А Вы ещё помните Вихрева?..

Андрей Рябоконь
   
   

            А Вы помните Вихрева?..    


      «Зацветает Палех чудным садом.
   Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет!..»

             (Дмитрий Семеновский)



 А ведь, пожалуй, именно Вихрев
                открыл народу истоки искусства Палеха —
 до него, Вихрева, о Палехе не то чтобы мало кто знал… но как-то
 не обращали особого внимания.   Есть такое село — и ладно.


       Когда-то писатель Иван Катаев сказал:
 «…Каждому из нас нужно обрести в своей стране какой-то особый отчий дом,
 какую-то прижизненную привязанность, найти одно такое серьёзное и душевно-радостное
 явление в жизни и с ним держать живую связь, никогда не выпускать из виду…»

              Вы слышите? Каждому!!!   

 Но именно к Вихреву относятся в полной мере и эпиграф-двустишие Дмитрия Семеновского, и слова Ивана Катаева.
 Потому что именно для Вихрева «отчим домом» в смысле душевно-радостной нравственной опоры, питавшей своими соками его творчество, стал Палех.

 Ефим Фёдорович Вихрев родился 10 апреля 1901 года в городке Шуя — сейчас это город в Ивановской области, примерно в двух сотнях километров севернее Москвы (ну, если смотреть ширОты, то широта Шуи на 120 км «выше» московской параллели, а если «строго» по прямой — 270 км на северо-восток от Москвы).

 ...В семье поддерживалось уважительное отношение к труду — и к людям труда! — поощрялась любовь к книге.

   Отец маленького Ефима, занимая незаметную должность письмоводителя у мирового судьи, в свободное от службы время рисовал, мастерил — хотя художником не был. Но врождённое русское (скажем шире — славянское!) эстетическое чувство давало о себе знать, в полную силу развернувшись в детях.

 Старший брат Ефима — Василий Вихрев — стал учёным. А младший, Николай Вихрев, художником.

 Грянула Великая Октябрьская революция, которую сейчас некоторые приближённые к особым политическим кругам историки пытаются представить «случайным» явлением, чуть ли не дворцовым переворотом вроде «оранжевой революции». Господа не привыкли зрить в корень — зато привыкли звенеть кошельком. Ну да бог с ними.

 …Так вот, грянула революция. Ефиму Вихреву, будущему писателю, всего 16 лет.
 Он учится в шуйской гимназии — да-да, той самой, где обучался до него поэт-символист К. Бальмонт...

 Кстати, Бальмонт приезжал в Шую и посетил гимназию.  Вихрев читал тогда свои стихи — напоминающие бальмонтовские — и, естественно, получил одобрение признанного поэта.  Но революционная буря заставила многое переосмыслить — и в жизни, и в искусстве…
   Вихрев страстно и самозабвенно трудится — ходит по деревням, проводит собрания, вовлекает молодёжь в строительство Новой, народной, власти.

           Буря новой жизни захватила его всецело!   

 Когда в октябре 1919-го из Иваново пришла телеграмма о мобилизации комсомольцев и коммунистов на фронт, Вихрев записался добровольцем в числе первых.

         Скоро он напишет об этом огненном времени:   
   
   «…Мы летели через столетия По равнинам, буграм, снегам,
       Неумытые, неодетые, К неизведанным берегам…»   

 Вихрев успевает делать гору дел — работает в радиотелеграфе и в политотделе 9-й армии, на время становится первым секретарём Донского комитета РКСМ, но главным образом работает в газете.
   Опыт у него уже есть (уездная газета «Новый путь» в Шуе), но именно во фронтовой печати Дона и Кубани зреет его мастерство журналиста и писателя. 
  Неслучайная параллель:  одно время на Кубани Вихрев работает под руководством своего земляка, Фурманова — будущего автора «Чапаева».
 Кстати, образ Фурманова Ефим Вихрев изобразил в рассказе «Освобождение раба».

 Как только позволила жизнь, Вихрев возобновил прерванное гражданской войной образование.

 Он знал наизусть всё самое лучшее в русской поэзии, легко цитировал Вергилия и хорошо знал живопись, особенно любил полотна Рембрандта и Микеланджело. С 1925-го Вихрев жил в Москве, но часто приезжал в Иваново, Шую, Палех.
     Родина манила его, звала…

 Вихрев печатается на страницах ивановских изданий, а в Москве работает в журнале «Город и деревня», затем в издательстве «Недра». Одно время даже выполняет обязанности директора Музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне.

  Вихрев привлекает в журнал самых разных авторов — Михаила Пришвина и Сергея Есенина, Н. Асеева, А. Жарова, А. Толстого и многих других.
 Печатается и сам — в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Красная новь», «Рост».

 Основную задачу искусства Ефим Вихрев видит в том, чтобы помогать созиданию будущего, как «прекрасной композиции социализма».

 Сейчас нам просто судить предшественников — мол, и социализм построили не такой, и «прекрасной композиции» не получилось…
   Но, согласитесь, устремления были светлые, чистые!.. Не чета нынешнему двуличному «бюрократическому капитализму», поднаторевшему не хуже древних римлян в двойных стандартах и лживой морали политиков.

 Известность Вихреву принесла книга «Палех», которая вышла в свет в 1930 году.
 А всенародное признание Палеху принёс, наверное, сам Вихрев этой книгой! 

  Последние годы жизни Вихрев работал над циклом новелл «Родники», что появилась в Ивановском областном издательстве (1936 год).
   В этой книге — лирическая стихия, «чистые родники жизни», к которым он прикоснулся в детстве…
   Вихреву здесь в полной мере удалось передать своеобразие детского
 вИдения мира  —  красочного, непосредственно, поэтичного…
   Кто не верит мне — пусть прочитает «Родники»!


         ...Путь Вихрева оборвался рано.   
 Для журнала «Наши достижения» Вихрев готовил очерк о современном Палехе.

 Приехав туда, он простудился… и 2 января 1935 года умер.

         При жизни он говорил:    
 «Нет ничего выше и прекраснее творчества… И нет большего наслаждения,
 чем сгореть в высоком творческом огне».
     Он и сгорел в этом высоком огне…

 По настоянию художников прах Вихрева был похоронен в центре села Палех —
 перед самой оградой Крестовоздвиженского храма, где позже появилась
 музейная экспозиция искусства старого Палеха. На памятнике надпись:

 «Ефим Вихрев писатель, рождённый революцией, сын пролетарской партии,
  вдохновенный трибун Палеха и народного искусства»

        И ниже пушкинские строки:   

 «В тёмной могиле почил художников друг…»







 для очерка использованы 
 литературные  источники,
 биографические материалы,
     энциклопедия...

   Никаких выдумок,
     только факты