Шубин С. Б

Александр Захваткин
ШУБИН САФРОН БОРИСОВИЧ
1727–1782


О происхождении Сафрона Борисовича в настоящее время ничего неизвестно. Первые сведения его биографии относятся к моменту его зачисления в Рыцарскую академию в 1741 году.
Возглавлял её в это время Антон-Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1714 – 1774), муж Анны Леопольдовны, отец несостоявшегося императора Иоанна VI (умерщвлённого в Шлиссельбургской крепости в 1764 году).
Но уже 25 ноября 1741 г. Ульрих Брауншвейг был отстранён от должности в связи с высылкой из станы и руководство академией было возложено на принца Людвига Вильгельма Гессен-Гомбургского (1705 – 1745), который находился в этой должности до 1745 г.

В 1743 году специальная правительственная комиссия рассматривала состояние военно-морских сил страны. По результатам проверки была высказана мысль, что «русские подданные, и особливо шляхетство, от морской службы сколь возможно уклоняются и больше стараются служить в сухопутной армии, так как там они скорее имеют случай выслужиться и получить чины, нежели при флоте, где столько случаев не имеют и столько вакансий не бывает».
Комиссия предложила ряд мер, чтобы дворянам «к морской службе наивяще охоту подавать». В частности, было рекомендовано перевести дворян - уроженцев Новгородской губернии из Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в Морскую академию. Дело в том, что ещё Петр I приказывал набирать на флот людей из Архангельской и Новгородской губерний, так как из них, по его мнению, быстрее можно было сделать хороших моряков. 
Правительство поддержало комиссию и Рыцарская академия была разделена на два учебных заведения Сухопутный шляхетский корпус и Морскую академию куда из Рыцарской академии было переведено 34 кадета.
Одним из них был Иван Логинович Голенищев - Кутузов (1729 – 1802) - дядя М.И. Кутузова, впоследствии директор Морского кадетского корпуса.
Надо полагать, что не все переведённые кадеты были из Новгородской губернии, так Голенищев-Кутузов был родом из села Шейно Псковской губернии. Вместе с тем, с очень высокой степенью вероятности можно предположить, что Сафрон Борисович, все-таки был родом из Новгородской губернии.
Кроме 34 кадетов Рыцарской академии в новую Морскую академию был зачислен некто Пётр Степанов (1728 - ?) [1], единственный принятый в академию из разночинцев.
 Впоследствии Пётр Степанов,  при зачислении его на должность сержанта-воспитателя Морского кадетского корпуса в 1753 году на вступительных экзаменах отвечал на следующие вопросы:
1) О приливах и отливах.
2) Об исправлении румбов.
3) О дрейфе корабля при данной парусности.
4) Об определении течения моря на якоре и со шмонки.
5) Об определении скорости корабля.
6) О поверении склянок.
7) Об определении склонения компаса на берегу и на море.
9) Об определении широты места (находил её по меридиональной высоте Солнца, которую измерил квадрантом).
10) Задача: «1720 года мая 1-го дня ниже объявленные плаватели, будучи в разных местах, усмотрели высоту Солнца: первый — северный край Солнца, второй — южный край Солнца в своих зенитах, третий — нижний край Солнца в полночь, четвертый — верхний край Солнца в полдень, на своих меридианах в горизонтах. Желаю знать, в каких ширинах (широтах) плаватели находились?».
12) Пример определения широты места по меридиональной высоте Солнца.
15) По разности долготы, сделанной по параллели в известной широ-те, сыскать плавание.

17) Пример счисления и плавания по дуге великого круга, для которого вычислено 18 курсов.
18) Задача: «Когда звезда Сириус восходит и заходит в одно время с Солнцем на московском горизонте и в какой широте восходит вместе с звездой Капеллою?». 

Из курса морской практики экзаменующемуся были заданы следующие вопросы: 

1) Нагрузка, определение длины и толщины главных частей рангоута и такелажа; вес канатов и якорей.
2) Сняться с якоря.
3) С фордевинда привести в бейдевинд.
4) Поворотить овер-штаг.
5) Поворотить через фордевинд.
6) В бейдевинд под всеми парусами принять шквал.
7) Что делать, идя в бейдевинд под всеми парусами, если ветер свежеет?
8) Рыскливый корабль исправить нагрузкой.
9) Идя в фордевинд, стать на якорь.
10) Стоять на якоре в свежий ветер.
12) Что делать в случае потери мачт вдали от порта?
13) Как заменить потерянный в море руль?
14) При открывшейся сильной течи спасти корабль.
15) Приготовить военный корабль к походу.
16) В отдалении сравнить силу своего судна с неприятельским.
17) Сравнить скорость неприятельского судна со скоростью своего.
18) Узнать, своё или неприятельское судно при сближении выиграет ветер.
19) Если неприятель побежал на фордевинд, как его лучше обогнать?
20) Где место репетичного фрегата или брандера во время ходу и сражения?
21) Построиться в линию баталии.
22) Исправить линию баталии при перемене ветра

В 1745 году Сафрон Борисович закончил обучение в Морской академии и зачислен на флот в должности гардамарина. При завершении обучения С.Б. Шубин, вероятней всего сдавал экзамены в объёме, который в 1753 году сдавал Пётр Степанов при зачислении его должность сержанта-воспитателя.

В 1760 г. С.Б. Шубин, будучи уже в чине капитан-лейтенанта, участвовал в Кольбергском десанте при второй осаде города [2] 15 августа - 7 сентября 1760 года.
Во время Семилетней войны для овладения Кольбергом была снаряжена эскадра, под командованием адмирала З.Д. Мишукова (1684 – 1762), состоявшая из 26 кораблей, и вытребована из действующей армии лёгкая кавалерия и несколько находившихся на реке Висле драгунских эскадронов. 25 июня Мишуков с флотом вышел в море, а 15 августа бросил якорь около Кольберга. Положение этой крепости сравнительно с положением при первой осаде её генералом Пальмбахом почти не изменилось: гарнизон находился под начальством прежнего коменданта, полковника Гейдена, и состоял из двух батальонов земского ополчения и 800 человек крепостного полка. Запасов было достаточно; крепостные верки и укрепления оставались почти без изменения, но, как и прежде, в полном порядке.
16 августа была открыта бомбардировка, а 17 началась высадка войск. Команда над десантом была поручена генералу Демидову, который, при поддержке артиллерийского огня с флота, атаковал прусские укрепления при устье р. Персанта и, взяв их штурмом, приступил затем к траншеным работам. 20 августа были получены тревожные слухи об угрожавшей нашему десанту опасности.
На помощь осаждённым в крепости Фридрих II направил 6-тысячный корпус генерала Вернера.
Вследствие этого отряд конницы полковника Серебрякова, прибывшего к Кольбергу из действующей армии и прикрывавший действия осаждающих, был отодвинут в направлении к Старгарду для наблюдения за неприятелем, которого ожидали от Штеттина. Но на самом деде опасность угрожала с другой стороны, со стороны реки Варты. В то время как внимание русских было обращено главным образом на Берлин, генерал Вернер с 3 батальонами выступил из Глогау и форсированным маршем направился на выручку Кольберга, и 7 сентября уже был под крепостью. Появление его было настолько неожиданно, что генерал Демидов до того растерялся, что, не видя ещё неприятеля, приказал садиться всем на суда, произведя в войске смятение и беспорядок. Вся осадная артиллерия, в числе 22 орудий, досталась неприятелю. Вернер атаковал десант во время посадки на суда, но был отбит. Простояв до 12 сентября, флот Мишукова должен был сняться с якоря и отплыть от Кольберга.
Пруссакам досталось 600 пленных, орудия, запасы провианта и боеприпасов. В честь этого события в Пруссии были отчеканены памятные медали.
В Петербурге остались весьма недовольны исходом экспедиции, и в результате многие из её участников оказались на скамье подсудимых. Императрица Елизавета поручила обстоятельства дела расследовать военному суду. Впрочем, адмирал Мишуков от суда был освобождён; генерал Демидов лишён всех чинов и разжалован в рядовые. Кроме того, приговорён к смертной казни, через расстрел, майор Марин «за пьянство и самовольную отлучку с поста», разжалован в рядовые лейтенант Северицин, приговорён к денежному штрафу в размере годового оклада вице-адмирал Мордвинов и некоторые другие. Суд был окончен в 1762 г., и, в силу последовавшего 22 сентября Высочайшего указа по случаю коронования Императрицы Екатерины II, приговор был смягчён.
Как видно из материалов следствия имя Шубина в связи с провалом операции ни разу не упоминалось. Вместе с тем, из доклада Военной коллегии 1761 года следует, что десант, в котором участвовал Шубин, был плохо подготовлен:
«ему (Мишукову) все на берегу войско и осторожности от неприятеля была вверена и на его искусство и попечение возложено, собственным своим разумением, по воинским сухопутному 10 главы и морскому 1 книги I главы уставами изображенного, повеления не исполнил, то есть:
1) высаженному на берег десанту никакого прикрытия не сделал и ни о чем, что до предприятия порученной ему экспедиции следовало, воинских консилиумов не имел и чтоб в случае прибытия к ним неприятельского сикурса к отпору, где можно бы собрать свое войско было, места не назначил, и до самого того времени, как неприятель действительно уже оказался, о том никому не предлагал;
2) в какой предосторожности весь десант находится и в пристойных ли местах имеет форпосты, был несведом и сам оных, кроме что близ крепости, не признавая в свою должность, не осматривал;...»

Таким образом, не смотря не бездарное руководство всей операцией, Сафрон Борисович проявил себя в ней геройским офицером, и полностью выполнил поставленную перед ним задачу, не только занятие плацдарма, но и прикрытие отступающего десанта. Очевидно, именно это обстоятельство способствовало его зачислению в 1764 году в штат Морского кадетского корпуса капитаном 1-го ранга.

23 мая 1771 года все постройки Морского корпуса сгорели, и он был переведён в Кронштадт, где оставался до 1796 года. Павел I, сохранивший по вступлении на престол звание генерал-адмирала, в ноябре 1796 года выразил желание, чтобы колыбель флота Российского, Морской кадетский корпус, «была близко к генерал-адмиралу», и приказал перевести корпус в Санкт-Петербург.

В связи с переводом корпуса в Кронштадт произошли изменения в штатном расписании руководства корпуса. Была введена новая должность так называемый «подполковник» и его помощник, заведовавший фронтовой частью и называвшейся «майором». Первым на должность «полковника» был назначен С.Б. Шубин, который исполнял её до самой своей смерти. Майором при нем служил Голостенов. После смерти Шубина в 1782 г. и до 1784 года он исполнял должность «полковника».
Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин (1763 – 1831) вспоминал:
«Корпус Морской находился тогда в Кронштадте (1773 г.) весьма в плохом состоянии, директор жил в Петербурге и в корпусе бывал весьма редко; по нем старший был полковник, жил в Кронштадте, но вне корпуса… За ним управлял по всем частям майор Голостенов и жил в корпусе, человек средственных познаний, весьма крутого нрава и притом любил хорошо кутить, а больше выпить.»

Ещё при Петре I при Адмиралтейств-коллегии была создана Контролёрская контора, которая в 1743 году была переименована в Счётную. Основной задачей Счётной конторы была ревизия приходно-расходных книг в денежных суммах, материалах и вещах на российском флоте.
Счётную комиссию возглавлял генерал-контролёр, которую с 1777 по 1782 г. исполнял С.Б. Шубин. Вероятно, именно с этим связано, что кадеты видели Шубина не чаще руководителя корпуса Кутузова-Голенищева.


Этот портрет, принадлежащий до революции барону Николаю Егоровичу Врангелю (1847 - 1923), отцу белого генерала Петра Врангеля и искусствоведа Николая Врангеля, поступил в русский музей как «Портрет неизвестного». С 1930-х до середины 1970-х годов он экспонировался как «Портрет П.И. Рычкова».
Вместе с тем на эполете, прикреплённом к левому плечу портретируемого, ясно читается надпись: «МОР.Ш.КОРПУСЬ», то есть «Морской шляхетский корпус». По архивным документам удалось выяснить, что мундир подобного покроя мог носить только капитан флота бригадного ранга. В Морском корпусе в 1774 году эту должность занимал С.Б. Шубин.


[1] До вступления в Морскую академию в сухопутных кадетах не числился, «от роду 25 лет, из дворян, в 1743 году определён из недорослей в Морскую академию в ученики; в 1745 году написан в гардемарины из науки сферики; в 1753 году пожалован в кадетский корпус сержантом из науки круглой навигации. Артиллерии, фортификации, рисованию корабельных членов, экзерции ружейной и пушечной обучался. На море служил восемь кампаний».

[2] Кольберг - германская крепость в Прусской провинции Померания, при впадении реки Персанта в Балтийское море, ныне Колобжег, Польша.