Творческая личность. Глава 3. Часть 7

Александр Иванович Алтунин
Моделирование сложных явлений жизни
Для большинства людей эта мысль представляется достаточно абстрактной и туманной. И поэтому автор постарается не только раскрыть ее реальный смысл, но и объяснить особенную практическую ценность применению этой мысли в жизни и творчестве.

Слово моделирование означает сознательное и целенаправленное воплощение чего-либо задуманного в жизнь. Понятие "сложное явление жизни" – это понятие, взятое не из обычной житейской логики и системы ценностей, а из системы ценностей, соответствующей иерархии классических ценностей бытия. Ибо, то, что является средним (по степени сложности) с духовной точки зрения, с житейской точки выглядит очень сложным. И отсюда исходит масса разнообразных недоразумений. Ибо, сложные (не говоря уже об очень сложных) духовные явления находятся вне поля зрения житейской логики. За ее линией горизонта, что называется. Это удел интеллектуалов высокого уровня с хорошим уровнем одухотворенности (только реальной, а не показной).

Уровень качества творчества, с точки зрения гармонии Вселенной, зависит от того, насколько глубоко способен конкретный человек погрузиться в сферу явлений жизни сложного уровня. Конечно, погружение в сферу явлений умеренной степени сложности тоже имеет немалую ценность и важность. И даст возможность развивать и реализовать достаточно большой талант. Но, тем не менее, в большие классики попадает лишь тот, кто имеет реальный доступ в сферу сложных явлений. Что называется, чувствует в ней себя как дома. А если он хоть чуть-чуть способен заглядывать в сферу очень сложных явлений – это уже уровень суперпрофессионализма, близкий к гениальности.

Это четкий и достаточно однозначный признак присутствия в человеке особенно большого таланта. Это показатель того, что конкретный человек не просто является посланником Высших сил на Земле, а посланником с особо ценной и важной миссией. Выражаясь современным языком, на уровне особой эксклюзивности, избранности и элитарности.

И, безусловно, хорошо, когда об этом моменте догадываются хотя бы некоторые люди из окружения такого таланта. Поэтому как даже относительно Леонардо да Винчи лишь особо избранные среди высшей знати общества хотя бы чуть-чуть понимали то, какой особой ценностью является его личность, его творчество, его жизнь. Аналогичная история была и с Ломоносовым. И, по большому счету, со всеми истинными аристократами ума и души (не говоря уже об аристократах духа). Так, большинство современников Пушкина даже примерно не представляли реальной ценности его гения. Хотя, собственно, и сейчас это понимание предельно формализовано. Мало кто даже из профессиональных литераторов, критиков, историков, философов способен действительно объемно и многогранно проявить понимание, тонкое и дифференцированное творчества Пушкина. Не говоря уже о большинстве прочих людей, далеких от серьезной аналитической деятельности на профессиональном уровне.

Следует понимать, что одно явление жизни, смоделированное творческой личностью на высоком уровне сложности, имеет ценность для человечества в тысячи раз больше, чем самое замечательное явление из системы простых житейских явлений. И в десятки или сотни раз большую ценность, чем явление средней степени сложности. Хотя, безусловно, и последнее является необыкновенно ценным и достойным. В первую очередь, в силу своей особенной редкости. А также, в силу принципиально более существенного соответствия принципам и законам гармонии Вселенной. А не только тем или иным современным тенденциям, увлечениям и пристрастиям. Как бы сильно кто их не расхваливал и не насаждал. В силу глобальных эгоистических соображений политического, экономического, идеологического, интеллектуального, психологического, философского, духовного или эстетического характера.

Собственно, моделирование сложных явлений имеет ценность не только для творчества, но и для обычной жизни. Хотя, по большому счету, такого рода жизнь, с применением смоделированных сложных явлений, уже сложно назвать обычной. Ибо, это уже нечто особенно важное и ценное, с элементом большой оригинальности и эксклюзивности, избранности и элитарности. И чем больше таких явлений может моделировать тот или иной конкретный человек, тем выше его общественная и общечеловеческая ценность. Не говоря уже о ценности в глазах Высших сил, особенно благоволящих к такого рода людям. Собственно, творчество самой своей жизни – это, видимо, самое главное занятие в жизни любого человека. С точки зрения его персональной личностной миссии на Земле. И тут тоже есть свои дилетанты, любители, полупрофессионалы, профессионалы, суперпрофессионалы. Конечно, и то, что делает любитель, имеет вполне определенную ценность. Но оно может быть в десятки или сотни раз меньше, чем то, что делает полупрофессионал и по жизни вообще и в отдельном виде деятельности, в частности.

И момент старательности, безусловно, играет большую роль в создании действительно качественного продукта работы ума и души. Но он не может выйти за рамки своего диапазона. Например, простого человека (не говоря уже упрощенного или примитивного). Аналогичная история имеет место быть и применительно к человеку средней степени сложности.

Имеются существенные ограничения даже у сложной личности. Ибо, дистанция между примитивным и сложным человеком в тысячи раз меньше, чем дистанция между сложным человеком и духовной сущностью рядового уровня (выражаясь армейским языком).

Не говоря уже о духовной сущности младшего или среднего офицерского состава. Ибо, то, что может делать рядовая духовная сущность, никогда и не снилось даже самому гениальному человеку. Не говоря уже и простом.

Сознательное и целенаправленное моделирование явлений средней и высокой степени сложности, безусловно, не является какой-то формальной самоцелью. Это элемент творчества высшего уровня. Который придает жизни такого человека совершенно особенное значение, ценность, важность, звучание в масштабах Земли и всей Вселенной. Жизнь становится гораздо интереснее и приятнее, содержательнее и насыщеннее. Дает возможность человеку регулярно испытывать чувство собственного внутреннего удовлетворения и собой, и своей жизнью. Тем, что делает человек. И особенно тем, как он это делает. Конечно, такой человек делает достаточно часто и простые вещи. Ибо, в большинстве моментов мирской суеты особенная изощренность и изобретательность не имеют особой необходимости.

Если рассматривать ситуацию с моделированием сложных явлений жизни с качественной точки зрения, то выявится целый ряд особенностей и закономерностей. Простая личность, как правило, способна моделировать преимущественно простые явления жизни. И лишь иногда симпатичные. Личность средней степени сложности легко моделирует симпатичные явления. И иногда изящные явления. Личность сложная легко моделирует изящные явления. И иногда изысканные. И не только с точки зрения своего непосредственного окружения, но с точки зрения системы классических ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.

Аналогичная ситуация и с моделированием явлений жизни различной степени интеллектуальной насыщенности, психологической и духовной гармоничности. Большую помощь может оказывать человеку в моделировании сложных явлений жизни его интуиция и проницательность, гармония личности, мудрость, зрелость, одухотворенность.

Конечно, человек с личностью средней степени сложности старается без необходимости не упрощать то, что он делает. Даже, если все вокруг действуют на предельно упрощенном или даже примитивном уровне. Он, в первую очередь, уважает самого себя, систему своих духовных ценностей. А потому старается не опускаться до уровня своего непосредственного окружения. Он имеет, как правило, уровень требовательности к себе существенно выше, чем большинство. А также более выраженное чувство долга и ответственности, понимание необходимости высокого уровня добросовестности в работе ума и души, духа и тела.

Конечно, уровень сложности личности, как правило, закладывается уже при рождении человека. Условно говоря, на генетическом уровне. И, человеку не дано его изменить никакими чисто житейскими методами. Правда, участие в этой ситуации святого или мага высокой степени посвящения может изменить имеющиеся положение вещей. Но, как правило, они этими вещами не занимаются. Хотя, безусловно, тем не менее, могут подсказать наиболее оптимальные варианты достижения своего потенциального потолка по всем ведущим параметрам личности. В некоторых случаях такую функцию может выполнить и просто очень мудрый человек с высокой степенью духовного просветления.

Проблематичность и даже драматичность ситуации придает то, что, как минимум, три четверти людей на три четверти (иногда и на девяносто процентов) не исчерпывают своих потенциальных возможностей в плане эволюции личности. Хотя бы применительно к десяти-двадцати своим главным достоинствам и добродетелям, способностям и талантам. Не говоря уже о сотни или двухстах параметрах личности из четырехсот возможных. Это можно видеть на примере задатков классической женственности. Условно говоря, треть женщин имеют слабые задатки, треть – умеренные, треть – выраженные.

Если брать только последнюю группу женщин, то из них две трети серьезно и основательно не занимаются развитием и гармонизацией своей женственности ни в интеллектуальном, ни в психологическом, ни в духовном плане. В лучшем случае, чисто эстетически. Но и в этом случае далеко не самым изящным образом. Ибо, чувство эстетики у разных людей весьма различно. В диапазоне от примитивного до изысканного. На минуточку.


Мотиватор
Творческий человек, как правило, способен быть эффективным мотиватором для других людей для совершения ими умных и добрых поступков. Это, конечно, соответствует реальному положению дел только в том случае, когда творческий человек не впустил в себя злого духа авантюризма и интриганства, стервозности и подлости, эгоизма и меркантильности и еще более ста фундаментальных пороков человеческой натуры. Тогда большинство процессов, идущих внутри такого человека, будет носить в той или иной степени деструктивный и дисгармоничный характер. И поэтому он, по большому счету, не будет являться полноценным и добросовестным мотиватором других людей на действительно хорошее и светлое.

Ибо, это будет ему принципиально чуждо, неинтересно и невыгодно. Хотя, конечно, в ходе реализации своих отдельных интриг, такой человек с большими творческими задатками может делать и что-то хорошее. Небольшое по величине и, способствующее его большим дрянным замыслам. Добро, как таковое, особенно направленное на благо других людей, интригана не волнует в принципе.
Конечно, в той или иной степени, каждый человек может быть мотиватором для других. Вопрос только в том, желает ли он этого, чего именно он желает и умеет ли быть не только добросовестным, но и полноценным мотиватором. Ибо, представитель стандартного менталитета как правило, может быть мотиватором только для мелких дел повседневной прозаичной суеты. Или некоторых крупных дел, но в принципиальных рамках стереотипного мышления. Типа того, что выйти замуж – это лучше, чем жить всю жизнь одной. Но, вот, как действительно удачно выйти замуж такой «мотиватор» вряд ли сможет конкретно посоветовать. Не говоря уже о том, чтобы выстроить полноценную программу реализации такого замысла и эффективно помочь в практическом воплощении этой программы.

Мотиватору из числа представителей стандартного менталитета чужда особая тонкость и изящность мысли и чувства. Поэтому, даже при самом добросовестном отношении с его стороны к своим обязанностям мотиватора (одно из самых любимых занятий большинства людей) возможности его, по большому счету, с точки зрения иерархии вечных и универсальных классических ценностей, будут значительно ограничены. С точки зрения же обычной житейской логики, они будут почти безграничны, преимущественно в своих количественных параметрах.

Чувство интеллектуальной и психологической (не говоря уже о духовной) эстетики очень слабо развито у представителей стандартного менталитета. Поэтому ждать и от них самих, и от тех, для кого они выступают в роли мотиватора, особых интеллектуальных и психологических наворотов и изощрений, больших качественных достижений не приходится. Разве что, в отдельных, очень редких случаях, когда в их подопечном есть мощное творческое начало на уровне подсознания, задатки большого интеллекта, как и большие задатки гармонии личности. То тогда результат может иметь вполне определенные качественные показатели. Но, не благодаря такому мотиватору, а принципиально вопреки ему. Что иногда так больно ударяет по самолюбию такого мотиватора, что сильно осложняет его отношения со своим подопечным. Что, в частности, мы можем видеть на примере школьного учителя в его отношении к будущему писателю Андерсену в фильме Рязанова «Жизнь без любви».

Роль мотиватора, на самом деле, это очень важная роль. Вопрос только в том, к чему и как он мотивирует своего подопечного. Не говоря уже о том, зачем он это делает. Из своих банальных эгоистических соображений или из стремления повысить уровень гармонии жизни через повышение уровня гармонии личности подопечного. Если мотиватор исходит только из своего стереотипного мышления, то, как правило, особого добра от этого ждать не приходится. Ибо, получится, скорее всего, что-либо из мелкой житейской суеты. Или нечто более существенное, но по своим качественным параметрам весьма упрощенное. Без какого-либо намека на что-то утонченное и изящное. Результаты такого труда могут быть основательно востребованы некоторыми современниками их творца. Но, как правило, в классику интеллектуального и психологического характера уже не попадут. Потомки, скорее всего, быстро забудут и о существовании такого творца и о его «феноменальных» трудах.

На осине не родятся апельсины. И рожденный ползать летать не может. Но, ожидающие лишь плодов осины, могут быть сильно удивлены появлению апельсинов на дереве, которое они считали осиной. И уткам на птичьем дворе из сказки Андерсена невозможно себе представить то, что знакомый им гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. И теперь находится на такой высоте, в прямом смысле этого слова, что о ней они даже мечтать не смеют. И в обществе тех, кто способен действительно по достоинству оценить все лучшие качества ума и души этого «гадкого» утенка. И в общество которых эти спесивые утки и гуси никогда не будут допущены. И, тем более, приняты. Всяк сверчок знай свой шесток.

Мотивация этих уток и гусей по отношению к гадкому утенку в том, что он должен быть таким, как все, была предельно убогой и примитивной, абсолютно деструктивной и дисгармоничной, принципиально неадекватной и несостоятельной. И пользы этому утенку принести не могла в принципе. Только один вред, причем глобальный и фундаментальный, концентрированный и злокачественный. Да, в рамках их птичьего двора  все, вроде как, было правильно. Но вот проблема: их птичий двор не был всем миром, на самом деле. Хотя они были категорично уверены в противоположном.

Это еще и к вопросу о том, кого и для чего выбирать для себя в качестве мотиватора. Ибо, даже непосвященному понятно то, что глупый человек не может быть полноценным мотиватором для действительно умных дел. Человек примитивный – для совершенных дел. Человек порочный – для благородных дел. Дисгармоничный человек – для гармоничных дел.

Проблема заключается в том, что в распространенной общественной психологии и философии (если таковую еще можно назвать философией, по большому счету) нет четких и конкретных критериев определения степени развития интеллекта, да и хотя бы самых основных достоинств ума и души. И поэтому все дело упирается в то, насколько сильно развита психологическая интуиция и проницательность в том или ином конкретном человеке. А это очень редкие качества. Как показывают многолетние исследования и наблюдения автора. И выбор получается между двумя основными положениями: большинство или сильно ошибается в своих оценках достоинств и добродетелей другого человека, или умеренно. Считанные единицы, мыслящие и чувствующие принципиально иначе, погоды в обществе, к сожалению, не делают.

Как правило, почти все стремятся ориентироваться на чье-либо другое мнение, высказанное уже до них. Выработать же собственное, независимое мнение большинству не по плечу. Особенно, если оно существенно отличается от общепринятого. По своим, хотя бы количественным, не говоря уже, качественным параметрам. Ибо, большинство в некоторой степени интуитивно понимает или чувствует свою принципиальную интеллектуальную несостоятельность для действительно сложных интеллектуальных и психологических процессов высокой степени изощренности. И потому предпочитает перестраховываться, чтобы не потерпеть большого публичного фиаско, которое может мощно и основательно разрушить их эффектный положительный имидж умных и самодостаточных людей.

Большинство людей, к сожалению, не осознает степени ответственности человека, выступающего в роли мотиватора. Не зря же святые говорили о том, что гораздо важнее уберечь другого человека от греха, нежели не согрешить самому. Практически никто не делает отдельной и специальной оговорки в ходе своей мотивации о том, что «ты вообще-то думай сам, а не слепо следуй моим советам и рекомендациям». Ибо, даже самый глупый и самый примитивный (не говоря уже о прочих) человек абсолютно уверен в обладании истиной в последней инстанции. Что в девяносто девяти случаях из ста не соответствует действительности даже в относительной степени.

Большинство не подозревает о том, что даже самые лучшие их советы и рекомендации, при их максимально добросовестном воплощении, могут дать результаты лишь среднего уровня качества. Иначе говоря, претендовать на существенное совершенство не могут в принципе. Хотя, безусловно, почти всегда жестко и конкретно претендуют. Не говоря уже о какой-либо утонченности и изящности мысли и чувства, особой органичной одухотворенности. Об этом пишут мудрецы последние две с половиной тысячи лет постоянно и единодушно, четко и конкретно. С большой горестью в голосе.

Мощь общественных распространенных стереотипов настолько сильна, что сдвинуть хотя бы один процент мнение стереотипно мыслящего человека не представляется возможным даже чисто теоретически. В подавляющем большинстве случаев. Да что там сдвинуть. Посеять хотя бы самое символическое сомнение в частичной несостоятельности того или иного стереотипа невозможно. Ибо, это может буквально выбить почву из под ног человека, так как ничего другого у него нет и, скорее всего, никогда и не будет. Ибо, в нем нет необходимого потенциала для ощутимых качественных положительных метаморфоз его сознания и мировоззрения. Это все равно, что обвинять близорукого человека в том, что он не желает видеть достаточно отчетливо удаленные предметы. А это, просто-напросто, находится за пределами его реальных возможностей. И как бы сильно он при этом не старался, результат будет принципиально неудовлетворительным.

На яблоне, конечно, можно выращивать еще и груши. Но для этого потребуется профессиональное умение селекционера по прививке на яблоню веточки груши. Все просьбы, убеждения, увещевания и даже молитвы простого человека останутся абсолютно безрезультатными. Это только святой Серафим Саровский по своей воле мог создать зимой на полу деревянного дома куст спелой ежевики, чтобы угостить своего гостя – епископа. И мощность потрясения этого епископа была столь значительной, что сохранилась в нем до конца его жизни. Но это дела святого, для которого, по большому счету, не было почти ничего невозможного. А мы речь ведем о простых смертных с обычными способностями и возможностями. Ситуация принципиально иная.

Человека, конечно, чисто теоретически можно переубедить. Но для этого потребуется, во-первых, мощный интеллект (не более десяти процентов людей), творческое мышление (не более пяти процентов), привычка к интенсивной и продолжительной умственной работе, умение мыслить понятиями и категориями высокой степени сложности (не более одного процента). И это все признаки творческого типа личности, творческого менталитета. И это потребуется и от того, кто переубеждает, и от того, кого переубеждают. Вероятность встречи двух представителей творческого менталитета в повседневной суете близка к нулю. В лучшем случае, один шанс на тысячу. Собственно, если эти два человека мыслят ценностями из числа классических, то, чаще всего, им нет особой необходимости принципиально переубеждать друг друга. Проводить некоторую частичную коррекцию отдельных взглядов и представлений, может быть. Но не более того.

Кроме того, творческий человек, даже высказывая несомненную истину, не стремится претендовать на знание абсолюта. Что автоматически предполагает то, что коррекция взглядов и представлений другого человека будет происходить в наименее болезненных и неприятных условиях. И это во много раз повышает вероятность такого рода коррекции. Творческий человек, как правило, имеет хотя бы небольшую долю сомнения в абсолютной истинности своего мнения. Ибо, прекрасно понимает то, что без этого нет истинного развития, невозможно получить существенные результаты в работе по самосовершенствованию, в любом виде творческой деятельности. Сомнение является стимулом в поиске новых идей, новых ракурсов восприятия уже известного, новых средств и способов достижения поставленной цели, получения более совершенных результатов в жизни вообще. Оно позволяет бесконечно шлифовать свои реальные достоинства и добродетели, способности и таланты. И, в первую очередь, изюминку своей личности. И получать в результате выраженное чувство внутреннего удовлетворения от самого себя и своей жизни. Что лежит в основе человеческого счастья. Истинного и прочного.

В 18 и 19 веках в России были приняты интеллектуальные кружки в светском обществе. Где реальная интеллектуальная аристократия обменивалась своими мыслями. Безусловно, там периодически возникали и дискуссии. Но дискуссии конструктивные, никого не унижающие и не оскорбляющие. Каждый уважал право другого человека на собственное мнение. В том числе, и на ошибку, иллюзию, заблуждение. И при такой постановке вопроса эти интеллектуалы творческого типа служили невольно друг для друга постоянными и мощными мотиваторами развития и совершенствования хотя бы в наиболее перспективных направлениях. И это позволяло всем энергично двигаться вперед, в том числе, и на пути познания абсолютной истины. Пушкин, например, щедро делился гениальными идеями новых произведений со своими друзьями. В том числе с Гоголем. Человек творческого типа способен признать свою ошибку, неточность, заблуждение. Для представителей стандартного менталитета это очень проблемно, неприятно и почти невозможно. Почему для них и какие-либо существенные метаморфозы маловероятны. Что автоматически порождает, в лучшем случае, застой. А в худшем – психологическую и духовную деградацию.

Очень важна функция мотивации у родителей ребенка, его наставников и учителей. Хотя, собственно, всем абсолютно необходимо помнить совершенно особенную ответственность любого человека не только за наставничество, но даже за сиюминутную мотивацию другого человека в любой конкретной ситуации перед Высшими силами. Конечно, по большому счету, каждый человек несет вполне конкретную ответственность абсолютно за каждый свой поступок. И даже более того: за каждую мысль и эмоцию. И не только проявленные вовне, а и просто возникшие в голове и сознательно принятые конкретным человеком, как правильные и истинные. Тут, как раз, и кроется главная проблема человечества: темные силы способны вкладывать в ум человека самые глупые и дрянные мысли, а вот от самого человека уже зависит тот момент, что соглашаться с этой информационной агрессией или нет, принимать ее как руководство к практическому действию или нет.

Темные силы постоянно проверяют нас на зрелость и мудрость, умело манипулируя нашими слабостями и недостатками, находя массу возможных лазеек в нашем сознании для своих мощных и конкретных воздействий. Именно этим объясняется тот факт, что в голове очень умного человека периодически возникают очень глупые мысли, а в голове благородного – пошлые и циничные, у всесторонне развитого – примитивные, у одухотворенного человека – богохульные, принципиально не соответствующие его духовным принципам и убеждениям. Какого бы уровня развития не достиг человек, искушения интеллектуального и психологического, нравственного и духовного характера будут у него продолжаться. Хотя, быть может и не так часто, как у других людей.

Мудрость как элемент элитарности
Стало уже каким-то привычным и стандартным представление о том, что большинство людей является существами неглупыми и даже умными. Некоторые даже предъявляют претензию на особенно высокий интеллект. Хотя, в подавляющем большинстве случаев, претензия на особый интеллект – это всего лишь плод фантазии такого конкретного претендента. Складывается даже своего рода закономерность: среди тех, кто претендует на высокий интеллект, процентов восемьдесят–девяносто лишь тешит себя иллюзией об обладании таковым. А, вот, среди тех, кто скромно оценивает свой интеллект, вероятность присутствия большого ума в несколько раз больше.

Понятие мудрости, к сожалению, как и многие другие понятия о классических человеческих достоинствах, о добродетелях, стало чрезмерно расхожим, опустилось массой людей до какого-то слишком прозаического и приземленного уровня, потеряло свою истинную суть и содержание. Получается, что якобы быть неумным и немудрым, вроде как, и неприлично совсем. И потому любой дворник или домохозяйка (условно говоря) считают для себя возможным предъявлять претензию не только на особенный интеллект, но и на обладание мудростью. Это, вроде как, входит в стандартный комплект качеств, присущий всем нормальным людям. Иначе говоря, всем и каждому.

Если смотреть на ситуацию с житейской точки зрения, то выявится, что, действительно, уровень интеллекта и мудрости большинства людей (девяносто процентов) примерно одинаков. Что дает основание этому большинству думать о том, что они ничуть не хуже всех прочих.

И в системе житейских координат это действительно так. Но, существует еще и духовная система координат в соответствии с иерархией вечных классических ценностей Вселенной. Где критерии оценки принципиально более жестокие и строгие, чем в житейской. И тогда уже складывается более объективная картина реальной действительности. В соответствии с которой, девяносто процентов людей имеют, в лучшем случае, средний интеллект. А задатки высокого интеллекта имеются лишь у десяти процентов людей. То, как эти десять процентов относятся к своим особенно ценным и важным задаткам – это уже другая сторона медали. Но, тем не менее.

А о мудрости, к сожалению, у большинства слишком много иллюзий. Конечно, уровень житейской мудрости у большинства присутствует в определенном количестве. Но что это такое на самом деле? Это уровень знаний и сознания, который позволяет легко и непринуждённо решать простые и очень простые вопросы и задачи. Практически всем. Но, как только речь заходит о решении задач хотя бы среднего уровня сложности, то ситуация перестает быть безобидной и благоприятной, утешительной и самодостаточной. Выясняется, что более–менее сносно с задачами этого уровня сложности справляется только двадцать–тридцать процентов людей. А с задачами высокого уровня сложности справляется только один процент людей. С задачами очень высокого уровня сложности справляется, в лучшем случае, один человек из тысячи. И не просто тысячи обычных людей, а представителей интеллигенции. Среди рабочего класса эта пропорция еще в десять раз меньше. А для крестьянства, особенно нынешнего, уже в сто раз меньше. Поэтому, даже умеренно мудрых людей, на самом деле, предельно мизерное количество, к сожалению. И так было две тысячи лет назад. И так будет ближайшие две тысячи лет.

Ибо, при распространённой и мощной умственной лени, надеяться на быстрые и большие успехи в плане интеллектуального развития общества, увы, не приходится. Можно, конечно, тешить себя многочисленными и разнообразными иллюзиями по этому поводу. Но, по большому счету, это ничего принципиально не изменит. По крайней мере, в лучшую сторону. А в худшую – сколько угодно. Принципиальное непонимание основных (не говоря уже обо всех) элементов диалектики развития человечества приводит к многочисленным глобальным искажениям и извращениям в психологии и философии развития общества. Когда выдвигается заведомо ложный лозунг о том, что «кухарка будет управлять государством» или «кто был никем, тот станет всем». И большинство продолжает весьма доверчиво относиться к такого рода лозунгам и «афоризмам». Забывая, при этом, элементарную народную мудрость о том, что «рожденный ползать летать не может».

Статистика наблюдения за последние тридцать лет показывает, что девяносто процентов людей при решении сложных вопросов (об очень сложных уже речь не идет, чтобы не навевать читателю чрезмерно пессимистического представления о человеческом обществе в целом) в девяносто процентах случаев терпит принципиальное фиаско. Просто многим непосвященным хочется думать, что проблемы и неприятности – это удел того или иного отдельного человека. А все остальные в этом плане гораздо более благополучны. Но, вот, если анализировать жизни большого числа людей, что называется, одномоментно (отчасти, постфактум), то пятидесяти тысяч оказывается вполне достаточно, чтобы у аналитика сложилось достаточно четкое и конкретное, а главное – объективное представление о реальной действительности. Которая оказывается, к сожалению, весьма неприглядной.

Небольшие крупицы мудрости есть лишь у одного человека из тысячи. Задатки мудрости среднего уровня встречаются у одного человека из ста тысяч. Задатки большого уровня мудрости – у одного человека из десяти миллионов. Вот вам и проза жизни. Это к вопросу и распространённых иллюзиях относительно собственной мудрости.

Мудрость – это свойство элитарное, избранное, элемент аристократичности, конечно, в количестве одного–пяти процентов оно есть у всех. Но, вот, в количестве десяти–двадцати процентов уже мало у кого. Это к вопросу о том, что и общество, и государство должно относиться к мудрым людям принципиально иначе, чем ко всем остальным. Ибо, истинных аристократов ума, души и духа за последние две тысячи лет было всего пять тысяч человек. Ценность бытия всех остальных была, есть и будет весьма символической.

О ком-то из нас потомки, если и вспомнят, то лишь в связи с тем, как именно мы относились к этим редчайшим посланникам Высших сил. Помогали им всеми силами ума и души или вредили, как последние сволочи и негодяи, подонки и мерзкие личности. Собственно, демонстративно равнодушное отношение основной массы людей к истинным аристократам ума, души и духа не намного лучше поведения последней категории личностей. Ибо, «все самые большие несправедливости мира творятся с молчаливого согласия окружающих». Потакая моральному преступнику, мы вольно или невольно становимся соучастниками его мерзких злодеяний. За что бываем в обязательном порядке очень серьезно наказаны Высшими силами. Это бывает большое число проблем и неприятностей, явных глобальных драм и трагедий. Если вы видите, что комар уже напитался вашей кровью, то неужели вы будете сомневаться относительно его дальнейшей судьбы? Конечно, нет. Вы просто – напросто убьёте его. И будете бдительны в дальнейшем.

Как пишут мудрецы, для того, чтобы достигнуть хотя бы одного процента потенциальной мудрости, доступной обычному человеку, как правило, необходимо тридцать–пятьдесят лет очень серьезно и интенсивно работать над своим духовным развитием. Что мало кому удается даже среди священников и монахов, к сожалению. Иначе говоря, достижение идеального уровня человеческой мудрости (о прочей, присущей высшим духовным существам, речь вообще не идет) возможно, лишь спустя восемьдесят–сто воплощений в человеческом образе. При условии, что каждое это воплощение в максимальной степени будет посвящено самовоспитанию и самосовершенствованию. Вот такое реалии человеческого бытия. Поэтому претензии на мудрость тех, кто никогда ею специально не занимался, выглядит, мягко говоря, нелогично.

Истинные мудрецы, кстати говоря, оценивают уровень своей мудрости очень скромно. Ибо, они, и, к сожалению, лишь они, понимают то, как много ценнейших знаний еще осталось для них недоступными. Что Высшие силы очень избирательно наделяют особой мудростью людей. И правильно делают. Ибо, вспомним Атлантиду: люди возомнили себя равным богам. За что и были наказаны смертью. Глупый преступник, безусловно, опасен. Но умный преступник опасен в десять раз больше. Ибо, тогда речь идет об организованной преступности, как конкретном социальном явлении. А те, кто вступает в контакт с темными силами сознательно и добровольно, могут достигать такого состояния концентрированного зла, что мало уже никому не кажется. Достаточно вспомнить Ирода, Нерона, Ленина, Гитлера, Сталина и прочих личностей, подобных им.

Мудрость человека, как правило, определяется сутью его врожденных задатков. Как, впрочем, и всех остальных ведущих человеческих достоинств и добродетелей. Понятно, что, если у человека имеются задатки лишь глупой и несовершенной личности, то, применительно к нему говорить о какой – либо мудрости уже не приходится. Человеку с задатками низкой степени интеллекта в рамках одной жизни уже не обрести даже среднего интеллекта. Другой вопрос, что это отнюдь не означает того, что ему совершенно не нужно серьезно и основательно работать над собой. Работать нужно всем и всегда. И хотя бы над основными достоинствами и добродетелями. Другой момент, что заведомо ясно то, что результаты в каждом конкретном случае могут быть не просто несколько иными, а принципиально иными. В одном случае – маленькими, в другом - средними, в третьем – большими. И тут главное правильно выбрать систему координат для оценки своих достижений. Главное – это то, насколько именно ты стал лучше и совершеннее относительно своего прежнего состояния ума и души. А то, что кто–то за это время добился значительно больших результатов – это вовсе не повод для раздражения и озлобления, ревности и зависти. Как говорят на Востоке, у него карма такая.

Конечно, большинство людей, к сожалению, не отличается особенной внутренней организованностью и самодисциплиной, очень большими способностями и талантами, высокой активностью, трудолюбием и добросовестностью своего ума и души. А при таких составляющих надеяться на большие качественные результаты не приходится. Не говоря уже о самоконтроле и самокритичности, которых почти нет.