Чудовищница- 34. Солнцеликие мужи

Оксана Самоенко
 Говорят, «Иллиада»  написана о гневе Ахилла. Я считаю, что « Трою» сняли ради одного кадра. После того, как мирмидонцы взяли побережье Трои, а Ахилл отпустил Гектора, герой выходит на обрыв над десантирующимися войсками Ахейского союза. Его видят, приветствуют. Бред Питт достаёт  меч и простирает его в сторону союзников.  Иными словами, осеняет их своей славой. Войска  греков отныне находятся под покровительством духа неукротимого, честного, бескомпромиссного героя-  наследника богов. Ахилл- символ, знамя, гарантия праведности и победности предстоящей войны.
Вот так и относилась к Святославу. Пока не прочитала  родноверовскую книгу о нём, не послушала лекции адекватных  людей. Не собираюсь противостоять сразу всем, не усомнюсь в существовании реального князя Святослава Игоревича. Медея, Тесей, даже Минотавр имели живых прототипов. И не одного. Святослав, как положено мифическому герою, собирательный образ. Был сын Ольги. Крутой и непримиримый. Разогнавший папских легатов ещё в шестнадцать лет.   В двадцать  уничтоживший Хазарский каганат. В тридцать  поднявший руку на целую империю. Уничтоженный напуганной старухой на днепровских порогах. Легенда. Песня. Быль. Миф.
Но есть вопросы.
«Иду на вы»- общепринятая форма объявления войны или признак княжеского благородства?   Расправа с каганатом – защита страдающих славян или захват очередного торгового пути?  Противостояние с Византией - попытка остановить христианство или борьба различных течений в этом учении? «Середина земли моей»- свидетельство  имперских амбиций или фраза с утраченным смыслом?  Мы не знаем, чем руководствовался князь, принимая свои решения.
Тёмная тень тысячелетней глубины приобретает яркий, зримый образ, когда попадает в поле зрения византийского хрониста, очарованного легендой об Ахилле. Лев Диакон, возможно, в назидание современникам, наделяет русича чертами аскета, вкладывает в уста Святослава слова, которые не посрамили бы и Ахилла.
Кто мог передать ему сказанное Святославом? Из каких источников брали свои знания наши летописцы? Кто передал  им подробности гибели  князя? Не иначе, личный секретарь, которого не тронули ни византийцы, ни печенеги. Неприкосноенен был.
А Святослав, ко всему прочему, ещё и погиб в возрасте Ахилла.  Может быть, даже свидетельства о массовых человеческих жертвоприношениях в Перунов день, рассказ о посажении князем тысяч людей на кол, вписываются в это сравнение.  Древний герой стал демоном после смерти и расправлялся с  дальними потомками  Приама.  А русич - демон находился  всего в трёх днях пути от столицы Империи, наводил священные  трепет, ужас на Диакона.  Был бичом в руках господа, воздавал за грехи.
Может, я всё это придумала. Но вопросы остаются.
Мстислав Тмутараканский, судя по описанию летописца,  не был солнцелик, но вот он, на сайте великих полководцев России. Составлена карта его пути от родного княжества до владений Ярослава Мудрого. Стрелочки, направления. Видео. Как положено, когда ведётся рассказ о действиях противников. Кто- то надоумил авторов сайта. Очень хочеться иметь древнюю историю мужества и отваги.
Но мы не знаем, что руководило Мстиславом в принятии решения о походе. «Ярослав мне не соперник». «Чем я хуже?» «Иду на вы?» «Пока дождешься, милости небес,  возьму свою судьбу в собственные руки?» Мстислав - просто авантюрист или  были иные причины?  Почему остановился? Почитание старшинства или сидел рядом священник и выносил мозг?  «Всякая власть от бога. Не греши. Это- гордыня». Мстислав прислушался? Однако домой не ушёл. Чего- то ждал? Просчитывал?
 Время лихих наскоков и крутых поворотов в истории. «Не должен был Владимир получить отцово наследство.   Не должен был Ярослав садиться на киевское княжение. Самозванцы. Дай, попытаю счастье».  И попытал. И получилось. Что пошло не так? Где не дотянул?
 Нынешние учебники истории могли бы писать об этом периоде так: «Владимир, его  сын Ярослав попытались узурпировать власть в княжестве. Были убиты законные наследники престола, сыновья и старший внук Святослава.  Ярополк, Олег, Святополк. Но среди родственников  великого полководца  и государственника нашёлся, не менее великий, чем дед, человек. Мстислав Храбрый или Великий  остановил убийц и возглавил государство, как законный, наделённый свыше соответствующими способностями, представитель рода Рюриковичей».
Я это выдумала, но ответы на некоторые вопросы были бы получены.
И это было время двоеверия. Одиннадцатый век. На киевском Подоле стояли идолы богов. Там жили-  судили по законам Обычного права. В киевской Софии шли христианские богослужения. Здесь царил византийский распятый бог. Князья и народ верили в разных  богов, жили в разных измерениях. Даже монахи, абсолютно серьёзно, в полной уверенности, что так и есть,  писали о способностях князя - оборотня, управлявшего могучим княжеством. Так, на всякий случай, вспомнив о своём христианстве, авторы упоминают об особой кровожадности героя, зачатого при помощи волхования.
Всеслав Брячеславович. Волком, да «лютым зверем» за одну ночь покрывал расстояние между крайними точками Киевского княжества. Обладал слухом, позволявшим различать  родные  колокола, аж в Тмутаракани. Это он копьём своим коснулся золотого киевского стола.   Нет в текстах особого осуждения. Удивление. Что- то сродни: « Да. Были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя». Всеми правдами и неправдами Всеслав расширял полоцкие владения, противостоял сыновьям Ярослава, рвался в Псков, чтобы освободить из поруба Судислава. Ходили слухи,  отцом псковского князя был Олег Древлянский.  Ещё один законный наследник Святослава. Не случилось. Сауроновым оком хранил свои владения и братоубийственные приобрения  Ярослав.
 Всеслав ударил на Новгород. Разгромил храм Святой Софии. Снял колокола и святильники - паникадила. Так сказать, обесчестил святыню новгородской земли, построенную Злым Хромцом.  А в самом храме потом остались следы кострищ. Может, князь- оборотень проводил свои богослужения?
Ярославичи, нарушив кретстное  целование, заманили  Всеслава с сыновьями в ловушку и заточили их в поруб.  Здесь их и обвинять не в чем. Какая  может быть  вернось  слову,  когда противостоишь зверю? Но. Киевляне освободили «кровавого оборотня»,  назвали своим князем.  Столичный Ярославич рванулся  в Европу   за помощью. Только начатый уже Крестовый поход не дал папе разделить силы и обрушиться на Русь.
 Всего семь месяцев сидел  князь  в Киеве. Участвовал в первых столкновениях с половцами. Как только появился  Ярославич с подмогой, ушёл в Полоцк.  Да ито. Зачем оборотню  вечно недовольное, проплаченное киевским боярством вече? Ещё тридцать лет он правил   вотчиной, оставил по себе былину о Волхе Всеславиче.
«По саду, саду зелёному
Ходила- гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна,
Она с камени соскочила на лютого на змея-
Обвивается лютый змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьёт по белу стегну.
А в та поры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила…»
Натерпелась женщина страху.  Чем не первородный грех? И тянется цепочка размышлений о Святославе с сыновьями. Не сам ли Светлейший князь стал причиной бед осиротевшей страны?
 Называют Владимира отступником, предателем. А сколько было мальчишкам к моменту гибели  тридцатилетнего князя? Не  представляются мне они  бородатыми мужиками с твёрдыми убеждениями.  Святополку исполнилось лет  15- 17.   Возможно. Лепописных записей нет. Почему рядом с княжичами  не оказалось человека, преданного Святославу? Игоря тридцать лет строжил Олег. Самого  князя воспитывал кто- то  настолько сильный и харизматичный, что Ольга не имела никакого влияния на него.  У родноверов есть фантазия, о сыне  самого Олега. А княжичи Святославичи оказались полностью  во власти бабушки- христианки. До такой степени не было дела? Привёз старшему монахиню  гречанку в жёны и решил, что отцовский долг исполнен? Святослава предали?
А, если  так? В  летописях  говорится, что Ольга ездила в Константинополь с сыном.  Опять родноверы фантазируют о сватовстве юного князя  к некоей византийской принцессе. Император Константин Багрянородный не пожелал родниться с язычником. Обидно? Ещё как. Святослав был унижен и уничтожен. Если посмотреть с этой точки зрения, то стремление князя взять Царь - град приобретает иной смысл.
 Месть. Банальная месть за унижение, полученное в подростковом возрасте.  Византийским императором был уже другой человек, но это не имело значения для русича. Он возьмёт город, сделает своим данником. Место,   бывшее некогда свидетелем его позора, станет свидетелем  его триумфа. Могла эта цель руководить Святославом? Почему нет? А Владимир своей женитьбой на византийке осуществил мечту бабушки. Возможно, нежно любимой, младшим внуком. Возможно, отцовская обида тоже была   бы как- то удовлетворена.
Возражения? Наше традиционное отношение к Святославу. А с чьих слов мы знаем о нём и его убеждениях? Там о них написано очень  подробно, просто исчерпывающе. Святослав перед нами, как на ладони. Владимир тоже. От и до. Где эти записи?

Владимир для меня не солнцелик.  Но умён без возражений. Была ли это напряжённая работа собственного ума? Кто- то  просветил? Младший Святославич  не мог не видеть,  что каждый раз после смены руководства, страна расползается  на части, как Тришкин кафтан. Каждый новый князь начинает  своё правление с  того, что уже пройдено.  С подчинения примученных племён. Князю нужно  что- то, объединяющее подданных. Освящающее его власть.
Попытка найти общий язык с волхвами потерпела неудачу. Почти невозможно представить себе многолетний поиск общей идеи там, где решение уже было найдено. Писала об этом. Ещё я убеждена, что нет новых идей, религий, политических элит. Общество развивается,  «мальчики- мажоры»  подрастают. Самые умные управленцы сосредотачиваются на постепенном приспособлении руководящей идеологии  под нужды  смены. Формируются новые ценности, лозунги, моды,  запросы. Всё для того, чтобы у власти остались прежние силы, их внуки и правнуки. Иногда приходиться жертвовать кровным. Для видимости, но  никогда властью. Вот так вот скучно.
 Я не уверена, что Святослав не одобрил бы действия Владимира. Нет. Для начала, не разобрав,  он объявил бы всеобщую мобилизацию для борьбы с вероотступником. Исчадием языческого ада.  Потом, подумав,  поддержал  бы сына.
 В данной ситуации, когда власть не может справиться с центробежными тенденциями, с усилением влияния  волхвов, которые всё время смотрят в лес и тащат за собой налогоплательщиков. Когда с Запда усиливается проникновение католличества, а с другой стороны-  ислама, что грозит потерей электората,  нужна твёрдая власть с послушными идеологами- священниками.

Таки, не зря я закончила ликбез борцов идеологического фронта.  Не устаю радоваться. Всё просто и укладывается в теорию о революционной ситуации.
 В таком разрезе единственной виной Владимира остаются не те материнские кровЯ.  А это, извините- подвиньтесь, уже христианская  традиция отношения к иудеям. Что в устах родноверов звучит комично. А для меня, пожалуй, решение проблемы найдено.  До следующей информации, напрочь выбивающей почву,   из-  под готового ответа.

 И опять. А был ли Олег язычником в нашем понимании этого слова?  Случайно ариане подались на поиски новых мест после того, как их учение признали ересью? Олегово «мать городов русских»  истолковывают, как основание нового Иерусалима,  ведь матерью городов раньше называлась  только столица иудеев.
 В какой вере воспитывались Игорь и Ольга? Игорь подвергал христиан  гонениям  во время своего похода на Византию. Но все они были друг для друга вероотступниками, язычниками, приверженцами ереси.  Почему бы и не помучить заблуждающихся? А Святослав вовсе не пренебрёг своими отцовскими обязанностями. Дал сыновьям самого лучшего и верного воспитателя. Бабушку- носительницу арианских взглядов. Но существуют свидетельства летописцев о конфликте Ольги с сыном именно, как с язычником.  Могли ортодоксальные христиане называть арианина язычником? Честно говорю, что не знаю.
Ольгу почитают, как святую по той причине, что она выбрала правосоавие, а не католичество. Приблизительно такая история произойдёт потом с Александром Невским. А подробности религиозных убеждений Ольги были опущены, как мелочь, не стоящая внимания.
Это вы вдыхаете пары блюда под названием «Ересь в бреду».
 А, вдруг, нет? Вдруг, не было бы никакого конфликта Святослава с Владимиром? Пободались бы, как арианин  с верным христианином. Потом жизнь показала бы, что нет для их власти опоры твёрже, чем «всякая власть от бога». До остальных дошло, время двоеверия затерялось в литературных произведениях.
Мне здесь симпатично  отношение беларусов к Всеславу. Оборотень - не обротень. Язычник- православный. Наш. Может быть,  даже знают об отношениях с Ярославом и его сыновьями. Может быть, потому и любят. Памятник, медалька, место в истории.
 Никакого кокетства. « Ни одно нынешнее государство не является прямым наследником Киевской Руси». Традиции, поиск общих корней, причин конфликтов являются, а прямых наследников нет. Прямо таки, христианское многобожие. Отец, Сын, Святой Дух в одном флаконе, с одним днём рождения, одним уровнем силы и подчинения, но трое, но един в трёх лицах.