Творческая личность. Глава 3. Часть 5

Александр Иванович Алтунин
Жажда лидерства
Среди представителей стандартного менталитета очень распространено явления – жажда лидерства. Причем, желательно, всегда и во всем. И ладно бы это касалось лишь чисто эстетических вопросов, где, по выражению народной мудрости «на вкус и цвет товарища нет». Но претензия на интеллектуальное и психологическое лидерство нередко переходит еще и на область духовную. Конечно, без сомнения, в каждой группе людей, не говоря уже об определенной общественной прослойке, есть свои формальные и неформальные лидеры в той или иной области жизнедеятельности. Иначе говоря, это люди, которые в своем развитии пошли несколько дальше, чем основная масса из их непосредственного окружения. Насколько дальше – это уже другой вопрос.

Ибо, чаще всего, различие носит, к сожалению, преимущественно количественный, а не качественный характер. И есть, вполне определенна тенденция отношения большинства людей к своим реальным и мнимым лидерам. Слушают, как правило, не тех, кто истинный лидер (поднялся на одну – две ступени выше по иерархической лестнице развития по тому или иному выше перечисленному параметру), но скромен и непритязателен, а тех, кто, в лучшем случае, имеет небольшое количественное отличие, но активно и агрессивно занимается саморекламой. В определенной степени навязчиво предлагая себя всем желающим. И, в первую очередь, наивным и доверчивым людям, лишенным, по большому счету, мудрости, особенного интеллекта, интуиции и проницательности, умения разбираться в людях, способности мыслить хотя бы категориями средней степени сложности, творческого мышления, самостоятельной точки зрения по важнейшим вопросам жизни.

Как правило, такие претенденты на лидерство освоили некоторые приемы (пусть даже самые элементарные, как минимум, но, тем не менее, это не меняет сути дела) психологического манипулирования окружающими. В связи с чем достаточно неплохо умеют пускать пыль в глаза даже тем, кто гораздо умнее и талантливее их. Не говоря обо всех прочих.

Отсутствие реальной самодостаточности и состоятельности, как личности, заставляет многих людей любым способом удовлетворять свою подсознательную потребность в чувстве собственной значимости. Некоторые, в связи с этим, ощущают неутомимую потребность в лидерстве. И им совершенно неважно то, в каком именно вопросе будет это лидерство, в какой именно степени (желательно, конечно, чтобы в максимальной), среди какой категории людей. Иначе говоря, все качественные аспекты этой ситуации их принципиально не волнуют. Важно лишь хотя бы сиюминутное ощущение своего лидерства. Пусть даже на фоне двух-трех предельно глупых людей.

Амбициозность – это проделки соответствующего злого духа, который, как правило, является предшественником появления духа гордыни. Одного из самых изощренных и умных, сообразительных и изобретательных, хитрых и коварных, виртуознейшего манипулятора во всех сферах человеческого бытия. Подчинившего себе подавляющее большинство представителей стандартного менталитета в различной степени. Часто в очень значительной. Не минула чаша сия и отдельных представителей творческого менталитета. Но у них уровень самокритичности принципиально выше, а поэтому ситуация не обязательно является особенно злокачественной.

Жажда лидерства у представителей стандартного менталитета принципиально отличается от таковой у представителей творческого менталитета. В первом случае, человека волнует лишь чисто внешняя сторона дела – главное выглядеть лидером. Даже если ты, на самом деле, полный ноль в конкретном вопросе. А во втором случае, человека интересует момент присутствия собственного внутреннего удовлетворения от того, что человек делает и как, зачем и почему. При этом, творческая личность, с одной стороны, отдает себе отчет в определенном преимуществе относительно большинства из своего окружения или даже весьма широких масс.

А, с другой стороны, прекрасно понимает то, что ее уровень достижений в том или ином отдельном вопросе весьма далек от абсолютного и идеального. И даже пятидесяти лет интенсивнейшего труда в будущем будет принципиально недостаточно для обретения полного совершенства. Иначе говоря, творческая личность понимает всю относительность своих достижений, в том числе, самых больших и самых замечательных. Творческой личности важен сам факт того, что она поднялась еще на одну ступень в своем развитии, а не то, что она переплюнула всех остальных. Хотя, безусловно, получение более качественных результатов, чем у большинства, не может не радовать элементарное самолюбие человека. Но у него своя собственная точка отсчета и система координат по оценке своей жизнедеятельности.

Представитель творческого менталитета никогда не будет претендовать на лидерство всегда и во всем. Ибо, он понимает то, как тяжело идет продвижение качественного характера даже в одном отдельном вопросе. Не говоря уже о целой группе вопросов. Мысль о лидерстве всегда и во всем представляется ему совершенно нелогичной и нелепой. Конечно, желание сделать что-либо более совершенное – это нормальное и правильное желание. И без него никто и никогда не смог бы сотворить что-либо действительно совершенное и гармоничное. Но в этом случае человека интересует не дешёвый спектакль с безграничным восхищением непосвященных, а принципиальная, пусть даже и весьма сдержанная, оценка профессионалами в этой узкой сфере творчества. Оценка по сути результатов долгого и напряженного творчества, с максимальной отдачей умственных и душевных сил, с проявлением наибольшей добросовестности и в процессе планирования поставленной задачи, и в процессе ее реализации и воплощения.

Творческой личности не обязательно быть самой лучшей и абсолютно единственной. Ей достаточно быть в группе лучших. И не обязательно с точки зрения конкретного общества в определенный момент времени. Одухотворенной творческой личности важно в наибольшей степени соответствовать правилам и законам Вселенной, ее критериям гармонии и совершенства. Леонардо да Винчи творил, осознавая тот факт, что его творчество смогут по достоинству оценить лишь очень далекие потомки, а не его современники. Которые, в большинстве своем, не просто не особенно любили его, а буквально ненавидели. И именно за его слишком творческую сущность, которая никак не укладывалась в логические рамки их стандартного менталитета. С его бесконечными иллюзиями и заблуждениями, доминированием стереотипного мышления, массой упрощенных и примитивных стереотипов банальной житейской логики. Которые достойны лишь разговоров на кухне двух кукушек соседок, людей преимущественно посредственного типа личности, принципиально чуждых какого-либо самого минимального творчества вообще. Для творческой личности важно именно быть чем-то особенным, а не казаться лишь чисто внешне таковой. Порой к внешней стороне дела имеется даже слишком порой равнодушное отношение, затрудняющее адекватное восприятие у большинства окружающих простого менталитета.

Жажда развития
Путь от человека с творческими способностями к реальному статусу «творческая личность» очень долог и очень сложен. И его удается пройти только тем, в ком особенно сильна жажда развития и совершенствования. Одним из камней преткновения, условно говоря, является то, что многие талантливые люди обладают достаточно существенной ленью ума и души, духа и тела. Некоторые не осознают сам факт наличия у себя конкретных талантов, не говоря уже о понимании реальной величины задатков этих талантов. Иногда люди не понимают степень ценности этих талантов. И не только для них самих, но и для общества, и для государства. В отдельных случаях, и для всего человечества. В связи с низким уровнем одухотворенности, большинство людей не знает того, что особенные достоинства и добродетели, способности и таланты даны им не как произвольный подарок от жизни, случайно пришедший к ним, в силу каких-то непонятных стечений обстоятельств, а как аванс от Высших сил. Который необходимо максимально добросовестно отрабатывать всю оставшуюся жизнь. Это не льгота или преимущество, а совершенно особая миссия посланника Высших сил по повышению уровня гармонии и в себе самом, и в окружающем мире. Требующая проявления особого чувства ответственности и долга, усердия и трудолюбия, самоконтроля, добросовестности ума и души, духа и тела.

А это все возможно лишь при максимально интенсивном развитии своей личности. Это большой и тяжелый труд. И не ради удовлетворения своего тщеславия, а ради возникновения истинного чувства глубокого внутреннего удовлетворения и тем, что ты делаешь, и тем, как ты это делаешь, и тем, что в итоге получаешь.
Общественное признание, это, безусловно, вещь приятная. Но гораздо важнее него одобрение Высших сил, именно их благосклонность и благоволение к тебе, как к человеку и как к творческой личности. У творческой личности жажда развития заложена на уровне подсознания. И поэтому управлять этой энергией человек, чаще всего, не в состоянии. Он может в определенной мере направить ее в правильное русло. И в последующем, в той или иной мере, моделировать (по возможности) отдельные процессы развития и преобразования своей личности в целом и своих творческих способностей, в частности. В противном случае, очень высока вероятность возникновения элементов деструктивного и дисгармоничного характера в основных процессах его внутреннего мира. Способных привести к серьезным психологическим и психическим нарушениям. Во многих случаях необратимым.

Пушкин, например, понимал этот момент (как и многие другие духовные аспекты творческой личности, ее психологии и философии бытия). И поэтому трудился, как раб. В первую очередь, осмысливая самого себя, окружающих, жизнь. И в поте трудов своих по совершенствованию своих способностей и талантов создавая мировые шедевры. Высокая степень гармонии личности позволяла ему регулярно подключаться к космическому банку информации и черпать там не только те или иные отдельные данные для своих работ, но и феноменальный полет мысли и чувства в порывах вдохновения, в периодах озарения. Он знал то, что он гений, но это не расслабляло его, а дополнительно мобилизовало.

Задатки личности средней степени сложности
В данном случае, понятие "средняя степень сложности" используется не в системе обычных житейских понятий, а в системе классических ценностей духовного характера Бытия человечества. С житейских позиций это высокая степень сложности. Речь о данном аспекте идет в связи с тем, что он особенно актуален для творческой личности. Ибо, именно он в значительной степени определяет уровень качества творчества того или иного конкретного человека. Ибо, простой человек, как правило, не в состоянии создать явление средней степени сложности. Не говоря уже о примитивной или упрощенной личности. Как, собственно, и адекватно оценить (тонко и дифференцированно, многогранно и изощренно) такое явление. Не говоря уже о сложных или очень сложных явлениях жизни.

Простой человек может создавать в своей жизни и творчестве, как правило, уровень эстетики интеллектуального и психологического плана или простой (в основном) или утонченный (иногда). А вот человек с личностью средней степени сложности может иногда создавать изящные явления и оценивать их у других людей. А вот человек, имеющий личность высокой степени сложности, может в своем творчестве постоянно творить изящные произведения своего ума и души. И, как минимум, иногда еще и изысканные. Что уже зависит от его задатков чувства эстетики и от степени их практического развития. И если изящные вещи может создавать один человек из ста, то изысканные – не более чем один из тысячи. И эта пропорция была две тысячи лет назад у человечества. И, видимо, будет еще ближайшие две тысячи лет. По мнению мудрецов и классиков психологии и философии.

Конечно, задатки определенной степени сложности личности – это важный момент, так сказать, необходимый, но не достаточный. Ибо, в статусе «личности средней степени сложности» участвуют несколько десятков основных достоинств и добродетелей, способностей и талантов человеческой личности. Это, условно говоря, психологический винегрет из множества вполне определенных компонентов. И отсутствие даже некоторых из их может существенно уменьшить качественные параметры человеческой личности, особенно имеющей определенные творчес-кие способности.

Безусловно, громадную роль играет наличие процесса самовоспитания и самосовершенствования. То есть то, как человек относится к своим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам - небрежно, равнодушно или предельно ответственно и добросовестно. Важный момент заключается и в том, как человек познает классические каноны гармонии интеллектуального и психологического характера. И как применяет в своем творчестве.

Творческая личность нередко имеет массу своих личных правил и законов и жизни вообще, и творчества, в частности. Которые, в оптимальном варианте соответствуют не банальной житейской логике большинства, а системе классических ценностей бытия, психологическим и духовным законам Вселенной. И то, что большинство людей их не знает и не понимает, не является большим и веским аргументом для творческой личности по коррекции этих правил и законов. Творческая личность, как таковая, принадлежит, в первую очередь, Высшим силам, а уже потом своему обществу и государству. Которые, как правило, к творческим личностям относятся совершенно не адекватно. Резко тормозя этим свою эволюцию.

Изобретательность
Изобретательность – это полезное качество для всех. Среди творческих людей встречаются в несколько раз чаще, чем среди основной массы обычных людей. Изобретательность имеет несколько уровней: простой (житейский), средний степени сложности (профессиональный) и высокий, используемый в творческом процессе на полупрофессиональном и профессиональном уровне. Собственно, любой уровень изобретательности имеет определённую ценность. Другой вопрос, что изобретательность высокого уровня имеет ценность не только индивидуальную. Но ещё и общественную. В ряде случаев – и государственную. Например, конструкторы ракет и самолетов, машин и кораблей.

И общество, и государство должны четко понимать то, что потенциальная и реальная ценность одного успешного изобретателя может иметь в тысячи или миллионы раз большую общественную ценность, чем личность обычного человека. В связи с этим строить с ним достаточно адекватные отношения с моральной и материальной точки зрения. Адекватная материальная оценка труда изобретателя способствует не только более успешной реализации его таланта на благо общества, но и создает мощную и стабильную мотивацию для других способных и талантливых людей по развитию своей личности, своих способностей и талантов на благо общества. Повышает уровень их трудолюбия, усердия, упорства, энтузиазма, умственной и душевной, духовной и физической добросовестности, осмысленности и целеустремленности.

Конечно, в отдельных случаях, изобретательность помогает создать нечто принципиально новое. Но ее ценность заключается не только в этом. Во многих случаях изобретательность помогает что–то улучшить, усовершенствовать, повысить количественные и качественные показатели.
Хорошо, когда изобретательность имеет созидательный и конструктивный характер. И не имеет в себе включения деструктивного и дисгармоничного характера. Например, эгоистичного или стервозного плана.

Изобретательность помогает находить более оптимальные пути и средства решения научных и технических, житейских и прочих вопросов и задач, проблем и трудностей. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Применительно к обществу это политические и экономические, идеологические и культурные, философские и нравственные сферы бытия. Если у власти стоят эгоистические личности (в подавляющем большинстве стран мира, по мнению классиков психологии и философии), то использование потенциала изобретателей даст им реальную возможность эффективно манипулировать любыми народами в своих корыстных целях. Прикрываясь при этом самыми красивыми мотивами. Невольно вспомнишь мудрость Библии: «благими намерениями дорога в ад вымощена».

Безусловно, задатки любого уровня изобретательности требуют своего интенсивного и добросовестного развития. И регулярной тренировки. Уровень созидательности изобретателя во многом зависит от уровня гармонии его личности. Что определяет степень интенсивности и регулярности подключения его к космическому банку информации для генерации бесчисленного множества совершенно новых идей, воплощенных в последующем в изобретения. Имеющих и общественную ценность.
Изобретатели – это, те, кто должен считаться интеллектуальной элитой общества с большими и конкретными личными привилегиями.

Интеллектуальный оптимизм
Творческой личности, как правило, свойственен интеллектуальный оптимизм. Это проявляется в том, что его отношение к умственной деятельности в целом отличается от таковой у большинства обычных людей гораздо большей благосклонностью, энтузиазмом, трудолюбием и упорством, осмысленностью и целенаправленностью. Творческая личность в своей иерархии ценностей ставит интеллект вообще, и свой, в частности гораздо выше, чем обычный человек. У нее ощущается высокой степени потребность в интенсивных и продолжительных интеллектуальных процессах. Причем, как можно более высокого качества. Размышления о себе, о своих достоинствах и добродетелях, способностях и талантах, о своем наиболее правильном месте в обществе и в жизни занимают творческого человека гораздо больше, чем обычного.

Творческий человек видит, понимает, порой просто ощущает то, как постепенно растет его интеллект. И это настраивает его на более оптимистичный лад относительно будущего вообще и именно его, в частности. Творческая личность, как никакая другая, осознает то, что без интенсивных и продолжительных размышлений невозможно добиться чего-либо существенного в жизни. И то, что предполагаемые усилия могут многократно превосходить таковые у окружающих, такую личность совершенно никак не смущает, не вносит особых и больших сомнений в степени целесообразности и правильности интенсивных умственных процессов.
Творческая личность ощущает совершенно особое удовольствие и удовлетворение от своих умственных процессов. Ибо, они предполагают вполне определенный качественный уровень, оригинальность, практическую ценность с точки зрения эволюции личности в целом.

Творческая личность в определенной степени понимает то, что ее жизнь будет гораздо труднее и сложнее, напряжённее и интенсивнее, чем у большинства людей из ее окружения. И это считается естественным и закономерным, нормальным и правильным, понятным и приемлемым. Творческая личность видит в интеллекте, как таковом, способ наиболее добросовестного выполнения своей особой миссии развития и реализации своих творческих способностей на благо гармонии общества, человечества. В отдельных случаях, и всей Вселенной. Творческая личность воспринимает себя, как пожизненного труженика. Усердного и трудолюбивого, добросовестного и ответственного. И в первую очередь, перед самим собой, своим собственным внутренним строгим цензором, критиком, экспертом. И перед Высшими силами, пославшими ее на Землю с отдельной и особенной миссией интеллектуального характера. И иногда не только интеллектуального.

Истинная творческая личность не только любит свои способности и таланты, но и ощущает громадную ответственность за их полноценное развитие и реализацию. И в этом, как и многом другом важном и ценном, образцом для нее служат только другие реализованные творческие личности. И ни в коем случае, не люди из своего непосредственного, обычного окружения. Это только в отдельных, очень редких случаях, когда имеет место быть семейная творческая традиция, потомки ориентирующаяся на своих родителей и прочих предков. В этом случае, они и могут, и должны это делать. Одновременно они вносят в семейное, родовое творчество и свои собственные, индивидуальные особенности и дополнения на хорошем качественном уровне.

Творческая личность в определённой степени представляет себе достаточно далекие горизонты своего творчества. Они неудержимо манят ее, мощно притягивают к себе. И ради них она готова пожертвовать очень многим второстепенным, за что руками и ногами предельно цепко держится большинство обычных людей. Видя в этом вполне определенную ценность для себя. Ибо, большие и истинные ценности им, как правило, неизвестны и незнакомы, а потому и не могут выполнять роль каких-либо четких и существенных ориентиров в выборе жизненных целей и задач. Да и, собственно, определения главного смысла жизни вообще, и своей, в частности.

Творческая личность, как минимум, ощущает то, что, когда проявляется именно их индивидуально-специфическая сущность, особенно творческого характера, то результат бывает, как правило, более качественный, более приятный и для самолюбия, и для честолюбия. И приносит он и больше удовольствия, и больше удовлетворения собой, и своей жизнью, своей индивидуальной творческой деятельностью. И это, тем самым, мощно и конкретно мотивирует творческого человека на более осознанное и более интенсивное творчество. Не только ближайшие дни, но и на многие годы вперед. Подсознательная потребность в чувстве собственной значимости получает наиболее оптимальный вариант для своего удовлетворения. Доставляя, тем самым, большую и стабильную радость творческой личности, способствуя возникновению особого душевного комфорта и равновесия.

Творчество – это один из самых сильных наркотиков. Правда, совершенно особенный, не приводящий зависимого к драмам и трагедиям, а способствующий наиболее гармоничному развитию человека, посвятившего свою жизнь тому виду деятельности, к которому у него есть масса конкретных способностей и склонностей, предпосылок и задатков.

Часто, правда, получается, мягко говоря, не самая оптимальная ситуация, когда родители способного ребенка стремятся развивать в нем не то, к чему у него есть большие способности, а то, что считают модным и престижным. Даже, если к ним у ребенка нет вообще никаких наклонностей. Собственно, не обязательно заниматься творчеством только в этом случае, когда есть именно очень большие способности. Развитие даже средних способностей имеет смысл. Ибо, оно способствует развитию личности в целом. Придавая порой и новые достоинства, и новые добродетели. В том числе, и классического типа из иерархии вечных и универсальных ценностей.

А периоды озарений и вдохновений – это совершенно особый разговор. Они придают жизни творческой личности буквально уникальный вкус, несравнимый ни с чем обычным житейским. Возникает такой полет мысли и чувства, такое особенное блаженство, что все прочее, повседневное, четко и однозначно отходит на второй план. Звучание творческого человека и резонанс гармонии Вселенной – это совершенно особенное состояние, это благодать, посылаемая человеку Высшими силами, чтобы вдохновлять его на новые ратные подвиги на поприще творчества. Конечно, творческая эволюция личности – это  путь далеко не самый простой и легкий. Творческий человек отличается повышенной любознательностью. И каждую новую порцию информации о чем-либо стремится, так или иначе, использовать во благо своему творчеству. Ибо, все, что способствует развитию и гармонизации его личности, автоматически оказывает конкретное благоприятное воздействие и на его творчество, на его возможности, направления, продуктивность, на те или иные качественные параметры, многогранность и изощренность, совершенство и гармонию.
 
В творчестве идет переход от простого к сложному. И каждая новая ступенька на этом долгом, и по сути, бесконечном пути, доставляет творческой личности новое, дополнительное удовольствие. Реальное продвижение вперед, пусть даже весьма постепенное, но постоянное, придает новые силы для покорения новых вершин в жизни вообще, и в творчестве, в частности. Творчество обладает уникальными психотерапевтическими возможностями. Оно способно мощно и конкретно регулярно нейтрализовать тот мощный негативный потенциал, что человек получает от прозы жизни, от общения с обычными людьми, чуждыми серьезных творческих наклонностей имеющими в себе много элементов деструктивности и дисгармоничности.

Творческий человек четко отдает себе отчет в том, что его вдохновение – это дар свыше. И то, что он создает в порыве вдохновения, как правило, принципиально более совершенное, нежели то, что он сотворяет сам, без особого вдохновения. Даже средний уровень самокритичности не позволяет творческому человеку питать особенные иллюзии относительно особой значительности совершенства и его личности, и его творчества, и его жизни. Ибо, он знает то, что может быть все и значительно лучше. Среди людей большого таланта. Но не среди обычных людей.
Творческая личность понимает то, что она не принадлежит самой себе. И то, что ее истинный властелин – это Высшие силы Вселенной. В том или ином виде представленные на Земле.

Творческий человек стремится в максимальной степени понять особенности и закономерности творческого процесса вообще и у себя, в частности. Ибо, он понимает то, что у его творчества, каким бы замечательным оно ни было, есть громадные просторы, далекие горизонты. К которым необходимо упорно и настойчиво стремиться. Не зависимо от мнения большинства окружающих, чуждых истинного творчества. И то, что творчество предполагает своей главной целью принести определенную (желательно как можно большую) пользу обществу, государству и человечеству, ставит его совершенно отдельно в системе общественных ценностей. Ибо, именно благодаря энтузиазму отдельных истинных творческих личностей человеческое общество развивается, движется вперед в своем бесконечном процессе эволюции. Правда, очень медленном, постепенном, неравномерном, противоречивом, неоднозначном, полном многочисленных и разнообразных иллюзий и заблуждений, ошибок и промахов, неудач и поражений, драм и трагедий.

Творческий человек хотя бы интуитивно чувствует суть мудрой мысли о том, что «кому много дано, с того много и спрашивается». Хотя, конечно, путь к осознанию этой мысли бывает очень непростым, замысловатым, часто идущим путем проб и ошибок. Творческой личности важно как можно раньше понять и осознать сам факт своей принадлежности к особой категории людей – творческой. Чтобы быстрее выстроить свою психологию и философию бытия. Соответствующую системе классических ценностей, с одной стороны. А с другой стороны, - своим индивидуальным личностным особенностям. И тут часто без наставника или просто особенно умного или мудрого человека не обойтись.

Категории сложности
Эффективность и полноценность житейской, профессиональной, творческой деятельности в значительной степени зависит от того, какими категориями способен мыслить конкретный человек. Имеются следующие категории сложности житейских явлений: простая, средней степени сложности, сложная, очень сложная. Есть, конечно, еще и упрощенная, но в данном случае она погоды не делает. Поэтому мы не будем на ней делать особый акцент. Категории сложности имеют отношение к основным четырем сферам жизнедеятельности: интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Существенную роль играет и менталитет конкретного человека – обычный или творческий. Если рассматривать ситуацию с точки зрения творческого начала. О первом типе менталитета – деструктивном в данной работе мы говорить не будем, так как это очень большая и сложная тема. И для ее адекватного и полноценного освещения предполагается отдельная работа.

Человек, привыкший мыслить только простыми категориями, лишь иногда способен оперировать понятиями средней степени сложности. И почти полностью бессилен относительно понятий сложных. И не догадывается о существовании очень сложных понятий и явлений жизни.

Человек, способный мыслить понятиями средней степени сложности, лишь иногда способен быть относительно полноценным в своей активности применительно к сложным понятиям. Причем, как в восприятии, так и в их самостоятельном синтезе – практическом воплощении на хорошем качественном уровне. И именно на таком уровне, ибо, что попало и как попало делать умеют абсолютно все.
Особая группа людей (очень не многочисленная, к сожалению) умеет оперировать понятиями высокой степени сложности. Это, как правило, гении и истинные аристократы ума и души, в редчайших случаях – духа.

Есть большое разделение людей и по типу сложности личности: примитивный, упрощенный, простой, средней степени сложности, сложный, очень сложный. И взаимодействие даже людей, относящихся к близко расположенным типам личности, идет нередко с вполне определенным проблемным моментом. А общение между типами, находящимися через одну ступеньку на лестнице иерархии сложности личности вообще малопродуктивно. И, по большому счету, мало целесообразно. Это только в редких отдельных случаях, когда человек осознает свою принципиальную несостоятельность и неполноценность по жизни вообще и по сравнению с принципиально более совершенным человеком, он имеет шанс получить от второго какую-то конкретную пользу для своей личности, работы, жизни, творчества. Но это есть исключение из правила. Ибо, развитая самокритичность – это удел только достаточно зрелых и гармоничных личностей. К которым большинство, по мнению классиков психологии и философии, к сожалению не относится.

Вообще критерии сложности с житейской точки зрения, весьма распространенной среди большинства людей и критерии сложности с точки зрения истинных духовных ценностей – это совершенно различные системы координат. Не  имеющие друг с другом, по большому счету, ничего общего.
Степень совершенности и гармоничности творчества того или иного конкретного человека зависит от того, какими понятиями он способен оперировать. Общество и государство не может ждать от простого человека адекватной оценки жизненного явления с элементами высокой степени сложности. Это нелогично, неправильно, вредно и опасно.

Конструктивное отношение к себе
Истинно творческая личность, в отличие не только от обычного человека, но даже от человека с просто творческими задатками, имеющими лишь произвольный характер развития, характеризуется, кроме всего прочего, еще и принципиально конструктивным отношением к себе. А это не только сложная и многогранная фигура, но и своего рода поле битвы темных и светлых сил. Ибо, к сожалению, никто и нигде не учит нас строить отношения с собой, сознательно и целенаправленно. И, тем более, действительно конструктивным образом. Конструктивное отношение к себе предполагает более сложную психологию, и философию, нежели это имеет место быть у большинства обычных людей. Оно в значительной степени опирается на адекватную любовь к себе (не более пяти процентов людей). Когда особенно важным моментом представляется постоянная сознательная балансировка между высокой требовательностью к себе и снисходительностью к себе. Иначе говоря, дифференцированное отношение к каждой конкретной ситуации.

Когда в отдельных случаях необходимо дополнительно максимально мобилизовать все свои резервы, скрытые возможности сознания, подсознания, духа и тела для эффективного решения поставленной задачи, для достижения желаемой цели. Особенно цели большой и сложной, необыкновенно важной и ценной. Или же дать себе некоторую временную слабинку интеллектуального или психологического характера (но, при этом, желательно, не духовного). У творческого человека эта сложная наука играет особую, не только чисто теоретическую, но и большую практическую роль.

Можно даже сказать то, что человек с творческими задатками не может стать истинной творческой личностью, если в нем не развивается способность строить действительно конструктивные отношения с самим собой. И в этом плане особенное значение имеет познание своих индивидуальных особенностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Своих сильных и слабых сторон, своих достоинств и недостатков, способностей и талантов, своих основных добродетелей. Ибо, без этого невозможно возникновение существенного уважения к себе, не говоря уже о любви к себе. Правильной и адекватной. С одной стороны. А с другой стороны, каждый человек, и, тем более, творческий должен иметь вполне определенный план развития своей личности. В первую очередь, своих творческих способностей ума и души.

Творческой личности особенно важно иметь максимально полноценный отдых: интеллектуальный и психологический, моральный и духовный. В ряде случаев, в роли такового может выступать простое переключение с одного вида деятельности на другой. Иногда это должен быть и простой умственно пассивный (не пассивный вообще, а лишь относительно интенсивной умственной и физической деятельности) отдых с получением максимального количества положительных эмоций высокого качественного уровня. И количество этих эмоций никак не может компенсировать их низкий качественный уровень. Если таковой имеет место быть. Это похоже на предложение употребить за один раз целую кастрюлю жиденького бульона вместо тарелки полноценного супа.

Конструктивное отношение к себе связано с серьезным и постоянным самоконтролем. За всеми мыслями и чувствами, возникающими внутри человека, самого себя. Это достаточно сложный и тяжелый процесс, требующий большого количества энергии. Которую необходимо регулярно восстанавливать. И в оптимальном варианте, еще и постоянно контролировать ее расход, избавляя себя от второстепенных и третьестепенных ненужных затрат. Хотя, несомненно, в каждом конкретном случае желательно представлять себе степень целесообразности и того, что уже делаешь, и того, что собираешься делать в ближайшее и отдаленное будущее. Иначе говоря, для каждого важен уровень осмысленности всего, что происходит внутри, и вне человека. Для творческого человека этот момент, как и многие другие из психологии и философии бытия, важен вдвойне.

В построении конструктивных отношений и с собой, и с другим человеком важно соблюдение принципа целесообразности. В принципиальное отличие от принципов рационализма, особенно банального Осмысленность предполагает наличие определенного смысла во всем, что человек делает. И при этом, совершенно не обязательно для прямой и непосредственной материальной или моральной выгоды. Это может быть и определенная польза, иногда и не только прямого, но и косвенного характера. И не обязательно непосредственно для внешней жизни человека. Во многих случаях это может быть для его скрытого внутреннего мира. Для его четырехстороннего развития и совершенствования. И, что особенно важно, не только с точки зрения интересов дня сегодняшнего, сколько с точки зрения, условно говоря, дня завтрашнего. То есть с учетом наиболее отдаленной перспективы эволюции своей личности и своего творчества. Ибо, иногда возникают такие ситуации, когда сиюминутные интересы приходят в принципиальное противоречие с интересами отдаленного будущего. Конечно, и  тут важно соблюдать, по возможности, чувство меры. И тут несомненную пользу может оказать интуиция и проницательность, постоянно и максимально добросовестно развиваемые человеком.

Одним из проблемных моментов всех людей, и творческих, в особенности, является сумасбродство. Иначе говоря, периодически возникающий в голове человека поток разнообразных и хаотичных мыслей и эмоций, желаний и стремлений без какого-либо существенного интеллектуального и психологического, духовного и эстетического содержания. Стремящийся внести дезорганизацию и дестабилизацию во многие действительно важные и ценные процессы, идущие во внутреннем мире человека. Отвлекая от них, забирая незаметно массу энергии и времени, снижая уровень организованности и самодисциплины. В отдельных случаях, даже уровень качественного самоконтроля и самокритичности. Снижая уровень качества эстетики умственных и душевных процессов.

Конструктивное отношение может проявляться и в похвале самого себя при достижении новых качественных показателей в жизни и творчестве. Иногда для этого бывает достаточно и новых количественных показателей. При сохранении их хорошего качественного уровня. Достижение новых вершин, преодоление нового препятствия. Пусть даже всего лишь внутри самого себя.

Как ни странно, но конструктивные отношения с самим собой предполагает  участие других людей. В качестве экспертов и советчиков, в первую очередь. Знать и понимать все невозможно даже чисто теоретически. И потом: у каждого человека есть свой комплект достоинств, способностей и талантов к определенным видам деятельности. Да и, собственно, максимально развить все четыреста качеств личности невозможно даже чисто теоретически. Не говоря уже о том, что задатки одних качеств у нас могут быть большими, а других качеств – маленькими. И, соответственно, более или менее перспективными с точки зрения их максимального развития. Каждому человеку, естественно, хочется достичь чего-либо существенного уже в этом воплощении. Поэтому чрезмерно рассеиваться на многие потенциально ценные вообще, но мало перспективные именно для себя моменты не стоит. Ибо, это заведомо обречено на неудачу. Даже в числе важных моментов необходимо выделить лично для себя главное и второстепенное. Это, конечно, не означает сознательного и принципиального пренебрежения к тому, что попало в чисто второстепенных моментов. Просто акценты в распределении энергии должны быть расставлены вполне конкретно.

Конструктивность отношения к себе предполагает достижение вполне существенного уровня созидательности в жизни, в творчестве, в основных процессах внутреннего мира. А это очень сложная задача. При условии, что большинство окружающих задачей такого рода, как правило, не задаются даже в самой минимальной степени. Чтобы, тем самым, задавать должный фон среды интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Чтобы можно было хотя бы иногда ориентироваться на их качественные и количественные показатели. В роли хотя бы сиюминутных ориентиров, а, не говоря уже, о весьма отдаленных и перспективных. В том плане играет большую роль самостоятельная оценка своих достижений. С одной стороны, с точки зрения достижений профессионалов в этом виде деятельности. А с другой стороны, с точки зрения своей собственной личностной эволюции. Когда каждый год должен, условно говоря, вносить свой конкретный кирпичик в общую кладку личности, иерархическую лестницу развития достоинств и добродетелей, способностей и талантов, систему личной творческой продуктивности и созидательности. Иначе говоря, должно быть движение вперед. Не обязательно гигантскими шагами (что возможно вообще очень мало для кого), но, тем не менее.

Конструктивное отношение с самим собой предполагает сознательное и целенаправленное моделирование процессов самовоспитания и самосовершенствования. Преобладающих в определенных моментах, выраженную строгость, доброжелательность в целом, и особенную заботу о наиболее ценных моментах (с точки зрения вечных и универсальных классических духовных ценностей). Осмысленная дифференцированность должна присутствовать в максимальном числе внешних и внутренних процессов человека. С исключением формализма и механического отношения к сложным явлениям.