Творческая личность. Глава 3. Часть 11

Александр Иванович Алтунин
Проницательность
Проницательность трактуется, как способность предвидеть дальнейшее развитие ситуации на основании определенных, чаще всего, небольших, данных. Часто, с формальной точки зрения, второстепенного и третьестепенного характера. Это и способность за чисто внешними моментами определенного жизненного явления предугадывать истинное внутреннее содержание. В том числе, скрытое от глаз большинства обычных людей. Ибо, проницательность – это удел небольшой группы людей – не более десяти процентов. Проницательность можно условно разделить на интеллектуальную, психологическую, духовную и эстетическую. По наличию доминирующего фактора.

Проницательность основывается на хорошем интеллекте, интуиции, богатой фантазии и воображении, сообразительности и изобретательности, творческом мышлении, включая развитые аспекты абстрактного и ассоциативного, логического и аналитического, многогранного и многослойного. Играет роль и развитая способность к сознательным и целенаправленным наблюдениям и исследованиям, внимательность, чуткость, трепетность души, добросовестность работы ума и души, развитое чувство обратной связи, способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, умение отделять главное от второстепенного, отличать ложь от правды по косвенным признакам, умение распознавать авантюристов и интриганов, эгоистов и стервозных личностей, психологических манипуляторов. Помогает и способность оперировать понятиями средней степени сложности и сложными, привычка и систематизации всей получаемой информации всех четырех видов, в их тесной взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга.

Как правило, проницательность – это врожденное свойство. Другой вопрос, что, как и всякое другое достоинство личности, она нуждается в сознательном и целенаправленном развитии. Обычно проходит не менее десяти–двадцати лет, прежде чем проницательность достигает мало–мальски существенной величины. Проницательность помогает познавать себя, других людей, различные явления жизни, выявлять особенности и закономерности многих важных процессов. В том числе, психологические и духовные законы бытия.

Можно сказать, что познание мира и жизни у проницательных людей идет по принципиально иным путям, нежели у большинства остальных людей. И то, что легко и просто дается проницательному человеку, может оставаться для очень многих пожизненно тайной за семью печатями. И даже более того: проницательного человека нередко обвиняют в банальном шарлатанстве, авантюризме и интриганстве. В отдельных случаях, даже в применении черной магии. Особенно, когда целая серия его предсказаний, принципиально противоположных по сути, мнению практически всех окружающих, получает свое полное подтверждение самой жизнью. Заставляя, тем самым, сомневаться в объективности, полноценности, реальной значимости, так называемого общественного мнения, как такового.

Проницательный человек, как правило, имеет собственную точку зрения по всем вопросам жизни, отличается большой самостоятельностью и независимостью. Он прислушивается к своим интуитивным ощущениям. Особенно, большим озарениям. Мнение большинства, по большому счету, его волнует мало. И если служит определенным ориентиром, то только косвенным и частичным. Конечно, в ряде случаев, нужно еще вполне конкретное мужество, чтобы противопоставлять свое мнение мнению всех окружающих.

Другой вопрос, что без особой необходимости проницательный человек свое истинное мнение не высказывает. Потому как подавляющее большинство людей категорически не любит попадать впросак с определенной регулярностью. Когда выявляется большое и принципиальное преимущество какого–то отдельного человека. Который в их глазах не имеет какой–либо особенной и существенной важности и ценности. Наиболее злокачественный характер ситуация приобретает, когда фиаско получается публичным. Или таковым воспринимается и отдельным человеком, и группой лиц, и всем обществом, и всем человечеством. К сожалению.

В ряде случаев, проницательный человек имеет определенный доступ к космическому банку информации: поэтому его прогнозы относительно сложных явлений жизни бывают совершенно неожиданными, удивительными и потрясающими, логичными и достоверными, потрясающими в стандартной и формальной логике, стереотипному мышлению, обычной и распространенной житейской логике. Непонимание даже некоторых основных механизмов проницательности часто приводит к возникновению большого раздражения, антипатии, предвзятого отношения с элементами тенденциозности, чувства ущемления болезненного самолюбия, переходящего в многогранную и изощренную ненависть не только ситуационного, но и пожизненного характера. Люди, в большинстве своем, очень тяжело прощают ближнему его существенное преимущество в чем–либо вообще. А в важных моментах, в особенности.

Большую роль играет врожденное и развитое чувство гармонии. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Как правило, преимущественно одного типа. Высочайшей степени проницательность может достигать у редких истинных аристократов ума, души и духа. Которых за все историю человечества было не более пяти тысяч человек.

Хорошую помощь оказывает и понимание четкой связи различных причин и их следствий. Например, ученик первого класса пытается решить алгебраический пример. Достаточно самой минимальной проницательности, чтобы высказать категоричное утверждение о том, что, скорее всего, у него ничего не получится. Человека с низким интеллектом родители устроили в институт. Можно сразу сказать, что из этой затеи ничего путного не получится. Как и в случае, когда человек со средним интеллектом пытается написать кандидатскую диссертацию. Он ее или вообще никогда не напишет. Или она будет иметь весьма посредственным уровень качества.

Представитель рабочего класса взялся читать книгу из классики психологии или философии. С вероятностью в девяносто девять процентов можно утверждать, что он или не прочитает книгу. Или прочитает, но почти ничего не поймет.
Человек, привыкший мыслить только самыми простыми категориями, встречается с явлением жизни средней степени сложности (не говоря уже о сложном). С вероятностью в семьдесят–восемьдесят процентов можно предполагать то, что он с такой задачей (по полноценному осмыслению этого явления) не справится.

Все мысли и чувства человека, в подавляющем большинстве случаев, оставляют вполне определенную (от минимальной до максимальной) печать на его лице. И, чаще всего, достаточно проявления небольшой психологической проницательности, чтобы четко и однозначно считать эту информацию с его лица. В частности: уровень интеллекта, мудрости, гармонии личности, одухотворенности. И еще много десятков других свойств личности, параметров ума и души. Что позволяет с высокой степенью достоверности прогнозировать поведение конкретного человека в тот или иной ситуации.

Следует отметить, что среди творческих людей проницательность встречается в несколько раз чаще, чем среди всех остальных.
Проницательность, в совокупности с интуицией, помогает глубоко, полноценно и изощренно воспринимать тонкие и сложные явления жизни. В том, числе, в науке и искусстве. Проницательность помогает творческой личности выбирать наиболее оптимальные пути развития своей личности, своих творческих способностей, находить наиболее адекватных аспектов для себя и своего творчества, более тонко оценивать других людей, в том числе, творческого типа.

Проницательность – это своего рода секретное оружие ее обладателя. О котором мало кто догадывается. Проницательность способна очень мощно экономить время и силы на анализ какого–либо жизненного явления. Другой вопрос, что должно быть достаточно продолжительная и обширная практика применения проницательности. Чтобы степень достоверности ее предсказаний перешла от малой к большой. Важно вести статистику достоверности предсказаний, чтобы выявлять и сильные, и слабые стороны этого процесса в индивидуальном исполнении. Большое влияние может оказывать то или иное заблуждение, иллюзия конкретного человека относительно кого–либо или чего– либо. Способные в некоторых случаях выступить в роли субъективного доминирующего или отвлекающего фактора в постижении скрытой сути кого–либо или чего–либо.
Большую пользу оказывает психологическая и духовная эрудиция, наличие системы ценностей классического характера, определяющей основные комплекты критериев восприятия явлений окружающей действительности.

Проницательность требует постоянной тренировки для поддержания ее в должном тонусе. Безусловно, важен момент постепенного повышения уровня сложности решаемых задач. А также применение в ее каких–либо непривычных и необычных, сложных и противоречивых, щепетильных и неоднозначных ситуациях. Серия возможных ошибок может помочь внести должные коррективы в этот сложный и изощренный процесс, идущий внутри человеческой личности.

Проницательность – это момент высшего пилотажа личностной психологии. Большинству людей, ее лишенных, желательно иметь в своем окружении кого–либо, имеющего развитую проницательность. И чтобы своевременно корректировать свое представление не только о чем–то новом в их жизни, но и о привычных моментах. Имеющих большой элемент индивидуального (или коллективного) субъективизма. И тем самым уберечь себя от больших ошибок, неудач и поражений.

Проницательность может помогать понимать то, в какой степени тот или иной незнакомый человек заслуживает доверия и расположения. Это является своего рода профилактикой возникновения разочарований. В отдельных случаях, даже драм и трагедий. Проницательность помогает ее обладателю контролировать развитие даже отдельной ситуации. Особенно в общении с другим человеком. И по возможности вносить коррективы, адекватные и своевременные, для наибольшей оптимизации не только развития отдельной ситуации. Но и сути и содержания отношений с этим человеком вообще. Проницательность – это очень важное и ценное явление жизни, большая и сложная тема, требующая совершенно отдельного и подробного разговора. Что выходит за рамки данной работы.

Противоречие внутренней и внешней жизни
Эволюция человеческой личности вообще и современной, в частности, имеет ряд вполне определенных особенностей. Среди которых есть и весьма проблемные моменты. Например: противоречие внутренней и внешней жизни. Внутренний мир отдельного человека, как правило, остается вне поля зрения большинства окружающих. Особенно тех, кто не отличается особенным интеллектом, психологической интуицией и проницательностью, да и мудростью, как таковой, по большому счету. А те, кто способен увидеть в другом человеке его реальную, а не показную личность во всем ее противоречии и проблематичности, деструктивности и дисгармоничности, как правило, без особой необходимости не озвучивают свое мнение по этому поводу. А если и озвучивают, то предельно фрагментарно и, чаще всего, предельно односторонне и поверхностно. Ибо, даже такой символический анализ способен создать в лице анализируемого большого врага. И, чаще всего, на всю оставшуюся жизнь. А стоит ли тогда овчинка выделки? Все это создает конкретную и глобальную иллюзию того, что все внутренние процессы личности абсолютно скрыты от постороннего взгляда. А потому и не требуют какого-либо особенного внимания и контроля, регулирования и целенаправленного развития.

При этом, большинство людей, далеких от духовности и мудрости, психологии и философии, совершенно упускает из вида один маленький нюанс. Это то, что все истинное лицо человека проявляется в мельчайших элементах его поведения. Особенности лексики человека, стилистики речи, уровень утонченности и изящности эмоциональной окраски речи, многогранность и яркость психологической палитры в интонации голоса, мимике, жестах, походке, выражении глаз и т.д. в девяти случаях из десяти дают предельно конкретную и достаточно достоверную информацию о том, что такое есть конкретный человек внутри себя, на самом деле. Например, уровень интеллекта, гармонии личности, одухотворенности, самодостаточности, зрелости, мудрости, утонченности и изящности душевной организации, одаренности. Да и еще несколько десятков свойств из четырехсот возможных, как минимум. Иногда достаточно услышать одно слово «спасибо», чтобы составить о человеке очень объемную картину его личности. Один мимолётный взгляд может дать основание для часового рассказа о его владельце. Собственно, то, какие эмоциональные реакции дает человек в своей жизни чаще всего, четко считывается даже с его фотографии. Даже, если он и распушил свой хвост, как павлин. Или надул щеки от сознания своей особенной важности (чаще всего мнимой).

Особенно красноречиво рассказывает о человеке его речь о своих ошибках и недостатках. Только действительно сильный и самодостаточный человек может себе позволить быть самокритичным. Пустой и глупый человек – никогда. Очень много информации содержится в речи человека о ком-либо или о чем-либо. Особенно критического содержания. Да и одобрительного тоже. Иногда градус наклона головы может сказать о человеке в определенной ситуации принципиально больше, чем его часовая речь о чем-либо. Едва заметные мимические реакции с головой выдают девяносто девять процентов людей. Идешь по улице и за пару секунд четко считываешь с лица каждого встречного то, сколько действительно умных книг он причитал. И то, насколько серьезно и основательно он их осмыслил. И то, что он может осмыслить вообще, что называется, потенциально. Уровень гармонии личности семилетнего ребенка может потрясти гораздо сильнее, чем таковой у сотни обычных взрослых людей.

Интуиция и проницательность, не говоря уже о мудрости, к сожалению, встречаются очень редко (не более десяти процентов людей). Но позволяют увидеть то, что остается вне поля зрения большинства.  Классические авантюристы и интриганы, да и психологические манипуляторы, как правило, виртуозно владеют интуицией и проницательностью. И это дает им возможность в считанные секунды понять то, кого именно и в какой степени можно обмануть и ввести в значительное заблуждение, кем можно легко управлять и манипулировать в своих эгоистических интересах. Особенно против реальных или потенциальных оппонентов и конкурентов.

Когда встречаются два проницательных человека, то пару часов общения порой бывает достаточно для того, чтобы они стали большими и близкими друзьями на долгие годы. Особенно это актуально в том случае, когда встречается мужчина и женщина. Уровень взаимного доверия может быть очень высоким с самых первых минут. Настолько большим, что возникает удивительное и ценнейшее явление нашей жизни – сокровенное общение. Во всей его реальной глубине и многогранности, насыщенности, утонченности и трепетности. И еще целом десятке редчайших и ценнейших параметров человеческого бытия.

Конечно, многое в этой жизни определено изначально. В отдельных случаях, на лице шестимесячного ребенка уже бывает написаны основные психологические и интеллектуальные особенности и его личности и его будущей жизни. На лице семилетнего ребенка, в девяносто девяти случаев из ста уже написано то, что может из него вырасти. Информация, отраженная на лицах его родителей, может подсказать то, что именно, скорее всего, вырастет. В отдельных случаях, можно определить не только интеллектуальный потенциал ребенка, но и то, есть ли у него склонность к научной и исследовательской работе, какую ценность он может представлять в будущем для общества и государства. Не менее сотни параметров интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана отражено на лице человека.

Что позволяет нередко четко и однозначно ответить на более ста важнейших жизненных вопросов ближайшего и отдаленного будущего конкретного человека. И диапазон оценок нередко бывает очень значительным – от тридцати до восьмидесяти процентов от теоретически возможного. В таких случаях, речь можно вести о тонко дифференцированной оценке каких-либо явлений жизни. Думается, что не требует дополнительных объяснений тот факт, что уровень интеллекта, например, в тридцать, шестьдесят и девяносто процентов имеет не только некоторую количественную разницу, но и большую, и принципиальную качественную. Ибо, это уровень низкого, среднего и высокого интеллекта.

Все фундаментальные достоинства и добродетели, особенно из иерархии вечных и универсальных классических ценностей, как правило, на уровне задатков заложены в человеке при рождении. И прыгнуть выше головы, что называется, не дано никому. Другой вопрос, что отношение обладателя задатков к ним может быть совершенно различным: пренебрежительным, равнодушным или внимательным. И уже от этого зависит то, насколько эти важные и ценные задатки смогут развиться и послужить созданию гармонии личности конкретного человека в целом. Человек с задатками среднего интеллекта, но сознательно стремящийся к глубокому осмыслению жизни и окружающей действительности, выглядит гораздо приятнее и интереснее, ярче и выразительнее, чем ленивый и пассивный обладатель задатков высокого интеллекта. И даже более того: возникает мощный диссонанс у созерцателя такой личности от осознания того, каким мог бы быть этот человек, и какой он есть на самом деле. В связи с этим возникает, как минимум, большое недоумение. А, как максимум, большое разочарование в человеке, не желающего понимать особой ценности и важности его персональной миссии на Земле в качестве посланника Высших сил по повышению уровня гармонии окружающего мира. Через повышение гармонии в самом себе. Все очень взаимосвязано. Такой человек вызывает вполне определенное раздражение, антипатию. И еще массу негативных моментов интеллектуального и психологического характера. Так и хочется сказать ему: «умная у тебя голова, но не тому досталась». Глупости делают только люди.

А Высшие силы все делают осмысленно. И особенные задатки достоинств и добродетелей в конкретном человеке – это очень сложный и предельно серьезный экзамен для его окружающих на их право быть успешными и счастливыми, на шанс испытывать чувство глубокого внутреннего удовлетворения самим собой и своей жизнью. На зрелость и состоятельность, интеллект и мудрость, одухотворенность и гармонию личности. И еще, как минимум, десяток фундаментальных свойств личности. Особо важных и престижных в глазах Высших сил. И в зависимости от того, насколько удачно и успешно окружающие справляются с этой задачей (не только с этой, конечно), зависит степень расположения и благоволения к ним Высших сил. Подарки жизни никогда не бывают произвольными они – это или аванс на будущее или, условно говоря, плата за достойное и добродетельное прошлое. Но всегда это момент, четко связанный с ходом мыслей и чувств конкретного человека. И если он самоуверен и самовлюблен, своенравен и сумасброден, капризен и прихотлив, эгоистичен и стервозен, то рассчитывать на оптимальное будущее ему не приходится в принципе.

Поэтому противоречие между внешней и внутренней жизнью человека – это всего лишь иллюзия. Все четко и однозначно взаимосвязано. Глупый артист не может сыграть умного героя, дисгармоничный – гармоничного, бездуховный – одухотворенного, посредственный – талантливого, пассивный – энергичного, примитивный – совершенного, пессимист – оптимиста. Поэтому, как бы ни хотелось конкретному человеку с низким интеллектом изобразить из себя интеллектуала высокого уровня, это все будут напрасные усилия. И так по поводу любых десяти ведущих достоинств и добродетелей человеческой личности.
А доверчивость многих людей, лишенных интуиции и проницательности, - это не повод для особенной мании величия для кого бы то ни было.

Человек, привыкший к принципиальным компромиссам со своей совестью, вряд ли достигнет существенной гармонии личности. Отличающейся ленью ума и души (шестьдесят-девяносто процентов в разных регионах) вряд ли достигнет серьезных высот интеллектуального или психологического, духовного или эстетического характера. Самовлюбленный и самоуверенный человек, как правило, не только не развивается должным образом, но с той или иной степенью деградирует. Человек, не желающий серьезно и основательно контролировать проявления в себе более ста пороков и более трехсот фундаментальных недостатков, как правило, представляет из себя весьма грустное зрелище. Понятно, что у разных людей результаты их труда по самовоспитанию и самосовершенствованию будут, мягко говоря, очень различными. Не зависимо от количества их усилий Но без этих усилий их внутреннее убожество будет еще более значительным и драматичным. Есть повод для глубокого и основательного размышления.

Прямолинейность и корректность
Существует распространенный стереотип о том, что нужно говорить правду, какой бы неприятной она ни была. Представители стандартного менталитета даже склонны к тому, чтобы демонстративно гордиться своей правдивостью, своей принципиальной честностью. И, с одной стороны, это, вроде как, и неплохо. Честность все-таки лучше, чем лживость и лицемерие. Но, с другой стороны, все не так просто и однозначно, как многим этого хотелось бы. Дело в том, что в каждом человеке имеется подсознательная потребность в чувстве собственной значимости. И это, по большому счету, нормально. Вот только способы и методы удовлетворения этой потребности у разных людей совершенно различимые. Одни люди (очень немногие, к сожалению) обладают вполне конкретной отчасти врожденной, отчасти приобретенной интеллигентностью, которая, кроме всего прочего, предполагает еще наличие чувства психологической и интеллектуальной эстетики. Когда все свои мысли и чувства человек стремится оформить не только максимально утонченно, но еще и с сознательным и целенаправленным элементом изящности. Причем, желательно и по сути, и по форме.

Так, например, высказывал свое принципиальное мнение по поводу чего-либо, человек одновременно стремится быть, по возможности, в наибольшей степени доброжелательным по отношению того, в чей адрес высказывается, например, критика. Чтобы без особой на то необходимости не задевать ни самолюбие, ни честолюбие человека, его человеческое и личностное достоинство. Конечно, есть отдельные (и весьма немногочисленные, к счастью) вопросы духовного и нравственного характера, когда компромисс, по сути, принципиально невозможен. Либо белое, либо черное. И третьего не дано. Но стереотипно мыслящий человек чисто механически переносит этот момент на все другие вопросы жизни, в том числе, второстепенного и третьестепенного характера. Использую любую возможность проявить свою принципиальность, мнимое совершенство своей личности, свою демонстративную нравственность, свою приверженность и фанатичную преданность правилам и законам, принятым в его непосредственном окружении (что, кстати, совершенно не обязательно соответствует понятиям иерархии вечных и универсальных ценностей человеческого бытия, как такового). Хотя, нередко бывает ситуация, когда конкретный индивид выдает свои индивидуальные и предельно субъективные представления о чем-либо за явные общественные стандарты и нормы.

И потом: то, что принято в конкретный момент времени в конкретном обществе или общественной прослойке, при всей громадной претензии на обладание единственной и неповторимой истины, спустя некоторое время оказывается, как правило, в лучшем случае, лишь относительно правильным. А, в худшем случае, совершенно неправильным. Такова диалектика жизни и развития человеческого общества вообще. И это повторяется бесконечное число раз, но, к сожалению, почти никого и почти ничему не учит. Стереотипно мыслящие люди, как ни странно, любят наступать на те же грабли, что и их предшественники. Да и, собственно, и они сами в недавнем (и, тем более, отдаленном) прошлом.
Полноценное осмысление своей жизни или истории жизни другого человека, не говоря уже об обществе в целом, государстве и даже человечестве, возможно лишь при условии проявления развитого творческого мышления. Которое встречается, в лучшем случае, лишь у пяти процентов людей (у одного из двадцати). Остальные девяносто пять процентов людей способны мыслить лишь стереотипно. В соответствии с теми редкими и хаотичными фрагментами истины, что есть в их голове.

Стереотипно мыслящий человек отличается рядом психологических особенностей. Среди которых есть и высокая степень уверенности в своей правоте почти всегда и почти во всем. Подоплека этой ситуации, как ни странно, весьма проста. Практически девяносто-девяносто девять процентов вопросов, которые решает большинство из нас в своей повседневной жизни – это или простые или очень простые. И для их решения не требуется ни особого интеллекта, ни особой мудрости. И это создает у многих иллюзию того, что они всегда и во всем могут разобраться самым замечательным образом и даже вполне самостоятельно. То, что кроме простых явлений жизни существуют еще средней степени сложности и сложные (условно говоря), большинство людей, особенно стереотипно мыслящих, предпочитает не озадачиваться. Ибо, это предполагает более значительную уверенность в себе в повседневной суете, более комфортное душевное состояние. Как постоянное и фоновое.

Но, все до поры до времени. До того момента, когда возникает действительно сложная ситуация, когда не только отдельный человек, с его индивидуальными особенностями и закономерностями бытия, но и практически вся масса людей стандартного менталитета, наступают на те же грабли, что и прежде. Да и как иначе, если они по другому просто-напросто не умеют. Другой вопрос, что в своей самоуверенности и самовлюбленности они наполняются такой мощной житейской манией величия (что явная шизофреническая в ряде случаев конкретно отдыхает), что и не желает жестко и категорично, можно даже сказать, что принципиально, что-либо существенно в этом менять. Ибо, это предполагает большие и интенсивные усилия ума и души, к которым они или не успели привыкнуть или категорически отвыкли от них в повседневной мелкой суете.

Уверенность в собственной правоте – это элемент своего рода психотерапии по отношению к самому себе. Конечно, определенная уверенность человека в самом себе необходима всем. Но это лишь минимально необходимая уверенность. А многие люди, к сожалению, лишены чувства меры. И потому к минимальной степени уверенности в себе добавляют еще и от себя некоторую толику. В результате чего эта минимально необходимая уверенность переходит в максимально возможную. Иначе говоря, абсолютную. Всегда и во всем. Но профессионалом можно быть только в одной сфере деятельности из многих сотен других. Что автоматически предполагает дилетантство человека, как минимум, во многих других. Иначе говоря, весьма поверхностный уровень знаний.

Мудрецы говорят о том, что нужно быть очень умным, чтобы понять то, как мало, на самом деле, знаешь. Человек, освоивший таблицу умножения, может полагать, что уже вся математика им познана до конца. Несмотря на то, что это принципиально не соответствует реальной действительности. Но ему так хочется думать, ему так приятнее и комфортнее. А то, что постоянная и неизменная комфортность, чаще всего, как правило, является признаком инфантильности и несостоятельности, многие предпочитают не только не знать, но даже и не подозревать. Не допускать в свое сознание даже на самый короткий миг. Это, так сказать, не гуманно по отношению к самому себе. Какие там сомнения и колебания? Все же просто и ясно, как полдень. Конечно, может быть, где-то и существуют сложные явления, многогранные и многослойные. Но они где-то далеко, их нет в моей конкретной жизни, а потому зачем мне об этом напрягать мозги? Да, в моей жизни были проблемы и неприятности, так это же неблагоприятное стечение обстоятельств, да и явные происки моих недоброжелателей. А я сам сделал все, как нужно. И уже не моя вина в том, что что-то получилось не так, как хотелось. Логика «железная». Универсальная и весьма распространенная, удобная и комфортная. Но обрекающая человека на пожизненное невежество в плане истинной мудрости и одухотворенности, зрелости и гармонии личности.

Мысли представителя стандартного менталитета. Если я в чем-то прав, то должен об этом всем (и особенно своему оппоненту) сообщить. Четко и однозначно, чтобы ни у кого не было даже самых символических сомнений в истинности моей правоты. И для этого категоричность и максимализм, вполне подходящие вещи. Как и прямолинейность. Раз я прав по сути, то прав и по форме. А то, что форма моих мыслей имеет некоторые «шероховатости», так это дело десятое. В конце концов, я не обязан входить в особенные психологические тонкости в любом споре с любым собеседником. Какая еще изящность мысли и чувства? Зачем? Если, особенно, ситуация конкретна и однозначна. Конечно, моему оппоненту не может понравиться то, что он не прав, а прав именно я. Так что из этого? Не вступать в дискуссию никогда и ни с кем? Или не высказывать своей принципиальной позиции?

То, что кроме всего прочего, существует такое понятие, как психологическая аккуратность и бережность, добросовестность, право другого человека на ошибку и заблуждение, относительность человеческого знания в плане приближения к абсолютной истине – все это и еще многое другое остается вне поля зрения такого «аналитика».

Чем меньшим числом параметров и критериев руководствуется человек в восприятии той или иной конкретной ситуации, тем яснее и проще она представляется ему. Соответственно возникает и иллюзия относительно простоты решения задач этой ситуации. А все погрешности реализации задуманного списываются на неожиданности и случайности, на факторы, которые никак не зависят от самого человека. И то, что человек сам смоделировал неудачную ситуацию не только тем, что он делал, а еще и тем, как он это делал – это остается для него, да и для большинства окружающих, тайной за семью печатями.

Разумный человек так устроен, что в сорок лет он видит многие свои ошибки и заблуждения, которые у него были в двадцать лет. А в семьдесят лет есть возможность принципиально более бесстрастно оценить то, что делал в сорок лет. И это нормально и правильно. Но вот стереотипно мыслящий человек, как правило, не обременяет себя особенной самокритичностью. В связи, с чем наступает на одни и те же грабли не два раза, а всю свою жизнь. Постепенно все больше и больше озлобляясь и черствея душой. Невольно включаясь в процесс психологической и духовной деградации. В ряде случаев весьма интенсивной и необратимой. То, что от его иллюзий и заблуждений могут страдать многие другие люди, в том числе, достаточно неглупые и неплохие – об этом никому думать не хочется. Ибо, это способно лишить человека его безмятежности и чрезмерной расслабленности, как интеллектуального, так и психологического плана (о духовном речь вообще не идет, ибо, это абстрактная плоскость восприятия для большинства людей). Главное – это хорошо мне самому.

Психологическая импровизация
Способность к психологической импровизации важна, по большому счету, для всех людей. А для творческих личностей, в особенности. Психологическая импровизация может проявляться в работе, в жизни и в творчестве. Все эти сферы человеческой жизнедеятельности достаточно тесно связаны друг с другом. И высокая активность в одной создает достаточно мощные предпосылки для возникновения психологической импровизации на хорошем качественном уровне и в другой сфере. Хотя, безусловно, совершенно не обязательно, чтобы во всех этих трех сферах активность человека была одинаковой в плане психологической импровизации.

Психологическая импровизация подразумевает возникновение серии новых идей в виде творческого экспромта. Или же нового ракурса восприятия чего–либо уже известного. Что, несомненно, придает вполне определенный элемент оригинальности мыслям и чувствам импровизатора. В отдельных случаях, мысли импровизатора доставляют новые, интересные и особенные, важные и ценные, необычные и непривычные, более изящные и утонченные грани уже известному явлению. Иногда порождают и совершенно новые явления интеллектуального и психологического плана. Импровизация, как особенно вкусный соус, придает дополнительные характеристики к привычному блюду. Существенно повышая его ценность в восприятии и самого импровизатора и многих людей из его окружения.

Но, способность к импровизации важна и для внутреннего мира человека. Она способна повысить интерес индивида к жизни вообще, и к конкретному виду творчества, в частности. Она может помочь построить более гармоничные отношения человека с самим собой, выявить неожиданные грани его личности, новые подходы в работе по самовоспитанию и самосовершенствованию, повышению зрелости и мудрости, одухотворенности.

Психологическая импровизация тесно связана с творческим мышлением, степенью утонченности и изящности, многогранности и изощренности души, богатством психологической палитры личности, развитым абстрактным и ассоциативным мышлением, богатой фантазией и воображением, сообразительностью и изобретательностью, психологической гибкостью, внимательностью, осторожностью. Качество психологической импровизации в значительной степени зависит от задатков личности определенного уровня сложности (простой, средней сложности, сложный).

Большой вклад делает в психологическую импровизацию врожденное, в первую очередь, чувство интеллектуальной и психологической эстетики. И конечно, зависит от того, насколько интенсивно и добросовестно тот или иной конкретный человек развивал это чувство, как, впрочем, и многие другие ведущие достоинства и добродетели, способности и таланты ума и души.
Определенный вклад делает и степень активности жизненной позиции человека (малая, средняя и большая), степень трудолюбия и добросовестности его ума и души, психологический альтруизм и душевная щедрость.
Имеет значение и главный жизненный статус человека: «троечник», «хорошист», «отличник», «талант». Ибо, именно от этого нередко зависит качество его интеллектуальной и психологической продукции. Не говоря уже о духовной. Качество импровизации истинных аристократов ума и души – это вообще совершенно отдельный разговор. Чему предполагается посвятить отдельную большую работу, посвященную многим особенностям и закономерностям психологии и философии их личности и бытия.

К сожалению, адекватно и достойно оценить качество психологической импровизации может только тот, у кого главные качественные параметры личности примерно равны аналогичным у импровизатора. Если они на более низкой качественной ступеньке находятся, то вероятность синтеза адекватной оценки может быть предельно символической. Даже при проявлении с их стороны максимальной добросовестности ума и души.

Даже, если подходить предельно символически и схематически к ситуации, то выявятся следующие закономерности: представитель рабочего класса не всегда может понять тонкость мысли и чувства представителя интеллигенции. А последний не всегда полноценно понимает представителя истинной аристократии ума и души. Не говоря уже об аристократах духа.

Способность к психологической импровизации, безусловно, может существенно украсить обычную мирскую жизнь простых людей. Но ее особая ценность представляется именно для творческой личности. Ибо, она может существенно поднять качественный уровень творчества. Придать ему новые краски и грани, оттенки и полутона, нюансы и детали. Повысить уровень интеллектуальной и психологической изощренности. И внести свою конкретную лепту в создание полноценного чувства собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, тем, что делает человек и тем, как он это делает.

В ряде случаев, психологическая импровизация позволяет перейти человеку от простого к симпатичному, от симпатичного к красивому, от красивого к изящному, от изящного к изысканному. Конечно, не так стремительно, как это перечислено в данном предложении, но тем не менее.
Развитие способности к психологической импровизации зависит от частоты ее сознательного проявления, от обширности сфер применения, от участия ее в решении сложных задач, в необычных и непривычных, многогранных и изощренных ситуациях. И от того, насколько интенсивно развиваются и слагающие ее элементы структуры личности человека.

Конечно, психологическая импровизация не должна быть формальной самоцелью. Желательно, чтобы она была естественным и закономерным результатом работы ума и души человека, его стремления внести элемент определенной гармонии в окружающий мир, а не попыткой самоутвердиться любым путем в глазах своего непосредственного окружения. Ибо, нередко это может перерастать в язвительность и саркастичность, желчность и злословие, различные виды психологического паразитизма с мощными и разнообразными элементами деструктивности и дисгармоничности. Вплоть до явного и откровенного психологического садизма.

Способность к психологической импровизации очень активно используют авантюристы и интриганы, психологические манипуляторы, прохиндеи и прохвосты, профессиональные подлецы и негодяи, стервы и сволочи.
За что, собственно, они, как правило, бывают очень сурово наказаны Жизнью, Высшими силами, провидением. Вплоть до чисто физического уничтожения. Не говоря уже о множестве драм и трагедий среди членов их семей до седьмого колена. По мнению некоторых мудрецов. Собственно, все случаи использования своих способностей и талантов с эгоистической целью очень внимательно отслеживается Высшими силами. В результате чего принимаются ими адекватные меры, когда величина ущерба от проявления эгоизма во много раз больше, чем полученная выгода сиюминутного характера.