Творческая личность. Глава 3. Часть 12

Александр Иванович Алтунин
Психологическая аккуратность
Следует отметить, что выражение «психологическая аккуратность» является синтетическим. И придумано оно автором этих строк. Хотя, не исключено и то, что кто-то уже давно использовал его в своих трудах. Просто эти труды до настоящего времени не попали в поле зрения автора. Это явление складывается из целого комплекта свойств: тактичности и деликатности, великодушия и снисходительности, желания и умения понять другого человека, психологической интуиции и проницательности, внимательности и заботливости, бдительности и чувстве меры, психологической гибкости и дипломатичности, умения создавать качественный психологический комфорт другому человеку, трудолюбия ума и души, предупредительности, состояния и сопереживания, крепкого внутреннего стержня, элементов классической женственности или мужественности, интеллигентности, способности к качественному душевному творчеству, аналитичности ума, способности строить прочные и перспективные отношения (желательно многогранные), желания и умения серьезно работать над собой, склонности давать другому человеку возможность сохранять «свое лицо» в сложных и проблемных ситуациях; философского отношения к чужим слабостям и недостаткам, ошибкам и заблуждениям, неудачам и поражениям; самоконтроля и самокритичности, умения думать об интересах завтрашнего дня, понимания своего места в жизни, наличия иерархии вечных и универсальных классических ценностей, чувства долга и ответственности не только за суть своих мыслей и чувств, но и за форму их выражения, способности быть интересным собеседником.

Вторая часть этого комплекта состоит из: утонченности и трепетности души, чувства психологической изящности, способности поддерживать талантливого человека, наличия критериев эстетики личности человека в целом, способности ощущать радость от изящной эстетики мыслей и чувств другого человека, творческого мышления, одухотворенности выше среднего уровня, высокой требовательности к себе, доминирования чувства внутренней удовлетворенности над мнением праздной публики, добросовестности ума и души, любви к жизни, осознанного многогранного альтруизма, наличия большого комплекта принципов внутренней жизни, корректности, философского отношения к любым жизненным явлениям, определенного уровня гармонии собственной личности.

Психологическая аккуратность позволяет, по возможности, избегать проблемных ситуаций, особенно второстепенного и третьестепенного характера. Она позволяет выбирать наиболее оптимальные линии поведения в непривычных и необычных, странных и сложных, противоречивых и своеобразных ситуациях. Не говоря уже о проблемных и конфликтных.

Психологическая аккуратность дает возможность корректно вести сложные дискуссии, сохранять добрые отношения с различными типами оппонентов, не осложнять отношения с недоброжелателями и явными врагами, выходить с наименьшими потерями из сложных ситуаций, превращать наиболее достойных окружающих в своих потенциальных друзей и приятелей, укреплять и развивать уже имеющиеся дружеские отношения, укреплять психологический климат в учебном или производственном коллективе, строить полноценную семью, дружить с лучшей частью соседей и родственников, выстраивать наиболее полноценные отношения с самим собой, правильно любить и уважать себя, более успешно добиваться решения сложных вопросов и достижений больших задач и целей.

Психоэстетическая пропорция
Данное выражение является чисто профессиональным с психиатрической точки зрения, возникает оно при ряде серьезных психических заболеваний. Но для нас, в данном случае, важна чисто психологическая составляющая этого явления. Суть, которого заключается в том, что конкретный человек психологически бывает совершенно неадекватным. В частности, все, что касается его лично, он воспринимает крайне чувствительно. А все, что касается других людей, он воспринимает в той же степени равнодушно и безразлично. К сожалению, такого рода ситуация возникает не только в психиатрии, но и в повседневной психологии общения различных людей. И если в психиатрии оно в большей степени обусловлено серьезностью психического состояния человека, то в повседневной жизни оно является закономерным отражением характера и мировоззрения человека. И в основе своей имеет банальный эгоизм и эгоцентризм, самовлюбленность и самоуверенность, своенравность и сумасбродство, высокомерие и чванство, чопорность и формализм, деструктивность и дисгармоничность, равнодушие к духовным ценностям, неумение строить прочные и перспективные отношения, неумение правильно любить себя, психологическое и духовное невежество. Иногда еще и низкий интеллект, и низкий уровень культуры. Играет роль и определенное ожесточение и очерствение души, слабо развитое чувство психологической и интеллектуальной эстетики. Не говоря уже об авантюризме и интриганстве, грубости и хамстве, наглости и подлости, стервозности и прочих подобных «замечательных» свойствах человеческой натуры. Как правило, это проявление вполне конкретной психологической и духовной деградации личности, вызвавшей высокий уровень деструктивности и дисгармоничности.

Радость от эстетики мыслей и чувств другого человека
Творческого человека отличает от обычного то, что он способен ощущать большую радость от восприятия мыслей и чувств другого человека на хорошем качественном эстетическом уровне. И тут уже не важно то, что это далекий предок или современник. Важно то, что другой человек высказал ту или иную умную и тонкую мысль, проявил красивое или изящное чувство. Естественно, в системе иерархии вечных и универсальных классических ценностей. А не громадного количества современных  разнообразных искажений и извращений. Как правило, творческий человек не только ощущает внутри себя такую радость, но и проявляет ее вовне, делает ее достоянием определенного числа окружающих, чтобы и они могли аналогичным образом порадоваться.

Другой вопрос, что это далеко не всегда получается должным образом. Ибо, человек с низким интеллектом не может понять особенно умную мысль. Простой человек не может понять сложную мысль. Дисгармоничный человек – восхититься гармонией мысли и чувства. Человеку, приземленному сложно понять романтичного. Толстокожему – ощутить утонченность и трепетность чужого чувства. Пошлому человеку сложно понять благородного. Эгоисту – альтруиста, обычному человеку – творческого, посредственному – талантливого, упрощенному – возвышенного.

У творческого человека радость восприятия эстетики мыслей и чувств другого человека, как правило, имеет искренний и бескорыстный характер. Она является проявлением его естества, его внутренней потребности к совершенствованию себя, своих способностей, своей жизни. Принципиальной особенностью человека творческого менталитета является то, что он в определенной степени радуется эстетике чужих мыслей, имеющих равное с ним качество. Но эта радость естественно и закономерно возникает в нем и в том случае, когда чужая эстетика значительно превосходит его собственную. И в этом он не стыдится признаться ни самому себе, ни окружающим. Иначе говоря, он способен признать то, что кто-то совершеннее и гармоничнее, чем он сам. И не только в некоторой, предельно символической степени, преимущественно количественного характера. Но и в значительной степени качественного характера.

Творческий человек, в отличие от обычного, понимает то, что нет предела совершенству. И поэтому, как бы не был развит тот или иной конкретный человек в том или ином аспекте, всегда найдется кто-то, кто существенно его в этом превосходит. Исключение в этом плане составляют лишь гении. Которых за всю историю человечества было всего пятьсот человек. Там уровень такой высокий, что трудно даже чисто теоретически представить себе что-то человеческое, принципиально превосходящее гения. О Высших силах, совершенство которых в миллиарды раз больше человеческого, речь в данном случае, не идет.

Собственно, житейская система координат имеет массу принципиальных отличий от системы координат духовного плана. То, что может находиться на высших ступенях иерархии житейских ценностей, чаще всего, находится на низших ступенях духовной иерархии. А то, что находится на средних ступенях духовной иерархии, как правило, закрыто для обычного восприятия большинства представителей стандартного менталитета. Да и среди творческого менталитета, к сожалению, далеко не всем понятно. И в этом одна из драм этого менталитета.

Представитель творческого менталитета, в отличие от представителя стандартного менталитета, стремится внести вполне определенный (мало-мальски ощутимый) уровень эстетики в свои мысли и чувства, в то, что он делает и как делает. Есть, по крайней мере, такая интуитивная потребность. Которую каждый реализует в меру своих способностей и возможностей. Но, чем сильнее задатки творческого начала присутствуют в человеке, тем интенсивнее в нем эта интуитивная потребность. И конечно, во многих случаях она касается достаточно узкого круга вопросов бытия. Ибо, быть совершенным абсолютно во всем невозможно человеку даже чисто теоретически. Это только один Господь во всем совершенен.

Если же творческое начало в человеке имеет хотя бы средний уровень развития, то во многих ситуациях эстетика мысли и чувства начинает проявляться уже на уровне подсознания, в режиме автопилота. Как бы сама собой. Но, на самом деле, - это лишь чисто внешне проявление десятков весьма сложных процессов с вовлечением десятков (а иногда и сотни-другой) факторов. В той или иной степени взаимосвязанности друг с другом.

Из чего рождается особенная эстетика мыслей и чувств? Из хорошего интеллекта, творческого мышления, утонченности, трепетности и изящности души, элементов интеллектуальной и психологической аристократичности, развитого чувства прекрасного, чувства психологической эстетики, умения тонко и дифференцированно воспринимать различные явления жизни, богатой фантазии и воображения, развитого абстрактного и ассоциативного мышления, обширной эрудиции, психологической интуиции и проницательности, умения настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека. Можно к этому добавить еще тридцать-сорок параметров (свойств личности).

Как показывает практика, уже врожденные задатки чувства прекрасного имеют вполне определенную величину: слабую, среднюю или высокую степень. Другой вопрос, что даже внутри своего фиксированного диапазона у человека есть громадные возможности по развитию и совершенствованию своей личности. Которые, как правило, на восемьдесят- девяносто процентов людьми не используются. Особенно из стандартного менталитета. И получается интересная ситуация: мало того, что у большинства людей есть лишь задатки низкого уровня эстетики мыслей и чувств, так они и ими совершенно не занимаются. В силу того, что не имеют должного примера для подражания. А то, что есть, к сожалению, чаще всего, далеко не лучший пример. Но человек уж так устроен, что подсознательно подражает своим родителям в детстве и юности, а потом своим кумирам, выбранным, скорее всего, по каким-либо второстепенным параметрам (с точки зрения духовной логики). А то, что было, условно говоря, впитано с молоком матери, потом меняется очень сложно и тяжело. А потому очень редко. На осине не родятся апельсины. За исключением очень редких случаев, когда на это есть отдельное и специальное позволение Высших сил (не чаще, чем один случай на тысячу).

Обладатель особого чувства эстетики – это посланник Высших сил в мир людей. Чтобы поднять уровень гармонии не только отдельного человека, но и всего общества. А, в отдельных случаях, и всего человечества. И от того, как общество реагирует на этого посланника, насколько адекватно с духовной точки зрения, зависит во многом будущее этого общества. С одной стороны, от того, что общество сможет перенять от такого особенного эстета мысли и чувства. С другой стороны, от того, в какой степени это общество будет иметь благоволение Высших сил по отношению к себе. Связанное и с отношением общества к посланникам.

Рассудительность и резонерство
Резонерство – это склонность к бесцельному рассуждению. Это формальное и крайне поверхностное мышление стереотипного характера и упрощенного типа. Человек, склонный к резонерству, как правило, не имеет должностной компетенции в обсуждаемом вопросе, но, при этом, желает произвести впечатление очень грамотного и знающего тонкости дела личности. Такой человек лишен способности видеть то или иное явление многогранно и многослойно, глубоко и основательно. Он, например, оперирует лишь двумя-тремя основными категориями из десяти возможных, но изображает, видит максимально полноценную картину того или иного сложного явления. Посторонний человек, относящийся к стандартному менталитету, после прослушивания «умных» речей резонера, может испытывать не только определенное чувство удовлетворения от получения якобы качественной информации, но временами даже большой восторг и восхищение. И даже более того: со временем формальное (в смысле предельно поверхностное, с опорой на некоторые второстепенные моменты) и доверчивое отношение к поверхностным мыслям резонера может стать основным и единственным стилем восприятия любой внешней информации.

Если же такому «аналитику» встречается действительно умная и сложная информация, то она категорически отвергается как нечто совершенно странное и непонятное, чуждое ему в принципе. Человеческий ум, привыкший к минимальным нагрузкам, чаще всего, совершенно невозможно быстро и основательно перестроить на качественно новый уровень оперирования понятиями даже средней степени сложности. Не говоря уже о сложных. И даже два-три диплома о высшем образовании ничего в данном положении вещей, к сожалению, изменить не могут. Ибо, для полноценного творческого мышления нужны, в первую очередь, конкретные врожденные задатки. Не говоря уже об интуиции и проницательности. Которые все вместе встречаются достаточно редко.

Резонер и творчески мыслящий человек, обладающий реальной рассудительностью, как правило, никогда не находят общий язык. Ибо, они мыслят совершенно в разных смысловых плоскостях и с принципиально различными целями. Для человека с творческим менталитетом важно обретение истины, даже если они и отличается от его первоначального представления о том или ином явлении жизни. А для резонера обретение истины совершенно безразлично. Ему важно эффектно подать свою личность в глазах окружающих. И это стремление, в силу постоянности и длительности проявления, со временем становится своего рода вторым «Я». И даже более того: привыкнув масштабно лгать окружающим, человек начинает, вольно или невольно (это лишь для начала) лгать и самому себе, в системе отношений с самим собой. Настолько сильно он проникается верой в истинность свой лжи. А это уже большая драма внутреннего мира того или иного конкретного человека. А так как таких людей очень много, то и драмой всего общества в целом. Ибо, принципиально изменить такого человека уже не может никто и ничто. Даже тяжелая шизофрения или злокачественная онкология. А в отдельных случаях, даже смерть. Хотя ложь самому себе, как постоянное фоновое состояние, означает начало интеллектуального и психологического, морального и духовного умирания человека, как личности. А это автоматически означает то, что человек, кроме всего прочего, мощно и интенсивно разрушает гармонию еще и в окружающем мире.

Самодисциплина
Каждого человека с детских лет приучают быть дисциплинированным. Но делают это, чаще всего, не самым лучшим и оптимальным образом. И поэтому, как минимум, на уровне подсознания у каждого есть большая группа негативных ассоциаций, связанных со словом «дисциплина». И в детском саду, и в школе почти каждого, по этому поводу подвергали многочисленным и разнообразным унижениям и оскорблениям. Якобы исходя из самых благих соображений. Немало упреков и наставлений мы получаем в связи с этим и в своей родительской семье. И в нашем сознании, помимо нашей воли и желания закрепилась мысль о том, что дисциплина – это то, что нужно старшим или кому-то еще, но отнюдь не нам самим. А именно этот момент является самым важным и самым ценным в психологии и философии человеческого бытия. Все достоинства и добродетели, способности и таланты должны развиваться максимально интенсивно, в первую очередь, для наиболее полноценного существования самого их обладателя. Для того чтобы он имел возможность ощущать реальное и истинное, большое и полноценное чувство собственного внутреннего удовлетворения и самим собой, и своей жизнью, и своим творчеством (если оно, конечно, имеет место быть).

Большинство людей, в том числе, с творческими задатками, отличается низким изначальным уровнем организованности и самодисциплины. В силу чего какое-либо полноценное и продуктивное, качественное творчество практически невозможно ни для кого и никогда. Даже для самого гениального человека. Пушкин, зная то, что он – гений, тем не менее, трудился в сто раз больше и в десять раз старательнее, чем большинство людей. И в том числе, с определенными творческими задатками.

Одной из особенностей личности с творческими задатками является повышенная эмоциональная утонченность, склонность к частой перемене настроения, склонность к периодической импульсивности, к доминированию эмоциональных факторов над логическими, способность ощущать яркие и продолжительные эмоции, как положительного, так и отрицательного характера, наклонность к некоторым элементам сумасбродства (как минимум, к некоторым). Все это, несомненно, очень значительно влияет на развитие и всей личности человека, и на его творческие способности. Особенно на их практическую реализацию и воплощение. И тут-то, как раз никак не обойтись без самодисциплины. Не показной – внешней,  а именно внутренней. О которой, как правило, никому не рассказывают и специально не демонстрируют. Ибо, это элемент внутреннего мира человека, связанный с его системой взаимоотношений с самим собой.

Самодисциплина предполагает наличие вполне определенной и внутренней, и внешней организованности, самокритичности, самоконтроля за своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, мечтами и фантазиями, чувства долга и ответственности и перед самим собой, и перед окружающими, и перед обществом, и перед Высшими силами, высокого уровня требовательности к самому себе, не зависимо от того, где и с кем человек общается или находится наедине с собой. Самодисциплина позволяет человеку более эффективно заниматься развитием своей личности и своей творческой сущности. За проявление самодисциплины, человек не ждет, какого-либо, даже самого символического одобрения окружающих. Для него важно собственное чувство удовлетворения от того, что он делает. И от того, как он это делает. И это залог наиболее оптимальной эволюции человека и в житейском, и в творческом плане.

Самодостаточность
Один из главных моментов, касающихся самодостаточности, заключается в том, что человек стремится искать счастья и благополучия, в первую очередь, в своем внутреннем мире. Если быть немного точнее, то в том, чтобы быть в максимальной степени соответствующим правилам и законам Вселенной, а также иерархии вечных и универсальных классических ценностей. Понятно, что идеально вписываться в эту систему обычному человеку не дано, в принципе. Но, когда он все же имеет в своем разуме столь четкий и конкретный, а главное – совершенный ориентир для своей жизнедеятельности, то с годами постепенно продвигается на пути собственного совершенствования все больше и больше. Достигая, пусть промежуточных, но, тем не менее, реальных и ощутимых достижений и успехов. Человек ощущает  чувство глубокого внутреннего удовлетворения от того, что он делает и как.

И мнение большинства окружающих, в силу его предельной поверхностности, формальности и субъективности, его особенно не волнует. Ибо, он выбрал для себя очень небольшую группу людей, выделяющуюся среди общей массы своим интеллектом и мудростью, одухотворенностью и гармонией личности. И вот именно их мнение относительно своей личности и жизнедеятельности такой человек ценит буквально на вес золота. Ибо, их оценка максимально объективна и бесстрастна (поэтому ближайшие родственники, к сожалению, чаще всего, для этой роли не подходят). Особое место в этой группе, как правило, занимают те, кто способен синтезировать многогранную и достаточно изощренную оценку многих действительно важных и ценных явлений жизни вообще. И самодостаточного человека, в частности.

Конечно, в этой ситуации есть масса подводных камней. Большинство людей, не являющихся самодостаточными, тем не менее, считают себя таковыми. А вот многие из тех, кто является самодостаточной личностью, ощущают различной величины сомнения по этому поводу. Оно отчасти и понятно, ибо, обретение абсолютной и идеальной самодостаточности невозможно в принципе. По крайней мере, в рамках одного человеческого воплощения.

Самодостаточный человек четко и конкретно осознает наличие в себе серьезного комплекта достоинств и добродетелей. Качество которых уже многократно проверено самой жизнью при решении не только простых задач повседневной житейской суеты, но и средней степени сложности (успех лишь у двадцати процентов людей). И особенно высокой степени сложности (два-три процента).
Самодостаточность отнюдь не означает того, что человек не видит в себе обширного комплекта недостатков (как правило, несколько десятков). Как раз, осознание и осмысление своих слабостей и недостатков помогает человеку более объективно относиться к себе и своей жизни.

Самодостаточный человек, в отличие от большинства, серьезно занимается самовоспитанием и самосовершенствованием. И в этом ему очень хорошо помогает занятие каким-либо творчеством, которое приносит вполне конкретную и регулярную радость его уму и душе. И если это творчество основано на законах гармонии Вселенной, то очень часто и многим другим людям, способным тонко и дифференцированно ценить прекрасное и изящное в воплощении мыслей и чувств. И это способствует повышению уровня гармонии и в самом творческом человеке и в окружающем мире.

Самоотверженность
Многие люди об этой черте характера вообще никогда не слышали, как, собственно, и о многих других классических добродетелях и духовных ценностях жизни. Многие имеют об этом весьма туманное представление. Большинство относится к этому понятно как к чисто теоретическому, которое, если и имеет отношение к их жизни, то весьма и весьма символическое, о котором, по большому счету, особенно озадачиваться не стоит не только по жизни вообще, но даже в какой–либо отдельной ситуации.

Для личности хотя бы с умеренным уровнем одухотворенности акценты в этом плане расставлены уже принципиально иначе. Такой человек уже достаточно ясно понимает то, что во многих случаях и возможно, и необходимо жертвовать чем–то второстепенным ради главного. В соответствии с иерархией вечных классических ценностей. В ряде случаев, это может быть жертва ради здоровья и благополучия родных и близких. Не вызывает сомнения и ситуация, когда выбор стоит между мелким житейским вопросом и большим духовным принципом. Собственно, человек, не зависимо от комплекта способностей и талантов, должен четко понимать то, что при решении сложной задачи и достижении большой цели он будет буквально обязан отказаться от многого привычного и комфортного. Или уменьшить их периодичность и продолжительность присутствия в своей жизни.

Для творческой личности этот момент особенно актуален. Ибо, сосредоточенность на творческом процессе требует от человека значительной отстранённости от многих отвлекающих и дезорганизующих факторов. В том числе, и от того, что большинство людей считает естественной и закономерной, обязательной и необходимой частью своей жизни. В их понимании ее полноценности и насыщенности.

Тут особенно важен момент создания собственных взглядов и представлений, принципов и убеждений, правил и законов и по жизни вообще, и в моментах, связанных прямо или косвенно с творчеством. Ибо, то, как живет большинство, для творческого человека во многих моментах не только не подходит, но, в ряде случаев, является для него категорически противопоказанным, выражаясь медицинским языком. И тут момент одухотворенности и психологической эрудиции выходит на первый план. Чем выше оба эти момента, тем выше возникает вероятность того, что творчество того или иного конкретного человека будет успешным и плодотворным, стабильным и полноценным, с реальной претензией на гармонию и совершенство. Будет приносить ему, в первую очередь, собственное внутреннее удовлетворение. А уже потом, быть может, и вполне определенное общественное признание.

Серьезное творчество требует от человека сознательного и целенаправленного отказа от многих своих принципов и прихотей. Особенно второстепенного характера.Другой вопрос, что есть вполне определенные психологические особенности его жизни, которые многие обычные люди из его окружения воспринимают как капризы и прихоти. А на самом деле, это моменты жизненно необходимые именно для него. Можно сказать, что многие из них являются для него своего рода элементами научной организации творческого труда. Обеспечивающими регулярность возникновения и стабильность сохранения вдохновения, его наиболее эффективной и полноценной реализации не только в тот или иной конкретный день, а и по жизни вообще. Стандарты и стереотипы обычного человека во многих случаях совершенно не подходят для творческой личности. Но это тема отдельного разговора.

Собственно, творческая личность четко понимает то, что все ее способности и таланты – это всего лишь аванс Высших сил, который необходимо отрабатывать все свою жизнь максимально добросовестным образом. И в этом плане может возникнуть вполне конкретная ситуация, когда человек посвящает всю свою жизнь своему творчеству на благо обществу, гармонии человечества. И тогда Высшие силы и сама Жизнь могут потребовать от человека достаточно высокого уровня самоотверженности.

Понятно, что кроме обычного ритма жизни, могут возникать ситуации, когда достойный человек вынужден жертвовать частью своих интересов, в том числе, жизненно важными ради блага кого–либо из окружающих, родных и близких, общества, государства. Особенно, если речь идет о здоровье или жизни конкретных людей. Для действительно достойного человека элемент самоотверженности является естественным и закономерным, нормальным и правильным. Он не требует от него, в большинстве случаев, особых сомнений и колебаний, долгих и изнурительных размышлений.

Бывают ситуации, когда творческий человек, в порыве своего вдохновения иногда жертвует едой и сном для наиболее успешного воплощения в жизнь (на практике) своей новой идеи творческого характера. Как, впрочем, и многими другими обычными житейскими радостями. Без которых обычный человек считает свою жизнь бессмысленной, проблематичной и даже драматичной. Бальзак, например многие свои произведения писал преимущественно ночью, принимая дополнительный допинг в виде очень больших порций кофе. Чем существенно сократил продолжительность своей жизни. Он, скорее всего, прекрасно знал то, что при таком образе жизни он буквально сгорит, как свеча. Но ему уж очень сильно хотелось рассказать о своих мыслях и чувствах, о своем видении жизни своим читателям. И по возможности, не только своему народу, но и всему остальному человечеству. В результате он стал классиком мировой литературы. Конечно, в нем была не только самоотверженность, но и конкретный большой талант, который он очень старательно развивал в себе.

А уж об его гигантском трудолюбии на творческом поприще вообще слагают легенды. Как, впрочем, и о многих других аристократах ума и души. Которые буквально изнуряли себя предельно интенсивным творчеством не только многие годы, но и десятилетия. Предъявляя к себе уровень требований во много раз больше, чем большинство окружающих. И не ради формального одобрения со стороны кого–либо, а ради получения собственного чувства внутреннего удовлетворения тем, что они делают, и тем, как они это делают. Лев Толстой, например, триста раз переписывал начало романа «Война и мир». И вообще писал его больше двадцати лет. Периодически шлифуя уже написанное в пятый или десятый раз в поисках особой гармонии мысли и чувства, проявления духа. И человеческого, и высшего. А это элементы высшей степени сложности в системе жизненных явлений человечества.

Собственно, служение делу гармонии – это очень сложное и трудное дело. Когда творческий человек перестает принадлежать самому себе. Он становится в определенном смысле рабом своего творчества, неутомимым работником Высших сил, добросовестным и старательным, благодарным за особую ценность возложенной на него миссии, несмотря на все проблемы и неприятности ее выполнения.

Самостоятельность
Самостоятельность – это способность человека, опираясь лишь на свои собственные достоинства и добродетели, способности и таланты делать определённые дела на хорошем качественном уровне. Ибо, делать что–либо плохо – это не есть достоинство человеческой личности. Самостоятельность связана с уверенностью в себе, независимостью. Самостоятельность требует от человека достаточно хорошего тонуса ума и души. А иногда и духа. Степень самостоятельности зависит от зрелости человека, уровня гармонии его личности, самокритичности и самоконтроля.

Для творческой личности самостоятельность особенно необходима, как, собственно, и все прочие качества личности, перечисленные в данной работе. Собственно, на качество жизни и творчества в той или иной мере влияют все четыреста положительных качеств. Другой вопрос, что одни больше, а другие – меньше. Одни являются главными, а другие – второстепенными.

Наличие самостоятельности не предполагает сознательное и целенаправленное отстранение от мнения всех окружающих вообще, как и от косвенной и частичной помощи других людей. Важен сам факт стремления человека быть как можно более самостоятельным в наибольшем числе вопросов. Другой вопрос, что все должно быть максимально осмысленным, и не предполагать формализма и слепого фанатизма, максимализма, демонстративности, экзальтированности, экстравагантности, истероидности, показухи, банального актерства и многих других, похожих по форме и сути вещей и явлений.

Многие люди вообще не могут делать и малейшего шага без советов окружающих. Не говоря уже о том, что такие люди ориентируются на мнение окружающих (не зависимо от их уровня интеллекта, зрелости, мудрости, гармоничности) в значительно большей степени, чем на собственную точку зрения.

Быть действительно самостоятельным человеком очень непросто. Ибо, это требует большой и интенсивной работы по развитию своей личности, своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Это и способность творчески осмысливать различные явления жизни. Особенно средней степени сложности и сложные. Что, на самом деле, дано мало кому. Не говоря уже о том, что мало кто серьезно и основательно занимается этим сознательно и целенаправленно.
Что, собственно, дает реальную возможность несколько отстранённо воспринимать мнение большинства окружающих, относительно того, что такое хорошо и плохо, что нужно делать и как именно.