Из письма власть предержащим. 3-ая часть

Паоло Фаргончи
Истина абстрактной не бывает,
Истина конкретикой сильна,
В веках значенья не теряет,
Её лишь возвышает седина.

Как на китах покоилась земля, так на постулатах держится наука. В признанной парадигме развития знаний о природе превалирует авангардное направление. Безумству храбрых поются оды, гимны. Создаётся впечатление, что назначение учёного сообщества не знания давать, а, наоборот, с пути истинного слепцов сбивать. Материя не объективная больше реальность, а до смоли чёрный квадрат, содержание которого зависит от позиции наблюдателя. В приоритете не то, что реально видится, а то, что виртуально кажется. В вымышленном мире вместо людей по искривлённому пространству ползают нелепые двумерные сущности. Из-за невнятности обоснования руководящей концепции естествознания шарлатанство распушило хвост. До коликов потешно смотрится в современном телевизоре средневековый оккультизм.
В области фундаментальных предложений лично нам, россиянам, особо похвастать нечем. Вклад российских исследователей в фундамент достраивающегося хайтек-здания весьма скромен. Инициативно, без госзаказа, без властного окрика творить учёные не могут. Исторически основание Российской Академии Наук не из целесообразных соображений принятое решение, а императорской воли высокий указ. Чтобы было, как у всех. Три века взаголячку вслед бежим, наверстать вчерашний день пытаемся. Фундаментальная наука в краткосрочной перспективе, однозначно, не может быть рентабельной. Но ведь и имидж теперь тоже чего-то да стоит, имеет денежный эквивалент. Смотрящих за наукой много, жаль только за эврику в стране никто не отвечает. Товарищи учёные: академики, доктора, кандидаты и вку;пе с ними младший научный персонал на темах трендовых сидят. Экспериментальным данным, математическим следствиям косточки перемывают. Управляющие системой столоначальники разучились мечтать, всё больше бредовой иноземной фэнтезью увлечены. Невольно создаётся впечатление, что тараканами расселись по углам не деятели государственного масштаба, а агенты чужого корпоративного влияния. В компетентности персонам высоким не откажешь, одно худо: учёных исследователей много – подлинных творцов мыслителей не стало. По репрезентативным опросам народонаселение страны знает деятельность только двух российских учёных Ломоносова и Менделеева.
Фундаментальная наука, в её нынешнем состоянии – огромная чёрная дыра, поглощающая средства. В равной мере, как спорт, ВПК, культура, религия, наука финансово-промышленная пирамида, в основание которой положен корыстный жгучий интерес. С моральными устоями в науке не всё гладко. Рыба, как известно, портиться начинает с головы. Научная самая космополитично ориентированная среди прочих среда – где хорошо, там и родина. Наивно думать, что, вернувшиеся исследователи стране инновационный рывок обеспечат. Без технической базы возвращенцам грош цена. Наш век отмечен леностью мышления. Сказка ложь, дав ней намёк. В век автоматизации успех докторской диссертации на 75% зависит от технических возможностей, на десять от въедливости или благосклонности оппонентов, ещё на 10% от поддержки авторитетов, на четыре от литературных источников – профессор в отличие от студента знает где что брать и только жалкий один процент от мышления. Если б реально что-то ценное было у них за душой, то и уезжать было необязательно. Отсутствие обильного финансирования не является оправдательным аргументом. Мозги, стол и карандаш никто не отнимал. Лей себе из слов монету, да пускай её по свету. Не для того диверсия чинилась. Трудно представить, что за так просто, за здорово живёшь акулы западного мира выпустят носителей закрытой информации. Уехали учёные, вернуться «отжатые лимоны». Там по-холопски усердствуют на строгого хозяина. Здесь по пояс озолоти – отдача будет низкой и весьма. Ни о каком вредительском отношении речи, безусловно, не идёт. В силу нашей специфики на доброго дядю можно работать спустя рукава, имитируя бурную деятельность и изображая из себя непререкаемых корифеев. Огребут и снова смоются. Сытый ум – ленивый ум. Голод, как установлено недавно, эффективное средство активации интеллектуальных способностей. Сформируется новая доктрина, сонм желающих за интересом, «за туманом и за запахом тайги» потянется. Тяжёлый урон науке нанесла персонификация открытий. Муж учёный всякий стать «архимедом» норовит – властелином неба пузырь мыльный себя тоже мнит. На что не пойдёшь ради славы вселенского размаха. Наложил на истину лапы, подмял под себя целесообразность общественный престиж профессии. В научной среде сложились касты, семейные кланы рулят процессом. Им, понятное дело, есть что защищать. Прозападно ориентированные фундаменталисты отстаивают как безоговорочно верную дарвинистко-релятивистскую доктрину мироустройства. Подпольные ретрограды эфиристы-антиглобалисты им активно противостоят. Религиозные догматики свою гнут линию.
Хочется спросить – сколько можно мериться мамоной, судить об успешности только по экономическому благосостоянию, пора бы уже интеллект сделать эталоном развития, эквивалентом благополучия. Богатство и интеллект – вещи порой несовместимые. Нельзя быть умным чужой головой. Богатеть за чужой счёт – это сколько угодно, достаточно выглянуть в окно. Перефразируя классика – ничто не даётся так дёшево и не ценится так дорого как мысль. Сбросить надобно учёным спесь, властям задуматься о пользе творческого процесса. Один из краеугольных камней национальной безопасности – наличие в стране суверенной Науки. Без новых знаний фундаментального порядка невозможен инновационный прорыв. Пора сбалансировать мыслительные, экспериментальные и вычислительные методы познания природы. Перейти от экстенсивного к интенсивному пути развития науки. Накопленных экспериментальных данных вполне достаточно, чтобы выстраивать альтернативные официозным воззрениям выводы. Хотим мы того или не хотим, с нами или без нас, но придёт эра рационального мышления. Природные ресурсы без соображения ничто. Необходимо, прежде всего, обеспечить интеллектуальное преимущество. Особенно в физических и биологических дисциплинах. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации может так и остаться лучшими намерениями, как случалось такое всегда.
Чем выдающимся отметилась российская фундаментальная наука за последнее время... Восторженным рукоплесканием, сопровождающим открытие бозона Хиггса и пресловутых гравитационных волн. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Любопытство не порок – любопытство дорогое удовольствие. Ждали и дождались – в Дубне готов к запуску коллайдер золотой. Остро захотелось поковыряться, от нечего делать, в ядерном чреве ионов золота. Заполнить ещё пару, тройку клеток в резиновом иконостасе – таблично оформленной Стандартной модели. Для чего, порой непонятно, нужно у нас в России исследовать, используя дорогостоящие экспериментальные установки, запредельные условия. Все релятивистские эффекты проявляются при скоростях сопоставимых со скоростью света. На Западе предостаточно охотников отстреливать «зверей по зоопаркам». Гипотезу изобрели, экспериментальную установку соорудили, статистикой законы подтвердили, но природу явлений объяснить, обосновать забыли. Как капитальная заслуга преподносится принятие Стратегии научно-технологического развития России. Если в качестве средств развития предполагается использование старой теоретической базы, то о прорывах можно смело позабыть. Очередное прожектёрство, видимость работы, игры в догонялки. В актив науки также можно записать создание очередных синтетических нежизнеспособных трансурановых соединений, пополнивших Периодическую систему Менделеева. Подобные сенсации, лет пятьдесят уже как не такие жгучие, как прежде, новости. Обыденные события – всё равно, что в космос слетать. Душу, как и прежде, греют находки высокого фундаментального уровня с российскими корнями: «Периодическая система элементов», «Теория Большого взрыва», «Белково-кооцерватная теория» или в более просторечивом изложении «Биохимическая концепция возникновения жизни на Земле»… Знаковые откровения, но как давно всё это было. Такой расклад, быть может, к лучшему. Меньше каяться в содеянном придётся. Плыли ни шатко, ни валко в фарватере составленной на западе доктрины. Российская научная среда как слепок общества, зримо в ней противоречия представлены. Успехи прикладной деятельности налицо. Атомно-космического паритета достигли. Цифровая цивилизация на наших открытиях в области полупроводников стоит. Кремний выбрал свой творческий ресурс, а дальше что…


© Copyright: Попов Павел, 2018
Свидетельство о публикации №118032409950