Скульпторы нахимичили

Влад Жуков
«Художника  каждый может обидеть» — это изречение о беспомощности, уязвимости и ранимости  творческих людей, писателей, живописцев, музыкантов, актеров, скульпторов, стало афоризмом, укором для тех, кто, не считаясь с их  мнением, чинит произвол. Расскажу о случае, когда, напротив,  скульпторы обидели чиновников, далеких от понимания тенденций в художественно-изобразительном искусстве.
В бытность единого государства крымский полуостров, особенно его живописный южный берег, считался райским уголком. Не случайно, чиновники, офицеры, уйдя на пенсию, либо в запас, остаток лет проживали в Ялте, Евпатории, Алуште, Судаке или в уютных поселках на берегу Черного моря. Поэтому Крым называли не только всесоюзной здравницей, но и большой спальной для заслуженных ветеранов.
В степной и предгорной частях города население тоже не бедствовало, наоборот, благодаря ударному труду повышало общее и личное благосостояние. В каждом районе,  а их насчитывалось четырнадцать,  было один, два, а то и три передовых колхоза и совхоза. В Красногвардейском районе таковыми являлись колхозы «Дружба народов» и «Россия» с центральными усадьбами в поселках городского типа (пгт) Петровка и Восход.  Эти образцовые хозяйства-миллионеры, возглавляемые талантливыми председателями, Героями социалистического труда Ильей Егудиным и  Владимиром Криворотовым своими трудовыми достижениями прославились на всю страну.
Впервые я побывал в этих хозяйствах  в составе группы журналистов. Если экскурсия по объектам сельхозпроизводства и соцкульбыта в колхозе «Россия» прошла гладко, то в колхозе «Дружба народов» запомнилась надолго. После осмотра ухоженных полей, садов, виноградников, предприятий по переработке урожая и знакомства с бытом колхозников, живущих в комфортабельных квартирах, секретарь парткома, сопровождавший нас в качестве гида, напомнил:
— Не единым хлебом ив человек. Для  гармоничного развития личности, интеллекта, формирования эстетических вкусов, необходима духовная пища, увлечение  разными  видами искусства, участие в художественной самодеятельности, фестивалях, концертах, конкурсах.  Для этого возведен Дворец культуры, музей боевой и трудовой славы, стадион и другие объекты соцкультбыта, чтобы жилось сельчанам не хуже, чем горожанам.  Планируем строительство Дворца спорта с ледовой ареной.
Парторг не покривил душой, поселок своим благоустройством разительно отличался  от обычных сел, где мне довелось побывать, где и помине не было Дворца культуры в форме амфитеатра,  бассейна и фонтанов, в струях которых сверкала радуга. Позже я узнал, что благодаря своему организаторскому таланту и влиятельным покровителям в ЦК партии и Совете министров, Илья Абрамович создал сеть колхозных магазинов в городах Дальнего Востока, Сибири, Севера, не говоря уже о Москве и Ленинграде по продаже продукции, выращенной  на колхозной земле. Поэтому казна не оскудела, а напротив, пополнялась за счет прибылей. Деньги использовались на развитие производства, приобретение новой техники, строительство жилья , инфраструктуры для комфортного обитания.
В аналогичном привилегированном положении по отношению к другим хозяйствам был и колхоз «Россия». Они символизировали  достижения и преимущества социалистического строя над капиталистическим, являлись эталоном, зеркальной витриной страны. Именно сюда пролегли маршруты официальных делегаций из стран социалистического лагеря и. даже туристов из буржуазных стран. А в антрактах  и крымчан, в том числе журналистов.
Возле Дворца культуры по сторонам площади, уложенной тротуарной плиткой, я увидел скульптуры, необычной формы  с элементами эротики.
— Чьи это творения? — поинтересовался у парторга.
— А,а, — произнес с огорчением и махнул рукой. — Московские  мастера удружили, как говорится, подвели под монастырь, нахимичили. Заказывали им изобразить доярку с машинным аппаратом для доения, тракториста с разводным ключом, садовода с корзиной фруктов, учителя с книгой и других тружеников. Чтобы  в скульптурах чувствовалась мощь, здоровье, оптимизм людей, чтобы поглядел и сразу понял, чем человек занимается.  А они создали каких-то тощих  динозавров, будто узников концлагеря. На этих идолов смотришь и невозможно понять, какую пользу они приносят для общества. Не хочу об этом даже думать, сто тысяч рублей пошли коту под хвост…
Он мрачно вздохнул, явно не настроенный развивать тему и я посчитал бестактным настаивать, хотя интересно было узнать детали истории.
Венцом экскурсии стало традиционное застолье. Не скрою, я, памятуя о прерванном разговоре, изловчился и сел за столом рядом с парторгом. После третьего тоста и третьей рюмки, когда он заметно повеселел, я решился на вопрос.
— Что будет со статуями?
— Приезжала комиссия из обкома партии с авторитетными специалистами. Они признали скульптуры идеологически опасными, плодами абстракционизма враждебного реализму.  Поэтому подлежат демонтажу. Эту новость авторы  композиции «Созидатели», которую я бы назвал «Замучен тяжелой неволей» встретили в штыки. Заявили, что мы не разбираемся в новых направлениях изобразительного искусства, неспособны постичь его эстетическую ценность. Посоветовали включить свое воображение и тогда поймете и по достоинству оцените ценность композиции. Как включить воображение, это ведь не рубильник. Если я с высшим образованием долго смотрел на каждую статую, но так и не понял замысел скульптора,  что тогда говорить о простых колхозниках.
Вот если бы они изобразили  упитанных, а не тощих, как скелеты, мужиков в костюмах,  галстуках, шляпах или, как Ильича, в кепках, а женщин в платьях, а не голых, в чем мать родила, то сразу было бы понятно, что люди  довольны жизнью. А этими статуями, разве, что детишек пугать. Родители, чтобы не травмировать психику, не совращать порнографией,  водят в детский сад «Радуга» другой  дорогой.
"Судя по тому, что он остался в должности, он вышел сухим из воды.Возможно, Егудин отстоял, не дал в обиду", — предположил я и спросил:
—  Вы предлагали  скульпторам устранить брак?
— Велели забрать «шедевры», но они не торопятся, хотя куда им деваться.  Можем и сами демонтировать, ведь статуи после оплаты принадлежать хозяйству.
Объявили третий тост за процветание «Дружбы народов». Мы сдвинули рюмки с золотистым напитком, выпили.
— Ты же смотри, держи язык за зубами, — спохватился парторг. — Не вздумай написать и опубликовать статью об этой  скандальной истории.
 — Будьте спокойны, нет повода для тревоги, — заверил я. — Если бы даже захотел изложить на бумаге, то не нашлось бы редактора, которой отважился бы напечатать. К тому же цензура не пропустила бы.
Слово сдержал. Ведь с того времени прошло более тридцати пяти лет. Многих участников тех событий уже нет в живых, распался единый Союз, а с ним померкла и слава некогда знаменитых своими достижениями колхозов «Дружба народов» и «Россия». У старожилов Петровки и Восхода остались лишь теплые воспоминания.
Что сталось со странными скульптурами и их авторами мне неизвестно. Возможно, они, как  живописцы-абстракционисты  выставки в московском Манеже, которую более полувека назад посетил тогдашний вождь Никита Хрущев,  не выбиравший слов для выражения своих эмоций, удостоились звания «педерасты». Кстати, один из скульпторов-изгоев впоследствии создал памятник из черного и белого мрамора на могиле Хрущева, одержимого неистовой любовью к королеве полей  — кукурузе.
Справедливости ради, следует отметить, что при несовершенство (а общество и государство, находящиеся в развитии не могут быть идеальными) недостатках и просчетах вдохновителей и строителей социализма, передовые хозяйства, подобные «Дружбе народов» и «России», не были «потемкинскими деревнями», а являлись флагманами, маяками  трудовой доблести, оазисами благоденствия. 
После развала СССР бездарные «реформаторы» старое и полезное разрушили, а новое, прогрессивное не создали, пожинают  богатства и плоды трудов советских людей.  Теперь в селах о дворцах культуры, спорта, о музеях, бассейнах, скульптурных композициях и фонтанах, даже не помышляют: не до жиру, быть бы живу.