Творческая личность. Глава 3. Часть 8

Александр Иванович Алтунин
Умение настраиваться в резонанс
Это умение в значительной степени зависит от степени развития чувства обратной связи. Но, конечно, не только от него. По большому счету, простой человек не может полноценно настроиться в резонанс мыслям и чувствам человека, имеющего среднюю степень сложности личности. Имеющему среднюю степень сложности очень непросто настроиться на волну сложного человека. Сложному часто очень непросто в общении с очень сложным, но весьма легко со всеми остальными. Человеку глупому, чаще всего, трудно понять неглупого, а последнему – умного. Умному нередко сложно с очень умным быть наравне.

Спасает лишь то, что сложных и очень умных людей достаточно мало. Играет роль и уровень гармонии личности. Примитивному человеку непросто понять обычного, человеку со средним уровнем гармонии личности не всегда просто с тем, у кого он высокий. Чувствуешь при этом свою глобальную несостоятельность, а это нередко является очень болезненным уколом для самолюбия.
Другой вопрос, что, как правило, человек с хорошими творческими задатками имеет, как минимум, среднюю степень сложности, задатки неплохого интеллекта, неплохие задатки гармонии личности. А также тонкую душевную организацию, позволяющую более адекватно воспринимать различные явления жизни средней и высокой степени сложности.

Способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника имеет смысл только в том случае, когда они имеют вполне конкретный качественный уровень. Ибо, настраиваться в резонанс глупому или примитивному человеку не только бессмысленно, но и вредно. Ибо, чем чаще это делаешь, тем выше вероятность появления в твоем внутреннем мире различных деструктивных и дисгармоничных процессов. Которые, в лучшем случае, способны мощно тормозить эволюцию личности в целом. А в худшем, - запускать процессы психологической и духовной деградации. Иногда еще и интеллектуальной, и эстетической. Вот почему так особенно важно общаться с людьми, которые умнее и совершеннее нас, способнее и талантливее, достойнее и одухотворённее. Конечно, на фоне глупого и примитивного человека даже самый обычный человек чувствует себя особенно умным и талантливым. Но, на самом деле, это не повод для самоуспокоения и самолюбования. Истинный ориентир – это абсолютное совершенство. Понятно, что оно в течение одной жизни не достижимо. Но, тем не менее, именно на него следует ориентироваться в своем развитии. В крайнем случае, на тех, кто уже получил большое общественное признание как интеллектуал, человек богатой души, гармоничного духа.

Умение настраиваться в резонанс другому человеку помогает строить прочные и перспективные, многогранные отношения. При этом совершенно не обязательно чувствовать себя на равных с интеллектуалом высокого уровня, очень большим талантом. Важно быть способным в большей степени адекватно воспринимать хотя бы основные его мысли и  чувства и достаточно изящно проявлять свою оценку этих моментов в их тонкости и изощренности, одухотворенности, явной и скрытой эстетике. Чтобы партнер по общению чувствовал то, что его понимают.

Конечно, для этого очень много нужно знать и понимать, чувствовать и уметь. Быть способным к изящному сочувствию и сопереживанию, восторгу и восхищению. Большую роль играет интуиция и проницательность, творческое мышление.
Собственно, настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению нужно не только ради него, а, в первую очередь, ради себя. Ибо, это стремление позволяет человеку поддерживать в активном состоянии и ум, и душу.

Развивает его фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность, творческое мышление в его широте, глубине, масштабности, его абстрактное и ассоциативное направление. Человек, способный настраиваться в резонанс другому, как правило, более быстро и более основательно познает жизнь, окружающий мир, самого себя, более тонко и конкретно чувствует скрытую подоплеку многих жизненных явлений, особенно средней и высокой степени сложности. У него существенно выше вероятность обретения высокого уровня гармонии личности, одухотворённости, мудрости, удовлетворения собой и своей жизнью. Его интуиция и проницательность получают дополнительные возможности для своего развития, а также мощный дополнительный импульс для этого.

Со временем такой человек обретает новые возможности в самостоятельном моделировании жизненных явлений средней и высокой степени сложности на хорошем качественном уровне. Это, как  минимум. Это может поднять  ценность его личности на принципиально более высокую ступень в иерархии классических ценностей человечества. Творчество ума и души такого человека может приобретать не только личную, но и общественную ценность. При условии, конечно, что такое общество в принципе способно ценить что-то действительно ценное и совершенное.

Способность настраиваться в резонанс другому человеку дает его обладателю достаточно мощное преимущество перед большинством окружающих. Как, впрочем, и любое другое элитарное качество личности. Такой человек значительно быстрее распознает истинную сущность своего собеседника или партнера по общению, что позволяет избежать не только самые обычные и распространенные жизненные ошибки, но и существенно более сложные, более изощренные. И не попадаться на удочку авантюристов и  интриганов, разнообразных прохиндеев и проходимцев. Да и просто махровых эгоистов. Такой человек имеет возможность построить более адекватные отношения и с самим собой. Что удается вообще мало кому. Это и сознание более адекватного уважения к себе, любви к себе, выстраивание наиболее оптимального самоконтроля, и развитие полноценной и эффективной самокритичности.

Это качество требует постоянной тренировки для хорошей отладки координации и взаимодействия всех качеств личности, всех способностей и талантов, всех достоинств и добродетелей. Большую поддержку в его развитии оказывает регулярное экспериментирование по проявлению его в тех или иных новых условиях, на новых типах личности, применительно к тем или иным отдельным аспектам личности. Несомненную ценность имеет и регулярное и постепенное повышение степени сложности решаемых задач, а также их решение в тех или иных неблагоприятных условиях. Важно и использование получаемой информации для решения новых жизненных задач.

Негативный консерватизм
К сожалению, большинство людей отличается или умеренным или выраженным негативным консерватизмом. Негативный консерватизм – это, в первую очередь, принципиальное нежелание меняться, становиться лучше. Конечно, с точки зрения распространённой общественной психологии для человека является естественной и мощной потребностью стать лучше. Собственно, где–то на уровне подсознания эта потребность, действительно, существует. Но при этом, вовсе не факт, что она конкретно и существенно присутствует и в сознании большинства людей. На всех этапах становления человеческой личности никто и нигде особенно не заостряет внимание всех нас на том, что необыкновенно хорошо и правильно, практически необходимо и полезно иметь активность ума и души, существенно выше, чем у твоего непосредственного окружения. В том числе, формальных и неформальных интеллектуальных и психологических лидеров. Или тех, кто на это звание претендует.

Отличник – это еще не показатель высокого интеллекта, гармонии личности, несомненных способностей и талантов, присутствия качественного творческого мышления. Как, собственно, и наличия более или менее полноценной эволюции личности в целом.

Есть консерватизм конструктивного характера. Это с формальной точки зрения. На самом деле, это лишь условное обозначение жизненной позиции человека, общественной прослойки, общества в целом и т.д. Конструктивный консерватизм заключается в том, что человек стремится хранить верность классическим канонам гармонии. В интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом смысле.

В своих внутренних и внешних процессах такой человек старается максимально объективно и бесстрастно относиться ко всем новым веяниям и тенденциям в науке и культуре. Не впадая в слепое и механическое подражание каким–либо ныне модным и вроде как престижным новаторам.

Которые, в подавляющем большинстве случаев, на самом деле, являются всего лишь псевдоноваторами и псевдореформаторами. Но мощно претендующими не на некоторую, а на совершенно особую важность и ценность своих идей. И эта претензия так активно, энергично и даже агрессивно и навязчиво реализуется на практике, что создает достаточно сильный интерес у многих наивных и доверчивых, неискушенных людей, лишенных собственного самостоятельного и независимого мнения, имеющих слабую интуицию и проницательность, мудрость, гармонию личности, преимущественно стереотипное мышление, слабо развитое чувство эстетики интеллектуального и психологического плана. О духовном направлении эстетики вообще нет смысла вести речь, применительно к основной массе людей, по мнению и автора, и классиков психологии и философии.

Безусловно, конструктивный консерватизм не исключает проявления индивидуальной специфичности конкретной личности, ее творческого подхода к осмыслению основных явлений человеческого бытия. Он лишь задает вполне определенные качественные ориентиры. Например, в Древней Греции и в эпоху Возрождения они были столь высокими, что остается, по большому счету, недосягаемыми для наших современников. Да и ближайшие несколько столетий, несмотря на мощный научно-технический прогресс, видимо, по большому счету, ничего принципиально не изменится.

Все, что создано действительно ценного и важного, красивого и прекрасного, изящного и замечательного, как правило, основано на классическом чувстве эстетики мысли и чувства. А все формальные новаторства, игнорирующие это чувство, благополучно исчезают из жизни общества десятками и сотнями. Конечно, поиск нового, оригинального, необычного – это хорошо. Но он не должен становится самоцелью. Все попытки создать принципиально новые каноны гармонии фундаментального характера заранее обречены на неудачу. За всю историю человечества было всего пять тысяч истинных аристократов ума и души. И все они, как правило, опирались в своем творчестве на классические каноны гармонии.

По большому счету, человечество пока еще не использовало даже один процент своих возможностей по реализации и воплощению классических канонов гармонии в чем бы то ни было. Поэтому простор для творчества, как минимум, на ближайшие две тысячи лет, буквально бескрайний. Как необозримые просторы Вселенной. И поэтому нет совершенно никакой необходимости изобретать велосипед заново. Другой вопрос в том, что задача донести до большинства людей в доступном и удобоваримом виде понятие классических канонов гармонии выполнена реально не более чем на десять процентов. И это дело является необыкновенно важным и ценным, актуальным и полезным не только с чисто теоретической точки зрения, но и с практической тоже.

В современном обществе среди нашей интеллигенции представление о классических канонах гармонии встречается, к сожалению, достаточно редко. Это, скорее, исключение из правила, чем правило. О рабочем классе и крестьянстве в этом плане говорить вообще затруднительно.

Дополнительный драматизм ситуации придает и тот момент, что даже среди людей с явными творческими способностями и талантами понимание этих канонов предельно размыто.

И это порождает миллионы неприятностей и проблем, драм и трагедий. И не только индивидуального характера, но и общественного, и государственного. По большому счету, в масштабах всего человечества.

Ибо, большинство воспринимает каноны гармонии на уровне арифметики. Если воспринимать ситуацию с позиции школьного обучения. Очень немногие могут что–то смыслить на уровне алгебры. И предельно редкие экземпляры способны адекватно оперировать понятиями на уровне тригонометрии. О высшей математики речь вообще вести не стоит. Ибо, это удел одного человека из миллиона. К сожалению. Но такова реальная действительность. И так было две тысячи лет назад. И так будет, скорее всего, и через две тысячи лет. Ибо, психологическая и духовная эволюция человечества – это, мягко говоря, процесс очень медленный и очень постепенный. По мнению мудрецов, святых и классиков человеческой мысли.

Для творческой личности негативный консерватизм – это странная вещь. Буквально парализующего действия. И не только в тот или иной отдельный момент времени, но и на всю оставшуюся жизнь.

Независимость
Независимость – это достаточно сложное понятие жизни. И гораздо сложнее, чем большинству из нас хотелось бы думать. Одним из ключевых моментов, раскрывающих суть независимости, является вопрос: "независимость от чего"? или "для чего"?. И действительно, абсолютная независимость  от всех и всего – это просто напросто полная бессмыслица. В первую очередь, независимость проявляется в том, что человек способен иметь собственную, самостоятельную точку зрения в наиболее важных вопросах жизни. И даже, если все считают, что какое-то явление имеет, условно говоря, белый цвет, а с его точки зрения, оно черного, то мнение большинства не может быть формально доминирующим только в силу того, что оно мнение большинства. Как показывает история человечества, в простых жизненных вопросах мнение большинства во многих случаях может претендовать на звание правильного. Но совсем другая ситуация складывается, когда речь заходит об явлениях средней степени сложности. Тогда мнение большинства оказывается правильным лишь иногда.

И совсем драматичная ситуация получается, если речь идет о сложных явлениях жизни. Тогда большинство, как правило, ошибается в девяти случаях из десяти. Что же касается явлений жизни из категории очень сложных, то там лишь один человек из миллиона способен действительно правильно мыслить. У остальных подобная возможность отсутствует в принципе. Причем, не только в тот или иной конкретный момент времени, а вообще по жизни. Даже, если эта жизнь имела продолжительность более ста лет.

Человек, действительно умный, может в определенной степени игнорировать (в первую очередь, внутри себя, в своих скрытых умозаключениях) мнение некоторых окружающих. Особенно тех, кого он считает несколько глупее самого себя. Другой вопрос, что этот момент совершенно не обязательно постоянно озвучивать, без какой – либо особенной необходимости для этого. Особенно, если это мнение касается какой-либо чисто теоретической группы вопросов. И никак не влияет на практическое положение дел, на сохранение или укрепление интересов и самого независимого человека, и других людей, имеющих вполне определенную общественную ценность.

Хотя, по большому счету, практически каждый человек, не зависимо от своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов, имеет некоторую общественную ценность. Понятно, что студент, в своем среднестатистическом варианте, имеет, мягко говоря, несколько иную общественную ценность, чем, например, профессор. И это нормально и правильно. Ибо, только один студент из десяти тысяч может стать профессором. И еще не факт, что действительно им станет.

Каждому человеку и творческому, в особенности, следует понимать принципиальную разницу между субъективным мышлением кого-либо из своего непосредственного окружения (как правило, не особо отличающегося высоким интеллектом, зрелостью, мудростью, одухотворенностью, гармонией личности) и духовными правилами и законами Жизни. Которые вечны и универсальны, правильны и истины, абсолютны и совершенны. Ибо, они установлены не людьми, а Высшими силами. Другой вопрос, что многие из них имеют такой высокий интеллектуальный уровень, а также высокую степень духовной зрелости, психологической изощренности, многогранности и многослойности, что мало кому доступны для полноценного и адекватного восприятия. Но их недоступность для большинства еще не означает того, что они бесполезны или бессмысленны. Имеют малую ценность и важность. Выражаясь житейским языком, это такой уровень понятий высшей математики, что не только школьникам, но и студентам школы Жизни в принципе не доступен. Лишь кое-кто из профессоров способен кое-что в этом понимать.

Если у человека есть уровень одухотворенности, близкий к среднему уровню (не с житейской, а с духовной точки зрения) и он в своих умозаключениях опирается на психологические и духовные законы Жизни, то именно для него мнение окружающих может иметь и вполне второстепенную роль. Но на подобное положение вещей может претендовать, максимум один-два человека из ста. В сложных вопросах жизни (с духовной точки зрения), такую особенность за собой может предполагать лишь один человек  из тысячи.

Для творческой личности определенная независимость является просто-таки жизненно необходимой. Ибо, как показывает практика, в любом виде творчества мнение большинства людей (особенно из своего непосредственного окружения) не может в принципе считаться объективным на полупрофессиональном уровне, не говоря уже о профессиональном. Для этого каждый человек должен иметь хотя бы одного (в оптимальном варианте двух-трех) истинного эксперта лично для себя в том или ином виде деятельности. И вот уже мнение именно такого эксперта должно быть особенно ценно и важно для творческой личности. Конечно, всем хочется думать, что они особенно талантливы. Как минимум, не менее способны, чем большинство окружающих. И это, по большому счету, соответствует реальной действительности. Ибо, большинство никогда особенными талантами не отличалось. И ближайшие две тысячи лет отличаться не будет. Другой вопрос, что сравнивать себя с человеком, действительно особенно одаренным, всерьез не стоит. Ибо, как показывают специальные комплексные исследования европейских ученых, минимальный талант имеет место быть лишь у одного человека из пяти тысяч. Другой вопрос, что большой талант человека в роли отца или матери, мужа или жены, друга и родственника – это тоже ценный момент жизни. И поэтому действительно достойное исполнение такого рода миссии не менее важно и ценно, чем талант художника или писателя.

В искусстве очень важен разумный момент независимости. У каждого свой уровень талантливости. И свое чувство интеллектуальной и психологической, духовной эстетики. В ряде случаев, очень высокого уровня изощренности. И то, что большинство не воспринимает (если не воспринимает) такой уровень адекватного и многогранного, еще не повод для большого расстройства. Вот когда творческие личности с хорошим интеллектом и изящным эстетическим чувством не видят в твоей работе какую-либо существенную ценность – это нередко реальный повод задуматься о самом факте наличия таланта в конкретном виде деятельности. Хотя, многие вспомнить и то, что в свое время Абдулова и Смоктуновского не приняли в Московские театры, как Родена в академию Художеств в Париже, как и художника Сурикова (ставшего классиком российской живописи). Не все гладко было и у Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

Существует два варианта мнений: индивидуально-субъективное мнение о чем-либо и совсем другое мнение, исходящее из классических канонов прекрасного. И, если первое может быть, в ряде случаев, и принципиально ошибочным, то второе – никогда, так, многие критики в свое время не признавали наличие большого таланта у Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но это не помешало им все же стать классиками не только российской, но и мировой литературы. А об этих критиках мало кто теперь помнит.

Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый тебе учитель
Этот афоризм древнего мудреца имеет не только несколько логических граней, но, видимо, еще и несколько слоев. По большому счету, каждый человек, встречающийся на нашей личной жизненной тропе, - это посланник Высших сил. И те люди, которые глупы и примитивны, деструктивны и дисгармоничные, лживы и лицемерны (и обладатели тех или иных ста основных пороков и еще более четырехсот просто недостатков, которые являются таковыми лишь при слабой степени своего развития, а при выраженной степени переходят в пороки) посылаются нам для того, чтобы мы наглядно могли увидеть то, что и мы можем превратиться в таких людей, если не будем сознательно и целенаправленно заниматься своим самовоспитанием и самосовершенствованием.

Хорошо бы при этом основательно и пожизненно проникнуться чувством искренней благодарности и признательности, Высшим силам за то, что они решили поместить конкретно в нас столь добродетельную душу и задатки хорошего (не говоря уже о большом) интеллекта, различного рода способности и таланты. Как, впрочем, и за то, что они послали нам определенное число столь же умных и добродетельных людей, как и мы сами, среди знакомых и друзей, близких и родных, соседей и коллег. И просто, вроде как, случайных прохожих или тех, кто прямо или косвенно по тем или иным вопросам соприкасается с нашей жизнью и деятельностью.

Порочность некоторых окружающих дополнительно напоминает нам о том, что мы должны быть максимально внимательны и доброжелательны к тем, кто добродетелен. И о том, что мы должны должным образом уважать и ценить, любить и беречь этих людей. Дорожить своими отношениями с ними. Ибо, нам иногда кажется, что поток очень добродетельных и замечательных людей в нашей конкретной жизни будет постоянным и бесконечным. А потому нам, вроде как, можно и не озадачиваться по поводу присутствия в нашей жизни того или иного конкретного хорошего человека. Ибо, их, по идее, в силу наших многочисленных и разнообразных иллюзий и заблуждений, будет еще очень много. К сожалению, это далеко не так. Об этом пишут многие мудрецы. Да и автор на своем собственном примере неоднозначно очень четко и наглядно в этом уже убедился. Только вот, за свои иллюзии и заблуждения приходится платить столь большую и непомерную цену, что, как говорится, мало не кажется.

У некоторых наших встречных имеется совершенно особая миссия относительно нашей личности и нашей жизни. А мы, по своему духовному невежеству, не понимаем этого. И проходим мимо этого человека, впуская его в свою жизнь лишь в очень незначительной степени и на весьма короткий момент времени. А этот человек мог внести в нашу жизнь нечто не только просто положительное, а очень ценное и важное. В ряде случаев, фундаментально и принципиально изменив нашу жизнь в лучшую сторону. И без дополнительных чрезмерных усилий нашего ума и души. Но мы пренебрегли этой возможностью, этим шансом. Получается в результате, если смотреть по большому счету, что мы пренебрегли мнением Высших сил. А они, видя наше столь глобальное духовное убожество, решили, что, в лучшем случае, подобного рода подарок они сделают через много лет после этого. А, в худшем случае, уже больше никогда. Вот вам и свобода выбора, как мощное и весьма изощренное искушение для неокрепшей души. Хорошие люди посылаются нам за то, что мы когда–то что–то сделали хорошее.

И Высшие силы в знак благодарности делают нам нечто приятное или полезное. Иногда и то, и другое сразу, но гораздо реже. И это как дополнительная мотивация для нас на будущее. Чтобы мы не просто продолжали по-прежнему делать добрые дела, а, ощущая особенную потребность в подарках жизни, причем желательно, крупных, старались делать хорошее и доброе как можно чаще. Как можно многограннее и разностороннее, сложнее и осмысленнее, качественнее и искреннее, бескорыстнее и изощреннее. Прикладывая, при этом, все силы ума и души, фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность, способности и таланты, интуицию и проницательность, чувство прекрасного и изящного, утонченность и трепетность своей души. В некоторых случаях, еще и гармонию и крепости своего духа (если таковые имеют место быть).

Более выраженные способности и таланты хороших людей предлагают для нас мысль о том, что и мы должны очень серьезно работать над собой, чтобы достигнуть похожих результатов в развитии своей личности, в своем творчестве и жизни вообще. Более выраженные достоинства и добродетели отдельных окружающих говорят нам о том, что перед нами есть еще очень дальние горизонты, которых желательно когда-нибудь достигнуть. Чтобы получить основание для собственного внутреннего глубокого чувства удовлетворения собой и своей жизнью. И обрести истинный душевный комфорт и равновесие, как предпосылку для счастья.
Пример труда добродетельных окружающих показывает нам, что все хорошее возникает в жизни только как результат большого и сложного, интенсивного и продолжительного, добросовестного и осознанного труда.

И это учит нас быть еще более упорными и усердными, трудолюбивыми и добросовестными, серьезными и разумными не только в нашей жизни, но и во внутреннем мире, наедине с самим собой.

Добродетельность окружающих, при нашем объективном и бесстрастном отношении к ней, когда она существенно превосходит нашу собственную, помогает нам стать еще более гармоничными и одухотворенными. Служить Гармонии Вселенной, а не своим личным капризам и прихотям для удовлетворения злых духов своенравности и сумасбродства, эгоизма и рационализма, самовлюбленности и самоуверенности, привередливости и нетерпеливости, амбициозности и стервозности.
Ошибки и неудачи окружающих могут наводить на нас вывод о том, что в жизни необходимы постоянная повышенная внимательность и бдительность, осторожность и аккуратность, осмысленность и серьезность. И о том, как много нужно знать и понимать, чтобы избегать хотя бы самых элементарных ошибок. Не говоря уже про сложные и очень сложные.

Неудачи даже самых умных и добросовестных людей учат нас тому, что в этой жизни далеко не все зависит только от человека. Есть еще и Высшие силы, которые прямо или косвенно, но постоянно и регулярно управляют многими явлениями и процессами жизни вообще, и нашей, в частности. И если что–то им неугодно, но все наши самые замечательные усилия будут совершенно напрасными. А потому нужно строить свои отношения с ними в максимально конструктивном ключе. Активно и целенаправленно познавая и постигая основные духовные и психологические законы жизни. И максимально добросовестно учитывая их в своей жизни. В том числе, в отношениях с самим собой.

Организованность
Собственно, практически все люди считают себя организованными. С точки зрения обычной мирской повседневной суеты, это, может быть, и так. Но с точки зрения духовной логики, это выглядит, мягко говоря, совершенно иначе. Большинство людей, к сожалению, отличается лишь низким уровнем организованности. И возникает даже своего рода парадокс. С одной стороны, почти каждый хотел бы, чтобы его жизнь была в наибольшей степени осмысленной, наполненной какими-то ценными явлениями. А с другой стороны, прикладывать какие-то дополнительные существенные усилия ума и души, духа и тела почему-то особенно не хочется. А ведь для достижения даже целей средней степени сложности и ценности нужен, как минимум, средний уровень фоновой организованности. Когда организованность становится естественной и органичной частью менталитета человека. И проявляется на этом уровне уже как бы сама по себе, без особенно повышенного внимания со стороны человека к этому моменту. Понятно, что для достижения целей высокой степени сложности и ценности потребуется уже организованность высокого уровня. И главное: не только чисто внешняя, доступная восприятию окружающих, но и внутренняя, скрытая.

Организованность помогает человеку распределять время в течение суток, недели, месяца. В отдельных случаях, даже в течение года или десятилетия. Причем, распределять наиболее оптимальным образом, делая акцент на главных моментах. И сознательно отстраняясь от бесконечного множества второстепенных. Организованность помогает достигнуть вполне определенной степени сосредоточенности и сконцентрированности на каком-то отдельном деле. И, сделать его в оптимальные сроки и на хорошем качественном уровне. Организованность помогает основательно отстраниться от многих отвлекающих факторов произвольного или естественного (как для каждого человека вообще, так и для отдельного индивида) характера.

Не говоря уже о различного рода искушениях, возникающих в голове человека не зависимо от его воли и желания. Относительно возможности заняться чем-то более легким и приятным, сделать паузу в делах, когда для этого нет совершенно никакой необходимости. Или сделать паузу в два-три раза продолжительнее, чем это реально требуется. Или же заняться чем-то, что может послужить своего рода дезорганизирующим моментом для того или иного конкретного вида деятельности.

Организованность помогает человеку более серьезно относиться ко всем своим делам, быть более усердным и трудолюбивым, старательным и добросовестным. Организованность особенно важна для творческого человека. Ибо, без нее сложно заниматься развитием личности в целом и творческими способностями, в частности. Не говоря уже о самом занятии творчеством. Одна из проблем многих творческих людей состоит, в частности, в их низком уровне организованности. Проблема ведь не в том, что родители ребенка или подростка недовольны его низкой организованностью. И в связи с этим часто читают ему нудные нотации. А в том, что взрослый и самостоятельный человек не может достичь в жизни вообще, в работе, в творчестве чего-либо существенного, если у него низкий уровень внутренней организованности. Конечно, дело не только в организованности, но, в данном случае, мы говорим именно об этом качестве личности человека.

Собственно, внутренняя организованность – это не просто мелкий каприз или прихоть. Это мощное и реальное достоинство, способное дать человеку очень существенное преимущество перед большинством окружающих, которые не отличаются особенной организованностью. Это еще один повод для возникновения адекватной и правильной любви к себе и стабильного самоуважения. Многие большие здания состоят из очень небольших (по сравнению с их размерами) кирпичиков. И вот, если часть кирпичиков выкинуть из стены, то ситуация будет уже совсем иная.

Во-первых, это будет смотреться не эстетично. Во-вторых, обитателям дома будет не особенно комфортно от того, что воздух снаружи дома может произвольно поступать в их жилище. В-третьих, крепость всей стены в целом может иметь существенную неполноценность. Вот так и в личности человека, отсутствие или малая степень развития того или иного особенно ценного качества (из числа первостепенных, с точки зрения иерархии духовных ценностей) может создавать неполноценность всей личности в целом. В то время, как правильно положенный отдельный кирпич, способствует глобальной функциональной полноценности всей стены. Хотя, быть может, на общем фоне ровной и профессиональной кладки он и не бросается в глаза. Как нечто уникальное и неповторимое. Цель отдельного кирпича не в том, чтобы обязательно выделиться на фоне остальных, а в том, чтобы помогать остальным кирпичам выполнять свою миссию наиболее успешным образом.

Невольно напрашивается сравнение с человеческим обществом, где благополучие каждого служит созданию благополучия всего общества. А способности и таланты, достоинства и добродетели каждого могут служить повышению уровня гармонии и в обществе, и в государстве, и в человечестве в целом. И этот момент особенно актуален для творческой личности. Потому как, чем выше уровень гармонии и совершенства личности творческого человека, тем выше вероятность того, что результаты его творчества принесут вполне конкретную (не обязательно какую-то гигантскую) пользу для общества. Для его науки и культуры, политики и идеологии, психологии и философии, интеллектуального, духовного и эстетического уровня.

Другой вопрос, что творческий человек нередко оказывается в крайне неблагоприятной обстановке. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Да и просто бытовой и материальной. И в этих условиях вероятность полноценного развития его личности, творческих способностей весьма незначительна. И в этих случаях общество и государство могли бы взять на себя роль своего рода попечителя над творческой личностью. Не говоря уже о том, чтобы создать наиболее благоприятные условия в обществе вообще для наиболее интенсивного и благополучного развития хотя бы некоторых наиболее ценных достоинств и добродетелей, способностей и талантов той или иной конкретной творческой личности.

Классики психологии и философии часто пишут о том, что общество и государство не могут быть благополучными, если интересы отдельной личности (особенно творческой) обеднены и ограничены, имеют к себе равнодушное или пренебрежительное отношение с их стороны. Конечно, есть отдельные талантливые личности, которые пробиваются к успеху и вопреки обществу и государству. Но такие явления носят очень редкий характер. Они, к сожалению, не делают большой погоды в обществе в целом.