Переселенец

Владимир Кириленко2
Второй родиной, мне стала далекая Якутия. Суровый и загадочный край, который я, решил осваивать не от хорошей жизни - после своей службы в Армии?
- Кто бы, мог подумать? - Осваивал я его, целых двадцать лет!
Сманили меня туда, мои родные: -
Мать и сестра, которые проживали там, довольно долго и, убедили меня в том, что зарабатывать, я буду - намного больше! Включая, все северные надбавки и коэффициент?
К тому времени, по своей глупости - успел я жениться? Поэтому, наша нищенская жизнь, требовала к себе особого внимания, которая пристально регулировала нашу финансовую возможность, чтобы мы молодые - ни в чем остро, тогда не нуждались?
С чувством глубокого уважения к своей семье, я должен был: красиво одевать супругу и жить, как все нормальные люди хорошо, - не чувствуя постоянной нужды, в нашем дырявом бюджете?
Такого образа жизни, я не мог позволить себе? Хотя и работал, как ненормальный - по две смены, старался зарабатывать много, чтобы сделать достаточным, наш образ жизни молодой семьи?
Жена, отучившись на курсах парикмахеров, получала свои денежные средства - лишь на карманные расходы..
Мне тоже, пришлось заканчивать курсы в «ДОСААФ», чтобы повысить свою квалификацию, - водителя первого класса и перейти в автобусный парк, где больше платили. Так тогда, наивно думал я?
И, как я, не крутился? - Ничего не получалось?
Денег не хватало вообще! - Наоборот, требовалось ещё больше и больше?

Как и раньше, в ход шла «пушнина», если заканчивались быстро деньги? Тогда я, шел по улице с полными сумками в магазин, не стыдясь никого - звякая бутылками, чтобы в магазине получить жалкие гроши и, купить на них, немного продуктов.
 - Что за жизнь?! - думал я. Постоянные упрёки и скандалы от безысходности с моей материальной зависимостью? Поэтому, мои размышления - вынудили меня покинуть этот город и поехать за «длинным» рублём, в далёкий и неведомый край: 
- Туда, где зимой стоят трескучие морозы, где совсем другая нация живет, и черт знает - что там ещё есть?
 - Живут же люди? И я смогу! - Думал я. Поэтому, домик матери - я быстро продал,  а на вырученные гроши, отправился в дорогу, осваивать новые земли, в надежде на лучшую жизнь? Все так жили в те времена:
- От зарплаты - до зарплаты! Поэтому я, решительно уехал на разведку в эти белые края, чтобы навсегда избавиться от вечной нужды и лишних хлопот - в создавшейся ситуации нашей семьи?
 
Из Иркутска, летел я, впервые на самолёте. В течении всего перелета, я с любопытством смотрел вниз через иллюминатор, на необъятные просторы якутской земли - с ее озёрами и, извилистыми речушками. Тогда мне, было удивительно интересно, наблюдать всю эту красоту, с высоты птичьего полёта и ощущать на себе магию, притяжения этой суровой Земли?
Летел самолет долго. За время этого полета, успел немного подремать под монотонный гул моторов. А, когда самолет начал снижаться, я невольно проснулся и с затаенным любопытством, наблюдал свою - первую в жизни посадку самолета на неведомый аэродром, с раскисшей от грязи взлетной полосы?
Стюардесса - молоденькая девушка, сообщила всем нам, о состоянии погоды за бортом самолета, которая встречала нас прилетевших - своим нудным и прохладным дождем.
Посёлок Нюрба, куда забросила меня судьба, после городских улиц моего провинциального городка, встречал меня своими убогими постройками с грязными дорогами и узкоглазыми якутами, поэтому я, как бы оказался, в какой-то азиатской стране? Поэтому мне, наверное были чужды все ее законы, к которым придется потом, приспосабливаться?
Осторожно ступая по грязному и скользкому, дощатому тротуару, я пошел пешком в поселок от здания аэропорта - мимо убогих построек, удивленно рассматривая обмазанные углы домов коровьим навозом?
(Как потом оказалось, что таким способом, дом спасается от промерзания стен, в сильные морозы?)
- Чудно! - думал я.
По дороге, невольно слушал незнакомую якутскую речь, которая чужда была моему восприятию? Но, в разговорах я заметил, что часто проскакивают русские слова? - Значит думаю, можно уловить смысл, всего разговора?
Дойдя до автобусной остановки, я с интересом расспрашивал пассажиров, о местоположении своей конечной остановки - до которой, мне пришлось долго ехать по трясучей и нескончаемой улице? В окно, я с любопытством разглядывал, всю обстановку, серого и чужого поселка. 

Поселившись у своих родственников, я быстро осматривался и привыкал к новой жизни, чтобы как - то адаптироваться и войти в курс дел - со своим статусом переселенца. - Помимо всего, назревал вопрос:
- Куда пойти работать? Обйдя все организации поселка, я не смог устроиться шофёром, по одной причине - не было моей вакансии. Правда, в одной ПМК, меня брали, но не водителем, а авто-крановщиком - на которого, я должен был выучиться в Якутске, на трёхмесячных курсах за счёт организации.
Начальник был русский, который искренне убеждал меня, что эта хорошая дополнительная специальность, которая даст мне возможность, после учёбы получить новый автокран и двухкомнатную квартиру в новом - двенадцати квартирном доме. При этом, заверив меня, что дом будет сдан, к моему возвращению после учебы.
- Прямо, фантастика какая-то? - растерянно думал я.
Конечно, мне энергичному парню, хотелось в рейсы, чтобы поскорее освоить маршруты и манящие в свою неведомую даль северные дороги, которые открывали бы мне, большие возможности - хорошо зарабатывать.
Увидеть и познать этот край из кабины воочию, было самой реальностью, чем на каком-то автокране?  Погрузка - разгрузка и оседлый образ жизни. Скучно и не серьёзно - чтобы за 1000 км, прилететь на край света и ничего не увидеть? - Просто, парадокс какой то получался? Не мог я смириться с такими условиями жития и, в растерянном состоянии, думал о своей участи?
Но квартира, явно сыграла решающую роль и я, был вынужден прижать хвост, чтобы была возможность жить с семьёй в собственном жилье на чужбине?
Поэтому, мне пришлось согласиться на убедительные доводы начальника. Семейный совет моих родственников, так же одобрил этот выбор и я, полетел в якутскую столицу осваивать для себя новую профессию с новыми возможностями.
- Более трёх месяцев, я должен был достойно прожить в северной столице республики!
- А там, как получится? - невольно думал я.

Город был, не очень большим для огромной республики. Но он, мне понравился своей немудреной архитектурой, в котором был пивной завод. А я, был любителем этого бодрящего напитка. В Нюрбе пиво не производилось, а в Якутске, можно было запросто походить по кинотеатрам и пивным барам - попить пивка с копчёной ряпушкой, которой на «материке», я никогда не видел?
Одним словом, попал я удачно в струю больших перемен, в которой стал себя чувствовать, как в другом мире? Моя учёба, была чисто символичной. Группу набрали - всего из семи человек, которые приехали из разных районов. Наш преподаватель, особенно не питал к нам желания, тратить свое время на малое количество человека – часов. Поэтому он, предложил всем изучать предмет по книгам и плакатам дома. - Самостоятельно.  Журнала посещаемости, так же не было и мы, всем классом с разрешения своего учителя, посещение уроков прекратили.
Какой был прок, добираться через весь город в училище в свой класс, который был пуст? Договорились, что к экзаменам, самостоятельно подготовимся и придём в назначенный срок сдавать их экстерном? На том и решили свою учебную проблему.
А чтобы, не терять попусту время, я устроился стропальщиком на базе нашего гаража, поближе к автокрану, чтобы изучать все на натуре? С этим новым качеством, мне было намного удобней вникать в принцип работы агрегатных узлов крана на практике. Сам крановщик, толково все объяснял и разрешал мне, самостоятельно работать на погрузке – разгрузке лёгких грузов. Таким образом на практике, я быстро освоил а/кран и готов был к предстоящим экзаменам.
В свободное от работы время, ходили с ребятами в лес, который был рядом с нашим общежитием - жарить шашлыки в компании знакомых девчонок из общежития. Скажу больше!
- Даже, влюбился в одну? И, у нас с ней, завязался не шуточный роман - на всю катушку! - Одним словом, - молодость!
Которая, требовала от нас, большой романтики и постоянной любви, от которой, нигде нельзя было спрятаться?
В то время, на дворе незаметно наступила весна! - Пора больших перемен, которая, зачарованно туманила головы молодым людям, и безрассудно заставляла принимать необдуманные поступки? 

Накануне первомайских праздников, я подрядился писать плакаты и транспаранты на демонстрацию - по просьбе профкома организации.
А, на заработанные деньги, мы закупили с товарищами на праздничный стол, все необходимые продукты.
- Первое мая в семидесятые годы, был в ту пору, светлым и весенним молодежным праздником, который нами - не считался политическим, даже при наших коммунистах?
Народ приходил на праздничную демонстрацию добровольно, которая состоялась каждый год в центре города, где люди шумной колонной, восторженно проходили по праздничному городу, с сотнями транспарантов и флагами мимо трибуны. Приветливо махая руками, руководству республики у памятника Ленина.
Люди, гордо и торжественно выпускали из за пазух сотни белых голубей в небо и бесчисленное количество воздушных шаров - под громкие восторженные крики горожан.
Такое мероприятие, радостно приветствовалось каждым жителем столицы, которым, тогда еще - не был знаком: - Афганистан, где тысячами, приходилось умирать нашим юным демонстрантам?
- Но, это было потом.
А после, всех этих торжеств, нам нужно было, сходить на городской рынок и прикупить мяса, из которого, девчонки нажарят много котлет - на всю нашу компанию.
- Каждому хотелось, чтобы все было по-домашнему, почувствовать тепло и уют покинутых нами, когда-то домов?
На городском базаре, походив по мясным рядам, мы убедились, что на этих прилавках нашей говядины нигде не было? Поэтому, пришлось прикупить одной свинины, и возвращаться обратно домой - утешая себя в своей невиновности перед нашими красивыми поварами. Идем обратно, разговариваем о своих делах по пустынной улице домой. Как вдруг, откуда-то из подворотни, выскакивают на дорогу две дерущиеся собаки? И, одна нелепо, попадает под колеса проезжающей машины, сильно ударяясь, 
молодой Шарик, с визгом отлетает в сторону. При этом падает, дергаясь в предсмертных конвульсиях! Вся эта, невеселая картина, произошла спонтанно - на наших глазах. Поэтому мы, хотели по-быстрее пройти мимо этой неприятной трагедии? Но, нашему татарину - Рашиту, пришла в голову интересная идея, забрать сбитую собачку, чтобы по-пути ободрать ее в нашем лесочке?  Таким образом, восполнить недостаток в мясе - которое сойдет за баранину!

Конечно, жалко было Шарика, но с пользой для общего дела, мы приветствовали его идею и негласно, согласились - совершив при этом, непривычное дело?
 - Ободрав собачку в лесу, который рос густым ельником в районе Сайсары.
С чувством выполненного долга - придя домой, мы выложили из пакетов все «купленное» мясо, после чего, взяли у коменданта мясорубку перекручивать мясо на общей кухне. Из всего нашего мяса - получилось целое ведро фарша, из которого девчонки долго лепили и жарили котлеты на допотопной общежитской электроплите, предварительно открыв все окна - выпуская едкий чад из тесного и душного помещения. Все наши похождения, пока оставались в тайне. А нам, неудобно было честно признаваться в подмене мяса, чтобы не портить всем праздник и аппетит.

Первым, проговорился Рашит, - выпив лишнего, желая проследить реакцию гостей, слопавших вкусные котлеты. Но, выслушав его байку про собачку - молодежь не поверила ему, и праздник продолжался, как и раньше: с танцами и песнями, до позднего вечера. Но, по стечению обстоятельств, кто - то из гостей, уловил этот слух, не как шутливый подвох, а вполне за правдоподобную собачку. Мясо которой, все скушали быстро - под картошечку и рюмочку.
Конечно, гости холостяцкого общежития, не каждый день ели такие деликатесы, поэтому, всем было очень вкусно. А, после выпитого стакана - можно съесть любого зверя? Ближе к позднему вечеру, сильно подвыпивший Рашит - на спор пошёл показывать собачью шкуру, не верившему электрику - Юрию Чепелю, который болел туберкулезом и, все сомневался на этот счет с мясом, имея при себе свои планы?
- Да и была – ли, собачка вообще? 
Но, подвыпившая любопытная компания, последовала за ними в сарай, удостовериться в правдивости его слов? Татарин, открыв сарай настежь, и распахнув двери, чтобы все увидели на стене, прибитую гвоздями к доскам - растянутую для просушки, собачью шкуру, которая подтверждала очевидный факт своего существования?

Возмущались, разумеется не все? Большинство гостей, мирясь с тем, что вся их компания - по незнанию о таком подвохе, дружно скушала целое ведро мяса, возможно даже и, из фарша этой собачки?
Кто ругался, кто смеялся, но было уже поздно и не важно, что сегодня произошло? - Главное все понимали наше правдивое объяснение, про дефицит на базаре, да и, случай был - исключением! Вкусные съеденные котлеты, притупили их сознание, поэтому и, не произошло - ни у кого из подвыпивших гостей чувство брезгливости?
- Если где-нибудь, кто - то меня спросит. - Ел ли, я собачку?
- Не стыдясь, положу руку на сердце, и отвечу искренне - что это очень вкусное диетическое и лечебное мясо, которое считается национальным деликатесом у корейцев.   

Перегон

Люди, как и судьбы у всех разные. В те славные и лихие брежневские времена, когда стана строила БаМ - каждому молодому человеку, хотелось уехать в романтическую даль, чтобы устроить там свою жизнь. Заработать большие деньги и жить не тужить - припеваючи? Но, как бы мы ни крутились, устраивая свою жизнь - понимали, что Север, это всего лишь, временное пристанище для зарабатывания денег? Которые, должны осчастливить их жизнь.
Поэтому, не всем удалось освоить этот суровый край. Лишь единицы, оседали здесь надолго. Но, были и такие, кто навсегда остался лежать в могилах вечной мерзлоты со своей светлой памятью. Кому-то, быстро посчастливилось заработать кучу денег, и люди уезжали отсюда насовсем обустраиваться на материке. Покупая квартиры и старались, счастливо пожить в своих хоромах - живя воспоминаниями о суровом Севере, который был для них второй родиной, выведя их в люди!

Со временем, я вступил в общество охотников и рыболовов, которое меня увлекло и затянуло как болото - на долгие годы азартом рыбалки и охоты, увлекая меня, ловить рыбу, стрелять во все, что  летало?
Помимо зарплаты стропальщика, мне присылали, каждый месяц из Нюрбы - стипендию. Поэтому, в итоге сумма складывалась приличная? К тому же я, понемногу откладывал деньги на поездку за своим а/краном - предвкушая, скорую неблизкую поездку в Амурскую область. Тем временем, моей учебе приходил неминуемый конец. Наша группа из семи человек распалась. Лишь, трое человек остались сдавать экзамены. - Остальные, махнув рукой на такую учебу - разъехались по домам.

Наконец, настал торжественный день, когда мы пришли в учебный класс с затаенными чувствами предстоящих экзаменов. Сидим волнуемся, как и все абитуриенты и каждый, по-своему думал о своей подготовке с ответами?
В указанное время, заходит в класс наш преподаватель с солидным мужчиной, который поздоровался с нами и шутливо сказал, что такую группу он встречает впервые? Принимать экзамены у нас, он не будет. Сказав, что документы, нам выпишет наш преподаватель. И пожелав нам удачных вопросов. Он, попрощался с нами и ушёл. 
- Ну и дела! - Сдали экзамены, без экзаменов? Кому рассказать - не поверят?

К концу июля, позвонил мой шеф и сообщил мне радостную весть, что кран уже пришёл на платформе в Невер. Поэтому, мне надо ехать в Амурскую область, получать его. Эту поездку, я долго ждал! Лететь нужно самолётом, чтобы быстро получать кран и, перегонять его, до Якутска. По телефонным наказам своего неутомимого начальника, я должен был, ждать самоходную баржу, которая придёт в Якутск за своим грузом и, попутно заберёт мой кран в Нюрбу.
- Ну думаю, дождался я наконец - то?  Теперь, меня ждёт настоящая работа - по которой, я сильно скучал. Мне пришлось срочно уволиться с работы, и немедленно заканчивать все здешние дела улетая, от лишних хлопот из этого города.
Взяв доверенность в главке на получение автокрана и, получив денежный перевод на дорогу из Нюрбы, я, в приподнятом настроении поехал в аэропорт покупать билет до аэропорта Тахтамыгда.
В ожидании посадки, я сидел в огромном зале, обдумывая свое неординарное положение - представлял себе, как мне в дальнейшем придется жить и работать? Прошло много времени, прежде чем, нас пригласили на посадку через пост-контроль. Иду, а сам думаю:
- Вот тебе и романтика! Будет теперь все тебе, и запахи тайги с комарами и
 постоянная неустроенность? Даже, дух перехватило!

Конечно, одному было непривычно, чтобы слоняться по вокзалам и аэропортам?
Все больше молчком. При этом, постоянно сам, с собой разговаривал? Поэтому, не хватало у меня, настоящего душевного общения!
Посадка шла на красивый самолёт ЯК – 40, который я,видел впервые. Мне было очень интересно, полететь на таком красавце в заоблачную даль - ближе к своему будущему.
Летели, часа два до города Алдана, где дозаправились, а после, полетели до конечного пункта назначения.
Прилетев на место, мне пришлось из аэропорта добираться на ж/д вокзал пешком, чтобы сесть на поезд и ехать до Большого Невера, где стоит и ждёт меня, мой кран. Это была, еще та станция, которая не "хлебом - солью" встретила нас, наивных пассажиров, которые мечтали о предстоящем сервисе? Добирались пешком до "железки" - часа два, чтобы сесть на проходящий поезд, который пришлось очень долго ждать?
Дорогу, длиною в 1200 км, я преодолел за 5 часов. И сколько, предстоит ехать мне одному на машине обратно?
- Сам себе, задавал не раз, этот безответный вопрос. Поэтому, меня сильно это тревожило. Но, трепетная тревога, после рассеялась, когда я пришёл на центральный склад в Невере, получать автокран - на шасси автомобиля - ЗИЛ-130. Меня, сильно прошибло холодным потом, когда я увидел два крана - одиноко стоящих в сторонке с выбитыми стёклами, прижавшись сиротливо к высокому деревянному забору.

Поначалу, я даже обрадовался, что такую технику никто не возьмет, и перегонять - не будет, ни один здравомыслящий водитель? Галя Чёрная, - кладовщица склада предложила выбирать мне любой кран, какой понравится и угонять его подальше от ее склада. Делать нечего, пошёл выбирать подходящий для себя кран - похожие, больше на металлолом. Походил вокруг них обоих, прицениваясь и, выбрал голубенький, у которого было выбито лобовое стекло, а под капотом на двигателе - был полный кошмар, потому что, все было разграблено и замотано проволокой для порядка.
Но самое главное, - не было «ЗИПа», в котором был инструмент с домкратом.
- Второй кран вообще, был разграблен основательно. Поэтому, я в подавленном состоянии и растерянным, вышел на улицу из этого жуткого склада. Принимать не стал. Сказав кладовщице, что пошёл звонить на почту своему начальнику, чтобы выяснить сложившуюся ситуацию на этот счет.
В те годы, воровство на железной дороге процветало, как никогда! Пресловутые «БАМовцы», бежали сотнями с товарищами - комсомольцами, с какими месяц назад ехали с транспарантами со своим геройским задором, покорять сибирскую тайгу. Теперь же, возвращались они - настоящими дезертирами и мародерами, которые в поисках пищи - саранчой опустошали в деревнях все, что попадалось на их пути?Любой ценой, добираясь до железной дороги, чтобы уехать домой в  товарных вагонах, потому что, денег - ни у кого не было. - Не заработали!
Благодаря голодным «комсомольцам», для которых были все средства хороши, чтобы раздобыть деньги на еду, чтобы в таком состоянии была вся техника на складах.
По телефону, шеф убедительно просил меня - любым способом восстановить кран, который он, долго «выбивал» в Главке.
Деньги на восстановление крана, он отправит мне. Но пригнать, я его в Якутск - должен любой ценой?
Конечно, ждать перевода денег не стал, а тратил свои кровные - покупая у грузчиков запчасти по известным всем ценам - за водку. Поэтому, за один день, я частично восстановил половину недостающих запчастей на машину.
На местной автобазе у директора в кабинете, почти стоя на коленях, выпросил лобовое стекло, карбюратор и катушку.
 - Это было, самым настоящим счастьем, что удалось мне раздобыть у него на базе?
На нижнем складе у своих же грузчиков, где сиротливо стояли эти краны, я докупал, не достающиеся запчасти, и все, - за пресловутую бутылку водки?

Воровская шобла грузчиков, давно дожидалась нас простаков, чтобы вернуть  за водку нам, - наши же запчасти?
- А что было делать? Приходилось брать. 
В этот день, мне не удалось завести двигатель, из-за нехватки транзистора и трамблера под капотом машины. Поэтому, мой кран, в принудительном порядке, по команде Гали - кладовщицы, вытащили на буксире за ворота, с территории склада и бросили - предоставив мне, самому решать свои проблемы. Но, только за забором склада!
Делать нечего, кран бросили на обочине дороги, который мне суждено было, этой ночью оставить и, идти на воровство - от вопиющей безысходности, чтобы доукомплектовать недостающие запчасти.
- Ни о каком сне, я в этот вечер не думал. Поздним вечером на железной дороге, я выбрал подходящий состав, стоявший на красном семафоре, где на платформе стояли новенькие ЗИЛы – самосвалы, с которых мне, нужно-было стащить зап.части?
Как в кино, я как преступник, незаметно в темноте подобрался к платформе и залез на нее. Залёг под одной машиной и замер, напряжённо ожидая отправления состава в эту ночь? После белых ночей в Якутии, здесь была полнейшая темнота, и этой темнотой, я сейчас должен воспользовался, чтобы свинтить запчасти из под капота.
Яркие прожектора, освещали границу станции, а дальше наступал полнейший мрак в который, увезет меня поезд. Никакого страха я не чувствовал, наверное потому, что от отчаянной несправедливости и безысходности, пришлось мне пойти на это гнусное преступление?!

Конечно, - всем телом, приходилось ощущать свою незащищенность перед своим необычным делом? Если поймают, то придется не слишком радоваться своими предстоящими скитаниями по тюрьмам? Разумеется, я знал, кто такие "Бамовцы", а кто был я? Даже - не хотелось делать себе оценку!   Наконец, состав дёрнулся и медленно тронулся, набирая ход, который все быстрее и быстрее - увозил меня в таинственную ночь - в неизвестность!?
Когда въехали в темноту, я бросился к кабине - открыв дверцу, разбив ветровое стекло, затем капот. Откручивал под капотом, нужные мне запчасти на ощупь.
Вся эта необычная операция, заняла минут пятнадцать.
- Не думая, на какое расстояние - меня провез этот поезд? Я, торопливо запихнул "ЗИП" с запчастями в мешок и аккуратно бросил его, под набегающий навстречу мне столб, а сам спрыгнул с платформы - по ходу поезда в темноту, обдирая о щебень свои колени и штаны, вместе со «шкурой».
Проводив состав. Я пошёл к столбу, искать в темноте свои трофеи. Найдя мешок с драгоценными железяками, я забросил его на плечо, и стал выбираться обратно в кромешной темноте по шпалам с радостным настроением, навстречу своей бесшабашной судьбе, не думая о том - что могут и поймать? 
Шёл больше часа до своего крана, натыкаясь на столбы и запинаясь о неровности по дороге. После чего, смертельно уставший я наконец, прилёг спать на голые сидушки в кабине - закрывшись, изнутри с добычей до утра. 

Утром, чуть рассвело, спешно, стал устанавливать запчасти на свои места в движке, чтобы отъехать подальше от пыльной дороги. Ближе к обеду, я завел ее, и машина обрела жизнь? После всего этого марафона, я тронул кран с места, в сторону речки, где стояли два новых бортовых КрАЗа - водители которых, перебирали ступицы колёс. 
Познакомившись с ними поближе, я узнал, что они перегоняют машины в Якутск, и предложили мне, поехать с ними за компанию. Я конечно, с удовольствием согласился и поблагодарив их, стал доделывать оставшиеся неполадки в машине.
А к обеду - поехали в столовую, чтобы плотно пообедать и настраиваться на отъезд домой. Перед отъездом, хотелось хорошо поесть. А на дорогу, решили закупить в магазине продукты.  Только сели и расположились за столом, как один водитель, вдруг спохватился и, молча побежал на улицу к машине. Мы тоже встали и пошли на выход посмотреть из любопытства - куда это он, так резво побежал?
Конечно, без слов была понятна такая спешка товарища, потому, что кабина в машине была открыта, а куртку с документами и деньгами у него - только что украли?
Кабина открывается специальной ручкой, которую он забрал с собой, но кабину не замкнул ключом, - по-надеясь, что днём при людях, никто не станет лезть открывать и воровать?  Но, вышло совсем не так, как хотелось?
Пообедав, они поехали в милицию, а я пошёл на почту, получать перевод от шефа. Деньги в дороге всегда пригодятся, поэтому, лишними никогда не бывают?

Получив перевод, я пошёл побродить по магазинам и прикупить, что-нибудь погрызть в дороге за рулём - помимо общего "котла". Долго ребят не было,
Я за это время, успел перебрать передние ступицы машины.
Только к вечеру, приехали они, гружёные под завязку помидорами, которые находились в ящиках и сверху были накрыты большим брезентом.
Поймала у милиции их, одна хохлушка, которая попросила попутно взять ее груз из вагона до Якутска - за определённую плату. Толику повезло с деньгами, а вот права выписали ему временные. Хорошо, что хоть так все обошлось, а помидоры - наверное за ту утрату, чтобы компенсировать моральный ущерб?
Переночевав темную ночь, мы утром поехали в путь – дорогу дальнюю и опасную, но манящую своей неизвестностью, которая будет постепенно приоткрывать свою таинственность за очередным поворотом, и снова убегать назад, оставляя позади пройденные километры.

Первое, захватывающее впечатление на меня, произвела сама матушка природа?  Остановившись, на перевале Яблонова хребта, перед нами открылась сказочная панорама таёжного ландшафта с изумрудной дымкой таёжного массива - сливалась с горизонтом и исчезала в далёкие бесконечные дали.
Вековые сосны и кедры стояли, как солдаты в строю на подбор. Стройные и величавые, отбрасывающие, свою длинную тень на грунтовую и пыльную дорогу.
Где - то вдалеке трассы, тайгу плотным ожерельем очертила ультрамарином, безбрежный ковер голубики, который своим манящим цветом, подчеркивал всю эту безбрежную даль. Такую красоту не опишешь и не перескажешь словами?
Её, надо видеть и наслаждаться - впитывая ее в себя, как губкой. Тут можно было, дышать полной грудью с насыщенным таёжным воздухом, от которого неожиданно вдруг кружится голова?
Поэтому, приходилось на перевале часто останавливаться и отдыхать перед каждым крутым спуском, пережидая встречные машины, которые спускались с противоположной стороны - поднимавшие за собой огромные столбы пыли.
Серпантин извилистой дороги, обнимал склоны сопок, затем, резко уходил за поворот, чтобы вновь - неожиданно появиться и снова исчезнуть?
Конечно - мне было немного страшновато на крутых поворотах, когда под тобою была - головокружительная пропасть? И, очутиться там, можно - было в любую минуту, если откажут тормоза?
Тогда все! - Романтика закончится. 

Спустившись с перевала, машины быстро проехали Тынду - столицу БАМа.
Было видно, что город строится и живут тут люди порядочные - работящие, которые обживают эти места - надолго и основательно. По всей дороге, был - «сухой закон». В магазинах спиртного давно не было - до самого Алдана. Ребята знали это и запаслись им, ещё в Невере - купив ящик дорогого коньяка - «Белый аист».
Дорога дальняя и непредсказуемая? Поэтому спиртное в дороге, просто необходимо было. Вечером проехав магистраль, мы остановились на ночлег - заехав в широкий «карман» и развели костёр.
Хохлушка Вера, - полноватая бабёнка, лет сорока шустро собрала на стол.
- С шутками и прибаутками, она по - хозяйски нарезала сало, украинский хлеб, который испекла ещё дома и, пригласила всех к столу.
Сели за стол, достали коньяк и решили немного расслабиться, чтобы отдохнуть, после трудной дороги? И заодно,"обмыть" свои машины, чтобы завтра во второй половине дня - отправиться дальше.
Ночь была темной и довольно душной? Поэтому мы, долго не могли заснуть? 

Проснулись мы, ближе к обеду и то, от духоты в кабинах в которых, нечем было дышать и очень хотелось пить?
Вера приготовила нам салат из помидор, сварила суп с тушёнкой - прикрыв стол газетами, а сама отправилась собирать голубику, которая росла прямо у края дороги. Огромная территория из одних ягод распростёрлась по равнине голубым ковром. Такое изобилие даров природы, я видел впервые - не веря, что может такое быть на самом деле? Меня, как простого обывателя, удивило то, что ягоды здесь - огромное море, а собирать некому?!
У нас в лес не успеешь зайти, а конкурентов уже на каждом шагу. Поэтому Вера, была единственная ягодница на всю долину, которая может спокойно рвать на выбор крупные ягодки - не отвлекаясь от надоедливой мошки.
Ее белый платок, утопал в этой глубокой голубизне, и как поплавок маячил вдалеке. Сидим  спокойно обедаем, ведём разговоры разные, про то и другое.
Как вдруг, услышали вопли Веры, которая бежала к нам со скоростью спринтера не оглядываясь, - резво перепрыгивая препятствия, попадающие на ещё пути.
– Медведь, там медведь! – кричала она. Мы соскочили с мест и кинулись к ней навстречу. При этом, сами не на шутку испугались от её крика? А Вера, тяжело дыша пролетев мимо нас - резво, заскочила в кабину и крепко хлопнув дверкой.
Густые кусты карликовой березы, были не очень высокими, но мы не видели медведя? А,по реакции видели, как резво убегала Вера? Поэтому мы - не сговариваясь, тоже ринулись к своим машинам. - Мало ли?
Потом, все долго смеялись - надрывая животы, показывая пальцем друг на друга. - Кто как, драпал?
После этих событий, мы снова продолжили свой перегон дальше, проезжая перевалы с нескончаемыми дорогами, которые своей пылью - забивалась песком в наш рот, плотно набиваясь в волосы. Поэтому, нам приходилось раздеваться до трусов, а свою одежду, сворачивали в рулон и прятали в целлофан. 

Где - то, впереди, в вечернем небе, отражалось зарево огней Алдана, которая, считалась золотой жилой Якутии - постоянное место обитания, старательских артелей, куда нас выводила эта дорога.
Город был небольшой, но какой - то убогий и неухоженный? Стоит на золоте, а городу, постоянно ничего не перепадает на благоустройство? - думали за очередным ужином мы? Почему так, происходит у нас в стране? - Загадка русского характера, или умом Россию не понять? Все эти сантименты проходили быстро, когда приходилось ложиться спать. Так, без особых приключений, до Якутска доехали за двое суток, не считая стоянок. К вечеру, я были уже на месте на окраине Якутска.
Ребята, повезли Веру с её помидорами на рынок.
Я же, свернул к общежитию, которое было недалеко от дороги. Уставшего, но счастливого меня, как блудного сына - встречала вся общественность моей «общаги».
Сарафанное радио, сообщило им точно:   
- Кто едет, как едет, и когда приедет? Поэтому, они давно поджидали меня - приготовив стол.
Хорошо, когда есть друзья в незнакомом краю? Поэтому, было чертовски приятно, что кто-то ждёт и помнит о тебе?
- Дружба, - хорошая черта человеческого общения, которая объединяет души, как бы, превращая их в одно целое. Конечно, мне были дороги эти люди, которые как и я, очутились на этой земле - оставив дома, своих родных и близких. Всем хотелось заработать и избавиться от постоянной нужды, которая преследовала каждого из нас, на Большой земле. Так было всегда в своё время, так будет всегда - до тех пор, пока человек не избавится от постоянной нужды и неустроенности в этой жизни. Поэтому, про такие страсти, нам не приходилось, в то молодецкое время думать.

Плавание, которое я ожидал, затягивалось на неопределённое время. Лето было засушливым и Вилюй обмелел. В верховьях, река была перекрыта плотиной Чернышевской ГЭС, которая снабжала электроэнергией весь алмазный край, для обогатительных фабрик. Уровень водохранилища не позволял большой сброс воды, поэтому река подпитывалась, лишь ручьями и речками, которые так же, были с малой водой. 
Шеф ничего сделать не мог, лишь убеждал меня ждать - хоть до «зимника»? Я, не очень переживал, что работы не было? - Моя контора, все равно начисляет мои кровные денежки! Жить можно было и на стипендию, которую мне высылали каждый месяц. А вообще, не плохо я устроился? Там, в Нюрбе, я никого не знал, кроме своих родных? А здесь - все стало давно знакомым и родным? - Друзья - товарищи и много, просто знакомых.
Мне, часто приходилось подрабатывать на стройках у шабашников на кране.
- Разгружать машины, подавая на этажи кирпич, шифер - до тех пор, пока не наступил август месяц. Ровно полгода прошло, с тех пор, как я осваивал Север, находясь в "подвешенном" состоянии - между небом и землей? Не знал, когда придется отплывать на барже, к себе в Нюрба?

И вот, наконец, пошли долгожданные для речников дожди! Моя долгожданная баржа, наконец, вышла в Якутск, которая через три дня, должна подойти к нашему пирсу, чтобы загрузиться грузом и взять мой кран на свой борт.
Простившись с друзьями, поехал я в речной порт встречать свою долгожданную  самоходку, которая, возьмет меня с краном и, войдет в устье Вилюя - затем, против течения, будет медленно подниматься до самой Нюрбы.
Вся такая необычная дорога, займет пять дней и ночей. - Совсем не много, по сравнению с моей затянувшейся командировкой?   
Был конец августа. От нудных дождей, по реке плыл белый туман, который не позволял самоходке идти на полном ходу? Поэтому мы, тащились медленно, чтобы не налететь на какое -нибудь судно, или отмель?
В кабине спать было холодно, и я расположился в тесном кубрике - расстелив на полу кошму из верблюжьего войлока, который получил на складе для утепления кабины.
Первая ночь, прошла ужасно? Просыпался от того, что по мне, кто-то прыгает и кусался? - Включу свет - никого не вижу.
- Что за чертовщина? Только выключаю свет, чтобы заснуть? - как все вновь, повторяется сначала? Так и ворочался я, всю ночь? - Не выспавшийся и обескураженный, утром я, пошёл спросить у капитана, что такое происходит, на его посудине?
Он, посмеялся надо мной и сказал, что меня блохи одолели, которые остались жить голодные в этой кошме? - Действительно! Как я сам не догадался?
Травить их было нечем, да и к чему? Выбросил я кошму на палубу - морозить блох. 
Последние дни, я спал в холодной кабине. Приходилось, часто вставать по ночам и заводить двигатель, чтобы включать печку и согреваться от её тепла?
Но такое тепло, было ненадолго и кабина, вновь быстро выстуживалась. Поэтому мне, не удавалось нормально высыпаться от жуткого холода и постоянного неудобства, которые присутствовали в этом путешествии?
Досыпать, мне приходилось днем в прогретой кабине на солнце, при этом, время проходит незаметно - при таком необыкновенном плавании?
Постоянно, хожу к капитану узнавать, - где мы плывем и как далеко еще, до нашей Нюрбы? Наконец, прошли последний фарватер. И, на высоком берегу из тумана, показались серые постройки, неприветливого в такое время - поселка, который долго  приближался ко мне?
Грязь и лужи на дорогах, придавали этому селению, самую печальную картину, настоящего захолустья, в котором предстояло мне основательно поселиться, и жить долгие годы?   
Постепенно, я втягивался в работу, которая отвлекала от ностальгии по друзьям, знакомым и близким. Новый дом из бруса, плотники не сделали вовремя. Поэтому мне, пришлось подыскивать себе отдельное жилье, чтобы отделиться от своей сестры и, отдельно жить, не притесняя ее семью - своим будущим семейным присутствием?

Моя половина, тем временем решила приехать ко мне на разведку, посмотреть своё будущее место обитания? Какие лишения, она здесь почувствует, чтобы окончательно настроиться?
- Как в дальнейшем, будет она жить в этом медвежьем углу? Чтобы окончательно, принять свое решение? Поэтому мне, пришлось на зиму, срочно снять угол в заброшенном доме, который светился от пола до окон, своими гнилыми боками бревен, которые я, затыкал тряпьём, чтобы не видеть зимнюю белую улицу?
Привёз машину дров, затопил отремонтированную печь и мы, стали зимовать с моей женой, как полярники? - Не снимая с себя одежду! - Ни днём, ни ночью! Поэтому, мы  зимовали первую зиму, в самых, что ни есть -экстремальных условиях?

Квартиру, я получил, только к лету в новом доме, который строили наши белорусы.
После чего, счастливые, мы, поселились жить там основательно. С провизией, в те годы ситуация была напряжена в каждом городе Якутии, как и по стране в целом! Всюду, составлялись по организациям списки о составе семьи, которые прикреплялись к магазинам. После чего, по этим спискам, мы отоваривались - по мере поступления продуктов. - Каждый месяц!
При этом, выручал меня мой кран, когда приходилось работать в «Райпотребсоюзе», выгружая зимой машины с продуктами или летом баржи на Вилюе - реке.
Мне постоянно, начальник выписывал ящиками дефицитную - тушёнку, колбасу, и сгущенку. Львиная доля зарплаты уходила и на одежду. Поэтому накопить денег - никак не получалось. - Ни физически, ни практически?
Какой – то, замкнутый круг получался на этом Севере? Единственно, - реальные деньги, можно было увидеть, тогда, когда за три года - уходишь в отпуск?
За этот срок, накапливается приличная сумма, которую потом - уехав на море по путёвке, тратили - не задумываясь! 
Единственное, что остаётся от денег - это сделанная «заначка» из двадцати рублей, - засунутых под корочку паспорта.

- Так и жили. Но, были и такие, которые питались лишь хлебом и рыбными консервами - запивая все пережеванное водой или чаем?
У таких скупердяев, довольно быстро накапливались денежные средства, и появлялись желудочные болезни - которые зарабатывали, вместе с машинами.
Так и живут люди на этих хваленых Северах, которые, манят всех отважных добровольцев - своим длинным рублем, лишая их всех мыслимых и не мысленных человеческих удобств?