Катись, катись, яблочко

Аида Нейтенс
«Стану я катать яблочко по блюдечку да заветные слова приговаривать».
«Катись, катись, яблочко
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту».

Август – месяц, когда на порог осень приходит. Август раньше называли «зарев» от частых гроз в это месяце. И августовские праздники были приурочены к трем церковным праздникам. Происхождение честных древ Креста Господня, Преображение Господне и Спас Нерукотворный. В народе их называли спасовки, или 3 спаса: медовый, яблочный и ореховый.
Медовый Спас празднуют 1/14 августа. «Крест выносят, значит, лету конец…» Говорят, что в этот день крестился князь Владимир.
Проводя раньше детство в деревне, водила меня бабушка Анастасия на свежий мед, к родственникам. Жили они в той же деревне, через овраг. Вера Тимофеевна наливала мне мед янтарного цвета в блюдечко, ели мы его с белым хлебом. Как здорово, что есть такие воспоминания.
Яблочный Спас празднуется 6/19 августа. Преобразился Иисус, преобразилась природа…
«Преобразился днесь Ты на горе, Христе,
И славу там Твои ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты - сияние Отца».
Знаю наизусть это стихотворение святителя Филарета. Просто нравится, выучила давно…
Вкусив яблочко в этот день, нужно загадать желание… Так раньше говорили. А молодильные яблоки…Съесть обязательно.
Ореховый, Хлебный или Холщовый Спас празднуется 16/29 августа. Третий Спас хлеба припас… В этот день праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Спаса Нерукотворного…
На стол в народе подавали пироги с орехами, яблоками и медом.  Делали настойку из перегородок грецких орехов.
А в Нижегородской области начинали холсты продавать. А моя бабушка, помню, сама из льна нить делала и холст ткала. А после шила рубашку, да вышивала.

«Блюдечко твое серебряное, ну а сердце — золотое. Хочешь ли быть мне дорогой женой, царству доброй царицей?»