В защиту языков

Степан Станиславович Сказин
По правде сказать, я размещаю на Проза.ру только художественные тексты.  Но случай такой, что приходится выступить в роли публициста. Как Лев Толстой восклицал: не могу молчать.
Вы знали, что с осени 2017 года татарский язык не является в школах Республики Татарстан обязательным предметом?.. И что совсем недавно (04.08.2018) президент подписал закон "Об изучении родных языков" – закон чрезвычайно вредный, если не сказать больше?..
Лично я долгое время был не в курсе. И не в том дело, что я почти не смотрю телевизор. А в ужасающей замусоренности медийного пространства. На фоне хлама, которым СМИ усиленно пичкают нам мозги, важные сообщения проходят незамеченными. Мы все, поневоле, слышали о пресловутом "мундиале", о голливудских новинках кинопроката и тому подобном шлаке. Но если Вы спросите московского обывателя о проблемах в татарстанских школах, тот только глазами будет хлопать. Но обо всем по порядку.
До осени 2017 года татарский язык в школах Республики Татарстан был обязательным предметом. Вопреки пропагандистским заявлениям шовинистов, вовсе не в ущерб русскому языку. Русские, татарские и все остальные дети учились как русскому, так и татарскому языкам. Естественная для многонационального общества ситуация. Живя в Татарстане, крайне полезно и даже необходимо знать хотя бы азы татарского. А если Татарстан – неотъемлемая часть России, не обойтись и без великого и могучего языка Пушкина и Тургенева.
Я оставляю в стороне вопрос о качестве преподавания. Чего греха таить: не только языки, но и химия, физика, математика, история в современной российской школе преподаются безобразно. У меня у самого школьные годы целиком пришлись на постсоветское время; я знаю, о чем говорю. Помнится, кто-то из моих ВУЗовских товарищей честно признавался: "Я не знаю, кто такой Ленин" (по версии школьников последних лет, Ленин был "русский писатель, жил веке в 18-ом"). Что касается географии, то одна медсестра на полном серьезе интересовалась у моей жены: "А что, в Армении есть город Казахстан?"
Плачевно и позорно. Но это не значит, что, раз школы так плохи, то их надо вообще закрыть. Не значит, что за отсутствием квалифицированных кадров и работающих методик, надо поставить крест на преподавании алгебры и геометрии. Или что в Татарстане пора прекратить учить детей татарскому.
Но у власть предержащих капиталистических бюрократов – собственная, непостижимая для простого смертного, логика. Они ухватились за петицию некоей группы общественно-активных родителей (петиция содержала просьбу избавить школьников от обязательности изучения татарского). Как результат: татарский язык преподается теперь факультативно. Т.е., исключительно для желающих. Строго после общих для всех предметов.
Все это подано под соусом красивых разговоров о недопустимости "обязаловки". Нельзя, мол, заставлять ребенка учить татарский, если тому не хочется. На татарский язык – якобы никаких гонений. Кому надо – тот пойдет учиться татарскому на факультатив. Но за всеми этими яркими словесами кроется громадная ложь, о которой я скажу. (Замечу пока в скобках: когда нам говорят, что нельзя ребенка заставлять учить какой-то предмет, уже стоит насторожиться. С такими аргументами, не только язык, но и литературу, географию, биологию – можно перевести на факультатив. Потому что: нельзя же заставлять...)
Читатель наверняка понял: насчет "непостижимости" логики правящей бюрократии – я сыронизировал. Эта логика становится предельно ясной, едва мы взглянем на ближайшие последствия ущемления татарского. А последствия те, что власти вогнали клин между русскими и татарами. Федеральная власть как бы говорит татарам: "Хотите - изучайте свой язык, хотите - нет. Это сугубо ваши частные проблемы". Даже в национальной республике татар татарский язык оказывается "не у дел"!
Национальные чувства татарского народа глубоко задеты. У части татар пробудились националистические и сепаратистские настроения, вплоть до "Вспомним 1552-й" (год взятия Казани войсками Ивана Грозного). Еще сильнее подогреты имперские и шовинистические предрассудки в среде русских. "Разделяй и властвуй!" – принцип, которым руководствовались еще древнеримские правители. Столкнув лбами русских и татар, проще господствовать и над теми, и над другими.
Иные защитники "добровольности" изучения татарского языка говорят: "Мы ничего против татар не имеем. Но их язык нашим детям нигде не пригодится. Ни в университете, ни на работе. Куда важнее английский!.." Но это все тот же шовинизм, только навыворот. Недопустимо к языку – культурному стержню целого народа – подходить с такими узко-прагматическими рамками!.. Мне вспоминается давно читанная мерзостная писулька американского журналиста, который настаивал на "ненужности" русского языка. В качестве международного языка русский, видите ли, быстро сдает позиции английскому. Не за горами день, когда и в самой России английский будет более востребован, чем русский... Неприятно такое читать, согласитесь!.. И подумайте теперь: приятно ли татарам.
Но дальше - больше.
04 августа 2018 года президент подписал закон "Об изучении родных языков", будто бы учитывающий критику, которой общество встретило нововведения в Татарстане. Главная изюминка в том, что русский язык "уравнивается в правах" с национальными языками. Родителям школьника предлагают выбрать, какой язык ребенок будет изучать в качестве родного: русский или якутский; русский или бурятский; русский или... Если выбран, скажем, якутский, то определенное количество часов ребенок учит якутский, и определенное количество часов – русский (как язык общегосударственный). Если выбран русский, то увеличенное количество часов школьник учит русский язык. А якутский (башкирский, марийский, чеченский...) не учит вообще.
Блеск!.. Языкам, находящимся в заведомо неравном положении, предоставлены равные права. Ведь очевидно до боли, что ни один из национальных языков не сможет конкурировать с русским. Русский язык на территории России – язык межнационального общения. Язык центральных телеканалов, газет и т.д. Именно потому он ни в каких привилегиях не нуждается. В то время как национальные языки, наоборот, требуют государственной и общественной поддержки, а в некоторых случаях – даже охраны. Если мы, конечно, хотим сохранить культурное многообразие России. (Я-то хочу, но правительственная бюрократия - против).
Ясно, что после принятия закона "Об изучении..." дети из русских семей в Татарстане, Башкирии, Калмыкии, Бурятии, Якутии – даже не прикоснутся к татарскому, башкирскому, калмыцкому, бурятскому, якутскому языкам. Важные дяди из верхов - РАЗРЕШИЛИ не изучать неродной язык!.. Хуже того: значительная часть татарских, башкирских, калмыцких семей предпочтет отдать детей на русский. Хотя бы затем, чтобы ненароком не противопоставить ребенка русскоязычному большинству.
Что получаем в итоге?.. Вымирание национальных языков. Усиление межнациональной розни, которая есть бомба замедленного (да и такого ли уж замедленного?) действия, заложенная под многонациональную страну. Не хочется ли задать пару неудобных вопросов царю и боярам?..