Париж мечта... лестницы посвящений... ч. 4

Ольга Сергеева -Саркисова
 С Эйфелевой башни вид роскошный, так что спасибо ей, она помогает видеть эту красоту. Мы поднялись выше на следующую площадку лестницы. Подруга указала мне место, где находится Латинский квартал. Я сразу вспомнила посещение там музея мадам Тюссо. Я ещё раз ощутила, как люблю Париж!         
   Я с детства мечтала попасть именно туда, так как романтизм живший во мне, не без участия французской литературы и искусства- давал о себе знать. Каждый раз я открывала  для себя совершенно неизвестный мне город. В эту поездку я открыла для себя музей мадам Тюссо, музей Гревен, второй по значимости музей восковых фигур после Лондона.
   Этих музеев сейчас полно во всём мире, начиная от Лондона, где была впервые устроена стационарная выставка в 1835 году на Бейкер стрит, и кончая Копенгагеном, Амстердамом, Лас- Вегасом, Сиднеем и Пекином. 
    Пятьсот миллионов человек только в Лондоне посетили этот музей! По пятнадцать миллионов в год! Это музей, в который идёт бесконечная очередь в любую погоду.
  В холле этого музея вас встретит его хозяйка - Мари Гросхольц - Тюссо.
Конечно, не совсем она, но реализм без берегов! Она за девять лет до своей смерти сделала свой портрет - шедевр! Маленькая старушка в черном платье с накидкой, лицо с большим носом, не отличающееся красотой, и никаких себе реверансов и комплиментов,- только реалия! Каким же нужно быть самодостаточным человеком, чтобы изобразить себя настолько правдоподобно! Без малейшего намека на лесть... Но начинала Мари Гросхольц в Париже свою деятельность,( это её фамилия по отцу, который всё пропил и бросил её мать. Видимо, фамильная профессия всех мужчин его рода - палача, делала своё дело )   Перевез её, и её мать из Страсбурга любовник матери Филипп Кюртюс... - человек, сделавший её от начала и до конца. Сначала она была экономкой, а потом стала  его женой. Он стал для девочки прекрасным отцом. Он обучал девочку и воспитал её как свою дочь. Главное,- он  подарил ей профессию на всю жизнь. Себя он называл анатомистом – то есть обладал знаниями в области анатомии -строении тела, и занимался  лепкой и  моделированием лица. Он делал бюсты из воска- это было очень популярно и недорого, что могли себе позволить многие в то время. Тем более, что многие хотели иметь своё изображение. Мари он учил делать фрукты и цветы из воска, учил рисовать, лепить, шить и проводил бесценные уроки моделирования. Она была усердной и благодарной ученицей.
    Филипп был человеком образованным, воспитанным и  интересным собеседником.
В 1777г. он обратился к своему кумиру - Вольтеру с просьбой позировать ему, и тот на счастье- согласился. На уроке  моделирования присутствовала и Мари, которая проявила ум, и живой интерес к Вольтеру. Через два месяца он умер. Это была огромная потеря для мыслящего человечества. Кюртюс и его семья стали единственными обладателями слепка великого мыслителя сделанного из воска.
Филипп снял галерею, сделал копию со слепка и выставил на показ всем желающим
 в галерее. К ним шли толпы народа, стояли часами, чтобы взглянуть на своего любимца. Никто не верил, что его уже нет! Это надо было видеть!
Вольтера все любили, гордились его умом, как своим, и хотели видеть его всегда рядом, быть причастным к великому мыслителю -энциклопедисту.
Кюртюс понял, что это их звездный час и его нельзя упускать. История сделала им подарок!
Через некоторое время не стало Бенжамина Франклина, затем Мирабо. Все живущие знатные и знаменитые люди теперь с удовольствием делали свои портреты для истории. Мы все не бессмертны! Робеспьер и другие герои Великой Французской Революции, желали себя увековечить, понимая свою для истории значимость.  История предлагала свои варианты, и ими нужно было воспользоваться.
Потом произошло убийство Марата,- лидера якобинцев. К Филиппу пришли из судебных органов, чтобы он сделал слепок головы Шарлотты Корде, убийцы Марата, а он понял, что это будет хорошо смотреться сценой, и сделал ещё слепок с головы и тела Марата. Была создана" камера ужаса"- все кровавые сцены, гильотины, пытки, слепки со всех обезглавленных - всё в этом отделе в изобилии, но это ещё и память, и история, хотя и кровавая. Постоянно велась огромная работа по моделированию, декорированию и искусству композиции в музее. Я думаю, что благодаря этим слепкам, единственным в мире, и результатам моделирования - мы можем наслаждаться и скульптурой Гудона – его мудрым Вольтером в кресле, и живописным полотнами Жака Луи Давида (несколько вариантов сделано) «Смерть Марата». Хотя Давид знал Марата и был у него накануне убийства, и даже был распорядителем на его похоронах. Да и дальнейшие изображения Наполеона, и многих других великих были сделаны позднее благодаря, или опираясь на работы Филиппа Кюртюса. Вскоре Филипп Кюртюс умер. Мари возглавила его дело и продолжала трудиться, ведь он её всему обучил к этому времени, а она всегда была прилежной ученицей. Она вышла замуж за Франсуа Тюссо. Это был не очень счастливый брак. Кроме фамилии, она не получила от него ничего. Родила двух сыновей и продолжала работать и налаживать связи. Она вывозила теперь свои выставки в разные страны, где они пользовались большим успехом.
Она сделала Наполеона и Жозефину, именно по настоянию Жозефины, с которой она была дружна. Муж Мари вскоре всё проиграл и пропил, полностью её разорил. С мужьями не везло. Несчастья преследовали её: сгорела большая часть её экспозиции при пожаре, часть утонула на одном судне, которое перевозило выставку из одной страны в другую. Она еле выживала… Муж пустился в бега. Она стала строить свою жизнь одна, не дожидаясь помощи ни от кого. Восстанавливала коллекцию и всего добивалась сама в этой жизни. С двумя детьми уехала от него в Британию, и начала своё дело с самого начала. Англичане, влюбленные в свою историю, оценили её труд по заслугам.
Она дала им возможность заглядывать в прошлое, помнить настоящее, и обеспечивала бессмертие в будущем очень многим знаменитым людям. Заказы поступали один за другим. Мари снимала посмертные маски со всех знаменитых современников, и накопила огромный  архив для работы. Это был бесценный вариант её коллекции. Два сына помогали матери и продолжили её дело. Затем присоединились и внуки. Знаменитые люди всегда были и будут гордостью каждого народа, и благодаря ей они были сохранены для истории. Она пользовалась огромным уважением у всех без исключения. Ей удалось сделать бюсты Вальтера Скотта, лорда Байрона, современных поэтов, музыкантов, композиторов, военных деятелей. Запоминается портрет Адмирала Горацио Нельсона- который был без правой руки и одного глаза.  Некоторые писали, что и одной ноги у него не было, но это не так. Руку он потерял в битве на Канарах, а глаз тоже был поврежден, но что - то видел ещё. Под Трафальгаром он был смертельно ранен французским снайпером, а когда умер, то тело его доставили на родину в бочке с бренди. В центре Лондона установлен ему прекрасный памятник. Англичане гордятся всеми своими памятниками и никогда не разрушают их, а наоборот, не просто гордятся ими, но и ухаживают, сохраняют - ведь это и их история. История есть история, её нельзя переделывать и переписывать несколько раз, это уже будет ложь, а не история. Королева Виктория обратила внимание на труд Мари и, с её легкой руки, они стали моделировать принцев и принцесс, всех -  испанских, английских и прочих королей и королев, обслуживая всю Европу. Это была особая сказка. Мари дружила с царственными особами, делала бюсты Елизаветы бабушки, которая прожила длинную жизнь, и "пила "с Мари чай в "файф о клок"  Королева  в сто четыре года ушла из жизни, но осталась навеки в музее восковых фигур на Бейкер стрит. Даже когда Мари не стало и её дело продолжали дети, внуки, правнуки - всё равно все говорили, что это сделала Мадам Тюссо, дорогая Мари... Таким образом, она тоже обрела бессмертие. История была источником вдохновения для Мари и её сыновей. Ее ценили и приглашали ко всем знаменитостям. Все хотели оставить память о себе, и делали у Мари заказ на своё изображение. У неё появилось много знаменитых друзей и знакомых, которых мы можем встретить в её музеях по всему свету. Это и Мерлин Монро, и знаменитая группа «Битлз», Элвис Пресли, мировые ученые, космонавт - Юрий Гагарин, Эйнштейн, все кинозвезды и киногерои, певцы и предприниматели, великие полководцы, любимые актрисы и актёры, музыканты, певцы, художники -Чарли Чаплин, Майкл Джексон, Джоли, Пирс, Пабло Пикассо,  Сальвадор Дали, импрессионисты, Софи Лорен, Джеймс Бонд, Джулия Робертс, Паваротти, Каррерас, Билл Гейтс, Луи де Фюнес, Мадонна, Ростропович, Хемингуэй, Нострадамус, Жанна Д'Арк, и многие другие знаменитые люди планеты, как прошлого, так и настоящего.  Главы разных правительств тоже стали украшением музея: Фидель Кастро, Мао,  Гитлер, Черчилль, Помпиду, Клинтон, Сталин, Ленин, Брежнев, Путин и многие другие известные исторические личности поселились в музеях мадам Тюссо. Глядя на все экспонаты музея я вспоминала про каждый что-то интересное :то анекдоты про Брежнева, то Хрущёва со сценой его ботинка, то глубокие философские высказывания Черчилля, то цитатники Мао - у меня был один такой, кто-то мне дарил. Фиделя и его остров любви с сахарным тростником, Гитлера, и даже в связи с ним, работы Климта, которые он не дал уничтожить, самому нравились, но он их оставлял в запасниках, так как на них было слишком много изображений еврейских женщин, хотя и самых богатых.  Было сделано пятьдесят три тысячи моделей ! Она работала всю жизнь не покладая рук, до последнего дня своей жизни. А умерла в девяносто лет, оставив после себя шлейф музеев мадам Тюссо, уникальные музеи восковых фигур по всему миру. Я посетила такой музей в Париже, а потом и в других странах.  Это был небольшой музей с акцентом на французскую историю. Он был открыт пятого июня в тысяча восемьсот восемьдесят втором году. Удивительная достоверность экспонатов! Сцены с Наполеоном. Они просто меня потрясли! Наполеон на острове Эльба - в его облике сквозит обреченность, одиночество! Настроение передано великолепно. Свет так падает изысканно, полутона, всё на высоком уровне. Наполеон на острове святой Елены, - больной, бесконечно одинокий, умирающий и такой великий. Император. Человек с такой великой судьбой! Великий... и такой беспомощный перед смертью, смерть уравнивает всех. Так и запомнится он таким надолго многим посетителям музея. Очень правдоподобный, хорошо сделан до мельчайших подробностей. Кажется, что живой... и вот - вот заговорит. Герои Французской революции  - молодые, горячие сердца! Все в новых идеях, окрылённые верой в новую жизнь,- это витает над ними.
Робеспьер и его окружение полны огня и страсти! Но, сколько голов полетело в ту революцию. Убийство Марата Шарлоттой Корде в ванной  - всё  продумано до мелочей. Сцена страшная - горло перехватывает. Да, все революции похожи одна  на другую, кровавая драматургия событий, но завораживает, до мурашек!
Залы музея в полумраке.  Много разных ходов, комнат и коридоров. На входе портрет с обращением, что разыскивается важный преступник! Его выразительное  Фото... Приглядываюсь. Лицо сразу запоминается, но, идёшь дальше, и об этом забываешь. Переходишь из одного небольшого зала в другой. Вот ряд деятелей культуры - кинозвезды! Грудь Софи Лорен вздымается, она дышит! Это удивительно! Живая улыбка и дыхание! У Элизабет Тейлор не менее прекрасная грудь, и тоже восхитительно колышется, она дышит. Смотрю, и нет никакого сомнения, что сейчас она заговорит со мной! Её знаменитые фиалковые глаза! Какой в них свет и цвет! Лица все живые, хочется дотронуться, так как уже себе не веришь! Совершенно потрясло меня изображение Элизабет Тейлор. Вспомнился эпизод, который произошёл в Лос - Анджелесе в 1999 году, где Денис Мацуев, наш известный пианист должен был выступать с концертами. Он это мне рассказал сам. Когда он находился ещё за сценой, в гримерной, раздались бурные продолжительные аплодисменты, восторженные возгласы, словно кто - то уже выступил на сцене. Такие аплодисменты обычно собирают после выступлений. Он удивился, вроде ещё не выступал, а уже такие овации! Это был сольный концерт и другого солиста не было. Надо же! Как- то чудно это. И никто в программе не был объявлен перед ним. Объяснить себе он это не смог. Все затихло, он остался в неведении о произошедшем. Ведущий объявил Дениса. Он вышел на сцену, выступил замечательно, как всегда, и с большим успехом. К нему кинулась толпа зрителей с цветами под бурные аплодисменты. Он принимал поздравления. Вдруг толпа мгновенно расступилась, прошёл какой - то гул, и он увидел движущийся огромный букет, и что - то пронзительно бирюзово - фиалковое  прорезывало пространство, …цепляло… Когда букет приблизился, то он разглядел перед собой великую актрису Элизабет Тейлор с её знаменитыми бирюзово - фиалковыми глазами. Такого цвета глаз он никогда раньше не встречал. Она протянула ему букет и поздравила с успехом. Позднее она зашла к нему в гримерную за сцену и пригласила на ужин. Он созерцал перед собой икону! Великую актрису! Конечно, он принял приглашение. Они много беседовали о симфонической музыке, о композиторах, которых они любят - о Рахманинове, Прокофьеве и выдающихся  музыкантах. Она была большая поклонница классической музыки. Так они подружились, и сохраняли дружбу до конца её жизни. Она всегда приходила на его концерты, когда он приезжал в Калифорнию.
-     Извините, я отобрала у вас немного аплодисментов,- сказала она на прощание. Оказывается, аплодисменты перед концертом адресовались ей, когда она вошла в зал,– весь зал встал, и так приветствовал её продолжительными бурными овациями и восторженными криками. Вот она,– настоящая Слава!
-   Я бы и сам, тоже, с удовольствием поделился с вами !- сказал Денис.
Это произошло на Рождество, и он считал всегда, что судьба сделала ему бесценный, незабываемый подарок - встречу с прекрасной, великой актрисой Элизабет Тейлор. А вторая история с ним произошла в Париже, который он тоже покорил...
Он исполнял первый концерт Чайковского П.И. На концерте присутствовал весь высший свет. Он играл вдохновенно… Нужно знать ещё и энергетику Дениса, его темперамент! Это мощная река, влекущая за собой всё... Всё шло прекрасно.
Вдруг, где - то во второй части концерта почувствовал, что рояль немного пошатывает от ударов  его пальцев по клавишам... Там много сильных пассажей.
Он понял, что что - то не так, но продолжал играть. Стали раздаваться поскрипывания, и небольшой треск... Поняв, что у рояля подламываются ножки, а нужно во чтобы - то ни стало доиграть, Денис, не останавливаясь, продолжал играть. И вот, выдавая уже последние аккорды, а сила на них нужна была приличная, он так рассчитал, что ставя последнюю точку в концерте, и понимая, что сейчас рояль рухнет, так как ножка рояля, практически, подломилась, ударил последний аккорд, и, взвился в воздух от рояля, сделав подобие сальто в воздухе, чтобы рояль не упал ему на ноги. Ножка треснула, и рояль с грохотом упал на пол. Все зрители решили, что это так было запланировано заранее. Публика было в диком восторге. Аплодисменты долго не прекращались. Это было очень эффектно! Замечательная игра и такой трюк в конце!– не каждый день такое увидишь! Денис очень спортивный молодой человек, любитель футбола, всегда находится в хорошей спортивной форме. Она его и спасла! Он сумел вовремя отскочить от рояля, и все благополучно завершилось.
После концерта к нему подходила респектабельная восторженная публика, чтобы благодарить за доставленное удовольствие: баронессы, усыпанные бриллиантами и мехами, чопорные подтянутые  лорды, вальяжные князья- всё такое рафинированное «ретро». Подошла дрожащей походкой одна очень пожилая дама лет восьмидесяти с «хвостиком» со страусиным веером, которую поддерживал моложавый мужчина под руку, явно из аристократии. Усыпанная бриллиантами и мехами, эдакая «Пиковая дама». Видно в молодости, она была хороша собой, и произнесла четко с явным сожалением:
- Ах! Как жаль, молодой человек, что я не так молода!
- Как бы я хотела быть вашим роялем! Ах! Как жаль! Как жаль.… И кокетливо протянула руку для поцелуя
- Все газеты на следующее утро возвестили миру, что на сцене театра был вчера так удачно поставлен и разыгран Денисом Мацуевым во время исполнения концерна Чайковского трюк с подпиленными ножками у рояля… Публика просто ликовала!
- Никто не верил, что заранее этот трюк не был подготовлен,…так все блестяще свершилось. Переубедить не удавалось. Но ведь это Париж...   
  А мы продолжаем рассматривать экспонаты музея... Все слишком безукоризненно сделано. Приглядываешься, обходишь со всех сторон.
   "Не может этого быть! Поры на лице и ресницы, волосы, улыбка- всё натурально..." Вижу следы чьих -то ногтей - тоже не верили  и проверили...
Со всеми экспонатами можно сделать фото-  Я и ВЕЛИКИЙ Эйнштейн(к примеру).
Всё в полутьме, только отлично подсвечены лица, акцент сделан правильно, и я не вижу, куда дальше двигаться.  На скамейке в зале сидит, читает газетку смотритель зала, я решила подойти и спросить -   А как пройти дальше? Куда направить свои стопы? Подхожу, спрашиваю - никакой реакции, я тронула за рукав, и вновь повторила вопрос - реакция нулевая,- может у меня плохой прононс? Смотритель продолжает увлеченно читать. Может, смотрители какие- нибудь глухие, подрабатывают на старость лет - думаю я. Но, тут я поняла, что смотритель тоже из воска, а я с ним на скамейке ведь рядом сидела до этого, как с живым  минут пять, и ничего не заметила. Ну и дела! Вот и наш Хрущев здесь, Брежнев в своём "иконостасе" из орденов и звёзд! Внушительно смотрится! Вот и мы  попали в историю. Много залов. Огромное разнообразие различных героев как прошлого, так и современного мира. Сворачиваю за угол  и, о ужас! Я вижу знакомое лицо! Мгновенно понимаю, что это тот, кого разыскивают в том объявлении! Бежать!? Нет! Сообщить! Я шарахнулась, огляделась и направилась к мужчине, который очень внимательно разглядывал Жоржа Помпиду в зале. Я обратилась к нему, но он не реагировал на мои слова…  Боже! Это тоже был муляж! А так правдоподобно разглядывал! Так меня разыграли дважды. Провела меня мадам Тюссо.
Затем было представление в круглом зале, вселенское шоу под названием - Дворец Миражей. Создан он был в тысяча девятисотом году. Ты - как в коробочке находишься, кругом зеркала, система двигающихся зеркал, сверху тоже, мы все стоим в этой коробочке. Гаснет свет, и тут начинается нечто. Зеркала увеличивают пространство. Вдруг, ты видишь уходящие в бесконечность дороги, то возникает потрясающий индийский храм. Кругом бегают манки(обезьянки), но самый писк- это дикие джунгли со всем многообразием своих обитателей! И это не для слабонервных!
Вдруг арабская сказка.  вязь зданий, минареты, природа и бабочки, как живые. Вот страшно становится, когда на тебя с потолка спускаются змеи, вокруг тебя огромные змеи вьются, того гляди тобой закусят или сдавят тебя. Так страшно, так как ощущаешь эффект настоящих рептилий, всё шипит и движется  - кобры, гюрзы, питоны и ты в беспомощном положении! Нет выхода! Ты в коробочке из которой нет выхода! Начинается страшный крик, все поворачиваются, увертываются от рептилий, а там ещё страшнее сюжет:  кто- то к тебе тянет загребущие руки, и змеи готовы проглотить тебя со всеми потрохами.
Звуковой эффект и ор усиливается! Боже! Какой это был крик! Сердце выскакивало из груди. Я думала, что будет разрыв сердца! Тут ещё всё происходило с припущенным небольшим туманом и звуками Ада. Мама дорогая! Преисподня! Не иначе.
Когда все это закончилось, у всех был шок. Всех трясло. Такого мы не ожидали.
Некоторые побежали в туалет. И мы долго их ждали. Кто - то глотал таблетки. Вот так я познакомилась с музеем мадам Тюссо в Париже. Такое мы видели все впервые. 
 
Мадам Тюссо... Это была удивительная женщина. Ей удалось возвысить смерть до уровня Истории искусства и шоу, и сохранить память о многих выдающихся личностях до наших дней. Ну, а шоу? Припугнули немного, чтобы жизнь не казалась сказкой, или, может, хотели сказать "мементо мори" - помни о смерти?  Такое не забудешь! Так я вспомнила ещё одну ступеньку лестницы жизни. О себе она надиктовала книгу, где приукрасила свою жизнь, добавила больше теплоты и близости в свои отношения с великими людьми, чем было на самом деле. Это понятно... Каждому хотелось бы оставить о себе прекрасные воспоминания и предстать перед читателями в лучшем виде. 
Так я вспомнила ещё одну ступеньку лестницы жизни. О себе Мария надиктовала книгу, где приукрасила свою жизнь, добавила больше теплоты и близости в свои отношения с великими людьми, чем было на самом деле. Это понятно... Каждому хотелось бы оставить о себе прекрасные воспоминания и предстать перед будущим в лучшем виде. Мифология - удобное лоно для своего возвеличивания... и кто только из мира искусства не прибегал к её услугам...? И как это всё можно проверить?
И ещё башня -это самое посещаемое, публичное место, было, есть и будет, где можно было общаться, встретить здесь весь Париж, сидя в ресторанчиках с друзьями за бокалом вина, обсудить новости и дальнейшие маршруты, потому что все стремились сюда. Я там тоже обедала и осталась очень довольна. Любовалась Парижем.
    По этой крутой лестнице Эйфелевой башни поднимались все, как великие, так и простые смертные, кто жил или приезжал в этот город, как турист. И в этом я не ошибусь. Во время Второй мировой войны Гитлер хотел подняться на смотровую площадку Эйфелевой башни, чтобы увидеть панораму оккупированного Парижа, но не смог, все тросы у лифта вышли из строя, их кто- то подрезал. Подниматься пешком, как русские туристы, он не мог.
Двигаясь по лестнице, вы можете услышать голос Эдит Пиаф, "воробышка", летящий, всегда узнаваемый  и такой единственный в мире, с удивительной вибрато в голосе. Она прожила всего 47 лет! Родилась в артистической семье- отец акробат, мать неудавшаяся актриса, ей стало не до дочери, когда муж ушёл на фронт. Она подкинула ребёнка своим родителям, которые пили и ей в соску тоже наливали спиртное. Когда отец вернулся, то забрал дочку к своей матери. Воспитывала Эдит бабушка. Девочка была абсолютно слепой в три года от катаракты, лечение не помогло, пока не отвезли её к святой Терезе и она прозрела. Отец с ней выступали на улицах Парижа, зарабатывая на жизнь. Она пела, он делал акробатические этюды. В 14 лет начала самостоятельную жизнь с молочной лавки, но вскоре вернулась к пению. Она нравилась публике.На улице к ней подошёл владелец кабаре "Жернис" и предложил ей работу. Это был Луи Лепле.
Часто с ней можно было услышать Ив Монтана с его приятным тембром голоса, её партнёра, как и Луиса Дюпона - её первого мужа. Карьера взлетела вверх, но случилось несчастье - был застрелен Лепле, всех подозревали и её тоже. Благодаря сотрудничеству с Реймоном Ассо она стала выступать в самых престижных залах Парижа  и в "АВС".
Мужчин в её жизни было много. Она влюблялась и быстро расставалась с любимыми. Она очень переживала смерть только одного возлюбленного, у неё развивалась депрессия, стала пить. На фоне этого обострились все болезни. Она любила своего боксёра Марселя Сердана, он погиб в авиакатастрофе. Вскоре и с ней произошло несчастье,- катастрофа, от которой она с трудом приходила в себя. Очень болели суставы, сильнейший артрит и рак. Она принимает наркотические средства, чтобы заглушить боль, так как боль невыносимо переносить и уже не живёт без наркотиков. Незадолго до смерти она влюбилась в парикмахера и вышла за него замуж, ему было 27 лет, но она даже успела его вывести на сцену. На Пер -Лашез они лежат все в одной могиле, а почти напротив - могила красавца Амадео Модильяни - моего любимого художника, приятное соседство.  Но о нём я писала отдельно.
 
     Вспомнился Дмитрий Сергеевич Мережковский, гениальный артист.... внешне напоминающий библейского пророка или жреца, это его коронная роль,с угольками горящих глаз ,- писатель, дивный поэт, блистательный переводчик, литературный критик, историк, философ, выдающийся эссеист, он основал новый жанр исторического романа. О! Как он их писал! Это был его"конёк".  Мечтал о создании новой религии.  Его несколько раз выдвигали на Нобелевскую премию. Была в его биографии одна неприятная деталь- он  1930-е годы будет открыто симпатизировать Муссолини и Гитлеру... Он ездил к Муссолини на поклон и получил аванс под биографию Данте. А я вспоминаю в этой ситуации великого итальянского поэта, второго Данте, так его называли,- Д.Аннунцио, тоже обласканного той властью. Мне очень близки его мысли о Достоевском. Такое попадание  в природу его творчества. Порой у него встречаешь тайные мысли, которых не решился бы высказать не только другу, но и самому себе.
 " Пока читаешь книгу Достоевского, нельзя жить отдельною жизнью от главных действующих лиц рассказа: как будто исчезает граница между вымыслом и действительностью. Это больше, чем сочувствие герою, это слияние с ним.      
Гармония, красота, наслаждение поэзией – все это может пройти, исчезнуть из памяти, забыться со временем, но преступный опыт души никогда не забывается. Достоевский оставляет в сердце такие же неизгладимые следы, как страдание"
 " Через страдание- радость"- так утверждал Достоевский.
Жена Мережковского - Зинаида Гиппиус, Мадонна декаданса( Под псевдонимом  Антон Крайний) -  снискала славу необыкновенной, демонической женщины -"сатанесса", как её называли. Да и сама о себе она откровенно писала: «И я такая добрая... как ласковая кобра я...». Троцкий называл её ведьмой (может, от слова "ведать",т. е. знать?) и когда её хоронили, то провожающие стучали палками по её гробу, боясь, что она ведьма. Но справедливости ради хочется вспомнить и тех, кто приходил в их дом в Петрограде, в знаменитый "Дом Мурузи", то вспоминали тёплые минуты.  В этом легендарном доме столько в разное время жило выдающихся личностей, что на каждый квадратный метр приходилось по несколько знаменитостей или гениев, их сложно  всех перечислить. И у многих гостей были иные воспоминания. Как они с мужем любили  А. Блока! А как Бунин трогательно к ней относился. Кто там только не жил и гостил! Иосиф Бродский, живший тоже в коммунальных дебрях "дома Мурузи" в "полутора комнатах" вспоминая всех жильцов, их индивидуальность и непохожесть, сравнивая то время и нынешнее, писал: "Да, сходства нет меж нынешним и тем" и ещё более щемящее признание-
" Ничем уж их нельзя соединить:
 чертой лица, характером, надломом.
 Но между ними существует нить,
 обычно именуемая домом."   
 В 2015 году, 24 мая в день рождения Бродского, его бывшая квартира стала "музеем одного дня" ко дню 75-летия поэта! Этого я ещё нигде в мире не встречала.
  А о Гиппиус говорили, что Бог удостоил её «ручной выделки», выпуская остальных людей "пачками" и "сериями". Настолько она во всём была индивидуальна и неповторима, но человеческая зависть... яд! Конечно она любила эпатировать публику своим поведением и откровенными нарядами, иногда нелепыми или вызывающими, как и Ида Рубинштейн, желая ни под кого не прогибаться, оставаться сама собой. Она казалась умнее мужа многим.  Была прекрасный поэт, драматург, критик. Написала интересные книги "Живые лица"- произведение о своих современниках- А.Блоке, В. Брюсове, К. Бальмонте и т.д.  Её книги - "Зеркало", "Сумерки духа" "Алый меч"- названия говорят сами за себя о том, что волнует писателя, поэта, критика... классика русского символизма. Её возвели в ранг "старшего символиста" ещё при жизни. Влияние её на литературу Серебряного века очевидно. Её наследие - 5 романов, 6 книг рассказов и повестей, 6  сборников стихов. Она написала романы откровения  "Чертова кукла" (1911) - о мертвенности души современного человека, затем -  "Роман - царевич" (1912), где она раздумывает о проблемах революционно-религиозного движения; и, наконец, совсем не известный роман - "Чужая любовь" (1929), затерянный на страницах эмигрантской периодики и с тех пор не переиздававшийся, - о ДУШЕВНОМ ОДИНОЧЕСТВЕ РУССКИХ ЛЮДЕЙ В ЭМИГРАЦИИ, проблема номер один! И о духовных исканиях на рубеже веков, считала , что без «революции духа» социальное преображение невозможно. Этот вопрос её очень интересовал и волновал, как и многих исследователей. Революцию не приняла.
 Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию и пророчила ей скорое падение. Обосновавшись в Париже, где у них ещё с дореволюционных времен осталась квартира, Мережковские возобновили знакомство с цветом русской эмиграции: Николаем Бердяевым, Иваном Шмелевым, Константином Бальмонтом, Александром Куприным , Иваном Буниным- первым Нобелевским лауреатом, провёл в Париже плодотворно 33 года с 1922 г. и выпустил 10 книг. Бежали из Одессы с женой в Константинополь, а оттуда уже попали в Париж. Изгнание обострило чувство Родины и успехи в творчестве давали результаты. Пресса писала "о русском таланте, кровоточащем, неровном, но мужественном и правдивом".  Всем нравились его рассказы, его печатали, эмиграция зачитывались им взахлёб... и полюбила. На родине его ничего не держало, родителей не было, брат при смерти, друзья ещё раньше расстались с ним. Ромен Роллан первый выдвинул его на Нобелевскую премию. "Зелёная лампа" срабатывала всегда. Он трепетно относился к Зинаиде Гиппиус, когда её не стало,(1945г) он стоял у её гроба не отходя, хотя всегда и везде избегал посещать подобные  мероприятия, так как очень боялся смерти. Его тоже похоронят на этом кладбище позднее(1953г 8 ноября).
 О Зинаиде ходило много слухов, а как иначе? Она не вписывалась в обыденность, сохраняя свою индивидуальность. Главное в ней было - это дух противоречия, как в молодости, так и в старости. Она всегда в любой беседе произносила любимую фразу  : «Я не согласна!», даже когда ей говорили комплимент. Всегда находятся люди  распускающие разные слухи и сплетни о её бесконечных любовных похождениях, поклонниках, любовниках и мужском бессилии Мережковского. Им было всё равно, что говорили люди. Только они знали, как они сильно любили друг друга. Они были единомышленники, один был продолжением другого, - это знали тоже все. Дух - это главное, а тело не в счёт. О себе самой она тоже отзывалась не лестно... Страшно было вспомнить ее стишок:

И я такая добрая,
Влюблюсь – так присосусь.
Как ласковая кобра, я,
Ласкаясь обовьюсь...

 После его смерти в(1941 г) она мечтала скорее соединиться с ним. Заболела и ушла вслед за ним через четыре года в 1945 г. Они похоронены на русском кладбище в одной могиле, там, где лежат Нуриев и Тарковский. Её табличка даже не привинчена, она просто прислонена к его памятнику... Специально? Как будто она независима  до сих пор , и даже после смерти может поменять своё местонахождение, как ей вздумается...
  М. Бахтин писал о Мережковском, что "Всегдашний путь Мережковского: прорости корнями из настоящего через настоящее — в былое. Все его творчество — медленное прорастание в глубинные и плодоносные пласты Истории: Россия Александра, Павла, Петра; Италия Леонардо; теперь — Эгейская культура, и далее — Египет, Вавилон. Для него познание прошлого — реальное общение в духе и лестница посвящений». Это очень и мне близко. Его книги необыкновенно интересны.
    Любовь, всюду любовь, - счастливая и не очень, но непременно каждый хочет её испытать. Вот и Бродский раздумывает на лестнице жизни. Как часто в жизни ступени уходили из под его ног.
 
"Когда теряет равновесие
твое сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног, как палуба,
когда плюет на человечество
твое ночное одиночество, --
ты можешь размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и -- кстати -- самого зачатия
Мадонной сына Иисуса."

 ( продолжение следует)
* На фото- Мадам Тюссо.