Забытые острова

Лидиия Смирнова
               


                Чуть ниже устья реки Силинка, там, где ее дельта непосредственно вливает свои воды в могучий Амур, с 30 годов и почти до шестидесятых прошлого века, находились три острова, заселенных семьями комсомольчан.
    
    Сейчас эти места с первого взгляда, очень отдаленно, даже при большой доле воображения, трудно представить как давние земли, пригодные для проживания населения. Суровые воды Амура уже к 1960 году своими осенними половодьями размыли грунт и изменили географический ландшафт островов, затопив их низины и поделив тем самым на небольшие участки, оставив только кое-где выступающие  из желтой воды реки зеленеющие макушки   растительности.
      
    Позже, уже в восьмидесятые , строительство завода «Парус» окончательно завершило изменение этих земель. Здесь была создана песчаная площадка, засыпавшая мелководье и образовавшая из этих первородных мест искусственный полуостров.
    
    Но, если изучить старые, времен 1957 года, фотографии и всмотреться с высоты птичьего полета на  данную территорию после постигшего половодья, все-таки можно более-менее успешно обнаружить в очертаниях оставшейся тверди контуры существовавших островов. Для нескольких же сотен комсомольчан (по предварительным данным: не менее 100 человек), проживавших десятилетиями, в том числе родившихся здесь,  эти места были родными и до сих пор таковыми остаются в их воспоминаниях о  детстве, юности и о разных этапах жизни, для некоторых же – представляли целую жизнь…
      
    Здесь стояли их дома, находились огороды, пастбища для скота, а также летние песчаные площадки для времяпровождения взрослых и юных островитян, а также теплые заводи для детворы на вольных ветрах Амура.
    
    Здесь они вели тот скромный крестьянско-пролетарский уклад жизни, который был присущ многим комсомольчанам, имеющим в то время частное хозяйство в городских условиях. Работая на заводах, предприятиях, каждая семья островитян имела свое подворье:  коров, свиней, кур и прочую живность, которое было хорошим  подспорьем для семейного бюджета. Чаще это происходило за счёт продаж своего натурального продукта на рынке, который находился в известном и сейчас месте: на площади Кирова.
       
    Конечно, своим образом жизни они были сродни  многим другим жителям города – ведь все вместе работали на одних заводах, строили город, воспитывались одной идеологией. И все-таки  их что-то отличало от других горожан… Пожалуй, некоторая бытовая «изоляция» пробуждала в этих людях   своеобразный моральный интерес и стимул, давала дополнительный глоток свободы  хоть и требовала взамен дополнительной  жизнестойкости.

    Такова была цена выбранному образу жизни.  Более суровая, чем у земляков, каждодневная, можно сказать, экстремальная действительность, связанная с островным местонахождением их домов, она же и закаливала дух и плоть поселян, делала их  более трудолюбивыми и выносливыми. Всё это не могло не отразиться на их характерах и, конечно, воспитало немало сильных духом и физически крепких людей. (Результаты  поисков по теме имеют продолжение и готовятся к печати.) 
      
    Стали известны фамилии тех поселенцев: Романтеевы, Щербаковы, Горобец, Останины, Лештаевы, Курильские, Панкратовы, Банщиковы, Базаровы, Панфиловы и  другие, которых не удалось установить этой статьей.
      
    Идея данного материала возникла в беседах с двумя сестрами Валентиной и Раисой Лештаевыми, младшая из которых родилась и воспитывалась на островах до одиннадцати лет. Кроме того, автору удалось встретиться  еще с одним бывшим островитянином – Николаем Ивановичем Базаровым, который и поделился  интересными воспоминаниями о жизни на островах в «Затоне» - распространенное и известное до сих пор старшему поколению комсомольчан  название этих мест.
      
    Поселение на островах началось примерно с 1935 года первоначально в виде производственной необходимости города. С этой целью на первом острове была оборудована так называемая «Сплавбаза» и построено два барака для рабочих. Их обязанности заключались в обслуживании и обеспечении технологической транспортировки леса водой на «Нижний  лесосклад», находившийся в районе поселка Менделеева, а также в город по имеющейся рядом железнодорожной линии.  На «Нижнем лесоскладе», иначе «Перевалбазе» или, проще, «Перевалке» происходила переработка древесины в различные строительные материалы, так необходимые новому городу.
      
    Поскольку лес поставлялся из верховий Амура плотами – «кошелями», которые буксировались катерами, требовалось необходимое перевалочное место, удобное для дальнейшего продвижения сырья и его временного хранения. «Сплавбаза», находившаяся в естественно образованном водном пространстве около данных островов, удачно отвечала всем необходимым требованиям.
    
    Немного позже, в 1937 году, эти места начали «обрастать»  постройками в виде землянок, так как гражданское население облюбовало по разным причинам, в основном, из-за нехватки жилья в городе, сначала самый большой Средний (в дальнейшем "Семейный", название автора) остров под  место своего проживания, затем и второй. Землянками в то время называли дощатые, засыпные землей,  небольшие «дома». Для тепла и экономии материала соседи пристраивали их друг к другу, образуя общие стены.
         
    Со временем росло население острова, рождались дети. К 1953 году были построены около шестидесяти домов, среди них уже выделялось и основательное жилье, бревенчатое.
       
    Взрослые жители все были трудоустроены на различных производствах города, в основном на Судостроительном заводе им. Ленинского комсомола, на Водном транспорте Дальпромстроя. Женщины, имеющие детей, занимались домашним хозяйством, воспитанием детей,   торговлей на рынке продуктами своего натурального хозяйства. На островах насчитывалось немалое дойное стадо -  25 коров.
      
    Дети посещали городские школы: младшие – находившуюся в прилегающем поселке – начальную № 21, старшие – близлежащую среднюю школу № 1. Летом  школьников отправляли в пионерские лагеря по путевкам, выданным профкомом Судостроительного завода. Известно, что многие молодые люди, после окончания школы поступали в городские техникумы и институты, успешно их заканчивали, кроме того, получали специальности в других городах Хабаровского края, затем работали на предприятиях и в организациях города, уезжали в другие места страны. 
       
    Жители островов имели статус городских жителей и, соответственно, участвовали в избирательных компаниях и общепринятых общественных и организационных мероприятиях. Правонарушений на островах не было, и участкового оперуполномоченного никогда не вызывали.
         
    К некоторым особенностям, прежде всего связанным с островным расположением жилья можно отнести то, что почти каждая семья имела свою лодку, как личный транспорт, что было вполне необходимо в летнее время для отправления на работу, посещения магазинов и прочих домашних дел. Кроме того, для этих же целей Судостроительным заводом была выделена специальная лодка со штатным перевозчиком. И жители помнят, что в 1943-44 годах перевозчиком был бывший фронтовик Георгий Лазо, вернувшийся с войны инвалидом. Он перевозил всегда детей в школы, взрослых на работу и обратно.
         
    Всё человеческое, конечно, не было чуждо населению островов. Поселенцы, как и  все горожане, мирно жили в своих домах, влюблялись, ревновали, пели песни, рожали детей и трудились, в поту добывая хлеб насущный.
         
    Так бы все и продолжалось, возможно, до настоящего времени, но неотрывно наступал судьбоносный для города и  островитян 1956 год – год затопления островов.
 
    Наводнение началось теплой осенью, и многие островитяне, несмотря на предупреждение, не ожидая большой беды, остались в своих домах, решив переждать стихию, и даже побороться с ней, не уходя с островов, как это бывало в небольшие паводки… 
         
    Но на этот раз всё было не так.
         
    Вода Амура наступала неотвратимо быстро, настойчиво пропитывая  собой  низины островов и жадно проглатывая земли более высоких мест, затопляла огороды и дворы, переходя на приусадебные постройки и дома. Жители, которые не  ушли в город, спасая себя, детей, вещи и живность, переселялись на крыши, чердаки своих домов и сараев, надеясь, переждать ненастье.

    Вскоре вода поднялась до такого уровня, что острова потеряли свои очертания, они полностью скрылись под водой. Над поверхностью Амура остались торчать только крыши домов…

    Вскоре многие из них не выдержали мощного, почти свинцового натиска стихии и, снявшись с фундаментов, тронулись в путь по руслу могучей реки, увлекаемые течением и держась на поверхности, как памятники, уходящему навсегда укладу жизни.
       
    Жителей, попавших в беду, спасали команды с катеров, направленных на эти цели судостроительным заводом, часто снимая их уже с шатких крыш…
       
    После этого затопления острова не заселялись никогда.
         
    Бывших жителей распределили по разным домам и квартирам города, и их последующие поколения уже выросли в других условиях, не вкусив тот «дух» чистых и привольных ветров, доставшимся их дедам и отцам.

(Отрывок из пополняемой книги "Забытые земли")