коллективе и т.д. Играет роль и степень конструктивности отношения человека к себе, к окружающим, к жизни, к своему месту в жизни. А также уровень количественных и качественных параметров созидательности.

Косвенное влияние оказывает уровень интеллекта, альтруизма, способность воспринимать и создавать явления жизни средней и высокой степени сложности, уровень требовательности к себе, понимание главного смысла жизни, осознание своей персональной миссии на Земле, наличие крепкого внутреннего стержня, самодостаточность, мудрость.

В определенной степени трудолюбие души зависит от того, какую планку поставил себе человек в качестве ориентира в интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических процессах в своей жизни. Если планка на низком уровне, то душа будет очень ленивой. Ибо, даже познание самого себя – это очень сложный и напряженный, долгий и постепенный процесс, требующий больших усилий ума и души.

Трудолюбие души зависит от степени добросовестности человека вообще, ума и души, в частности. Человек с трудолюбивой душой, безусловно, может добиться в жизни гораздо больше, чем человек с ленивой душой. Трудолюбие души играет большую роль и в творчестве человека. Оно помогает добиться сконцентрированности и сосредоточенности на важных моментах творческого процесса, как такового. И на многих внешних факторах, способных, так или иначе, влиять на количественные и качественные показатели творчества.

Бывают, конечно, в жизни и определенные авральные ситуации, когда от человека требуется длительное и стабильное высокое трудолюбие души. Но, по большому счету, желательно, чтобы оно было естественным и закономерным явлением жизни человека, создав целый комплект практических навыков и привычек, отработанных до определенной степени совершенства методов и приемов. В том числе, по мобилизации внутренних резервов и скрытых способностей и талантов.

Трудолюбие души помогает человеку преодолевать преграды и препятствия на своем жизненном пути, более оптимально решать сложные и проблемные ситуации, находить компромиссные решения в нестандартных и изощренных ситуациях. Трудолюбие души помогает создать прочный внутренний стержень. Который помогает человеку стойко и достойно переносить лишения и ограничения, неблагоприятные условия своего существования с интеллектуальной и психологической, духовной и физической точки зрения.
Трудолюбие души делает жизнь человека более интересной и содержательной, создает конкретные предпосылки для возникновения, сохранения и развития душевного комфорта и равновесия. Не говоря уже о прочном и стабильном счастье.

Достойный человек, стремящийся иметь реальную основу для уважения и любви к себе, как правило, отличается высоким уровнем трудолюбия души. Без трудолюбия души невозможно возникновение трудолюбия духа, как и развитие всех его основных качественных параметров. Без него весьма проблематично возникновение глубокого и стабильного чувства собственного внутреннего удовлетворения человека самим собой и своей жизнью, как и ощущение полноценности своей личности и своей жизни.

Без трудолюбия души невозможно восприятие и создание явлений жизни умеренной и высокой степени сложности. Особенно утонченного и изящного характера. Средней и высокой степени гармонии и совершенства. Ленивая душа не способна к эффективному самоконтролю и самокритичности.
Человек с ленивой душой, как правило, ведет достаточно упрощенный образ жизни. Его авторитет в общественном мнении предельно символичен. Особенно умные, талантливые, мудрые, зрелые, гармоничные люди, как правило, сторонятся человека с ленивой душой. Поддерживая с ним по необходимости лишь формальные и поверхностные отношения.

Без трудолюбия души невозможны процессы самовоспитания и самосовершенствования. Без него развитие классических добродетелей будет весьма затруднено. Очень сложно и решение психологических задач и в отношениях с самим собой, и с окружающими. Весьма проблематично развитие интеллигентности у человека с ленивой душой. Не говоря уже об аристократичности. Истинной, а не показной.

Большинство важных психологических процессов у человека с ленивой душой имеет низкий качественный уровень. Это психологическая аккуратность и бережность, внимательность и наблюдательность, сопереживание и сострадание, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, чувство обратной связи, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость, тактичность и деликатность, чувство психологической изящности и бдительности, гибкости и дипломатичности и т.д.

Без трудолюбия души невозможно проявить психологическую адекватность даже в самых простых ситуациях. Не говоря уже о сложных.

Трудолюбие души – особая добродетель, без которой невозможна глобальная добродетельность человеческой личности. Это энергозатратный момент. Как, впрочем, и все действительно важное и ценное в человеке и его жизни.

Трудолюбие
Большинство людей связывает это понятие преимущественно с трудолюбием тела. Иначе говоря, чисто физической работой. И этот момент действительно очень важен для любого человека. Но, не менее важны и другие аспекты трудолюбия: трудолюбие ума, души, духа. Трудолюбие ума, как и души, и духа, связано с добросовестностью человека вообще и применительно к каждой из перечисленных сфер бытия по отдельности.

Трудолюбие – это и черта характера, и элемент мировоззрения человека. Ибо, он должен не только иметь обычную житейскую привычку к интенсивному и продолжительному, добросовестному труду, но и иметь убеждение в том, что трудиться нужно много и добросовестно. В соответствии со степенью добросовестности человека и многими другими чертами его личности трудолюбие может быть различной степени выраженности: слабой, средней и большой.
Понятно, что реальную ценность имеет только среднее и большое трудолюбие.

Трудолюбие ума зависит от того, к чему человека приучили в детском возрасте. Как часто, как долго и сколь интенсивно думать над чем–либо. В детстве и подростковом возрасте – это преимущественно связано с решением школьных задач, выполнением домашних заданий. Трудолюбие связано с целым рядом черт: усердие и упорство, сознательность, чувство долга и ответственности.

Целеустремленность, жажда самоутверждения, потребность в чувстве собственной значимости, настойчивость, энтузиазм, увлеченность, одухотворенность, гармония личности, степень зрелости, уровень интеллекта, способность к творческому мышлению, психологический статус по жизни: троечник, хорошист, отличник; человек с определенными лидерскими задатками или простой исполнитель, серьезность, глубина и масштабность мышления, развитие интуиции и проницательности, абстрактного и ассоциативного, аналитического мышления, уровень развития честолюбия.

Трудолюбие ума, души и духа связано также с тем, к чему человека приучили: какой уровень сложности задач решать ему привычнее и комфортнее – лишь простые, средней степени сложности или сложные.

Большинство ограничивается простыми задачами, изредка прибегая к задачам средней степени сложности. Небольшая часть людей (примерно одна десятая) склонна решать преимущественно задачи средней степени сложности и изредка сложные. И только интеллектуальная элита общества склонна любить сложные задачи и стремиться именно к ним сознательно и целенаправленно. Нет, конечно, они решают, как правило, и все прочие задачи. Но не ощущают от этого особого чувства внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Не говоря уже про творчество.

Следует отметить, что у человека с чисто физическим трудолюбием совершенно не обязательно имеется трудолюбие ума, души или духа. Наиболее распространенным является физическое трудолюбие. Раз в пять–десять реже встречается трудолюбие ума, еще в два–три раза реже трудолюбие души, еще в десять раз реже трудолюбие духа. Собственно, большинство людей имеет весьма смутное представление о трудолюбии ума, еще более туманное о трудолюбие души. Как, собственно, многие вообще не знают, по большому счету, о существовании в структуре их личности такого явления как дух. Не говоря уже об основных (хотя бы) особенностях и закономерностях, правилах и законах функционирования человеческого духа вообще и конкретного человека, в частности.

Самоанализом, серьезно и основательно, вообще мало кто занимается. Как, впрочем, и вопросами психологии и философии человеческого бытия. Да и мало-мальски серьезной работой по самовоспитанию и самосовершенствованию, по духовному развитию.

Трудолюбие ума и души  имеет два вектора направленности своего проявления: внутренний (то, что окружающие, как правило, не видят, не знают, не понимают, не чувствуют), и внешний, потенциально доступный для восприятия. Другой вопрос, что далеко не всегда именно для адекватного восприятия. От трудолюбия ума в значительной степени зависит благополучие и успешность жизни и деятельности человека вообще. Для творческой личности важны все четыре вида трудолюбия. И чем выше развит каждый вид, тем больше шансов обрести полноценное творчество и в количественном, и в качественном аспекте. Понятно, что оптимальным вариантом является трудолюбие, близкое к высокому. У гениев, кстати говоря, оно, чаще всего, сверхвысокое. В частности, у Пушкина, Толстого, Ломоносова, Менделеева и т.д.

Трудолюбие ума напрямую связано со степенью осмысленности и одухотворенности жизни человека. Ленивый ум в принципе не способен создать даже средний уровень смысла жизни и минимальный уровень одухотворенности (не с мирской, а с духовной точки зрения, предлагающий принципиально иную систему логических координат).

Трудолюбие ума высокой степени дает человеку возможность осмысливать жизненные явления хотя бы средней степени сложности. Не говоря уже о сложных. Только трудолюбивый ум способен создавать что–то важное и ценное, совершенное, гармоничное, прекрасное и замечательное.

Трудолюбие души связано с качеством психологических процессов и внутренних, и внешних. Оно влияет на отношение человека с окружающими на всех уровнях и с самим собой. Это определяет и качество восприятия окружающего мира, уровень эстетики мыслей и чувств, желаний и стремлений. Продуктов фантазии и воображения. Ленивая душа очень часто бывает связана с элементами деструктивности и дисгармоничности личности в целом. К сожалению, большинство людей отличается, как минимум, умеренной ленью и ума, и души (не говоря уже о духе). В современном мире лень ума и души достигает, с одной стороны, большой распространенности, а с другой, своей особой выраженности, глобальности и фундаментальности. И это очень сильно влияет на качество жизни не только того или иного отдельного человека, но и народа, общества, государства, да и человечества в целом.

Дополнительный драматизм ситуации добавляет банальный рационализм, когда человек стремится в результате каждого своего усилия, даже самого символического, со стороны ума и души иметь быстрый, конкретный и ощутимый результат, имеющий прикладную практическую ценность. Явления косвенные и отдаленные рационалиста не интересуют вообще. Как и связанные с нравственностью, духовностью, процессами самовоспитания и самосовершенствования, обретения гармонии личности, мудрости, зрелости.

Не способствует трудолюбию ума и души и многие другие распространенные качества: эгоизм, самовлюбленность и самоуверенность, сумасбродство и своенравность, импульсивность и минимальное самообладание, слабая сила воли, низкая одухотворенность, чрезмерная амбициозность и тщеславие, низкий интеллект, упрощенная душевная организация, стереотипность мышления, претензия на обладание истины в последней инстанции.

Лень духа сопутствует слабой силе воли, низкому уровню организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности, утрате смысла в жизни (по большому счету), упрощенности мыслей и чувств, желаний и стремлений, намерений и поступков, возникновению лени ума и души, произвольности и хаотичности жизни человека вообще, отсутствию чувства собственного внутреннего удовлетворения, отсутствию самокритичности и самоконтроля.

Тщеславие
Тщеславие – это один из самых тонких и изощренных человеческих пороков. Ибо, оно базируется на естественной потребности каждого человека в чувстве собственной значимости. Которая, в свою очередь, имеет преимущественный характер. И потом: каждому хочется иметь одобрение и поддержку хотя бы некоторых окружающих. Плюс к этому доминирование банального рационализма. Особенно у представителей стандартного менталитета. У людей творческого типа рационализм в той или иной мере тоже имеет место быть. Только у них он носит несколько более утонченный и изящный характер.

Человек – это существо, склонное к крайностям. Поэтому многим обычным людям нередко хочется, чтобы практически каждый их чих, условно говоря, получал определенное общественное признание. Ибо, именно для них мнение окружающих имеет существенно большее значением, чем собственная точка зрения. Иногда к этому комплекту проблемных моментов добавляется еще не только здоровое честолюбие, но и патологическая амбиция. Когда к нормальному желанию человека быть иногда в чем-то конкретном несколько лучше большинства окружающих добавляется навязчивое желание выглядеть всегда и во всем лучше абсолютно всех. Или, как минимум, в числе главных лидеров. И если первая часть программы имеет вполне определенный шанс на реализацию, то вторая часть не может быть практически воплощена даже чисто теоретически. Ибо, абсолютное совершенство для человека недостижимо даже в одном единственном вопросе бытия. Мудрецы пишут о том, что даже при совершенствовании человека в течение ста лет самым интенсивным образом, он может приблизиться к абсолютному не более чем на один процент. Гении – это исключение из правил.

Для тщеславного человека успех – это навязчивая идея. И он стремится к нему любыми методами и способами, с использованием любых доступных средств. Он живет по принципу: «цель оправдывает средства». Сомнения в плане того, насколько все это дело соответствует психологическим и духовным законам бытия, если и посещают тщеславного человека, то крайне редко и в предельно символической степени. О гармонии и одухотворенности своей личности и своей жизни он предпочитает особенно не озадачиваться. Ибо, где-то интуитивно ощущает то, что это может четко и наглядно выявить принципиальную несостоятельность его личности. Что называется, по большому счету. А для осознания этой суровой мысли требуется особенно большое мужество. Которое, как и многие другие классические добродетели в высокой степени развития, присутствует мало у кого.

Тщеславие может довольствоваться даже небольшим восхищением небольшой группы лиц, не особенно обремененных интеллектом, интуицией, одухотворенностью, мудростью, чувством интеллектуальной и психологической эстетики, гармонии личности. Творческий человек стремится, по возможности, найти для себя два-три человека в качестве эксперта для себя и своей жизни, своего творчества. И выбирает, по его мнению, наиболее умных и достойных, профессионалов высокого уровня в интересующей его сфере деятельности. Или хотя бы тех, кто в этом разбирается существенно больше, чем большинство окружающих.

В жизни и в любом творчестве есть свои особенности и закономерности. Есть свои светлые и темные полосы, периоды доминирования иллюзий и заблуждений и периоды расставания с ними. Периоды больших сомнений и колебаний, мучительного и продолжительного выбора не только между хорошим и плохим, но и между менее совершенным и более совершенным. Требующим особенно больших усилий ума и души, духа и тела, высокого уровня бесстрастной самокритичности, вполне определенного самоотречения и самоотверженности, целеустремленности и упорства, усердия и добросовестности.

Особенно хорошо подпитывает деструктивность тщеславия болезненное самолюбие человека. Столкновение со многими явлениями жизни даже средней степени сложности (не говоря уже о сложных или очень сложных) воспринимается большинством людей, особенно представителей стандартного менталитета, как неблагоприятное стечение обстоятельств. По форме, быть может, оно и является таковым для них. Ибо, одна неудача, как правило, следует за другой. Но, по сути это просто серия экзаменов жизни на зрелость, мудрость, гармонию личности. И те, кто особенно не заботится об этих моментах, как правило, терпят фиаско. Но причину этого ищут не в себе, а во внешних факторах, которые существуют вне зависимости от их воли и желания, от их достоинств и добродетелей, способностей и талантов, мудрости и степени самодостаточности.

Творческий человек, особенно если он осознает сам факт наличия у него творческой сути и хотя бы примерную ценность этой сути, хотя бы интуитивно чувствует то, что качество его творчества сегодня чуть лучше, чем вчера. А завтра чуть лучше, чем сегодня. Он понимает саму относительность степени совершенства и своей личности, и своей жизни, и своего творчества. Ему важен сам процесс движения вперед. Естественно, что, чем интенсивнее этот процесс, тем лучше. Момент юношеского максимализма рассматривать не будем, ибо, речь идет преимущественно о взрослых и самостоятельных людях. Творческий человек ожидает некоторого одобрения лишь при завершении определенного этапа своего творчества. И лишь от узкого круга избранных лиц. Не обязательно безграничного восхищения, но хотя бы сдержанного одобрения. Ему важна не форма одобрения, а суть. В то время как обычный человек ждет именно восхищения всегда и от всех. И ему важна форма, а не суть. И чем эффектнее эта форма, тем выше степень удовлетворения тщеславного человека собой и своей жизнью.

Творческого человека интересует, в первую очередь, обретение новых уровней мастерства, а уже потом его общественное признание. Тщеславного же человека интересует лишь признание, пусть даже самых символических его достижений. Его главная цель – это не творчество, как таковое, а лишь общественное признание оригинальности и уникальности его личности. Особенно с пышными внешними атрибутами. Само чувство глубокого внутреннего удовлетворения от зрелости своей личности, уровня гармонии своей жизни и творчества чуждо тщеславному человеку. Творческий человек имеет главную цель – повышение гармонии в себе и окружающем мире. Пусть даже через большие лишения и ограничения. Обычный человек сознательно уклоняется от каких-либо осознанных и добровольных лишений и ограничений. Ему важно лишь постоянное и яркое чувство праздника, ощущение себя какой-то особенной фигурой, собственное удовольствие. Пусть даже с одновременным прямым или косвенным ущербом для кого-то из окружающих. Интересы окружающих, по большому счету, тщеславного человека не интересуют вообще. Тщеславие может подвигнуть человека на любые интриги и авантюры, самые изощренные и масштабные психологические манипуляции, вещи, весьма далекие от нравственности и духовности.

Тщеславный человек очень болезненно воспринимает большие успехи и достижения окружающих. Он может либерально относиться лишь к тому, что кто-то где-то очень далеко делает что-то действительно особенное. Но это, по его мнению, не может нанести существенного ущерба его личному имиджу. Хотя, в отдельных случаях, вызывает у него достаточно конкретную негативную реакцию. Причем, не только внутреннюю, но и внешнюю. Публичную. И он ищет малейшую лазейку, чтобы максимально обесценить заслуги и достижения другого человека. И в этом для него все средства хороши. Уже, о какой там интеллектуальной или психологической эстетике вести речь (не говоря уже о нравственной или духовной).

Тщеславие – это добровольное подчинение человека этому злому духу. Конечно, в различной степени у разных людей. И если в минимальной степени, - это еще как-то более или менее приемлемо, то при выраженном тщеславии возникает масса недоразумений и проблем, драм и трагедий. И не только для обладателя тщеславия, но и для многих других людей из его окружения. Особенно тех, кто умнее и талантливее, добродетельнее и одухотворённее, чем тщеславный человек.

Другой вопрос, что при отсутствии сознательного стремления к духовному совершенству (характерно для большинства обычных людей), тщеславие, как и многие другие распространенные недостатки человеческой натуры, имеет тенденцию к постепенному развитию и усилению. И со временем становится естественной и неотъемлемой частью личности человека, закономерно проявляясь во всех его мыслях и чувствах, помимо его воли и желания. Придавая им все большую и большую деструктивность и дисгармоничность. В частности, это неутолимая ревность и зависть к чему-либо хорошему у других людей. Это и явная и достаточно выраженная неприязнь к тем, кто не желает сильно восхищаться их личностью или их жизнью. Что же касается тех, кто уже получил определённое общественное признание, то они, по их мнению, должны, признавать тщеславных людей равными себе (это как минимум). А те, кто игнорирует (специально или произвольно – это уже не играет принципиальной роли для тщеславного человека) уникальность его личности – это или дураки или сволочи. С соответствующими выводами относительно отношения к ним тщеславного человека.

Тщеславные люди способны быстро и основательно объединяться против действительно способных творческих людей. Устраивая им коллективные организованные козни, интриги и авантюры и прочие столь же «замечательные» моменты жизни. Которые имеют цель в наибольшей степени препятствовать развитию талантов и способностей, достоинств и добродетелей, реализации полноценного творчества, проведению стабильной и хотя бы минимально благополучной жизни. А также способствуют возникновению максимально возможного душевного дискомфорта у предмета зависти и ревности посредственной личности.

Конечно, есть ряд людей с большими и развитыми творческими задатками, которым зависть и ревность не чужды. Но среди них во много раз меньше классических интриганов. И во много раз больше тех, кто с явной симпатией относится к другим способным талантливым людям.

Другой вопрос, что у многих их задатки так и остаются на уровне задатков, а признания хочется на уровне очень развитых способностей. Что исключено в принципе. И вот тут-то и возникает благодатная почва для наиболее изощренных авантюр и интриг в адрес действительно реализованных людей. Как и почва для максимально интенсивного развития главных недостатков и пороков. В ходе психологической и духовной деградации личности.

Конечно, последние двадцать лет жизни в нашем государстве характеризуются достаточно значительным падением общественных нравов. В том числе, и среди творческих людей. Но это никак не меняет классическую сущность творческой личности, ее главное предназначение, содержание ее миссии на Земле по повышению уровня гармонии в обществе, в государстве, во всем человечестве.
Злой дух тщеславия использует конкретного человека, группу людей, общество в целом в качестве источника энергии для своего существования, для усиления своего отрицательного влияния на положительную эволюцию всего хорошего в человечестве, на понижение уровня гармонии и отдельного человека, и общества в целом, для достижения своих деструктивных и дисгармоничных целей.

Уважение к себе
Звучит это словосочетание достаточно просто. Но реальность жизни такова, что девять человек из десяти уважать себя не умеет. Как правило, люди впадают в крайности: или слишком мало себя уважают, в силу наличия слишком большой скромности, или в той или иной степени впадают в житейскую манию величия, основанную на громадной самоуверенности и самовлюбленности, низком уровне самокритичности и самоконтроля. Это, как минимум. А как максимум, к этому нередко прикладывается еще несколько десятков больших недостатков. В том числе, низкий уровень гармонии личности, одухотворенности, мудрости. Речь, собственно, идет лишь о людях со средним и высоким интеллектом. Ибо, каких можно ждать особых духовных ценностей от людей с низким интеллектом. Нет, бывают, конечно, и отдельные редкие исключения из этого правила. И автор лично видел отдельные элементы одухотворенности (преимущественно фрагментарного характера) у людей с официальным диагнозом «умственная отсталость легкой степени». Но эти редкие исключения, к сожалению, погоды в обществе не делают. Как и среди формально психически здоровых людей.

Уважение к себе может быть минимальным, средним и большим. В отдельных случаях, очень большим. Большинство людей, испытывающих большое и очень большое уважение к себе, - это далеко не самые умные, талантливые и замечательные люди. Из них, в лучшем случае, лишь одна десятая действительно умные, талантливые, достойные. А, скорее всего, лишь одна сотая. А, если брать людей с очень большим уважением к себе, то и вообще одна тысячная.

Собственно, из чего должно складываться уважение к себе? В первую очередь, из осознания в себе определенной добродетельности. И, чем она выше, тем лучше, тем больше повода считать себя одухотворенным человеком. Во вторых, это конкретные достоинства ума и души. Сам факт наличия которых, а также степень развития, выше средней, подтверждены рядом наиболее достойных людей из окружения конкретного человека. Ибо, в ряде случаев, некоторые родственники, исходя из своей безмерной любви к ребенку, создают ему совсем несусветную и неимоверную любовь к самому себе, что это нередко превращается в мощную и необратимую психологическую и духовную деградацию личности. А потом очень сильно удивляются тому, что из их чада вырос явный моральный урод, сознательно и целенаправленно несущий в мир только деструктивное и дисгармоничное (преимущественно). И берущий из него только все самое лучшее и замечательное самым непотребным и потребительским образом.

Отсутствие у большинства людей истинной иерархии ценностей приводит к многочисленным и разнообразным искажениям и извращениям интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Которые имеют характерную особенность очень быстро распространяться, стремительно развиваться, агрессивно завоевывать обширные территории в умах и душах духовно неокрепших и неразвитых людей. Люди, начинают очень сильно гордиться в себе, какими-либо второстепенными и третьестепенными моментами, одновременно основательно игнорируя большинство фундаментальных классических достоинств и добродетелей вечного и универсального характера.

Собственно, если вы - просто хороший и психологически адекватный человек, то это уже реальный и основательный повод для возникновения вполне определённого, минимально необходимого. Как минимум, среднего уровня (средний, в данном случае, как и вообще применительно к достоинствам и добродетелям с духовной точки зрения совершенно не означает посредственный) уважения к себе. Большой повод для большого уважения к себе жизнь дает мало кому. И это естественно и нормально. Ибо, далеко не всем дано быть гениями или святыми. Конечно, каждый человек может уважать себя за определенные достоинства и добродетели, что Высшие силы вложили в него.

Но жизнь обстоит таким образом, что на месте ничего не стоит. И поэтому просто остаться прежним хорошим и достойным человеком в произвольном порядке не дано никому. Сохранить свою ценность человеческого и личностного плана можно только при условии наличия серьезной и целенаправленной работы над собой. Но никто из нас не рождается уже абсолютным совершенством. И поэтому задатки любых достоинств и добродетелей, как и способностей и талантов, даются нам не для самолюбования, а для интенсивного и максимально добросовестного, сознательного и целенаправленного развития. Для повышения, тем самым, гармонии своей личности, выполнения своей персональной миссии на Земле наиболее успешным и достойным образом. Для повышения уровня гармонии не только Земли, но и всей Вселенной. Все обстоит предельно серьезно. И поэтому требует к себе и соответствующего отношения со стороны каждого человека. Без какого-либо исключения из этого правила.

Именно поэтому человек имеет право иметь уважение к себе пропорционально тому, как именно он выполняет эту миссию. И тут категорически не подходит формулировка «не хуже других». Ибо, другие, как правило, делают это не только не самым лучшим образом а, чаще всего, самым отвратным образом. За что и имеют массу головной боли. В прямом и переносном смысле. Ибо, это не только масса очень больших проблем и неприятностей, но и драм, и трагедий.
Уважение к себе должно быть пропорциональным степени развития многогранной и изощренной самокритичности, постоянного комплексного самоконтроля за всеми своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, фантазиями и мечтами, произвольными и хаотичными идеями. В оптимальном варианте за всем, что мы говорим и делаем. Особенно, за тем, как мы это делаем. С каким выражением лица, жестами, интонацией голоса, стилистикой и лексикой речи. Насколько умно и достойно, тонко и изящно.

Не может быть уважения к себе даже среднего уровня, если уровень требовательности к себе (не зависимо от мнения окружающих по этому поводу) всего лишь низкий. Должен быть, как минимум, средний уровень добросовестности в работе ума и души, духа и тела. Это, кстати говоря, тема большая и сложная, требующая совершенно отдельного разговора. Большого и основательного. Если у вас уровень реальной внутренней, а не показной и демонстративной требовательности к себе средний, то и уважение к себе должно быть лишь средним. А если он высокий, то тогда есть определенный шанс создать и высокий уровень уважения к себе.

Хотя, думается, что высокий уровень уважения к себе имеют право испытывать только истинные аристократы ума, души и духа. Это деятели науки и культуры, мудрецы и святые. За всю история человечества их было не более пяти тысяч человек. Их имена записаны золотыми буквами в книгу истории. Если даже самые мощные и уникальные достоинства и добродетели, способности и таланты не служат благу общей гармонии, то всем им «грош цена в базарный день» по выражения народной мудрости. Каждый человек имеет право на минимально жизненно необходимое уважение к себе хотя бы в силу наличия в себе Божьей искры, частички Абсолютного Духа. И вся его жизнь – это неутомимое и неустранимое стремление быть достойным носителем этой искры. Стремление создать из нее максимально большое пламя.