Творческая личность. Глава 3. Часть 9

Александр Иванович Алтунин
Оригинальность
Оригинальность – это очень непростое явление жизни. Претензия большинства людей на стопроцентную оригинальность в каком–либо виде деятельности, как правило, безосновательна, бессмысленна и вредна. Оригинальность не должна быть самоцелью ни обычного, ни творческого человека. Достаточно сказать, что высокий, не говоря уже – очень высокий уровень качества любой деятельности, как правило, уже есть вполне конкретный элемент оригинальности. Конечно, успешное применение фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности, творческого мышления, с его глубиной и масштабностью, с изящными элементами абстрактного и ассоциативного мышления способно придать определенный индивидуально– специфический оттенок результату деятельности.

Если личность имеет хотя бы средний уровень зрелости и гармоничности, интеллекта и одухотворенности, то все это обязательно отразится на результатах творчества. Пропорционально имеющемуся чувству эстетики интеллектуального и психологического характера. Которое может быть примитивным, упрощенным, простым, утонченным, изящным или изысканным. Все эти шесть ступеней совершенства распространены в человеческом обществе очень неравномерно. Большинство людей, особенно обычных, как правило, распределяется по первым трем ступеням этой условной иерархической лестницы.

Поэтому полагать, что простой человек обязательно способен воспроизводить (и адекватно оценивать) изящные или изысканные явления жизни – это большая иллюзия. Первоклассник, в стандартном исполнении, не может решать алгебраические задачи. Как и десятиклассник - задачи по высшей математики. Подход к решению задач различной степени сложности и изощренности должен быть максимально разумным и осмысленным. На осине не растут апельсины. С одной стороны. С другой стороны, рожденный ползать, летать не может. Это элементарные истины жизни, которые большинство предполагает воспринимать предельно субъективно. Как, собственно, и многие другие правила и законы Жизни. Особенно в системе классических духовных ценностей.

Безусловно, оригинальность, как определенный оттенок творчества ума и души человека, приветствуется обществом. Но при условии того, что такого рода творчество опирается, в первую очередь, на классические каноны гармонии. Если сравнивать с кулинарией, то можно сказать, что добавление нового, непривычного соуса к старому блюду – это уже вполне определенный элемент оригинальности. Но все продукты, входящие в блюдо, совершенно не обязательно должны быть экзотическими, выходящими за рамки нормального творческого подхода к любому виду жизнедеятельности.

Не стоит пытаться создать новые каноны гармонии. Достаточно в некоторой степени творчески преобразовать некоторые, уже имеющиеся в наличие у человечества. Только одному человеку из миллиона удается разработать что–либо принципиально новое к тому, что уже создали его предшественники. Поэтому большинству людей ставить перед собой такого рода задачу – это дело бессмысленное и вредное. Заведомо обреченное на неудачу. А вот сознательное и целенаправленное, интенсивное и пожизненное, максимально добросовестное развитие изящности ума и души может помочь человеку придать его творчеству определенный элемент изящности. Что, несомненно, будет достаточно оценено наиболее достойной частью общества. Истинная оригинальность – это закономерный результат изящной личности.

Осмысленность свободного времени
В этом плане между представителями стандартного и творческого менталитета имеется очередное принципиальное различие. Человек, относящийся к стандартному менталитету, как правило, не озадачивается тем, чтобы наполнить свою жизнь каким-либо дополнительным и особенным смыслом с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Ему достаточно того, что на общем фоне своего непосредственного окружения он выглядит достаточно неплохо. Существенно не отличается. Причем, как в худшую, так и в лучшую сторону. Хотя претензия на оригинальность (правда, лишь в каких-либо явно второстепенных вопросах, относящихся лишь к банальной мирской логике и таковой системе ценностей) во многих сохраняется почти пожизненно. Но, так как в действительно ценных и важных вопросах проявить творчество ума для большинства представителей стандартного менталитета не представляется возможным, то в качестве логических точек опоры они выбирают лишь второстепенные и третьестепенные (с точки зрения духовной логики), которые с точки зрения мирской логики представляются им особенно важными и ценными.

Главное – достаточно эффектными чисто внешне, чтобы это увидели окружающие. И, желательно, как можно больше людей. Именно поэтому стандартный менталитет в своем свободном времени выбирает занятия, которые могут понравиться некоторым окружающим. И при этом совершенно неважно то, что эти некоторые могут быть достаточно глупы и примитивны, деструктивны и дисгармоничны. Важно то, что они – это публика, способная прямо или косвенно одобрить то, что они делают. Ибо, реальной самодостаточности истинного характера у стандартного менталитета никогда не было и никогда не будет. Мнение публики, пусть даже второсортной, для них во много раз важнее, чем свое собственное.

Стандартный менталитет стремится жить по принципу: прожил день и хорошо. В своей работе такой человек стремится выполнить необходимый минимум. У отдельных представителей стандартного менталитета периодически возникает идея о том, чтобы сотворить нечто особенное и оригинальное. Но, в силу принципиальной ограниченности возможностей своего менталитета, у такого человека, как правило, из этих затей ничего путного не получается. Его даже самые интенсивные и самые изощренные усилия не получают большого и особенного общественного признания. Но, к сожалению, чаще всего, не наводят человека на мысль о смирении относительно своего реального места в жизни. А вызывают массу идей о несправедливости жизни к нему – такому «замечательному во всех смыслах» человеку. И о том, что большинство окружающих людей – это или дураки или сволочи, неумеющие или нежелающие увидеть и оценить особую оригинальность и ценность его личности. Конечно, быть может, в каких-либо второстепенных вопросах человеку и удается привнести небольшой оттенок оригинальности. Это при условии максимального напряжения всех сил ума и души. Силы, правда, по своей реальной величине весьма символичны. Но всем комфортнее думать о себе, что именно он является совершенно особенным титаном мысли и чувства. И это, как правило, рождает массу недоразумений и проблем, драм и трагедий глобального характера.

В заполнении свободного времени у стандартного менталитета нет какой-либо мало-мальски существенной избирательности. Подходит абсолютно все, что так или иначе помогает убить время: бульварный роман, банальный сериал, болтовня ни о чем или о вопросах мелкой повседневной суеты. С использованием только самых простых и очень упрощенных понятий и категорий. О развитии личности, каком-либо действительно ценном творчестве речь не идет в принципе. Ибо, это категорически чуждо этому типу людей. Старого боцмана спросили: "чтобы ты сделал, если бы нашел золотую монету"? Он ответил: «купил бы табаку и рому».
- А если бы нашел десять золотых?
- Купил бы табаку и рому в десять раз больше.
- А если бы нашел сто золотых?
- Вы что тупые? Или считать не умеете? Я купил бы в сто раз больше табаку и рому…

Иначе говоря, представление человеку совершенно новых возможностей, к сожалению, еще не означает того, что он ими воспользуется должным образом. Это с духовной точки зрения, а с мирской точки зрения он поступит максимально разумно – купит сто ящиков табаку и рому. И при этом, будет в очередной раз абсолютно уверен в своей особенной и безграничной мудрости. Которая, на самом деле, в системе вечных и универсальных классических ценностей и гроша ломанного не стоит. Как, собственно, все сообщество стандартного менталитета в целом, суммарно.

Конечно, нельзя сказать того, что их ценность абсолютно нулевая. В громадной эволюции человеческой личности они занимают вполне конкретное положение. Без которого большая и истинная эволюция невозможна. И среди представителей стандартного менталитета есть даже своя, вполне определенная градация. Как в школе: первый класс, пятый, десятый. Это условные этапы созревания человеческой личности. Только в этой школе жизни каждый класс – это не годы одной человеческой жизни, а пять-десять полных воплощений в человеческом образе (и именно в человеческом, ибо, оно может быть и в образе растения или животного). Все гораздо сложнее, чем всем нам хотелось бы думать. И это не только мнение автора, но и многих сотен мудрецов, живших последние две с половиной тысячи лет. Как и мнение многих классиков психологии и философии.

Проблематичность большинства представителей стандартного менталитета заключается в том, что даже когда им предоставляется реальная возможность хоть в чем-то стать хотя бы на один процент лучше, многограннее, сложнее, совершеннее, то они категорически отказываются прикладывать даже самые символические усилия ума и души для этого. Ибо, злой дух лени ума и души достаточно цепко держит их в своих руках. Не говоря уже о злом духе упрощенности и примитивности. Или деструктивности и дисгармоничности.

Собственно, у каждого из ста человеческих пороков и более трехсот недостатков есть свой конкретный куратор различного ранга в виде злого духа. Так, например, злой дух алчности, гордыни или стервозности имеет в своем подчинении десятки других злых духов. Которые очень эффективно и плодотворно сотрудничают друг с другом. Круглосуточно и непрерывно. В течение многих столетий и даже тысячелетий. И эта гигантская армия очень умных и талантливых, добросовестных и неутомимых, хитрых и коварных, сообразительных и изобретательных деятелей очень тонко и предельно изощренно ставит палки в колеса всем людям, желающим стать лучше и совершеннее, умнее и гармоничнее, внутренне красивее и одухотвореннее.

Именно поэтому люди стандартного менталитета так демонстративно равнодушны к истинной эволюции своей личности, к серьезной и целенаправленной работе над собой. И более того: способны устроить грандиозный скандал тому человеку, который призывает их к самовоспитанию и самосовершенствованию, к обретению гармонии и мудрости. Изначально спокойный и уравновешенный человек, пребывающий в духовной прострации, может вдруг наполняться какой-то особенно концентрированной и злокачественной злобой, раздражением, агрессией, откровенно садистскими наклонностями не только психологического, но и физического характера. И становится не просто очень неприятным, а буквально мерзким человеком. Как только разговор об улучшении прекратится, человек вновь обретает свой прежний благопристойный вид. Это может быть даже душа той или иной компании, не придающей гармонии личности или одухотворенности особого значения. Ибо, среди истинно мудрых такой человек не будет пользоваться особенно большой симпатией или уважением. Все в мире относительно. То, что может выглядеть замечательным с точки зрения мирской логики, с точки зрения логики духовной может выглядеть предельно убогим и примитивным, деструктивным и дисгармоничным.

Проблема людей стандартного менталитета в том, что они, в лучшем случае, схватывают лишь чисто внешние атрибуты духовности, оставаясь по своей внутренней (а не показной) сути прежними.  С прежним уровнем деструктивности и дисгармоничности, упрощенности и примитивности, интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической инфантильности. Местами со множеством классических и современных искажений и извращений в их бесконечном разнообразии по форме и величине.

Люди творческого менталитета стараются наполнить свое свободное время вполне определенным смыслом. Чтобы провести его с пользой для ума и души. У них часто есть внутренняя подсознательная потребность в развитии своей личности, в хотя бы самом минимальном самосовершенствовании, в каком-либо виде творчества. Хорошая живость ума и склонность к творческому мышлению нередко еще с детских лет выделяют конкретного человека среди его ровесников. В отдельных случаях информацию о наличии больших задатков интеллекта, таланта, гармонии личности и т.д. можно прочитать на лице шестимесячного ребенка. Или шестилетнего. Но это возможно только для очень узкого круга людей, имеющих способность к этому и большой практический опыт в такого рода делах. Для остальных это тайна за семью печатями.

Конечно, задатки творческого менталитета не развиваются сами по себе. Они требуют сознательного и целенаправленного развития. Другой вопрос, что большинство носителей этих задатков, как правило, не подозревают ни о том, что они у них есть, ни о том, какую особенную ценность и важность они имеют не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и с точки зрения общественной и государственной политики и идеологии, психологии и философии. Все очень серьезно. И одна из целей данной работы и заключается в том, чтобы помочь многим людям творческого менталитета лучше понять и узнать себя, да и перестроить свое отношение к своим, так сказать, единомышленникам. Да и адекватнее относиться ко всем прочим, напрасно не ожидая творческой особенности личности поголовно от всех. Как, впрочем, и особой гармоничности и одухотворенности. Иллюзии такого рода приводят к естественному и закономерному появлению бесконечной череды недоразумений и проблем. Как минимум. А, как максимум, драм и трагедий. И упрощенный подход к этой ситуации ничего конструктивного дать не может.

Отдельные особенности психологии личности уже в детском или подростковом возрасте могут помочь выявить в человеке элементы творческого менталитета. Ибо, люди такого типа – это особая ценность и общества, и государства. И обоим предельно выгодно, чтобы каждый из них в максимальной степени развил свои творческие способности и таланта, да и всю личность в целом. И в этом высший смысл Бытия.

Ответственность перед Высшими силами
Практически все люди, не зависимо от наличия в них реальных или мнимых достоинств и добродетелей, и от степени развития таковых, хотят считать себя достаточно достойными и достаточно добродетельными, претендующими на большое уважение и расположение. С одной стороны, это вроде бы и неплохо. Стремление использовать уважение и любовь к себе является элементом, лежащим в основе психологического и психического здоровья человека. Вот только с чувством меры у многих людей возникают большие проблемы, как и со способностью принципиально адекватно оценивать степень развития хотя бы основных достоинств и добродетелей. Например, люди, имеющие уровень интеллекта в диапазоне тридцати–пятидесяти процентов, как правило, категорически убеждены в том, что якобы, на самом деле, их интеллект имеет величину в диапазоне восьмидесяти–ста процентов. И, вроде бы, все обстоит не так уж и плохо и драматично.

Но, вот какая при этом имеется закавыка. Дело в том, что, если тот или иной конкретный человек преподносит себя обществу (и Высшим силам одновременно) как человека с большим интеллектом или, тем более, с высокой добродетельностью, то общество, быть может, и может простить индивиду его некоторые заблуждения относительно самого себя, посмотрев принципиально снисходительно (хотя и это бывает далеко не всегда) на некоторые завихрения в его мозгах, в его мировоззрении. То, вот Высшие силы, как правило, такой чрезмерной и принципиальной лояльностью не отличаются.

Получается примерно так: назвался груздем – полезай в кузов. Назвался умным человеком, претендуешь на звание действительно достойного человека, полезай в соответствующий кузов. А существование человека в этом духовном кузове накладывает на него большой комплект очень строгих обязанностей. Невыполнение которых ведет к обязательным и очень серьезным наказаниям этого конкретного человека (да и группы людей, народа, государства и человечества в целом) со стороны Высших сил. И наказания идут не просто регулярно и бесконечно, а еще и по возрастающей по степени серьезности и драматичности. Пока тот, кого наказывают, не облагоразумится. Терпение Высших сил большое, но когда и оно заканчивается, то они принимают категоричное решение об уничтожении провинившегося, как принципиально неисправимого. Как существа, категорически уверенного в том, что обладает большим комплектом фундаментальных (а не только второстепенных) достоинств и добродетелей в высокой степени их развития.

Но принципиальный драматизм этой ситуации как раз и заключается в том, что девяносто процентов ныне живущих (да и наших предшественников тоже) людей не обладали, и в ближайшие пару тысяч лет обладать не будут именно таком комплектом достоинств и добродетелей. Но, если говорить применительно к народам, так называемого третьего мира, то какая–либо скидка еще чисто теоретически возможна. Ведь нельзя же от растения требовать, того, чтобы оно существовало по принципам мира животных, а от животного требовать того, чтобы оно жило как человек. То, применительно к развитым странам цивилизованного мира такого рода скидка исключена в принципе. Считаешь себя особенным и передовым – будь добр добросовестно выполняй эту сложнейшую и тяжелейшую функцию.

Иначе говоря, получается так, что девяносто процентов людей сами, по своей воле и желанию, обрекают и себя, и своих потомков (которые очень часто перенимают у своих родителей склонность к неадекватной самооценке) на пожизненные мучения и страдания.

В задаче спрашивается: а оно вам нужно? Думаю, что нет. Потому и впрягаться в повозку, которую достойно тянуть вы в принципе не в состоянии, не стоит. Чем адекватнее будет ваша самооценка, тем меньше в связи с этим будет количество и тяжесть ваших персональных наказаний по жизни. Другой вопрос в том, что жизнь, как правило, ставит перед каждым из нас задачи по нарастающей степени сложности. Стремясь, тем самым, по возможности достаточно интенсивно развивать наши истинные достоинства и добродетели.

А чтобы расставить чуть конкретнее хотя бы некоторые акценты в иерархии вечных классических ценностей Вселенной, нужно упомянуть следующий момент: достижение высокой степени личностной зрелости и гармонии у человека возникает лишь через пятьдесят–семьдесят воплощений в человеческом образе, каждое продолжительностью в пятьдесят-семьдесят лет. В то время, как человечество так стремительно количественно растет, что девяносто пять – девяносто девять процентов современных людей имеют, в лучшей случае, всего два–три воплощения. Иначе говоря, серьезный и интенсивный труд, даже за сто лет, приведет к повышению вашего личного уровня гармонии, в лучшем случае, на один процент.

Но, к сожалению, на такой серьезный труд оказывается реально способны только один человек из тысячи… Вот вам и реальная действительность, вот вам и «повод» для самоуверенности и самовлюбленности, завышенной самооценки.
Конечно, никто из нас не выбирает для себя комплект персональных достоинств и добродетелей в высокой степени развития. Это, с одной стороны. А, с другой, - каждый из нас обязан в своей жизни выполнить миссию хорошего человека. Вы удивлены тем, что все так просто? А зря, ибо, миссия хорошего человека далеко не так проста и доступна, как этого многим хотелось бы. И как большинство об этом думает. Это серьезный и непрерывный, большой и весьма ответственный труд по контролю более трехсот недостатков в себе, по мощному и принципиальному, осознанному и целенаправленному торможению из развития. А это десятки тысяч осознанных и продуманных поступков, мыслей и чувств, желаний и стремлений, взглядов и представлений. Принципов и убеждений, правил и законов, требующих высокой внутренней дисциплины и организованности (имеет место быть, в лучшем случае, у пяти процентов людей). Это и развитие, сознательное и целенаправленное, более трехсот достоинств и добродетелей. Работы, что называется, непочатый край. А вы говорите о каком–то своем, уже достигнутом совершенстве? Подумайте об этом, как минимум, еще раз в свете новой информации о диалектике человеческого бытия вообще и, в том числе, и вашего личного, в частности.

Не может обычный первоклассник решать задачи за пятый класс, а пятиклассник – задачи за десятый класс. И когда тот или иной обычный первоклассник начинает высказывать претензию на то, что он, якобы такой особенный и потому может решать задачи и за пятый, и за десятый класс, то это выглядит, мягко говоря, глупо и нелепо. А, если это повторяется хотя бы несколько раз, то у окружающих возникает закономерное сомнение в принципиальном психическом здоровье этого самозванца.

Ибо, в ясном рассудке человек не должен озвучивать подобные мысли. Аналогичная ситуация складывается и в плане многих фундаментальных достоинств и добродетелей. И относительно, так сказать, обучения в школе жизни. Которое, в отличие от школьного, продолжается всю жизнь, И не одну жизнь, а десятки. И которые не всегда имеют воплощение в человеческом образе. И далеко не всегда следуют одна за другой непосредственно. Иногда между этими жизнями может быть достаточно продолжительный интервал времени. Величина, которого напрямую связана с тем, насколько серьезно и добросовестно конкретный человек занимается развитием души, которую в него поместили Высшие силы. Большинство же людей, не то что сильно, но даже чуть–чуть об этом не задумываются. А результат в итоге получается вполне соответствующий, точнее весьма символический.

Зачем человеку, закончившему, условно говоря, второй класс жизни, напрашиваться на решение задач даже за шестой класс (не говоря уже о десятом)? Заведомо ясно, что оценка будет плохой. Реально лишь двойка по пятибалльной системе. Но, вот за то, что ты вызвался, но не решил задачу, и делал это многократно, несмотря на отрицательные предшествующие результаты, жизнь человека наказывает.

Оттенки и полутона
Собственно, практически каждому человеку желательно уметь отличать как можно более тонко и дифференцированно как можно больше оттенков и полутонов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Но многое, в этом плане жестко регламентировано у большинства от рождения. Простому человеку трудно полноценно воспринимать полутона явлений жизни средней степени сложности (по всем четырем перечисленным выше аспектам). А человеку со средним типом сложности личности непросто многогранно и тонко воспринимать оттенки в сложных явлениях жизни.

Для творческой личности подобная способность просто-таки жизненно необходима. И тут уже вопрос стоит следующим образом: в скольких аспектах конкретный творческий человек способен воспринимать оттенки и полутона? Исследования автора (и не только автора) показали, что тонкость и изящность восприятия некоторых детей в семь-двенадцать лет принципиально превосходит таковую у большинства пятидесятилетних взрослых. Но, что особенно важно, то это то, что такие люди способны не только более тонко и изящно воспринимать различные явления жизни, но и в соответствии со своим врожденным (в первую очередь) и отчасти развитым чувством прекрасного моделировать свое творчество в той или иной сфере деятельности. Которое, несомненно, очень радует других людей, имеющих хотя бы среднюю степень развития чувства прекрасного. С минимальным уровнем это, все же, достаточно проблематично.

Например: компьютер способен отличать двести пятьдесят шесть оттенков серого. Обычный человек – не более десяти. А художник – не менее ста. Для обычного человека очень часто сложно провести четкую и конкретную грань между понятиями: простой и симпатичный, симпатичный и красивый, красивый и изящный, изящный и изысканный. И это применительно ко всем четырем аспектам человеческого бытия.

Но в каждом из этих случаев главную роль играют именно оттенки и полутона, имеющие индивидуально-специфические особенности своего творца.
Это, кстати, в полной мере относится и к Всевышнему. Ибо, он создает столь совершенные творения, что они заслуживают совершенно отдельного и совершенно особенного уважения и симпатии, восхищения и восторга, поклонения и преклонения. Человек, достигший больших высот в своем развитии, в своем творчестве, особенно отчетливо понимает то, как он, на самом деле, далек от абсолютного совершенства, которое присуще только Высшим силам. Собственно, любой талант, не зависимо от его величины и специфики, это проявление воли Высших сил. Без нее никто и ничто не может сотворить что-либо действительно прекрасное. С претензией на прекрасное – это да, но не более того.

Даже с интеллектуальной точки зрения восприятие жизни разными людьми очень отличается. Для обычного человека существует только одно разделение явлений жизни: на умные и глупые. В то время как, для истинного интеллектуала оттенков существенно больше: глупая мысль, неглупая, умная, очень умная, изящная, мудрая. Иначе говоря, уже шесть ступеней.

Творческий человек, как правило, имеет задатки более тонкого восприятия жизненных явлений, чем большинство обычных людей. И это помогает ему более качественно и изящно создавать продукты своего творчества. Хотя, собственно, у творческой личности есть шанс более гармонично строить и свою жизнь вне своего творчества. Другой вопрос в том, как тот или иной человек пользуется своим шансом. К сожалению, большинство людей с задатками творческих способностей не становятся, по большому счету, творческими личностями. Представителями творческого менталитета. А уж степень стабильности и гармонии их жизни вообще оставляют желать лучшего. Это, мягко говоря.

Как говорят мудрецы, «возможно, еще не значит, что обязательно будет». Тут громадную роль играет мировоззрение человека с творческими способностями. Если он считает свои достоинства и добродетели, способности и таланты лишь своей личной собственностью, то вероятность превращения его в настоящею творческую личность, чаще всего, минимальна. А вот, если он твердо убежден в том, что все эти моменты принадлежат, по большому счету, Высшим силам, а ему даны лишь в качестве предварительного аванса, то тут ситуация может быть принципиально другой. Талантливый человек не имеет права пренебрегать самим фактом наличия у себя таланта. Он обязан его развивать и воплощать на практике. И не ради самого себя, а ради общества, человечества, всей Вселенной. Понимание истиной сути своей потенциальной роли в жизни любого человека. А творческого, в особенности. Ибо, на нем лежит священная обязанность повышает гармонию человечества по мере своих сил и возможностей, способностей и талантов. И это требует от него максимального напряжения всех сил ума и души, духа и тела.

Как показывают исследования и наблюдения, большинство людей не реализует своих реальных способностей даже на одну четвертую от их потенциального уровня. И это применительно к 9/10 всех человеческих качеств. Там, собственно, может быть, и потолок-то низкий или средней высоты, а большинство даже до него не стремится вырасти. Но претензию на большое совершенство, тем не менее, имеет практически подавляющее большинство людей.
Для творческого человека, по большому счету, есть только два варианта развития ситуации. Он или обретает определенный уровень реализации своих способностей и талантов под ракурсом классических духовных ценностей жизни. Или вносит в свою жизнь полный хаос и бардак, выражаясь простым житейским языком.

И тут дело не только в глобальных моментах, но и в тонкостях дела: нужно сознательно и целенаправленно развивать в себе способность различать как можно больше оттенков и полутонов, нюансов и тонкостей, деталей и мелочей. В интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Как минимум, хотя бы в одном из этих направлений. Как максимум, во всех четырех. И стремиться развивать себя во всех этих аспектах. А это, ни много, ни мало, более семисот аспектов, о большей части которых большинство не то, что полного понятия не имеет, но даже никогда не слышало об их существовании. И часть из которых и будет описана в данной работе (от ста до двухсот по предварительным намерениям). В оптимальном варианте, для даже относительно полноценного освещения всех остальных аспектов потребуется, как минимум, две-три большие книги. И они уже задуманы автором, но он в полной мере отдает себе отчет в том, что это тяжелая многолетняя работа.

Умение строить перспективные отношения
Умение строить прочные, стабильные и перспективные отношения – это особенно ценное качество. К сожалению, достаточно редкое. Оно связано с чувством обратной связи, умением настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, со способностью понимать не только основные мысли и чувства, но и определенные тонкости и нюансы, оттенки и полутона интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана, умением разбираться в людях (состоящим из более пятидесяти компонентов, достаточно редких, на минуточку).

Во многом это умение зависит от степени утонченности и изящности душевной организации, степени добросовестности ума и души, умения оперировать понятиями средней и высокой степени сложности, творческого мышления (не более пяти процентов людей). Свой существенный вклад вносит зрелость личности, уровень ее гармонии, степень одухотворенности и мудрости (два–три человека из тысячи). Это и способность проводить качественный предварительный отбор кандидатов для общения среди основной массы людей, способность проводить экспресс-анализ личности человека, создавать его достаточно достоверный психологический портрет. Это и наличие серьезной работы по самосовершенствованию хотя бы отдельных, наиболее ценных личностных и человеческих качеств.

Сюда входит и умение отличать главное от второстепенного, наблюдательность и внимательность, склонность к разумным исследованиям и экспериментам, способность к систематизации получения данных, умение глубоко и многогранно анализировать не только простые жизненные явления, способность моделировать качественное душевное тепло, создавать полноценный психологический комфорт, душевную отдушину, тактичность и деликатность, великодушие и снисходительность, интуиция и проницательность, сообразительность и изобретательность, психологическая любознательность и бдительность, аккуратность и осторожность, чувство психологической эстетики, психологическая бережность и предупредительность, психологическая гибкость и дипломатичность, степень богатства психологической палитры, умение проявлять психологическую инициативу, изящная фантазия и воображение, трудолюбие и добросовестность души, изящное чувство юмора, крепкий внутренний стержень, способность к изящному сочувствию и сопереживанию.

Следующая группа качеств: правильная любовь к себе, максимальное число элементов классической женственности или мужественности. Способность сознательно и целенаправленно моделировать сокровенное общение, умение быть хорошим активатором для наиболее важных и ценных, интересных и достойных поступков, интеллигентность, и аналитичность, способность оказывать полноценную помощь в самореализации, элемент психологического (но не нравственного) артистизма, самодостаточность, коммуникабельность, способность давать человеку возможность сохранять свое лицо в проблемных ситуациях, философское отношение к ошибкам и неудачам (и своим, и чужим), развитие внутренней силы, самоконтроль, умение думать об интересах завтрашнего дня, правильная иерархия жизненных ценностей, способность быть интересным и приятным собеседником, наличие правильных критериев по оценке эстетики личности, способность ощущать радость от эстетики мыслей и чувств другого человека, наличие чувства собственного внутреннего удовлетворения, доминирование закона целесообразности, любовь к жизни, корректность.