Творческая личность. Глава 3. Часть 4

Александр Иванович Алтунин
Доброжелательность
Доброжелательность – это одно из фундаментальных человеческих достоинств. Одна из классических добродетелей. Истинная доброжелательность – это и свойство ума, и характера, и элемент мировоззрения. Ибо, доброжелательность – это сознательный принцип поведения. Доброжелательность – это элемент хорошего тона, показатель хорошего воспитания, реальной интеллигентности. Доброжелательность не имеет ничего общего с сюсюканьем с кем бы то ни было. Она предполагает вполне определенную серьезность. И даже в некоторой степени строгость. Ибо, доброжелательность не означает полного одобрения всего, что делает другой человек, не зависимо от реального интеллектуального и психологического, духовного и эстетического содержания. Содержания его мыслей и чувств, желаний и стремлений, плодов его фантазии и воображения. Не говоря уже о реальных поступках.

Конечно, доброжелательность по сути, а не только по форме желательна всегда. Исключением из этого правила может быть только сознательная порочность того или иного конкретного человека. Ибо, такое его поведение требует, в первую очередь, принципиальной оценки. А уже потом каких- либо дополнительных комментариев. Не стоит забывать, что только основных человеческих пороков существует больше ста. Кроме этого, есть еще более трехсот просто недостатков. Часть, из которых является особенно серьезными по своей основной сути, а часть имеет второстепенный характер. Но, даже когда мы говорим о чужих пороках, мы обязаны сохранять доброжелательность не столько ради того, в чей адрес направлена наша критика, сколько ради самих себя. С целью психогигиены и психопрофилактики.  Для сохранения, по возможности, своего душевного равновесия и комфорта, для поддержания стабильности процессов эволюции своей личности, своего более оптимального психологического и духовного развития. Да и, собственно, для подачи достойного примера многим окружающим, которые еще пока не имеют должного уровня самообладания и уравновешенности, самоконтроля и самокритичности, интеллигентности и светскости, гармонии личности, зрелости и мудрости.

Доброжелательность должна базироваться, в первую очередь, на чувстве уважения к самому себе. Которое категорически не позволяет человеку быть небрежным и пренебрежительным, категоричным и прямолинейным (во второстепенных вопросах, составляющих девяносто-девяносто пять процентов всех жизненных моментов), чрезмерно резким и жестоким по форме бестактным и бесцеремонным, терять чувство меры, впадать в самоуверенность и самовлюбленность, высокомерие и чванство, эгоизм и стервозность, банальный рационализм и прочие подобные моменты.
Доброжелательность особенно важна в проблемных и неприятных, конфликтных ситуациях. За исключением, быть может, разве что некоторых криминальных.
Игнорирование человеком необходимости быть постоянно доброжелательным даже к тем, кого он не уважает, презирает, ненавидит, категорически не переносит, питает антипатию, приводит к появлению различных деструктивных и дисгармоничных моментов в развитии его личности. Тем самым, создавая достаточно мощные предпосылки для психологической и духовной деградации. И, чем чаще человек проявляет это пренебрежение и чем сильнее, тем интенсивнее будет процесс деградации в нем. Часто необратимой.

Некоторая доброжелательность должна быть и у человека к своим слабостям и недостаткам (но не нравственного и духовного характера). Особенно это касается людей, склонных к чрезмерному самокопанию и самоедству, отличающихся особой закомплексованностью и выраженной неуверенностью в себе.

Большую цену доброжелательность имеет в случае, когда она естественная и искренняя. И идет из глубины ума и души человека, а не служит формальной ширмой равнодушия и формализма человека. Внешняя доброжелательность особенно важна в случае, когда мы хотим отличить явную и откровенную дрянность человека. В этом случае она позволяет сделать это особенно тонко и изящно, не давая ему формальных поводов для публичного недовольства вами и вашей критикой. Да и ваш личностный имидж только выиграет от изящной доброжелательности вашей жестокой критики. Он, как красивый бриллиант, заиграет новыми яркими и красивыми гранями. Не говоря уже о том, что внешняя доброжелательность не исключает скрытую жестокость и решительность не только чисто теоретическую, но и практическую. И, как показали последние сорок лет жизни автора, доброжелательный наезд, как правило, имеет гораздо больше шансов иметь реальный положительный результат нашей критики. Ибо, он лишает критикуемого главного аргумента – чувства ущемленного достоинства, за которое он имеет (по его личному мнению) полное право мстить всеми доступными средствами. Ведь тот, кого вы критикуете, заинтересован соблюсти свой положительный имидж. И поэтому понимает (хотя далеко не всегда) то, что его чрезмерная резкость по форме будет расценена окружающими как элемент плохого воспитания и отсутствия большого ума. И просто как элемент дрянности личности.

Доброжелательность касается не только конкретных слов и выражений, но и интонации голоса, стилистики речи, мимики, жестов, выражения глаз. Ибо, чем изощреннее ваша доброжелательность, тем мощнее ваш удар по адресату вашей критики. Тем яснее ваше глобальное преимущество над ним (при условии, что окружающие являются более или менее приличными людьми) в глазах окружающих: ваше принципиальное превосходство над оппонентом в интеллектуальном и психологическом, моральном смысле.

Доброжелательность, безусловно, необходима и в случае, когда вы хотите рассказать кому-либо об его ошибке, иллюзии, заблуждении и т.д. В том числе, своим знакомым и друзьям, коллегам и соседям, близким и родным. Большая длительность знакомства никак не означает того, что вы можете забыть о доброжелательности (и по форме, и по сути) к этому конкретному человеку. Не повод, собственно, и момент особой степени близости с этим человеком. Более того: чем выше наша доброжелательность к другу или родственнику, тем выше вероятность того, что этот человек захочет прислушаться к нашему мнению и что-то реально изменить в себе или своей жизни. У творческих людей доброжелательность встречается в несколько раз чаще, чем у остальных. Она способствует более полноценному их творчеству.

Добросовестность ума
Среди классических ценностей бытия есть такое понятие, как добросовестность ума. Иначе говоря, стремление человека в своей умственной деятельности быть максимально добросовестным. При этом, представители стандартного менталитета предпочитают иметь минимально необходимую добросовестность, чтобы просто не выглядеть принципиально хуже своего непосредственного окружения. То, что это окружение, возможно, не отличается само по себе какой-либо особенной добросовестностью ума (как, впрочем, и добросовестностью вообще), не приходит в голову отдельному человеку, этому представителю.
Собственно, по большому счету, представителям стандартного менталитета свойственна такая особенность, как упрощенные критерии эстетики жизни вообще во всех главных и второстепенных вопросах человеческого бытия. Когда во главе угла стоят не классические психологические и духовные правила и законы жизни, а лишь отдельные и фрагментарные понятия и представления банальной мирской логики, основанные на примитивном рационализме, низком уровне гармонии и одухотворенности.

Представители творческого менталитета, как правило, стремятся, как минимум, к прежнему уровню умственной добросовестности. В чем это проявляется? Во-первых, в постоянном и серьезном контроле за мыслями, возникающими к голове. Ибо, далеко не все, что возникает в голове конкретного человека, является плодом именно его собственного разума. Нередко и хорошие, и плохие мысли (особенно плохие) возникают в результате влияния внешних сил. И, к сожалению, нередко темных сил, стремящихся внедрить в человеческое сознание, как минимум, максимальное количество откровенно глупых мыслей. А, как максимум, принципиально деструктивных и дисгармоничных, примитивных и пошлых, стервозных и подлых, относящихся не только к ста ведущим порокам, но и еще к трёхстам наиболее распространённым недостаткам. И если не прямо, то хотя бы косвенно или частично.

Благородство человека, например, заключается не в том, что ему никогда не приходят в голову неблагородные мысли, а в том, что он четко и конкретно, быстро и категорично их отсекает, отвергает от своего сознания, дает им адекватную и принципиальную оценку. Хотя, конечно, в жизни бывают разные ситуации. И иногда искушения злого духа бывают настолько утонченными и изощренными, что далеко не сразу распознаются даже человеком с добросовестным умом. Если распознаются вообще. Ибо, увидеть происки злого духа, например, на пять-семь процентов очень сложно. Например, в плане гордыни или тщеславия.

То, как у конкретного представителя творческого менталитета, получается контролировать свое сознание – это уже другая сторона медали. Главное – это то, что он старается в этом плане. Ибо, представитель стандартного менталитета, по большому счету, не особенно старается. Точнее сказать, его старания столь символичны по своей величине и уровню качества, что ими, с духовной точки зрения, можно принципиально пренебречь. Ибо, то, что они дают, как правило, ничего особенно хорошего в себе не содержит. Кроме сиюминутного утешения своей болезненной амбиции в том, что «я не хуже других». Да, других, тебе подобных, но не истинно умных и добродетельных людей. Вот ведь в чем нюанс этой логики.

Во-вторых, представитель творческого менталитета стремится к тому, чтобы все и, именно все, его мысли, так или иначе озвученные окружающим, пусть даже самым родным и близким, были на достаточно хорошем качественном уровне. Как минимум, на среднем. И по возможности, на высоком. И это делается не ради банальной показухи или саморекламы, а как естественное и закономерное проявление его собственной внутренней потребности уважать самого себя, иметь свое чувство удовлетворения собой и своей жизнью, не зависимо от того, что об этом думают окружающие. Представитель творческого менталитета, в отличие от менталитета стандартного, имеет собственные индивидуальные критерии качества. Которые, как правило, существенно выше тех, что приняты у его обычного окружения. Ибо, то, что принято у его окружения, его принципиально не устраивает. За исключением тех редких ситуаций, когда окружением служит не толпа, а специально созданные интеллектуальные сообщества формального или неформального типа.

Творческий человек придает особенный смысл тому, чтобы его мысли имели вполне определенную концентрацию логики и, по возможности, не были предельно банальными и избитыми. Хотя, безусловно, далеко не каждому дано изобретать новые понятия или принципиально новые трактовки уже известных понятий. Конечно, многие пытаются это делать. Но, в подавляющем большинстве случаев, из этого ничего не получается. Среди многих тысяч людей, считающих себя особенными мыслителями, лишь единицы остаются в памяти потомков. И так было всегда, и, видимо, будет всегда.

Творческий человек, в отличие от обычного, старается, по возможности, не принимать на веру распространенные стереотипы. Он их хотя бы в небольшой степени осмысливает, берет из них рациональное зерно, если таковое конечно, имеет место быть, добавляет к нему собственный ракурс видения. И уже в таком виде старается проявлять этот стереотип в своей жизни. Конечно, есть масса аспектов жизни, где без стереотипов обойтись невозможно. Особенно в юности или ранней молодости. И потом: стереотип стереотипу рознь. Одно дело стереотип мирской логики и совсем другое дело – стереотип духовной логики. Между ними часто имеется не просто некоторое, а принципиальное отличие. Подобно белому и черному. И человеку со стереотипным мышлением, как единственно доступным его сознанию, совершенно не понятно то, что происходит в голове творческого человека. Как и то, почему и зачем это там происходит. Чем проще человек, тем, как правило, проще понятия, которыми он оперирует в своем мышлении. И для него совершенно непонятно то, зачем нужны гораздо более сложные понятия. Ведь и так все хорошо, с точки зрения банальной житейской логики.

Человек со стандартным менталитетом гораздо хуже чувствует, воспринимает и осознает какие-либо интеллектуальные и психологические оттенки и полутона чужих мыслей и чувств. Собственно, и его собственная палитра, по большому счету, условно говоря, ограничивается лишь семью стандартными цветами радуги. А сотни возможных оттенков остаются как бы вне его поля зрения, за линией горизонта его сознания.

Человеку, привыкшему мыслить лишь простыми понятиями, очень трудно воспринимать адекватно явления жизни даже средней степени сложности, не говоря уже о сложных. Это служит основанием для возникновения бесконечной череды недоразумений и проблем. В отдельных случаях, даже откровенно конфликтных ситуаций. Близорукий и дальнозоркий никогда не придут к общему мнению о том, что можно и нужно видеть человеку. Потому как то, что является условной нормой для одного, является совершенно невозможным для другого. Вот такое различие имеет и между творческим и стандартным менталитетом.

Большинство современных книг (и не только) имеет, как правило, низкую концентрацию действительно умных мыслей (три-пять процентов от общего объема). И все было бы неплохо, если бы у большинства людей, регулярно читающих эти книги, не складывался вполне конкретный стереотип восприятия лёгких мыслей, как элемент фонового интеллектуального процесса. Когда им попадается даже умеренно умная книга со средней концентрацией мысли (тридцать-сорок процентов), то большинство из них вынуждены отложить в сторону эту книгу. Ибо, скорость чтения такой книги во много раз меньше, чем привычной легкой книги. Банальный рационализм и тут вставляет свои палки в колеса познания. В итоге человек остается на своем старом интеллектуальном уровне, а его развитие интеллекта, по большому счету, продолжает оставлять желать лучшего. А часто и все развитие его личности, особенно в плане его гармонизации и повышения одухотворённости. Иногда это касается развития каких-либо отдельных способностей и талантов, повышения профессионального уровня в избранной сфере деятельности. В некоторых случаях, это и расширение кругозора, особенно глобального и фундаментального характера. И, конечно, это касается шлифовки мозгов вообще, развития их в многогранном плане. Да и в плане обычной повседневной тренировки для поддержания должного энергетического тонуса. Мышцы ума, как и мышцы тела, нуждаются в регулярных тренировках. И творческий человек осознает этот момент или интуитивно чувствует его насущную потребность, необходимость и целесообразность. А для обычного человека, как правило, это тайна за семью печатями. Он, конечно, тренирует свои мозги, но лишь в рамках банальной житейской логики. Без высокой скорости и сложных виражей. Да и круг тем обычно предельно узок и прост.

Творческий человек в своих интеллектуальных процессах старается ориентироваться не на свое непосредственное окружение (кроме как в детстве или юности), а на свой идеал, на своих интеллектуальных кумиров. Или кумиров в отдельной сфере деятельности. У которых интеллектуальный уровень, как правило, существенно выше, чем у большинства людей. Да и список процессов, в которых участвует их интеллект, значительно шире, как и выше степень активности интеллекта в каждом из них.

Причем, активности сознательной и целенаправленной, которая, собственно, со временем становится естественной и закономерной, так сказать, уже произвольной для конкретного человека. И в этом-то как раз и заключается одна из основных особенностей и закономерностей эволюции человеческой личности. Человек, желающий серьезно и основательно развиваться, должен ставить перед собой все время новые и новые задачи. И не только прежнего уровня сложности и изощренности, но хотя бы чуть-чуть выше. Пусть лишь на один процент, но, тем не менее. Ведь за свою жизнь человек решает тысячи задач. Поэтому, если он хотя бы иногда добавляет хотя бы этот один процент, то со временем, достигает достаточно значительных вершин в освоении явлений жизни умеренной сложности (это с духовной точки зрения умеренной, а с житейской точки зрения – высшей) и сложных. О существовании которых люди обычного типа, стандартного менталитета даже не догадываются, не говоря уже о каком-либо их осмыслении.

Это подобно рефлексу дрессированного животного, привыкшего, например, ходить по кругу в цирке. Принципиально иные действия часто ему могут быть недоступны.
Добросовестность ума проявляется и в том, что человек старается в максимальной степени развить свой ум. И не только в рамках житейской логики, но и в рамках логики духовной. Творческий человек стремится сделать свой ум более мощным, более глубоким, более многогранным. Связать его с интуицией и проницательностью, с творческим мышлением, сделать его самостоятельным и независимым, активным и энергичным, привнести в него хотя бы отдельные моменты, условно говоря, научной организации труда. Не говоря уже об осознании факторов, влияющих на мощность и продолжительность вдохновения. И максимально эффективном практическом применении полученных выводов. Для повышения количественных и качественных параметров умственных процессов. Творческий человек заботится о своем уме, в меру своих сил и знаний.

Другие законы жизни
Большинство людей с определенными задатками творческих способностей и талантов понимает то, что они очень существенно отличаются от большинства обычных людей. Есть, как минимум, интуитивное ощущение того, что их жизнь должна проходить по иным правилам и законам, нежели у большинства окружающих. И если уровень мудрости и одухотворенности низкий, то такой человек начинает изобретать, условно говоря, велосипед. Конечно, пятерым из десяти миллиардов населения Земли удалось изобрести нечто оригинальное и в этом плане. Но это меньше, чем даже один человек из миллиарда. Это редчайшее исключение из данного правила не опровергает само правило, а лишь еще раз подчеркивает и подтверждает его истинность. То, что изобретение велосипеда – это удел не широкой массы людей, а очень редких особо избранных. Своего рода интеллектуальной элиты человечества.

И поэтому многие люди с творческими способностями, при составлении личных правил и законов жизни, ударяются в сумасбродство и своенравность, и самоуверенность, в претензию на обладание истиной в последней инстанции на свое эксклю-зивное место под солнцем. Только лишь на основании того, что в конкретном человеке есть задатки тех или иных творческих способностей. То, насколько велика реальная ценность этих способностей с общественной точки зрения, с позиции иерархии классических духовных ценностей, гармонии и совершенства на уровне всей Вселенной, как правило, таких людей особенно не беспокоит. Им важно успешно и благополучно, эффектно и значительно выглядеть в своих собственных глазах. С минимальным участием самокритичности и самоконтроля, интуиции и проницательности, добросовестности ума и души, чувства долга и ответственности, мало-мальски серьезного самоанализа.

Таким людям очень хочется уже сам факт наличия у них задатков творческих способностей трактовать как элемент особой избранности и элитарности. Не зависимо от уровня их реального развития и практической реализации и воплощения. Конечно, элемент избранности существует у людей с творческими способностями. Но в чем ее суть? В том, что такой человек должен осознавать наличие особой миссии на земле. Предполагающей принципиально более высокий уровень требовательности к себе в плане организованности и самодисциплины, серьезности и строгости. Многим хочется думать, что их избранность – это на девяносто процентов дополнительные права и привилегии, и всего на десять процентов дополнительные обязанности. В то время как на самом деле все обстоит совершенно иначе: это на девяносто процентов дополнительные обязанности и на десять процентов дополнительные права. И, в первую очередь, в отношении с самим собой. Творческая личность должна трудиться в два-три раза больше, чем обычный человек. И получать результаты своей жизнедеятельности в два-три раза более качественные, чем большинство.

Истинная творческая личность стремиться строить свою жизнь и творчество в соответствии с вечными и универсальными правилами и законами психологического и духовного характера. А то, что принято у большинства в обществе, не является серьезным и важным ориентиром для нее.
Конечно, творческая личность старается учитывать свои индивидуальные особенности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. В ряде случаев, еще и физические особенности. Жаворонки, например, лучше работают по утрам, а совы – вечером. Экстраверты – в компании, а интроверты – в уединении.

Иначе говоря, то, что хорошо для одного, совершенно не обязательно является таковым для другого. Выражаясь медицинским языком, можно сказать, что то, что помогает одному, может быть безразлично для другого и вредно для третьего.
Процесс постижения и себя, и мира у интуитивиста совсем иной, нежели у человека, лишенного интуиции. Возможность человека с творческим мышлением во много раз больше, чем у обычного. И способы и средства первого совсем необязательно подходят для второго.

Это духовные принципы жизни и творчества должны быть у всех одинаковые. А вот интеллектуальные и психологические могут очень существенно отличаться. Процесс выработки своих правил и законов, как правило, очень медленный и постепенный. Эволюция творческих способностей и личности в целом может иметь массу индивидуальных особенностей. То, что легко дается одному, может очень трудно даваться другому. В этом плане, да и во многих других вопросах, никаких универсальных стандартов быть не может. У каждого свой комплект достоинств и добродетелей, способностей и талантов, свои наклонности и предпочтения, свой комплект положительных и отрицательных факторов относительно успешности и жизни, и творчества, среднеарифметических величин в творчестве быть не может.

Понятно, что в оценке любых явлений и моментов жизни должно быть осмысленность. Один, условно говоря, пишет в день две страницы. Другой – десять. Но, если человек пишет лишь одну страницу в месяц, то, видимо, есть смысл задуматься о степени целесообразности дальнейшего увлечения именно этим видом творчества. Ибо, уровень его продуктивности настолько символичен, что не позволяет, говорит об этой деятельности, как о мало-мальски полноценном творчестве. Или когда человек целый месяц редактирует всего лишь одну страницу своего текста – такое личное правило, скорее всего, не отличается особенным совершенством и практической ценностью. И требует принципиального пересмотра.

Творчество – это специфическая сфера деятельности. И поэтому многие правила, и законы мирской суеты обычных людей категорически не подходят для творческого человека. Конечно, хорошо, когда кто-то из числа родных и близких или приближенных серьезно и основательно заботится о творческом человеке, об организации его быта. Чтобы на это не тратились силы и время самого творческого человека. Ибо, вдохновение – это очень капризная штука. Оно не позволяет человеку переключаться с творчества на прозу жизни и обратно. И окружающим хорошо бы это понимать и не вносить без особой необходимости элемент дезорганизации в творческий процесс. Тонкий и трепетный, ранимый и беззащитный. Выглядит уже совсем неприлично ситуация, когда окружающие пытаются навязать творческому человеку второстепенные и третьестепенные правила и законы их собственного быта, как и некоторые особенности и закономерности жизни вообще. Конечно, в ряде случаев, возможно, и в них есть определенная рациональное зерно, но это лишь иногда и кое в чем. А не все и всегда. Творчество требует сознательной и целенаправленной зашиты своих интересов, ибо, оно служит интересом не их творца, а общества в целом.

Умение думать об интересах завтрашнего дня
Данное свойство личности можно считать элементом мудрости. Хотя бы в силу того, что оно дано мало кому. Собственно, мало кто знает такого рода формулировку (как и многие другие классические духовные ценности) даже чисто теоретически. Ибо, об этом почти никто и нигде нам не рассказывает. Кто до чего дошел сам, тот то и имеет. И не более того. В то время как, большинство людей, руководимых банальным рационализмом, стремится в максимальной степени отстоять свои интересы дня сегодняшнего. И совершенно не думает о своих интересах, условно говоря, дня завтрашнего. Нет, безусловно, многие думают и о завтрашнем дне, но преимущественно отдельно от дня сегодняшнего. Словно между ними нет четкой и жесткой связи психологического и духовного характера. Ибо, то, что мы сеем сегодня, всходит завтра. И если сегодня посеяли морковь, то завтра вырастет только морковь, а никак не баклажаны.

Это с одной стороны. А с другой стороны, многие второстепенные и даже третьестепенные ситуации в нашей жизни имеют определенную особенность влиять на достаточно серьезные ситуации в будущем. Так, например, если взрослый равнодушно относится к тому, что ребенок проявляет небрежность к посторонним и чужим людям, то, как бы это не было ему удобным в конкретный момент времени, он все равно в итоге проиграет. Его собственным интересом будет нанесен в будущем столь значительный ущерб, что прежняя сиюминутная выгода покажется ему предельно мизерной и ничтожной. Но дело уже будет исправить очень сложно. И чаще всего невозможно.

В общении с коллегой, соседом, приятелем или другом мы позволили себе сознательную небрежность во второстепенном вопросе. Исходя из своей лени ума и души. В последующем, как правило, возникает ситуация, когда благополучие наших интересов, в каком–либо серьезном вопросе будет зависеть в той или иной степени от этого человека. И он, помня нашу небрежность, скорее всего, отнесется к нашим интересам соответствующим образом, аналогичным нашему собственному в недавнем или далеком прошлом. А если бы повели себя в прежней ситуации, мягко говоря, более адекватно, то наши нынешние интересы могли бы от этого только выиграть. Вот это пример заботы об интересах завтрашнего дня.

Логика сохраняет свою высокую актуальность и в отношениях человека с самим собой. Периодически возникает в жизни каждого человека ситуации, когда требуется проявить конкретную силу воли. Это применительно к второстепенным вопросам. А нам бывает просто лень. В результате в будущем возникает ситуация, когда сила воли понадобится уже в каком–либо серьезном вопросе, но наша сила воли в тот момент будет находиться в расслабленном состоянии и просто–напросто не сможет дать адекватную реакцию на новую ситуацию. В связи с чем, дело особенной важности и ценности потерпит большую неудачу. Создав тем самым повод для большого чувства недовольства и собой, и своей жизнью. Одновременно лишив человека возможности ощущать большое чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Будет упущена очередная и большая возможность удовлетворить свою потребность в чувстве собственной значимости. А это реальный повод для возникновения существенного и продолжительного чувство душевного дискомфорта. Которое, при регулярности возникновения такого рода ситуаций, может стать фоновым и постоянным.

Человек задумал большое и сложное дело. Нужно его начать воплощать в жизнь. Но в тот или иной конкретный день ему кажется, не совсем правильным начать заниматься этим делом. В другие дни могут появляться все новые и новые причины для откладывания нового дела на потом. В результате особенно важное и ценное дело может осуществиться с очень большим опозданием. В связи, с чем его реальная ценность может существенно уменьшиться.

Студент или школьник периодически не выполняет своего домашнего задания. Потом возникает день контрольной работы или теста. И работа будет написана, как правило, значительно хуже, чем этот человек мог бы написать, в силу своего интеллекта и прочих определённых способностей.
Человек выбирает для себя для решения только простые и очень простые жизненные задачи. До поры, до времени это сходит ему с рук. Но рано или поздно возникает действительно сложная проблема, а у него нет практического опыта по решению таких сложных проблем. В итоге ее решение, скорее всего, будет неудачным. И интересы такого человека не только не выиграют, но еще и очень мощно проиграют. Поэтому наиболее оптимальным вариантом представляется ситуация, когда человек вполне сознательно жертвует своими интересами дня сегодняшнего ради сохранения и укрепления своих интересов дня завтрашнего.

На жизненном пути человеку встречается другой человек, способный быть действительно хорошим и надежным другом. Но в тот конкретный момент времени первому что–то второстепенное мешает построить свое общение с новым знакомым достаточно полноценным образом. В связи, с чем возможность возникновения более теплых и более близких отношений упускается. И чаще всего, навсегда. А когда возникает особенно сложная ситуация в жизни нашего «умника», то выясняется, что большинство людей, которых он считал своими истинными и большими друзьями, на самом деле, не пожелали выполнять роль таковых. И в итоге человек остался у разбитого корыта с большим душевным дискомфортом в придачу.

На пути каждого человека изредка встречаются люди с конкретным уровнем мудрости. Способные в значительной степени оптимизировать жизнь подавляющего большинства людей в очень существенной степени. Но неумение и нежелание думать о своих интересах дня завтрашнего приводит к тому, что почти все не изъявляют особенного желания подружиться с таким человеком. И теряют его как потенциального своего наставника. В результате имеет место быть множество проблем и неприятностей, и даже драм и трагедий.

Кто–либо из нашего окружения высказал мысль, которая показалась нам сомнительной. И мы считаем своим долгом устроить по этому поводу большую дискуссию. И устраиваем ее, тем самым, возможно, наносим укол самолюбию другого человека. В последующем, когда возникает необходимость обсуждения какого–либо серьезного вопроса, этот человек, скорее всего, уклонится от разговора. И мы потеряем возможность получить компетентное и доброжелательное мнение со стороны о чем–либо особенно важном и ценном для нас.


Отсутствие желания и умения делиться душевным теплом
Современный банальный рационализм в той или иной степени проник в сознание почти всех людей. И в связи с этим стало совершенно не модно и не престижно делиться душевным теплом с кем-либо полностью бескорыстно. Дело в том, что в человеке не только развивается, но и просто должным образом сохраняется только то, что он сознательно и целенаправленно шлифует, что постоянно и регулярно проявляет в общении с окружающими. Понятно, что быть полным альтруистом всегда и во всем невозможно даже чисто теоретически. И достаточно неразумно практически. Ибо, всегда найдется масса желающих покататься на чужой шее, злоупотребить чьей-либо добротой. Но, тем не менее, у каждого человека должен быть хотя бы очень узкий круг людей, по отношению к которым он может в значительной степени быть альтруистом вообще и относительно душевного тепла, в частности.

Если тот или иной конкретный человек не делится с кем-либо сознательно и целенаправленно своим душевным теплом, то спустя некоторое время его душа становится все более и более черствой и равнодушной, толстокожей и ожесточенной. Человеку самому для себя выгодно согревать чьи-либо души. Ибо, это позволяет ему, кроме всего прочего, сохранять свою душу в более или менее хорошем состоянии. Без чего невозможно построение адекватных отношений с окружающими вообще, да и с самим собой, в частности. Без этого невозможно возможно возникновение адекватного и полноценного уважения к себе, любви к себе. Да и развитие личности, по большому счету, в гармоничном стиле. Человек должен четко знать и понимать, что его главная миссия на Земле – это повышать уровень гармонии в окружающем мире. Тот, кто этого не знает или не понимает, обречен на отсутствие чувства счастья, как и чувства глубокого внутреннего удовлетворения, собой и своей жизнью.

В современном мире очень сложно сохранить утонченность и трепетность души. Ибо, проза жизни своим суровым и холодным дыханием нередко очень жестоко обжигает человеческую душу. Которая вынуждена покрываться защитным панцирем. Только те, кто не заботится о своей душе серьезно и основательно, привыкают к существованию с этим панцирем. И он намертво врастает в них, исчезает со временем сама возможность хотя бы на некоторое время снимать этот панцирь со своей души. Это приводит к значительной неполноценности души, к резкому ограничению ее наиболее важных и ценных, практически полезных свойств и функций. И чем дальше, тем необратимее. Умение заботиться о своей душе – это сложная наука и большое искусство. О котором, к сожалению, мало кто и где хотя бы вскользь говорит, не говоря уже о полноценном освещении.

Об этом наглядно свидетельствует следующая ситуация: за последние двадцать лет среди женщин, имеющих врожденные задатки классической женственности, почти девяносто процентов ощутили значимое торможение в развитии этой редчайшей и ценнейшей группы качеств. У многих на месте цветущего сада возник или полный хаос или большая разруха, устранить которые настолько трудно, что с практической точки зрения, почти невозможно. А что же говорить о тех, кто изначально был лишен особенных задатков классической женственности? Там все выглядит предельно прозаично и грустно. Непонимание своей истинной ценности  среди обладателей таких задатков приводит к тому, что такие женщины достаются глупым и грубым примитивным и жестоким мужчинам, со склонностью к дешевым интригам и авантюрам. Одним словом, со всем тем, что категорически противопоказано таким удивительным женщинам.

Но, кроме желания делиться душевным теплом, есть еще момент умения. Причем, умения делиться качественным душевным теплом. О чем большинство почему-то совершенно забывает. И поэтому часто, условно говоря, вместо густого борща потчует своего партнера по общению пустым жиденьким супчиком. Который лишь на короткий период времени способен создать иллюзию сытости. А реальных сил и энергии дать не может в принципе. Можно рассмотреть ситуацию даже чисто условно, схематически. Человек очень простого типа, как минимум, в половине случаев не сможет, в силу принципиальных особенностей своего менталитета, дать качественное тепло души даже простому человеку. Простой человек не сможет согреть душу человека со средним уровнем сложности личности. А у человека со средним уровнем сложности это может не получиться применительно к сложному человеку. Ибо, все эти группы людей мыслят и чувствуют (существуют) в достаточно различимых плоскостях человеческого бытия. Нельзя же от камня ждать деятельности, свойственной растению. А от растения – жизни животного. И от животного – жизни человека. У каждого из них свой жестко регламентированный уровень способностей и возможностей. И приведенная выше аллегория – это не просто отвлеченное и абстрактное теоретизирование, а вывод из сорока лет наблюдений и исследований автора и вывод из более двухсот фундаментальных трудов классиков психологии и философии.

Каждый вариант человеческого менталитета, выделенный, например, по уровню сложности личности (даже на уровне задатков) имеет не просто некоторые количественные отличия, а большие и принципиальные отличия. Чтобы хотя бы в общих чертах была понятна эта ситуация, ее можно сравнить с возможностями человека, изучающего математику. На первом этапе идет освоение арифметики, на втором математики, на третьем алгебры, на четвертом – тригонометрии, на пятом – высшей математики. Понятно, что не всем дано, хорошо усвоить  даже тригонометрию, не говоря уже о высшей математике. Различие лишь в том, что выше перечисленные ступени отражают в определенной степени естественную и закономерную эволюцию познания человека с соответствующим ростом его возможностей. А применительно к менталитету личности все четко определено уже при рождении человека.

Конечно, при серьезной и целенаправленной работе над собой, человек может очень существенно продвинуться внутри своего диапазона: на пятьдесят или семьдесят процентов. Но не перейти из диапазона простой личности в диапазон личности средней степени сложности. Или, тем более, в диапазон сложной личности. Другой вопрос в том, что окружающие, в силу своего глобального психологического и духовного невежества, не могут часто четко определить то, к какому менталитету относится тот или иной конкретный человек. И поэтому некоторых великих ученых в школе считали совершенно бестолковыми учениками. И это в значительной степени простительно их учителям, ибо, психологическая и интеллектуальная интуиция и проницательность – это удел очень небольшой группы людей – не более десяти процентов. А остальные девяносто процентов могут об этом только мечтать в своем самом изощренном воображении.

В силу принципиальных отличий менталитетов, взятых для анализа в зависимости от уровня сложности личности, возникает масса недоразумений и проблемных ситуаций. И это, в лучшем случае. А иногда и масса драм и трагедий. Ибо, тот или иной человек очень и очень старается, чтобы согреть душу человека более сложного. И, применив массу качественных усилий, с точки зрения его менталитета, считает, что свою миссию он выполнил самым замечательным и добросовестным образом. Мысль об относительности его возможностей в принципе, не может придти ему в голову вообще никогда. Ибо, он умеет мерить только на свой аршин, условно говоря. А то, что у другого может быть совершенно иной аршин, остается вне его поля зрения.

Задачу по алгебре решить способами одной лишь арифметики невозможно. Но тот, кто освоил лишь арифметику диалектики жизни, абсолютно не подозревает о том, что существуют примеры и задачи совершенно не доступные его восприятию, его возможностям по решению задач вообще. Пример по алгебре выглядит для него чем-то вроде китайских иероглифов. И ему в таких случаях гораздо проще и удобнее признать эти «иероглифы» полной абракадаброй, абсолютно недоступной для человеческого осмысления вообще.

Человек, вольно или невольно ищет себе подобных. И в том числе, и по уровню сложности личности. Поэтому его ближайшее окружение, в большинстве своем, не отличается особенно от него самого. Но, даже, если и отличается, то возможности более простого менталитета, в психологическом и интеллектуальном анализе жизни, по отношению к более сложному менталитету очень ограничены. Так, насекомые не способны воспринимать объекты, которые в сотни раз превышают их по своим размерам. Да и возможности человека в подобной ситуации были бы весьма символичны. Хотя и существенно больше, чем у насекомого. Но насекомое, в отличие от человека, никогда не будет заниматься деятельностью, принципиально выходящей за рамки своих способностей и возможностей. А человеческое сознание склонно иметь массу иллюзий и заблуждений по жизни вообще, и применительно к самому себе, в частности. В значительно степени адекватно к себе относятся не более десяти процентов людей. Остальные же лишь тешат свое самолюбие иллюзией адекватной самооценки. И проблемность ситуации, в данном случае, состоит в том, что у большинства не только нет адекватной самооценки, но и никогда ее не будет. Ибо, для этого почти никто не прилагает должных усилий. Ни в количественном плане, ни в качественном.

Драматизм ситуации состоит в том, что то, что естественно и закономерно, удобно и комфортно, хорошо и правильно для одного типа менталитета, может быть совершенно неприемлемо для человека с другим типом менталитета. И не потому, что последние, грубо говоря, выпендриваются перед первым, а потому мыслит и чувствует совершенно иными категориями. О чем первый не только не знает, но даже и не догадывается. Человеку, привыкшему мыслить системой координат из двух осей, трудно объяснить трехмерный объект. Например, полноценно представить куб категориями квадрата. В абстрактном плане, может быть, а реально и практически, в подавляющем большинстве случаев, невозможно. Очень умный человек знает то, что его знания весьма относительны и что существует много того, о чем он не только не знает, но и не догадывается. Но это только очень умный. А глупый человек или обладатель среднего ума стремится внушить себе (да и окружающему тоже) об особой значительности своего интеллекта. Что он, мол, уже познал процентов девяносто от того, что знают окружающие.

И объяснить более простому менталитету то, что куб – это принципиально более сложная фигура, нежели квадрат, часто не представляется возможным даже чисто теоретически. Сложный человек, не понимая своего уровня сложности, часто ждет от простого значительной адекватности по отношению к нему. И простой, быть может, выворачивается наизнанку изо всех своих сил, но, тем не менее, все же выглядит принципиально неадекватным. И это часто воспринимается, как элемент сознательной небрежности, неуважения, пренебрежения, бестактности и бесцеремонности.

Другой момент, когда в отношении к одному человеку ваш партнер по общению бывает достаточно адекватным (именно по вашим личным наблюдениям, а не, по мнению кого-либо из ваших окружающих, имеющих вполне определенную степень субъективности в оценке любых жизненных явлений), а по отношению к вам этой адекватности нет. Тогда можно наполняться подозрением о сознательной недобросовестности. И потом: не забывайте народную мудрость о том, что «на вкус и цвет товарища нет». То, что хорошо и приятно одному человеку, может быть совершенно бессмысленно для другого и полностью противопоказано третьему. И не в силу каких-либо индивидуальных капризов и прихотей, а в силу естественных и закономерных фундаментальных индивидуальных особенностей того или иного конкретного типа личности, вида менталитета.

Каждый тип менталитета, взятый по уровню сложности, имеет задатки своего уровня утонченности душевной организации. Не говоря уже, об изящности ума и души, переходящих в редких случаях в изысканность. Человек с простой душой, что закреплено генетически, научно выражаясь, не обладает даже примерными критериями адекватного восприятия человека со сложной душой. И эту неспособность его можно с определенными оговорками простить. Но проблема как раз в том и заключается, что простой человек считает свои мнения и представления, принципы и убеждения, правила и законы не просто правильными, а единственно правильными. Своего рода эталоном для подражания абсолютно всех людей. А тех, кто с ним не согласен, считает либо дураками, либо сволочами. И вот тут-то и заключена одна из вечных драм не только отдельных сложных людей, но и всего общества в целом. Да и всего человечества, по большому счету.

Почти никто из пяти тысяч истинных аристократов ума и души не видел адекватного отношения к себе со стороны окружающих. Да что там окружающих. Даже со стороны многих представителей продвинутой интеллигенции (которая считает себя таковой в силу наличия существенной субъективности в самооценке, в большинстве случаев). Минимум, девяносто процентов этих аристократов ума и души были очень несчастны в личной жизни. Ибо, подавляющее большинство окружающих было в принципе неспособно общаться с ними на должном уровне. Ни интеллектуально, ни психологически. Да и с духовной и эстетической точки зрения тоже, к сожалению, чаще всего.

И это применительно к фундаментальным достоинствам и добродетелям этих аристократов, а что же касается их индивидуальных особенностей ума, характера, мировоззрения и т.д., то тут вообще предельно грустная история. Ибо, многое из этого, действительно важное и ценное (не с точки зрения мирской логики простого менталитета, а с духовной точки зрения сложного менталитета в системе иерархии вечных и универсальных классических ценностей бытия) воспринималось большинством окружающих как странность, в лучшем случае. А, в худшем случае, как элемент своего рода ненормальности и неадекватности, неполноценности и извращенности.

Иначе говоря, тем, что не только не заслуживает особого уважения, но даже самой элементарной симпатии. А, тем не менее, именно этим «странным» людям человечество обязано своим развитием в вопросах политики и идеологии, науки и искусства, психологии и философии, культуры и эстетики. Иначе говоря, всем самым лучшим за всю историю человечества. Ибо, то, что может сделать (но не обязательно сделает, в силу разнообразных и многочисленных внешних и внутренних неблагоприятных факторов) один сложный человек, миллиону простых людей не доступно.