20. Странствия Одиссея

Юрий Козиоров
     1. КИКОНЫ, ЛОТОФАГИ И ЦИКЛОПЫ. Одиссей выплыл от Трои в открытое море и пристал к городу киконов Исмару. Этот город он захватил и разграбил имущество жителей, не тронув только одного Марона. Этот Марон был жрецом Аполлона, ссориться с которым в планы Одиссея не входило. Довольный Марон подарил Одиссею здоровенный мех с вином. Пока люди Одиссея пировали на берегу, жившие в глубине материка киконы узнали о случившемся и напали на них. С большим трудом, потеряв с каждого корабля по шесть человек, Одиссей и его спутники отбились от нападавших и, сев на корабли, уплыли восвояси.
     Затем Одиссей причалил к стране лотофагов и выслал вперед людей, чтобы они узнали, кто населяет эту страну. Но посланные отведали лотоса и остались там, ибо сладкий плод, произраставший в этой стране и почему-то называвшийся лотосом, вызывал у иноземцев потерю памяти. Что же касается самих лотофагов, то те ели этот лотос («лотофаг» как раз и означает «поедатель лотоса»), по-видимому, безо всяких для себя последствий. Одиссей с другими людьми разыскал своих разведчиков, которые продолжали поедать лотос и уже не помнили, ни кто они сами, ни тех, кто за ними пришел. Пришлось всех тащить на корабли силой, а затем срочно уплывать подальше от этой земли. Люди пришли в себя лишь тогда, когда корабли после долгого пути приблизились к Сицилии, по несчастью, как раз с той стороны, где находилась страна циклопов.
     Оставив свой флот у близлежащего острова, Одиссей на одном корабле подплыл к земле циклопов и с двенадцатью спутниками высадился на берег. Поблизости от моря находилась пещера, и Одиссей вошел в нее, неся мех с вином, подаренный Мароном, потому что оставить этот мех на корабле означало застать его по возвращении с большой вероятностью пустым.
     Пещера, как потом выяснилось, принадлежала Полифему, сыну Посейдона и Фоосы. Полифем был великан, дикарь и людоед; единственный глаз его находился посреди лба. Спутники Одиссея разожгли костер и, зарезав нескольких козлят, пообедали. Когда циклоп пришел, то загнал свое стадо в пещеру и завалил вход огромным камнем. Увидев спутников Одиссея, он сразу сожрал нескольких. Одиссей предложил ему отведать вина, выпив которое, Полифем попросил еще. Выпив и это, он спросил Одиссея, как его зовут. Одиссей ответил, что его зовут Никто. Тогда Полифем обещал, что в качестве благодарности съест его в последнюю очередь. Затем упившийся вином Полифем улегся спать. Одиссей же, отыскав лежащий в пещере кол, вместе со спутниками пытался сдвинуть камень с места. Когда из этого ничего не вышло, они заострили кол, обожгли на костре и приставив к глазу Полифема, ослепили его. Циклоп завопил, на его вопли собрались живущие вокруг циклопы и стали спрашивать, кто его обидел. Полифем ответил «Никто», и тогда циклопы разошлись, поняв его ответ в том смысле, что его никто не обижал.
     Утром стадо стало рваться на привычное для него пастбище, Полифем открыл вход в пещеру и, став там, широко раскинутыми руками ощупывал выходящих животных. Одиссей стал связывать баранов по трое, помещая под средним бараном одного из своих спутников, а сам уцепился снизу за самого большого барана, укрывшись у него под брюхом. Так он выбрался из пещеры вместе со стадом. Отвязав своих спутников от овец и загнав стадо на корабль, Одиссей, отплывая, крикнул циклопу, что его имя Одиссей. Полифему же некогда один прорицатель предсказывал, что он будет ослеплен Одиссеем. Услышав это имя, Полифем стал ломать скалы руками и метать их в море: кораблю Одиссея едва удалось уйти от гибели (поистине, язык мой – враг мой). Полифем, разумеется, пожаловался на Одиссея своему папе Посейдону, и тот обещал, что Одиссей живым на свою Итаку не вернется. Если бы не Афина, то, очевидно, так бы и получилось.

     2. ОДИССЕЙ И ЭОЛ. Выплыв со своим флотом в открытое море, Одиссей причалил к острову Эолии, на котором царствовал Эол. Зевс сделал его господином над ветрами, и Эол мог по своему усмотрению унимать ветры и насылать бури. Он радушно принял Одиссея и дал ему мех, изготовленный из бычьей шкуры, а в него завязал некоторые ветры. Эол указал при этом Одиссею, какими ветрами он должен пользоваться во время плавания. Используя нужные ветры, Одиссей благополучно плыл по морю. Уже подплывали к Итаке и был виден дым, поднимающийся над городом, когда усталый Одиссей лег и заснул. А его спутники, думая, что Одиссей везет в этом мехе золото, открыли его, ветры вырвались наружу, и разыгравшаяся буря вновь отнесла их назад. Одиссей пришел к Эолу и стал просить попутного ветра, но тот, гневаясь, прогнал Одиссея со своего острова, сказав: "Кого боги не любят, того и я не люблю".
     Одиссея после этого занесло в страну лестригонов. Лестригоны были людоедами и правил ими царь Антифат. Одиссей, желая узнать о жителях этой страны, выслал людей вперед на разведку. На пути им встретилась царская дочь и привела их к своему отцу. Тот схватил одного из спутников Одиссея и тут же сожрал, остальные же бросились наутек. Антифат, созвав других лестригонов, организовал погоню, и те, прибежав к морю, стали швырять в корабли огромные камни, разбивая их и хватая людей. Одиссей обрубил причальный канат и выплыл в открытое море. Остальные корабли погибли вместе с людьми.

     3. ОДИССЕЙ И КИРКА. На единственном оставшемся корабле Одиссей причалил к острову Ээе. На нем обитала Кирка, дочь Гелиоса и Персеиды, сестра Ээта, умевшая колдовать и знавшая всякие колдовские зелья. Одиссей разделил своих спутников, метнув жребий: ему самому выпало остаться на корабле. Эврилох же и еще двадцать два спутника направились к Кирке. Та встретила их довольно приветливо, и все они, кроме Эврилоха, вошли в дом. Каждому из них Кирка дала выпить напиток, составленный из некоторого количества сыра, меда, пшеничной муки и вина: к нему было примешано и зелье. Когда они выпили этот напиток, Кирка коснулась каждого своим жезлом, и они превратились в свиней. Подглядевший все это Эврилох поспешил к Одиссею и рассказал о случившемся. Тогда Одиссей направился к Кирке и во время пути встретил бога Гермеса, приходившегося ему прадедушкой, который дал ему волшебный корень, называвшийся моли. Там Одиссей бросил моли в зелье Кирки, и на него единственного зелье не подействовало. Он вытащил меч из ножен и, угрожая им, стал требовать назад своих людей. Удивленная Кирка, не только смирила его гнев, вернув спутникам Одиссея прежний вид, но и объявила Одиссею, что он ей очень нравится и что она хочет иметь от него сына. Одиссей, зная, как могут колдуньи обессиливать своих любовников, взял с нее клятву, что она не станет причинять ему вреда, и разделил с ней ложе. От этого союза родился сын Телегон.
     Одиссей прожил у Кирки целый год, затем он отплыл в море и прибыл к тому месту, где находится вход в Аид. Принеся жертвы душам умерших, он обратился за предсказанием к прорицателю Тиресию и увидел души других умерших: свою мать Антиклею и, к своему изумлению, Эльпенора, своего помощника, который оставался на острове Кирки и, хорошо выпив, заснул на крыше ее дома, а проснувшись и не поняв спросонья, где находится, шагнул вниз, упал с крыши и разбился, прибыв таким образом в Аид раньше самого Одиссея. Увидел Одиссей и Аякса, но тот отвернулся от Одиссея, смутно помня о причиненной ему обиде. Тиресий предсказал, что несмотря на гнев Посейдона Одиссей и его спутники благополучно вернутся на родину, если не тронут коров из стада Гелиоса, но по прибытии Одиссей должен принести жертву Посейдону в таком месте, где не знают мореплавания и примут его весло за лопату. Умрет Одиссей в старости, смерть придет к нему из моря.
     После этого Одиссей вернулся к Кирке, и она проводила его в дальнейшее плавание, дав совет, как благополучно проплыть мимо острова сирен. Сирены происходили от Ахелоя и Мельпомены, звали их Пейсиноя, Аглаопа и Телксиепия. Одна из них играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте: так они завлекали к себе проплывающих мимо моряков. Начиная с бедер, они имели тело птицы. Проплывая мимо них, Одиссей захотел услышать их пение. Кирка заранее посоветовала ему, как это сделать. Он заткнул воском уши своих спутников, себя же приказал привязать к мачте. Зачарованный сиренами, призывавшими его остаться с ними, Одиссей рвался и приказывал своим спутникам, чтобы они его отвязали, но те не слышали ни его, ни сирен и еще покрепче связывали его, поэтому корабль благополучно миновал остров сирен. Сиренам же после того, как мимо них проплыл корабль Арго, было предсказано, что они скончаются, когда еще какое-нибудь судно проплывет, минуя их. Так и случилось.

     4. ОСТРОВА ТРИНАКИЯ, ОГИГИЯ И КЕРКИРА. После этого Одиссей прибыл к тому месту, где стояли два огромных утеса. На одном из этих утесов обитала Сцилла, дочь Форкия. У нее были лицо и грудь женщины, а по бокам шесть собачьих голов и двенадцать собачьих ног. Некогда Сцилла отвергла любовь морского бога Главка, тот обратился за помощью к Кирке. Кирка же сама влюбилась в Главка и из ревности превратила Сциллу в чудовище. На другом утесе обитала Харибда, которая в течение дня трижды поглощала и затем трижды извергала морские воды. Проплывая между этими утесами, Одиссей приблизился к утесу Сциллы, встав на корме корабля и вооружившись. Но Сцилла схватила с корабля собачьими головами шесть спутников Одиссея и сожрала их.
     Оттуда Одиссей прибыл на принадлежащий Гелиосу остров Тринакию, на котором паслись стада коров. Здесь Одиссей задержался из-за погоды, неблагоприятной для плавания. Спутники его, испытывавшие недостаток в съестных припасах, зарезали несколько коров и устроили пиршество. Гелиос пожаловался Зевсу, и когда Одиссей выплыл в открытое море, Зевс метнул в корабль молнию. Удар разбил судно, и Одиссей, ухватившийся за мачту, был затем увлечен волнами к Харибде. Она поглотила мачту, но Одиссей, ухватившийся за нависшие ветви дикой смоковницы, переждал. Увидев, что Харибда извергла мачту обратно, Одиссей спрыгнул на нее.
     Его занесло затем на остров Огигию. Там его ожидали радушный прием и любовь Калипсо;, дочери Атланта. Матерью Калипсо была, вероятно, какая-нибудь местная нимфа, хотя Гигин уверяет, что Калипсо, как и прочих дочерей Атланта, родила Океанида Плейона. Однако дочерей последней называют Плеядами, а Калипсо никто никогда Плеядой не называл. Римлянам вообще не стоит, особо доверять: даже Овидий путался и по незнанию выдумывал свои версии.
     Калипсо, разделив ложе с Одиссеем, родила близнецов Навсиноя и Навсифоя и удерживала у себя Одиссея семь лет, когда, наконец, Одиссей сильно затосковал по дому, изготовил себе плот и отплыл. Но Посейдон, увидев плот Одиссея в открытом море, разнес его на части, и волны выбросили обнаженного Одиссея на берег страны феаков, лежащей на острове Керкира, который Гомер называет Схерией, а итальянцы называют Корфу.
     Рассказывают, что Посейдон, не ограничившись Саламиной, увел у Асопа еще одну дочь Коркиру (на ионийском диалекте – Керкиру) и привез ее на этот остров, который получил по ее имени свое название. Коркира родила Феака, по имени которого получили название жители острова. Зятем Феака стал другой сын Посейдона Навсифой, рожденный одной из дочерей гиганта Эвримедонта, сыновьями же Навсифоя были Алкиной и его брат Рексенор.
     Одиссей появился на острове в том месте, где Навсикая, дочь царя Алкиноя, стирала одежды. Одиссей обратился к ней с мольбой о помощи, и она отвела его к Алкиною, который оказал ему гостеприимство, одарил подарками и отпустил на родину, дав корабль и провожатых. Когда те высадили Одиссея на Итаке и начали отплывать от острова, их увидел Посейдон и, разгневанный всем этим, превратил корабль в камень, а город феаков скрыл за высокой горой.

     5. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ИТАКУ. Вернувшись на родину, Одиссей нашел свой дом разграбленным. Сочтя его погибшим, к Пенелопе стали свататься женихи. Аполлодор утверждает, что с Дулихия их было 57, с острова Самы – 23, с Закинта – 44, с самой Итаки собралось 12 женихов. Аполлодор называет и имена всех женихов, но думается, мы сделаем доброе дело, избавив от этого читателей. Находясь во дворце Одиссея, женихи опустошали винные погреба и истребляли его стада на своих пиршествах. Сама же Пенелопа была вынуждена дать обещание вступить в брак после того, как будет соткан саван для Лаэрта: она ткала его уже три года, днем работая, а ночью распуская сотканное. Так обманывала она женихов, пока ее не уличили.
     Одиссей, узнав о том, что происходит в его доме, в образе нищего пришел к своему рабу Эвмею; открывшись там Телемаху, он отправился в город. Встретившийся им на пути козопас Мелантий, раб Одиссея, оскорбил его. Зайдя во дворец, Одиссей под видом нищего стал просить подаяния у женихов, которые для развлеченья предложили ему побороться с оказавшимся там другим нищим по имени Ир. Одиссей легко одолел его, а затем, улучив момент, открылся Эвмею и Филойтию и вместе с ними и Телемахом стал готовиться к сражению с женихами. Пенелопа предложила женихам лук Одиссея, который некогда был подарен Одиссею Ифитом, сказав при этом, что выйдет замуж за того из женихов, который натянет этот лук. Никто из женихов не мог этого сделать. Одиссей сказал, что и он хочет попытаться, взял лук, натянул его и вместе с Эвмеем, Филойтием и Телемахом, которые все оказались вооруженными, расстрелял всех женихов. Одиссей убил заодно и Мелантия, после чего открылся жене и отцу.
     Родственники убитых женихов подняли бунт, но были остановлены рассерженной Афиной и тогда стали действовать в рамках закона, т. е. привлекли Одиссея к суду, выбрав судьей царя Эпира Неоптолема, которого теперь называли Пирром. Одиссей согласился подчиниться решению Пирра, и тот потребовал, чтобы Одиссей на десять лет удалился в изгнание, а за эти годы наследники женихов должны были оплатить ущерб, нанесенный Одиссею. Принеся жертвы Плутону, Персефоне и Тиресию, Одиссей отправился пешком через Эпир и прибыл к феспротам. Там сельские жители стали спрашивать его, несшего весло, что за лопату несет он на своем плече. Тогда, вспомнив указания Тиресия, Одиссей совершил жертву Посейдону и это по какой-то причине так понравилось богу, что тот совершенно перестал гневаться на Одиссея. Царствовавшая тогда над феспротами Каллидика стала просить Одиссея, чтобы он там остался, предлагая ему царскую власть. Сойдясь с Одиссеем, она родила Полипойта. Став царем феспротов, Одиссей возглавил оборону страны и нанес поражение всем соседям, которые почему-то не могли спокойно смотреть на эту землю и постоянно на нее нападали. Через девять лет он передал царскую власть сыну Полипойту и отправился на Итаку. Там он узнал, что Пенелопа родила ему сына Полипорта. Телемах же находился в изгнании на Кефаллении, поскольку оракул объявил, что Одиссей непременно погибнет от руки своего собственного сына.
     Телегон же, когда вырос, узнал от своей матери Кирки, что он сын Одиссея, и отправился в морское путешествие с целью разыскать своего отца. Прибыв на Итаку и приняв ее за Керкиру, он стал угонять овец из стада. Когда Одиссей пытался воспрепятствовать этому, Телегон, державший копье, наконечник которого оканчивался шипом ската, поразил Одиссея и тот умер. Узнав затем, что это был его отец, Телегон его оплакивал, после чего привез вместе с Пенелопой его тело к Кирке. Кирка же отправила обоих супругов на Острова блаженных. После смерти отца Телемах вернулся из изгнания и отправился на Ээю. Там он и остался жить, женившись на Кирке и оставив царский престол на Итаке своему брату Полипорту.
     Гигин уверяет, что Латин, прародитель и первый царь племени латинян, является сыном Кирки и Телемаха. И хотя Аполлодор называет родителями Латина Одиссея и Калипсо, мы на этот раз склоняемся к мнению Гигина, которому виднее, потому что сам он из этого племени и сочинения свои писал исключительно на латинском языке.

===========================
Иллюстрация: Ослепление Полифема. Рисунок на вазе.