I-8-4. Предшественники христианского анти семитизм

Екатерина Истоомина 2
 
                Слово семитизм - в Библии не встречается. Да и в настоящее время это понятие, как в религии, так и в науке - отсутствует.  Семиты - чисто научный термин, введённый в науку немецкими учёными для обозначения древних народов, объединенных понятием "сыны Сима". Тогда почему не "симиты"?

                А вот антисемитизм как явление возник еще в древнем Египте. И выражает враждебность только по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Изначально евреями называли только потомков Авраама и Сарры, образовавших народ обетования Божьего. Сейчас это этнический термин. А иудеи - термин вероисповедания, основанного на строгом исполнении законов Торы и предписаний Талмуда.

                Антисемитизм не мог не вызвать в свое время обратное движение евреев : сионизм - общественно-политическое движение еврейского народа, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле (Эрец-Исраэль). Со времени вавилонского пленения Сион стал для еврейского народа в диаспоре символом утраченной родины. : «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136:1).

Цитата из книги Юлиана Гжесика:

"Доктор Леон Пинскер, выдающийся предшественник Теодора Герцля, основателя современного движения сионистов, указал три главные причины, порождающие антисемитизм:
– психологическая, так как еврей для живых является как бы «мертвым», для местных жителей – чужим и бродягой, для имущих – нищим, для бедных – миллионером и эксплуататором, для патриотов – человеком без родины, для всех – ненавистным конкурентом;
– политическая, так как евреи – «гости», у них нет своей территории; даже если они получат равноправие, оно не будет социальным, их не станут принимать в обществе;
– экономическая: евреев вытесняют с занимаемых позиций и лишают экономического базиса.
По мнению Пинскера, евреи – чужеродный элемент среди народов мира. Поэтому он горячо убеждал их «стать нацией и помогать Друг другу, и Бог поможет им, и цель будет возвышенной».

                Должна признаться, что само словосочетание "христианский антисемитизм" меня удивило. Но когда начала читать этот подраздел книги, поняла, какое духовное сотрясение произвел дьявол в Церкви, созданной Христом на Земле. Автор приводит массу высказываний всех отцов христианства. Мне никогда не хотелось читать творения так называемых Отцов церкви. А тут - прямо по моей теме.  Начала читать.  В своих трудах  они высказывали почти явную ненависть к евреям. Невозможно читать подразделы  2 и 3, противно даже. Приведу только одну, приемлемую для воспроизводства, цитату:

"По мнению ранних отцов Церкви, антиеврейские трактаты которых формировали и христианскую мысль средневековья и нового времени, евреи навсегда останутся в состоянии рассеяния, будут блуждать по свету, лишенные родины, рабами других народов. Они никогда не смогут, говорил отец Церкви Иероним, отстроить заново свой Храм в Иерусалиме, никогда, писал учитель Церкви Иоанн Златоуст, не станут народом в своей стране, но и никогда не будут до конца уничтожены, оставаясь как бы живым доказательством «истины» христианства (св. Августин). На них будут исполняться слова убийц Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших». ...Под влиянием Церкви и мирское законодательство занимает антииудейскую позицию"

                Да знают ли христианские "Отцы церкви"
                Евангелие Нового завета, где Сам Господь просил Отца
                Небесного простить евреев, "ибо не ведают, что
                творят"?  А Бог запретил всем людям судить Его народ:
                "Мне отмщение, Я воздам".  И Он Сам допустил
                тяжелейшие испытания евреям при их жизни. Еще тяжелее
                читать дальше о гонениях евреев со стороны Римских пап
                и правителей Византийской империи. Это фарисейство,
                страшнее того, которое осудил Сын Человеческий, будучи
                на земле.

"Под влиянием Церкви и мирское законодательство занимает антииудейскую позицию. До прихода к власти христианских правителей иудаизм была религией разрешенной; после поле его деятельности начинают ограничивать.[25] Декреты императоров содержали оскорбительные для евреев формулировки («негодная секта»), культ подлежал цензуре, проповеди были запрещены. Хотя антиеврейские указы издавали и кесари-язычники, христианские правители еще более их обострили. В 315 году Константин Великий назвал обращение в иудейство главным преступлением: в этом случае и «виновник» – еврей, и обращенный христианин наказывались смертной казнью. Это же грозило вступившим в смешанные браки: с 339 г. – еврейскому партнеру, а с 388 г. – обоим супругам.

Основные, по-настоящему драконовские правовые предписания были изданы духовными властелинами, каковыми в Западной Европе были римские папы. Лютер также одно время занимал очень нетерпимую позицию по отношению к евреям. Не мусульмане или кто-либо другой, а именно христианские синоды и соборы издавали декреты и постановления против евреев.

Юлиан Гжесик приводит свидетельства хронистов XVI–XVII вв. о том, как глумились над евреями в "христианской Европе".

В ИТАЛИИ ввели те же ограничения для евреев, какие уже давно были в ВИЗАНТИИ. «Кодекс законов о евреях», созданный в Риме при активном участии пап, стал основанием всеобщего законодательства, относящегося к евреям, во всей христианской Европе.

ИСПАНИЯ поначалу создала евреям хорошие условия для развития. Там – как нигде до и после того – расцвели еврейская поэзия, философия и разные отрасли науки. В Испании евреи усвоили арабский, а также испанский и португальский языки. В этой стране выработался особый синагогальный «сефардский» (испано-португальский) ритуал, отличавшийся от «ашкеназского» ритуала евреев немецко-польских. Начиная с 1391 г.  в течение 20 лет десятки тысяч евреев приняли христианство. Их называли марранами. Это было "золотое время " евреев диаспоры.

В 1440 г. в Толедо произошел кровавый погром марранов. Король Фердинанд и его жена Изабелла в соответствии с папской буллой 1451 г. образовали суд инквизиции. С января по ноябрь 1481 г. были сожжены на кострах 280 марранов. Инквизиция возбуждала дела против умерших марранов, чтобы конфисковать их имущество. Евреев изгнали из Испании после падения Гренады в 1492 г. и окончания господства мавров.

31 марта 1492 г. Фердинанд и Изабелла издали приказ: все евреи, без различия пола и возраста, в течение четырех месяцев (т. е. до 31 июля 1492 г.) должны покинуть Испанию и другие принадлежавшие королевству страны. Им разрешалось брать с собой лишь минимум имущества, у них насильно отнимали несовершеннолетних детей, которых крестили и отдавали в христианские семьи. Евреев наказали будто бы за пособничество марранам. Ко 2 августа 1492 г. Испанию оставили 300 тысяч человек. Истощенные и голодные, больные, они гибли тысячами на дорогах. Из-за куска хлеба некоторые из них разрешали себя крестить. Другие за хлеб продавали в рабство детей. Как скот, они ели придорожную траву. Проданных в рабство в Персию выкупали местные евреи.

ПОРТУГАЛИЯ, в отличие от других христианских стран, предоставила евреям автономию. Они проживали в кварталах, называемых «иудерия», за пределами которых обязаны были носить на груди «клеймо позора», т. е. шестиугольный кусок желтой ткани. Изгнанных из Испании евреев численностью около 60 000 временно приняли в Португалии после уплаты восьми крусадос за душу. Однако после ужасающих преследований евреев в Испании португальский король Мануэль издал приказ, предписывающий евреям покинуть Португалию до 1 ноября 1497 г. или принять крещение.

Детей до 14 лет крестили насильно, а в Лиссабоне король повелел всем евреям принять католическую веру. После того как большинство из них не подчинилось, он приказал крестить их силой. 1511 г. в Португалии ввели трибуналы инквизиции, тысячами отправлявшие на костры евреев. Инквизицию в Португалии официально упразднили только в 1821 г.

В конце XIII в. евреев вынудили покинуть АНГЛИЮ. Это происходило так. 1264 г. на Пасху во время кровавого погрома в Лондоне погибли 1500 евреев. Парламент принял дискриминационный «Еврейский устав». В 1278 г. были обнаружены фальшивые монеты, бывшие, кстати, в обращении уже длительное время. В их изготовлении обвинили евреев. Были арестованы 10 тысяч человек, приговорены к смерти и повешены 293 еврея. В 1279 г. в Лондоне началось судебное разбирательство по поводу «ритуального убийства». Многих приговорили к смерти, были арестованы все евреи в государстве, но потом за выкуп их освободили. 1290 г. король Эдуард I приказал, чтобы к 1 ноября евреи покинули Англию. Из страны уехал 16551 еврей, многих беженцев на кораблях ограбили и убили.
 
Самую большую часть эмигрантов принял во ФРАНЦИИ король Филипп IV Красивый, который в следующем, 1291 году, изгнал их в Германию и Испанию. Филипп IV вскоре вновь впустил во Францию выселенных ранее евреев , получив от них за право жительства значительные суммы денег. Французская казна была пуста,18 июля 1306 г. король издал указ арестовать всех евреев, описать их имущество и отправить их к границе Франции. Из страны было изгнано около 100 тысяч евреев.

Следующий король, Людовик Х, отозвал евреев из изгнания сроком на 12 лет. Третье изгнание из Франции произошло в 1322 г.  В то время прокаженных, которые были изолированы от здоровых людей, обвинили в отравлении колодцев. Король поверил в их виновность и приговорил всех к смерти; десятками несчастных сжигали на кострах. Однако темный народ возложил вину за эпидемию на евреев. Их также хватали и бросали в огонь. Членов многих еврейских общин держали в тюрьмах. В городе Витри 40 евреев совершили коллективное самоубийство. Парламент приговорил евреев к уплате 150 тысяч франков и приказал покинуть Францию.

Свирепствовавшая в 1348–1349 гг. эпидемия «черной смерти» (чумы) была также поставлена в вину евреям. Их обвинили и в том, что они отравляли колодцы. По приказу князя Амадея Савойского в Судный день 1348 г. два еврея под пытками «признались», что они совершили это преступление. На основании этого были сожжены все евреи в городах, расположенных у Женевского озера, в Лотарингии, в Швейцарии, южной Франции, Германии, Италии и Португалии. Наконец, Карл IV декретом от 17 сентября 1394 г. окончательно удалил евреев из Франции.

В ГЕРМАНИИ хорошо организованные  города не стали постоянным пристанищем для преследуемых крестоносцами евреев, которые имели право заниматься только мелкими ремеслами и ростовщичеством. После первого Крестового похода еврейские поселенцы переместились из Германии в Австрию и Чехию, где в Праге уже давно существовала еврейская община. о второй половине XII в. евреи были уже в западной Польше.
Обвинения евреев в «ритуальных убийствах» начались в первой половины XIVв. 1298 г. в городе Реттингер (Бавария) евреев обвинили в краже и осквернении гостии (облатки - небольшая круглая лепешка из прессованного пресного теста, употр. для причащения по католическому и протестантскому обряду).

Начались грабежи и истребления евреев. Матери-еврейки убивали собственных детей, а мужья – жен, чтобы те не стали жертвой толпы. Хроники сообщают, что тогда погибли 100 тысяч евреев. Уцелели только общины в Аугсбурге и Регенсбурге (благодаря заступничеству горожан). 1337 г. баварский князь объявил своим городам о желании «сжечь и истребить наших евреев».

Преследования перекинулись в австрийские, чешские и моравские края. Уцелели лишь венские евреи. Вина за «черную смерть» (эпидемию чумы) 1348 г., во время которой умерло множество людей, была возложена на евреев, как это не раз бывало и в других странах. В Страсбурге и во всех прирейнских городах евреев сжигали – по судебному приговору или без суда. Еврейские хроники описывают ужасающие сцены в Вормсе, Кельне и Франкфурте.

Преступные элементы из толпы подбивали жителей на грабежи и убийства евреев. Те стали массами уходить из Германии и селиться на востоке, особенно в Польше, где в то время властвовал благосклонный к ним Казимир Великий. Однако и здесь происходили погромы. 28 мая 1349 г. во Вроцлаве погибло свыше шестидесяти семей и всего восемь избежало смерти. Погромы в швабских городах начались в 1384 г. Городской сброд в Нордлингене перебил всех евреев.

Австрия, Чехия, Венгрия тоже не отличались милосердием к гонимым. И только "турки, проникшие в Европу, дружественно относились к евреям".

Только в ТУРЕЦКОМ государстве со стороны мусульманских властей евреи нашли поддержку и заботу. Жестокость всегда была присуща человечеству, но со стыдом приходится признать, что среди христиан она часто принимала бОльшие размеры, чем под правлением султанов. Султан Селим (1512–1520), разбив мамелюков, захватил Египет и, среди других провинций, Палестину и Месопотамию. В его могущественном государстве нашли прибежище евреи, изгнанные из христианских стран, главным образом из Испании, Португалии и некоторых итальянских республик.

После захвата в 1517 г. Палестины султаном Селимом I, туда началась иммиграция евреев Турции и других европейских стран. В Иерусалиме около 1525 г. уже существует община с главным раввином. Евреям разрешалось жить во всех турецких городах, заниматься торговлей и ремеслами. Изгнанники принесли с собой высокую культуру, капитал и предприимчивость. Восток, в то время экономически и культурно омертвевший, ожил благодаря новым пришельцам".

Евреи в ПОЛЬШЕ до ее разделов.

"Рассматривая историю рассеяния евреев, нельзя не остановиться на их диаспоре в Польше хотя бы потому, что в XVI–XIX столетиях она была самой многочисленной в мире, и только после Первой мировой войны уступила в этом отношении Соединенным Штатам Америки. Рост еврейского населения Польши сопутствовал крестовым походам.
Первая волна еврейской эмиграции относится к 1096 г., вторая – к 1147, а третья (самая большая) – к 1348–1349 гг., ко времени эпидемии «черной смерти» (чумы). Независимо от этого в XIV и XV столетиях по мере изгнания евреев из германских государств и из Чехии они прибывали в Польшу. В конце средневековья в Западной Европе евреев, собственно говоря, уже не было.

В Польше евреи пользовались полной свободой вероисповедания, так что этот период называют «золотым еврейским веком» в Польше. Евреи селились на землях, принадлежавших королю или вельможам. Король и князья издавали соответствующие правовые документы, обеспечивавшие евреям полную автономию, чего не было в других государствах. Польша была «еврейским пристанищем». Именно здесь в течение 800 лет они могли спокойно развивать свои религиозные и национальные традиции. Это не значит, что преследований евреев здесь не было. Они были, но нередко инспирировались извне. Шведские, московские вояки  и сечевики Хмельницкого совершали зверства по отношению к еврейскому населению.
 
Средние века длились для евреев полных 1300 лет, т. е. до конца XVIII в., когда Французская революция признала их полноценными гражданами (впервые евреям были даны гражданские права в 1791 г. во Франции).

Времена Ренессанса, открытие «Нового света», Гутенберг, великая Реформация, Просвещение вселили в сердца евреев надежду на выживание, несли с собой постепенное улучшение их положения. Страны Западной Европы постепенно предоставляли им гражданские права: Франция в 1818-м, Дания в 1849-м, Австро-Венгрия в 1867-м, Германия в 1848-м, Швейцария в 1874-м, Англия в 1871 г. Только в странах восточной Европы, где было сосредоточено большинство еврейского населения, а именно в России и подвластном ей Царстве Польском, все еще действовали законы, дискриминирующие евреев".