Творческая личность. Глава 3. Часть 10

Александр Иванович Алтунин
Поддержка таланта
Творческий человек, в отличие от обычного, более отчетливо понимает особую ценность способностей и талантов человеческой личности. Причем, не только для их обладателя, но и для общества, и для государства. В силу этого он гораздо с большей симпатией относится к талантливым людям вообще. И даже более того: при возможности старается помочь талантливому человеку развить его творческие способности, его личность в целом, реализовать его способности на практике. И нередко делает это не только совершенно искренно, но и бескорыстно.

Действительно творческий человек, как правило, не испытывает банальной ревности и зависти к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, успехам и достижениям. В отдельных случаях, большие достижения других людей служат достаточно мощным фактором, стимулирующим его собственные процессы самосовершенствования, развития своего таланта, повышая его творческую добросовестность и энтузиазм, целеустремленность и трудолюбие.

Творческий человек, если он не авантюрист и не интриган, никогда не будет строить козни другому человеку. Пусть даже имеющему гораздо более значительные достижения. Вообще же он принципиально более внимательно и доброжелательно относится к другим творческим людям, чем большинство обычных людей. И его внимание носит существенно более высокий качественный уровень. Иначе говоря, он лучше умеет проявлять адекватное (по сути и по форме) внимание к другим творческим людям. А главное – желает это делать. Конечно, наличие творческих способностей еще не является гарантией присутствия порядочности. Это с одной стороны. А с другой стороны, далеко не каждый обладатель творческих способностей склонен идеально реагировать на внимание, проявленное к нему. Творческий человек более склонен оказывать поддержку талантливым людям. Интеллектуально и психологически, духовно и морально. И качество его поддержки обычно выше, чем у большинства обычных людей. Он сам прекрасно понимает то, сколь порой бывают мучительны творческие и житейские сомнения и колебания талантливого человека. И потому гораздо аккуратнее и бережнее строит свои отношения с другими способными людьми. Пусть даже лишь начавшими свою большую творческую эволюцию.

Творческий человек имеет обычно более совершенные эстетические критерии оценки чужого творчества, личности, жизни, не обязательно идеальные, но, тем не менее. Вероятность того, что он выскажет более адекватную оценку этих параметров существенно выше, чем у большинства обычных людей. Кроме того, такая оценка может быть более тонкой и дифференцированной, многогранной и изощренной, с психологической и интеллектуальной точки зрения более концентрированной, более объективной, более гармоничной, более совершенной. А такая качественная оценка во многих случаях может выполнять роль полноценной поддержки.

Конечно, правильная поддержка состоит не только в похвале. Она предполагает и обозначение иллюзий и заблуждений, недостатков и ошибок, слабых моментов, реальных и потенциальных проблем. Иначе говоря, включают в себе всю смысловую палитру. Но ее отличительной особенностью является доброжелательность и корректность, элемент великодушия и снисходительности, способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам объекта своего анализа. Творческому человеку, который серьезно занимается собой, легче подсказать что-либо полезное в практическом плане.

Понимание другого человека
Данное выражение звучит достаточно просто, но, на самом деле, оно значительно сложнее и многограннее, чем это представляется на первый взгляд. Чтобы правильно понимать другого человека, необходимо уметь думать и чувствовать как минимум, не хуже него. Лучше – это, пожалуйста, а вот хуже – нельзя.

Конечно, практически всем людям хочется думать, что они способны понимать других достаточно хорошо. И эта иллюзия, как ни странно, имеет под собой вполне реальную почву. В обычной жизни, в повседневной житейской суете большинство людей, как правило, оперирует достаточно простыми понятиями и логическими категориями. И потому в девяноста девяти процентах случаев прекрасно понимают друг друга. И это создает мощную и фундаментальную иллюзию, весьма распространённую, приятную и удобную о том, что это большинство способно понимать всех и всегда. Что принципиально не соответствует реальной действительности. Так, простой человек лишь иногда понимает мысли и чувства человека со средней степенью сложности личности. Последний тоже лишь иногда понимает сложную личность. Понимание простым человеком сложного, как правило, исключено в принципе. Не говоря уже об очень сложном.

Человек глупый иногда понимает неглупого и очень редко умного. Очень умного - никогда. Умный человек иногда понимает мысли очень умного.
Человек с примитивной душой иногда может понять обычного. Обычный иногда человека с утонченной душевной организацией. Утонченный не всегда способен понимать изящного. Изящный не всегда может понять изысканного. Понимание обычного человека, чувств изящного весьма ограничено. А применительно к изысканному (по сути, а не по форме) человеку исключено в принципе.
Чтобы понять степень проблематичности явления понимания другого человека, видимо, необходимо обратиться к простой статистике. Простых людей, как минимум, половина. Еще сорок процентов с утонченной душевной организацией. Еще девять процентов – с изящной, а один процент – с изысканной. Поэтому даже чисто теоретически вероятность возникновения полноценного понимания мыслей и чувств другого человека, относящегося к другой категории людей, весьма символичен своей величине.

Дополнительную драматичность ситуации придает абсолютная (почти!) уверенность большинства людей в своей способности понимать кто бы то ни было. Иначе говоря, мысль об их несостоятельности в этом вопросе они отвергают, как принципиально неправильную, ложную, искаженную, надуманную, нереальную. И в силу этого суждения воспринимают явления, недоступные для их понимания, как моменты, лишенные какого-либо смысла, важности и ценности. «Раз я этого не понимаю, значит тут, и понимать нечего» - вот логика такого человека. А то, что первоклассник, владеющий только арифметикой, в принципе не может понимать алгебраическую задачу, не говоря уже о тригонометрии, остается вне его поля зрения.

И все было бы не так плохо, если бы оставалось лишь индивидуальной особенностью того или иного конкретного человека. Но высокий уровень проблемности и драматичности ситуации придает тот момент, что такого типа человек, как правило, претендует на обладание истиной в последней инстанции. Он твердо уверен в том, что может служить полноценным образцом и эталоном для подражания абсолютно для всех. И когда встречается с принципиальным (или даже частичным) несогласием с такой постановкой вопроса у кого–либо, то воспринимает это, как сознательный и целенаправленный выпад конкретного человека именно против него, как отдельного представителя человеческого общества. А, как мы уже выяснили это несколько раньше, такого рода люди составляют основную массу людей. И, таким образом, вольно или невольно, формируют так называемое общественное мнение. И только участие авторитетных творческих личностей в этой ситуации может спасти человеческое общество от интеллектуальной и психологической деградации. В отдельных случаях, еще и от духовной и эстетической.

Если, условно говоря, посредственность не поставить вовремя и конкретно на свое место, то последствие для всего общества (а не только для действительно талантливых людей) будут предельно плачевными. И то, собственно, мы и наблюдаем на протяжении всей истории человечества, включая и нынешнее время в отдельных странах. Вопрос, конечно, не в том, чтобы специально и целенаправленно унижать и оскорблять кого–либо. А в том, чтобы акценты в главных явлениях жизни были расставлены должным образом. Иначе говоря, адекватно. Не только черное должно быть обозначено как черное, но и серое должно быть обозначено только как серое, а не как белое. Не говоря уже об оттенках серого – светлосерое или тёмносерое. Что, как вы понимаете, имеет существенное различие не только количественного, но и качественного характера.

Примитивный человек не может и не должен быть экспертом даже для простого. Простой – для человека средней степени сложности. Имеющий среднюю степень сложности – для сложного. Сложный – для очень сложного. Это нелогично, неправильно и принципиально неадекватно. Разрыв в степени сложности личности не должен быть в две–три ступени.Максимум – в одну. Вопрос, конечно, еще и в том, а кто, собственно, а главное – как будет определять то, к какой категории людей относится тот или иной конкретный человек. Ибо, для этого нужно вполне конкретная опытность и мудрость, которые, к сожалению, встречаются крайне редко. И это при условии, что почти все твердо убеждены в том, что могут играть роль полноценного эксперта в большинстве жизненных явлений, не зависимо от их реальной степени сложности и изощренности.

Конечно, понимание мыслей и чувств людей, которые находятся именно на твоем уровне, относятся к твоему типу менталитета, проходит легко и непринужденно, качественно и продуктивно. Во многих случаях. А ведь то, что многие критики, современники Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого не признавали в них наличие таланта, говорит не об этих писателях, а о реальной человеческой и личности этих критиков. А также об их потенциальной способности выполнять роль полноценных критиков и экспертов в вопросах литературы, искусства, культуры, личностной и творческой психологии. Собственно, по большому счету, вопрос стоит о принципиальной правомерности претензии этих «критиков» на законное право называться критиками. И, соответственно, быть своего рода оракулами общественного мнения для основной массы населения. Очень тонкий момент. Если основная масса людей не будет четко и конкретно понимать момент своей принципиальной несостоятельности в роли эксперта по сложным жизненным явлениям (как, впрочем, и несостоятельности большинства людей из своего окружения), то появление истинных экспертов будет вообще маловероятно. А развитие человеческого общества может превратиться в многогранную и интенсивную деградацию. Ставки очень большие.

Право выбора у человека
Конечно, Господь даровал людям право свободного выбора в каждой конкретной ситуации и по жизни вообще. И многие люди очень гордятся этим правом. То, как они пользуются этим правом, - это уже другая сторона медали. Действительно, каждый имеет право выбора. Который напрямую зависит от уровня интеллекта, уровня гармонии, одухотворённости. И если человек, как Марфа, выбирает в качестве главного момента жизни повседневную суету, то, безусловно, именно эта суета, мелкая и прозаичная, приземленная и упрощенная, и будет составлять все основное содержание его жизни. Все теоретически возможные перспективы, планы и мечты, желания и стремления, намерения и поступки. Ни о каком совершенствовании ума и души, да и всей личности в целом речи в таком случае не может идти. Суета имеет характерную особенность заполнять собой любые временные промежутки: месяцы, годы, десятилетия, столетия, тысячелетия. Конечно, о прозе жизни нужно тоже думать. И думать основательно. Но не только о ней. Хотя бы десятую или пятую часть свободного времени желательно посвящать своему развитию и совершенствованию. И, чем больше, тем лучше. Да, это очень трудно. И именно поэтому каждому из нас следует относиться с особым уважением и почтением к тем, кто достиг вполне определенных духовных вершин, существенного уровня мудрости.

Мария не была лентяйкой или безответственным человеком, но она ощущала то, что рядом с Иисусом ее внутренняя суть блаженствует. Она ощущала громадную радость от возможности мыслить категориями высокой степени сложности. То, что ей было непонятно, она спрашивала у Иисуса. И Он, видя ее искренний интерес к духовным вопросам, старался максимально доступно (но не упрощенно) рассказать и объяснить ей непонятное. Уже по сути ее вопросов Иисус видел то, что она реально понимает. И то, как новые знания начинают существенные преобразования внутри Марии. И это радовало Его. И воодушевляло на новые и новые откровения. Ведь даже любому человеку бывает весьма неприятно, когда его мысли не встречают должного и адекватного отклика у собеседника.

Понятно, что Иисус был, не просто очень умен, Он был необыкновенно мудр. И поэтому заводить серьезные беседы лишь ради одной Марфы Он бы не стал. Ибо, это были бы напрасно потраченные силы и время. Иисус чувствовал то, как его мысли проникают в самые сокровенные уголки ума и души Марии. Создавая тем самым основу для ее нового духовного фундамента личности, своего рода точку опоры для дальнейшего ее развития и совершенствования.
Пчела, имея вполне конкретный уровень гармонии, стремится к прекрасному – к самым красивым и изящным цветам. Собирая при этом нектар и оплодотворяя цветы. Иначе говоря, принося реальную пользу и пополняя свое существование конкретным смыслом. Муха же, как существо, лишенное истинной гармонии, ищет, в первую очередь, что-либо гнилое. И ее реальная польза в том, что она служит пищей для птиц, лягушек и прочих простых животных. Аналогичная история и с людьми. Не зря же Амвросий Оптинский говорил в свое время о том, что «нельзя ждать от мухи, чтобы она жила как пчела». Каждый делает свой выбор. Но то, к чему приведёт этот выбор – это уже компетенция лишь Высших сил.

Праздность
Праздность – это распространенный элемент личности, присущий в той или иной степени большинству обычных людей. Среди людей творческого типа он встречается в десять раз реже. Ибо, творческий человек ощущает мощный подсознательный зуд преимущественно психологического характера в виде жажды продуктивной и созидательной деятельности. Иногда, в начале своей жизнедеятельности человек может и не отдавать себе отчета в том, что это такое на самом деле. И что с ним следует делать для уменьшения степени выраженности этого глобального и фундаментального внутреннего беспокойства, несколько хаотичного брожения мощных внутренних сил. Предназначенных для реализации продолжительного и интенсивного творчества в той или иной сфере деятельности.

Одним из отличительных специфических признаков принадлежности этого беспокойства именно к творческой сути конкретного человека является получение совершенно особого удовольствия человеком от созидания чего-то нового, особенного. Требующего не только глубокого погружения в конкретную деятельность, но и весьма интенсивных усилий ума и души. Иногда еще и духа, и тела. Это, в первую очередь, совершенно особенное по качеству, по выраженности, по специфичности чувство собственного удовлетворения от того, что делаешь. И особенно тем, как это делаешь. На высокой волне этого чувства возникает уникальное чувство благостности от творческой деятельности. Даже вне какого-либо особенного общественного признания. Возникает вполне определенное чувство самодостаточности. В этот момент, видимо, возникает состояние наибольшего созвучия гармонии Вселенной. Начинает реализовываться миссия конкретного человека по повышению уровня гармонии в самом себе и в окружающем мире. То есть то, ради чего именно этот человек появился в этот мир. И это прикосновение к высшей функции человека, как носителя определенной духовной сущности, способно создавать состояние, по степени выраженности близкое к счастью. Большому и стабильному, прочному и перспективному, захватывающему все сокровенные уголки ума и души человека. Причем, помимо воли и желания самого человека.

Творчество, особенно достаточно полноценное – это мощнейший наркотик. И тот, кто в полной мере познал вкус полного погружения в творчество, уже не забудет его никогда. Не зависимо от того, в какой степени человек сознательно и целенаправленно будет развивать свои творческие способности и наклонности. Миссия посланника Высших сил весьма непроста. В ряде случаев, предельно тяжела. Ибо, это постоянный пожизненный поиск новых и новых ступеней совершенства, абсолютной гармонии. Когда каждый мало-мальски существенный шаг вперед порождает гигантскую радость. С одной стороны. А с другой стороны, превращает человека в своего рода «летучий голландец», которому суждено вечно странствовать по информационным бескрайним просторам Вселенной в поисках обретения самого себя, реализации своей главной сущности, обретения своего места в громадной череде вечных тружеников на благо гармонии, на реализацию воли Высших сил по преобразованию внутреннего и внешнего космоса в нечто более совершенное и замечательное.

Злой дух праздности вызывает появление и развитие глобальной и фундаментальной лени ума и души, принципиальной пассивности человеческого духа. Обычный человек, не осознающий этого изощренного влияния на себя, погружается с головой в повседневную мирскую обыденную суету, в прозу жизни, тратя основное время и силы лишь на второстепенные и третьестепенные моменты жизни. А самые главные остаются вне его поля зрения. И это закономерно порождает приземленность и упрощенность подхода к себе, к жизни, к своему месту в жизни, к своей персональной миссии. Злой дух, в компании своих многочисленных собратьев, приучает человека получать удовольствие от мелких и банальных удовольствий, предельно кратковременных и поверхностных. Нередко с элементами деструктивности и дисгармоничности. Злой дух банального рационализма в паре с духом эгоизма часто перестраивают программу существования человека в целом, в ее главной сути. Создают мощное и принципиальное отторжение вечных и универсальных классических ценностей. В том числе, духовного характера.

Конечно, сам факт наличия в человеке творческих задатков еще не является полной гарантией того, что они будут обязательно развиты и реализованы на практике. Один из драматичных моментов бытия человечества заключается в том, что творческие задатки особенно ощутимого уровня имеет только один человек из двадцати. И даже среди обладателей задатков только один из десяти более или менее полноценно реализуется. Иначе говоря, пять человек из тысячи. И так же получается, что, по большому счету, ценность всей этой тысячи, в лучшем случае, равна этим пяти людям с реализованным творческим началом.

Безусловно, каждый творческий человек нуждается в отдыхе. И даже более того: он нуждается в нем в два-три раза больше, чем большинство обычных людей. И не просто в любом пассивном и произвольном отдыхе, а в максимально полноценном, качественном, эффективном именно для него. И в этом плане многие простые житейские радости могут играть вполне конкретную роль. Но творческий человек использует их не как цель, а как средство достижения своей цели – накопление новой порции энергии для очередного этапа творчества. Другой вопрос, что творческий человек вольно или невольно стремится к тому, чтобы вспомогательные радости жизни не были слишком примитивными. И имели хотя бы небольшой, но все же оттенок изящности. В соответствии с тем чувством гармонии мира, что живет в его душе. И, вероятно, связано со степенью просветленности его духа.

Праздность, как фоновое состояние ума и души, чужда творческой личности. Другой вопрос, что организация действительно полноценного и продуктивного, стабильного и продолжительного (месяцы и годы) творчества – это очень непростая задача. Доступная очень небольшому числу людей. Ибо, она требует от человека принципиально более высоких качественных параметров его личности по сравнению с большинством окружающих. Полностью довольных своей суетой. Жизнь творческого человека требует совершенно иной и психологии, и философии бытия. Более сложной, многогранной, изощренной, совершенной, конструктивной и гармоничной. И для ее осознания, выработки и реализации потребуется гигантское количество усилий на пределе возможностей всех сил человека, в том числе, разнообразных способностей и талантов.

Творческий потенциал – это большая и грозная сила. И если она не находит должного и адекватного выхода, то создаёт  массу проблемных моментов в жизни человека. Вплоть до больших драм и трагедий. Творческие способности – это не подарок, а аванс, который следует должным образом отрабатывать. Максимально добросовестно всю жизнь. Ибо, в этом есть воля Высших сил. И не считаться с ней – это, мягко говоря, большая ошибка. Часто буквально страшная по своим многочисленным и разнообразным последствиям. Это к вопросу об необходимости одухотворенности. Без которой и жизнь, и творчество полностью бессмысленны.

Привычка к систематизации
Накопление профессиональных и жизненных знаний очень тесно связано со способностью человека к систематизации. Иначе говоря, умением приводить в определенную систему полученные из наблюдений и исследований, различного рода ситуаций данные. Причем, как положительного, так и отрицательного характера. Это и результаты анализа любых жизненных явлений, происходящих и внутри человека, и в окружающем мире. Это впечатления от книг, фильмов, спектаклей, музыкальных произведений, от разговора и общения с другими людьми и т.д. Ценность систематизированной информации в несколько раз больше, чем произвольной и хаотичной. Как правило, встретившись с каким–либо явлением жизни, мы стараемся заглянуть в свою базу данных и найти там что–либо похожее, чтобы максимально полноценно идентифицировать нечто новое. Или разместить новую информацию на отдельную, особенную полочку в нашем разуме с добавлением наших личных комментариев к этому явлению.

Например, в школе, решив ряд отчасти похожих примеров или задач, мы приходим к выводу о том, что найденный нами метод решения некоторых из них является всеобщим для определенного типа примеров и задач. И в последующем, столкнувшись с похожим примером, мы вспоминаем найденный метод решения.
Услышав некоторые мысли, сказанные другими людьми с определенной интонацией в пятый или десятый раз, мы начинаем понимать, в первую очередь, явный смысл, скрытый в этих словах. А потом, быть может, и скрытый смысл. Иногда самый правильный. Со временем число проанализированных ситуаций начинает насчитывать десятки, сотни, тысячи вариантов. Так постепенно формируется наш жизненный опыт.

У людей с творческими способностями ума и души есть нередко и задатки интуиции и проницательности. Интуитивное озарение нередко помогает нам понять скрытые движущие силы того или иного жизненного явления. Проницательность, основанная на четкой и стройной системе систематизированных знаний, помогает создать из рода второстепенных и третьестепенных деталей и нюансов, тонкостей и мелочей, едва заметных и скрытых, достаточно целостное представление о том, что же на самом деле происходит в той или иной конкретной ситуации. А также о том, что, скорее всего, последует за этим странным и своеобразным, необычным и непривычным, сложном и противоречивом, тонком и щепетильном стечении обстоятельств, многогранной и многослойной ситуации. Выводы проницательного человека, чаще всего, очень сильно отличаются от мнения большинства окружающих. Которые, как правило, оставляют без особого внимания наиболее ценные и актуальные, содержательные мелочи. И вообще склонны воспринимать многие явления жизни через призму многочисленных и разнообразных иллюзий и заблуждений.

Чаще всего, мысли, порожденные интуицией и проницательностью, встречаются в штыки окружающими, как минимум, первоначально. А когда, жизнь в дальнейшем расставляет точки над «и» должным образом и подтверждает мысли интуитивиста, то приходят, в лучшем случае, в большое изумление. А в худшем случае, в большое раздражение. Если же такого рода ситуации периодически повторяются, то отсюда следует только два варианта развития ситуации. В первом варианте скептик признает свою ошибку и истинность мнения интуитивиста и делает интуитивиста своим близким и доверенным другом на многие годы. Стараясь использовать столь существенное преимущество своего друга на пользу и себе самому. Во втором варианте первоначальное сиюминутное раздражение постепенно переходит в неприязнь, антипатию. В отдельных случаях, даже ненависть. Иногда в стремление отомстить интуитивисту за свои неудачи и поражения, ошибки и проблемы, различного рода неприятные ситуации.

Хорошо, когда у человека возникает устойчивая привычка к систематизации всей новой информации. Это один из важнейших аспектов повышения мудрости вообще и профессиональной виртуозности, в частности.

Человек делает определённое дело и прикладывает более значительный элемент добросовестности. В результате получает итог более совершенный, чем прежде. Когда таких ситуаций набирается десять–двадцать, то возникает уже целая система представлений о них. Позволяющая выявить не только определенные особенности каждой из них, но и общие закономерности. Большая группа найденных закономерностей поражает более сложное информационное образование – некую логическую структуру принципиально большего масштаба. И, соответственно, и степени ценности и важности. Со временем сотни и тысячи данных находят свое место в этой сложной и объемной информационной системе.

Мы учимся диагностировать ситуацию и подбирать наиболее оптимальные варианты ее решения и оптимизации. Систематизация знаний начинается уже с годовалого возраста. Когда ребенок учится узнавать своих родных и близких, а также распознавать их настроение на мимике лица, интонации голоса, жестах и т.д.

Систематизация в той или иной степени в произвольном или осознанном стиле продолжается всю жизнь. Ибо, жизнь – это явление многогранное и многослойное, сложное и изощренное, многовариантное в своем бесконечном разнообразии.
Понятно, что, чем более осознанно и целенаправленно подходит тот или иной конкретный человек к процессу систематизации, тем быстрее растет его опыт, зрелость, мудрость, гармония личности. Быстрее развиваются творческие способности, более оптимально идет их практическое воплощение и реализация.

Глубокая и основательная систематизация информации открывает неограниченные возможности в познании и самого себя, и окружающего мира. Большую роль в систематизации играет наличие самостоятельной и независимой точки зрения, собственного ракурса восприятия любых жизненных явлений, творческого мышления с элементами абстрактного и ассоциативного, умения оперировать не только простыми, но и сложными категориями, умение отличать главное от второстепенного, способность находить и особенности, и закономерности, знание иерархии классических ценностей, понимание основных правил и законов жизни психологического и духовного характера, умение отделять шелуху от ядрышка. Не маловажным является и неутомимая жажда познания, жажда самосовершенствования, интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая любознательность, самоанализ и самокритичность, добросовестность ума и души, умение жить по своим собственным принципам и убеждениям, правилам и законам, соответствующим истинным духовным ценностям Бытия.

Большую роль в систематизации на высоком качественном уровне может играть присутствие в жизни человека хотя бы одного–двух истинных экспертов в его жизни, работе, творчестве, процессе самосовершенствования. Как, впрочем, и просто умение извлекать рациональное зерно из мыслей многих окружающих. Но без слепого и чисто механического подражания. Полезным оказывается и правильный выбор идеала по всех четырем основным сферам деятельности человечества, перечисленным выше. У творческой личности, обладающей способностью к полноценной систематизации, есть несомненное преимущество перед большинством окружающих, особенно простого типа.

Проза жизни
Полноценное развитие личности – это, как оказывается, очень непростая задача для большинства людей. В связи с абсолютным равнодушием к философии вообще, и философии бытия, в частности, в мировоззрении, как минимум, девяносто процентов людей возникает, мягко говоря, большое белое пятно. И это, в лучшем случае. А, в худшем это пустое пространство, кстати, достаточно значительное по своим размерам, заполняется информационным и духовным мусором. В том числе, с обильным и концентрированным составом в виде, гнили, ржавчины, плесени и даже с радиоактивными элементами. Которые весьма активно разрушают и внутри человека, и вокруг него все доброе, светлое, хорошее, гармоничное и одухотворенное. Принципиальное непонимание момента того, что одухотворенность – это качество первостепенной важности даже по отношению к интеллекту, таланту, классической женственности или мужественности, социальному или материальному благополучию, приводит к многочисленным и разнообразным искажениям и извращениям, как психологического, так и духовного характера.

Получается своего рода замкнутый круг: человек остается духовно невежественным, потому что не занимается даже относительно серьезно вопросами философии бытия. А, в силу закономерно возникающего духовного невежества, он и не считает нужным акцентировать специально и отдельно свое внимание на духовных вопросах. Ибо, есть множество других, с его точки зрения, более насущных в практическом плане. То, что при этом в человеке доминирует лишь банальная мирская логика – это остается вне его поля зрения.
 
Пренебрежение духовными вопросами, как распространённый и даже доминирующий социальный стереотип, обязательно отражается на интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом развитии и отдельного человека, и общества в целом. Так в наиболее развитых странах Европы, в первую очередь, по мнению классиков психологии и философии, последние четыреста лет идет мощная и глобальная психологическая и духовная деградация. При одновременном сознательном и целенаправленном пренебрежении основной массы людей вечными классическими духовными ценностями. И многочисленными и весьма разнообразными попытками создать совершенно новую, принципиально иную психологию и философию человеческого бытия, нежели это отражено в правилах и законах Бытия Вселенной. Но ничего, кроме искажений и извращений, такие усилия и отдельного человека, и группы людей, и даже целых народов не дают.

Эволюция и индивида, и общества периодически принимает негативный характер. Причем, очень жесткий и категоричный, устойчивый и многогранный, глобальный и агрессивный. С большой группой безгранично фанатеющих поклонников. И, как ни странно, большой симпатией большинства других людей. С житейской точки зрения, достаточно неплохих и неглупых. Это с духовной точки зрения, многие их качества, которые они считают в себе главными и основными, являются очень скромными и относительными в иерархии вечных классических ценностей. И нередко настолько относительными, что ими не то, что гордиться нужно (как это часто делают их обладатели), а очень стыдиться нужно. В ряде случаев, духовной сутью этих «достоинств», а иногда и реальной степенью развития.

Например, девяносто процентов просто неглупых людей считают себя не просто умными (до чего им еще расти и расти, в лучшем случае), а очень умными.
Что, как правило, им не светит вообще никогда. Но на деле большинство себе подобных (и особенно многих других людей, более глупых) они чувствуют себя достаточно уверенно и комфортно. Совершенно не подозревая (да и принципиально не желая этого знать) о том, что существуют совершенно иные системы координат для оценки человеческой личности, жизни и деятельности, общества, государства, да и человечества в целом.

Закон диалектики «бытие определяет сознание» очень верен для большинства людей. Ибо, в любом человеке серьезно и основательно и развивается лишь то, что им осознанно и целенаправленно шлифуется. А при отсутствии шлифовки, как таковой, почти все достоинства и добродетели развиваются в десятки раз слабее, или должны были бы. И тут еще важен такой момент: кто человека окружает непосредственно. Насколько эти люди действительно умны, талантливы, добродетельны, гармоничны, одухотворены, совершенны. Если родители ребенка примитивны, то, скорее всего, и он совсем недалеко от них уйдет. Даже, если у него есть масса очень интересных и ценных задатков. Не зря же существует мысль народной мудрости, что при длительном нахождении льва среди баранов он становится похожим все больше и больше на самого обычного и стандартного барана. Иначе говоря, меняется его принципиальная сущность. И, к сожалению, не в лучшую сторону. А вот баран среди львов может стать похожим (внутренне) на льва. Хотя, последняя метаморфоза, как правило, происходит при стечении большого числа редких моментов, своего рода благоприятных факторов. Так человек, имеющий задатки лишь низкого интеллекта, даже при общении с десятком академиков на протяжении пятидесяти лет, все же останется человеком с низким интеллектом.

Хотя, отдельные его параметры могут и получить некоторое количественное (но не качественное!) развитие. В этом плане ситуацию наглядно демонстрирует фильм «Собачье сердце». Когда душа примитивной собаки, даже помещенной в человеческое тело, осталось по своей сути абсолютно прежней. И уже никто и ничто это положение вещей изменить принципиально не мог. Ибо, это находится в юрисдикции и компетенции не простого смертного, а Высших сил. И без их благоволения никаких существенных метаморфоз, а тем более, принципиальных, произойти не может, что называется, в принципе.

Женщина, имеющая задатки классической женственности, но живущая с примитивным мужчиной, как правило, не только не развивается интенсивно и многогранно, но, с годами (особенно десятилетиями) становится все более прозаичной и приземленной. Ее лучшие достоинства и добродетели, при этом, не находят своей постоянной и адекватной востребованности. И ручеек постепенно превращается в болото. Очень незаметно для самой женщины в каждой отдельный небольшой интервал времени, но очень заметно для постороннего наблюдателя. У которого такого рода динамика развития ситуации вызывает очень большое и глубокое сожаление. Ведь, если не развиваются положительные задатки у тех, у кого они есть, то, что же говорить о тех, у кого их нет? Это же драма, и трагедия уже не отдельной личности, а всего общества, государства, да и человечества в целом. По большому счету. Ибо, даже самая большая пустыня не состоит лишь из отдельных песчинок. А громадный океан – из  отдельных капелек воды. И, от того, какими свойствами обладает каждая песчинка или капелька воды, зависит многие другие, принципиально иные свойства всей пустыни или океана в целом.

Первоначально сталкиваясь с деструктивными и дисгармоничными элементами личности мужа, в частности, женщина может сильно возмущаться и негодовать. Со временем, видя негативный консерватизм мужа, женщина постепенно успокаивается и смиряется. Пропадает большое раздражение. Потом и небольшое тоже. За этим следует почти полное принятие такой специфики личности мужа. Ибо, наше общество и государство ставит каждого человека в такие условия, когда разведенной женщине очень трудно выживать одной и морально, и материально. Хотя, процент разводов увеличился в десятки раз, достигнув величины в девяносто три–девяносто пять процентов. Это говорит о том, что большинство людей не умеет жить, строить семью, правильно относиться к другим и к себе, строить прочные и перспективные отношения с кем бы то ни было.

Следующим этапом интеллектуальной и психологической деградации женщины является частичное принятие правил и законов своего мужа деструктивного характера. А потом и почти полное принятие. При принципиальном неодобрении со стороны мужа наиболее гармоничных желаний и стремлений жены, женщина вольно или невольно, но становится все более прозаичной и приземленной, а потом и упрощённой. Местами доходя до откровенной примитивности. И так происходит почти со всеми, кто не ценит свою индивидуальную положительную сущность должным образом. Ведь это надо иметь неимоверную силу духа, решительность и мужество, целеустремленность и уверенность в себе, чтобы годами должным образом противостоять своему окружению. Выглядеть своего рода белой вороной, не говоря уже – откровенным изгоем. Вызывая, как минимум, многочисленные и разнообразные насмешки и язвительные реплики. А, как максимум, явное и непрерывное третирование.

Большинство людей категорически не прощает своим ближним (из ближнего круга общения) то, что они в чем–то существенно превосходят их. Особенно в плане социально значимых и хотя бы относительно престижных моментов.
Вести же двойную жизнь – внешнюю и внутреннюю, принципиально отличающуюся друг от друга мало кому дано (одному–пяти процентам людей). Понятно, что наиболее разумные люди стараются, по возможности, не вступать в лишние пререкания с окружающими по второстепенным и третьестепенным вопросам. Но, тем не менее, хотя бы иногда возникают и вопросы первостепенной важности, когда суть явлений может оцениваться только однозначно: черное или белое, хорошее или плохое, гармоничное или дисгармоничное, конструктивное или деструктивное. И то, что с житейской точки зрения может выглядеть достаточно приличным, в системе духовной логике выглядит, в лучшем случае, весьма скромно и относительно, а в худшем случае, предельно убого и скверно, ужасно и примитивно. И доказать что–либо человеку, обладающему только житейской логикой, относительно понятий духовной логики практически невозможно. Хотя, собственно, и чисто теоретически тоже.

И тут уже вопрос состоит не об индивидуальных различиях, по большому счету (хотя и об этом тоже), а о принципиальном отличии двух совершенно разных менталитетов. Представители, которых никогда не дружили друг с другом и никогда дружить не будут. По крайней мере, ближайшие пару тысяч лет. Стандартный менталитет не любит менталитет творческий. И не любит – это, мягко говоря. С 1500 по 1800 год в самых разных развитых странах Европы сожгли десятки тысяч человек с нестандартным мышлением, ведущих нестандартный образ жизни.

И использовали при этом самые глупые и нелепые поводы. Что, собственно, подтверждено конкретными и многочисленными документами. На основе, которых проведены десятки обширных исследований. Пришедших практически к единому выводу: все обвинения – это абсолютная ложь, лицемерие и ханжество, зависть и ревность к чужим талантам и добродетелям, достижениям и успехам, реальной неординарности и оригинальности. В нашем сталинском режиме уже миллионы людей поплатились здоровьем, судьбой и даже самой жизнью за тоже самое.

Да и сейчас инакомыслящие, мягко говоря, не приветствуются. Особенно, когда это не проявление сиюминутных эмоций обычного человека. А серьезная и продуманная глобальная жизненная позиция достаточно умного и талантливого человека, способного нанести действительно серьезный ущерб деструктивной политике и идеологии правительства. Когда идет столкновение двух принципиально различных фундаментальных менталитетов и мировоззрений. Когда речь идет не о том, что кто- то в чем–то чуточку лучше или хуже, а о том, что есть разум и есть глупость, есть гармония и есть примитивность, есть подлость и есть благородство. И компромиссы между ними, по большому счету, невозможны.

Ибо, эти явления являются вечными антагонистами друг для друга. И это не отдельные психологические или интеллектуальные особенности, а принципиальные и фундаментальные ценности из разных систем координат: житейской и духовной, совершенной и упрощенной, банальной и гармоничной.
Правительствам большинства стран откровенно выгодно то, что его народ не имеет истинной одухотворенности, а лишь тешит себя мыслью об ее наличии. Пользуясь, при этом, лишь многочисленными и разнообразными суррогатами духовности.

Проблематичность и драматичность столкновения двух менталитетов состоит в том, что девяносто процентов представителей творческого менталитета, как правило, не идет во власть. В результате чего возникает вполне естественная и закономерная ситуация, когда девяносто процентов представителей власти являются представителями, в лучшем случае, стандартного менталитета. А, нередко и откровенно деструктивного (третьего типа) менталитета. Что, собственно, они могут дать своему народу и государству? По большому счету, ничего хорошего. Это только в очень редких случаях тот или иной начальник берет себе в консультанты представителя творческого менталитета. Если, конечно, хотя бы в общих чертах понимает то, что это такое и с чем это едят.

Почему люди творческого менталитета не идут во власть? Все просто и даже элементарно: им дороже собственное творчество. И лишь немногие творческие люди, чье творчество носит конкретно социальный характер, могут для наиболее успешного его воплощения и реализации идти во власть. Чтобы повысить уровень гармонии хотя бы в каком–то отдельном аспекте жизни в конкретном населенном пункте. Да и получить от этого чувство собственного удовлетворения собой, своим творчеством и жизнью в целом.

В научно–исследовательском институте появился новый сотрудник, который за три года работы сделал столько изобретений, сколько остальные пятьсот человек вместе взятые. И это при том, что триста из них работали по двадцать–тридцать лет. В результате человеку создали, что называется, соответствующие условия, и он сам уволился.