Творческая личность. Глава 3. Часть 6

Александр Иванович Алтунин
Критерии эстетики личности
Человек творческого склада, как правило, имеет задатки способности более тонкого и дифференцированного восприятия личности другого человека. Во-первых, в силу тонкости душевной организации, во-вторых, в силу ощутимой умственной активности, в-третьих, в связи с наличием творческого мышления, предполагающего глубину и масштабность, скорость и оригинальность, многогранность и изощренность, самостоятельности и независимость. В соответствии со степенью выраженности творческих задатков (малая, средняя, большая) человек способен в той или иной степени адекватно оценивать уровень эстетики мыслей и чувств другого человека, степень развития его основных достоинств и добродетелей, сам факт наличия у него творческих способностей. В отдельных случаях, даже степень их выраженности (величины потенциала).

Творческий человек гораздо чаще (мягко говоря), чем обычный, имеет интуицию и проницательность. Благодаря которым способен более глубоко и основательно осмысливать окружающий мир. И в том числе, других людей. Он не всегда может четко и конкретно объяснить и суть, и содержание своих интуитивных ощущений относительно чего-либо или кого-либо. Но, тем не менее, способен, в ряде случаев, давать достаточно достоверную информацию о каких-либо новых явлениях или объектах жизни. Тут все зависит от того, насколько серьезно и основательно человек развивает свою интуицию и проницательность. Более совершенное качество, соответственно, дает и более совершенные результаты своего проявления. Многие обладатели задатков этих качеств, к сожалению, пускают на полный самотек этот процесс. Тем самым лишая себя больших и удивительных, практически полезных возможностей познания себя и мира, психологии и философии бытия.

Творческий человек,  в отличие от большинства обычных, способен с большим уважением относиться к чужим победам и достижениям, достоинствам и добродетелям, способностям и талантам. Творческие люди способны очень быстро проникаться взаимной симпатией и доверием. В отдельных случаях, настолько сильными, что создают хорошие и прочные семьи. Конечно, творческие задатки сами по себе еще не гарантируют особой одухотворенности и гармоничности человека. Они дают ему дополнительную возможность для многогранной эволюции его личности. И уже от самого человека зависит то, насколько хорошо он воспользуется этой возможностью.

Более четырехсот злых духов человеческих недостатков и пороков не спят. И активно стремятся максимально обесценить любые способности и таланты, как и возможную жизнедеятельность любого человека, а творческого, в особенности. Душа творческого человека – это особое поле сражения светлых и темных сил за гармонию – ее развитие или разрушение. В некоторых случаях люди с большими творческими задатками становятся профессиональными авантюристами и интриганами, психологическими манипуляторами. Отдавая себя в пожизненное рабство соответствующим злым духам. И создавая тем самым, негативное к себе отношение со стороны Высших сил Вселенной. И моделируя в своей жизни большие драмы и трагедии.

К творческому человеку Высшие силы предъявляют принципиально более высокие требования в главных жизненных моментах. И в том числе, в стиле построения отношений с окружающими. Особенно другими творческими людьми. Пусть даже находящихся лишь в самом начале своего творческого пути, пути обретения себя, своего места в жизни. Народная мудрость гласит, что «кому много дано, с того много и спрашивается». Это необходимо помнить.


Причины и последствия лени ума
Большинство представителей стандартного менталитета, в отличие от творческого, имеют особенность, заключающуюся в глобальной и фундаментальной лени ума. Которая возникает еще в детстве, когда взрослые, в том числе родители, не могут объяснить ребенку тот момент, что активно шевелить мозгами – это хорошо, удобно, правильно, престижно, выгодно, приятно, интересно. И что это реальный и конкретный повод уважать и любить себя. Что это единственный способ достичь чего-либо существенного в жизни. И поэтому это нужно, в первую очередь, самому ребёнку, а не учителям или родителям. Или еще кому бы то ни было. Что интеллектуальное развитие человека тесным образом связано со степенью интенсивности умственных процессов, а также с их регулярностью. И желательно, чтобы активная умственная деятельность стала обычным и привычным делом для человека.

И даже более того: мозги, как мышцы тела, нуждаются в постоянной и серьезной тренировке с постепенным увеличением объема нагрузок. Например, нужно решать все больше и больше логических задач самого разнообразного характера, периодически увеличивая их степень сложности. Да, это связано с вполне определёнными трудностями, неудачами, иногда даже разочарованиями, сомнениями, колебаниями, временным психологическим дискомфортом, некоторой неуверенностью в себе, ощущением своей сиюминутной и глобальной несостоятельности, необходимостью проявлять дополнительные усилия силы воли, твердость характера, целеустремленность, самокритичность, трудолюбие, упорство, добросовестность, требовательность к себе, решительность и мужество, самостоятельность и независимость, честолюбие и многие другие достоинства и добродетели. Чувствуете, какой набор достоинств и добродетелей набирается? Именно. И это лишь часть личности, которая участвует в серьезной тренировке ума.

Хорошо, конечно, когда ребенка приучают к тому, что самым главным в жизни вообще должно быть чувство внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, тем, что ты делаешь и тем, как ты это делаешь. В отдельных исключительных случаях, к этому можно добавить еще пару параметров: как ты думаешь и как чувствуешь. Ибо, и в этом плане существуют не только существенные отличия количественного характера, но и качественного. Это только на первый взгляд, кажется, что все думают и чувствуют одинаково. На самом деле, похожесть касается только большинства людей. А вот люди творческого типа могут думать и чувствовать совершенно иначе, нежели большинство. И то, что им представляется естественным и закономерным, само собой разумеющимся, для большинства практически пожизненно остается недопустимым, тайной за семью печатями.

Конечно, многие дети в детстве периодически пытаются проявлять активность интеллектуальной деятельности. Конечно, в рамках своих генетических возможностей. И тем не менее. Но взрослые, как правило, к сожалению, пропускают мимо ушей подобные вещи. И не дают своевременной и адекватной реакции на умственную активность ребенка. Качественные же дискуссии в системе школьного образования не приняты, когда учитель может оценить и качество усилий ученика и степень логичности его мышления, его сообразительность и изобретательность, фантазию и воображение, глубину и ширину, скорость и оригинальность мышления и прочие характеристики мыслительного процесса. Дискуссии между детьми в процессе их общения часто имеют не логическую, а личностную доминанту. Когда побеждает не самый умный, а самый наглый и грубый, хамоватый и беспардонный, деструктивный и дисгармоничный. Иначе говоря, такая дискуссия не способствует именно умственному развитию. Да и никакому положительному развитию.

Большинство родителей, как правило, вообще не отслеживает тонкости умственного развития своего ребенка. Ибо, когда они сами были детьми, то и их родители не особенно озадачивались на эту тему. А они лишь следуют установившейся традиции. Создавать же собственные качественные и совершенные традиции, тем более, принципиально новые, мало кому дано. Это требует достаточно существенной одухотворенности и мудрости. Которые встречаются крайне редко. Не чаще одного случая на тысячу людей.

Ребенок видя, что его особенные умственные усилия остаются без должного внимания, не улучшают его имидж и не меняют отношение взрослых к нему, стремится идти путем наименьшего сопротивления. Иначе говоря, он выбирает для себя необходимый минимум, чтобы при этом все были довольны. Или, по крайней мере, не ругали его. Выбирается личный девиз: главное не быть хуже большинства. Девиз, кстати говоря, деструктивный и дисгармоничный по своей сути. Обеспечивающий фундаментальную посредственность, как самой личности его обладателя, так и всей его жизни. По большому счету.

Конечно, столь пристальное внимание к ребенку требует большого количества дополнительных сил. И физических и душевных, не говоря уже об умственных. Высокой организованности и самодисциплины, повышенного чувства долга и ответственности перед собой, перед ребенком, перед обществом, перед Высшими силами. Чего в обычной мирской суете выделить очень трудно. И для большинства невозможно. Для этого требуется живость ума и духа творческого человека, имеющего неутомимую жажду преобразования и повышения уровня гармонии.

Ни родители, ни учителя, как правило, не умеют создавать мощной и эффективной индивидуальной мотивации для каждого конкретного ребёнка по активации его умственной деятельности. Причем, как в той или иной конкретный момент времени, так и по жизни вообще. Человеческий мозг привыкает работать на низких оборотах, выстраивая, при этом, вполне конкретный энергетический процесс. Когда мозг может потреблять только жестко регламентированное количество полезных веществ. И в самостоятельном режиме быстро перейти на более высокий энергетический уровень, обеспечивающий более существенные количественные и качественные показатели умственного процесса, не может. Даже опытный спортсмен, после долгой паузы в тренировках, быстро бегать не может.

Ему требуется сознательное и целенаправленное, длительное и постепенное вхождение в рабочий режим. Который в свое время был задан ему его тренером. Вот только интеллектуальных тренеров среди взрослых крайне мало. Почти нет.
Плюс к этому свой дополнительный негативный взнос делает и банальный рационализм. Когда человек ждет от каждого своего усилия ума, души, тела вполне конкретный и ощутимый практический результат. Либо очень приятный, либо очень выгодный. Если ни одно, ни другое не предполагается, то такие усилия признаются человеком бессмысленными и бесполезными. Со временем это становится фундаментальной частью менталитета человека. Своего рода жесткими рамками, ограничивающими его потенциальные возможности. Которые, чаще всего, и так не были какими-то гигантскими, в силу четких и конкретных генетических ограничений. Итог в результате получается предельно грустный. И только ген, условно говоря, творческого начала дает иные возможности.

И именно: лишь возможности. Которыми еще нужно уметь воспользоваться. Ибо, как показывает обычная статистика исследований и наблюдений, лишь один из десяти людей с творческими задатками действительно серьезно занимается их развитием. Во-первых, никто ему не сказал о том, что у него есть творческие задатки. Во-вторых, никто не сказал о том, что творческие задатки – это необыкновенно ценная вещь, редкая и важная, дающая громадное и несомненное преимущество. Над большинством других людей. В-третьих, никто не сказал о том, что задатки способностей и талантов – это всего лишь аванс Высших сил, который необходимо отрабатывать всю жизнь самым добросовестным образом. И именно потому его жизнь должна идти по совершенно другим правилам и законам интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Которые еще нужно узнать, понять, усвоить и применить. А это годы и годы тяжелого и интенсивного труда, самоотверженного и с элементами самоотречения, силы воли и мужества, сознательного и целеустремленного самосовершенствования. При максимальной добросовестности ума и души.

Человек должен ощутить вкус активной умственной работы. Найти для себя интеллектуальный и психологический идеал. Это, как минимум. А, как максимум, еще и духовный и эстетический идеал, к которому он будет стремиться всю свою жизнь. Периодически отталкивая от себя доминирование мелкой мирской суеты. Ненасытной в плане пожирания времени и сил. Заставляющей жить по стереотипам большинства окружающих. Которые, в лучшем случае, весьма упрощены. А, в худшем – имеют печать деструктивности и дисгармоничности. Мягко говоря.
Собственно, большинству окружающих совершенно безразлично то, что происходит во внутреннем мире того или иного конкретного человека, в его уме и душе. Поэтому брать в качестве главного фактора для оценки своей личности непосредственную реакцию окружающих совершенно неправильно и неконструктивно. Наши неудачи лишь радуют многих, а наши достижения раздражают многих. Какой-либо адекватной реакции от окружающих (от большинства из них) никогда не было и никогда не будет. Главный ориентир по жизни должен быть лишь собственный, созданный на примере известных умных и талантливых людей.

Интеллектуальный потолок каждого человека расположен достаточно высоко. И поэтому простор для развития своего ума, как правило, очень большой. Но, в произвольном режиме его достижение идет в десятки раз медленнее, чем при целенаправленном и интенсивном развитии интеллекта. И вопрос не в том, что все должны становиться учеными или изобретателями. А в том, что только очень активный и тренированный ум имеет возможность решать хотя бы вопросы средней степени сложности. Вопросы обычной человеческой жизни. Но не мелкой повседневной суеты, а вопросы большие и серьезные, касающиеся психологии и философии бытия. Когда нужно очень много знать и понимать, уметь виртуозно и творчески пользоваться своими взглядами и представлениями, принципами и убеждениями, иметь достаточно совершенное мышление (целый десяток параметров, необходимых и важных), привычку к интенсивной и продолжительной умственной работе на пределе своих возможностей с отсечением массы второстепенных моментов мирской логики.

Последствия лени ума весьма и весьма серьезны. Это, как правило, отсутствие должной эволюции личности. Это отсечение новой сложной информации, особенно необычной и непривычной, но потенциально полезной для дальнейшей жизни. Это и невозможность подняться на новую ступень профессионального мастерства в своем виде деятельности. Сложно при этом строить действительно прочные и перспективные отношения даже с родными и близкими, не говоря уже о друзьях и приятелях. Сложно наполнить жизнь большим и истинным смыслом. Непросто строить отношения и со своим внутренним «я». Почти невозможно даже относительно полноценное воспитание детей.

Лень ума порождает сумасбродство и своенравность, легкомысленность и безответственность, поверхностность и переменчивость. В ряде случаев запускает процессы психологической и духовной деградации личности в целом. Лень ума принципиально ограничивает возможности человека во всех сферах жизни и деятельности, резко снижает вероятность возникновения чувства внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Лень ума делает невозможным развитие особенно ценных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Тем самым, создавая мощную предпосылку для формирования лишь посредственной личности. Которая всю свою жизнь будет претендовать на какую-то особенную оригинальность. Ни большой радости, ни истинного счастья невозможно обрести при ленивом уме. Общественная и государственная ценность человека с ленивым умом почти нулевая. Не говоря уже о том, что такими людьми успешно пользуются психологические манипуляторы на бытовом или общественном уровне. В своих эгоистических или паразитических целях.

Ленивый ум не в состоянии решать сложные задачи, выходить с небольшими потерями из проблемных ситуаций, достигать чего-либо существенного в жизни. Не может быть даже относительно полноценного удовлетворения потребности в чувстве собственной значимости. А это означает существование человека с постоянным душевным дискомфортом, с чувством раздражения на жизнь, судьбу, окружающих, с их достоинствами и добродетелями, развитыми способностями и талантами, определенным общественным признанием. Это рождает мощную зависть и ревность к чужим успехам и достижениям.

Человек творческого склада, работающий над собой, как правило, занят своими интересами и проблемами. Он старается не гоняться за окружающими, а расти в собственном ритме, превосходя в количестве и качестве себя самого, но вчерашнего. Ему нравится решать прежние задачи быстрее и изящнее, а также увеличивать сложность новых задач. Не говоря уже о добровольном участии в решении многоэтапных задач, требующих более интенсивных усилий ума и души.
Творческий человек старается серьезно и основательно анализировать причины своих неудач. И делать соответствующие выводы о том, какие еще положительные качества своей личности ему предстоит более существенно развить. Творческий человек ощущает интуитивную потребность активно шевелить мозгами, создавая нечто новое. Для начала для самого себя, а потом – и для окружающих. Человек творческого менталитета понимает свою ответственность перед Высшими силами за свои способности и таланты. Творческий человек способен получать особенное удовольствие от качественной эстетики мыслей и чувств другого человека, а также способен стремиться самому порождать такого рода эстетику. Но не ради показухи, а в силу естественной внутренней потребности.

Любознательность
Любознательность может быть нескольких видов, по ее условному разделению: интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая. Интеллектуальная любознательность касается всего, что происходит и в самом человека, и вне его. Условно говоря, она отвечает на вопрос "что это"? Психологическая любознательность пытается ответить на вопросы: «почему это происходит, как, зачем. Почему именно сейчас, почему именно в такой форме, как это связано друг с другом, какие это имеет особенности и закономерности и т.д.

Духовная любознательность связана с постижением человека духовных правил и законов жизни, в чем их истинная суть, как правильно понимать отдельные грани их проявления и влияния, в какой связи они находятся друг с другом, как правильно их учитывать в практической жизни в ее многогранности и многовариантности, сложности и противоречивости, нестандартности и изощренности; как правильно уважать и любить себя, как правильно выстраивать отношения с Высшими силами, по каким принципам строить свою жизнь, работу, творчество, общение и прочие основные аспекты жизни. Не говоря уже о том, по каким принципам строить свой самоконтроль, развивать свою самокритичность. По каким правилам и принципам проводить процесс самовоспитания и самосовершенствования, развитие своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Человека постоянно интересует то, насколько он адекватен правилам и законам жизни и психологического, и духовного плана, насколько он реально умен, самодостаточен, гармоничен, мудр, какой уровень зрелости имеет.

В оптимальном варианте хорошо, когда все четыре вида любознательности присутствуют в человеке одновременно и в течение всей его жизни. На каждом возрастном этапе перед человеком, проявляющим высокий уровень комплексной любознательности, могут открываться новые и новые грани жизни, а также новые аспекты уже известных граней, новые ракурсы восприятия различных жизненных явлений. В том числе, высокой степени сложности.
Без любознательности невозможно познание мира. Да и самого себя, своих многочисленных и разнообразных процессов внутреннего мира в их фундаментальных закономерностях и индивидуально-специфических особенностях.
Эстетическая любознательность помогает постигать многообразие красот природы, психологических и интеллектуальных, нравственных и духовных явлений и отдельной личности, и общества, и человечества, различных видов искусства. А иногда и некоторых видов науки и культуры.

Любознательность может быть социальная, профессиональная, бытовая, осознанная и подсознательная. Любознательность способна придать человеку элемент дополнительного смысла в жизни. Но не стоит путать любознательность с банальным любопытством. Когда кто-то что-то выискивает, вынюхивает, копается в чужом грязном белье, беспардонно забирается в чужую душу. Истинная любознательность, как правило, способна обогатить ум и душу человека, его внутренний мир в целом, открыть новые пути развития его личности, способствовать эволюции его способностей и талантов. Любознательность не должна нарушать основные психологические и духовные законы жизни. Она, как грамотность, лишь средство на пути достижения цели. А цель человек выбирает сам.
У творческой личности любознательность, как правило, более развита, чем у большинства обычных людей.

Понимание своего места в жизни
Как показывают сорокалетние наблюдения автора, да и многие фундаментальные работы классиков психологии и философии, труды великих мудрецов, не менее девяноста процентов людей не знает и не понимает своего истинного места в жизни. Те, кто имеет весьма скромные задатки классических достоинств и добродетелей, способностей и талантов полагают относительно самих себя то, что они должны занимать какое-то особенно важное место в жизни общества и государства. Некоторые замахиваются и на размер всего человечества в целом. А вот те, кто действительно имеет порой очень редкие и очень ценные задатки, либо не осознают этого факта, либо не понимают истинной редкости и ценности этих задатков. Например, классической женственности и мужественности. Самокритичность – это удел избранной части людей. Как и умение правильно любить себя.

Читатель может сказать, что скромность еще никому не повредила. Но добродетель является таковой лишь в том случае, если развитие конкретного качества имеет вполне определенное чувство меры. Например: слабо развитая щедрость переходит в скупость, а слишком развития щедрость может переходить в транжирство. Чрезмерная скромность тоже не является исключением в этой логической цепочке. И вопрос тут уже стоит не только о вполне конкретном и значительном вреде для обладателя чрезмерной скромности, а еще и о том колоссальном вреде для общества в целом. Ибо, по жизни вперед продвигаются гораздо более нахальные и агрессивные, самоуверенные и самовлюблённые, деструктивные и дисгармоничные личности.

Человек творческого менталитета должен четко понимать тот факт, что его несомненные достоинства и добродетели – это не есть лишь его личная собственность – это собственность всего общества. А, как минимум, всего человечества. И он весьма ответственен и перед обществом, и перед человечеством. И главное – перед Высшими силами, наделившими его задатками этих достоинств и добродетелей. За то, как он будет развивать эти редкие и ценные задатки. Насколько интенсивно и добросовестно. Постоянно проявляя их на благо и самому себе и окружающему миру.

Замалчивание идеи первостепенной важности, например, порядочности и благородства, приводит к многочисленным и разнообразным искажениям и извращениям, как в личной психологии и философии бытия, так и в общественной. Когда, например, постоянный компромисс со своей совестью в важнейших духовных вопросах становится своего рода нормой жизни, привычным и обычным делом. Не вызывающим особенных сомнений и колебаний. То, что при этом может запускаться процесс психологической и духовной деградации, - это остается вне поля зрения большинства людей. Порядочность и благородство, как и прочие классические добродетели, не могут быть второго сорта. Если они не первого сорта, то это уже проявление качества, противоположного им по сути, а не только по форме. Другой вопрос, что далеко не все четко и конкретно представляют все возможные грани проявления даже этих двух достоинств. Не говоря уже о том, что существует утонченное и изящное понимание смысла каждой человеческой добродетели или достоинства. Что является уделом лишь узкого круга людей с элементами истинной аристократичности ума и души. Такого рода аристократов за последние две тысячи лет было всего пять тысяч человек. И думается, что ближайшие пару тысяч лет особо значительного увеличения числа аристократов не предвидится.

Конечно, никто никого не призывает идти по жизни, расталкивая окружающих локтями. Это применительно к самому обладателю комплекта классических достоинств и добродетелей. Но есть и отдельная тема отношения окружающих к такому человеку. Отдельный большой аспект анализа и в плане отношения общества в целом к нему. Да и государства тоже. Все должно иметь свою конкретную оценку. Человек, который учится на тройки, называется троечником, тот, кто учится на четверки – хорошистом. А обладатель пятерок – отличником. То же самое должно иметь место и в школе жизни, не зависимо от величины возраста ее учеников. Ибо, школа жизни идет от рождения и до смерти конкретного человека.

В интеллектуальном плане имеются некоторые формальные критерии: кандидат наук, доктор наук, профессор, но для нравственных и духовных достоинств, к сожалению, нет официальных критериев дифференцированной оценки. Все упирается в степень объективности или субъективности того или иного конкретного человека. Не менее актуален этот момент и для группы людей. Да и в масштабах общества или государства.

Каждый должен знать свое место в жизни и не предъявлять претензий на принципиально лучшее место. Агрессивность в отдельных случаях может помочь на отдельном этапе в конкретный момент времени продвинуться вперед в несколько большей степени, чем другие окружающие. Но это, не может изменить мнения Высших сил, которые четко знают то, что и сколько они дали конкретному человеку (и даже народу в целом). И ввести их в заблуждение невозможно в принципе. Рано или поздно истина откроется. Уж, казалось бы, коммунистическая партия в нашей стране занимала самые прочные позиции. Но все рухнуло, ибо держалось не на духовной гармонии, а на извращенной и искаженной государственной политике и идеологии. Какой мощный и изощренный был аппарат борьбы с инакомыслящими, но и он не спас от краха. Другой вопрос, что ничего более гармоничного никто не придумал. В результате весь народ завис в неопределенном состоянии.

А все почему? Потому что не было мощной и стройной системы обличения главных недостатков и пороков, с одной стороны. А с другой стороны, не было системы адекватной и дифференцированной оценки достоинств и добродетелей, в том числе и аристократического уровня. Был просто-таки идиотский девиз «каждый по своему талантлив» для глобальной и изощренной манипуляции всеми общественными прослойками, всем народом. Западные исследования показали, что талант имеет лишь у одного человека из пяти тысяч. И потому является общественной и государственной ценностью.

Многогранные отношения
Творческая личность имеет возможность гораздо больше, чем обычный человек, строить многогранные отношения. Это, во –первых, достаточно полноценные и на приятельском, и на дружеском, и на родственном, и на супружеском уровне и т.д. В силу того, что в ней есть творческое мышление, позволяющее ей более тонко и дифференцированно воспринимать окружающую действительность. И в сочетании с тонкой душевной организацией более тонко чувствовать многие тонкости и нюансы, оттенки и полутона в психологии поведения людей из своего окружения. Более тонко их понимать и более адекватно на них реагировать.
Причем, не только с точки зрения интересов дня сегодняшнего, но и завтрашнего, условно говоря. То, как тот или иной конкретный человек пользуется своими теоретическими возможностями на практике – это уже совсем другой разговор. Ибо, надо еще хотеть что–то делать. Не говоря уже – уметь, стараться чему–либо научиться.

Психология творческого человека имеет массу специфических особенностей, которые и не знают, и не понимают многие люди. И, соответственно, не могут учитывать в своей реальной практической жизни. А это, как правило, порождает массу недоразумений и проблемных ситуаций. Ибо, психология и философия жизни творческого человека может иметь массу специфических особенностей, непривычных и непонятных для большинства обычных людей. Прикладывать же какие–либо дополнительные усилия для полноценного постижения и сути, и содержания этих особенностей у подавляющего большинства обычных людей нет, ни то что большого желания, но даже и самого минимального, самого символического. Виной этому служит глобальное и фундаментальное психологическое и духовное невежество большинства людей применительно к жизни вообще, и жизни рядом с творческим человеком, в частности.

Нет понимания истинной ценности миссии творческой личности на Земле, как посланника Высших сил. И линии своей миссии применительно к участию в жизни творческой личности. Как потенциального помощника вдохновителя, мотиватора, частичного эксперта для оценки творчества творческого человека, человека сочувствующего и сопереживающего, уважающего волю Высших сил, проявлению в творческой личности.

Конечно, особенно важна и почетна миссия наставника творческой личности. Хотя бы частичного и временного, не говоря уже о многогранном и постоянном. Наставник – это почетная миссия не только в глазах своего непосредственного окружения, но и с точки зрения общественной и государственной. Ибо, на нем лежит особая благодать Высших сил. Собственно, любой человек, помогающий в чем–либо творческой личности, получает соответствующую степень благосклонности Высших сил Вселенной. Получает шанс стать действительно счастливым человеком. Не говоря уже о стабильном и продолжительном душевном комфорте и равновесии, и чувстве глубокого собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью.

Творческий человек имеет, как минимум, определенное снисхождение к некоторым особенностям своего бытия, связанным с его творческим процессом: развитии своего творческого начала и практическом воплощении своих способностей и талантов. Всем желательно помнить о том, что творческая личность в значительно большей степени беззащитна и уязвима перед различными жизненными проблемами и невзгодами. Особенно прозаического житейского характера, связанного с банальным бытом. Ибо, большое и сложное, полноценное и многогранное творчество, как правило, связано с определенной отрешенностью от житейской суеты, от банальной прозы жизни. И не как каприз или прихоть творческой личности, а как естественная и закономерная насущная потребность. В силу большой специфичности творческого процесса, как такового.

Другой вопрос, что в настоящее время появилась масса увлечений, мягко говоря, очень специфичных по своей сути. Странных и своеобразных, не имеющих какой–либо существенной ценности с точки зрения вечных классических духовных ценностей. Ни в интеллектуальном и психологическом, ни в духовном и эстетическом смысле. Многие увлечения носят столь специфический характер, что приходят в принципиальное противоречие с классическими канонами красоты, прекрасного, эстетичного, разумного и адекватного, утонченного и изящного.

Жажда формального новаторства буквально захлестнула весь мир. Люди стремятся любыми способами и средствами заявить о своей и индивидуальной специфичности, оригинальности. Особенно это стремление бывает сильным в силу наличия фундаментального стереотипного мышления, упрощенности личностного менталитета, весьма фрагментарном и туманном мировоззрении, низком уровне гармонии личности в целом, низкой: одухотворенности, мудрости, зрелости, целостности, самодостаточности.Многим вдруг стало казаться, что именно в них есть какая–либо особенная гениальность (ну, вроде, какая–нибудь все же должна быть, по их банальной мирской логике). Не совсем понятно то, какая именно гениальность, но это для них и не особенно важно.

Важно само ощущение присутствия у себя элемента гениальности. Что автоматически резко поднимает человека в собственных глазах. И с его личной субъективной точки зрения ставит его на достаточно высокую ступень в иерархической лестнице общества. Что предполагает особенную славу, дополнительные права и привилегии, особенное уважение и симпатию. А может быть, и даже поклонение. Что особенно льстит самолюбию, амбиции и тщеславию многих людей.

То, что подобные «особенности» мировоззрения в настоящее время имеет даже не каждый второй, а три человека из четырех, никого особенно не смущает. «Ибо, заблуждения других людей – это именно их собственные заблуждения. А ко мне, мол, они не имеют и не могут иметь абсолютно никакого отношения. Ибо, я есть личность совершенно особенная, оригинальная и неповторимая» - примерно так думают многие современные люди, начиная буквально уже с подросткового возраста.

Многим почему–то стало казаться, что стоит только обстоятельствам жизни, независимо от их личной воли и желания, сложиться несколько более благоприятным образом, то тогда кто–то особенно умный и талантливый увидит, поймет и оценит их особый талант. И сделает их всемирно известными, знаменитыми. То, что даже самые большие гении пахали, как бесправные рабы, таких людей совершенно не смущает. Ибо, именно их личный, индивидуальный (непонятной сути и формы) талант столь значителен и специфичен во всех смыслах, что абсолютно не требует каких–либо существенных усилий ума и души, духа и тела. Нужен только мудрый эксперт, добрый человек, который захочет и сможет рассмотреть их талант, его необыкновенную общественную ценность (в чем именно – это совершенно не важно, в данном случае, важно, что имеется). После чего буквально автоматически на такого гения быстро и мощно обрушится мировая слава. А он будет купаться в лучах этой славы, наслаждаться и блаженствовать всю оставшуюся жизнь. Позволяя всем окружающим очень сильно любить себя. Великодушно и снисходительно. А трудиться – это не для него. Это удел простаков и гораздо менее одаренных людей, чем он сам.