250 Холодная война 27 мая 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

250. Холодная война. 27 мая 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, воскресенье 27 мая 1973 года, дневная температура: мин.: 9.3°C, средняя: плюс 13.1°C тепла, макс.: плюс 17.5°C тепла, без осадков.

Рано утром, за час до подъёма, в 06:00 на БПК "Свирепый" сыграли боевую тревогу и дали команду "Корабль экстренно к бою и походу приготовить". Вчерашний аврал дал свои плоды и ровно через 3 минуты корабль наполнился звуками, шумом, запахами, атмосферой скорого выхода в море. Рыкнули утробно дизель-генераторы, стартовые двигатели, зашумели по-походному вентиляторы, насосы, загудели агрегаты, запахло электричеством, палёной резиной, горячим машинным маслом, свежей краской, качественной соляркой. Запели наши газовые турбины и моему восторженному сердцу казалось, что наш сказочный летучий корабль сейчас вспорхнёт на волне и полетит в небеса.

С утра я отрезал от большого рулона фотоплёнки куски необходимой длины, заправил из в кассеты, вырезал лепестки направления, зарядил корабельный фотоаппарат "ФЭД", который был когда-то в 1972 году конфискован у ДМБовских годков ещё самым первым замполитом первого изначального экипажа капитан-лейтенантом В.А. Тихоновым и побежал на ходовой мостик. Я всё же добился разрешения командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова присутствовать на ходовом мостике для того, чтобы фотографировать окружающую обстановку и знаменательные события в корабельной жизни. Правда, добился не я, а наш замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, но я просил его настойчиво и обоснованно.

Кстати, в это утро я впервые вручил через Дмитрия Васильевича Бородавкина командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову комплект последних фотографий о том, как мы заправлялись с танкера СМТ "Лена". Вместе с командиром БПК "Свирепый" фотографии смотрел какой-то незнакомый капитан 3 ранга, которого я ни разу не видел. Он с любопытством рассматривал фотографии и что-то шептал на ухо Евгению Петровичу Назарову, а тот кивал, соглашаясь и они оба посматривали в мою сторону. Чтобы не выглядеть праздным шатающимся без дела на ходовом мостике, я попросил разрешения у вахтенного офицера включить наш корабельный бинокулярный перископический визир ВБП-451М, чтобы попробовать фотографировать через его окуляры. На самом деле я прислушивался к тому, о чём говорили три капитана 3 ранга: наш командир корабля, замполит и тот незнакомый мне офицер...

Старшие офицеры в ходовой рубке вспоминали о тех общеармейских и общефлотских учениях, в которых им пришлось участвовать и начали они с учений "Океан". Говорили они негромко, кое-какие фразы мне запомнились, но большую часть информации об учениях ВМФ СССР в годы так называемой "холодной войны", то есть идеологического, экономического, политического и военного противостояния и противодействия между США-НАТО и СССР - Варшавский договор, я получил из открытых современных источников. Однако тогда в солнечное воскресенье 27 мая 1973 года и сейчас мне очень интересно узнать побольше о том, как, когда, чем и зачем мы тогда противостояли военно-морским силам враждебных нам государств. Возможно, сейчас во время резкого обострения взаимоотношений между США, Западной Европы, "западной цивилизации" и Россией, "русской цивилизации", мои воспоминания помогут вспомнить, понять и разобраться в истории и закономерностях нашего "вечного" противостояния и противодействия.

Теперь, по прошествии более 70-ти лет после окончания Второй Мировой и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ясно, что западные капиталистические страны Европы и Америки были недовольны итогами этой войны. Нет, США, как и в Первую Мировую войну 1914-1918 годов, тоже оказались в выигрыше и даже смогли настолько окрепнуть экономически и политически, что стали мировым гегемоном - главным, главенствующим, господствующим государством во всём Западном мире. Однако и Советский Союз в другой части мира, на Востоке общечеловеческой цивилизации, тоже стал если не гегемоном, то главенствующим государством и силой. США символизировался с мужским образом Дяди Сэма - капиталиста, бизнесмена, политикана, а СССР - с образом солдата-победителя, рабочего, силача-богатыря.

Как стало известно, ещё в апреле 1945 года (а может быть, раньше - автор) союзники Советского Союза в борьбе с гитлеровской Германией (США и Великобритания) вели тайные переговоры с представителями немецкого командования Вермахтом (армией) о сепаратном мире и о возможном совместном противодействии угрозе установления в Восточной Европе "прокоммунистических режимов". Особенно "переживал" британский премьер-министр, "друг Иосифа Сталина", Уинстон Черчилль. Монопольный финансово-экономический международный бизнес крупнейших торгово-банковских и промышленных "семей" (своеобразная тайная масонская и мафиозная "ложа правителей мира" - автор) встревожилась из-за того, что в освобождённых от фашистского ига странах Восточной Европы утверждаются коммунистические правительства и социалистический уклад экономики и политики. Британии особенно не хотелось терять своего влияния в католической Польше, правительство которой сидело всю войну в Лондоне. Уинстон Черчилль был очень недоволен тем, как в 04-11 февраля 1945 года по итогам Крымской (Ялтинской) конференции между ним, американским президентом Франклином Рузвельтом и Иосифом Сталиным решили вопросы мирного обустройства и раздела Германии.

19 марта 1945 года Советское правительство денонсировало советско-турецкий договор от 25 декабря 1925 года о ненападении и нейтралитете со всеми относящимися к нему протоколами и актами, в связи с изменившимися обстоятельствами, началась подготовка нового договора, который бы установил режим совместного советско-турецкого контроля в Черноморских проливах с размещением советской военно-морской базы в проливе Дарданеллы и «исправил» бы Московский договор 1921 года. Предлагалось вернуть границу СССР и Турции к бывшей границе Российской и Османской империй по состоянию на 1878 год (по мнению Советского правительства "к «незаконно отторгнутым» территориям относились бывшая Карсская область, юг Батумской области, а также Сурмалинский уезд бывшей Эриванской губернии). На самом деле эти требования были "разменной картой" в дипломатии переговоров, а главной целью были Черноморские проливы, контроль над ними со стороны СССР. Вот почему ещё в апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль поручил Объединённому штабу планирования военного кабинета Великобритании разработать сверх тайный план наступательной и оборонительной войны с Советским Союзом с использованием оставшихся 10-12 немецких дивизий гитлеровских войск - Операция "Немыслимое" (англ. Operation Unthinkable). Аналогичные планы вероятной войны с СССР рассматривались в США.

Другой общемировой проблемой, которая стала причиной судьбоносных изменений мировой политики и экономики, был "Спор о Сионе" - о создании и размещении еврейского государства на Ближнем Востоке. После Крымской (Ялтинской" конференции в феврале 1945 года президент СШП Ф.Д. Рузвельт со всей американской делегацией вылетел в Египет, где они взошли на борт тяжёлого крейсера «Куинси». Здесь Рузвельт встретился с тремя лидерами арабского мира: египетским королем Фаруком, императором Эфиопии Хайле Селасие и королём Саудовской Аравии Ибн-Саудом. Речь шла об истории ближневосточной Палестины и о разрешении лидеров арабского мира на переселение в Палестину нескольких десятков тысяч "неприкаянных, изгнанных фашистами с насиженных мест европейских евреев". (Далее использованы данные из книги: Сядро Владимира, Рудычевлй Ирины Анатольевны и Скляренко Валентины Марковны "Странная смерть Ф. Д. Рузвельта" - автор).

Король Саудовской Аравии, самой богатой нефтью страны Ближнего Востока, Ибн-Сауд категорически отказал допустить европейских евреев в Палестину и заявил, что здесь «уже есть вооруженная до зубов палестинская армия из евреев, не собирающаяся воевать с немцами, но явно нацеленная на арабов». Американская международная империя добытчиков и торговцев нефтью уже понимала, что и как будет развиваться в послевоенное время, поэтому президент США Ф.Д. Рузвельт "внезапно" заявил и уверил короля Саудовской Аравии Ибн-Сауда, что он, "как президент Соединенных Штатов, никогда не предпримет никаких действий, враждебных арабскому народу". Ближайший помощник и соратник президента США американский еврей по национальности Гарри Гопкинс, один из ведущих политиков "Нового курса Рузвельта" по выводу экономики США из Великой Депрессии 1929-1933 гг., который по словам Рузвельта: "... ничего не хочет, кроме как служить вам", с 1938 по 1940 год министр торговли США, с 1940 года живший в Белом доме президента США, член американской делегации на конференциях в Касабланке, в Каире, Тегеране, Ялте и др., который считал, что Рузвельт: «полностью обязался — официально, частным порядком и по собственному убеждению — содействовать сионизму», был настолько поражён поведением своего друга-президента, что покинул (по состоянию здоровья, с 1937 года болел раком - автор) переговоры с лидерами арабских стран, заперся у себя в каюте крейсера и через три дня сошёл в Алжире, заявив Рузвельту, что "доберётся до США другим путём". Больше они друг с другом не виделись и не общались.

28 февраля 1945 года Ф.Д. Рузвельт прибыл в Вашингтон. 28 марта 1945 года король Саудовской Аравии Ибн-Сауд в своём письме официально подтвердил, что "опасные последствия станут неотвратимыми, если США поддержат сионистов". 5 апреля 1945 года Ф.Д. Рузвельт в ответном письме заявил: «В качестве главы Американского правительства я не предприму никаких действий, которые могли бы оказаться враждебными по отношению к арабскому народу». После этого американский президент Ф.Д. Рузвельт отдыхал в своей резиденции в Уорм-спрингс и вдруг умер. Официальная причина смерти американского президента - кровоизлияние в мозг вследствие артериосклероза. В четверг 12 апреля 1945 года в 05.50 пополудни радиосеть Си-би-эс («Коламбия броэд-кастинг систем») прервала трансляцию популярного радиосериала «Пустынная дорога» и известный радиообозреватель Джон Дали, передал шокирующее известие: "Умер президент Рузвельт". Жена президента Элеонора Рузвельт в Белом доме вызвала вице-президента США Г. Трумэна и сообщила ему о смерти мужа, затем известила детей. Утром 14 апреля 1945 года запечатанный гроб с телом Рузвельта был доставлен в Вашингтон и с великими почестями похоронен в рузвельтовском Гайд-Парке. Президентом США стал Гарри Трумэн.

7 мая в 02:41 (по центральноевропейскому времени) в Реймсе (Франция), поспешно, стараниями командования союзников, был подписан первый акт о безоговорочной капитуляции гитлеровских войск, который вступал в силу 8 мая в 23:01 (9 мая в 01:01 по московскому времени). От имени немецкого Главнокомандования протокол (акт) подписал генерал Йодль в присутствии генерала Уолтера Смита (от имени союзных экспедиционных сил), генерала Ивана Суслопарова (от имени советского Главнокомандования), а также генерала французской армии Франсуа Севеза, подписавшего акт в качестве свидетеля. При этом генерал И. Суслопаров не имел полномочий подписывать акт о капитуляции всей Германии, поэтому Советское Главнокомандование настояло на подписании другого акта о капитуляции в присутствии всех союзников и представителей международной общественности.

8 мая 1945 года в 22:43 по центральноевропейскому времени (23:43 по московскому времени) в берлинском предместье Карлхорст немецкий генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, а также представитель Люфтваффе генерал-полковник Штумпф и Кригсмарине адмирал фон Фридебург, имевшие соответствующие полномочия от Дёница, подписали акт о капитуляции Германии, который также вступал в силу 9 мая в 00:01 по московскому времени. Безоговорочную капитуляцию Германии приняли: маршал Г.К. Жуков (от советской стороны) и заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами маршал Теддер (Великобритания). В качестве свидетелей свои подписи поставили генерал К. Спаатс (США) и генерал Ж. де Латр де Тассиньи (Франция). В Берлин для подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии от имени союзного командования собирался вылететь сам главнокомандующий Д. Эйзенхауэр, "но он был остановлен возражениями британского премьер-министра У. Черчилля и группы офицеров своего окружения, недовольных вторичным подписанием акта о капитуляции, уже якобы подписанного 7 мая в Реймсе". Вот почему вместо Эйзенхауэра был его заместитель Артур Теддер (данные из Википедии и официальных источников - автор). Всё равно, по соглашению союзников, 9 мая был День Победы!

С 17 июля по 02 августа 1945 года во дворце Целилиенхоф в Потсдаме (Германия) состоялась Потсдамская конференция держав-победительниц гитлеровской Германии. 18 июля 1945 года в полдень президент США получил шифротелеграмму: "Ребёнок родился", что означало: "взорвана первая атомная бомба на полигоне в Нью-Мексико". В 13:15 президент Гарри Трумэн по приглашению британского премьер-министра У. Черчилля явился к нему на виллу на ланч. Оба лидера Западного мира обсуждали важный вопрос: "Как сообщить об американской ядерной бомбе советскому лидеру И.Сталину?". Решили сказать об этом "невзначай, как бы мимоходом". Обоих союзников беспокоила возможность заключения акта о капитуляции Японии с Советским Союзом, так как за этим последовала бы стремительная "коммунизация Китая, Кореи, возможно, всей Юго-Восточной Азии". При этом Гарри Трумэн (по мнению Уинстона Черчилля) уже мнил себя "руководителем мира".

24 июля 1945 года "сразу по окончании пленарного заседания Потстамской конференции Гарри Трумэн подошёл к И.В. Сталину и сообщил ему через переводчика В.Н. Павлова, что "Соединённые Штаты создали новое оружие необыкновенной разрушительной силы". По воспоминаниям Трумэна он сказал это "непринуждённо заметив И.В. Сталину, что мы имеем новое оружие необычайной разрушительной силы. Русский премьер не проявил особого интереса. Он только сказал, что рад услышать это и надеется, что мы сможем «Хорошо использовать его против японцев». Последние слова И. Сталина о японцах на совести американского президента Г. Трумэна, так как воспоминания переводчика этой беседы не подтверждают ответ Сталина, он просто промолчал, раскуривая трубку. "Премьер У. Черчилль и государственный секретарь Бирнс находились в нескольких шагах и пристально наблюдали за реакцией Сталина. Он сохранил поразительное спокойствие. Трумэн, Черчилль и Бирнс пришли к заключению, что И.В. Сталин не понял значения только что услышанного".

Свидетельство У. Черчилля: "Я стоял в ярдах в пяти от них и внимательно наблюдал эту важнейшую беседу. Я знал, что собирается сказать президент (США - автор). Важно было какое впечатление это произведёт на Сталина. На его лице сохранялось весёлое и благодушное выражение, а беседа между двумя могущественными деятелями скоро закончилась. Когда мы ожидали свои машины, я подошёл к Трумэну: «Ну, как сошло?» — спросил я. «Он не задал мне ни одного вопроса», — ответил президент. Таким образом, я убедился, что в тот момент Сталин не был особо осведомлен о том огромном процессе научных исследований, которым в течение столь длительного времени были заняты США и Англия и на который США, идя на героический риск, израсходовали более 400 млн. фунтов стерлингов". Кстати, тщательно продуманное "небрежное сообщение Трумэна" не использовало слов-понятий - "ядерное или атомное оружие"...

Свидетельство маршала Г.К. Жукова: "На самом деле, вернувшись с заседания, И.В. Сталин в моём присутствии рассказал В.М. Молотову о состоявшемся разговоре с Трумэном. В.М. Молотов тут же сказал: «Цену себе набивает». Сталин рассмеялся: «Пусть набивает. Надо будет сегодня же переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы». Я понял, что речь идёт о создании атомной бомбы»...

Вот опубликованный текст очередного донесения от конца июня 1945 года советского ГРУ о ходе работ по созданию в США атомной бомбы: «Совершенно секретно. Бомба типа «Не» (High explosive). В июле месяце сего года (1945) ожидается производство первого взрыва атомной бомбы. Конструкция бомбы. Активным веществом этой бомбы является элемент-94 без применения урана-235. В центре шара из плутония весом 5 кг помещается так наз. инициатор - бериллиево-полониевый источник альфа-частиц. Корпус бомбы, в который помещается этот ВВ, имеет внутренний диаметр 140 см. Общий вес бомбы, включая пенталит, корпус и проч., - около 3 тонн. Ожидается, что сила взрыва бомбы будет равна по силе взрыва 5000 тон ТНТ (тринитротолуола - автор). Коэффициент полезного действия (бомбы) 5-6 %. Запасы активного материала: а) Уран-235. На апрель с/г было 25 кг урана-235. Его добыча в настоящее время составляет 7,5 кг в месяц. б) Плутоний (элемент-94). В лагере-2 имеется 6,5 кг плутония. Получение его налажено, план добычи перевыполняется. Ориентировочно взрыв ожидается 10 июля с/г». На документе сделана пометка: «т. Курчатов ознакомлен. 02.07.45 г.»...

24 июля 1945 года в США отправлена директива президента США Гарри Трумэна: "... после 3 августа (1945 г.), как только позволят «погодные условия» 509 сводному авиаполку 20-й воздушной армии «надлежит сбросить первую спецбомбу на одну из следующих целей: Хиросима, Кокура, Нигата, Нагасаки». В своём "потсдамком дневнике" от 1945 года президент США Г. Трумэн записал: " Мы разработали самое ужасное оружие в истории человечества… Это оружие будет применено против Японии… так, чтобы военные объекты, солдаты и моряки были целями, а не женщины и дети. Даже если японцы дикие - беспощадны, жестоки и фанатичны, то мы, как руководители мира, для общего блага не можем сбросить эту ужасную бомбу ни на старую, ни на новую столицу". У. Черчилль предлагал Г. Трумэну совместные действия, но американский президент предпочёл самостоятельность, потому что считал: "Право США на главную роль во всём мире и в ООН обосновано монополией на атомную бомбу". Всё, началась "Холодная война"...

Фотоиллюстрация: 27 мая 1973 года. Карта-схема противостоящих военных альянсов стран-государств Западной Европы (НАТО) и Восточной Европы (Варшавский договор) во времена "Холодной войны" (1946-1991), которая, к сожалению, не закончилась до сих пор.