Над уссурийской тайгой

Анатолий Белаш
      Как-то в связи с предполагавшимся началом поисков месторождений олова в Центральном Таджикистане мы с начальником нашей экспедиции Рафиком Валиевым получили разрешение на командировку в Приморское геологическое управление, которое давно и успешно проводило поисковые работы на олово, применяя геофизические методы. Сначала мы прилетели во Владивосток, побывали в Управлении геологии, а потом поехали в геофизическую экспедицию в Кавалерово.          Оттуда было уже недалеко до Дальнегорска (бывший Тетюхе, переименованный во время обострения отношений с Китаем), где жил мой брат Володя. Он работал на тамошнем руднике, занимаясь каротажем и ядерно-геофизическими анализами полиметаллических и оловянных руд, так что предлога для поездки туда придумывать нужды не было.

     Пробыли мы там день или два, и вот один местный геофизик, работавший не на руднике, а в геологическом управлении, говорит нам: « «Сейчас вертолет летит на новое месторождение золота, (название точно не помню, кажется, «Салют»), отвезет туда продукты, стройматериалы и вернется назад. Если хотите посмотреть на тайгу, быстренько собирайтесь - через минут пятнадцать вылет». Мы без раздумий согласились и отправились на аэродром, ничего не сообщив Володе о своей прогулке, ведь, к обеду нас обещали привезти назад.

     Тяжело нагруженный какими-то ящиками, коробками, бочками с бензином вертолет МИ-8 взлетел и направился в сторону океана. Кроме нас с Рафиком и экипажа летели двое «бомжового» вида мужиков, принятых на работу в геолого-разведочную партию. Мы с Рафиком, не обращая на них внимания, прильнули к окну и смотрели, смотрели ... Внизу в голубоватой дымке зеленеют сопки, блестят ленты рек, чернеют места недавних пожарищ. Вон по опушке леса бежит какой-то зверь... Олень! Изюбрь!

            Поглощенные созерцанием никогда невиданных нами, но таких знакомых и родных по когда-то увлекавшим меня  книгам В.Арсеньева мест мы с Рафиком не замечали, что творится в вертолете. Оторвал нас от окна крик одного из вертолетчиков, выглянувшего из кабины: «Ах, подлюки, вашу мать, что вздумали делать, тушите сейчас же, а не то выкину обоих из машины!» Это относилось не к нам. Оказывается, наши попутчики, спрятавшись за бочками с бензином, курили!

         Вертолет приземлился на расчищенной от леса площадке метрах в ста от палаточного лагеря геолого-разведочной партии. Летунов позвали в одну из палаток пить чай, «бомжей» забрал завхоз  партии устраивать на место, а мы, никому не нужные, пошли бродить по лагерю. Здесь не было ничего примечательного, а от лагеря далеко уходить мы не решались, боясь, что нас забудут.

        Время тянулось медленно. Наконец, мы взлетели, но, как нам показалось, направились не в сторону Дальнегорска, а от него. Да, действительно, впереди берег, а за ним морская гладь. Так это же Тихий океан! А вдали со стороны материка надвигалась тяжелая иссиня-черная туча! Выяснилось, что экипаж решил лететь обратно другим, кружным путем, чтобы обойти надвигавшуюся грозовую тучу. Когда мы садились в Дальнегорске, небо было затянуто облаками, в воздухе пахло грозой, а нас встречал встревоженный Володя: «Ну, вы и учудили! Не знаете, что погода может испортиться дня на три-четыре? И сидели бы на Салюте все эти дни, автомашины туда сейчас не ходят!» Володины опасения были напрасны: и мы успели вернуться до грозы, и погода испортилась ненадолго.