Творческая личность. Глава 3. Часть 14

Александр Иванович Алтунин
Сообразительность
Качество, которое, к сожалению, не так сильно распространено, как нам всем этого хотелось бы. В чем она проявляется? В первую очередь, в том, что человек, встретившись в новой задачей, стремится решить ее наиболее оптимальным образом. Иначе говоря, максимально быстро, качественно, с минимальными затратами сил (умственных, психологических и физических) и еще каким-либо новым и отчасти оригинальным способом, с привлечением определенных нестандартных средств, использованием дополнительных возможностей, как произвольного, так и смоделированного сознательного характера.

Сообразительный человек не склонен теряться в необычной ситуации. Он активно использует интуицию и проницательность. У него налажена неплохая (как минимум) связь со своим подсознанием. Откуда он может черпать бездну новых идей. Не исключена также связь с банком космической информации, когда в голове человека неожиданно появляются совершенно новые идеи, которые не имели в нем абсолютно никакой предварительной информационной подготовки. И потому иногда являются вполне определенным потрясением и для него самого. Особенно в плане особенной стройности и логичности мысли, ее масштабности и концентрированности, противоречивости и парадоксальности, утонченности и изящности, многогранности и изощренности, степени перспективности, иногда и чисто практической полезности и теоретической целесообразности и эффективности.

Как правило, человек уже рождается с задатками сообразительности вполне конкретной величины: малой, средней или большой. Другой вопрос, что очень многие сознательно и  целенаправленно не занимаются развитием этого качества своей личности.

Чаще всего, сообразительность проявляется в той или иной конкретной сфере деятельности. Изредка бывает и универсальной. В таких случаях есть большая вероятность появления большого и настоящего ученого. У людей творческого типа сообразительность встречается в десятки раз чаще, чем у остальных людей.

Сообразительность предполагает высокую фоновую активность ума (не больше десяти процентов людей), творческое мышление с высокой скоростью, глубиной, нестандартным ракурсом восприятия жизни, самостоятельность и независимость мышления, восприятие себя, как индивида с определенным уровнем зрелости и гармонии, мудрости и одухотворенности. Сообразительный человек вольно или невольно, но практически ежедневно доказывает свое существенное и несомненное преимущество над большинством окружающих. Люди с высокой степенью сообразительности имеют шанс стать реальной интеллектуальной и психологической элитой своего общества и государства.

Сообразительность помогает эффективно решать сложные задачи не только в школе или институте, но и по жизни. В ряде случаев, сообразительность базируется на внимательности и наблюдательности, склонности к исследованиям и экспериментам, интеллектуальной и психологической бдительности, осторожности, аккуратности. То, что может придумать один сообразительный человек за месяц, может быть принципиально лучше, чем то, что придумают тысячи человек без сообразительности за сто лет. Сообразительность очень важна в культуре и науке, психологии и философии бытия.

Сообразительность необыкновенно важна для любого человека, а для творческой личности в особенности. Ибо, она помогает четче и полнее человеку осознать самого себя, развить свою личность в целом, особенно основные достоинства и добродетели, способности и таланты. Она дает возможность более эффективно преодолевать преграды и препятствия в жизни вообще и в творчестве, в частности. Сообразительность может помочь в выявлении истинных причин и успехов, и неудач в любой сфере деятельности, получить существенное количество достоверной информации из малого количества данных.

Сообразительность помогает более глубоко и многогранно анализировать любые явления жизни. Как внутри, так и вне своего внутреннего мира. Сообразительные люди – это потенциальная гордость и общества, и государства во всех сферах деятельности. Если сообразительный человек имеет большие знания в области психологии и философии бытия, то он может обрести очень значительное могущество и иметь большое искушение использовать его в своих эгоистических целях. Что мы и видим на протяжении всей истории человечества.

Ценность одного сообразительного человека для науки может быть в сотни и тысячи раз больше, чем всех остальных, старательно занимающихся наукой.
У сообразительного человека регулярно возникают периоды особого вдохновения и озарения. Когда качество и количество возникающих в его голове мыслей имеет более высокий уровень, чем обычно. Сообразительному человеку особенно важно иметь вполне конкретный (хотя бы ближе к среднему, если уж не выше среднего) уровень одухотворенности. Чтобы не впасть в авантюризм и интриганство, самоуверенность и самовлюбленность, изощренный эгоизм и стервозность, чрезмерный рационализм.

Особым моментом является и уровень масштабности задач, к которому стремится сообразительный человек. По жизни известно очень много случаев, когда такой человек буквально погрязал в мелкой повседневной суете, совершенно забывая о своих громадных возможностях в плане больших и сложных задач, полезных для развития его личности в целом, а также имеющих большую общественную ценность.

Ему нельзя размениваться только на мелочи. Хотя, быть может, он и получит от их решения наиболее быстрое и особенно яркое удовлетворение. Но постепенное повышение степени сложности решаемых задач способно повысить многие важные параметры и возможности сообразительности. У сообразительного человека может быть совершенно особая миссия на Земле – посланника Высших сил. Имеющая особенную важность и ценность и для него самого, и для общества, и для человечества в целом. И это определяет необходимость наличия повышенного уровня требовательности к себе, к своей жизни, действительности и творчеству.
Собственно, возможности реализации себя в какой-либо творчестве у сообразительного человека существенно выше, чем у обычного. Ибо, она, во-первых, предполагает особую подвижность умственных и эмоциональных процессов. А, во-вторых, творческий акцент в любой сфере деятельности. Сообразительность способна придавать дополнительные возможности творческой личности, существенно расширять горизонты ее творчества. Сообразительность способны помочь человеку повысить его внутреннюю организованность, продуктивность и созидательность, тем самым, создав мощные предпосылки для возникновения чувства глубокого внутреннего удовлетворения собой и свой жизнью.

Способность к исследованиям
Особенно важный момент для творческой личности. Исследования помогают более интенсивно и более полноценно познавать себя, окружающий мир, жизнь, вся связанное с человеческим бытием. Конечно, это важно и для любой отдельной ситуации. Но, регулярное проведение, пусть даже самых небольших, но целенаправленных исследований, создает у человека привычку к такого рода деятельности. И временами, кроме планомерных исследований, возникают и своего рода импровизации, экспромты, эксперименты. Позволяющие расставить точки над «и» более быстро и более конкретно. Что называется, по ходу дела. Или по горячим следам.

Исследования могут помогать творческому человеку находить для своей жизни и творчества новые направления, новые грани, новые аспекты, нюансы, детали, оттенки и полутона. А также успешно редактировать свои прежние взгляды и представления, принципы и убеждения, правила и законы интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. В максимальном соответствии иерархии вечных и универсальных классических ценностей.

Исследования придают более благоприятный характер познанию жизни. Когда серия отрицательных результатов, полученных в их результате, уже не воспринимается человеком как нечто весьма неприятное, стрессовое, задевающее самолюбие. Наоборот, любой результат в той или иной мере способен подтвердить те или иные предварительные гипотезы. И, тем самым, повысить уверенность человека в себе и своих силах. Собственно, статус исследователя себя, окружающих, жизни – это совершенно иной статус человека, познающего жизнь. Это более благоприятный вариант расставания с иллюзиями и заблуждениями. Правда, не исключающий на все сто процентов каких-либо неприятных ассоциаций.

Исследования помогают получать более полную информацию о каком–либо явлении жизни, более многогранную, более конкретную, более систематизированную, более концентрированную, более объемную, более объективную. Регулярные исследования помогают более эффективно планировать новую серию исследований в интересующем направлении. И вносить в них адекватные и своевременные коррективы количественного и качественного характера.

Исследования способны добавить новый смысл в жизнь человека. Не говоря уже о дополнительном оттенке на конкретном этапе жизненного пути. И интеллектуального, и психологического характера. Исследовательская деятельность – это своего рода пикантный соус в обычной прозе жизни. Исследование помогают более интенсивно развивать интуицию и проницательность, абстрактное и ассоциативное мышление, фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность, внимательность и наблюдательность.

Опыт проведения различных исследований делает человека менее категоричным и прямолинейным, подходящим к сложным явлениям жизни с менее максималистских позиций. И предполагающим более многовариантное восприятие реальной действительности. Исследования помогают человеку понять более точно свое место в этой жизни, реально величину своих способностей и талантов, достоинств и добродетелей. Исследовательская деятельность вырабатывает в человеке философский подход к оценке себя и своей жизни, своего творчества, разумное отношение к своим ошибкам и неудачам, проблемам и неприятностям, сложным и противоречивым ситуациям. Помогает понять постепенность и медленность эволюционных процессов в своей личности и в жизни вообще. Что дает возможность более адекватно строить свои планы на будущее в наиболее важных моментах жизни.

Способность к наблюдениям
Наблюдательность – это важная черта личности. Она необходима и полезна практически всем, но для творческой личности она важна буквально как воздух. Ибо, познание и себя, и окружающих, и жизни невозможно без сознательной и целенаправленной склонности к постоянным наблюдениям. Конечно, это требует от человека вполне определенной внутренней организованности, внимательности, сосредоточенности. Умственной и душевной активности.

Наблюдательность важна во всех четырех основных сферах человеческого бытия: интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Она касается и простых явлений жизни, и умеренной сложности. Но особенно она важна применительно к сложным явлениям. Для их более интенсивного и полноценного познания и осмысления. Как, впрочем, и вообще относительно каких-либо многогранных и изощренных, многослойных и связанных с элементами иерархии классических духовных ценностей человеческого бытия.

Наблюдательность, важна не только применительно к каким–либо особенно важным моментам жизни, но и к второстепенным и даже третьестепенным. Ибо, такое подразделение явлений жизни, на самом деле, весьма условно. Ибо, многие второстепенные моменты, чаще всего, не играют особой роли, но, тем не менее, очень часто несут в себе очень ценную информацию высокой степени достоверности о чем–либо новом и неизвестном, необычном и непривычном, неоднозначном и противоречивом, странном и непонятном. Особенно в тех случаях, когда кто–то вольно или невольно вводит нас в заблуждение относительно того, что делает тот или иной человек, иногда исходя из своих корыстных интересов. Особенно в ходе какой-либо интриги или авантюры, индивидуальной или коллективной психологической манипуляции.

Хорошо, когда к наблюдательности добавляется еще и творческого мышление. В том числе, глубокое и масштабное, абстрактное и ассоциативное, аналитического и оригинальное (не обязательно во всем исходящее из распространённых и общепринятых стандартов). А также привычка к систематизации полученной информации. Ибо, ее наличие в хаотичном виде имеет практическую ценность значительно меньше, чем в систематизированном. Конечно, это не должно превращаться в самоцель, механическую и формальную, в стремление абсолютно все втиснуть в жесткие рамки логики, логические рамки тех или иных стандартов и стереотипов. Каждый должен понимать то, что, чем сложнее анализируемое явление, тем меньше число его граней доступно для непосредственного восприятия. Как и степень возможного погружения в каждую из этих граней. И тут вопрос уже не только в размере индивидуальных способностей и возможностей, а в том, что человеческий разум имеет вполне определенные ограничения в своем познании окружающего мира. Только очень редким гениям удается заглянуть чуть дальше в бездну тайн Вселенной, чем большинству обычных людей.

Конечно, у людей творческого типа возможности в этом плане могут быть (но не обязательно реально реализованы) существенно больше, чем у большинства обычных людей. Даже познание самого себя – это очень непростое дело. Древние говорили по этому поводу то, что познавший себя до конца, может познать все, что угодно. Ибо, человек несет в себе все элементы бытия: интеллектуальные и психологические, духовные и эстетические. А вот то, что он с этим делает – это уже совершенно отдельная песня, что называется. Серьезное и глубокое, объективное и бесстрастное изучение самого себя способно помочь в постижении других людей. Особенно в плане многих срытых и подсознательных моментов.

Наблюдательность особенно важна в житейских и научных исследованиях и экспериментах. Наблюдательность может помогать человеку сохранять свою адекватность изменяющимся условиям действительности. Например, при общении с другим человеком вы увидели, что данная тема разговора ему не интересна. И это может послужить основанием для ее смены. Или то, что вы делаете, перестало вызывать положительные эмоции у важного партнера по общению. Значит, следует или прекратить это делать в данный момент времени вообще или определенным образом его изменить, чтобы не вызывать у другого человека отрицательных эмоций.

Наблюдательность важна и в построении адекватных отношений человека с самим собой.  Ибо, это большое искусство и достаточно сложная наука, доступная мало кому. Правильная любовь к себе и адекватное уважение к себе – это большая редкость в человеческом обществе вообще и в современную эпоху, в частности, это особенно актуально. Ибо, в значительной степени определяет высокую степень проблематичности и драматичности человеческого общества и человечества в целом. Наряду со многими другими неоднозначными и проблематичными моментами распространённой человеческой психологии и философии бытия.

Наблюдательность, в оптимальном варианте, должна быть максимально осознанной и целенаправленной, постоянной и интенсивной, многогранной и многослойной, трепетной и чувствительной, бдительной и изощренной. Тогда она может дать человеку очень мощное преимущество перед большинством окружающих, значительно повысив вероятность достижения действительно высокого интеллекта и определенного (хотя бы между малым и средним) уровнем мудрости, жизненной опытности.

Наблюдательность помогает понимать основные особенности и закономерности существования различных жизненных явлений. По большому счету, в жизни нет ничего случайного. Все и хорошее, и плохое – это результат вполне определенного соединения многих моментов. Из того, что думает и чувствует человек, о чем мечтает и фантазирует, что желает и к чему стремится, что делал в прошлом и делает в настоящем. И не только того, что он делал, но и того, как он это делал: глупо, относительно разумно или очень разумно.

Вопрос, по большому счету, не в том, что было или нет при этом одобрение людей из своего непосредственного окружения. А в том, было ли одобрение Высших сил, строгих и бесстрашных, объективных и мудрых.

Иначе говоря, насколько основательно все мы стремились и стремимся вписываться в систему вечных и универсальных правил и законов Бытия вообще и человеческого, в частности. Не говоря уже о том, насколько успешны мы были в этом своем стремлении. Ибо, простой человек лишь иногда вписывается в систему понятий средней степени сложности. Человек с личностью средней степени сложности лишь иногда вписывается в систему сложных понятий. И даже сложный человек иногда не вписывается в систему очень сложных понятий.
Такова диалектика жизни. Каждый процент мудрости дается человеку только в результате очень большого и очень тяжелого труда. Труда ума и души, духа и тела. Труда максимально интенсивного и добросовестного. Сознательного и целенаправленного.
Конечно, наблюдательность – это только первый этап обретения мудрости. Но без нее она не возможна в принципе.

Стремление быть, а не казаться
Творческая личность, в отличие от большинства обычных, стремится быть реально значительной и содержательной, важной и ценной, действительно талантливой, гармоничной, зрелой, развитой. А не казаться таковой лишь чисто внешне перед своим непосредственным окружением. Особенно наименее мудрым и проницательным, наиболее доверчивым и простодушным, стереотипно мыслящим. Творческая личность ощущает сильный постоянный зуд внутри себя в плане развития и реализации своих способностей. Это, правда, далеко не сразу и не в полной степени может ею осознаваться. Но, тем не менее, у личностей творческого типа желание быть Личностью встречается в десятки раз чаще, чем у большинства обычных людей.

Собственно, сам факт наличия вполне определенных творческих задатков даже очень больших талантов еще не является абсолютной гарантией того, что они действительно будут полноценно развиваться. И в этом принципиальное отличие действительно творческой личности от человека просто с творческими задатками. Творческая личность сознательно и целенаправленно, интенсивно и регулярно, максимально добросовестно развивает не только свои отдельные таланты, но и ведущие чисто человеческие достоинства и добродетели, заботится о своей одухотворенности и в жизни, и в творчестве, гармонии личности в целом, стремится занять действительно свое место в жизни. И преимущественно наиболее оптимальным образом, с применением достойных методов и способов, средств и возможностей.

Творческая личность – это совершенно особенное явление жизни, имеющее не только индивидуальную, но и общественную, и государственную ценность. И все общество, и государство должны это четко и однозначно понимать. Потому как именно в творческой личности имеется залог полноценного развития и общества, и государства. Достаточно вспомнить то, что истинных аристократов ума и души за последние две тысячи лет было не более пяти тысяч человек. И именно благодаря им человечество продвинулось так далеко вперед в ряде аспектов своего развития. К сожалению, правда, далеко не во всех особенно важных и ценных. Степень несовершенства девяноста девяти процентов народов осталась на уровне двухтысячелетней давности. И в ближайшую тысячу лет каких-либо существенных сдвигов положительного характера в этом плане, скорее всего, не предвидится. Ибо, и общество, и государство пока еще не в состоянии должным образом ни выбрать истинных идеалов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, ни построить к ним адекватное моральное и материальное отношение, ни подать обществу и человечеству тонко и умно информацию об этих людях в необходимом количестве. На уровне серьезной и стабильной, постоянной и фундаментальной политики и идеологии, психологии и философии бытия и индивида, и человечества в целом.

Вопросы, на самом деле, очень важные и ценные, очень сложные и изощренные. Но, тем не менее, уже есть страны, где они успешно решены на государственном уровне. Вопрос в том, что большинство обычных людей категорически не желает учиться на чужом опыте, признавая при этом, свое глобальное и фундаментальное несовершенство, деструктивность и дисгармоничность.

Терпение
Терпение – это одна из классических добродетелей. Для творческой личности особенно необходимая и актуальная. Терпение помогает справляться с неинтересной и монотонной работой, требующей механического и формального отношения. Без терпения сложно делать большие дела с продолжительным предварительным и подготовительным этапом, решать многоэтапные задачи большого объема и сложности, многогранного и изощренного характера. Терпение помогает преодолевать проблемные и неприятные ситуации, неблагоприятные периоды жизни, неудачи и поражения. Расставание с иллюзиями и заблуждениями, корректировать свои ошибки наиболее оптимальным образом. Как и проводить анализ более глубокий и более многогранный и своей личности, и окружающих, и жизни вообще.

Терпение помогает делать работу, требующую особенной кропотливости и аккуратности, трудолюбия и усердия, добросовестности ума и души, духа и тела. Терпение дает возможность более успешно преодолевать ситуации с какими–либо неблагоприятными моментами, лишениями, ограничениями, стрессовыми факторами, периодами с повышенной интенсивностью деятельности, работать в состоянии умственного и психологического, морального и физического утомления. Оно помогает более успешно разбираться в необычных и непривычных, сложных и противоречивых, неоднозначных и щепетильных, странных и непонятных ситуациях.
Терпение помогает познавать что–либо новое, переходить на новый качественный уровень в том или ином виде деятельности, в развитии своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов, проводить большую и серьезную работу по самовоспитанию и самосовершенствованию.

Терпение позволяет сохранять внутреннее равновесие, выдержку и хладнокровие, избегать вспыльчивости и раздражительности, импульсивности и хаотичности, легкомысленности и безответственности, переменчивости и непостоянства, сумасбродства и своенравности, болезненной амбициозности, уменьшать по возможности свой максимализм и категоричность.

Терпение косвенно помогает проявляться терпимости к чужим слабостям и недостаткам, более оптимально переносить деструктивность и дисгармоничность окружающих, их упрощенность и примитивность, сочетание глобальной посредственности и обостренной амбициозности. Терпение лежит в основе великодушия и снисходительности, тактичности и деликатности, интеллигентности, аристократичности, доброжелательности, оптимизма, конструктивности и созидательности, коллективного творчества, любого производственного процесса. Без терпения невозможно выстраивание стратегии жизни, профессиональной деятельности, творческой и личностной эволюции.

Терпение помогает строить прочные и перспективные, многогранные отношения на приятельском и дружеском, родственном и супружеском уровне.
Без терпения сложно проводить работу по воспитанию детей, сотрудников, родственников и прочих людей. Терпение дает возможность выстраивать более оптимальным образом и отношения человека с самим собой, более полноценно проявлять уважение и любовь к себе.

Терпение необходимо в процессе усвоения новой информации, в развитии новых навыков в привычном деле и особенно в новом. Терпение желательно и в процессе подключения интуиции и проницательности, вдохновения и озарения.

Терпимость
Важное качество человеческой личности мировоззренческого характера. Ибо, оно основано на вполне определенных мнениях и представлениях, принципах и убеждениях, правилах и законах. В первую очередь, внутреннего пользования. Каждый человек с той или иной периодичностью сталкивается с низким интеллектом, низким уровнем одухотворенности и гармонии личности.
Иначе говоря, слабым развитием основных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. У многих это вызывает раздражение, неприятие, отторжение, антипатию. Но это идет от духовного невежества.

Человек не выбирает для себя комплект достоинств и добродетелей, с которым он родится. Это компетенция Высших сил. Как и уровень задатков одухотворенности, гармонии личности, способностей и талантов. И то, что одному дается легко и просто, то может быть абсолютно недосягаемым для другого. Причем, не зависимо от степени его трудолюбия и добросовестности, энергичности и старательности, количества лет самого интенсивного труда вообще, и по развитию своей личности, в частности.

Другой вопрос, что большинство людей, особенно современных, отличается выраженной ленью ума и души. В силу чего развитие их личности идет преимущественно самопроизвольно и хаотично. И вот именно их отношение к самосовершенствованию не может вызывать значительной лояльности. Ибо, это принципиально противоречит основным духовным законам бытия, законам гармонии Вселенной.

У каждого человека на всем протяжении его жизни, начиная с детского возраста, был свой личный, индивидуальный набор внешних обстоятельств благоприятного и неблагоприятного характера. В одном случае доминировали первые, в другом – вторые, в третьем – они уравновешивали друг друга. И поэтому даже чисто теоретически трудно ждать одинаковых результатов во всех трех перечисленных случаях.

Терпимость должна распространяться на слабости и недостатки других людей. Особенно второстепенного и третьестепенного характера. К их иллюзиям и заблуждениям, ошибкам и неудачам. Терпимость лежит в основе великодушия и снисходительности, тактичности и деликатности, интеллигентности и аристократичности. Без нее невозможен хороший уровень одухотворенности и мудрости, гармонии личности.

Творческая личность должна проявлять определенную терпимость к посредственным личностям. Если, конечно, при этом не затрагиваются существенным образом ее собственные или общественные интересы. Терпимость не предполагает особой лояльности к большинству человеческих пороков фундаментального характера. В том числе, к самоуверенности и самовлюбленности, своенравности  сумасбродству, эгоизму и стервозности, наглости и подлости, авантюризму и интриганству, склонности к корыстным психологическим манипуляциям, выраженным сознательным деструктивным и дисгармоничным мыслям и чувствам, желаниям и стремлениям, мечтам и фантазиям, намерениям и поступкам, безнравственности, пренебрежения истинными духовными ценностями, явлениям психологического паразитизма.Терпимость не должна быть слепой и формальной, неразумной и бессмысленной.

Тонкое восприятие сложных явлений
Данное словосочетание является синтетическим, оно придумано автором. И поэтому может быть несколько необычным и непривычным для некоторых читателей. Тонкое восприятие предполагает адекватность интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Иначе говоря, человек должен быть достаточно умен, одухотворен, психологически и эстетически развит. На первый взгляд, звучит достаточно просто и понятно. Чтобы расставить акценты чуть конкретнее, обратимся к статистике. Людей с высоким уровнем интеллекта не более десяти процентов. Людей хотя бы со среднем уровнем одухотворенности (о высоком речь вообще не идет) не более десяти процентов. Равно, как и со средним уровнем гармонии личности. Или со средним уровнем мудрости. Людей с задатками личности по степени сложности чуть выше среднего – не более десяти процентов. Если мы примем во внимание только эти четыре параметра, то получится лишь один человек из десяти тысяч. Вот такая простая арифметика.

Тонкое восприятие предполагает хорошо развитое абстрактное и ассоциативное, логическое и творческое мышление (не более пяти процентов людей). А также большой опыт применения всех перечисленных достоинств на практике. Особенно применительно к явлениям жизни средней и высокой степени сложности.
У творческой личности шанс на тонкое восприятие сложных явлений жизни в два-три раза больше. Как и вероятность собственного создания каких-либо явлений такого уровня по жизни вообще и в творчестве, в частности. Тонкость восприятия предполагает высокую степень осмысленности в ее многогранности и изощренности, глубине и масштабности. В оптимальном варианте еще и дифференцированности и градуированности.

Тонкость восприятия помогает четко отличить примитивное от упрощенного, упрощенное от обычного, обычное от симпатичного, симпатичное от красивого, красивое от изящного, изящное от изысканного.

Применительно к интеллектуальной сфере идет следующая градация: очень глупое, глупое, неглупое, умное, очень умное, мудрое. Применительно к одухотворенности ситуация выглядит следующим образом: деструктивность, нулевая духовность, минимальная, средняя, большая, очень большая. Из относительно существенных показателей можно выделить средний уровень одухотворенности, которым отличается не более десяти процентов. А тех, у кого этот уровень личности, жизни, творчества более высок, еще гораздо меньше, чем людей со средним уровнем.

Проблематичность и драматичность ситуации объясняется тем, что большинство современных людей даже в самой минимальной степени не обременяют себя размышлениями о ведущих моментах жизни. В частности, о зрелости и гармонии личности, мудрости, одухотворенности и т.д. И результат таких мизерных усилий получается вполне закономерный – очень символический. И тогда, встречаясь с тем или иным явлением жизни (поступком, личностью, продуктом творчества и т.д.), которое по степени сложности хотя бы на одну ступень (не говоря уже о двух-трех) выше, чем уровень реальной зрелости и сложности личности конкретного человека, он, чаще всего, делает совершенно неадекватные умозаключения. И как результат этого, неадекватные, неправильные решения принимает. И соответственно им действует. Как правило, это порождает бесконечную череду проблем и неприятностей, неожиданностей и сложностей. В отдельных случаях, даже драм и трагедий в самых важных жизненных вопросах. Поэтому это не только теоретическое размышление, а еще и анализ практической жизни.

Большинство обычных людей лишены тонкости восприятия явлений средней и высокой степени сложности. Даже применительно к какому–либо одному параметру из десяти наиболее важных. А уж тех, кто способен тонко воспринимать два–три параметра, во много раз меньше, чем первых. Что это означает на практике? Например, то, что большинство совершенно не умеет разбираться в людях. Им трудно отличить даже глупого от обычного, обычного от умного, умного от очень умного. И поэтому они строят свои отношения не просто не совсем адекватно с такими категориями людей, а принципиально неадекватно. В лучшем случае, попадают регулярно впросак, принимая глупого за умного, примитивного за развитого, дисгармоничного за гармоничного, обычного за мудрого, инфантильного за зрелого, хитрого подлеца за благородного и т.д. и т.д.

Собственно, даже внутри самих себя люди без тонкости восприятия толком разобраться не могут. Не говоря уже с жизнью. Знакомство с иерархией классических духовных ценностей у большинства, в лучшем случае, весьма поверхностно и предельно формально. Это приводит к возникновению системы больших и регулярных ошибок при решении жизненных вопросов интеллектуального, психологического и духовного характера. И, чем выше сложность жизненных явлений на пути обычного человека, тем выше вероятность возникновения проблем и неприятностей. В лучшем случае. Собственно, такова диалектика жизни вообще. А для человека с доминирующим упрощенным восприятием жизненных явлений этот момент особенно актуален.

Большую роль в тонкости восприятия жизни играет интуиция и проницательность. То, что для интуитивиста легко и просто, для обычного человека может быть тайной за семью печатями. И не только в тот или иной конкретный момент времени, а на протяжении многих лет и даже десятилетий. В отдельных случаях в течение всей жизни. И объяснить человеку с простым восприятием специфические тонкости и детали, нюансы и подробности, оттенки и полутона тонкого восприятия очень часто не представляется возможным даже чисто теоретически.

Ибо, невозможно только арифметическими правилами объяснить специфику задачи по алгебре, а правилами алгебры – специфику задачи по высшей математике.
Большое влияние в тонкости восприятия играет психологическая многогранность личности человека, уровень его психологической изощренности, богатство психологической палитры его чувств и эмоций, как таковых, и сопровождающих его определенные интеллектуальные настроения. А также масштабность его личности, его духовная и психологическая эрудиция, ширина кругозора, уровень любознательности, трудолюбия и добросовестности ума и души, степень самостоятельности и независимости мышления. Наличие собственной точки зрения.

Помогает и привычка решать задачи высокой степени сложности, с использованием фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности, творческого мышления, нестандартных ракурсов восприятия и анализа, внимательности и наблюдательности, психологической осторожности и бдительности. Конечно, ведущим моментом являются гены. Но и их развитие, сознательное и целенаправленное, дает возможность достичь существенных успехов в заданных рамках.