Край

Валерий Соболев
Впервые я увидел его, когда мне было 19 лет. Тогда, во время моей первой плавательской практики, каждый островок, маяк, чайка или альбатрос, каждое проходящее рядом судно, - словом, всё, что встречалось на пути, было «впервые и вновь»*, будоражило воображение, отпечатывалось в памяти, заставляло замирать сердце от восторга созерцания открывавшихся красот, переполняло увиденным юное существо …

Но даже среди такого невероятного нагромождения впечатлений он, зримый издалека, потряс настолько, что я долгие годы мечтал увидеть его ещё раз, пусть снова издали, «одним глазком», на мгновение.

Так открылся мне мыс Корнуэлл (Cornwall), вроде бы и не примечательный ничем, но магически притягивающий, волнующий, завораживающий.

Теперь, когда очевидность заставляет попрощаться с мечтой, хочется опять взглянуть на него в воображении, представляя себе хмурое небо, холодные воды Атлантики, скалистый мыс с маяком на его оконечности,  разбивающиеся о камни волны; снова ощутить дрожь от сурового пейзажа, неизвестности, величия океана, встречающего выходящий из пролива Ла-Манш пароход.

В течение нескольких лет многократно я проходил, неся вахту на мостике различных судов, в видимости мыса Корнуэлл и одноимённого маяка, и всякий раз какое-то неуловимо-томительное чувство поселялось во мне, переворачивало мысли, принуждало задумываться, и видеть себя и людей как бы вне окружающего мира, как неких пришельцев, непонятно почему и зачем оказавшихся на Земле.


Вот он, этот краешек земли**, растаял в дымке по корме; а впереди, дней на десять, – только океан. 1991 год.


Через четыре месяца, уже в 1992 году, возвращаемся назад. Ещё два дня – и пересечём Атлантику; настроение улучшается с каждым днём. А как же? – идём домой! Но вот приходит радиограмма из Пароходства с распоряжением заменить флаг СССР на флаг Российской Федерации с указанием как он должен выглядеть, как правильно его поднимать, какую запись сделать в судовой журнал. Да, но флага-то нет. Где его взять?

- Это Ваши проблемы, - говорит мне капитан, - придумайте что-нибудь.

Проблемы действительно мои: в том рейсе я был 3-м помощником капитана, и флаги находились в моём заведовании.

Вот так: жили в одной стране, а возвращаемся уже в другую.

Но что же делать, как изготовить флаг России? Решение пришло быстро и было однозначным: распороть полосы флага Нидерландов, и перешить их в другом порядке, соответствующем расположению полос российского флага. Задача оказалось не такой простой, как показалось на первый взгляд. Без сноровки и навыков портного сделать такую работу не представлялось возможным. К счастью, на судне была швейная машинка и человек, умеющий ею пользоваться. Им оказался 4-й помощник капитана Сергей Китов, который  радостно согласился превратить голландский флаг во флаг российский, и это получилось у него безупречно.

Следующим днём, по окончании моей ходовой вахты, объявляю по судовой трансляции: «Сегодня, во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР*** и Приказа Балтийского морского пароходства, будет произведён торжественный подъём Флага Российской Федерации! Всем свободным от вахт к 13 часам прибыть на верхний мостик!»

Торжественный момент настал: шкотовыми узлами привязываю флаг к фалу, и медленно поднимаю его до упора на гафеле. Экипаж смотрит вверх на полотнище флага, тут же подхваченное ветром. И вот оно уже трепещет и удивляет всех собравшихся, давно привыкших видеть совсем другой флаг – красный, с серпом и молотом, - над своей головой. В рейсе, в отрыве от берега мы получали лишь отрывочные новости с Родины, не понимали, что там происходит на самом деле, и, конечно, были не готовы к столь резким переменам; так что у многих такой поворот событий вызвал недоумение и даже растерянность: никаких восторгов не было вообще, а большинство членов экипажа просто не вышли на мероприятие.****

Я же сложил, как положено, советский флаг, и отдал его капитану. Взял бинокль, и впереди слева увидел знакомые очертания маяка и мыса Корнуэлл.

Как оказалось,  последний раз в жизни… *****


* «Ты помнишь, как всё начиналось?
  Всё было впервые и вновь…»

Эта песня А. Макаревича (группа "Машина Времени") появилась осенью 1981 года, сразу после моего поступления в Макаровку: я учился на 1-м курсе, заканчивался 1-й семестр, и с этой песней уезжал в первый отпуск, домой.

** Вообще, географически самая западная точка континентальной Европы - мыс Рока в Португалии, место, где материк заканчивается и дальше до самой Америки простираются бескрайние просторы Атлантики. Римляне называли его Promontorium Magnum, в эпоху Великих географических открытий именовался мысом Лиссабона.  Есть ещё мыс Финистере (Испания), дословно с испанского – Край Земли. 

Мыс Корнуэлл – крайняя материковая точка юго-запада Англии. Есть у него и романтическое название - Land's End (Край Земли). Это самая западная часть материковой Англии. Когда-то давным-давно моряки флота Его Величества, отправлявшиеся в плавания на запад, глядя именно на этот пятачок суши с бортов своих бригантин и клиперов, прощались с родной землёй. И эти же скалы, замеченные в подзорную трубу, означали завершение долгого пути, скорое возвращение домой, к семье, родным и друзьям.

*** Постановление Верховного Совета РСФСР №1627/I-I от 22 августа 1991 года. Государственный Флаг Российской Федерации впервые был поднят в Кремле 25 декабря 1991 г. в 19:45.

**** Из 37 человек на борту т.х."Владимир" только шестеро пришли на подъём флага России. Полагаю, что многие посчитали на всякий случай лучше не присутствовать на этом действе во избежание проблем с органами по прибытию в родной порт. Просто боялись, и немудрено: в страхе потерять заграничную визу, «престижную» работу, заработки пребывали все моряки Торгового флота СССР, бесправные и униженные государством в лице многочисленных надзорных организаций, контролирующих все аспекты  жизнедеятельности экипажей судов загранплавания.

«Как бы чего не вышло…», - почесав за ухом, проговорил каждый из не пришедших, вслух или мысленно, и закрылся в своей каюте.

***** В последующие годы я работал по контрактам в Карибском бассейне на контейнеровозе с портом приписки Майами, Флорида. Так и ходил в круговые рейсы по 28 дней каждый, 6 рейсов за контракт: Майами (США) – Пойнт-а-Питр (о. Гваделупа) – Кингстаун (o. Сант-Винсент) -  Сент-Джорджес (о. Гренада) – Порт-оф-Спейн (о. Тринидад) – Парамарибо (Суринам) – Канны (Французская Гвиана) – Джорджтаун, Линден  (Британская Гайана) – Майами (США). А в Северные моря больше не заходил; в Майами, или на острова, и обратно, добирался самолётами.